Л. В. Луховицкий КПЦ в XI - нач. XIII в.: начало упадка Византии и тюркизации М. Азии, конфронтация с Западом от Великой схизмы до захвата Константинополя крестоносцами С нач. II тыс. связано появление неск. новых факторов, к-рые постепенно полностью изменили историческую ситуацию и сыграли решающую роль в последующем развитии КПЦ. Во 2-й четв. XI в. Византийская империя вступила в период тяжелейшего кризиса. В 1056 г. пресеклась Македонская династия, что привело к обострению борьбы за имп. престол и к ослаблению системы управления гос-вом. Вслед за династическим кризисом наступил экономический и военно-политический. В этих условиях роль Церкви в жизни страны существенно возросла. Если в предыдущее столетие патриархи КПЦ, как правило, находились под контролем светской власти, сильных императоров, то в сер. XI в. нек-рые патриархи превратились в самостоятельные политические фигуры, к-рые в ряде случаев выступали лидерами и гос-ва, и различных общественных групп. Патриарх Алексий Студит (1025-1043) стремился укрепить правовую автономию Церкви и ввел запрет духовенству обращаться в светские суды, отстаивал положение монастырей и монастырскую собственность от покушений на нее светской элиты визант. общества. Как крупный политик и церковный деятель известен свт. Михаил I Кируларий (1043-1059). Обладая огромным общественным авторитетом и популярностью, он неоднократно критиковал императоров, стремился противодействовать тем или иным гос. начинаниям, если они противоречили интересам КПЦ. Наиболее значима роль свт. Михаила в истории Великой схизмы между КПЦ и Римским престолом в 1054 г. (см. ст. Разделение Церквей ). Активизация контактов между К-полем и Римом была вызвана завоеваниями норманнов в Италии, где они угрожали интересам как Византии, так и папства. Вскоре, однако, обе стороны переговоров выяснили, что прочный союз между ними будет возможен только после разрешения церковных разногласий между КПЦ и Западной Церковью. При этом если имп. Константин IX Мономах (1042-1055) ради достижения политических целей был готов пойти на определенные уступки папству, то патриарх Михаил Кируларий возглавил партию непримиримых противников к.-л.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

