Период 1028-1081 гг. характеризуется общим ростом напряженности между Патриархами и имп. властью. Уже Алексий Студит при всей своей лояльности ко двору (напр., в деле о 3-м браке имп. Зои) решительно боролся против покушений гос-ва и светской аристократии на монастырскую собственность и пытался утвердить институциональную автономность Церкви (запрет духовенству обращаться в светские суды). Михаил Кируларий, ориентируясь на идею верховенства духовной власти над светской, критиковал действия императоров и всячески подчеркивал свое превосходство над ними. Когда он открыто выступил против попыток имп. Исаака I Комнина использовать часть церковного имущества на нужды обороны империи, Патриарх был низложен. В 60-70-х гг. XI в. Патриарх Иоанн VIII Ксифилин активно вмешивался в гос. дела и твердо защищал права Церкви от притязаний императоров. В период правления династий Комнинов (1081-1185) и Ангелов (1185-1204) ситуация в восточно-христ. мире кардинально изменилась. Потеря империей Юж. Италии, где утвердилась юрисдикция Рима, и М. Азии, где при сельджуках происходила исламизация местного христ. населения, значительно сузила сферу церковной юрисдикции К-поля, и К-польская Церковь столкнулась с неск. проблемами: возрождением в XI в. интереса к античной культуре и распространением в визант. интеллектуальных кругах стремления соединить христ. учение с античной философией; всплеском во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. популярности народных «дуалистических» ересей (павликиане, богомилы); началом (1095) крестоносного движения под руководством папства, угрожавшего позициям К-поля и поддерживаемых им правосл. Патриархатов в восточнохрист. мире; возобновлением в XII в. доктринальных споров (дело Нила Калабрийского , осуждение сочинений Евстратия , евхаристическая дискуссия). Отцы Церкви. Миниатюра. XII в. (Vat. gr. 666. Fol. 2r) Отцы Церкви. Миниатюра. XII в. (Vat. gr. 666. Fol. 2r) Имп. Алексей I. Миниатюра. XII в. (Vat. gr. 666. Fol. 2 r) В этих условиях особую значимость для Церкви приобрела поддержка со стороны имп.

http://pravenc.ru/text/372674.html

В третьих, мысль священномученика Киприана, a равно вместе с ним и других, о необходимости перекрещивания всех еретиков и раскольников была признана неправильной, так что в ней ему самому, впоследствии пришлось раскаяться. Так, в Феатроне (Исход 6, гл. 163, изд. 1720 г.) пишется: «Около крещения еретиков, святого Киприана погрешение бысть, иже всех от ереси приходящих и возвращающихся к церкви паки крестить должно глаголаше. Бысть в сем деле великий собор в Карфагене, иже прегрешение Киприаново утверди». Затем, в книге Барония под летом 258, на л. 251 об. читаем: «Пишет, Августин (о крещении против донатистов книга 2-я, глава 4 и епистолия 48), яко мнози епископы в Африке, сего святого Киприана о крещении учения не похвалиша и о самом имать надежду, яко прежде смерти о сем покаяся». В четвертых, Апостольскими 47 и 48 правилами отрицается крещение и священство не у всех безусловно еретиков, но только у тех, которые или не веруют в Пресвятую Троицу или крестят неправильно. Преп. Федор Студит относительно сего писал: «Прими во внимание, что апостольское правило называет еретиками тех, (кои) не крещены и не крестят во имя Отца и Сына и Святого Духам (Твор. ч. I., письмо 40, стр. 256). А Большой Московский собор 1667 года высказался о сем так: «Оные (апостольские правила) крещения и жертву еретическу, и крещение во едино погружение, явно есть о тех еретиках глаголят, иже веры Божия отнюдь отчуждишася, ихже и последующие правила повелевают крестить; а не о тех иже крещаются во имя Отца, и Сына, и Святого Духа; противятся же иными некиими расколы или ересьми» (Кн. Соб. Деяний 1667 года, лист 67). Указанные в настоящих замечаниях факты уже сами по себе, помимо всяких других каких-либо соображений, ясно показывают нам, на какой зыбкой почве держался взгляд древних защитников перекрещивания всех еретиков и раскольников, и как мало было надежды на то, что этот взгляд получит в будущем господствующее положение. Но особенно это становится для нас ясным тогда, когда мы обращаемся к древним же противникам сего взгляда и к определениям вселенских и других соборов, касательно образа принятия в церковь , обращающихся к ней еретиков и раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

