Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ СОБОР 1992 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Филарет (Денисенко), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. Минский Филарет (Вахромеев), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) Во время молитвы в Троицком соборе Свято-Данилова мон-ря перед началом Архиерейского Собора. 11 июня 1992 г. Второй Собор Архиерейский Собор был вновь созван во внеочередном порядке 11 июня. Причиной созыва явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине . Главной задачей было рассмотрение дела по обвинению митрополита Киевского Филарета (Денисенко) в антицерковной деятельности. На Собор по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, причём двое из них - митрополит Киевский Филарет (Денисенко) и епископ Почаевский Иаков (Панчук) - отказываясь участвовать заявили, что не подчиняются Собору. Митрополит Филарет получил троекратный вызов на Архиерейский Собор от патриарха Алексия II , но на заседания не явился, после чего Собор, согласно канонам, мог рассматривать дело обвиняемого в его отсутствие. Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков), митр. Минский Филарет (Вахромеев), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Владимир (Сабодан) Эти решения Архиерейский Собор постановил довести до сведения предстоятелей всех поместных Православных Церквей . Разъясняя свой судебный приговор, Архиерейский Собор в особом послании пастырям и верующим чадам Украинской Церкви свидетельствовал, что Филарет и Иаков лишены сана не за убеждения, а за преступления против Церкви , выразившиеся в сознательном грубейшем нарушении священных канонов . Относительно предоставления Украинской Церкви полной канонической самостоятельности Собор заявил, что этот вопрос должен решаться законным каноническим путем через созыв Поместного Собора и согласование его решений с волей всех братских поместных Церквей.

http://drevo-info.ru/articles/23698.html

Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков). Фотография. Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков). Фотография. 16 июля 1982 г. В. после возведения в сан митрополита возглавил Ростовскую и Новочеркасскую епархию. 28 марта 1984 г. назначен Патриаршим экзархом Зап. Европы. С 30 дек. 1987 г. являлся Управляющим делами МП и постоянным членом Свящ. Синода. В 1989 г. временно управлял Гаагской и Нидерландской епархией. В апр. 1988 г. принял участие во встрече иерархов РПЦ с генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёвым , положившей начало радикальным переменам в отношениях между Церковью и гос-вом. В кон. 80-х гг. В. активно занимался общественной деятельностью. 16 сент. 1988 г. на учредительной конференции Сов. фонда милосердия и здоровья был избран членом президиума и правления фонда. В 1988 г. являлся членом Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР. С 10 апр. 1989 г. возглавлял комиссию по изучению мат-лов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян РПЦ, созданную в дек. 1988 г. 3 мая 1990 г. В. был назначен председателем комиссии по организации и проведению похорон Патриарха Пимена, затем входил в комиссию Свящ. Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1990 г. В. являлся одним из 3 кандидатов на Патриарший Престол, был 2-м по числу поданных за него на Соборе голосов. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси Ленинградского и Новгородского митр. Алексия (Ридигера) . 3-м кандидатом был Местоблюститель Патриаршего Престола Киевский и Галицкий митр. Филарет (см. ст. Денисенко М. А.). Митр. Владимир (Сабодан) освящает вновь отстроенный Успенский собор Киево-Печерской Лавры. 24 авг. 2000 г.

