История Русской Церкви в пяти периодах (репринт). М.: Издание Сретенского монастыря, 2001. 64. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Киев: Христианско-благотворительная ассоциация «Путь к Истине», 1991. 65. Хланта К. История Белокриницкой иерархии в XX веке. Дипломная работа. Калуга: Московский Патриархат, Калужская Духовная Семинария, 2005. 66. Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство. М.: «СИМС» совместно с благотворительным фондом развития гуманитарных и технических знаний «СЛОВО», 1998. 67. Шашков А.Т. Аввакум./Православная Энциклопедия. Т.1. А-Алексий Студит. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. 68. Шашков А.Т. Епифаний./Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3 (XVII в.). Ч.1, А-З. СПб., 1992. 69. Шашков А.Т. Из истории сибирской ссылки протопопа Аввакума.//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. Трудов. Вып.3./Гос. Исторический музей; Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М.: Языки славянской культуры, 2004. 70. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Вече, Лепта, 2010. 71. Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Московское царство. СПб.: Издательство «Алетейя», 2000. 72. Щапов А. Земство и Раскол. Выпуск первый. СПб., 1862. 73. Юхименко Е.М., Понырко Н.В. «История об отцах и страдальцах соловецких» Семена Денисова в духовной жизни русского старообрядчества XVIII-XX вв./Денисов С. История об отцах и страдальцах соловецких. М., 2002. Рейтинг: 6.9 Голосов: 33 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Макарий (Булгаков) митроп. История Русской Церкви, книга седьмая. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996, с.21.  Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. СПб., 1895, с.3.  Плотников К., свящ. История русского раскола известного под именем старообрядчества. Петрозаводск, 1898, с.1.  Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви в пяти периодах (репринт). М.: Издание Сретенского монастыря, 2001, с.607.  Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, печ.

http://pravoslavie.ru/74764.html

по изд.: 1897 (Т.1) и 1902 (Т.2), 2000, с.298.  Там же, с.304.  Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004, с.426.  Знаменский П.В. История Русской Церкви (учебное руководство). М., 2000, с.239.  Бубнов Н.Ю. Никон./Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3 (XVII в.). Ч.2, И-О. СПб., 1993, с.401.  Шашков А.Т. Из истории сибирской ссылки протопопа Аввакума.//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. Трудов. Вып.3./Гос. Исторический музей; Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М.: Языки славянской культуры, 2004, с.45.  Урушев Д.А. К биографии епископа Павла Коломенского.//Там же, с.32.  Бацер М.И. Двуперстие над Выгом: Исторические очерки. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005, с.10.  Юхименко Е.М., Понырко Н.В. «История об отцах и страдальцах соловецких» Семена Денисова в духовной жизни русского старообрядчества XVIII-XX вв./Денисов С. История об отцах и страдальцах соловецких. М., 2002, с.7.  Пулькин М.В., Захарова О.А., Жуков А.Ю. Православие в Карелии (XV-nepbaя треть XX в.). М.: Круглый год, 1999, с.71.  Святейший патриарх Никон (статья)./Никон, Патриарх. Труды. Научное исследование, подготовка документов к изданию, составление и общая редакция В.В. Шмидта. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004, с.15.  Николин А., свящ. Церковь и Государство (история правовых отношений). М.: Издание Сретенского монастыря, 1997, с.260.  Шашков А.Т. Аввакум./Православная Энциклопедия. Т.1. А-Алексий Студит. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000, с.83.  Аввакум./Энциклопедический словарь Русской Цивилизации. Составитель О.А. Платонов. М.: Православное издательство «Энциклопедия Русской Цивилизации», 2000, с.10. Пожелавший остаться неизвестным и подписавшийся С.Ю.(вероятно инициалы) автор статьи сообщает: «В Москве, благодаря своим друзьям, царскому духовнику Стефану Вонифатьеву и протопопу Казанского собора Иоанну Неронову, Аввакум привлечен был к участию в исправлении богослужебных книг, предпринятом патр. Иосифом и состоявшем в сличении их с более древними старопечатными славянскими оригиналами. С 1652, по смерти Иосифа, дело книжного исправления продолжено было патр. Никоном, но по греческим подлинникам, и прежние справщики, в том числе и Аввакум, не знавшие греческого языка были устранены». Данную информацию на основании первоисточников опровергает Н.Ф. Каптерев: «…Аввакум, Неронов, Лазарь и др. никогда не были книжными справщиками и вообще никогда к книжной справе никакого отношения не имели…» Каптерев Н.Ф., проф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович (репринт). Т.1,2. М., 1996, т.1, c.I-II.

