Для того чтобы твои справедливые требования были удовлетворены, необходимы три условия. Первое – самому быть правым; если сам не прав, тогда чего же требовать? Второе – найти того, кто в силах помочь тебе удовлетворить твои права, поскольку, если ты будешь требовать этого от человека, который не может этого сделать, ничего не выйдет. Третье – если человек, который может помочь тебе добиться справедливости, найден, убедить его в своей правоте. Лишь одно любопытство можно оценить положительно – то, которое связано с научными исследованиями. Не обращайтесь плохо с животными. «Праведный печется о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» ( Притч. 12, 10 ). Если же это вредитель, то убивайте его не мучая. Диктатуры – это сапрофиты 43 , которые развиваются на навозных кучах. В странах со справедливыми законами диктатура невозможна. Действительность очень часто превосходит самые богатые фантазии самых отчаянных фантазеров. РАЗНОЕ Благодеяния Божии – Геронда, в чем состоит самое большое благодеяние Бога человеку? – В том, что Он вочеловечился, чадо мое! – А второе? – В том, что Он оставил нам Свою Церковь и удостоил нас быть ее членами. Представь себе, сколь многие люди далеки от нее. Также и священство – поистине великое благодеяние. Священник – проводник Благодати Божией! – Третье? – Смерть. О святости Однажды батюшка сказал: – Преподобный Феодор Студит прервал общение с патриархом, но святым он стал не за это деяние, а за свою святую жизнь. Также и святой Алексий, человек Божий, который из любви ко Христу покинул свою жену, и святой Епифаний, который совершал хиротонии в Константинополе вопреки желанию местного архиерея, святителя Иоанна Златоуста . Эти святые достигли святости, несмотря на это, а не по причине этого. Господь, очевидно, брал в целом всю их жизнь, независимо от того, в чем они, как люди, допустили ошибки, в которых, безусловно, впоследствии раскаялись. Как приводит к Себе Бог Не важно, что послужит началом нашего спасения. Важно, на что потом человек употребит свою жизнь и как он ее закончит. Каждый человек с чего-то должен начать свое возвращение к Богу: один возвращается после экономической катастрофы, другой – после чьей-то смерти, третий – после проповеди , четвертый – после стихийного бедствия, пятый – после болезни. Для обращения человека Бог использует все возможные способы. Вот вам пример. В один дождливый воскресный день в Каламе одна не особенно религиозная вдова отправилась на кладбище. Чтобы уберечься от дождя, она зашла под оцинкованный козырек перед входом в храм отца Иоиля Яннакопулоса, выдающегося клирика нашей Церкви, в котором он сам в тот момент совершал богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Придя к власти, М. К. постарался ограничить влияние Иоанна Орфанотрофа, приблизив к себе др. своего дядю, Константина, к-рый находился с Иоанном в давней вражде. Кроме того, М. К. вернул из ссылки буд. патриарха К-польского Михаила I Кирулария , к-рый подвергся репрессиям за участие в заговоре против Михаила IV. Также были освобождены из-под стражи Георгий Маниак, к-рого М. К. назначил катепано Италии, и Константин Далассин, посаженный в тюрьму Михаилом IV. Эти меры сопровождались жестокими расправами над представителями семейства Пафлагонов и торжественными публичными процессиями, во время к-рых жители города устилали путь императора тканями ( Mich. Attal. Hist. P. 9-10). Возможно, в планы М. К. входило также устранение патриарха Алексия Студита ( Литаврин. 1972. С. 38). Однако попытка М. К. ограничить влияние Зои, сослав ее на один из Принцевых о-вов по обвинению в попытке отравления императора, не увенчалась успехом. Утром 19 апр. 1042 г., когда было объявлено о ссылке, в К-поле началось крупное восстание, были разрушены дома родственников императора и осажден дворец. М. К. поддержали только его дядя новелисим Константин и военачальник Катакалон Кекавмен ( Scyl. Hist. P. 419). М. К. поспешил вернуть Зою из ссылки, заключил с ней договор о том, что, когда волнение уляжется, она смирится со своим подчиненным положением. После этого М. К. вывел Зою на ипподром и показал народу, но волнения не прекратились. Видя, что Зоя перешла на сторону М. К., восставшие провозгласили императрицей заточенную в мон-рь еще при Романе III Аргире (1028-1034) младшую сестру Зои Феодору. Короновал на царство Феодору патриарх Алексий Студит (возможно, не по собственной воле, а под давлением мятежников - Schreiner. 1975. S. 166). Точная хронология событий неизвестна: Пселл относит появление Зои на царской трибуне ипподрома ко времени до коронации Феодоры, а Скилица и Атталиат пишут, что это случилось после коронации ( Литаврин. 1972. С. 38). Видя, что бунтовщики одерживают верх, М. К. и его дядя Константин бежали морским путем из дворца в Студийский мон-рь, где стали искать защиты и просить постричь их в монахи.

