Это решение не предотвратило раскол, т. к. не учитывало личных амбиций Киевского митр. Филарета (Денисенко) и председателя Верховной рады Украины Л. М. Кравчука. В нояб. 1991 г. митр. Филарет созвал собор Украинской Православной Церкви, принявший определение с требованием полной автокефалии. 31 марта 1992 г. в Москве начал работу экстренный Архиерейский Собор, на к-ром укр. церковная ситуация подверглась детальному обсуждению. К. выступил с сообщением, в котором информировал членов Собора о намерении ряда укр. архиереев обратиться к К-польскому патриарху с просьбой о предоставлении автокефалии Украинской Церкви. «У нашей Церкви есть расхождение с Константинополем в понимании того, как предоставляется автокефалия. Вместе с нами весь негреческий мир считает, что автокефалию дает Мать-Церковь. Константинополь и некоторые греческие Церкви считают, что только он может предоставить автокефалию. На этом противоречии возникает соблазн продвинуть дело автокефалии через Константинополь». К. сообщил, что К-польская Патриархия заверила, что предоставление автокефалии УПЦ будет возможно только при условии согласия на это Московского Патриархата (ЖМП. 1992. 8. С. 7). Твердая позиция патриарха Алексия и епископата РПЦ, отвергших просьбу об автокефалии, и осознание того, что др. правосл. Церкви не поддержат раскол, отрезвили большую часть укр. архиереев: они заявили об отказе от своей подписи под требованием автокефалии, подписанном, как выяснилось, на Соборе под страхом прещений со стороны митр. Филарета и репрессий со стороны светских властей Украины. Хроника Собора сохранила описание наиболее острого момента в его развитии: 2 апр. в 1.45 ночи, когда дискуссия об автокефалии приняла особую остроту, митр. Филарет со словами: «На таком Соборе мне делать нечего»,- поднялся и направился к выходу. За ним встали 2 укр. епископа. В этот момент раздался решительный голос К., который предупредил, что действия укр. архиереев ведут Церковь к расколу. Все трое, включая митр. Филарета, вернулись на свои места. Патриарх Алексий поставил вопрос об отставке митр. Филарета, что было поддержано большинством Архиерейского Собора. Филарет дал слово архиерея, что не будет чинить никаких препятствий свободному волеизъявлению Украинской Церкви при избрании ее первоиерарха. Митр. Филарет целовал крест и Евангелие, чтобы подтвердить истинность своих обещаний (ЖМП. 1992. 7. С. 4-11). Однако он выставил условием своего ухода проведение выборов нового митрополита Киевского в Киеве, а не в Москве. С этим не был согласен К., сказавший, что, общаясь с укр. епископатом, «понял, что большая его часть испытывает страх пред владыкой Филаретом» (Там же. 8. С. 7). Поэтому, для того чтобы волеизъявление Украинской Церкви по вопросу о ее предстоятеле было свободным, этот вопрос должен решаться не в Киеве, а в Москве. Однако Собор поверил митр. Филарету, а патриарх Алексий от лица епископата даже выразил Филарету благодарность за жертву, приносимую ради Церкви.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Реакция вел. князя и его советников на это вызванное важными причинами решение патриарха и Синода оказалась очень острой. В Москве его восприняли как продиктованное интересами Литвы и выразили несогласие с действиями императора, его одобрившего. Все обвинения против свт. Алексия были отвергнуты, здесь его «все считали... отцом и называли спасителем народа». Митрополит не допустил открытого столкновения с патриаршими послами, но перед лицом сближения Литвы и Орды, с к-рой уже шла открытая война, Д. И. не мог допустить на митрополичий стол в Москве человека, тесно связанного с Литвой. Положение еще более осложнилось из-за действий Киприана, к-рый зимой 1376/77 г., одновременно с поездкой патриарших послов в Москву, попытался подчинить своей власти Вел. Новгород. 