30 марта 1927 г. митр. Сергий был освобожден из-под ареста и вернулся к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, получив разрешение жить в Москве. До ареста он был лишен такой возможности и находился в своем кафедральном городе - Н. Новгороде. 7 мая митр. Сергий обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. 18 мая он провел совещание с группой архиереев: Тверским митр. Серафимом (Александровым) , членом Временного Синода в последние годы Патриаршества свт. Тихона , архиепископами Костромским Севастианом (Вести) , Вологодским Сильвестром (Братановским) , Звенигородским Филиппом (Гумилевским) , Хутынским Алексием (Симанским, впосл. Патриарх Алексий I ) и Сумским еп. (впосл. митрополит) сщмч. Константином (Дьяковым) . Из участников совещания митр. Сергий образовал Временный Патриарший Свящ. Синод, полномочия к-рого по аналогии с Синодом, образованным Патриархом Тихоном в 1923 г., проистекали из полномочий учредителя. В состав Синода Заместитель Местоблюстителя позже включил Новгородского митр. Арсения (Стадницкого) , пребывавшего в ссылке в Ср. Азии, а также незадолго то того выпущенных на свободу архиепископов (впосл. митрополитов) Самарского сщмч. Анатолия (Грисюка) и Вятского Павла (Борисовского) . 20 мая 1927 г. НКВД выдал справку о временной регистрации Патриаршего Синода. 1-е заседание Синода состоялось 27 мая 1927 г., в тот же день по епархиям был разослан указ, предписывавший епархиальным архиереям подать заявления в местные органы власти с прошением «о регистрации их преосвященных с состоящими при них епархиальными советами (каковые образовать временно путем приглашения указанных преосвященными лиц)» (Акты свт. Тихона. С. 499). Началась работа по воссозданию по нормам гражданских законов церковно-адм. структуры Московского Патриархата. 29 июля 1927 г. Временный Синод, действовавший при Заместителе Местоблюстителя и под его председательством, издал «Д.». Помимо митр. Сергия свои подписи под ней поставили все члены Синода, кроме пребывавшего в ссылке митр. Арсения (Стадницкого) и болевшего архиеп. Севастиана (Вести). «Д.» была подписана и напечатана в виде листовки тиражом 5 тыс. экз. для рассылки по приходам. 18 авг. того же года документ был опубликован в газ. «Известия».

http://pravenc.ru/text/171618.html

1931.19.2 Митрополит Сергий обращается с посланием к Советскому правительству, выражая протест против массового закрытия церквей, арестов и ссылок священнослужителей и ходатайствуя о возобновлении церковно-издательской деятельности и восстановлении духовных школ. 1931.5.12 Взорван храм Христа Спасителя. 1932 " Союз воинствующих безбожников " , организованный в 1925, объявил о начале " безбожной пятилетки " . 1934 Массовые преследования священнослужителей: арестованы архиеп. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Феофил (Богоявленский), свт. Афанасий (Сахаров), прот. Р. Медведь и др. 1937 Перепись населения, по итогам которой выяснилось, что 2/3 сельского и 1/2 городского населения считают себя верующими. Новая волна репрессий: расстреляны архиеп. Феодор (Поздеевский), митр. Серафим (Чичагов), митр. Кирилл (Смирнов), митр. Иосиф (Петровых), еп. Григорий (Лебедев), прот. А. Хотовицкий, прот. Д. Баянов, свящ. М. Шик, свящ. П. Флоренский, патриарший местоблюститель митр. Петр (Полянский). и многие другие. 1938.10 Открытие Свято-Владимирской православной богословской академии в Нью-Йорке (ректорами академии были: прот. Г. Флоровский, прот. А. Шмеман, прот. И. Мейендорф). 1939 На всей территории СССР насчитывалось около 100 действующих храмов. На свободе оставались 4 архиерея: митр. Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), митр. Ленинградский Алексий (Симанский), архиеп. Петергофский Николай (Ярушевич) и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). 1941 Возвращение в юрисдикцию Московской Патриархии епархий, находящихся на территории Эстонии, Латвии и Литвы. Экзархом в Прибалтике назначается митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский, убит 30 апреля 1944 г.), организовавший православную миссию на оккупированных северо-западных территориях, с центром в Пскове (открыто более 200 храмов в 1941-1944 гг.). 1941.22.6 Послание к пастве митр. Сергия с призывом встать на защиту Отечества. 1942 Изменение религиозной политики Советского государства. Открываются закрытые в 30-х гг. приходы. Многие оставшиеся в живых священники возвращаются из лагерей. Возобновляются архиерейские хиротонии. Прекращает существование " Союз воинствующих безбожников " .

