21 февр. 1921 г. по просьбе Петроградского митр. Вениамина (Казанского) патриарх свт. Тихон назначил Тихвинского еп. Алексия (см. Алексий I (Симанский) , патриарх Московский и всея Руси) епископом Ямбургским. Переехав 11 апр. 1921 г. в Петроград, еп. Алексий жил в доме при Казанском соборе, с авг. 1921 г.- в Александро-Невской лавре; местом служения ему был определен Казанский собор, община которого взяла на себя обязанность содержания викарного епископа. 18 апр. 1921 г. архиерей был назначен на Пензенскую кафедру; по прошению освобожден от назначения, о чем патриарх Тихон сообщил ему в письме от 15 мая того же года. Еп. Алексий стал заведующим богословскими курсами, открывшимися в Петрограде в 1920 - нач. 1921 г. 7-15 июля 1921 г. совершил архипастырскую поездку по р. Луга «в самую глубь уездов Ямбургского и Гдовского». 29 мая 1922 г., после ареста митр. Вениамина (Казанского), вступил в управление Петроградской епархией. 24 июня 1922 г. еп. Алексий отверг ультиматум обновленческого Высшего церковного управления «действовать строго по указаниям ВЦУ», признал «для себя невозможным дальнейшее управление Петроградской епархией». Еп. Алексий возглавил широкое антиобновленческое движение верующих Петроградской епархии, желавших сочетать политическую лояльность с верностью церковным канонам; в сент. 1922 г. совместно с Петергофским еп. Николаем (Ярушевичем) подал заявление о регистрации ввиду отсутствия в Русской Церкви канонического центра автокефальной Петроградской церкви («Петроградская автокефалия»). С окт. 1922 г. еп. Алексий находился в ссылке, вернулся в Ленинград весной 1926 г., направлен на служение в Новгородскую епархию с титулом «архиепископ Тихвинский». Назначение архиеп. Гавриила (Воеводина) викарием Ленинградской епархии с титулом «Кингисеппский» произошло, по одним данным, указом патриарха Тихона, т. е. в 1924 г. или в нач. 1925 г., по другим - в сент. 1926 г. по представлению назначенного на Ленинградскую кафедру митр. Иосифа (Петровых) . С 14 сент. 1926 г. до ареста 19 апр. 1927 г. Кингисеппский архиеп. Гавриил временно управлял Ленинградской епархией, в дек. 1927 г., после освобождения, назначен на Полоцкую кафедру. Последним епископом Кингисеппским с 30 дек. 1927 по 3 авг. 1928 г. был Сергий (Зенкевич) , затем переведенный на Шлиссельбургское и Лодейнопольское викариатство . В дальнейшем К. в. не замещалось, приходы Кингисеппского р-на в 30-х гг. XX в. находились в ведении Петергофского еп. Николая (Ярушевича).