37 Liber Pontiflcalis (Life of Alexander III by Cardinal Boso), ed. L. Duchesne (Paris, 1957) 2, p. 415. 38 Cinnamus, Historia 5,7, Bonn, ed., p. 220. 39 Ibid., 228—229; о «Даре» среди византийцев, см. P. J. Alexander, «The Donation of Constantine at Byzantium and its Earliest Use against the Western Empire,» Vizantoloshkog InstitutaZbomikRadova 8 (Beograd, 1968), 12—25. Как и на Западе, «Дар» толковался либо в пользу императорской власти над священством (как в случае с Киннамом), либо в защиту неотъемлемых привилегий Церкви. Второй интерпретации придерживался Михаил Керуларий (см. Balsamon, в: Rhalles and Potles, Σνταγμα καννων 1, ρ . 147); см. также замечательный крест XI в., возможно, принадлежавший Керуларию, украшенный изображениями Константина и папы Сильвестра, представляющими в действительности Исаака Комнина и Михаила Керулария. Крест находится сейчас в Думбартон Оакс; см. публикацию и комментарий R. J. Н. Jenkins and Ε . Kitzinger, Dumbarton Oaks Paper 21 (1967); о взгляде Керулария на свою собственную роль и достоинство см. особенно Н. Суворов, Византийский Папа (M., 1902); об использовании им «Дара» см. сс. 114—115, 127—130. 40 D. Oboiensky, op. cit., p. 240. 41 PG 140, col. 297 C; cf. L. L " Huillier, «La nature des relations ecclüsiastiques griico-latines apms la prise de Constantinople par les Croisüs,» Akten des XI. Internationalen Byzantinisten-Kongress 1958 (МьпсЬеп, 1960), pp. 317—318. 42 См. G. Ostrogorsky, op. cit., p. 61, вслед за W. Ensslin, «Zur Frage nach der ersten Kaiserkrunung durch den Patriarchen und zur Bedeutung diese Aktes im Wahlzeremoniell,» Byzantinische Zeitschrift 42 (1942), pp. 101 ff. 43 Так, например, патриарх Алексий Студит (1025—1043) возражал своим критикам, отрицавшим его каноничность, что если он не законный патриарх, то и венчанные им императоры — Константин VIII, Роман III и Михаил IV — не законные императоры (Skylitzes-Cedrenus, Bonn ed., 2, pp. 517—518); ср. Η . Скабалланович, Византийское государство и церковь в XI веке (СПб., 1884), сс. 369—370.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3290...

2. Организация монашеской жизни по принципу единоначалия и на основе евангельского учения и в соответствии со святоотеческим наследием. Духовник исполняет обязанности в полном согласии и послушании игумену. Лучше, если это сам игумен, что позволит избежать разделения и образования группировок в братстве. 3. Разработка общих принципов устроения монашеских общин в настоящее время и на основании этого – уставов отдельных монастырей. Проведение монашеских съездов в епархиях и в масштабах всей Русской Православной Церкви с целью обсуждения имеющихся проблем и обмена опытом, знакомства и преодоления взаимной изоляции. 4. Поскольку настоятель монастыря должен быть отцом братству (это отражено и в тексте обсуждаемого проекта «Положения»), необходимо определить принципы его избрания братством и поставления архиереем в соответствии с монашеской традицией. Известно, что вся отеческая традиция, начиная с преп. Пахомия Великого, заповедует добровольное избрание братией своего духовного наставника. «Любимый братией, угоден и Богу», –говорит святитель Алексий Студит в своем монастырском «Уставе», который, по свидетельству историков, получил на Руси самое широкое распространение. Здесь можно указать на некоторые условия порядка избрания: а) избрание членами Духовного собора монастыря либо общим монастырским собранием, в котором предоставляется право участия мантийным и рясофорным монахам, прожившим в обители не менее трех лет (эти тонкости могут регулироваться, но общий принцип не должен изменяться); б) избрание монаха, прожившего в обители не менее трех-шести лет, дабы сохранялась духовная преемственность обители; в) назначение указом епархиального архиерея только в том случае, если избрание невозможно по каноническим причинам: разногласие братии либо малочисленность насельников и неустроенность монастыря. 5. Активное и максимально возможное участие настоятеля (игумена) во всей жизни обители: богослужении, трапезе и общемонастырских делах и послушаниях. Отделение настоятеля от остальной братии: отдельный стол, отдельная кухня, излишние материальные приобретения, не говоря уже об имущественных приобретениях вне обители, – это начало разрушения братства и упадка духовной жизни монастыря. «Положение» обязательно должно оговаривать подобные вопросы и пресекать злоупотребления со ссылкой на соответствующие каноны.

http://pravmir.ru/otzyv-o-proekte-polozh...