12 февр. 1378 г. митр. Алексий умер. Перед смертью он поручил Д. И. заботу об основанном им Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ре . На его похоронах присутствовали Д. И. с сыновьями Василием и Георгием (Юрием), а также кн. Владимир Андреевич. По приказу вел. князя, но вопреки воле покойного, по смирению желавшего быть похороненным вне церкви, митр. Алексий был погребен в соборе Чудова монастыря «с великою честью... близ олтаря». В июне 1378 г. митр. Киприан направился в Москву, чтобы занять митрополичий стол в соответствии с патриаршим решением. По приказу вел. князя он со свитой был задержан и ограблен, сутки пробыл под арестом, а затем с позором выслан в Литву. Всех, кто были причастны к этому, митр. Киприан предал проклятию и направился с жалобами на действия Д. И. в К-поль, куда прибыл весной 1379 г. У Д. И. был свой кандидат на митрополичий стол - коломенский свящ. Митяй (Михаил) , духовный отец и начальник великокняжеской канцелярии (печатник). В 1376 г. он был пострижен в монахи Чудова мон-ря архим. Елисеем Чечёткой и сразу стал архимандритом великокняжеского московского в честь Преображения Господня мон-ря (Спаса на Бору) в Кремле . Вел. князь добивался, чтобы митр. Алексий, подобно тому как поступил по отношению к нему митр. Феогност , «благословил» Митяя быть его преемником на кафедре, но митрополит отказался это сделать. После смерти свт. Алексия вел. князь передал архим. Михаилу управление делами митрополии, и тот поселился на митрополичьем дворе. Осенью 1376 г. был низложен К-польский патриарх Филофей. К новому патриарху Макарию Д. И. направил послов с жалобами на решения его предшественника, и им удалось добиться успеха. Патриарх Макарий одобрил решение вел. князя не признавать митр. Киприана, дал архим. Михаилу полномочия управлять митрополией и обещал возвести его на митрополичью кафедру. Однако в 1379 г. утратил свой престол и патриарх Макарий. Не зная об этом, Д. И. собрал в Москве епископов Сев.-Вост. Руси для совершения епископской хиротонии Митяя (Михаила), готовившегося к поездке в К-поль. Против выступил один из наиболее авторитетных иерархов - Суздальский еп. св. Дионисий , и этот план был оставлен.

http://pravenc.ru/text/178205.html

В первый же год войны правосл. храмы Москвы передали в Фонд обороны более 3 млн р., церкви Горького - более 4 млн р., церкви г. Куйбышева - более 2 млн р. Широкую патриотическую работу проводили возрождающиеся правосл. мон-ри, где нередко устраивались госпитали и детские дома. Проявляя заботу о детях воинов, сражавшихся на фронтах, правосл. Церковь объявила сбор средств во всех действовавших храмах в особый Фонд помощи детям, Московская Патриархия первой сдала 1 млн р. Всего за годы войны Московской Патриархией, духовенством и верующими было собрано более 300 млн р. без учета пожертвованных ценностей и вещей. В 1942-1944 гг. во мн. республиках и областях СССР широко развернулось движение по сбору средств на строительство танковых колонн. 30 дек. 1942 г. митр. Сергий призвал верующих жертвовать средства на сооружение танковой колонны им. Димитрия Донского. На танковом заводе в Челябинске были выстроены 40 танков, к-рые митр. Николай 7 марта 1944 г. от Московской Патриархии передал Красной Армии. Танки из колонны им. Димитрия Донского участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, в составе 516-го полка дошли до Берлина. Одновременно продолжался общецерковный сбор средств на авиаэскадрилью им. Александра Невского. Помимо этого правосл. верующие принимали активное участие в сооружении танков и самолетов по инициативе населения их областей, напр., духовенство и верующие Новосибирска пожертвовали 110 тыс. р. на строительство сибирской эскадрильи «За Родину». Архиерейский Собор 1943 г. Члены Свящ. Синода 1-й сессии 1943 г. Сидят: митр. Ленинградский Алексий (Симанский), Патриарший Местоблюститель митр. Сергий (Страгородский), митр. Киевский Николай (Ярушевич). Стоят: архиеп. Куйбышевский Алексий (Палицын), архиеп. Горьковский Сергий (Гришин), архиеп. Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Ярославский Иоанн (Соколов), прот. Николай Колчицкий Архиерейский Собор 1943 г. Члены Свящ. Синода 1-й сессии 1943 г. Сидят: митр. Ленинградский Алексий (Симанский), Патриарший Местоблюститель митр.

