Типикон. С. 301). При этом служба Н. не отменяла вседневных песнопений Октоиха: стихир на стиховнах вечерни и утрени и канона. Впрочем, в данном уставе то же наблюдается и в отношении памяти большинства др. святых, так что этот порядок нельзя считать признаком вседневного характера службы. Напротив, она отмечена такой яркой праздничной особенностью, как пение в конце каждой песни канона утрени ирмосов Рождества Христова, по образцу службы на Введение во храм Пресв. Богородицы (причем на память Н. в Студийско-Алексиевском уставе указаны ирмосы не 1-го, как на Введение, а 2-го канона Рождества -     - Там же. С. 300), что соответствует катавасии в позднейшем смысле этого термина; Студийско-Алексиевский устав предусматривает ее лишь для самых важных праздников. Составитель устава - патриарх Алексий Студит - также отметил, что в Студийском мон-ре 7 дек. совершалась служба только в честь свт. Амвросия Медиоланского, но сам предписал для своего мон-ря исполнять 7 дек. песнопения как свт. Амвросию, так и Н. (и совершать вечерню и утреню без кафизм), продлевая этим празднование Н. еще на целый день. В афонском Георгия Мтацминдели Типиконе (ок. 1042) память Н. 6 дек. отмечается по праздничному чину: на утрене вместо кафизм поются 3 антифона из Пс 91, 32, 111, за ними - «Всякое дыхание» и читается Евангелие (Ин 10. 11-16). 7 дек. соединяются последования в честь Н. и свт. Амвросия ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 243). В уставах греч. мон-рей Юж. Италии описан аналогичный чин службы. Так, в Мессинском Типиконе 1131 г. богослужение открывается праздничной вечерней, без кафизмы, со входом и паремиями ; на утрене вместо кафизм поются 3 антифона из Пс 96, 131, 111, степенны, прокимен, «Всякое дыхание» и читается Евангелие (Ин 10. 9-16); канон поется с рождественской катавасией, в конце утрени - великое славословие без стиховных стихир. Песнопения Октоиха полностью опускаются. Тропарь и кондак на входе во время литургии поются только Н. Ради праздника 6 дек. отменяются все работы, а трапеза устраивается дважды в день, несмотря на пост; упоминается вкушение в этот день даже молочных продуктов - Типикон предписывает ради праздника раздавать беднякам хлеб, вино и сыр в качестве «руги».

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Встреча с Православием/Проповеди Преподобный Феодор Студит По благодати Пресвятого Духа мы сподобились праздновать Святую Пятидесятницу — Сошествие Святого Духа. О Его Сошествии Иисус Христос сказал: Уне есть не только вам, но и всему миру, да Аз иду, — да приидет Дух Святой. Аще бо не иду Аз, Утешитель, (т. е. Дух Святой), не приидет к вам аще ли же иду, послю Его к вам. Егда же приидет Он, наставит вы всяку истину (Ин. 16, 7,13). Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не Ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа. Митрополит Иоанн (Вендланд) Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический Патриарх Пимен (Извеков) Сегодня мы собрались в святой храм, чтобы попрощаться с назидательными и утешительными пасхальными песнопениями до будущего года. Нам не ведомо, как сложится у каждого из нас последующая жизнь. Сподобит ли нас Господь дожить до будущей Пасхи? Но пусть это никого не огорчает, ибо Христос Спаситель Своим Воскресением попрал смерть и всем нам жизнь даровал. Обратим внимание, что каждый воскресный день на всенощном бдении поется Пасхальное песнопение: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим...» Священномученик Серафим (Чичагов) Митрополит Иоанн (Вендланд) Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, – дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, – и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, – ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру.