Ведь в утренних молитвах, в развернутом помяннике есть следующие слова: «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания, просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти». Вспомним также и некоторые жития святых. Например, преподобного Макария Египетского. Когда однажды с ним в пустыне заговорил череп языческого египетского жреца, который благодарил угодника Божия за то, что он молится о них, пребывающих в аду. Его молитва благодатью Божией облегчает их мучения. На этом примере мы видим действенность и благодатную помощь людям такой молитвы. В житии уже приближенного к нам старшего современника преподобного Кукши Одесского есть такой случай, записанный из уст самого святого: «В дороге мне совсем было нечего есть (отец Кукша ехал после лагерного заключения на высылку. – Прим. авт.). В одном купе со мною ехала молодая евреечка, – спаси, Господи, ее душечку, с 3-летним сыночком. Она спросила, куда я еду и не священник ли я, сказала, что ее отец раввин тоже в заключении. Она все трое суток кормила меня до самого Соликамска и с собой дала немного денег». В воспоминаниях святого мы видим явный пример молитвы о спасении молодой женщины, вполне возможно, иудейского вероисповедания. Также преподобный Феодор Студит говорит о том, что о вышеперечисленных категориях людей можно совершать домашнюю молитву: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на епархиальном собрании Москвы в 2003 году сказал: «Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения». То есть в келейной (домашней) молитве можно молиться о некрещеных людях. Следуя цитате Святейшего, мы с Божьей помощью переходим к следующему вопросу: «Можно ли молиться о некрещеных, еретиках и раскольниках в храме?» Ответ: «Нет».

http://pravoslavie.ru/97781.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подписка на новости в формате RSS Подписка на рассылку сайта Купить Православную Энциклопедию Учебные пособия 12+ Том I. А — Алексий Студит Cедмица.RU Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Форумы

http://sedmitza.ru/vol01.html

А. С. согласился оставить Патриарший престол при условии низложения всех поставленных им епископов и отлучения 3 императоров, венчанных им на царство; ввиду неисполнимости этих требований дело было закрыто. В апр. 1042 г. Патриарх сыграл активную роль в столичном восстании против имп. Михаила V (1041-1042): незадолго до этого А. С. был низложен и выслан в Пиперудский мон-рь по обвинению в заговоре, но с началом восстания вернулся в К-поль, потребовал низложения императора и венчал на царство сестру Зои Феодору . Когда же к власти пришел Константин IX Мономах (1042-1055), вступивший в брак с 64-летней Зоей, А. С. уклонился от личного участия в заключении третьего брака императрицы, но на др. день венчал ее мужа на царство. Вскоре после смерти Патриарха принадлежавшие ему сокровища (25 кентинариев, т. е. ок. 800 кг золота), хранившиеся в основанном им мон-ре, были найдены и конфискованы в казну. Не исключено, что эти деньги Константин IX истратил на постройку новых храмов и мон-рей. В 1034 г. А. С. на свои средства основал на берегу Босфора близ К-поля мон-рь в честь Успения Богоматери, известный под именем «кир Алексия» (το κυρο Αλεξου). Для него А. С. составил богослужебный и дисциплинарный устав, основываясь на традициях Студийского мон-ря (см. Студийский устав ). Этот т. н. Студийско-Алексиевский Типикон известен лишь по неск. слав. спискам; его первый древнерус. перевод был выполнен в кон. 60-х - 1-й пол. 70-х гг. XI в. для Киево-Печерского мон-ря, откуда был заимствован др. рус. обителями (см. Богослужение РПЦ. X-XX вв.//ПЭ. Т. РПЦ. С. 486-487). А. С. поставил на Русь митр. Феопемпта (упоминается в 1039/40). Соч.: PG. 119. Col. 744-849. Ист.: Ioannes Scylitzes. Chronographia/Ed. H. Thurn. B.; N. Y., 1973. (CFHB; 5). P. 369, 376, 418, 429; Georgius Cedrenus//PG. 122. Col. 211, 219, 249, 281; Михаил Пселл. Хронография. III 20; Вальсамон. Комментарии на 7-е правило Двукратного Собора и на 3-е правило Гангрского Собора//PG. 137. Col. 1041-1045. Лит.: Γεδεν. Πνακες.

