60 Сщмч. Серафим (в миру – Николай Иванович Звездинский; 1883–1937), епископ Дмитровский. Окончил Московскую Духовную академию иеромонахом. Вступив в 1914 г. под покров Чудова монастыря – одной из главных святынь Московского Кремля, – отец Серафим затем получил сан архимандрита и был назначен игуменом этой обители. В 1919 г. патриарх Тихон рукоположил его во епископа Дмитровского, стал помощником Святейшего. В 1922 г. арестован одновременно с патриархом Тихоном. Возвратился в Москву в 1925 г. В конце того же года был вновь арестован. После двенадцати лет тюрем и лагерей епископ Серафим был расстрелян (в 1937 г.) в г. Ишиме Новосибирской области. Память 13/26 августа. 61 Епископ Серафим перенес в 16 лет тяжелую болезнь и, получив исцеление по молитвам преподобного Серафима Саровского , в корне изменил свое поведение: стал глубоко религиозным юношей и дал обет Богу стать монахом. Но в то время, когда он писал это письмо, душа его все еще была в смятении. 63 Мария Александровна (1888–1925) – дочь профессора МДА Александра Петровича Голубцова (1860–1911). Он сам, его жена Ольга Сергеевна и их дети были духовными чадами старца Алексия (Московский журнал. 1992. 4. С. 8). Мать Марии Александровны была троюродной сестрой старца Алексия. Эта родственная связь шла по женской линии: Ольга Сергеевна была внучкой Варвары Семеновны Ловцовой, урожденной Протопоповой, которая приходится сестрой Федору Семеновичу Протопопову – деду старца Алексия по материнской линии. 64 Первый Спас – один из трех праздников августа, посвященных Господу Иисусу Христу, – Изнесение Честных и Животворящих древ Креста Господня. Празднуется 1/14 августа. 72 Этот текст, составленный по материалам домашнего архива, для публикации не предназначался. Правнучка старца М. Г. Осколкова записывала то, что сохранила ее память, делала развернутые пояснения к семейным фотографиям с единственной целью – оставить собранное и любовно сберегаемое для своей внучки. В книге об этом архиве не раз упоминалось. Редакция сочла возможным поместить небольшую часть этого откомментированного материала в качестве расширительной информации к биографии преподобного Алексия Зосимовского . Это некоторые подробности, связанные с женитьбой Михаила Федоровича, сына старца, дореволюционным бытом их семьи, касающиеся дальнейшей судьбы, уже в советские годы, потомков зосимовского подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Нам нужно рассмотреть некоторые исключения из этого правила – признанные исключения. Кем признанные? Традицией. Есть правила, что старчество со священством связывается, эти правила признаны монашеской традицией, где старчество существовало. Такой наиболее интересно и полно документированной традицией является традиция мужской Зосимовой пустыни, от которой остался достаточно большой массив документов, несмотря на её разгон и уничтожение в 1923 году. Мы достаточно подробно знаем, кого зосимовские старцы считали старцами и чьи писания они рекомендовали читать своим ученикам. По этому кругу старцев, почитаемых зосимовцами, мы можем нащупать эти пограничные случаи, потому что пограничные случаи дадут нам возможность понять, провести различение между старчеством и священством. Например, кого они называют? Из текстов зосимовской традиции, которую описывают старцы, можно выделить шесть категорий. Первая категория, наиболее понятная, – это старцы-монахи, облеченные священным саном. Это преподобный Серафим Саровский, Паисий Величковский, старцы Оптиной пустыни, старец Гавриил Зорянов, мной упоминавшийся, сами зосимовские старцы Герман и Алексий Зосимовский. Вторая категория старцев – это монахи, не имеющие священного сана: Зосима Верховский, старец Василиск, его духовник, Георгий Задонский. Кстати, Георгий Задонский не имел даже пострига, он был пострижен только в рясофор, то есть не в мантию. Третья категория – женщины-руководительницы: монахиня Ардалиона, игумения Арсения (Себрякова), подвижницы юга России, они упоминаются в зосимовской традиции. Четвертая категория – руководители-святители, епископы. Особенно почитаем Игнатий Брянчанинов. Пятая категория –  некоторые белые священники, например, отец Пётр Томаницкий, о нем мы дальше подробней скажем. И шестая категория –  подвижники, не имеющие ни пострига, ни сана, то есть формально являющиеся мирянами. Один такой человек в зосимовской традиции был, письма его очень почитались, рекомендовались для чтения, – Иван Иванович Троицкий.