http://pravenc.ru/text/2563708.html

Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр (во второй раз) Петр, еретик Фома I Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодор, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I Порфирородный Антоний II Николай I, мистик Евфимий I Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I Скамандрин Антоний III Студит Николай Хрисоверг 984–996 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила I 988–991 991–1007 Иоанн I 1008–1035 Феопемпт 1035–1049 Кирилл I Иларион 1051–1054 Ефрем I Георгий I 1067–1077 Иоанн II 1077–1089 Ионаа III 1089–1091 Ефрем II 1092–1097 Николай 1097–1102 Никифор I 1103–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1127–1145 Климент Смолятич 1147–1154 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1177 Никифор II 1182–1198 Гавриил Дионисий Матфей Кирилл II Иосиф I Кирилл III Максим 1283–1305 1308–1326 Феогност 1328–1353 Алексий 1350–1378 Киприан Дионисий Исидор Митрополиты в Галичине: Феодорит 1345–1354 1354–1362 Киприан (в Вильне) 1376–1390 Григорий (в Смоленске) 1415–1419 Герасим 1433–1435 Митрополиты Киевские и всея Руси Григорий II 1458–1473 Мисаил 1474–1480 Галицкие и всея Руси: Симеон 1481–1488 1492–1494 Макарий I 1495–1497 Иосиф II до 1503 1503–1507 Иосиф III 1509–1521 Иосиф IV 1523–1534 Макарий IV 1535–1556 Сильвестр 1556–1567 1577–1579 Онисифор 1583–1588 Михаил 1588–1596 Иов Борецкий 1620–1631 1631–1633 1633–1647 Сильвестр 1649–1657 Дионисий 1658–1663 1663–1676 Антоний 1676–1679 Гедеон 1685–1690 Варлаам 1690–1707 Иоасаф 1708–1718 Варлаам 1722–1730 Рафаил 1731–1747 Тимофей 1748–1757 Аресений 1757–1770 Гавриил 1770–1783 Самуил 1783–1796 Ирофей 1796–1799 Гавриил 1799–1803 Серапион 1803–1822 Евгений 1822–1837

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Жития всех святых [Текст]/сост. Иоанн Бухарев. – М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Ин-та, 2001. – 813, с.: ил. Жития святых [Текст]. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. – 184 с.: ил. Жития святых, написанные святыми [Текст]. – 5 изд. – М.: Даръ, 2009. – 880 с. – (Духовное наследие). Завьялова, Е. В. История православной канонизации россиян в начале XX столетия [Текст]: автореферат дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02/Е. В. Завьялова. – Курск, 2005. – 24 с. – Библиогр.: с. 23–24. Избранные жития русских святых [Текст]: X-XV вв. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 384 с. : ил. История России. XX век [Текст]: [в 2 кн./Александров К. М. [и др.]. – М.: АСТ: Астрель, 2009 [Кн. 1]: 1894–1939. – 2009. – 1023 с., л. карт., портр., ил. [Кн. 2]: 1939–2007. – 2009. – 847 с., 48 л. портр., карт., ил. Кладезь мудрости [Текст]: советы старцев о земном и небесном/[сост. С. Друкаренко]. – М.: Эдельвейс, 2006. – 218, с. Манухина, Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская [Текст]/Т. Манухина. – Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1954. – с. Митрополит Сурожский Антоний Человек перед Богом [Текст]/ Антоний, митрополит Сурожский , сост. Е. Л. Майданович. – 2-е изд. доп. – М.: Паломникъ, 2000. – 384 .: фото. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены  [Текст]:  учение св. Иоанна Златоуста . – М., 1990. – 31 с. Опрышко, Н. А. Православные святые [Текст]: почитание и прославление/Надежда Александровна. Опрышко ; Надежда Опрышко. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – с. – (Православные святыни). Православная энциклопедия [Текст]: [учебное пособие для вузов по направл. 520200 «Теология», направл. 520800 «История», спец. 020700 «История», направл. 