" Святая Церковь исповедует веру апостольскую, отеческую, православную " марта 2015 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в Казанском соборе По сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Алексий Дорофеев.  По отпусте был совершен чин Торжества Православия.  В молебном пении принял участие секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич.  Митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью. " Чин Торжества Православия совершается в конце первой седмицы Великого поста, когда мы одерживаем первые победы над своими страстями. Мы слышали, как Святая Церковь исповедует свою веру - веру апостольскую, веру отеческую, веру православную, которую утвердила во всей Вселенной " , - сказал правящий архиерей. " Праздник этот установлен в честь того, что Святая Церковь окончательно утвердила почитание икон, - напомнил владыка. - Событие это, на сегодняшний взгляд, может показаться малозначительным. Но в то время происходили великие битвы: одни почитали иконы, другие их отвергали. Святой Феодор Студит, защитник иконопочитания, говорил: " Если Христос явился на землю человеком, если Его можно было видеть, почему Он не может быть изображен? " И вот, на Седьмом Вселенском Соборе был окончательно утвержден догмат иконопочитания, и иконы есть в наших храмах. Мы поклоняемся пред ними, но не куску дерева, а тем, кто на них изображен: через образ поклоняемся первообразу - Спасителю, Богородице, святым " . " По статистике у нас 80 процентов верующих, - отметил митрополит Варсонофий, - а спроси у этих верующих, почему наша вера апостольская, как апостолы веровали, к сожалению, немногие ответят. Почему? Да потому, что не читают, что апостолы написали. А те, кто ходят в храм, читают Евангелие, Деяния святых апостолов, апостольские послания. Наша вера есть вера отеческая, а знаем ли мы святых отцов, читаем ли? Тоже не все читают, не все знают, как они боролись за нашу веру, отстаивали ее от ересей. Наша вера есть вера православная. Знаем ли мы, что такое православие? Многие ответят: " Да, конечно, знаем " . Но на самом деле - нет, потому что знаем теоретически, а что такое православие на практике? Это подвиг. Поэтому мы и не знаем, поскольку где подвиг - там нас нет. Подвиг - это беспрестанная борьба со страстями, этому и учит нас Святая Церковь. Мы благодарим всех людей, которые потрудились в распространении нашей веры, всех наших предшественников, которые утверждали православие. И нам надо стараться жить по-православному: не только бороться со страстями, но что-то доброе делать для людей, чтобы через нас святилось и прославлялось имя Господне " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Прилагаем полный список патриархов константинопольских, правивших церковью константинопольскою со времени низвержения иконоборства до крестовых походов (842–1006. Посл Мефодия (842–846 г.) патриаршествовал дважды Игнатий (846–857; 867–877 г.. Преемником его был Фотий, тоже дважды восходивший на патриарший престол (857–867; 877–886 г.. Игнатий и Фотий были замечательными историческими личностями. Фотий по принуждению императора Льва мудрого уступает престол 16-ти летнему отроку Стефану, сыну императора Василия Македонянина (886–893); Стефан был из учников Фотия. Ему преемствовал Антоний II (893–895 г.), известен как строгий аскет. Посл Антония принял управление церковью Николай Мистик (дважды был патриархом: 895 – 906; 912–925. Посл первого патриаршества Николая престол патриарший переходит к Евфимию (906 -- 911 г.); в правление Николая и Евфимия происходят известные споры о четвертом браке императора Льва Мудрого . Дальнейшими патриархами были: Стефан II (925–928 г.), Трифон (928–931 г.), мало известны по своей деятельности. 931–933 гг. между-патриаршество – вследствие желания императора Романа 1-го возвести на патриарший престол сына своего Феофилакта, которому тогда еще не исполнилось 16-ти лет, каких лет он в 933 году и был возведн в патриархи. Феофилакт (933–946 г.) известен своею беспорядочною жизнью и худым правлением. После Феофилакта правил церковью деятельный патриарх Полиевкт (946–970), после него Василий I (970–974 г.), Антоний (974–978 г.), оба известны только своим аскетизмом. (979–981 – между-патриаршество. Последующими патриархами были: Николай Хрисоверг (982–996 г.), Сисиний (996 – 999), человек высокообразованный, Сергий (999 -- 1019) родственник знаменитого патриарха Фотия, Евстафий (1019–1025), Алексий Студит (1025–1043) известен как главный организатор богослужебного устава Студийского. Алексею преемствовал Михаил Керуларий (1043–1058), при нем совершилось разделение церквей на восточную и западную. Остальные патриархи изучаемого времени: Константин Лихуд (1059–1063 г.) происходил из важных государственных сановников, Иоанн Ксифилин (1064–1075) муж прекрасно образованный, в противоположность ему Косьма (1075–1081 г.) и Евстратий Гарида (1081–1084 г.) были людьми неучеными, Николай Грамматик (1084–1111) с достоинством держал себя во время разных догматических движений в царствование Алексея Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Возмущенные поведением греч. епископов, они не пришли на 2-е заседание Собора, на к-ром, т. о., присутствовали только клирики. Спор зашел об обрядовой стороне яковитского богослужения (употребление елея при приготовлении евхаристического хлеба, совершение крестного знамения одним перстом). На заключительной аудиенции у императора И. не присутствовал. После отказа присоединиться к правосл. Церкви яковиты содержались в заточении в тюрьме Нумеры (авг.-окт. 1029). Эта мера возымела действие: трое из сопровождавших И. епископов (Игнатий, еп. Мелитины, Моисей, еп. Хесна-де-Зияд, и Исаак, еп. Арки) согласились принять халкидонскую веру, отчасти обманутые правосл. митрополитом Мелитины, к-рый представил им этот факт как простое выражение почтения к императору. Однако И. остался непреклонен и 13 окт. 1029 г. был сослан в мон-рь Ганос во Фракии, где скончался. Принявшие соглашение епископы были вынуждены вторично отвергнуть яковитское вероисповедание, анафематствовать учителей монофизитства Диоскора Александрийского и Севира Антиохийского и признать недействительными все совершенные над ними таинства. Патриарх Алексий Студит перекрестил их на Пасху 1030 г. Игнатий Мелитинский скончался в К-поле, 2 других вернулись в Сирию, где раскаялись в отступничестве. По версии Жития И., Илия, еп. Симанду, не принявший халкидонитство, был до смерти побит камнями у ворот имп. дворца; Иоанн (Иваннис), еп. Хадета, скончался в заточении; лишь Дионисий, еп. Телль-Патрика, был освобожден после смерти имп. Романа (1034) и благополучно вернулся на кафедру. В связи с этими событиями преемник И. Дионисий IV перенес Патриаршую резиденцию в район Амиды (ныне Диярбакыр, Турция), находившейся под упр. мусульман. Племянник И. Феодор бар Абдун также стал впосл. патриархом с именем Иоанн IX (VIII) (1042-1057). Память И. встречается под 1 февр. в Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.) и в Минологиях 1547 и 1656 гг. из Халеба (Алеппо). Сохранилась переписка И. с копт. Александрийским патриархом Захарией (по 2 письма от каждой стороны; Assemani.