http://pravmir.ru/aleksey-beglov-chto-ta...

Алексий I (Симанский Сергей Владимирович, 18771970) – Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929) – Патриарх Московский и Всея Руси Алексий (ум. 1378) – святитель, митрополит Московский 16 Алексий – игумен, регент московского Свято-Данилова монастыря (1920-е) Алексий (ум. в 1900) – преподобный, старец Валаамского Спасо-Пребраженского монастыря Алексий Зосимовский (Соловьев, Федор Алексеевич,18461928) – иеросхимонах, старец Смоленской Зосимовой пустыни Алексий (Осколков) (1835начало XX в.?) – первый настоятель Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря (18941896) Алеша (см. Трубачев Алексей Зосимович) Аллеманов Д.В. (см. Димитрий (Аллеманов)) Альшванг Арнольд Александрович (18981960) – музыковед Амвросий ( XV в.) – монах Троице-Сергиева монастыря, резчик по дереву Амвросий Оптинский (Гренков Александр Михайлович , 18121891) – преподобный, иеромонах Свято-Введенской Оптиной пустыни Амвросий (Хиби) (см. Антоний Хиби) Анастасия (см. Трубачева А.З.) Андреев Василий Васильевич (18611918) – дирижер, создатель оркестра русских народных инструментов Андреев Киприян – колокольный мастер (XVII в.) Андреев Ф.К. (см. Феодор (Андреев)) Андреев Филипп – колокольный мастер (XVII в.) Андреева Анна Федоровна (род. 1923) – дочь о. Феодора (Андреева) Андреева (урожд. Фроловская) Наталия Николаевна (18971970) – супруга о. Федора (Андреева) Андреевы Андрей Белый (Бугаев Борис Николаевич , 18801934) – писатель Андрей Критский (ок. 660740) – преподобный, автор Великого покаянного канона Андрей (Перестюк) – послушник Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря, келейник о. Сергия (Озерова) Андрей Рублев (ок. 13601430) – преподобный, иконописец Андроник (Трубачев Александр Сергеевич, род. 1952) – игумен, насельник Троице-Сергиевой Лавры, доцент МДА Андроников Ираклий Луарсабович (19081990) – писатель, литературовед Анна, Анна Михайловна (см. Флоренская A.M.) Анна Вениаминовна (см. Юдина A.B.) Аносов Николай Павлович (19001962) – дирижер, педагог

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Хотя к монашеству Алексий стремился всей душой, он последовал совету духовника. По благословению Зосимовского старца отца Платона батюшка Алексий вступил в брак с верующей православной девушкой Клавдией Максимовной Сухаревой. Таинство венчания совершил настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Петушки отец Геннадий Сизов. Для сокурсников Алексия было полной неожиданностью, когда они узнали, что отец Алексий женился. «Мы никогда не думали, что он заведет семью», – говорил потом один из них. В матушке Клавдии отец Алексий обрел добрую подругу, помощницу и верную спутницу жизни на долгие годы. Трогательно было наблюдать в храме, с какой нежностью и любовью батюшка Алексий исповедовал и благословлял ее. В последние годы, когда народ после литургии подходил к кресту, а матушка скромно стояла в сторонке, он ласково звал ее и часто говорил, обращаясь к людям: «Пятьдесят лет с ней счастлив»! В браке у отца Алексия и матушки Клавдии родилось две дочери – Елена и Ольга. Но благословение святого старца Кукши не могло не оставить след в его душе. «Через всю свою долгую жизнь я пронес желание монашеского пострига и до сих пор храню его в своем сердце, – часто повторял батюшка Алексий. – Монашеское правило, данное мне духовником, я выполняю по настоящее время». Игумен Платон В первый раз Алексий, будучи еще слушателем академии, поехал к отцу Платону по совету одной прихожанки храма в Софрино. После закрытия Зосимо-Смоленской пустыни отец Платон еще до своей ссылки некоторое время служил в Гефсиманской пустыни, а затем в Софрине, в храме Смоленской иконы Божией Матери. В 1937 году его арестовали. В ссылке он трудился на самых тяжелых работах – на лесоповале. Игумен Платон (Климов). Фото из следственного дела. 1936 г. Вернувшись из ссылки, отец Платон поселился в г. Петушки Владимирской области, где его приютила одна монахиня. Выбор места для ссыльного духовенства объяснялся тем, что жить им дозволялось лишь за «чертой оседлости» в 101 км. Постепенно Петушки становились центром духовной жизни. Вслед за отцом Платоном там же поселился архимандрит Исидор, еще один насельник Зосимо-Смоленской пустыни, который впоследствии служил в Петровском монастыре в Москве. В Петушках жили также монахиня Гавриила, владыка Афанасий (Сахаров) и многие другие монахи и священники, с которыми батюшку Алексия связывали духовные узы. О православной общине, которая сложилась в Петушках, издана книга Геннадия Катышева «Петушки обетованные».