http://pravoslavie.ru/74764.html

Пресвитер. На этот вопрос я вам отвечу историческим примером. Когда в 1082 году византийский император Алексий Комнин при ведении войны столкнулся с нехваткой денег, то он велел перелить в монеты медные врата одного из храмов. Все бы ничего, но на этих вратах были изображены иконы двунадесятых праздников. Узнав об этом, митрополит Халкидонский Лев возмутился, посчитав поступок царя кощунственным и иконоборческим. Был созван Собор, на котором митрополит Лев отстаивал ту мысль, что вещество, из коего делаются священные изображения, остается священным даже после того, как уничтожен лик угодника или Христа. Однако Собор с ним не согласился, пояснив, что честь оказывается не веществу иконы, а ее Прототипу 377 . Исходя из этого, и мы должны заключить, что если на иконе стерлись лики или надписания, то следует или восстановить все это, или изъять из молитвенного употребления. При этом не будет кощунственным и полное ее уничтожение. Прихожанка. А если икона «намолена», но почернела от времени так, что лик ее стал неразличимым, ее тоже можно уничтожить, не боясь поругания «накопившейся в ней благодати»? Пресвитер. Пусть вам на это ответит преподобный Феодор Студит : «Если бы кто захотел поцеловать находящееся в зеркале свое изображение, то он поцеловал бы не естество, но отображенное в нем подобие его самого, поэтому он и прильнул к веществу. Конечно, если он удалится от зеркала, то вместе с ним отступит и образ, как не имеющий ничего общего с веществом зеркала. Таким же образом и относительно вещества изображения: если уничтожено подобие, которое было на нем видимо, и к которому относилось почитание, то вещество остается без почитания» 378 . Прихожанка. В чем же вообще смысл освящения как такового? Пресвитер. Смысл освящения в том, чтобы на жизнь, на всю деятельность и все окружение человека нисходило благословение Божие. Мы просим в молитве, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, выращенные на нашем огороде овощи, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие укрепляли наши силы и помогали нам одухотворять всю нашу деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Библиография работ о персоне: Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.13 – август. Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита, описанные Каллистом, святейшим архиепископом Константинополя/Пер. с греч.: И.И.Соколов// Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. II.: Преп. Феодор Студит, его церковно–общественная и богословско–литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве. (Библиотека христианской мысли. Исследования). Помяловский И. Житие святого Григория Синаита//Записки ист.–филол. фак. Имп. С.–Пб. ун–та. – СПб., 1895. –  Ч. 35. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита/Пер. И. Соколова по изд. списку XVI в. – М., 1904. Житие Григория Синаита, составленное Константинопольским патриархом Каллистом: (Текст, славянск. пер. жития по рукописи XVI века и ист.–археол. Введение П.А. Сырку)//Памятники Древней Письменности и Искусства. Кн. серия.  – СПб., 1909. – Вып. 172. Монаха Григория житие преподобного Ромила: (По рукописи XVI в. с приложением службы преп. Ромилу по рукописи XVII в.)//Сырку П. А. Монаха Григория житие преподобного Ромила: (По рукописи XVI в. с приложением службы преп. Ромилу по рукописи XVII в.)//Памятники древней письменности и искусства. – СПб., 1900. –Вып. 136. Житие прп. Григория Синаита//Жития святых, просиявших на горе Афон. – Минск: Свято–Елисаветинский монастырь, 2002.  Алексий (Дородницын), митрополит. Византийская церковная мистика 14–го века: (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и Григорий Синаит). – Казань, 1906. С.3–6, 7–93. Бибиков М.В. Григорий Синаит//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I.  Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.307–309.