http://pravenc.ru/text/150063.html

3 мая 1990 г. на 80-м году жизни скончался Патриарх Московский и всея Руси Пимен , и митр. Филарет был избран Местоблюстителем Патриаршего Престола. Между тем в прессе все чаще стала появляться информация о безнравственном образе жизни митр. Филарета. На Поместном Соборе РПЦ 1990 г. , проходившем 7-8 июня 1990 г. в ТСЛ, экзарх Украины фигурировал в числе кандидатов на Патриаршество. Однако Собор, впервые после 1917 г. получивший возможность избирать нового Предстоятеля Русской Церкви без давления со стороны гос-ва, избрал новым Патриархом Московским и всея Руси митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера, Патриарх Алексий II ). Это обстоятельство стало одной из причин уклонения митр. Филарета в раскол и попытки добиться незаконного «патриаршества» в Киеве. Уже летом 1990 г. митр. Филарет стал стремиться к еще большему расширению автономии УПЦ под предлогом необходимости нормализации церковной жизни на Украине. 9 июля 1990 г. укр. архиереи по инициативе митр. Филарета приняли «Обращение Украинской Православной Церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении». На Соборе в Киеве епископат УПЦ избрал митр. Филарета своим предстоятелем. 10 июля 1990 г. Синод УПЦ принял постановление о мерах, направленных на расширение автономии Украинского Экзархата, что вновь мотивировалось сложной религиозно-политической ситуацией на Украине. Оно было рассмотрено Синодом РПЦ на заседании 20 июля 1990 г. В связи с принципиальной значимостью данного вопроса было решено вынести его на обсуждение на Архиерейском Соборе РПЦ. На Украине обсуждение вопроса о предоставлении УПЦ полной самостоятельности в управлении проходило без широкой огласки, правосл. общественность не была информирована о предстоящих переменах. Большинство правосл. населения Украины было настроено против церковной независимости и выступало за единство с Русской Церковью в составе Московского Патриархата. В новом автономном статусе Украинской Церкви многие видели шаг на пути к автокефалии, которой большинство православных верующих Украины не желало даже при условии ее каноничности. Митр. Филарет, напротив, стремился к более высокой степени автономии УПЦ, видя в ней не столько средство противостояния расколу, сколько способ укрепления личной власти и независимости от Московской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/171683.html

Массовые преследования священнослужителей: арестованы архиеп. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Феофил (Богоявленский), еп. Афанасий (Сахаров) , прот. Р. Медведь и др. 1934.10.9 Архиерейской Собор в Карловцах особым постановлением отвергает указ митрополита Сергия. 1934.11.10 Убийство возглавителя автономной Латвийской Церкви архиепископа Иоанна (Поммера). Латвийская епархия переходит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. 1934.22.6 Митрополит Сергий и Синод издают указ о запрещении в священнослужении карловацких иерархов. 1935.18.5 Роспуск митр. Сергием Временного Патриаршего Синода в связи с арестом большинства его членов. Управление епархиями осуществляется им с помощью епископа Дмитровского Сергия (Воскресенского). 1936.10.8 Скончался в Сремских Карловцах митр. Антоний (Храповицкий), глава Русской Православной Церкви за границей . 1936.22.12 Местоблюстителем Патриаршего Престола становится митрополит Сергий (Страгородский) (к этому времени уже 11 лет реально возглавлявший Русскую Церковь) в связи с ложным известием о кончине в ссылке митрополита Петра. Перепись населения, по итогам которой выяснилось, что 2/3 сельского и 1/2 городского населения считают себя верующими. Новая волна репрессий: расстреляны архиеп. Феодор (Поздеевский) , митр. Серафим (Чичагов) , митр. Кирилл (Смирнов), митр. Иосиф (Петровых), еп. Григорий (Лебедев), прот. А. Хотовицкий, прот. Д. Баянов, свящ. М. Шик, свящ. П. Флоренский и многие другие. 1937.10.10 Расстрелян патриарший местоблюститель митр. Петр (Полянский). 1938.10 1938.8 Архиерейский Собор в Карловцах, осудивший Константинопольскую Патриархию за захват русских церквей в рассеянии. На всей территории России насчитывалось около 100 действующих храмов. На свободе оставались 4 архиерея: митр. Московский и Коломенский Сергий, митр. Ленинградский Алексий (Симанский), архиеп. Петергофский Николай (Ярушевич) и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Возвращение в юрисдикцию Московской Патриархии епархий, находящихся на территории Эстонии, Латвии и Литвы. Экзархом в Прибалтике назначается митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский, убит 30 апреля 1944 г.), организовавший православную миссию на оккупированных северо-западных территориях России, с центром в Пскове (открыто более 200 храмов в 1941–1944 гг.).