http://pravenc.ru/text/469738.html

Бытия). Действительно, до VIII в. Церковь не знала особого чина или церемонии «венчания» и с точки зрения закона не существовало никакой формы заключения брака, кроме гражданской регистрации. А составленный в VIII-IX вв. чин венчания долго оставался необязательным и, по-видимому, довольно дорогим украшением брачного торжества. В уже упомянутой нами «Эпанагоге» (сборнике законов конца девятого века, составленном, вероятно, патриархом Константинопольским Фотием) мы еще читаем следующее определение брака: «Брак есть союз мужа и жены и сочетания их на всю жизнь, совершаемый через благословение, или через венчание, или через договор» (XVI,I). Император Лев VI первым издал закон об обязательности церковного венчания для браков между свободными гражданами Империи (новелла 89), а император Алексий Комнен (1081-1118) распространил это обязательство и на рабов. В течение веков, во всей совокупности канонического законодательства, Церковь следует принципу, выраженному апостолом Павлом, что второбрачие есть отступление от христианской нормы и допускается только по человеческой слабости (1Кор.7:9). Св. Василий Великий (правило 4) определяет, что вступление во второй брак, после вдовства или развода, предполагает один или два года «покаяния», то есть отлучения от причастия, а вступление в третий брак - три, четыре или даже пять лет. «Таковой брак, - пишет св. Василий, - мы называем не браком, а многобрачием, или, вернее, прелюбодеянием, требующим определенной кары» (там же). Само собой разумеется, что, поскольку брак во времена св. Василия Великого совершался совместно с Евхаристией, отлучение от причастия второбрачных предполагало, что их брак заключался только как гражданский, а не церковный. Только по окончании «покаяния», когда они снова вступали в категорию «верных» и допускались до участия в Евхаристии, их брак получал церковное значение. Описываемое св. Василием Великим отношение к второбрачию было принято в Церкви, по крайней мере, до IX в. Преподобный Феодор Студит (759-826) и св.

http://sedmitza.ru/lib/text/434796/

Постановление Св. Патриарха и Св. Синода Российской Церкви от 8–21 октября 1918г. (машинопись из архива о. Павла Флоренского). 2000 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви: заявление об отложении от духовного общения с церковною властью. С. 181–182. 2001 Кацнельсон И. С. А. К. Булатович — гусар, землепроходец, схимник. С. 31. 2002 См. примечания игумена Андроника (Трубачева) в кн.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 556–557. 2003 Впоследствии архиепископ Курский, с 1923 по 1926 гг. в ссылке на Соловках, с 1928 по 1936–й — архиепископ Рязанский и Шацкий. Расстрелян в 1937 г. 2004 Η. Μ. Соловьев — математик, член имяславческого кружка. 2005 В. А. Симанский — отец будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, с 1891 г. сотрудник канцелярии Святейшего Синода. О нем см. в: Одинцов М. И., Буевский А. С. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. — Православная энциклопедия. Т. I (А–Алексий Студит). М., 2000. С. 676–677. 2006 Монах Ириней (Цуриков) — в прошлом насельник Андреевского скита на Афоне. 2007 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 557–558. Игумен Андроник (Трубачев), впервые опубликовавший данное письмо, считает его адресованным Патриарху Тихону, однако содержащееся в письме обращение»Ваше Высокопреосвященство»скорее заставляет предполагать, что адресатом письма был кто-либо из высших иерархов, членов Священного Синода. 2008 Тахо–Годи А. Л. Лосев. М., 1997. С. 110–111. 2009 См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558. 2010 См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558. 2011 Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558–560. 2012 Там же. С. 561- 562. 2013 Лескин Д. Ю. Философия имени в России. С. 127. 2014 Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558. 2015 Там же. С. 246. 2016 Там же. С. 241. 2017 Цит. по: Там же. С. 249–251. 2018 Там же. С. 575. 2019 Там же. С. 354. 2020 Там же. С. 355–356. 2021 Там же. С. 226. 2022