http://pravoslavie.ru/59402.html

В 1928 году и эту обитель закрыли. Отца Исидора направляют на служение в Волоколамск, и в декабре епископ Питирим (Крылов) рукополагает его в сан иеромонаха. В это время отошел ко Господу старец Алексий. Смерть его батюшка переживал так же тяжело, как в юности смерть матушки. С тех пор он ежегодно ездил в Пятидесятницу «похристосоваться с любимым старцем» и отслужить панихиду на дорогой могилке Загорского Кокуевского кладбища. В 1930 году печальная участь постигла Волоколамский собор, и в очередной раз зосимовский изгнанник вынужден был искать прибежища. Епископ Варфоломей принимает его в братию также упраздненного Высоко-Петровского монастыря, нашедшую недолгое убежище в церкви преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке в Москве. У Владыки собралось несколько бывших зосимовских насельников: иеромонах Митрофан, архимандриты Игнатий, Зосима и Никита, – которые вели богослужения по зосимовскому уставу. Жили все впроголодь в крохотной кели на колокольне. Отец Исидор, как и другие священники, стал исполнять обязанности духовника. Через три года волна репрессий усилилась. Не избежал преследований и отец Исидор: ссылка в край Коми, в село Деревянск Усть-Куломского района Сыктывкарской области на Печору. Поселили в зырянской избе вместе со скотиной, потом его приняла к себе древняя монахиня Иулиания, выделившая угол за печкой. Батюшка не терял присутствия духа и безропотно принимал волю Божию. В Деревянске отбывали срок еще несколько священников. Они собирались вместе и тайно совершали богослужения. Светлое Христово Воскресение праздновали в глубине тайги вдалеке от возможных доносчиков. В 1936 году отец Исидор вернулся в Москву и был назначен настоятелем храма села Ченцово Тарусского района Тульской области в бедный приход: храм требовал ремонта, крыша протекла, отваливалась штукатурка, даже крест на куполе не устоял. А средств не было. Пожертвований едва хватало на скудное пропитание. Окрестные деревни стояли не близко, да и путь к ним лежал то через овраги, то по болотам, а то приходилось переваливать через холмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Советы отца Алексия, записанные Владыкой Вар навой, важны и интересны современному читателю как еще одно свидетельство о жизни досточтимого святого старца. При этом необходимо помнить предупреждение старца Алексия о том, что даваемые им советы относятся только к его духовному сыну: «Из разговоров ничего не передавать: могут не понять, что иногда я говорю только тебе». Отец Алексий, будучи истинным духоносным старцем, полагал: в духовной болезни (как и в телесной) невозможно прописать одно и то же лекарство разным людям даже при одинаковом «диагнозе». Ибо то, что полезно и спасительно для одного, может нанести вред другому. Советы духоносных старцев, данные будущему Владыке Варнаве, составили вторую часть настоящего издания. Дошедшие до нас записи ответов старца Алексия Зосимовского и других известных подвижников, к которым обращался Владыка Варнава (преподобного Варсонофия Оптинского , преосвященного Феодора (Поздеевского) , старца Митрофана Зосимовского), завершаются августом 1912 года. В 1915 году иеромонах Варнава заканчивает Академию и направляется преподавателем гомилетики в Нижегородскую духовную семинарию, а в феврале 1920 года Указом Синода назначается епископом на Васильсурскую кафедру. Время епископского служения (всего около двух лет: в 1922 году Владыка Варнава, по благословению старцев Алексия и Митрофана, принимает на себя подвиг юродства, который несет до конца своих дней) было очень важным в духовной жизни Владыки. Как пастырь, как архиерей Божий, он столкнулся с такими чудными действиями Божественного Промысла «в отношении людей и вообще проявления таинственных (хотя бы и отрицательных) сторон потустороннего духовного мира или жизни души человеческой в пределах нашей грубой, дебелой, материальной земной действительности, что оставлять их без внимания, предоставляя времени сокрушать память о них и стирать следы воспоминаний, было бы крайне неразумно, если не погрешительно», – писал епископ Варнава. В свой дневник он записал случаи прозорливости Дивеевской блаженной Марии Ивановны, проявления милости Божией от Оранской иконы Божией Матери и от частиц мощей святых, чудо от Святых Даров... Но помимо этих случаев Владыка приводит примеры промыслительного оставления Богом человека, свидетелем которых он был: одержимости злыми духами из-за отступления от Господа, неблагоговения к святыне. Для самого Владыки, да и для всех читающих, это доказательство силы Божией, доказательство того, что Бог есть, что жива Его Церковь , что истинны писания святых подвижников, в которых говорится, что христиане ведут брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 12 ). Напомним, что все описываемое епископом Варнавой происходило в страшные 20е годы прошлого столетия, когда атеистическая пропаганда утверждала, что Бог и диавол – выдумка попов...