Как сведущий богослов, знакомый с традициями византийской полемики по живому примеру в лице его знаменитого родственника патриарха Фотия, Сергий восстановил эти традиции в литературной деятельности современных византийских учёных, вдохновлял их к защите церковной догмы в направлении, установленном Фотием. Весьма важное в этом отношении значение имел собор, который был устроен Сергием для нового обсуждения разностей в учении и обрядах между Восточной и Западной церквами, причём в основу соборной деятельности были положены полемические трактаты Фотия. Собор, на основании новой оценки пререкаемых вопросов, сделал по поводу их определения в духе богословствования патриарха Фотия, а патриарх Сергий приказал изгладить имя римского папы Христофора в диптихах Византийской церкви. 81 Затем, патриарху Сергию принадлежит синодальный томос от 1016г. о пожаловании монастырей в харистикию и мирянам с целью их благоустройства и улучшения, а никак не для бесконтрольного пользования. Наконец, Сергий, отличавшийся красноречием, ознаменовал своё патриаршество проповеднической и учительной деятельностью. Далее, патриарх Алексий (1025–1043) был иноком и игуменом Студийского монастыря и отличался и образованием, и добродетелью. На патриаршем престоле он придерживался традиций своей знаменитой «метании» и совмещал их с требованиями господствовавшего в Византии патриаршего типоса. Как образованный иерарх, он отличался учительностью, поощрял просветительные труды духовенства и монахов, 82 покровительствовал богословской науке. Всю свою архипастырскую деятельность он обосновывал на церковных правилах и, как студит, держался принципа акривии. Памятниками его больших познаний в области права служат его синодальные определения об обручении и браке, в зависимости от степеней родства. Ему же принадлежит полная запись устава Студийского монастыря, где изложена действовавшая здесь литургическо-дисциплинарная практика. Наконец, патриарх Алексий издал и грамоты относительно прав и положений харистикарных монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Константинопольская Церковь при Патриархе Алексии Студите История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Алексий Студит поставлен был Патриархом Константинопольским по указанию умирающего Императора Василия Болгаробойцы, которому он в самый день его кончины – 15 декабря 1022 г. – преподнес для поклонения, лобызания и утешения самую драгоценную святыню Студийской обители – главу Иоанна Крестителя. Время и место рождения Патриарха Алексия, преемника святого Евстафия, неизвестно. Он был пострижеником Студийского монастыря, и перед восшествием на Патриарший престол – игуменом этой обители, откуда и пошло его прозвище. Ввиду того, что патриаршество его продолжалось более 20 лет, и до конца жизни он оставался человеком незаурядной энергии, ко времени его поставления на столичную кафедру ему едва ли было более 50 лет. В своем первосвятительском служении Патриарх Алексий, с одной стороны, преследовал цель поставить возглавляемую им Церковь в положение как можно более независимое во взаимоотношениях с правительством Империи, в том числе и в экономическом отношении, а с другой, – ввиду возросшего влияния Патриархии, он, как мало кто из его предшественников, вовлечен был в решение государственных дел первостепенной важности, прежде всего, касавшихся преемства верховной власти, проявляя при этом, возможно, избыточную гибкость, благодаря чему он занимал Патриарший престол при частой смене правителей Империи, что прежде него удавалось мало кому из Патриархов. Он вовлечен был в решение государственных дел первостепенной важности, касавшихся преемства верховной власти Рамки для подобных маневров во взаимоотношениях Патриарха с Императорами составляли незыблемые принципы той модели, которая в свое время, при святом Юстиниане, была официально обозначена как симфония священства и царства.