http://pravoslavie.ru/put/page4_1080.htm

Известно, что вся отеческая традиция, начиная с преп. Пахомия Великого, заповедует добровольное избрание братией своего духовного наставника. «Любимый братией, угоден и Богу», -говорит святитель Алексий Студит в своем монастырском «Уставе», который, по свидетельству историков, получил на Руси самое широкое распространение» . Преосвященный Максим епископ Барнаульский и Алтайский с большим недоверием воспринял выборность, опасаясь негативных последствий: «Что касается вопросов автономии монастырей от правящих архиереев, а также выборности игуменов обителей, по моему мнению, данная практика в современности может привести к весьма печальным результатам. Если обратиться к опыту греческой церкви, либо опыту других братских поместных православных церквей, то, пожалуй, ни одна из церквей не перенесла таких страшных гонений, ни одно общество не было так расцерковлено, как наше» . Преосвященный Пантелеимон, митрополит Красноярский и Ачинский, избрание игумена считает естественным правом монашествующих: «Выборность игумена (игумении) считаю естественным правом монашествующих, с благословения правящего архиерея» . Преосвященный Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский, судя по отзыву, весьма монахолюбивый владыка: «В вопросе выбора начальника обители нет догмата, есть только нравственный обычай — видеть его в среде той братии, где возникла ситуация по нему, хотя спасает порой положение и назначение его со стороны епархии» . Преосвященный Никон, митрополит Уфимский и Стерлитамакский: «Ставить вопрос о выборности игумена (игумении) монастыря в нашей Церкви преждевременно, т. к. годы борьбы с Церковью и религией сделали свое дело. Во многих монастырях нет опытных духовников, которые могли бы положительно влиять на духовную и административную жизнь монастыря, согласуясь с Уставами РПЦ и обители, а так же указаниям священноначалия. Монашествующие во многих наших монастырях далеки от совершенства и послушания» . Преосвященный Вениамин, епископ Пензенский и Кузнецкий, в своем отзыве сравнивал приход с монашеской общиной: «Тем удивительнее было читать критику предложенного текста в сети Интернет.

http://pravoslavie.ru/75198.html

А еще «группа священноиноков и мирян» своим заявлением о том, будто «человек с момента своего творения (от Адама) от Бога получает имя» заставила меня вспомнить, что как раз «с момента творения» человек не имеет никакого личного имени. Бытописатель ни разу не называет имени человека, который жил в этом саду. В рассказе о грехопадении нет Адама и Евы. Имя Евы зазвучало лишь в Быт.3, 20, то есть уже по ту сторону грехопадения. А Адам как имя (без артикля) в еврейском тексте появляется лишь в Быт.4, 25. До этого же в библейском тексте стоит не Адам, но ха-Адам, то есть – «человек». Иногда же роль «идентификатора», приставляемого к имени человека для обозначения именно этой персоны служит как раз… цифра. Так происходит при упоминании владык светских и церковных: Николай Второй, Алексий Второй… Преп. Феодор Студит в одном из писем к своим собратьям предлагал – ввиду неизбежной перлюстрации писем – обозначить действующих лиц буквами греческого алфавита. Сам Феодор подписывался последней буквой алфавита – «омега», а его духовника, игумена Платона, обозначала буква «альфа» . Для всех 24 букв греческого алфавита (и для трех дополнительных) нашлись обозначаемые ими персонажи. Так что это не были первые буквы имен. Мы видим, что Святой считал возможным не подписываться своим именем, а других людей упоминал под некими, как сейчас сказали бы, «никами». Отдельно же написанная буква в греческом языке имеет еще и числовое значение. Но древних святых это не пугало. Наконец, в самой священной части нашей речи – в нашей речи о Творце – мы сами порой заменяем Имена цифрами («Вторая Ипостась, Третья Ипостась…»)… «Единица, от начала подвигшаяся в двойственность, остановилась в троичности» , – пишет св. Григорий Богослов о Троице, цифрами заменяя ипостасные имена Отца, Сына и Духа. Имя – это один из способов опознать («идентифицировать») человека. И обычно идентификация предшествует именованию. Сначала я вижу знакомого, узнаю его знакомые черты (по голосу, походке, одежде, чертам лица…). И лишь затем, уже узнав его – я вспоминаю его имя. Иногда же (скажем в письме или при разговоре по телефону) имя выступает в качестве преимущественной или даже единственной опознавательной приметы. Есть опознание людей по отпечаткам пальцев. Если человека, погибшего в катастрофе, опознали именно по результатам генетической экспертизы (а именно генетические паспорта и распознаватели вскоре войдут в нашу жизнь) или по отпечаткам пальцев – отпевать в храме его будут по имени или же в ектеньях будут называть данные экспертизы? Ясно, что по имени, а, значит, каким бы образом ни идентифицировали человека – для Церкви и для родных он всегда будет связан с именем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