http://pravenc.ru/text/64708.html

А.-х. не оставляют верных Богу, «и распоряжаются нашими делами, и помогают нам» ( Ioan. Damasc. De fide orth. II 3) не только в течение земной жизни, но и в минуты смерти и после нее. «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти,- пишет прп. Феодор Студит ,- размышляй о самом разлучении души от тела,- разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела» (Ep. 482). После разлучения с телом душа, по замечанию свт. Кирилла Александрийского , «будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту... встретит различные мытарства, кои будут преграждать ей путь в Царствие...» (Hom. div. 14). Лит.: Алексий [Ржаницын], архим. Об ангелах-хранителях//ПрТСО. 1849. 8. См. также лит-ру к ст. «Ангелология». М. С. Иванов Гимнография Наряду с ангельским чином в целом (см. Ангелология , разд. «Гимнография») почитаются ангелы, к-рых Господь «        » (тропарь 3-й песни канона утрени 8 нояб.). Среди гимнографических текстов, посвященных А.-х., известны 2 канона: Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского (XI в.), и анонимный. Канон Иоанна 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом : «Τν γγελον μλπω σε τν φλακ μου, δ μοναχο Ιωννου» (греч.- Ангела пою тебя, хранителя моего, песнь монаха Иоанна; начало - «        ») имеет при себе седален 4-го гласа «                      », кондак 2-го гласа «            », группу стихир 2-го гласа и молитву «                    » (Псалтирь следованная. Ч. 1. С. 344-351), входящую в греч. Церквах в состав повечерия, а в РПЦ в состав утреннего келейного правила . Этот более пространный канон помещен в печатных греч. Великих Часословах (Ωρολγιον τ μγα. Αθναι, 1992. Σ. 639-649) и в слав. Следованных Псалтирях, как рукописных, так и печатных (напр., Син. 350. Л. 426 об.- 433, XV в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 422). В совр. рус. богослужебных книгах, а также канонниках и молитвословах обычно печатается др. анонимный канон 8-го гласа А.-х. (начало -          ) с тропарем 6-го гласа «          », седальном 2-го гласа «                », кондаком «                » и икосом «          » 4-го гласа, молитвой «              » (Псалтирь следованная. Ч. 1. С. 336-343). Этот канон известен уже по слав. рукописным Следованным Псалтирям (напр., Син. 708. Л. 342-346, XV в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 425). В совр. слав. Следованной Псалтири печатаются оба канона. 2-й канон в совр. практике РПЦ входит в состав келейного иноческого правила. Один из канонов обычно прочитывается накануне Причащения.

http://pravenc.ru/text/115106.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФИМ II предыдущая статья следующая статья печать библиотека 2 , С. 718 опубликовано: 4 июля 2008г. АНФИМ II († 1628), Патриарх К-польский (18.06 - 22.09.1623). Происходил из богатой к-польской семьи; до избрания Патриархом был митрополитом Адрианопольским. После низложения Патриарха Григория IV избран (не без помощи иезуитов) на К-польский престол. Пробыв Патриархом 4 месяца, удалился на покой в Великую лавру на Афоне, где и скончался. Лит.: Γεδεν. Πνακες. Σ. 552-553; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 764. Б. А. Нелюбов Рубрики: Константинопольская Православная Церковь Константинопольская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Патриархи Константинопольские Анфим II, Патриарх Константинопольский (18.06 - 22.09.1623) См.также: АГАТАНГЕЛ митр. Белградский - см. Агафангел, К-польский Патриарх АГАФАНГЕЛ (1760-е гг.-1832), Патриарх К-польский (1826-1830) АКАКИЙ († 489), Патриарх К-польский (с марта 472) АЛЕКСИЙ СТУДИТ Патриарх К-польский (1025 – 1043) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/114134.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИАНОПОЛЬ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 43 , С. 119 опубликовано: 18 января 2021г. МАКСИМИАНОПОЛЬ Автокефальная архиепископия в митрополии Родопа - см. ст. Мосинополь . Рубрики: Константинопольская Православная Церковь. Епархии Ключевые слова: Константинопольская Православная Церковь [Константинопольский Патриархат, КПЦ), Патриархат, занимающий 1-е место в диптихе православной Церквей Максимианополь, автокефальная архиепископия в митрополии Родопа - см. ст. Мосинополь См.также: АЛЕКСИЙ СТУДИТ Патриарх К-польский (1025 – 1043) АНТОНИЙ I КАССИМАТА Патриарх К-польский (821-837?) «ВЕЧНОЕ» правосл. журнал, издавался в 1948-1992 гг. во Франции ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2561658.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010