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Останки старца Алексия были облачены в схиму и положены в новый, специально изготовленный гроб. Затем была отслужена панихида по приснопамятному старцу иеросхимонаху Алексию, которую совершил настоятель Лу-киановой пустыни архимандрит Досифей. После панихиды гроб с останками старца Алексия был перевезен в Смоленскую Зосимову пустынь, где, после литии, поставлен в домовую церковь братского корпуса; над гробом всю ночь читали Евангелие. На следующий день, 26 июля, в 6 часов 30 минут утра епископом Владимирским и Суздальским Евлогием была совершена заупокойная литургия. В 12 часов дня в Зосимову пустынь прибыл патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении епископа Истринского Арсения, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста и других священнослужителей. Святейший патриарх Алексий II совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме Александровскому, Владимирскому, и панихиду по старцу иеросхимонаху Алексию. Панихида была отслужена под открытым небом при многочисленном стечении верующих. Затем гроб с останками старца был перенесен с крестным ходом в Смоленский храм Зосимовой пустыни и поставлен в приделе во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Мощи старца Алексия теперь покоятся рядом с мощами игумена пустыни отца Германа. Панихиду над останками старца совершает Святейший патриарх Алексий II Прославление старца Алексия в лике святых Старец Алексий Зосимовский был причислен к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, в своем обращении сказал: «Исполняя повеление Христово о возвещении людям благой вести о пришествии в мир Сына Божия, Святая Христова Церковь ублажает тех, кто идет тесным путем смирения и терпения в Царство Небесное. На этом пути скорби и самоотречения венчаются те, кто всецело отдал себя в руки Божи, соделался доброй землей, в которую упало семя слова Божия и принесло обильный плод ( Мф.13:1–23 ). „Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ), – сказал Господь верующим. Исполняя обетование, Бог в каждую эпоху христианской истории являет праведников, творит силы святыми Своими, в каждом роде благоугодившими Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Постепенно трудолюбие и усердие к молитве сделали Иннокентия келейником и доверенным лицом игумена Германа. В большинстве поездок аввы отец Иннокентий был его спутником. Так в октябре 1913 года он сопровождал его в паломничестве на Новый Афон и Батум; через четыре года его видят в Кремлевском Чудовом монастыре на соборовании… Старчество было тем магнитом, который притягивал в пустынь многих паломников, особенно из Сергиева Посада и Москвы. После кончины старца Варнавы (в 1906 году) к знаменитому зосимовскому молитвеннику Алексию перешли многие из тех, кто искал утешения в Гефсиманском скиту. Но силы старца Алексия иссякали, он попросился в затвор. Ему разрешили уединиться. Приезжих, в числе других иеромонахов, стал принимать на исповедь и отец Иннокентий, рукоположенный в иеромонаха 25 сентября 1905 года. Но каждый вечер он сам ходил к своему духовному отцу игумену Герману, чтобы проверить себя и посоветоваться. В первое время отец Иннокентий смущался и признавался авве, что не знает, как говорить с приходившими. На это отец Герман ответил: «Духовные дети намучат и научат». Со временем он стал окормлять и братию. Среди его духовных чад были монах Симон (Кожухов). Однако главным послушанием иеромонаха было заведование монастырской пасекой, двадцать шесть ульев которой приносили ежегодно до пуда меда каждый. 17 мая 1915 года отца Иннокентия награждают набедренником. В одном из писем, датированном 1918 годом и адресованном некоей Анне Ивановне, старец Алексий Зосимовский так отозвался об отце Иннокентии: «Он себя держать в вашем круге. По-моему, он для вас подходящий руководитель». В 1922 году в Москве закрыли женский Алексеевский монастырь. Некоторые из насельниц, по благословению отца Иннокентия, решили жить общиной, которую он обещал навещать. Вскоре скончался схиигумен Герман. Над Зосимовой пустынью нависла угроза закрытия. В 1923 году, 8-го апреля, отец Иннокентий записал, что расстроился, так как ожидалась комиссия, говорили, что закроют храм, разгонят монахов. Поневоле приходили мысли: что делать? куда деваться? что дальше будет?