К кон. X - нач. XI в. власть К-польского Патриарха вышла далеко за пределы В. и. В результате активной миссионерской деятельности К-польского Патриархата во 2-й пол. IX - Х в. в сферу его влияния вошли Болгария, Алания, Сербия, Хорватия и Киевская Русь. Новая ситуация отразилась в притязаниях Патриарха на право именоваться «Вселенским в своем собственном мире», к-рые имп. Василий II и Патриарх Евстафий выдвинули в 1024 г. в послании к папе Иоанну XIX. Усиление могущества В. и. обеспечивало сохранение тесной связи церковной и гос. политики; миссионерская деятельность византийцев развивалась одновременно с их политическим проникновением на христианизируемые территории; распространение христианства за пределами империи, как правило, велось от имени и при посредстве имп. власти. После включения Болгарии в состав империи (1019) начала проводиться планомерная «грецизация» местного клира; на Руси, где подобная политика была невозможна, Патриархи и императоры всеми силами стремились сохранить под контролем греч. духовенства митрополичий престол. Выход К-польского Патриархата за политические границы Византии способствовал тому, что в дальнейшем пути и судьбы К-польской Церкви и В. и. разошлись. Сер. XI - нач. XIII в. Корона имп. Константина IX Мономаха. 1042-1050 гг. (Национальный музей. Будапешт) Корона имп. Константина IX Мономаха. 1042-1050 гг. (Национальный музей. Будапешт) Во 2-й четв. XI в. в В. и. на фоне ослабления имп. власти авторитет Церкви и ее экономическое могущество продолжали усиливаться. Выросло число мон-рей (особенно на Афоне); расширило свое влияние монашество. Новый курс в отношении неправосл. христ. общин Востока выразился в давлении на монофизитов с целью убедить их присоединиться к офиц. Церкви. Его начал проводить с 1029 г. Патриарх Алексий Студит , к-рый попытался принудить яковитский клир Сирии и Месопотамии признать Халкидонский Собор. При Патриархах Михаиле I Кируларии , Константине III Лихуде и Иоанне VIII Ксифилине антимонофизитская политика К-поля ужесточилась. Давление и репрессии со стороны правительства против отколовшихся Церквей вызвали этнические и религ. столкновения, в первую очередь с армянами. Этот курс активно проводился императорами Константином IX Мономахом (1042-1055) и особенно Константином Х Дукой (1059-1067). Однако такая политика шла вразрез с политическими интересами гос-ва, поскольку серьезно ослабляла поддержку визант. господства на Востоке перед лицом растущей внешней опасности; недовольство засильем «греков» со стороны местного населения облегчило завоевание в 70-х гг. XI в. всего Востока и М. Азии турками-сельджуками.

http://pravenc.ru/text/372674.html

 Там же. С. 309.   Феодор Студит . Письмо 49. К отцам гонимым//Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867.С. 150–155. С. 152.  Частным случаем кощунственного отношения к священным изображениям стали изображения московских православных храмов на драпировках сидений в московском наземном общественном транспорте. Просим вас подписать петицию в Мосгортранс о замене этих драпировок. Подробности об этом кощунстве см. в статье:  Алексий Кнутов, свщ., Немыченков В.И . О Мосгортрансе и кощунствах в транспорте//  http://pravoslavie.ru/122306.html скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ангелина 17 октября 2023, 16:27 Если нельзя ангелочков из глины возле икон, то нельзя и рисовать их, шить из тканей к Рождеству Христову в Воскр.школах. А с другой стороны, видела снеговиков из глины в иконных лавках рядом с вывеской: " Всё освящено " . Навести надо порядок, чтобы продукция (кино, реклама, товары) не выпускались без предварительного согласования с РПЦ. А то сначала выпустят, а потом критикуют, спорят. Еще видеть довелось восковые свечки, сделанные как церковные (и продаваемые с названием " церковные " ), которые продают в магазинах хозяйственных рядом с игральными картами, крышками консервации и туал. бумагой. На бутылках с вином надпись есть: " Православное вино " . На кагоре - храмы. А сигареты " Св.Георгий " ? Екатерина 24 июля 2023, 12:49 Статья подробная. Немного не поняла о просфорах. Неоднократно видела у нас в храмах просфоры с изображением Богородицы. А священники в наших краях благочестивые, и упрекнуть их в неуважении к иконам явно нельзя) Так где же истина? Олег 5 октября 2020, 21:43 Статья подробная. Но ничего в ней не сказано о ношении маленьких икон на груди. Тоже, наверно, грех. А ведь очень многие носят. Юлия 14 августа 2020, 17:18 Спаси Бог! Помоги нам всем Господь!!! Укрепи, дай силы в борьбе за истину!!! Просто замечательные статьи! Без слез невозможно читать. Единственное хочется уточнить, если видишь в храме икону, которая висит ниже пояса взрослого , а в церковной лавке говорят что батюшка так благословил значит можно и что это дом Божий, а в доме Божием и на пол можно иконы ставить,что же остается делать, и что можно тогда сказать на такие ответы..?