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Встреча с Православием С. Гриффит Архимандрит Алипий (Воронов) Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память Всех русских святых. Господь возлюбил, благословил русскую землю тем, что даровал на этой благословенной земле много святых из среды русских людей. Нигде нет столько святых, как на русской земле; и Божия Матерь также возлюбила русскую землю и русский народ, даровав на этой земле множество чудотворных икон для утешения страждущего русского народа. К нам в Россию приезжает много иностранных гостей – дипломатические и духовные делегации, все они в один голос говорят, что нигде нет такой Церкви и такого благолепия в ней, как в России. Всем нравятся наши храмы. Виктор Кутковой Александра Кордочкина Сергей Латышев Кирилл Писенко Леонид N. Митрополит Николай (Ярушевич) Патриарх Алексий I (Симанский) Преподобный Феодор Студит По благодати Пресвятого Духа мы сподобились праздновать Святую Пятидесятницу — Сошествие Святого Духа. О Его Сошествии Иисус Христос сказал: Уне есть не только вам, но и всему миру, да Аз иду, — да приидет Дух Святой. Аще бо не иду Аз, Утешитель, (т. е. Дух Святой), не приидет к вам аще ли же иду, послю Его к вам. Егда же приидет Он, наставит вы всяку истину (Ин. 16, 7,13). Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не Ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа. Михаил Первушин Ольга Кирьянова Андрей Мельков Митрополит Иоанн (Вендланд) Татьяна Горбачева Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический Патриарх Пимен (Извеков) Сегодня мы собрались в святой храм, чтобы попрощаться с назидательными и утешительными пасхальными песнопениями до будущего года. Нам не ведомо, как сложится у каждого из нас последующая жизнь. Сподобит ли нас Господь дожить до будущей Пасхи? Но пусть это никого не огорчает, ибо Христос Спаситель Своим Воскресением попрал смерть и всем нам жизнь даровал. Обратим внимание, что каждый воскресный день на всенощном бдении поется Пасхальное песнопение: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим...» Священномученик Серафим (Чичагов) В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page11_1078.ht...

«Мир во зле лежит»,- говорит Писание (1 Ин. 5, 19). Зло в том, что человек стал рабом греха. Вследствие падения человека в нас действует «закон греховный». Освобождение - возрождение человека к вечной, мужественной жизни. Преображение его бытия - обожение - происходит чрез соединение Божественного и человеческого. Именно это сочетание есть монашеская жизнь. Феодор Студит, будучи в восторге от этого образа жизни, назвал его « третьей благодатию». Первая благодать - это закон Моисея. Вторая - «благодать на благодать», которую все мы приняли от полноты Христа, по слову Иоанна Богослова (Ин. 1, 16). И, наконец, третья - монашеский образ жизни как сведение ангельского чина на землю. Епископ Игнатий Брянчанинов так говорит о монашестве: совершенство христианское состоит в чистоте сердечной. Достигший сего совершенства есть светильник, не телесным служением, но служением Духа исполняющий заповедь любви к ближнему, руководящий спасающихся, восставляющий от падений, целящий их духовные раны. Монашеский чин доставил Церкви Христовой пастырей, которые не словесами человеческой мудрости, но словесами Духа, способствуя учению чудесами, пасли и утверждали Церковь. Кто были Иоанн Златоуст, Василий Великий, Епифаний, Алексий и Филипп митрополиты - словом, все святые пастыри? Но и не в чине архиерейском, а в простом монашестве есть много светильников - от Антония Великого, Иоанна Дамаскина до Сергия Радонежского и Георгия Затворника, которые веру утверждали, ереси обличали и попирали. Без монахов пропало бы христианство в мирянах. Вот сколь необходимо в Церкви Христовой совершенство без коего и спасение с самою верою легко может утратиться, ибо нужны чувства, обученные долгим временем, в различении добра от зла. Есть три образа призвания к монашеству: первое призвание - непосредственно от Бога; второе - чрез людей и, наконец, третье - по нужде. Для первого призвания характерно некое вдохновение, которое исполняет сердце человека даже во сне,- неудержимо влечет его к любви Божией, к заповедям Христа. Второе призвание - чрез людей, когда кто воспламеняется желанием Божественным посредством слова человеческого или влияния святых людей. Третье - по нужде, в силу постигающих нас бедствий, несчастий, потери близких, родных, что толкает человека обратиться к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вот как высоко иноческое звание. Быть иноком, это значит: возродить себя к благодатной жизни настолько, чтобы сравниться с Ангелами. А быть русским иноком сейчас, это значит, стать еще и на путь самый верный и действительный для возрождения нашего народа. Вот с принятием какого высокого звания я приветствую тебя, мой возлюбленный о Христе о. Алексий. Но я не хочу скрыть от тебя и всей тяжести принятого тобою иноческого подвига, о чем говорит тебе самый чин пострижения, о чем свидетельствуют отцы Церкви на основании своего собственного опыта. Святый Феодор Студит прямо называет иночество мученичеством. «Мы (иноки), – говорит он, – не проливаем, как мученики, кровь; членов наших не отсекают, костей не сокрушают; но если мы прилагаем к своим... трудам отречение от своей воли... то чрез это делаемся подобными многострадальным мученикам, и даже Самому Господу, за нас распятие и смерть подъявшему... Вас ждут венцы мученические...» 30 . Св. отцы говорят, что, помимо тяжести от внутреннего подвига во имя девства и целомудрия, много напастей ожидает иноков от мира и диавола чисто внешних, таких же тяжких и едва выносимых. По святоотеческому свидетельству, это бывает в особенности в тех случаях, когда иноки выходят победителями из внутренней брани. Тогда вооружается на них диавол страшною и мстительною своею злобою через плотских людей посредством всяких поношений, клевет и гонений, которыя являются тяжелее самой смерти. Вот что ожидает тебя, мой возлюбленный сын, на твоем иноческом пути. Но пусть не устрашается от этого твое сердце. Помни, что насколько будет тяжел твой иноческий крест, настолько будет ниспосылаться тебе помощь от Бога. Св. отцы Церкви называют пострижение в монашество вторым крещением, в котором изглаждаются все прежде содеянные грехи и ниспосылается великая благодать, ограждающая инока от всех козней диавола. Будь только всегда с Богом через молитву. А более всего пекись о том, чтобы пребывать тебе в смирении. Без него ты никогда не одолеешь врага нашего спасения, не приобретешь ни одной добродетели и даже не будет в тебе истинной веры во Христа, по Его слову: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще ( Ин. 5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