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

Батюшкове Дмитровского р-на еп. сщмч. Иона (Лазарев), преподобномученики архим. Амвросий (Астахов) и игум. Пахомий (Туркевич), мон. прмц. Татиана (Бесфамильная), диак. сщмч. Иоанн Хренов, мч. Николай Рейн, мученицы Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич. Все они были расстреляны в Бутове по приговору Особой тройки УНКВД по Московской обл. В окт. 1937 г. был арестован тайно служивший в Орехово-Зуеве еп. сщмч. Никита (Делекторский), вскоре его расстреляли на Бутовском полигоне. 27 окт. того же года был арестован бывш. Звенигородский викарий архиеп. сщмч. Николай (Добронравов), к-рый по истечении срока ссылки жил на покое в Москве. В дек. 1937 г. на Бутовском полигоне были казнены священномученики бывш. митр. Ленинградский Серафим (Чичагов), пребывавший на покое в подмосковной Удельной, Бежецкий еп. Аркадий (Остальский). В 1937 г. были казнены и находившиеся в заключении Крутицкий митр. сщмч. Петр (Полянский), Дмитровский еп. сщмч. Серафим (Звездинский) и Волоколамский архиеп. Феодор (Поздеевский). Митр. Сергий (Страгородский) в рабочем кабинете. Фотография. 1937 г. Митр. Сергий (Страгородский) в рабочем кабинете. Фотография. 1937 г. Под постоянной угрозой ареста жил в 1937-1938 гг. и сам митр. Сергий. 2 июля 1938 г. был закрыт Богоявленский собор в Дорогомилове. В связи с этим кафедра митр. Сергия была перенесена в Елоховский Богоявленский храм, получивший после этого статус кафедрального собора. После 1938 г. Большой террор постепенно пошел на спад, но структуры управления Церковью были почти полностью разрушены. При местоблюстителе Московском и Коломенском митр. Сергии (Страгородском) оставался последний викарий - Дмитровский еп. Сергий (Воскресенский), возведенный 8 окт. 1937 г. в сан архиепископа и назначенный управляющим делами Московской Патриархии. 31 окт. 1940 г. указом Московской Патриархии еп. Алексий (Сергеев), проживавший на покое в Москве, был назначен на Тульскую кафедру, являвшуюся тогда частью М. е., в связи с чем еп. Алексию было назначено место служения в Никольском храме в Хамовниках.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Русская Православная Церковь Заграницей 1203. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Открытое письмо... от 17.10.1991 [протопр. А. Киселеву, прот. Д. Григорьеву, Ю. Н. Капустину, Г. А. Рару, Г. Е. Трапезникову о преодолении раскола между РПЦ и РПЦЗ]//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 47–50. 1204. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Соблазн разъединения//ЦиВр. 1991. 1. С. 1–2. О взаимоотношениях РПЦ и РПЦЗ. 1205. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей: 26 апр. – 9 мая 1946 г.//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 28–32. 1206. Архиерейский Собор РПЦ. 1990, окт. Воззвание. к архипастырям, пастырям и всем верным чадам РПЦ: [О взаимоотношениях РПЦ и РПЦЗ]/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 34–46. 1207. Николай (Еремин), митр. Корсунский. Ответ протопр. Адриану Рымаренко на его «Открытое письмо митр. Николаю» [в Париже] по поводу брошюры профессора С. В. Троицкого «О неправде карловацкого раскола»//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 228–230. 