http://pravenc.ru/text/159072.html

6. Устранено не моление «за сущих в темницах и пленении» (в ектении оно осталось), а только то место, которым отцы протодьяконы в угоду известным настроениям, иногда злоупотребляли, превращая молитвенное возглашение в демонстрацию: ведь у нас литургия верных совершается не при закрытых дверях, как в древности, а публично и потому подлежит правилам о публичных собраниях. 7. Моление же за власть является только естественным следствием нашего гражданского ее признания. Не поминали мы ее (Патриарх, впрочем, и сам поминал и делал распоряжение о поминовении) только потому, что не решались открыто сказать, что мы ее признаем.» По поводу церковной политики митр. Сергия, Иосиф, митр. Петроградский, 25 декабря 1927 г. высказался в резолюции: «для осуждения и обезврежения последних действий митр. Сергия, противных духу и благу Церкви, у нас по нынешним обстоятельствам не остается других средств, как кроме решительного отхода от него и игнорирования его распоряжений. Пусть эти распоряжения отныне принимает всё терпящая бумага и всё вмещающий бесчувственный воздух, а не живая душа верных чад Христовой Церкви». В различных епархиях, сколько известно, большая часть приходов не поминает митр. Сергия при богослужении. А после выпуска «интервью» с корреспондентами 17 февраля 1930 г. едва ли осталось много у него последователей. Его «соглашательство» поддерживается силой ГПУ. В Москве могут служить только те епископы, которые одобряют политику митр. Сергия. Остальным «Сергиевский синод» запретил служить в Москве. Ссыльные епископы по возвращении в Москву, узнав в чём дело, становятся в оппозицию митр. Сергию и изгоняются из Москвы. За осуждение декларации митр. Сергия Рыбинский еп. Вениамин отправлен в Туркестан в одном вагоне с сифилитиками. Архимандрит Неофит (Осипов), мой приятель, дивный монах (кандидат богословия Петроградской духовной академии, приятель и митр. Сергия), отправлен в ссылку в Сибирь, на р. Ангару; Серафим, еп. Дмитровский (Московская губерния) — там же. Епископ Виктор, викарий Вятский — в Соловках, еп. Алексий (Буй) — выслан из Воронежа, откуда два протоиерея отправлены в ссылку севернее митр. Кирилла (Туруханский край). С ним вместе Николай, архиеп. Владимирский.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, митр. Киевский и всея Украины Владимир, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в Успенском соборе Московского Кремля в день открытия Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ. 13 авг. 2000 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, митр. Киевский и всея Украины Владимир, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в Успенском соборе Московского Кремля в день открытия Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ. 13 авг. 2000 г. Патриарх Алексий II и архипастыри РПЦ на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ. Авг. 2000 г. Патриарх Алексий II и архипастыри РПЦ на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ. Авг. 2000 г. В 1995 г. Президент России создал при себе консультативный орган «Совет по взаимодействию с религиозными организациями», активным членом к-рого стал К. Предстояло многое сделать для выстраивания церковно-гос. отношений, прежде всего внести существенные коррективы в основной гос. закон, регламентирующий церковную деятельность. Архиерейский Собор 1994 г. поставил перед священноначалием ряд задач в этой области, которые были сформулированы в особом определении, касающемся отношений Церкви и гос-ва: возвращение Церкви святынь, храмовых зданий и др. предметов, предназначенных для богослужебного употребления, а также той части т. н. некультового имущества, к-рая жизненно необходима для нормальной деятельности епархий, мон-рей, приходов и др. церковных учреждений, для ведения ими благотворительной, просветительной и иной общественно полезной деятельности; обеспечение верующим возможности богослужебного употребления святынь и реликвий, являющихся историческими памятниками, без ущерба для их сохранности; устранение правового вакуума в области регламентации профессиональной религиозной деятельности иностранных граждан в России и ряде др. стран и т. д. По сути решение этих вопросов требовало пересмотра Закона «О свободе вероисповеданий» 1990 г. Эта работа потребовала 3-летних напряженных переговоров, в к-рых К.