http://bogoslov.ru/person/2714366

лит. языка: Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников. М., 1997. С. 157-171; он же. Дальнейшие исследования Рождественского парафрастического канона Константина Преславского с иным прочтением концовки его акростиха//Старобългаристика. 1999. 4. С. 25-40; он же. Авторский парафраз: Акростишный канон на Рождество Христово// Он же. Церковнослав. книжность на Руси. М., 2001. С. 421-450; Велинова В. Слово за еп. Константин Преславски. София, 1998; Попов Г. Византийската химнографска традиция и песеннотворческите прояви на Кирило-Методиевите ученици//Средневек. христ. Европа: Изток и Запад: Ценности, традиции, общуване. София, 2002. С. 397-406; он же. Акростих в гимнографич. творчестве учеников Кирилла и Мефодия//La poesia liturgica slava antica=Древнеслав. литургическая поэзия/XIII междунар. съезд славистов (Любляна, 15-21 авг. 2003): Докл. Рим, София, 2003. С. 30-55; Йовчева М. Проблемы текстологического изучения древнейших памятников оригинальной слав. гимнографии//Там же. С. 56-78; Койчева Р. Великопостните канони на Константин Преславски и визант. химнична традиция (св. Теодор Студит и св. Йосиф Песнописец)//Пти достоитъ: Сб. в памет на С. Кожухаров. София, 2003. С. 178-185; Тихова М. Учителното Евангелие на Константин Преславски и неговите преписи//Преславска книжовна школа. София, 2004. 7. С. 123-158; Турилов А. А. Slavia Cyrillomethodiana: Источниковедение истории и культуры юж. славян и Древней Руси: Межслав. культурные связи эпохи средневековья. М., 2010. С. 85-102; Кривко Р. Н. Лингвистические заметки к «Учительному евангелию» и «Сказанию церковному»//Кирилометодиевската mpaдuцuja и македонски-рус. духовни и културни врски: Зб. на трудови од науч. собир организиран по повод 1150 години од Моравската мucuja и од слав. писменост. Ckonje, 2014. С. 129-140. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам

http://pravenc.ru/text/2056992.html

Скачать epub pdf Слово при пострижении окончившего Богословский факультет Сергея Конюса 27 Приветствую тебя, мой возлюбленный о Христе сын о. Алексий, с принятием иноческого звания. Оно так высоко в очах Божиих, что св. Церковь называет его чином ангельским. Св. Иоанн Златоуст в своей «Книге о девстве» свидетельствует, что так возвышается сие священное звание в силу стремления иноков своим девственным подвигом уподобиться бесплотным. А св. Иоанн Кассиан , желая показать нам всю высоту девственной жизни, на основании свидетельства Премудрости Соломоновой и жизни Апостола Павла, говорит, что дар Божественного ведения небесных тайн и откровений дается в особенности за целомудрие 28 . К инокам, по преимуществу, относятся слова нашего Спасителя: вы есте свет мира ( Мф. 5:14 ). Вот почему св. Феодор Студит говорит: «Как ангелы являются светом для иноков, так иноки являются светом для мирян». Эта благодатная святоотеческая истина особенно яркое выражение нашла для себя в жизни нашей Святой Руси. От края и до кряя она была усеяна иноческими обителями, куда миллионами устремлялся наш православный русский народ. Его манил сюда благодатный свет праведных иноков. Этим светом русские люди согревались от мирской злобы и неправды. В небесных лучах его они ясно видели все свои заблуждения, уносили его в сердцах своих в мир и здесь, под его воздействием, строили свою жизнь личную, общественную и государственную. Потому наша родина и называлась Святою Русью, что в основе ее жизни была православная вера, что в ней было бесчисленное множество церквей и монастырей и она жила под руководством святых иноков. Да, сейчас монастырей в России нет. Но это не значит, что иноков не стало на Русской земле. Они продолжают жить среди мирян, подвизаясь за Христа, за Церковь , за свою Родину и еще более, чем когда-либо, озаряя своим благодатным светом всю нашу великомученическую Россию. Поэтому теперь, как никогда, приблизилось время для исполнения пророчества Достоевского о наших иноках, которое вылилось из его вдохновенного сердца в таких словах старца Зосимы: «И сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединенной молитвы (иноков) выйдет может быть еще раз спасение земли Русской. От нас, иноков, издревле деятели народные выходили, отчего же их не может быть и теперь? Те же смиренные и кроткие постники и молчальники восстанут и войдут на великое дело. От народа спасение Руси. Русские же монастыри искони были с народом... народ верит по нашему, а неверующий деятель у нас в России ничего не сделает, даже будь он искренен сердцем и умом гениален... народ встретит атеиста и поборет его и станет единая православная Русь» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Стефан II 925 г., из митрополитов амасийских , евнух (Ibid. § 683). Св. Трифон 928 г., монах (Ibid § 686). Феофилакт 933 г., сын имп . Романа, синкелл . Св. Полиевкт 946 г. монах (Ibid. § 700). Василий И-й 970 г., из монахов олимпийского монастыря (§ 703). Антоний III-й Студит 974 г., из монахов студийских (Ibid § 707). Николай ИИ-й Хризоверг 982 г. О прежнем его сане ничего неизвестно. Сисинний ИИ-й 995 г. у Кедрина р. 702 называется μαγςρος, т. e. magister officiorum – начальник придворных чинов. Сергий II-й 999 г. игумен (Кедрин р. 702). Евстафий 1019 г., главный священник над придворным духовенством (Chronolog. Patr. Historia § 725). Алексий 1025 г., игумен студийский (§ 726. 