1208. Положенский С., прот. «Протопресвитеру» Адриану Рымаренко: [Вокруг кн. профессора С. В. Троицкого «О неправде карловацкого раскола " ]//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 230–232. Отклик на «Открытое письмо», адресованное митр. Корсун-скому Николаю (Еремину): споры по поводу каноничности и бла-годатности РПЦ и РПЦЗ. 1209. Рымаренко А., протопр. Открытое письмо представителю Московской Патриархии в Париже митр. Николаю [Еремину]//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 227. Вокруг кн. профессора С. В. Троицого «О неправде карловацкого раскола». См. также 628. Агиография Общие вопросы агиологии 1210. Августин (Никитин) , архим. О почитании святых в Русской Православной Церкви: (Из истории русско-скандинавских церковных связей)//БТ. 1987. Сб. 28. С. 246–261. 1211. Антоний (Блум), митр. Сурожский. О святых завтрашнего дня/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 441–448. 1212. Георгий (Тертышников), архим. Критерии канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви//АиО. 1999. 3(21). С. 186–193.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1360 г. ярлык на великое княжение получил «не по отчине и не дедине» младший суздальский князь Димитрий Константинович. Московским боярам, при сильной поддержке митр. Алексия, почитавшегося в Орде, переживавшей в то время смуты, удалось получить ярлык на великое княжение на имя Димитрия Иоанновича. С этого – 1362 г. – началось наследственное и никем неоспариваемое сидение московских князей на великокняжеском престоле. В том же году престол окончательно перенесен был из Владимира в Москву. Митр. Алексий благословил юного князя и на брак с дочерью недавнего соперника, Димитрия Суздальского, Евдокией, впоследствии с именем Евфросинии причисленной к лику святых. Митр. Алексий твердо поддерживал вел. кн. Димитрия в его спорах с тверским князем Михаилом Александровичем и подверг последнего церковному запрещению за наведение войска Ольгерда на Москву. Церковное запрещение было наложено на Нижний Новгород, посланным туда м. Алексием Пр. Сергием, когда тамошний князь Борис не желал мириться с братом своим, Димитрием Суздальским. Мир после закрытия церквей в городе наступил. Святитель митрополит Петр дал свое благословение нарождавшейся Москве. Святитель митрополит Алексий подвел твердую основу под московское государство, создавшее великое царство, и должен почитаться одним из главных создателей такового. Митр. Алексий скончался 12 февраля 1378 г., имея 80, а возможно и больше лет. Через два года после его кончины, питомец его, вел. кн. Димитрий, отважился на открытую борьбу с татарами, разбив в 1380 г. хана Мамая на Куликовском поле и заслужив именование Донского. Погребен он был в Чудовом мон. В 1431 г. были обретены его мощи. В конце 1448 – нач. 1449 г., при Св. митр. Ионе установлено было празднование его памяти. После кончины Св. Алексия наступили большия замешательства в отношении занятия митрополичьей кафедры. Сам Святитель желал видеть своим преемником Пр. Сергия, но тот решительно отказался. Вел. князь Димитрий указал тогда на своего любимого духовника Михаила, называвшегося Митяем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