http://pravenc.ru/text/1684634.html

Григорианский раскол не получил значительной поддержки среди московского духовенства, тем не менее он стал серьезной угрозой для Церкви, т. к. позволил советским властям дезорганизовать московское церковное управление. 7 янв. 1926 г. был арестован еп. Гавриил (Красновский), вскоре Москву покинул и еп. Петр (Зверев). Старшим из назначенных митр. Петром членов Совета викариев остался еп. Алексий (Готовцев). При поддержке епископов Амвросия (Смирнова) и Иоанна (Василевского) ему удалось к марту 1926 г. восстановить работу Епархиального управления на квартире у еп. Амвросия при храме свт. Николая в Кошелях, у Яузских ворот. «Триумвират викариев» (выражение М. Е. Губонина) в составе епископов Алексия, Амвросия и Иоанна решал текущие церковные дела по Москве и Московской губ., вел прием посетителей, утверждал назначения настоятелей на приходы, проводил совещания московских благочинных. После ареста в кон. весны 1926 г. еп. Амвросия (Смирнова) за «организацию нелегального церковно-административного центра» деятельность Епархиального управления прекратилась. В июне 1926 г. еп. Алексий (Готовцев) был выслан в Серпухов. 15 июня 1926 года митр. Сергий (Страгородский) перевел Рыбинского еп. Серафима (Силичева) на Подольскую викарную кафедру с поручением ему управления Богородским, Бронницким, Звенигородским и Орехово-Зуевским викариатствами М. е. 28 авг. того же года еп. Серафим был назначен временным управляющим М. е. По нек-рым сведениям, он в то время пребывал в г. Богородске (ныне Ногинск) Московской губ. В кон. 1926 г. заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) был арестован в Н. Новгороде и этапирован в тюрьму ОГПУ в Москве. В кон. марта 1927 г., после проведенных во время тюремного заключения переговоров по условиям предоставления легального статуса органам управления РПЦ, митр. Сергий был освобожден с предоставлением права проживания в Москве. Первоначально митр. Сергий разместился в бывш. резиденции местоблюстителя митр. Петра на ул. Короленко. 23 апр., после перевода еп. Алексия (Готовцева) на Рыльскую кафедру, архим. Сергий (Гришин) был хиротонисан во епископа Серпуховского. 18 мая был учрежден состав Временного Синода при заместителе патриаршего местоблюстителя митр. Сергии, а 20 мая адм. отдел НКВД выдал справку о регистрации Временного Синода как органа высшего церковного управления. В то же время митр. Сергий переместил на Звенигородскую викарную кафедру бывш. Балахнинского еп. Филиппа (Гумилевского), возвел его в сан архиепископа и назначил управляющим М. е. Московское ЕУ также располагалось в архиерейском доме в Сокольниках. 2 нояб. 1927 г. на Подольскую викарную кафедру вместо переведенного в Ростовскую епархию еп. Серафима (Силичева) был назначен еп. Иннокентий (Летяев). В том же году еп. Иоанн (Василевский) был перемещен с Бронницкой на новоучрежденную Воскресенскую викарную кафедру.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Павел митрополит, упоминается в 1612, 1613 † неизвест. Иона (Архангельский) митрополит, рукоположен с начала 1613 по 1620 запрещен в священно-служении; † 29.03.1627 Исаия митрополит, упоминается после 1612 † неизвест. Киприан (Старорусенков) митрополит, бывший архиеп. Сибирский и Тобольский с 12.12.1624 по 20.10.1626 митр. Новгородский Павел митрополит, бывший архиеп. Псковский и Изборский с 31.12.1626 Серапион митрополит, свт.. рукоположен с 1.01.1637 по 1651 на покое: † 2.05.1653 Сильвестр митрополит, рукоположен с 10.07.1653 † 20.08.1654 Питирим митрополит, рукоположен с начала 1655 по 6.08.1664 (с 10.07.1658 по 5.08.1664 местоблюститель патриаршего престола) митр. Новгородский и Великолуцкий Павел митрополит, рукоположен с 22.08.1664 † 9.09.1675 Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит, бывший архиеп. Смоленский и Дорогобужский с 1676 по 6.09.1681 митр. Тверской и Кашинский Варсонофий (Чертков- Еропкин), митрополит бывший митр. Тверской и Кашинский (повторно) с декабря 1681 † 18.05.1688 Евфимий (Рылков) митрополит, рукоположен с 12.08.1688 по 14.04.1695 митр. Новгородский и Великолуцкий Тихон (Воинов) митрополит, рукоположен с 21.04.1695 по 25.03.1699 митр. Казанский и Свияжский Трифилий (Инихов) митрополит, бывший митр. Нижегородский и Алатырский с 20.07.1699 † 28.06.1701 Иларион (Властелинский) митрополит, рукоположен с 21.03.1703 по 11.03.1711 митр. Белгородский и Обоянекий Феодосий (Вадбольский) епископ, рукоположен с 25.03.1711 † 13.08.1712 Алексий (Титов) епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 21.01.1714 по 25.01.1719 еп. Вятский и Великопермский Игнатий (Смола) митрополит, бывший еп. Суздальский и Юрьевский с 25.01.1719 по 8.09.1721 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Леонид архиепископ, рукоположен с 18.02.1722 по 1.09.1742 на покое; † 18.02.1743 Платон (Малиновский) епископ, рукоположен с 19.09.1742 архиепископ с 16(17).07.1744 по 5.04.1748 с 10.06.1745 управлял Московской епархией, архиеп. Московский и Севский Иларион (Григорович) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По мнению митр. Иосифа, оппозиционное к митр. Сергию течение было «совершенно несправедливо окрещено иосифлянством... гораздо основательнее оно должно быть названо вообще «антисергианским». А так как первый протест против Сергия был громко провозглашен не мною, а митрополитом Агафангелом Ярославским, то справедливее было бы именовать это течение «агафангелизмом» или как-нибудь еще в этом роде» (Там же. С. 383-384). В то же время митр. Иосиф показал: «Отрицая свое руководство над антисергианским течением, я всё же сознаю, что нужно кому-нибудь было быть духовным руководителем и советником того духовенства и верующих, которые... примкнули к нашей церковной группе, а так как кроме меня никого из митрополитов не было, то только этим я и объясняю, что ко мне со всего Союза приезжало духовенство и верующие за советами». Однако митр. Иосиф замечал, что был главой организации «в чистоцерковном смысле. Практически действовал по моему доверию архиепископ Дмитрий». В нач. февр. 1928 г. митр. Иосиф объявил о согласии возглавить «духовным руководством и молитвенным общением и попечением» отделившуюся со своей паствой от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя часть духовенства Ленинградской епархии, а также всех других, последовавших их примеру. Поскольку митр. Иосиф находился в ссылке, временное управление Ленинградской епархией было передано еп. Димитрию (Любимову). За пределами Ленинградской епархии митр. Иосифа в нач. 1928 г. открыто поддержали ранее управлявшие епархиями: Вятской и Ижевской - Глазовский еп. священноисп. Виктор (Островидов) , который в дек. 1927 г. уже отделился от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя; Великоустюжской - Никольский еп. Иерофей (Афонин) ; Воронежской - Козловский еп. Алексий (Буй) . В Москве о поддержке митр. Иосифа и еп. Димитрия заявил авторитетный среди верующих прот. Валентин Свенцицкий, настоятель Николаевского храма на Ильинке («Никола Большой Крест»). К иосифлянам присоединилась почти половина храмов Серпухова, ставшего центром И. в Московской епархии, а также отдельные приходы в Твери, Новгороде, Киеве, Харькове и др. городах.