http://pravoslavie.ru/133133.html

С одной стороны, это значило, что патриарх стал вторым по значимости официальным лицом Империи после самого императора. Но, с другой стороны, его участие превратило коронацию в религиозную церемонию. В ходе ее император подвергался своего рода рукоположению, он получал дары Святого Духа. С тех пор имперский дворец стал известен как святой дворец. Имперские церемонии приобрели литургический характер, где император играл двойную роль: представителя Бога на земле и представителя народа перед Богом, символ самого Бога и Божественного воплощения. Тем не менее всю первую половину византийской истории коронование всего лишь санкционировало de facto уже провозглашенного императора. Древняя римская традиция провозглашения нового императора армией и Сенатом продолжала оставаться главным критерием их вступления в должность. Однако уже в XI в. среди канонистов (таких, как патриарх Алексий Студит) появляется мнение, что законность императоров основывается не на провозглашении, а на патриаршем короновании. Особый характер положению императора придавали специальные прошения в ектеньях и молитвы, читаемые в церквах по праздникам. В молитве Рождественского сочельника у Христа испрашивалось, чтобы Он «подвигнул народы всей Вселенной принести дань Вашему Величеству, как волхвы принесли дары Христу». В песнопениях Пятидесятницы говорится, что Святой Дух снизошел в виде огненных языков на главу императора. Константин Порфирородный писал, что именно через дворцовые церемонии «имперская власть направляется в нужном ритме и порядке, и Империя может таким образом представлять гармонию и движение Вселенной, исходящей от Творца». Византийцы свято веровали именно в такое понимание роли императора. Впрочем, это не мешало им принимать участие в свержении того императора, которого они считали недостойным или нечестивым. Его святость не предоставляла ему гарантии от насильственной смерти. Византийцы почитали символ, который совсем не обязательно совпадал с каждой конкретной личностью. Тот император, чья личность в глазах народа и Церкви не соответствовала его высокому призванию, считался тираном и узурпатором, и его насильственное свержение было лишь делом времени и виделось как богоугодное деяние.