части церковной общественности как к деятелю, более зависимому от гос. властей. Митр. Кирилл (Гундяев ; ныне Патриарх Московский и всея Руси) вспоминал о том, как встретили в пору его юности представители духовенства Ленинграда назначение Н. на Ленинградскую кафедру: «...отношение к молодому, неожиданно появившемуся на церковном небосклоне митрополиту колебалось от самого отрицательного до сдержанно-холодного. Митрополит Никодим представлялся для многих ставленником властей, неожиданным выскочкой, рано занявшим высокий пост Председателя Отдела внешних церковных сношений, сменив на нем ушедшего в отставку, а точнее, смещенного властями яркого, прекрасно образованного, замечательного оратора митрополита Николая (Ярушевича)» (Человек Церкви. 1998. С. 256). Брюссельский архиеп. Василий (Кривошеин), относившийся к Н. не без аристократического высокомерия, признавал в своих воспоминаниях, ссылаясь на мнение самого митр. Николая, с к-рым встречался в Москве в июне 1960 г., что деятельность нового главы ОВЦС была задана обстоятельствами отношений с советской властью и не зависела от конкретной личности ( Василий (Кривошеин). 2003. С. 74). Если же говорить об эволюции отношения рус. эмиграции к Н., то общая тенденция выражалась в следующем: архиеп. Василий писал о нем в начале его руководства внешнецерковной деятельностью РПЦ как о «человеке, более приемлемом для новых властей, чем митрополит Николай», но позднее зарубежный церковный историк Д. В. Поспеловский характеризовал Н. уже как «более независимого партнера советского режима» по сравнению с его предшественником на посту председателя ОВЦС ( Поспеловский Д. В. РПЦ в ХХ в. М., 1995. С. 312). После заседания Свящ. Синода: архиеп. Ермоген (Голубев), митр. Пимен (Извеков), Патриарх Алексий I, митр. Никодим (Ротов), архиеп. Леонид (Поляков), еп. Мефодий (Мензак). Фотография. 14 дек. 1963 г. После заседания Свящ. Синода: архиеп. Ермоген (Голубев), митр. Пимен (Извеков), Патриарх Алексий I, митр. Никодим (Ротов), архиеп. Леонид (Поляков), еп.

http://pravenc.ru/text/2565592.html

На фоне ужесточения антирелиг. политики властей в 1948-1953 гг. священноначалие принимало меры по упорядочиванию церковно-адм. структуры М. е. Не позднее 1952 г. произошла передача приходов Москвы под непосредственное управление патриарха, приходы Московской обл. были закреплены в ведении митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) как патриаршего наместника (см. в ст. Крутицкая кафедра ). Служение всех благочинных и приходских клириков Москвы непосредственно курировал управляющий делами Московской Патриархии прот. Николай Колчицкий, согласовывавший свои действия как с патриархом, так и с митр. Крутицким и Коломенским. По инициативе прот. Николая Колчицкого в нач. 50-х гг. была упорядочена церковно-адм. система в Москве, уточнены границы существовавших 3 городских благочиннических округов. Также по предложению Колчицкого распоряжением патриарха Алексия I от 1 нояб. 1953 г. было образовано благочиние кладбищенских церквей Москвы, главой к-рого стал настоятель Воскресенского храма на Ваганьковском кладбище прот. Димитрий Преображенский, в 1955 г. его сменил настоятель Ильинского храма в Черкизове прот. Павел Цветков. Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) совершает богослужение в сослужении митр. Пимена (Извекова) и митр. Алексия (Ридигера). Фотография. 1968–1969 гг. Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) совершает богослужение в сослужении митр. Пимена (Извекова) и митр. Алексия (Ридигера). Фотография. 