http://pravenc.ru/text/673719.html

2000 г. патриарх с глубоким сожалением принял отставку и благословил созыв Внеочередного Поместного Собора Японской Церкви. На Соборе, открывшемся 14 мая 2000 г., был избран новый предстоятель Японской Церкви еп. Даниил (Нусиро) . В эти переломные для Японской Церкви дни состоялся первосвятительский визит в Японию патриарха Алексия II в сопровождении К. Патриарх Алексий возглавил интронизацию митр. Даниила 14 мая 2000 г. в Токийском кафедральном соборе; на встречах с императором Японии, премьер-министром и министром иностранных дел обсуждалась деятельность Японской Православной Церкви. В 2005 г. по просьбе Токийского митр. Даниила (Нусиро) в его распоряжение был направлен иером. Троице-Сергиевой лавры Герасим (Шевцов), к-рый стал настоятелем первого в Японии мон-ря, освященного в 2006 г. в честь равноап. Николая Японского. 12 сент. 2008 г. в Токио К. совершил освящение новопостроенного храма во имя св. кн. Александра Невского. В ходе визита в Японию состоялась встреча К. с митр. Токийским и всей Японии Даниилом; они обсуждали актуальные вопросы жизни Японской Автономной Православной Церкви и перспективы развития Православия в Японии. Патриарх Алексий II, митр. Кирилл и митр. Токийский и всея Японии Даниил. Киото. 16 мая 2000 г. Патриарх Алексий II, митр. Кирилл и митр. Токийский и всея Японии Даниил. Киото. 16 мая 2000 г. Участие в развитии отношений с РПЦЗ В одном из первых интервью после назначения председателем ОВЦС К., отвечая на вопрос о взаимоотношениях с Русской Православной Церковью за рубежом, сказал: «Миссия нашего поколения должна заключаться в том, чтобы исцелить этот конфликт, ликвидировать раскол в Русской Церкви» (ЖМП. 1990. 6. С. 17). Однако в 90-х гг. ХХ в. Зарубежная Церковь начала активно открывать свои приходы на постсоветском пространстве; на служение в эти приходы во мн. случаях определялись бывш. клирики Московского Патриархата, запрещенные в служении за канонические преступления или нравственные пороки. В 1990 г. РПЦЗ приняла документы, к-рые могли спровоцировать новую смуту в Русской Церкви: положение о создании параллельных церковных структур на канонической территории РПЦ и послание к православным христианам России с призывом отвергнуть каноническую Церковь и переходить в их приходы и в подчинение зарубежным епископам.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