521800 «Искусствоведение», спец. 020900 «Искусствоведение " ]/под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церков.-науч. центр «Православная энциклопедия», 2000 –   . – На обл.: К 2000-летию Рождества Христова. – На авантит.: 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа посвящается Т. 1: А – Алексий Студит. – 2000. – 750, с.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Давайте зададим себе вопрос: «Кто мы? Зачем пришли в храм? Какому Богу поклоняемся и для чего в купели крестились? Для того, чтобы быть порядочными людьми, или для того, чтобы стать людьми Божиими?» Если для того, чтобы стать Божиими людьми, то все силы своей души мы должны употребить на то, чтобы Господь воцарился в каждом из нас. И прийти к этому можно только через страх Божий. Потому и Суд называется Страшным. И если мы научимся этому хотя бы немножечко, если сделаем это состояние духовной константой нашей жизни, будем стремиться к тому, чтобы оно стало нашим и никогда нас не покидало, тогда это действительно будет слава, которую мы воссылаем Богу. И если мы действительно любим Христа, хотим любить ближнего и спасти свою душу, то мы должны бесконечно стремиться к Богу, трудиться над собой, судить себя, каяться в своих грехах и никогда не уставать это делать, никогда от этого не отдыхать. И тогда Господь по великой Своей милости подаст нам возможность услышать Свой блаженный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25, 34 ). Аминь. Настройте себя, как орган О, чада мои, да – умоляю вас, настройте себя, как орган и сладостный псалтирь Духа Святого. Прп. Феодор Студит Большинство людей, входящих сейчас в нашу Церковь , – новообращенные. Мало кто является носителем традиций, мало кто с детства воспитывался в настоящей христианской семье с православными устоями. Представления о духовной жизни у современного человека складываются в основном из книг или из общения с другими христианами. Книг, касающихся духовной жизни, аскетики, читают сейчас мало. Они написаны слишком высоким духовным языком и не всегда доступны пониманию новоначального христианина. Поэтому чаще всего передача христианского опыта идет от новоначального к новоначальному, обычно в виде неких схем: надо исполнять определенные правила, вести себя определенным образом (православные должны говорить с определенной интонацией, носить определенную одежду) и т. д. – это воспринимается как традиция Церкви, хотя традицией Церкви чаще всего не является.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

43 Обзор традиционных толкований см. в: Козырев Φ. Η. Поединок Иакова. СПб., 1999. См. также: Филарет (Дроздов) , митрополит Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867. С. 65–69; Щедро-вицкийД. Введение в Ветхий Завет. Ï Книга Бытия. М., 1994. С. 242–259. 47 Yahweh – наиболее характерное для Библии наименование Бога: оно встречается в Ветхом Завете около 6700 раз. Для сравнения: имя Elohim встречается около 2500 раз, а имя Adonay– около 450 раз. См.: Barackman F. Η. Practical Christian Theology. Examining the Great Doctrines of the Faith. 3 [rd] edition. Grand Rapids, 1998. P. 65. 50 Буквальный перевод этого термина на греческий – о ων, на славянский – Иегова. В греческой Библии часто переводится (наряду с именем Adonay) как Κριος, в славянской и русской – как «Господь». 51 Ср.: Quell G. Κριος. – Theological Dictionary of the New Testament. Ed. by G. Kittel. Transl. by G. W. Bromiley. Vol. III. Michigan, 1968. P. 1039–1081.   52 Ср.: Феофан (Быстрое), архимандрит. Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное Имя. СПб., 1905. С. 68. 