http://pravenc.ru/text/1840307.html

12 февраля 1378 г. митр. Алексий умер. Перед смертью он поручил Димитрию Иоанновичу заботу об основанном им Чудовом монастыре . На его похоронах присутствовали Димитрий Иоаннович с сыновьями Василием и Георгием (Юрием), а также кн. Владимир Андреевич. По приказу вел. князя, но вопреки воле покойного, по смирению желавшего быть похороненным вне церкви, митр. Алексий был погребен в соборе Чудова монастыря «с великою честью... близ олтаря». В июне 1378 г. митр. Киприан направился в Москву, чтобы занять митрополичий стол в соответствии с патриаршим решением. По приказу вел. князя он со свитой был задержан и ограблен, сутки пробыл под арестом, а затем с позором выслан в Литву. Всех, кто были причастны к этому, митр. Киприан предал проклятию и направился с жалобами на действия Димитрия Иоанновича в Константинополь, куда прибыл весной 1379 г. У Димитрия Иоанновича был свой кандидат на митрополичий стол - коломенский свящ. Митяй (Михаил) , духовный отец и начальник великокняжеской канцелярии (печатник). В 1376 г. он был пострижен в монахи Чудова монастыря архим. Елисеем Чечёткой и сразу стал архимандритом великокняжеского московского Преображенского монастыря (Спаса на Бору) в Кремле. Вел. князь добивался, чтобы митр. Алексий, подобно тому как поступил по отношению к нему митр. Феогност , «благословил» Митяя быть его преемником на кафедре, но митрополит отказался это сделать. После смерти свт. Алексия вел. князь передал архим. Михаилу управление делами митрополии, и тот поселился на митрополичьем дворе. Осенью 1376 г. был низложен Константинопольский патриарх Филофей. К новому патриарху Макарию князь Димитрий направил послов с жалобами на решения его предшественника, и им удалось добиться успеха. Патриарх Макарий одобрил решение вел. князя не признавать митр. Киприана, дал архим. Михаилу полномочия управлять митрополией и обещал возвести его на митрополичью кафедру. Однако в 1379 г. утратил свой престол и патриарх Макарий. Не зная об этом, князь Димитрий собрал в Москве епископов Северо-Восточной Руси для совершения епископской хиротонии Митяя (Михаила), готовившегося к поездке в Константинополь. Против выступил один из наиболее авторитетных иерархов - Суздальский еп. Дионисий , и этот план был оставлен.

http://drevo-info.ru/articles/25172.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИПРИАН Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси. Фрагмент росписи Преображенского собора Новоспасского мон-ря, Москва. 1689 г. Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси. Фрагмент росписи Преображенского собора Новоспасского мон-ря, Москва. 1689 г. († 16.09.1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси. В «Надгробном слове» К. Киевского митр. ( Западнорусской митрополии ) Григория Цамблака «отечеством» К. неоднократно названы Болгария и ее столица - Тырново (ныне Велико-Тырново). Григорий Цамблак также говорит, что ему особенно подобает скорбеть, т. к. К. «брат беаше нашему отцю». Это высказывание позволяет полагать, что К., возможно, принадлежал к знатному болг. роду Цамблаков. В одном из своих сочинений К. упоминает, что он жил некогда на Св. Горе Афон. Это дает возможность связать с его именем «Еуфимия, патриарха Терновского, послание к Киприану мниху, живущу во Святей горе Афонстеи», хотя заголовок, по-видимому, сделан позднее, после того как Евфимий в 1375 г. стал патриархом, а К. покинул Афон. В сер. 70-х гг. XIV в. К. уже находился в К-поле и принадлежал к близкому окружению К-польского патриарха Филофея Коккина . В это время патриарх Филофей возложил на К. важную миссию на территории Вост. Европы. Здесь наметился конфликт между Москвой и Литовским великим княжеством , в к-ром Киевский митр. св. Алексий поддержал Московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского , что привело к серьезным осложнениям церковной жизни. Дело не ограничилось тем, что митр. Алексий не имел доступа в епархии Киевской митрополии, расположенные на землях Великого княжества Литовского. По свидетельству К., все связи между частями митрополии были прерваны - свт. Алексий не мог ни послать туда кого-либо, ни вызвать кого-либо оттуда; в отсутствие верховного пастыря церковная жизнь приходила в расстройство. Видя в свт. Алексии своего противника, литов. князья добивались поставления для их земель особого митрополита. Патриарх Филофей прилагал усилия для примирения враждующих сторон. Очередную такую попытку должен был предпринять его посол К. В кон. зимы - нач. весны 1374 г. К. находился в Сев.-Вост. Руси, где, в частности, сопровождал митр. Алексия в его поездке в Переяславль. Вероятно, во время этой поездки состоялось знакомство К. с преподобными Сергием Радонежским и его племянником Феодором .