732). Михаил Керулларий 1043 г., монах (§ 738). Константин ИИИ-й Лихуд 1059 г. протовестиарий, мирянин и евнух ( Γεωργ. Αμαρτωλ. р. 883 not). Иоанн VIII Ксифилин 1064 г, с молодых лет монах (Histor. Patriarch. Chronolog. § 754). Козьма I 1075, монах святоградский (§ 762). Евстратий Гарида 1081 г., монах (§ 765). Николай ИИИ-й Грамматик 1084 г., из монастыря предтеченского в Константинополе (Lequ. Oriens Chr. Т. 1. р. 265). Иоанн IX , 1111 г. иеромнемон, из клира великой церкви, диакон (Hist. Patr. § 779). Лев Стипиот 1134 г., диакон и эконом великой церкви (Ephrae m . Angelo Maii р. 239). Михаил II оксийский 1143 г., настоятель оксийского монастыря (Ibid. § 790. 791). Козьма II аттик 1146 г., из диаконов (§801). Николай IV Музалон 1148 г., из архиепископов кипрских, а прежде состоял в различных должностях церковных (§ 811). Феодот ИИ-й 1151 г. игумен монастыря воскресенского (§ 814). Константин IV Хлиарен , 1154 г., диакон великой церкви и сакелларий патриарший (§ 829). Лука Хризоверг 1156 г., монах (ib. § 834). Михаил III Анхиали 1169 г., диакон и сакелларий великой церкви (§ 835. 844. 845). Харитон 1178 г., игумен манганский (§ 846). Фиодосий Воррадиот 1178 г. монах из горы св. Авксентия (§ 854). Василий II Каматер 1183 г., диакон и хартофилакс великой церкви (§ 854). Никита II Мунтан 1186 г. сакелларий великой церкви (Ibid. § 856. 858).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV ПАФЛАГОН Иисус Христос. Имп. Михаил IV Пафлагон с ангелом. Золотая номизма. Аверс. Реверс. 1034–1041 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Иисус Христос. Имп. Михаил IV Пафлагон с ангелом. Золотая номизма. Аверс. Реверс. 1034–1041 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Μιχαλ Παφλαγν] (1010 - 10.12.1041), визант. имп. с 12 апр. 1034 г. Род. в незнатной семье, происходившей из Пафлагонии . Представитель этой семьи, брат М. П. евнух Иоанн, занял высокое положение при имп. дворе, возможно, уже в правление имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025). Это положение сохранялось и при последующих императорах, в т. ч. при Романе III Аргире (1028-1034), к к-рому он был приставлен еще до вступления последнего на престол. Иоанн Скилица называет имена и др. братьев, младшим из к-рых являлся М. П. ( Scyl. Hist. P. 389-390). Первоначально Иоанн выполнял обязанности препозита, а впосл. стал орфанотрофом (смотрителем дома призрения) и получил соответствующее прозвище. Иоанн представил своего младшего брата имп. Роману III, который приказал оставить М. П. при дворе. Вскоре М. П. стал фаворитом жены императора Зои , приходившейся дочерью имп. Константину VIII (1025-1028). По всей видимости, Иоанн Орфанотроф был одним из инициаторов заговора, целью к-рого было вступление М. П. на престол. Сестра Романа III Пульхерия, а также ряд придворных сообщили императору об отношениях Зои с М. П. и о возможном заговоре, однако Роман, взяв с М. П. клятву в его невиновности, не выдвигал против него никаких обвинений. Как указывает Михаил Пселл , имп. Роман III испытывал к М. П. жалость, вызванную тем, что последний страдал эпилепсией, хотя при дворе высказывалось мнение о том, что М. П. имитировал приступы ( Mich. Psell. Chron. 3. 17-23). 11 апр. 1034 г., в Великий четверг, имп. Роман III скончался. Согласно Иоанну Скилице, император был отравлен Иоанном Орфанотрофом ( Scyl. Hist. P. 390). Михаил Пселл сообщает, что незадолго до смерти Роман тяжело заболел, причиной чего было отравление, якобы организованное М. П. и Зоей, однако, Пселл не был до конца уверен в достоверности сведений. По его словам, императора утопили в бане ( Mich. Psell. Chron. 3. 24-26). Более поздние авторы, в т. ч. Георгий Кедрин (кон. XI - нач. XII в.), прямо сообщали о том, что убийство Романа III было совершено лицами, близкими к М. П. ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 504). В Страстную пятницу патриарх К-польский Алексий Студит (1025-1043), первоначально не желавший венчать М. П. и Зою, получил от них богатые дары и совершил таинство Брака.