53 См.: Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 419. Ср.: Шма-ина-Великанова А. И. Адонай. – Православная энциклопедия. Том I (А-Алексий Студит). М., 2000. С. 307–308. 54 Священник Павел Флоренский считает такую огласовку сознательной попыткой иудеев скрыть правильное произношение имени Божия. См.: Флоренский Павел , священник. Словесное служение. Молитва.– Богословские труды 17. М., 1977. С. 188 ( Явилось опасение, как бы несмысленный и неосторожный читатель, при чтении, с разбега не вокализовал бы четырех букв Имени Чтобы к согласным нечаянно не были присоединены гласные правильные, к ним сознательно приставили гласные заведомо неправильные, слово Божие иудейские мудрецы пронизали системою ложных ходов Никто теперь, даже случайно, не призвал бы своего Бога по Имени Его Только одному роду, в лице старшего его представителя, было ведомо произношение Имени, но и этот представитель только единожды в год, в день Очищения, мог воспользоваться своим знанием»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Москва глубоко чтила его и прозвала его «народным святителем». Труды: «Восточные и западные школы во времена Карла Великого, их отношение между собой, к классическим и древне-христианским и постановка в них богословия». (Магистерская диссертация). СПБ, 1881. «Св. Предтеча и Креститель Господень Иоанн». Внебогослужебные беседы. Москва, 1890. «Борьба за иконопочитание в Византийской империи». Москва, 1890. «Разделение Церкви на две половины – восточную и западную». Москва, 1891. « Фотий, Патриарх Константинопольский », Тысячелетие со дня кончины. СПБ, 1892. «Св. Тарасий, Патриарх Цареградский и седьмой Вселенский Собор». СПБ, 1893. «Преподобный Феодор Студит и его время». Москва, 1896. «Святитель Стефан Пермский». Москва, 1896. «Притчи Господа нашего Иисуса Христа». Внебогослужебные беседы. Два выпуска. Москва, 1897 «Св. учители веры и благочестия» – 12 книг житий. Душеспасительное чтение на каждый день года. СПБ и Москва, 1899–1908. «Чудеса Господа нашего Иисуса Христа». Москва, 1901. «Св. мученик Зонифатий», СПБ, 1908. «История христианской Православной Церкви”. Москва, 1908. «Св. Алексий, митр. всея Руси и чудотворец”. Чтение для народа. СПБ, 1909. Пространный христианский катехизис Православной Церкви, в изложении безвопросном. Курс повторительный. Москва, 1909. Беседа на святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Приб. к «ЦВ» 1912, 31, стр.1239. ”Гол. Церкви” 1912, июль, стр.33–49. «Успение Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии”. «Приб. к «ЦВ” 1912, 32, стр.1263. «Гол. Церкви” 1912, август, стр.19–37. «Жизнь Пресвятыя и Преблагословенныя Богородицы и Приснодевы Марии”. Душеспасительные беседы. Сергиев Посад, 1914. «Поучение в день Пятидесятницы”. «Гол. Церкви” 1912, апрель, стр.21–32. «Святые первоверховные апостолы Петр и Павел”. «Гол. Церкви” 1912, май, стр.27–52. Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста. «Гол. Церкви» 1912, сент., стр.13–26. Притча Спасителя о богаче и нищем Лазаре». ( Лк.16:19–31 ) «Гол. Церкви» 1912, окт.стр.16–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Psell. Chron. III 26). После интронизации имп. Михаила IV Пафлагона З. недолго пользовалась имп. почестями. Она была изолирована на жен. половине дворца, лишена верных слуг и окружена соглядатаями императора. Полнота власти оказалась в руках Михаила IV и его брата Иоанна Орфанотрофа. Дабы обеспечить преемственность власти внутри Пафлагонского дома (семьи Иоанна Орфанотрофа и имп. Михаила IV), было решено ввиду отсутствия детей у З. и Михаила усыновить племянника императора, сына его сестры Марии и Стефана Калафата, Михаила, которому был пожалован титул