http://pravoslavie.ru/149432.html

По всей видимости, имелась в виду речь Патриарха Алексия, произнесенная на хиротонии епископа Таллинского и Эстонского Исидора (Богоявленского) 22 июня 1947 г., в которой было сказано о нелегком долге епископа , потому что сильно «расшаталось сословие пастырей». Первосвятитель произнес слова напутствия: «Многие, и очень многие, не “вышних смотряют”, но ищут “своих си”; многие не сохранили и не хранят врученный залог “цел и невредим”; многие без должного внимания и благоговения проходят служение свое, не назидая паству, а паче внося в нее смущение и соблазн. Еще недавно мы переживали расколы и разделения в Церкви нашей, и среди них — худший из всех бывших расколов — раскол обновленчества; худший потому, что он презрел все самое священное в Церкви, нарушил все церковные Правила; вся деятельность раскольников была предательством Церкви; как язва, как червь подтачивала она тело церковное; носила на себе печать Иудина окаянства, печать хулы на Духа Святаго... Благодарение Богу, окончилось это тяжкое для Православной Церкви время; “огонь погас, но дым остался…”, как некогда сказал о подобных временах св. Феодор Студит. Остались еще и прозябают семена этого раскола в некоторых пастырях, которые пришли от раскола не столько по сознанию его гибельности, сколько по соображениям житейских удобств. И вот епископу надо иметь острый и зоркий глаз, чтобы видеть и пресекать поползновения подобных пастырей. Тяжелый долг епископа, если не действует мирное увещание клириков, — брать бич и изгонять из Церкви Божией торгующих в ней святыней и совестью» . Протоиерей Алексий Микулин Следующим в ряду бывших обновленцев стоит протоиерей Алексий Микулин, пребывавший в годы раскола уполномоченным ВЦУ по Туркестану. По версии Степанова, именно события марта 1948 г. дали основание для перевода бывшего «епископа» Алексия Микулина из Ташкента в Ашхабад и назначения его на должность настоятеля местного Никольского храма и благочинного церквей Туркмении. Ташкентский уполномоченный дал ему следующую характеристику: «Микулин с семинарским образованием, в священническом сане с 1901 г. В 1922 г. присоединился к обновленцам и, отличаясь всесторонней грамотностью и развитием, был возведен в 1930 г. в сан архиепископа и назначен Управляющим Дальневосточной митрополией. В 1931 г., служа в Москве в храме Христа спасителя, закончил службу в связи с закрытием храма и вышел в отставку, проживая на иждивении детей. В 1946 г. принял решение возвратиться к церковному служению. Микулин, представлял ценность для епархиального управления, как наиболее культурный и грамотный священник в епархии, редактировавший информационный бюллетень епархиального управления, и перевод в Ашхабад его был вынужденным вследствие предложения патриарха епископу Гурию освободиться от обновленческого окружения» .

http://bogoslov.ru/article/6176302

2000 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви: заявление об отложении от духовного общения с церковною властью. С. 181–182. 2003 Впоследствии архиепископ Курский, с 1923 по 1926 гг. в ссылке на Соловках, с 1928 по 1936-й – архиепископ Рязанский и Шацкий. Расстрелян в 1937 г. 2005 В. А. Симанский – отец будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, с 1891 г. сотрудник канцелярии Святейшего Синода. О нем см. в: Одинцов М. И., Буевский А. С. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. – Православная энциклопедия. Т. I (А-Алексий Студит). М., 2000. С. 676–677. 2007 Цит. по: Флоренский Павел , священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 557–558. Игумен Андроник (Трубачев) , впервые опубликовавший данное письмо, считает его адресованным Патриарху Тихону, однако содержащееся в письме обращение «Ваше Высокопреосвященство» скорее заставляет предполагать, что адресатом письма был кто-либо из высших иерархов, членов Священного Синода. 