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Процесс восстановления церковной жизни шел сложно: с осени 1943 по март 1948 г. из 157 заявлений верующих об открытии церквей и молитвенных домов, поданных из 50 районов Новосибирской обл., удовлетворено было всего 6. На 1 янв. 1956 г. на территории обширной епархии, окормляемой митр. Варфоломеем, действовало ок. 60 храмов и молитвенных домов, число зарегистрированных священно- и церковнослужителей составляло 98 чел., из них непосредственно митр. Варфоломеем были рукоположены в священный сан не менее 37 чел. На территории Новосибирска и Новосибирской обл. в это время было 5 действующих храмов и 2 молитвенных дома (Там же. Д. 51). После кончины митр. Варфоломея († 1956) его преемником на Новосибирской кафедре стал митр. Нестор (Анисимов), незадолго до этого освобожденный из заключения. В епархию он был назначен в 1956 г., но ввиду болезни временно ею не управлял. С июня 1956 г. исполняющим обязанности управляющего Новосибирской епархией являлся викарный Бийский еп. Донат (Щёголев). В марте 1957 г. к руководству епархией приступил митр. Новосибирский и Барнаульский Нестор. Начавший свою миссионерскую деятельность в начале века, митр. Нестор оставался миссионером всю жизнь. Он много ездил по епархии, посещая отдаленные приходы, выступал против закрытия храмов, трудоустраивал выходивших из лагерей священно- и церковнослужителей, брал на службу выходцев из Харбина - рус. людей, возвращавшихся в 50-х гг. XX в. на родину. В сер. 1958 г. по всей стране началась новая антирелиг. кампания, и митр. Нестору поставили в вину его миссионерскую деятельность, а также то, что до революции он бывал на аудиенции у имп. Николая II. Не имея возможности оставить митр. Нестора на Новосибирской кафедре, патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) перевел его за штат, спустя нек-рое время определил на Кировоградскую кафедру. Период кон. 50-х - сер. 60-х гг. XX в. стал для епархии наиболее трудным в послевоенные годы. При Новосибирских архипастырях еп. Донате (Щёголеве; 1958-1961), еп. Леонтии (Бондаре; 1961-1963), архиеп. Кассиане (Ярославском; 1963-1964) были закрыты мн. приходы, церковная жизнь стала подвергаться жесткой регламентации со стороны властей. К сер. 60-х гг. во всей Новосибирской епархии, состоявшей из 5 благочиннических округов: Новосибирского, Томского, Кемеровского, Красноярского, Алтайского, осталось 33 прихода. В Новосибирске в 1962 г. была разрушена кладбищенская Успенская ц. В том же году был закрыт построенный в 1887 г. храм во имя св. кн. Александра Невского в пос. Колывань. К сер. 60-х гг. XX в. на территории Новосибирской обл. действовали 3 храма: Вознесенский кафедральный собор и 2 Никольские церкви - в с. Новолуговом Новосибирского р-на и в г. Болотное.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

Новый пришлый митрополит, пользуясь тем, что местопребывание кафедры находилось собственно во Владимире, мог быть увлечен на сторону противников Москвы и совсем не приезжать в нее на жительство. Очевидно, нужно было позаботиться получить такого преемника митр. Феогносту, который бы был верой и правдой привязан к Москве, т. е. нужно было оставить мысль о греке и возвести на митрополию москвича. Митр. Феогност ради идеи пожертвовал греческим патриотизмом и решил привести этот план в исполнение. Предшествующая неудача с кандидатурой архим. Феодора не могла не обескураживать князя и митрополита. Тогда это была незаконная претензия московского князя. А теперь он был законным великим князем. Решено было в преемники Феогносту выдвинуть знатного по происхождению и близкого ко двору инока Алексия. Алексий (1353—1378 гг.)    Св. Алексий был вполне достойным кандидатом на пост митрополита русского. Он был сын черниговского боярина Феодора Бяконта, который переселился на службу к московскому князю Даниилу Александровичу и занял одно из первых при дворе его мест. Сын боярина Феодора, Симеон-Елевферий (впоследствии св. Алексий) был крестником княжича Ивана Даниловича (Калиты) и получил по своему времени высшее образование: «еще детищем будучи», говорит его житие, «изучися всей грамоте и в юности сый всем книгам извыче». В юношеском возрасте он постригся в московском Богоявленском монастыре и удивлял всех строгостью своих иноческих подвигов. После 6-летней приблизительно жизни в монастыре, он и был призван на служение русской церкви.    