оккупированных Германией стран с призывом перейти на сторону антифашистской коалиции. Всего за годы войны митр. Сергий составил 24 послания, касавшихся всех основных событий военной жизни Отечества. В период эвакуации по поручению Патриаршего Местоблюстителя в Москве оставался митр. Николай. Во время битвы за Москву он часто выезжал на передовую, совершал богослужения в московских и подмосковных храмах, произносил проповеди, призывая москвичей не поддаваться панике, стойко защищать столицу. В нояб. 1942 г. митр. Николай был введен в состав Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. В составе делегаций комиссии митр. Николай часто выезжал в прифронтовую полосу, посещал освобожденные от оккупации районы, собирал свидетельства не только о громадном материальном ущербе, нанесенном сражениями и войсками вермахта многочисленным храмам, но и о мученическом подвиге правосл. священнослужителей, монахов и монахинь, принявших смерть от фашистов. В работе территориальных комиссий по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков участвовали и др. иерархи и священнослужители РПЦ. Их наблюдения, свидетельства и выводы передавались в гос. органы, помещались на страницах церковной лит-ры. Молебен в нашествии супостатов. М., 1942 г. (РГБ) Молебен в нашествии супостатов. М., 1942 г. (РГБ) Подлинным примером мужества является поведение правосл. духовенства и мирян во время 900-дневной блокады Ленинграда (8 сент. 1941 - 18 янв. 1944). Находясь в осажденном городе, Ленинградский митр. Алексий (Симанский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) служил литургии в Никольском Морском соборе и др. храмах, совершал отпевания жертв блокады, обращался с патриотическими воззваниями к клиру и верующим епархии. Его примеру следовали ленинградские священнослужители, не прекращавшие пастырского попечения о верующих, совершавшие богослужения, отпевавшие погибших, оказывавшие посильную помощь медикаментами и дровами из приходских запасов. Среди жертв блокады - десятки клириков Ленинградской епархии. В ленинградских приходах был организован сбор средств в Фонд обороны, в 1941-1945 гг. в храмах епархии было собрано более 17 млн р. В янв. 1944 г., вскоре после полного снятия блокады, митр. Алексий в составе обл. Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков посетил освобожденные Петергоф и Пушкин, где констатировал факты разрушения нем. войсками храмов и жестокого убийства более 2 тыс. мирных жителей, собранных в Петергофской кладбищенской ц. Св. Троицы и взорванных вместе со зданием храма ( Алексий (Симанский), митр. Нем. злодеяния в Петергофе и Пушкине//ЖМП. 1944. 2. С. 20).