2031 Андроник (Трубачев) , игумен. Афонский спор об имени Божием. С. 267–268. Об имяславии как «заключительном этапе вопроса о синергетическом объединении божества и человечества» см. также: Горский А. К., Сегпницкий Н. А. Смертобожничество. Корень ересей, разделений и извращений истинного учения Церкви. Догматические очерки. Ч. 1. Борьба словом. – Горский А. К.., Сегпницкий Н. А. Сочинения. Издание Е. Н. Берковской (Сетницкой) и А. Г. Гачевой. М., 1995. С. 85. 2032 Тахо-Годи А. А. А. Ф. Лосев. Целостность жизни и творчества. В кн.: Лосев А. Ф. Самое само. М., 1999. С. 5. 2037 Тезисы докладов опубликованы в журнале «Начала» 1–4, 1995. С. 206– 273. Наиболее полная подборка материалов Лосева по имяславию сделана уже после смерти философа его женой А. А. Тахо-Годи. См.: Лосев А. Ф. Имя. СПб., 1997. 2048 Там же. С. 15: Имя Божие есть Бог и именно Сам Бог, но Бог не есть ни имя [вообще], ни имя Его Самого (греч.). 2051 См.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 860–873. Данный труд Лосева был написан в 1928 году. Об амбивалентности отношения Лосева к платонизму см. в: Гоготишвши Л. А. Платонизм в Зазеркалье XX века, или Вниз по лестнице, идущей вверх. – Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 939–942.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

511 . Никон (Рождественский) , архиепископ. Что значит слово веровать? Афон, 1913. 512 . Никон (Рождественский) , архиепископ. .Яд гордыни. – Прибавления к Церковным ведомостям 33, 1913. С. 1464–1472. 513 . Новая ересь. – Утро России, 21.05.1913 116). 514. Новое выступление афонцев.– Газета-Копейка, 24.06.1914 515 . Новоселов М. А. Папизм в Православной Церкви (на правах рукописи). М., 1913. 516 . Новоселов М. А. Письма к друзьям. М., 1994. 517 . Новоселов М. А. По поводу «Послания Св. Синода». – Голос Москвы, 21.11.1913 269). 518 . Новые беспорядки на Афоне. -Утро России, 30.07.1913 175). 519. Н-ский. От Абиссинии до Афона. – Московские ведомости, 5 .04.1913 520 .0 защите С. В. Троицким магистерской диссертации. – Прибавления к Церковным ведомостям 38, 1913. С. 1706–1715. 521 .0 пересмотре решения Святейшего Синода относительно имябож-ников. – Церковные ведомости 35, 1913. 522 . О. Б. Суд над афонцами. – День, 9.03.1914 66). 523 .Обещания афонских монахов. Новое время, 26.07.1913 13423). 524 . Обзор печати. – Русская молва, 29.07.1913 225). 525 . Обзор печати. – Русская молва, 3.08.1913 230). 526 . Обзор печати. – Русская молва, 4.08.1913 231). 527 . Обзор печати. – Русская молва, 9.08.1913 236). 528 . Обзор печати. – Русская молва, 16.08.1913 243). 529 . Обзор печати. – Русская молва, 20.08.1913 247). 530 . Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. – Начала -4, 1998. С. 182–187. 531 . Одинцов М. И., Буевский А. С. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. – Православная энциклопедия. Том I (А-Алексий Студит). М., 2000. С. 676–698. 532 . Определение Святейшего Синода от 10–24.05.1914 за 4136. В кн.: Забытые страницы русского имяславия. М., 2001. С. 226–232 533 . Определение Святейшего Синода от 14–18.02.1914 за 1471 по поводу послания Вселенского Патриарха на имя Святейшего Синода относительно монахов-имябожников. – Церковные ведомости 10, 1914. С. 69–75. 534 . Определение Святейшего Синода от 27.08.1913 за 7644 о пересмотре решения Святейшего Синода относительно имябожников. – Церковные ведомости 35, 1913. С. 425– 430.