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Григорково. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Григорково, от Твери 151 верста, от Кашина 45 вёрст. Церковь Благовещенская, построена в 1800 году, каменная, престолов 3: в холодной Благовещения Проесвятой Богородицы, в тёплой: южный Казанской Божьей Матери, северный Святителя Николая. Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1799 года, исповедные с 1829 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Георгий Зосимовский 29 лет, окончил духовную семинарию, священник с 1892 года, награждён в 1899 году набедренником. Диакон Павел Крестников 57 лет, в служении с 1858 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Дмитрий Благовещенский 59 лет, в должности с 1856 года. Прихожан в деревнях: Константиновке, Бобаеве, Волоском, Горицах-Грязных, Воскресенье, Лаврове, Болтине, Лунцине, Дубровке, Рогове, Радованье, сельце Горицах, Сверчкове, Лесных, Семенцове, Костеневе - 306 дворов (836 мужчин, 1006 женщин). В 1914 году служили: Священник Георгий Зосимовский 45-ти лет, окончил семинарию, на службе 22 года. Штатный диакон Алексий Крестников 44-х лет, на службе 8 лет. Псаломщик Павел Преображенский 53-х лет, на службе 26 лет, в Благовещенском храме 13 лет. Прихожан в деревнях: Бобаево, Константиново, Волское, Грязныя Горицы, Воскресенье, Болтино, Рогово, Лунцыно, Дубровочки, Лаврово, Радованье, Лесные, Костенево, Сербины Горицы - 844 мужчины и 1007 женщин. По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь закрыта после 1934 года. До настоящего времени церковь не сохранилась, о ней напоминает только оставшийся алтарь, который расположен на территории кладбища в д.Григорково. Источник: Григорковское сельское поселение --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=20764

В октябре 1919 года от сыпного тифа скончался сын старца—Михаил Фёдорович. Батюшка очень просил, чтобы его отпустили на похороны, но ему как затворнику сделать этого не разрешили, о чём старец весьма скорбел. В январе 1923 года мирно почил отец игумен Герман. Сразу же на следующий день после погребения игумена Смоленской Зосимовой пустыни из Александрова приехала комиссия для выполнения большевицкого декрета о ликвидации всех монастырей и уездов. Началось жестокое уничтожение мирной обители. Официально уездные власти закрыли пустынь 8 мая 1923 года. Первым делом выгнали всех её насельников, предварительно изъяв у них серебряные ризы с личных икон и другие ценные вещи. Все они разъехались кто куда. Отец Алексий со своим келейником отцом Макарием отправился в Сергиев Посад. Два дня пожив в гостинице, они нашли приют в маленьком домике духовной дочери старца Веры Верховцевой, которая покидала Сергиев Посад, чтобы поселиться в Сарове, где ещё продолжалась монашеская жизнь. До 1925 года старец Алексий ещё немного ходил по комнаткам, несколько раз добирался до храма. После он больше сидел в кресле, а потом уже полулежал на кровати. Старец из последних сил старался вычитывать все дневные службы, исключая литургию, которую он в келье никогда не совершал, так как не имел антиминса. Когда он уже не мог стоять, то вычитывал службы сидя. Однажды, когда отец Алексий лежал от недомогания в постели, его приехал навестить Патриарх Тихон. Батюшка был глубоко тронут вниманием Святейшего и чувствовал себя крайне неловко, оттого что встречал его и беседовал лёжа. Он несколько раз пытался встать, но Святейший снова укладывал его на кровать. После 1927 года отец Алексий уже только лежал, с трудом поднимая голову, и шевелил пальцами правой руки. Принимал только своих близких духовных чад и монахов, и то не всех. Есть свидетельства о существовании завещания старца Алексея — поминать предержащия власти и не отходить от митрополита Сергия. Почил старец Алексий 19 сентября (2 октября н. ст.) 1928 года в Сергиевом Посаде. Чин отпевания в Петро-Павловском храме был совершён архиепископом Бийским Иннокентием (Соколовым) с многочисленным сонмом клириков и иерархов. Погребён был старец в Сергиевом Посаде на Кокуевском кладбище у алтаря (позже, по закрытии кладбища, прах перенесён на новое городское кладбище).

http://pravicon.com/info-1715

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010