http://pravenc.ru/text/150063.html

21 июня 1960 г. определением Синода митр. Николай был освобожден от занимаемой должности. Новым председателем ОВЦС был назначен архим. Никодим (Ротов; впосл. митрополит), избранный на том же заседании Синода во епископа. 16 марта 1961 г. Синод постановил, что руководитель ОВЦС всегда должен быть в епископском сане и иметь статус постоянного члена Синода. При еп. Никодиме (Ротове) в короткое время была реорганизована работа отдела, значительно увеличен штат сотрудников; отдел получил для размещения особняк на ул. Рылеева (ныне Гагаринский пер.). В 1963 г. архиеп. Никодим (Ротов) был назначен председателем Комиссии по вопросам христианского единства. Будучи главой ОВЦС и Комиссии, он расширял связи Церкви с православными и инославными Церквами, используя в интересах РПЦ намерение руководителей СССР привлечь священнослужителей к участию в гос. внешнеполитических инициативах. Активизировались контакты с Римско-католической Церковью (РКЦ). В миротворческой деятельности РПЦ выступала организатором международных и всесоюзных конференций, подготовкой которых занимались сотрудники ОВЦС. Под рук. митр. Никодима отдел стал интеллектуальным и организационным центром РПЦ, инициировавшим и воплощавшим в жизнь самые широкие церковно-общественные инициативы. В дек. 1963 г. при ОВЦС был создан филиал аспирантуры МДА (см. ст. Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ). Определением Синода от 16 дек. 1969 г. был открыт филиал ОВЦС в Киеве при экзархе Украины (впосл. преобразован в ОВЦС УПЦ). В период председательства митр. Никодима к работе в ОВЦС были привлечены Таллинский и Эстонский архиеп. Алексий (Ридигер; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) ), иером. Ювеналий (Поярков; впосл. митрополит), игум. Хризостом (Мартишкин; впосл. митрополит), А. Л. Казем-Бек , Б. Б. Вик, П. А. Кутепов, Б. А. Нелюбов, Г. Н. Скобей, В. А. Чукалов. 30 мая 1972 г. митр. Никодим по состоянию здоровья был освобожден от должности председателя ОВЦС, но в качестве председателя Комиссии по вопросам христианского единства сохранил за собой руководство внешней деятельностью РПЦ. Отдел возглавил митр. Тульский и Белёвский Ювеналий (Поярков), продолживший линию деятельности, намеченную митр. Никодимом. Укреплялись связи с Восточными (дохалкидонскими) Церквами. Набирало силу миротворческое служение. Заместителями митр. Ювеналия в разные годы были прот. Николай Гундяев , Зарайский еп. Иов (Тывонюк ; впосл. митрополит), архим. Мефодий (Немцов ; впосл. митрополит). Определением Синода от 25 июля 1979 г. открыт филиал ОВЦС в Ленинграде при митрополите Ленинградском и Новгородском.

http://pravenc.ru/text/2581695.html

1921 г. еп. Ямбургский, вик. Петроградской епархии; 1922–1925 в ссылке; с авг. 1926 г. архиеп. Хутынский; с 18.05.1932 митр. Старорусский; с 11.08.1933 митр. Новгородский; с 5.10.1933 митр. Ленинградский; с 1943 г. митр. Ленинградский и Новгородский; с 15.05.1944 патриарший Местоблюститель; с 4.02.1945 Патриарх Московский и всея Руси; † 17.04.1970. Пимен (Извеков) 17.11.1957 хирот. во еп. Балтского, вик. Одесской епархии; с 26.11.1957 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 23.11.1960 в сане архиепископа; с 16.03.1961 архиеп. Тульский и Белевский; с 14.11.1961 митр. Ленинградский и Ладожский; с 9.10.1963 митр. Крутицкий и Коломенский; с 18.04.1970 патриарший Местоблюститель; с 2.06.1971 Патриарх Московский и всея Руси; † 3.05.1990. Алексий (Ридигер) 3.09.1961 хирот. во еп. Таллинского и Эстонского; с 23.06.1964 в сане архиепископа; с 25.02.1968 в сане митрополита; с 29.07.1986 митр. Ленинградский и Новгородский, управ. Таллинской епархией; с 10.06.1990 Патриарх Московский и всея Руси. Аввакум (Боровков) 28.11.1922 хирот. во еп. Старо-Уфимского, вик. Уфимской епархии; расстрелян 15.10.1937. Августин (Беляев) 21.09.1923 хирот. во еп. Иваново-Вознесенского; с 1.10.1929 еп. Алмаатинский; с 1.04.1930 еп. Сызранский; с 1931 г. епархией не управ.; с 27.03.1934 еп. Калужский и Боровский; с 2.04.1936 в сане архиепископа; расстрелян 23.11.1937. Августин (Маркевич) 20.02.1992 хирот. во еп. Львовского и Дорогобычского. Августин (Петерсон) 29.03.1936 хирот. в сане митрополита Рижского и всей Латвии; с 1940 г. епархией не управ.; с 1946 г. в юрисдикции РПЦЗ; † 4.10.1955. Августин в 1927 г. упом. как еп. Луганский, принадлежал к «григорианскому» расколу. Аверкий (Кедров) с 27.06.1915 еп. Острожский, вик. Волынской епархии; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1922 г. архиеп. Волынский и Житомирский; с 1929 г. в ссылке; расстрелян 27.11.1937. Авраамий (Дернов) 3.09.1923 хирот. во еп. Уржумского; с кон. 1923 г. епархией не управ.; с 22.02.1929 еп. Глазовский; с 1931 г. на покое; с 9.05.1935 еп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