О душе. 1,6). 210. Итоговый документ III (VIII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви (Москва, 30 октября – 3 ноября 2002 года)http://www.orthodox.org.ru/nr211121.htm. Аналогичен смысл и слов патриарха Алексия: «Восстановление христоцентричности церковного сознания невозможно без частого приобщения Святым Дарам» (Патриарх Алексий . Войдите в радость Господа своего. С. 75). 211. Подробнее об этом – в главе " В поисках золотого века " в моей книге " О нашем поражении. Христианство на пределе истории " (М,, 2003). 212. от 18 сентября 2003 года. 213. см. Евробюлетень. Ihфopмaцiйhuй бюллетень Представництва Epboneйcьkoi Koмucii в Ykpaihi. 2001, окт. С. 5 214. Эллада в борьбе//Сербский Крест. 2(51), январь 2001; Обращение к Президенту России жителей г. Козельска//Сербский Крест. Святая Русь. 5 (54), 2001. 215. Союз православных братств. Заявление по поводу преследований православных клириков и мирян за отказ от принятия ИНН//Русский Вестник, 3—4, 2001. 216. Осторожно: пожизненный номер! Обращение Свято—Успенского Одесского монастыря к жителям Украины//Ревнитель православного благочестия 10. 217. Ушаков Ф. К вопросу о номерах//Сербский Крест. 2001, 12 (61). 218. Впрочем, поскольку большинство из них не знает греческого языка и не общается с греческими властями, то они могут даже и не знать, что такое АФМ и что этот " арифмос " у них уже есть. 219. Хмелев М. Электронное клеймо для Homo Sapiens. Реализация идеи вживления чипов пока носит курьезный характер//Известия—Наука. 220. Майорова А. Проект " чипы под кожей " может закончится, так и не начавшись//Известия—Наука. 21.05.04 221. http://newsru.com/russia/22jul2003/play_.html 222. преп. Феодор Студит. Послание 48 К братьям, всюду рассеянным//Послания. Кн. 21. М., 2003, с. 320. 223. Анекдот в тему: 224. Афон находится на территории Греции, но канонически подчиняется вселенскому патриарху, который живет в Стамбуле (Константинополе) и является гражданином Турции. 225. Profetii si marturii crestine pentru vremea de acum.

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010