http://pravenc.ru/text/2563706.html

Не позволите ли это «несомненно» сначала превратить в «сомнительно» при Вашем собственном содействии. Единственным фундаментом Вашей несомненности служит замена Вами в полемике Зонары из за предлога μετ «по» (Толк. на 3 пр. II Вс. Соб.) слова νιοι некоторые словом: Аристин. Аристин принял мысль, против которой полемизирует Зонара, ссылаясь на некоторых; следовательно некоторые суть именно – Аристин, а не кто-либо другой. Позвольте обратить Ваше внимание на некоторый произвол в Вашем силлогизме: могли держаться мнения, опровергаемого Зонарой и другие, кроме Аристина. Вам известно, что еще задолго до XII века существовали уже толкования или схолии на церковные правила и что этими толкованиями руководились в церковной практике. Преподобный Феодор Студит в письме к Навкратию пишет между прочим следующее: «о крещаемых, помазуемых святым миром и анафемаствующих ересь, я написал не так, как божественный Епифаний распределил и исчислил ереси, но как нашел я в толковании одного из древнейших, трудолюбиваго мужа, сделавшаго исследование и извлечение из книг византийской церкви» (русск. перев. I, 262, 263). С течением времени эти схолии умножились в числе и помещались и на полях, и в самом тексте канонических рукописей, содержащих правила. Но позвольте воспользоваться Вашими об этом предмете мыслями и сведениями. При описании греческой пергамминной Кормчей Моск. Синодальной Библиотеки XIII в. 397) Вы говорите: «синтагма еще не имеет здесь общепринятых толкований Зонары, или Вальсамона; но на полях и в самом тексте рассеяно множество кратких схолий, в которых, или указываются сходныя правила, или соглашаются видимо противоречащия. Из этих схолий типически повторяющихся и в других (до зонаровских) списках синтагмы, могла бы составиться своего рода glossa ordinaria, весьма поучительная в историко-каноническом отношении; и здесь, также как в латинской глоссе к Декрету Грациана и папским Декреталам, творилось новое право, едва ли вполне исчерпанное знаменитыми комментаторами синтагмы в XII в… Нет сомнения, что Зонара и Вальсамон в своих толкованиях уже пользовались готовыми схолиями, нередко повторяя их вполне и буквально» (Заметки о греческих рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Память свт. Иоанна Златоуста Во многих студийских и иерусалимских Типиконах 14 сентября, т.е. в день Воздвижения, указывается память кончины свт. Иоанна Златоуста , но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять вместе 2 торжественные службы. Как правило, его память переносится на 13 ноября (так, в т.ч., и по принятому в настоящее время Типикону). Однако в ряде студийских и иерусалимских Типиконов все же дан устав соединения последований Воздвижения и святителя; часто дозволение соединять последования дается только храмам, посвященным свт. Иоанну. В южно-итальянских редакциях Студийского устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу . Праздник Воздвижения в Типиконах студийской традиции Известные студийские Типиконы принадлежат к 3 основным ветвям студийской традиции – константинопольской (представлена Студийско-Алексиевским Типиконом 1034 г., близким к несохранившемуся первоначальному студийскому Синаксарю ), афоно-италийской (представлена прп. Георгия Мтацминдели Типиконом XI в., Мессинским Типиконом 1131 г. и рядом др. памятников) и малоазийской (представлена Евергетидским Типиконом кон. XI в. и Христа Человеколюбца мон-ря Типиконом XII в.). Богослужение праздника Воздвижения во всех студийских памятниках совершается по праздничному чину; на вечерне бывает вход и читаются паремии (те же, что в Типиконе Великой церковь); на утрене – чтение из гл. 12 Евангелия от Иоанна, к которому прибавляется «Воскресение Христово видевше» (чем подчеркивается связь Крестной смерти Иисуса Христа и Воскресения Христова); в конце утрени бывает чин воздвижения Креста; литургийные чтения – те же, что и в Типиконе Великой церкви. I. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону , праздничный цикл Воздвижения составляет 3 дня: предпразднство 13 сентября, праздник 14 сентября и его попразднство 15 сентября 13 сентября последование предпразднства соединяется с последованием сщмч. Корнилия. На утрене поется «Бог Господь» (однако составитель Типикона Константинопольский патриарх Алексий Студит отмечает, что в самом Студийском монастыре 13 сентября на утрене пели «Аллилуия») с тропарем предпразднства 1-го гласа (ныне 2-й седален после 1-й кафизмы на утрене 14 сентября); каноны предпразднства и святого; светилен «Свят Господь»; седальны и стихиры Октоиха и праздника. На литургии служба Креста: прокимен из Пс 146; Кол 2. 13–20 ; аллилуиарий со стихом из Пс 30; Ин 12. 25–36a; причастен Пс 148. 1.

http://drevo-info.ru/articles/815.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010