http://pravenc.ru/text/1684692.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Архипастырские послания 2300. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Из Пасхального Послания. к настоятелям церквей гор. Москвы в 1946 г.//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 23–28. 2301. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Пасхальное приветствие преосвященным архипастырям, всечестным пастырям и возлюбленной о Христе пастве в нашем отечестве и за рубежом//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 3–5. 2302. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. [Послание.] преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам нашей святой Православной Русской Церкви в отечестве нашем и за границей//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 2–3. 2303. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Рождественское послание. архипастырям, пастырям и пастве Российской Церкви//ВРЗЕПЭ. 1950. 5. С. 1–2. 2304. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Пасхальное послание...//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 67–68. 2305. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Рождественское послание. архипастырям, пастырям и пастве Российской Церкви//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 1–2. 2306. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Пасхальное послание.//ВРЗЕПЭ. 1955. 21.С. 49–50. 2307. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Рождественское послание.//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 255–256. 2308. Борис (Вик), архиеп. Берлинский и Германский. Рождественское обращение.//ВРЗЕПЭ. 1953. 1з. С. 3–4. 2309. Борис (Вик), архиеп. Берлинский и Германский. Пасхальное послание.//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 70–71. 2310. Борис (Вик), архиеп. Берлинский и Германский. Рождественское обращение к клиру и пастве.//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 3. 2311. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Архипастырское послание пастырям и верным чадам Ленинградской митрополии [при вступлении на Ленинградскую кафедру]//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 3–8. 2312. Никодим (Руснак), митр. Харьковский и Богодуховский. Читателям журнала «Вера и разум»: Приветственное послание главного ред. Высокопреосвященного митр. Харьковского и Богодуховского Никодима//В1Р. 2000. 1. С. 3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 июня 1930 г. арестован по т. н. делу акад. С. Ф. Платонова («Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России»). По ходатайству дочери и по просьбе Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия освобожден «за недоказанностью обвинения» в ночь на 14 марта 1931 г. 27 апр. 1932 г. указом митр. Сергия награжден правом служения литургии с отверстыми царскими вратами. 10 марта 1935 г. арестован по обвинению в антисоветской деятельности, 29 марта 1935 г. постановлением ОСО при НКВД СССР приговорен к адм. высылке на 5 лет из Ленинграда в Саратов, где в течение года безуспешно пытался найти работу. В мае 1936 г. по приглашению приходского совета и с разрешения митр. Сергия возглавил причт ц. Сошествия Св. Духа. В марте 1937 г. по состоянию здоровья вышел за штат. В кон. того же года подвергся кратковременному аресту. В 1939 г. овдовел. Во время пребывания в саратовской ссылке активно занимался лит. деятельностью, составлял и редактировал очерк «Мои воспоминания» в 6 ч., охватывавший период с кон. XIX в. по 1935 г. В 1936 г. по поручению Ленинградского митр. Алексия (Симанского , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) написал соч. «Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период». В 1940 г. систематизировал проповеди, беседы и др. публичные выступления в Ленинграде (в т. ч. «Беседы об основных началах христианства», «Учение о христианской нравственности», «Жизнь в Церкви Христовой в век апостольский»). Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), митр. Григорий (Чуков), архим. Иоанн (Разумов) перед отъездом в Болгарию. Фотография. 1946 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), митр. Григорий (Чуков), архим. Иоанн (Разумов) перед отъездом в Болгарию. Фотография. 1946 г. Осенью 1941 г. встречал прибывшего в Саратов архиеп. Андрея (Комарова) , вместе с к-рым ходатайствовал об открытии Троицкого кафедрального собора. 3 янв. 1942 г. получил предложение митр. Сергия об архиерействе, но отказался, сославшись на возможные проблемы с гражданскими властями из-за бывш. судимостей и арестов, а также на желание посвятить остаток жизни своим детям. В сер. 1942 г., узнав о гибели 2 сыновей и дочери во время блокады Ленинграда, послал телеграмму митр. Сергию с просьбой благословить принятие монашества. 4 сент. телеграммой митр. Сергия вызван в Ульяновск, где в эвакуации находилась канцелярия Московской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/166689.html