Задолго до смерти самого митр. Феогноста, еще при князе Иване Даниловиче (†1340 г.), Алексий был намечен, а в первые же месяцы княжения Симеона Ивановича был поставлен митр. Феогностом на должность митрополичьего наместника в г. Владимир. Через 10 лет наместнической деятельности Алексия, в 1350 г., митр. Феогност тяжело заболел. Предвидя недалекую смерть, он позаботился отправить от своего и великокняжеского имени в КПль посольство с ходатайством за избранного ими преемника на русскую кафедру. В 1352 г., еще до возвращения посольства, он поставил св. Алексия во епископа, присвоив ему титул владимирского. Владимирским епископом был в то время сам митрополит, и такая титуляция новопоставленного Алексия представляется несколько странной. Для объяснения этой странности всегда остроумный проф. Голубинский предлагает догадку, что сделал это митр. Феогност «на случай неуспеха своей просьбы в КПле, т. е., что если бы в КПле не захотели согласиться на поставление Алексия в митрополиты и поставили митрополита из греков, то этот пришед в Россию и нашед кафедру владимирскую занятою, поневоле должен был бы согласиться жить в Москве и стать вместо киево-владимирского киево-московским». Посольство возвратилось из КПля в 1353 г., после смерти мит. Феогноста и кн. Симеона Ивановича, уже при князе Иване Ивановиче (1353—1359) с утвердительным ответом, и еп. Алексий отправился к патриарху за посвящением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Октябрь. 1 Савва Вишерский. 5 Три святителя Московские Пётр, Алексий и Иона. 19 Царевич Димитрий (день рождения). 29 Аврамий Ростовский. Ноябрь. 5 Иона, архиепископ Новгородский. 6 Варлаам Хутынский. 11 Максим юродивый Московский. 17 Никон Радонежский. 22 Вел. кн. Михаил Тверской. 23 Александр Невский. Декабрь. 1 Савва Сторожевский. 7 Антоний Сийский. 21 Митр. Пётр. Январь. 10 Павел Обнорский. 11 Михаил Клопский. 31 Никита, епископ Новгородский. Февраль. 4 Вел. кн. Георгий Владимирский 1797 . 10 Князь Всеволод-Гавриил Псковский. 12 Митр. Алексий. 14 Принесение (в Москву) мощей кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Март. 2 Арсений, епископ Тверской. 11 Евфимий, архиепископ Новгородский. 30 Митр. Иона. Апрель. 1 Евфимий Суздальский. 17 Зосима Соловецкий. —20— 21 Александр Каргопольский или Ошевенский. 26 Стефан, епископ Пермский. Май. 1 Пафнутий Боровский. 2 Борис и Глеб (перенесение мощей в новую церковь , построенную вел. кн. Изяславом, имевшее место в 1072-м году), 3 Феодосий Печерский . 7 Антоний Печерский. 14 Исидор Ростовский. 15 Царевич Димитрий. 16 Исаия, епископ Ростовский. 17 Евфросин Псковский. 20 Митр. Алексий (обретение мощей). 23 Леонтий, епископ Ростовский. 24 Никита Переяславский. 28 Игнатий, епископ Ростовский. Июнь. 1 Дионисий Глушицкий. 3 Царевич Димитрий (перенесение мощей из Углича в Москву). 9 Кирилл Белозерский. 25 Пётр и Феврония Муромские. 30 Пётр царевич Ростовский. Июль. 5 Сергий Радонежский (обретение мощей). 7 Прокопий Устюжский. 15 Вел. кн. Владимир. 24 Борис и Глеб. 26 Макарий Унженский. 26 Николай Кочанов. Август. 2 Василий блаженный Московский. 3 Антоний Римлянин. 4 «Проявление мощей» митр. Петра 1798 . —21— 20 Аврамий Смоленский. 24 Перенесение мощей митр. Петра (из временного помещения в церкви Иоанна Лествичника под колоколами или под колокольней в новый Успенский собор). 30 Александр Свирский . В первопечатном Уставе 1610-го года лишние святые против устава Московского Успенского собора суть следующие: 5 Сентября Князь Глеб,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Петра митр. Киевского при открытии оной, – М. 1813). – Что касается до празднования четырем святителям Московским, то праздник трех святителей: Петра, Алексия и Ионы был установлен при патр. Иове в 1596-м году, а четвертый святитель – Филипп присоединен к трем в 1875-м году. 103 В «Сказании действенных чинов» Московского Успенского собора, составленном в 1627-м году и haneчamahhoм b VI части Вивлиофики Новикова, празднование митр. Петру 4-го Августа обозначено: «обретение мощей иже во святых отца нашего Петра митрополита всея России», – стр. 211. 