кесаря. Страдавший эпилепсией имп. Михаил IV вскоре после этого умер (10 дек. 1041). Михаил V, вступив на престол, решил вовсе избавиться от З. и, обвинив ее в том, что она собиралась его отравить, сослал на Принцевы о-ва, где З. должны были постричь в монашество. Такое отношение к порфирородной царевне, представительнице Македонской династии, вызвало возмущение среди знати и народа К-поля и привело к восстанию (19-21 апр. 1042). Испугавшись волнений, Михаил V вернул З. из ссылки, однако это не помогло: восставшие уже провозгласили императрицей не только З., но и ее младшую сестру Феодору, находившуюся в одном из мон-рей К-поля еще со времен царствования Романа III Аргира ( Scyl. Hist. P. 385). Результатом восстания стало свержение и ослепление Михаила V Калафата. Синклит при поддержке народа провозгласил З. и Феодору единственными законными правительницами империи. Новые императрицы повысили денежные выдачи синклиту, отменили продажу должностей и обещали народу всевозможные пожалования. Самодержавное правление сестер, однако, продолжалось недолго. Отсутствие способностей к гос. делам у З. и Феодоры привело к тому, что уже 12 июня 1042 г. З. вышла замуж за Константина IX Мономаха. Патриарх Алексий Студит отказался венчать З. и Константина, т. к. это был уже 3-й брак для обоих, и обряд венчания провел один из пресвитеров храма Св. Софии - Стип. После вступления на престол Константина IX З. жила во дворце, окруженная почетом и уважением.

http://pravenc.ru/text/200093.html

Прибытие в Новгород из Киева первого новгородского епископа Иоакима. 9911037 Русскую Церковь возглавляют поочередно Леон (Леонтий, Лев) и Иоанн. Предположительно они — возглавители болгарской Охридской кафедры, обладавшей ставропигиальным протекторатом над Киевской Церковью. Освящение Десятинной церкви в Киеве. Заложение церкви Преображения в Киеве. Построение в Переяславле церкви в честь Воздвижения Креста Господня. Первое летописное упоминание о еретиках (очевидно, богомилах) на Руси (Адриан-скопец). Митрополит Леон отлучает Адриана от Церкви и заключает в темницу. 1005/1006 Учреждение Туровской епархии. Перенесение мощей св. равноап. княгини Ольги в Десятинную церковь. Преставление св. равноап. князя Владимира. Убийство князем Святополком свв. князей Бориса и Глеба. При посещении Новгорода князь Ярослав основывает церковное училище, в котором сразу начинают обучаться триста детей старост и пресвитеров. Учреждение училища в Новгороде под управлением епископа Иоакима. Перевод многих церковных греческих книг на русско-славянский язык. 1032 после Учреждение Юрьевской епархии. 1036 до Заложение каменного кафедрального собора в честь Преображения Господня в Чернигове. 2.2 От учреждения Киевской митрополии (1037 г.) до нашествия татаро-монголов (1237 г.). Предположительно создание Ярославова Церковного устава, данного на имя Десятинного храма (сохранился лишь в списках XV beka). Заложение в Киеве церкви Св. Софии и монастырей Св. Георгия и Св. Ирины. Константинопольский патриарх Алексий Студит поставляет Феопемпта на Киевскую митрополию. Учреждение Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Освящение построенного Ярославом I в Новгороде Великом Софийского собора. Крещение костей князей Олега Древлянского и Ярополка Киевского. Заложение Софийского Собора в Новгороде. 1049 (около) Преставление митрополита Феопемпта. Избрание русского митрополита Илариона (автор “Слова о законе и благодати”) Собором русских епископов. Прибытие с Афона прп. Антония Печерского. Основание пещерного Печерского монастыря Антонием и Феодосием.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010