1968–1969 гг. Границы благочиний менялись в соответствии с изменениями в территориально-адм. делении города. В авг. 1960 г. в состав Москвы из Московской обл. был включен 21 приход за счет присоединения к столице Красногорского, Люберецкого и др. районов, составивших т. н. лесопарковую пригородную зону Москвы. К нач. 1961 г. в Москве насчитывалось 57 приходов. Однако уже 11 нояб. 1961 г. большая часть пригородных районов была возвращена в состав Московской обл. Т. о., к имевшимся в Москве к 1960 г. 36 храмам добавилось 8 приходов: Казанский храм в Коломенском, Покровский храм в Медведкове, Никольский храм в Бирюлёве, Адриано-Натальинский храм в Бабушкине, Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском, Знаменский храм в Аксиньине, Крестовоздвиженский храм в Алтуфьеве и Успенский храм в Вешняках. Остальные 13 приходов, временно находившихся в черте Москвы, вернулись в состав Московской обл., из них приход в с. Лихачёве Мытищинского р-на на момент нахождения в составе столицы в 1961 г. был закрыт. В связи с указанными изменениями в 1961 г. произошла очередная реорганизация благочиннических округов Москвы: вместо 1, 2 и 3-го округов были образованы в новых границах округа уже не под номерами, но с названиями: Северный (13 храмов), Москворецкий (17 храмов) и Преображенский (14 храмов). Кладбищенское благочиние было упразднено.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Филарет (Дроздов) 1821–1867 гг. Русский перевод Библии. Св. Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879 гг., апостол Америки. Макарий (Булгаков) 1879–1882 гг. Великий догматист и историк. Иоанникий (Руднев) 1882–1891 гг., Леонтий (Лебединский) 1891–1893 гг., Сергий (Ляпидевский) 1893–1898 гг., свщмч. Владимир (Богоявленский) 1898–1912 гг. Принял мучения за Христа от большевиков в Киеве. Св. Макарий (Невский) 1912–1917 гг. Апостол Алтая. св. патр. Тихон (Белавин) 21.11.1917–04.05.1922 гг. Арестован большевиками, в это время был Патриарший Местоблюститель. митр. Агафангел 5.06.1922 – лето 1922 г. местоблюститель. св. патр. Тихона 14.06.1923–07.04.1925 гг. После смерти патриарха полнотой его власти фактически обладал св. митр. Петр (Полянский) Крутицкий 12.04.1925–10.10.1937 гг. Реально он управлял Церковью 12.04.1925–10.12.1925 гг., после чего был арестован и пробыл в тюрьме вплоть до своей мученической кончины. Митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 10.12.1925–8.12.1926 гг., митр. Иосиф (Петровых) Ростовский (Ленинградский) 8.12.1926–29.12.1926 гг., архиеп. Серафим (Самойлович) Угличский 29.12.1926–12.04.1927 гг., митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 12.04.1927–27.12.1936 гг. Митр. Сергий (Страгородский) 4(27). 12.1936 г. Архиерейским Собором 30.08.1943 г. избран Патриархом. Патриарх Сергий (Страгородский) 30.08.1943–2(15).05.1944г. Патриарх Алексий I (Симанский) 31.1.1945–1970 гг. Патриарх Пимен (Извеков) 1970–1990 гг. Патриарх Алексий II (Ридигер) 11.6.1990 г., 179-м архиереем от апостола Андрея является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Такие списки преемственности есть у всех Поместных Церквей.  Конец первой встречи.  Встреча вторая.  Книга Правил. Догмат трехсот шестидесяти седьми святых отец Седьмого Собора, Никейского. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Стоялов Максим Викторович 13 июня 2018, 00:20 Спасибо. Прот. Олег Стеняев 14 сентября 2017, 17:46 Павел! Все значительно хуже... Это настоящий миф о том сектанты хорошо знают Писание. Рекомендую в Яндекс набрать: " Диспут с харизматиками " (видео) и Вы сможете два часа наблюдать за полной беспомощностью сразу трех официальных представителей ХВЕ.