104 Чтобы праздновании Виленским мученикам было установлено св. митр Алексием, это представляется нам довольно сомнительным. Едва ли мог св. Алексий установить празднование в то время, как находился в хороших отношениях с Ольгердом и имел под своею митрополичьею властью Литовскую Русь, потому что сделать это значило бы с его стороны нанести слишком большое и совсем тяжкое оскорбление Ольгерду. Но едва ли миг св. Алексий установить празднование и в то время, как находился во враждебных отношениях с Ольгердом и не имел под своею властью Литовской Руси, ибо, во-первых, сделать это в указанное время значило бы со стороны св. Алексия затруднить себе примирение с Ольгердом, чего он, конечно, не желал; во-вторых, установить празднование в указанное время значило бы установить его ее для Литовской, а для Московской Руси, но чтобы св. Алексий установил для Московской Руси празднование Литовским или чужим для Москвы мученикам, эго не представляется вероятным, а главное – мы прямо знаем, что для Московской Руси празднование им установлено только на соборе 1549-го года. С большею вероятностью должно думать, что празднование мученикам установлено было в Литовской Руси после того, как в ней с 1458-го года явилась своя особая митрополия, а что потом его установление усвоено было св. митр. Алексию из желания придать ему значительнейшие твердость и авторитетность. А если считать справедливым то, что изображения Литовских мучеников находятся на саккосе митр. Фотия (хранящемся в Московской Синодальной ризнице): то можно предполагать, что они причислены к лику святых именно митр Фотием, по настояниям Литовки – вел. княгини Софьи Витовтовны. 105 Составитель Густинской летописи, которая во 2-м томе Собрания летописей, говорит под 1355-м годом, – стр. 350. О Коссове и Дубовиче, которых мы не имеем под руками, см. преосв. Филарета Истории Русской церкви период второй. § 22, 3-го издания, которое у нас под руками, стр. 73, и Русских святых под 14-м Апреля, и преосв. Макария Истории Русск. церкви т. IV, стр. 256.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

453 Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 49. 455 Житие Митрополита Алексия, святителя Московского и всея Руси, изложенное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием//Журнал Московской Патриархии. М., 1978. 2. С. 75. 457 Луковский А. Гомилетическое наследие Святейшего Патриарха Алексия I. На правах рукописи. СПб., 2003. (Машинопись. Б-ка СПбДАиС). 458 Питирим [Нечаев], митр. Святейший Патриарх Алексий и его окружение. Патриарх//Питирим [Нечаев], митр. Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 136–153. 459 Остапов Д. Последняя весна Патриарха Алексия//Журнал Московской Патриархии. М., 1970. 6. С. 5. 460 Слово Святейшего Патриарха Алексия в храме Духовной Академии в Ленинграде 6 декабря 1949 г.//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т. 2. М., 1954. С. 104–107. 461 См.: Скурат К. Святейший Патриарх Алексий как проповедник//Скурат К. Сборник отдельных статей и заметок за 1955–1965 гг. Ч. II. Загорск, 1965. С. 110. (Машинопись. Б-ка МДА). 462 Слово Святейшего Патриарха Алексия в храме Духовной Академии в Ленинграде 6 декабря 1949 г.//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т 2. М., 1954. С. 104–107. 463 Савинский С.В. Речь на открытии Богословского института в Москве (Цит. по: Никонов В. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. К 50-летию служения в священном сане//Журнал Московской Патриархии. М., 1952. 3. С. 13). 464 См.: Доклад Бориса, епископа Саратовского и Вольского, в Учебный комитет при Священном Синоде Московской Патриархии об открытии Саратовской Православной Духовной семинарии от 31 января 1948 года//Архив Саратовской Православной Духовной семинарии. Ф. еп. Бориса (Вика). Оп. не составлена, т. к. фонд не разобран и не описан. 465 Слово Святейшего Патриарха Алексия в храме Духовной Академии в Ленинграде 6 декабря 1949 г.//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т. 2. М., 1954. С. 104–107.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010