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Двести лет спустя после смерти Феодора, Константинопольский патриарх Алексий основал свой монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Для этого монастыря он списал устав Студийский. Печерский наш игумен преп. Феодосий из Константинополя получил также устав Студийский. Предполагают что славянский список устава от XII века, озаглавленный: «Уставник разсмотряяй о брашне же и о питии мнихом, и о всяцем, ином чину и о пребывании и в церкви и въсьде (всюду) уставлен убо не по писанию в монастыри Студийстем преподобным отцем нашим исповедником Феодором, предан же писанием от Алексия святаго и вселенскаго патриарха в поставленнем им монастыри во имя Божественныя Матери», есть устав Печерского монастыря 78 . Заглавие его показывает, что списателем его был патриарх Алексий, заимствовавши его в свою очередь из Студийского монастыря. Таким образом мы имеем в славянском списке устава описание тех порядков монастырской жизни, какие заведены были в Студийском монастыре преп. Феодором. Конечно, возможно предполагать и произвольные изменения устава, прибавления и сокращения под редакцией списателя и непроизвольные уклонения, обусловливаемые обстоятельствами 79 . Но едва ли это могло изменить самой основы устава. Следовательно, он приближается более или менее к своему прототипу. Да к тому же указания на внутренний строй и порядки жизни в Студийской обители можно находить в сочинениях преп. Феодора Студита . Так в многочисленных письмах его, особенно к инокам, встречаются уже указания на порядки монастырской жизни. Еще более таких указаний находится в поучениях преп. Феодора, которые он предлагал инокам в Саккудионском монастыре и в Студийском. Далее, Феодор написал сам несколько кратких разъяснений по разным вопросам монастырской жизни 80 . Наконец, биографы преп. игумена делают некоторые указания на порядки в обители под управлением его. По всем этим данным можно воспроизвести образ жизни Студийских иноков, которыми руководил во спасение преп. Феодор. Число братий Студийского монастыря доходило до тысячи человек. Столь большое число иноков собралось под руководство преп. Феодора сравнительно быстро. Только десять иноков было, когда игумен Феодор получил предложение поселиться в Студийском монастыре. Да из Саккудиона перешло с ним, быть может, до ста монахов. Остальные до тысячи уже пришли после. Преп. Феодор считал грехом отказывать желающим подвизаться в его обители. Но без продолжительного искуса никто не был постригаем. «Принимать просто и без разбора и постригать без испытания не благочестиво», говорил Феодор 81 и держался этого правила. Он

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

После двадцатилетнего благочестивого правления, патриарх Сергий почил о Господе; а на место его рукополагается 1019 г. 95) Евстафий, из придворных протопресвитеров, управлявший кормилом 6 лет; по смерти его, наследует ему 1025 г. 96) Алексий Студит. Быв игуменом Студитской обители, он пришел в императорский дворец с честною главою святого Предтечи, преподать духовное утешение тяжко болевшему императору Василию. Беседа благочестивого вождя иночествующих столько усладила императора, что он избрал его в патриарха, каковое избрание потом признала справедливым и вся Церковь (хотя в последствии времени некоторые, по различным мирским и своекорыстным видам, упрекали его в том, что он не был избран общим голосом). В продолжение 18-летнего правления церковью блаженный Алексий был свидетелем плачевных перемен на императорском престоле, быстро следовавших одна за другою. Именно, по смерти Василия, на престоле остался, 1025 г., один брат его Константин; по смерти Константина, 1028 г., взошел на престол зять его – Роман Аргиропул; умерщвленному Роману наследовал, 1034 г., Михаил Каталлакт, пафлагонянин; а спустя 7 лет Михаил Калафат, племянник Каталлакта; потом Федора и Зоя, и, наконец, 1042 г., – Константин Мономах. По кончине Алексия производится в патриархи 1043 г. 97) Михаил , монах, по