http://pravoslavie.ru/106353.html

Патриарх Алексий II и митр. Кирилл на встрече с Президентом Югославии В. Коштуницей. Москва. 27 сент. 2000 г. В марте 2004 г. в ходе антисерб. этнических чисток в Косове погибли десятки людей, тысячи - депортированы, были сожжены и разрушены мн. правосл. храмы. В заявлении Свящ. Синода РПЦ, принятом по докладу К., говорилось, что «необходимо срочно остановить исход сербского населения из края, прекратить варварское уничтожение находящихся здесь святынь и памятников архитектуры». РПЦ «готова участвовать в организации и осуществлении международной помощи косовским беженцам и всем, кто страдает от кровавого конфликта» (ЖМП. 2004. 4. С. 15). В этот период особую важность приобрел вопрос о статусе территории Косова и Метохии - он обсуждался в нояб. 2005 г. на встрече патриарха Алексия и К. с Президентом Сербии Б. Тадичем и 27 февр.- 3 марта 2006 г. на встрече с делегацией Сербской Церкви. На Архиерейском Соборе 2013 г. К., охарактеризовав положение православных сербов в Косове и Метохии как «трагичное», заверил Сербскую Церковь в братской поддержке со стороны РПЦ в «ее нелегкой миссии в этом крае». Патриарх Алексий II и митр. Кирилл во время визита в США. Сент. 1993 г. Патриарх Алексий II и митр. Кирилл во время визита в США. Сент. 1993 г. Патриарх Алексий II и патриарх Сербский Павел совершают Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. 22 янв. 2002 г. Патриарх Алексий II и патриарх Сербский Павел совершают Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. 22 янв. 2002 г. Православная Церковь в Америке (ПЦА), к-рой в 1970 г. Русская Церковь даровала автокефалию и к-рая с тех пор по инициативе К-польского Патриархата оказалась в искусственной изоляции, все эти годы получала поддержку Русской Церкви. «Мы, как Церковь-Мать по отношению к Американской Церкви,- писал, формулируя позицию РПЦ, К. в 2003 г.,- понимаем и принимаем ответственность за ее грядущую судьбу» (Православный фактор. 2003. С. 8-9). В апр. 1990 г. Москву посетил предстоятель ПЦА митр.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Н. Из записки... о Преосв. Иннокентии, архиеп. Камчатском. Пг., 1915; Иохельсон В. И. Алеутский яз. в освещении грамматики И. Е. Вениаминова//ИАН. Сер. 6. 1919. Т. 13. 2. С. 133-154; 4/7. С. 287-315; Степанова М. В. И. Вениаминов как этнограф//Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Н. с. 1947. Т. 2. С. 294-314; Алексеев В. Высокопреосв. Иннокентий, митр. Московский//ЖМП. 1949. 7. С. 36-44; Федорова С. Г. Рус. население Аляски и Калифорнии: Кон. XVIII в.- 1867 г. М., 1971; Евлогий (Смирнов), архим. Жизнь и апостольские труды митр. Иннокентия (Вениаминова)//ЖМП. 1975. 3. С. 58-65; Окладников А. П. От Анги до Уналашки: Удивительная судьба И. Попова//ВИ. 1976. 6. С. 121-129; он же. Иннокентий Вениаминов//Первопроходцы. М., 1983. С. 130-161. (ЖЗЛ); Причисление к лику святых апостола Сев. Америки и Сибири митр. Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова)//ЖМП. 1977. 12. С. 3; Деяние Свящ. Синода 6 окт. 1977 г.//Там же. 1978. 1. С. 2-9; Garrett P. D. St. Innocent, Apostle to America. Crestwood (N. Y.), 1979; Скурат К. Е. Свт. Иннокентий, митр. Московский, в последние годы своей жизни//ЖМП. 1981. 9. С. 68-70; Гончаров И. А. Фрегат «Паллада». Л., 1986; Аржанухин В. В. Первые рус. правосл. школы в Америке//Архив РИ. 1993. Вып. 3. С. 242-250; Пакулак Д. Жизнь и деятельность Иннокентия, митр. Московского. Тюмень, 1994; Апостол нашего времени: Жизнь и апостольские труды митр. Иннокентия (Вениаминова): [Сб.] М., 1996; Беляев С. А. «В память вечную будет праведник...»: (Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония)//ЖМП. 1996. 12. С. 57-67; Широков С., свящ. Свт. Московский Иннокентий, апостол Сибири и Америки//Там же. 6. С. 28-38; Августин (Никитин), архим. Деятельность РПЦ в Сев. Америке: (К 200-летию свт. Иннокентия)//МисОб. 1997. 8(22). С. 11-17; 9(23). С. 9-15; Алексий II, Патр. Московский. Обращение (в связи с открытием юбилейного года свт. Иннокентия)//ЖМП. 1997. 2. С. 38-39; Курляндский И. А. Свт. Иннокентий (Вениаминов) как церк.-обществ.

http://pravenc.ru/text/389619.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010