Архив Пн Состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Код плеера Livejournal Liveinternet 27 декабря 2007 г. 20:23 Сегодня в Рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке прошло очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Священный Синод состоит из Председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев. Постоянными членами Священного Синода являются по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины ( митр. Владимир ); Санкт-Петербургский и Ладожский ( митр. Владимир ); Крутицкий и Коломенский ( митр. Ювеналий ); Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии ( митр. Филарет ); Кишиневский и всея Молдовы ( митр. Владимир ); по должности — председатель Отдела внешних церковных связей ( митр. Кирилл ) и управляющий делами Московской Патриархии ( митр. Климент ). Данное заседание прошло в рамках зимней сессии, и для участия в нем были приглашены, в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви , новые временные члены: Заседания Священного Синода проходят под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Священный Синод дал оценку важнейшим событиям церковной и церковно-общественной жизни за период с прошлого заседания (12 октября 2007 г.), обсудил основные вопросы, касающиеся проблем межправославных и межхристианских отношений, формирования нравственных и духовных ценностей в системе общего образования, а также принял решения по некоторым вопросам церковно-административного характера. Перед началом заседания Святейший Патриарх Алексий обратился к с членам Священного Синода с приветственным словом. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/344377.htm...

26 июня 1941 г. Ленинградский митр. Алексий (Симанский; см. Алексий I , патриарх Московский и всея Руси) обратился с посланием к правосл. верующим, в к-ром призывал встать на защиту Родины («Церковь зовет к защите Родины»). 23 июня он дал распоряжение о сборе в храмах епархии средств на оборону Ленинграда. За время войны Ленинградская епархия передала в Фонд обороны 17 423 тыс. р. Весь период Ленинградской блокады митр. Алексий находился в городе. Во время 1-й блокадной зимы почти во всех действовавших храмах продолжались богослужения. Клирики принимали участие в защите города в составе групп самозащиты местной противовоздушной обороны. Митр. Алексию и 11 священнослужителям (включая 2 обновленцев) 11 окт. 1943 г. впервые за годы советской власти вручили правительственные награды - медали «За оборону Ленинграда». В окт. 1943 г. с МП воссоединилась единственная иосифлянская община города - Троицкий храм в Лесном, а также обновленческие приходы: Князь-Владимирский на ст. Лисий Нос (1943) и Преображенский собор в Ленинграде (янв. 1944); последний глава Ленинградской обновленческой епархии - «епископ» Сергий Румянцев принят в РПЦ через покаяние и стал приходским священником. На Пасху 1943 г. и на Рождество 1944 г. митр. Алексий обращался с посланиями «к пастырям и пастве в городах и селах Ленинградской области, пока еще занятых вражескими войсками». Эти послания были отпечатаны и через штаб партизанского движения доставлялись за линию фронта. На оккупированной немцами территории Л. о. экзархом Латвии и Эстонии митр. Виленским и Литовским Сергием (Воскресенским) при согласии герм. администрации была создана Псковская миссия . В ее ведение входили юго-зап. районы Л. о., где за весь период оккупации удалось открыть для богослужений ок. 100 церквей и часовен (не все стали реально действующими приходами), а также большая часть совр. Псковской обл. (кроме территории бывш. Великолуцкого и Торопецкого уездов), значительная часть Новгородской обл. и сев.-зап. территория Калининской обл. Были образованы Новгородский и Солецкий благочиннические округа. Ряд сельских приходов на оккупированной части Л. о. принадлежал иосифлянам. В Кингисеппском р-не было 4 иосифлянских прихода, в том же районе к обновленческому благочинию относились 4 храма. Настоятель иосифлянского храма в Козьей Горе (ныне Сланцевского р-на) свящ. Алексий Кибардин в сент. 1943 г. вел переговоры с руководством Псковской миссии о воссоединении с ней оставшихся иосифлянских приходов, но из-за эскалации военных действий процесс объединения был сорван.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010