прозванию Керуларий, ученый и ревностный поборник православия. Между прочими соборными его постановлениями, сохраняется доселе постановление его о браках (где он превозносит похвалами славного Сисиния). Этот Керуларий окончил начатую святейшим Фотием борьбу с Западом за целость исповедания Веры. Видя с одной стороны, что следующие учению Запада страждут недугом неисцеленным, нераскаянно оставаясь в извращении божественных догматов, отступлении от апостольского учения при совершении преестественных таинств и в других заблуждениях, осуждаемых священными правилами, а с другой, что владыка римской церкви, особенно с тех пор, как соединил скипетр мирской власти с жезлом Христова пастыря, насильственно начал распространять свое неправое учение вне пределов римской области, так что посягательство его простиралось уже на сам Константинополь, – видя все это, блаженнейший патриарх собрал многочисленный собор со всей православной восточной и апостольской Церкви, на котором торжественно предал отлучению церковь латинскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх защищал привилегии Православной Церкви в Империи в противостоянии не только иноверцам-мусульманам, но и инославным общинам. После того как при Василии Болгаробойце Мелитина и ее окрестности были отвоеваны у мусульман, одни местные мусульмане добровольно покинули эту землю, другие же были изгнаны оттуда. Для заселения опустевших городов и сел были приглашены христиане, жившие в той части Сирии, которая оставалась под властью халифа, как православные, так и сиро-яковиты. В Мелитине находился тогда и сиро-яковитский Патриарх Иоанн VIII бар Абдун, который поддерживал добрые отношения с православными Патриархами Антиохии, в первой трети XI века последовательно сменявшими друг друга: Иоанном III, Макарием, Елевферием и Николаем II, который занимал патриарший престол с 1024 по 1030 г. Но из-за догматических расхождений между православными диафизитами и сирояковитскими монофизитами возникали конфликты между двумя христианскими общинами, имели место случаи перехода православных в Сиро-яковитскую церковь, что побудило местного православного епископа Мелитины Иоанна в 1028-м г. подать жалобу на Иоанна бар Абдуна Патриарху Алексию Студиту и Императору Константину VIII, который умер вскоре после этого, не успев принять мер в связи с жалобой. В 1029-м г. со стороны епископа Мелитинского последовало новое обращение к Императору, на этот раз адресованное преемнику Константина Роману Аргиру. Патриарх Алексий поддержал епископа Иоанна в его требовании принять меры, направленные на сохранение привилегий православной общины Мелитины. Император приказал криту (гражданскому арминистратору) Мелитины Иоанну Хрисовергу арестовать Патриарха Иоанна бар Абдуна и несколько сиро-яковитских клириков. Хрисоверг, тяготясь этой своей миссией, посоветовал Иоанну бар Абдуне бежать в пределы халифата, но тот отверг этот совет, после чего был арестован и вместе с шестью сиро-яковитскими епископами и двадцатью монахами препровожден в Константинополь, где они должны были предстать перед судом. Православный Патриарх Антиохии Николай II, вызванный в столицу Алексием Студитом, не прибыл в Константинополь, возможно, в знак протеста против ареста Иоанна бар Абдуны. Патриарх Алексий Студит, прежде чем начался судебный процесс, устроил богословский диспут с лишенными свободы сирояковитскими епископами и монахами, в результате которого, возможно, из желания избежать репрессий, трое епископов присоединились к Православной Церкви, но Патриарх Иоанн бар Абдун, трое других епископов и монахи предстали перед судом и были приговорены к ссылке, Патриарх Иоанн был помещен в православном монастыре на горе Ганос во Фракии, где он и скончался в 1033-м г. на 90-м году жизни.