Статус Временного Патриаршего Священного Синода стал одной из тем полемики митр. Сергия с оппозицией «непоминающих» . Прот. Василий Верюжский так формулировал в обращении к Заместителю Местоблюстителя одно из главных требований оппозиции: «Поставить Временный Патриарший Синод на то место, которое было определено ему при самом его учреждении в смысле совещательного органа, и чтобы распоряжения исходили только от имени Заместителя», а также «удалить из состава Синода пререкаемых лиц» (Акты свт. Тихона. С. 539). Еп. Гдовский Димитрий (Любимов) в письме, обращенном к группе духовенства Ленинградской епархии, в качестве одной из причин своего отделения от митр. Сергия называл «закрепление временного Синода, который в сущности... простая канцелярия... в качестве соуправляющего Заместителю органа. Искажен сам патриарший образ управления Церковью» (Там же. С. 541). Против создания такого Синода также резко выступил митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) , сформулировавший свою позицию в 1929 г. в письме еп. Афанасию (Малинину) . Митр. Кирилл считал, что этот коллегиальный орган коренным образом изменил систему церковного управления (Патриаршее возглавление), и сравнивал его с самочинным григорианским Временным высшим церковным советом (ВВЦС) (там же. С. 638). 18 сент. митр. Сергий направил письмо митр. Кириллу, в к-ром, отстаивая законность учреждения Временного Патриаршего Синода, разъяснял, что ВВЦС был образован «взамен единоличного заместительства... а Синод утвержден как совещательный орган при первоиерархе» (Там же. С. 646). На практике Синод, имея ограниченные полномочия, не мог быть «простой канцелярией», но являлся органом соуправляющим, поскольку ряд актов высшего церковного управления, по меньшей мере поставление епископов, неизбежным образом должны были носить соборный характер. В 1931 г. во Временный Патриарший Священный Синод были включены митр. Ташкентский Никандр (Феноменов) и архиеп. Иваново-Вознесенский Павел (Гальковский) , в 1932 г.- Управляющий Московской епархией архиеп. Дмитровский Питирим (Крылов) . В 30-х гг., для того чтобы приблизить статус и состав Синода к Положению о Свящ. Синоде, выработанному Поместным Собором 1917-1918 гг., в состав Синода стали вызываться в качестве его временных членов на одну полугодовую сессию в порядке очереди по старшинству хиротонии по 5 архиереев РПЦ. Для этого все епархии были распределены на 5 групп по географическому принципу, и от каждой группы приглашался 1 епископ. Остальные архиереи, входившие в состав Синода, имели статусы его постоянных членов. 21 окт. 1932 г. в ознаменование 5-й годовщины существования Временного Патриаршего Священного Синода указом митр. Сергия 4 старейших постоянных члена Синода были возведены во митрополитов. Этого титула удостоились архиепископы Хутынский Алексий (Симанский), ставший митр. Старорусским, Одесский Анатолий (Грисюк), Ярославский Павел (Борисовский) и Харьковский Константин (Дьяков), сохранившие свои кафедры.

http://pravenc.ru/text/155436.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18 - 23 ФЕВРАЛЯ 1997 г. Заседал в гостинице Данилова московского мон-ря , в деяниях Собора участвовали 133 архипастыря. Вопрос о созыве А. С. был рассмотрен на заседании Свящ. Синода 17 февр. 1997 г. В соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе РПЦ 1994 г. , к-рый наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни. В докладе, прочитанном Святейшим Патриархом Алексием II в 1-й день соборных заседаний, нашли отражение важнейшие события церковной жизни за время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 г., когда были восстановлены или образованы епархии: Абаканская , Белгородская , Томская , Элистинская , Сыктывкарская , Мурманская , по решению Свящ. Синода УПЦ были образованы 2 епархии на Украине - Владимиро-Волынская и Криворожская . Святейший Патриарх привел данные о действующих мон-рях РПЦ: 185 мужских и 205 женских, из них 242 в России, 89 на Украине, 57 в др. странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также 47 монастырских подворий. Патриарх Алексий напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших в период между Соборами: празднование 600-летия московского Сретенского мон-ря (7 сент. 1995), торжественная встреча верующими во главе с Патриархом нового списка Иверской иконы Божией Матери , привезенного с Афона (24 окт. 1995), освящение часовни в честь Иверской иконы Божией Матери и Воскресенских ворот на Красной пл. (25 окт. 1995). Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Минский Филарет (Вахромеев), митр. Киевский Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Минский Филарет (Вахромеев), митр. Киевский Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков)

http://pravenc.ru/text/76520.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010