http://sedmitza.ru/lib/text/434814/

Но здесь сцена триумфа обставлена, как известно, встречею трех трупов в раскрытых гробах кавалькадою знатных кавалеров и дам и поучительною проповедью им блаж. Макария, далее: сценами из жизни (anacoreti) отшельников (Илариона, Макария, Павла, Антония, Марии Египетской, Пафнутия и Онуфрия) со сценою «веселящейся компании» (gaudenti). Сцене отшельнической жизни в греческой иконописи (и стенописи, вероятно) отвечает у греков икона жития св. Ефрема, о которой скажем особо, тогда как сцена веселой компания, явно, итальянского происхождения и литературной закваски (Боккаччо). Самые надписи в литературной итальянской переделке отвечают греческим по смыслу и характеру: «О Morte, medicina d’ogni репа, Dè vienci a dare omai l’ultima cena»! «Io non attendo (ad altro) che a spenger vita, Menando la mia falce si attondo, Infino a che nessun ci rimarrà» etc. Подробный разбор отношений афонских фресок XVI–XVII веков к итальянским XIV века требует анализа обширной группы византийских аскетических композиций в период XIII–XVI веков и в данном случае неуместен. В порядке следования, по левой стороне главного нефа (табл. IV) изображены: Св. Евфросин, Алексий Божий человек в короткой тунике (голова напоминает Предтечу в картине Иванова). Иоанн Колов († около 422 г.), известный своим послушанием (выращенное им вновь поливкою сухое дерево) подвижник горы Нитрейской в Египте, в монашеских одеждах, но не малорослый, как предполагают по его прозвищу, мощная фигура старца с большою окладистою бородою. Павел Латрский (в окр. Милета, † 955 г.), пастух, игумен, отшельник: высокохарактерная голова (прорись Севастьянова лучше и своехарактернее, брови не нахмурены, на голове только чуб волос, благословение не именословное, но троеперстное), поверх меховой милоти монашеский аналав; фигура при Севастьянове была снизу разрушена, ныне одежда реставрирована уже без понимания. Св. Пимен – наставник Павла Латрскаго. Макарий Римский в отшельнической милоти. Феодор Студит , Феофан по надписи ( γραπτς=«начертанный») исповедник и «пиит» и брат его Феодор «начертанный», подвизавшиеся в середине IX стол.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Освобождение свободного по первозданной своей природе человека, возрождение его к вечной Божественной жизни, преображение и обожение всего его бытия происходит чрез сочетание Божественного и человеческого. В последнем, т. е. человеческом плане, преобладает отрицательное действие, в первом, т. е. Божественном, – всегда только положительное. Нужно ли говорить, что мысль об отречении от мира привела к тому, что большинство людей видят в монашестве нечто весьма скорбное, тяжелое, мрачное? Не так, однако, смотрели и смотрят те, кто избирал этот путь. Преп. Федор Студит , например, в своем восторге от этого образа жизни, называл его «третьей благодатью». Первая благодать – это закон Моисея. Вторая – «благодать на благодать», которую все мы приняли от полноты Христа, по слову Иоанна Богослова ( Ин.1:16 ). И наконец, третья – монашеский образ жизни, данный человеку, понимаемый, как небесная жизнь, как сведение ангельского мира на землю, как достижение и реализация в истории того, что по существу своему лежит за ее пределами. Епископ Игнатий Брянчанинов , занимающий одно из первых мест в ряду Отцов Русской Церкви, просиявших в прошлом, весьма богатом духовно, так говорит о монашестве: «СОВЕРШЕНСТВО ХРИСТИАНСКОЕ» состоит в чистоте сердечной, коей является Бог, обнаруживающий Свое пребывание в сердце многоразличными дарами Духа Святого. Достигнувший сего совершенства есть светильник, не телесным служением, но служением духа исполняющий заповедь любви к ближнему, руководящий спасающихся, восставляющий их от падений, целящий их душевные раны. МОНАШЕСКИЙ ЛИК доставил Церкви Христовой пастырей, которые не препретельными словесами человеческой мудрости, но словесами Духа споспешествуя учению чудесами, пасли и утверждали Церковь . Вот почему Церковь по окончании мучений представлена бежавшею в пустыню. Туда бежало совершенство церковное, источник света церковного, главная сила Церкви воинствующей. Кто были Златоуст, Василий Великий , Епифаний, Алексий и Филипп митрополиты, – словом, все святые пастыри? Но и не в чине архиерейском, а в простом монашеском есть много светильников от Антония Великого , Иоанна Дамаскина , Сергия Радонежского и Георгия Затворника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

2000. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви: заявление об отложении от духовного общения с церковною властью. С. 181–182. 2001. Кацнельсон И. С. А. К. Булатович — гусар, землепроходец, схимник. С. 31. 2002. См. примечания игумена Андроника (Трубачева) в кн.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 556–557. 2003. Впоследствии архиепископ Курский, с 1923 по 1926 гг. в ссылке на Соловках, с 1928 по 1936–й — архиепископ Рязанский и Шацкий. Расстрелян в 1937 г. 2004. Η. Μ. Соловьев — математик, член имяславческого кружка. 2005. В. А. Симанский — отец будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, с 1891 г. сотрудник канцелярии Святейшего Синода. О нем см. в: Одинцов М. И., Буевский А. С. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. — Православная энциклопедия. Т. I (А–Алексий Студит). М., 2000. С. 676–677. 2006. Монах Ириней (Цуриков) — в прошлом насельник Андреевского скита на Афоне. 2007. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 557–558. Игумен Андроник (Трубачев), впервые опубликовавший данное письмо, считает его адресованным Патриарху Тихону, однако содержащееся в письме обращение»Ваше Высокопреосвященство»скорее заставляет предполагать, что адресатом письма был ктолибо из высших иерархов, членов Священного Синода. 2008. Тахо–Годи А. Л. Лосев. М., 1997. С. 110–111. 2009. См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558. 2010. См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558. 2011. Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558–560. 2012. Там же. С. 561- 562. 2013. Лескин Д. Ю. Философия имени в России. С. 127. 2014. Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558. 2015. Там же. С. 246. 2016. Там же. С. 241. 2017. Цит. по: Там же. С. 249–251. 2018. Там же. С. 575. 2019. Там же. С. 354. 2020. Там же. С. 355–356. 2021. Там же. С. 226. 2022. Там же. С. 357. 2023. Там же. С. 358. 2024. Ин. 4:25. 2025. Деян. 7:22–31. 2026. Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 358–359.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010