http://pravoslavie.ru/149432.html

с греч. М.: Синодальная типография, 1900 (репринт: Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 3–141). ПЭ. – Православная энциклопедия. Т. I. А – Алексий Студит. М., 2000; II. Алексий, человек Божий – Анфим Анхиальский (2001); III. Анфимий – Афанасий (2001); IV. Афанасий – бессмертие (2002); V. Бессонов – Бонвеч (2002); VI. Бондаренко – Варфоломей Эдесский (2003); VII. Варшавская епархия – веротерпимость (2004); VIII. Вероучение – Владимиро-Волынская епархия (2004); IX. Владимирская икона Божией Матери – Второе пришествие (2005); X. Второзаконие – Георгий (2005); XI. Георгий – Гомар (2006); XII. Гомельская и Жлобинская епархия – Григорий Пакуриан (2006); XIII. Григорий Палама – Даниель-Ропс (2006); XIV. Даниил – Димитрий (2006 (2007)). Радованович. Лekцuje. – Др. Тихом up Радованович. Лekцuje из Светог Писма Старог Завета. Београд, 1930 (литограф). Радович. Покрет кольивара. – Радович А. Покрет кольивара, духовно-литургички препород и грчка црквена братства [А. Радович. Движение коливадов, духовно-литургическое возрождение и греческие церковные братства]//Гласник Српске Православие Цркве 3 (1976), 45–47. [Переизд.: Там же. LXVIÏ 3 (1985), 3–7. Ср. ИАБ VII, 175.] РБС. – Русский биографический словарь. СПб.; М., 1896–1913. 26 т. Репринт (с доп.): М., 1992–1999. Цит. т.: [XIII]. Павел, прп. – Петр (Илейка) (1902); [XVIII]. Сабанеев – Смыслов (1904); [XXII]. Фабер – Цявловский (1901); [XXIV]. Шебанов – Шютц (1911). Русские писатели-богословы. Вып. 2. – Русские писатели-богословы. Вып. 2. Исследователи и толкователи Священного Писания: Биобиблиографический указатель/Сост. А. С. Чистякова, О. В. Курочкина, Н. С. Степанова. М., 1999. [Включает 33 персоналии с кратким биографическим очерком и списком публикаций. Вошло в переизд. обоих выпусков: Русские писатели-богословы: Биобиблиографический указатель. 2 М., 2001.] Сабрана дела Вука Карацича. – Сабрана дела Вука Карацича. Т. 10. Београд: Изд. Просвета, 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

всецело определялся личностью о. Николая». 141 Ныне Патриарх Алексий II (Ридигер). Письмо было подано 15 декабря 1965 г. 142 В виде заявлений на имя Председателя Президиума ВС СССР Н. В. Подгорного, Председателя Совмина СССР А. П. Косыгина, генпрокурора СССР Р. А. Руденко. 143 Преп. Феодор Студит (759–826) выступал против высших иерархов Византийской церкви, опираясь только на поддержку Римских пап. 144 Патриарх Кирилл Болгарский (Константинов) (1901–1971). 145 Куроедов Владимир Алексеевич председатель Совета по делам РПЦ при Совмине СССР. 146 Капитанчук Виктор, реставратор икон, участник правозащитного движения, секретарь Христианского комитета защиты прав верующих в СССР. 147 Ефрем II (Сидамонидзе) (1896–1972), предстоятель Грузинской православной церкви. 148 Мэлиб (Мелик) Самуилович Агурский (1933–1991). К моменту их встречи — кибернетик; впоследствии диссидент, отказник, историк, политолог, публицист, один из авторов сборника «Из–под глыб». Под его фамилией о. Александр сдал в печать (1965) рассказ «Виноградник Навуфея» в сборник «Вавилонская башня и другие библейские предания» (М., 1990). 149 Геннадий Михайлович (Генмих) Шиманов (р. 1937), православный публицист, националист и государственник, автор и редактор самиздатских журналов; о. Александра всегда упоминал полемически. К моменту их встречи мировоззрение Шиманова как русского националиста еще не сформировалось. 150 Мария Вениаминовна Юдина (1899–1970), пианистка, религиозный мыслитель. В юности помимо музыкальных занятий посещала в родном Невеле философский кружок, участником которого был философ и филолог Михаил Бахтин. В 1919 г., именно тогда, когда перед евреями–атеистами открывались большие возможности для продвижения в обществе, она приняла крещение. В круг ее общения входили многие выдающиеся люди, такие, как о. Павел Флоренский, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Владимир Фаворский. 151 Издана под псевдонимом: А. Павлов. «Откуда явилось все это?». Napoli: Edizioni Dehoniane, 1972. 152 Речь идет о художнике Юрии Титове. 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010