Господи, и исповедую…» Читал ее так тихо, что едва можно было разобрать слова, часто останавливался. После причастия отец Макарий поил старца теплотой, а духовник старца, Зосимовский иеромонах Владимир держал свечу. Отец Алексий с радостной улыбкой смотрел им в глаза, как будто прощаясь. После этого отец Алексий совсем ослабел и тяжело дышал. Дали ему молока. Он выпил одну ложечку. После этого ему стало легче, и он тихо скончался. Было 4 часа 20 минут по полудни. Духовное начальство отложило погребение старца до четвертого дня – народ так любил отца Алексия, что люди день и ночь толпами стояли у гроба, даже дети подходили и целовали ему руки. Старец лежал как живой, никакого смертного запаха не ощущалось. Несмотря на суровые преследования большевистских властей на отпевание вышли пять архиереев: архиепископ Бийский Иннокентий; епископ Никон; епископ Белевский Игнатий (Садковский) ; епископ Егорьевский Павел; епископ Суздальский Григорий; епископ Варфоломей (Ремов) , наместник Петровского монастыря (не облачался, отдавал распоряжения, следил за порядком). Три архимандрита: Агафон, Филарет, Родион. Архимандрит Кронид, имея запрещение от гражданской власти служить в Посаде, находился без облачения в алтаре. Множество протоиереев и монашествующих. После разрешительной молитвы епископ Павел вышел на амвон и прочитал завещание батюшки всем своим духовным чадам, написанное им собственноручно за шесть лет до кончины, которое он сам просил прочитать вслух над его гробом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Оставляя свое земное пребывание и переселяясь в жизнь загробную, воссылаю хвалу и благодарение Всемилостивому Господу Богу за Его бесчисленные благодеяния мне, недостойному (Слава Богу о всем). Хвалу и благодарение воссылаю Преблагословенней Владычице Богородице, святому ангелу-хранителю моему, святым хранителям и покровителям моим: великомученику Феодору Тирону, святителю Алексию, митрополиту Московскому, преподобному Алексию, человеку Божию, и всем святым за их благодатное охранение меня. С благодарным чувством обращаюсь к моим отцам и чадам духовным, к отцу настоятелю и братии обители сия, ко всем моим сродникам и знаемым за их молитвенную помощь и многообразные дела любви мне, грешному. Коленопреклоненно прошу милостивого всепрощения у всех, перед кем я сознательно или несознательно сделался виновным, и, со своей стороны, я ничего не имею против кого-либо, со всеми расстаюсь в вожделенном мире и всепрощении, усердно прося их молитв ко Господу Богу, да вчинит мя в селениях Небесных. «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя”. Многогрешный, недостойный иеросхимонах Алексий».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Погребли старца Алексея у алтаря храма в честь Всех Святых на Кокуевском кладбище в Сергиевом Посаде. В 1953 году его останки были перенесены на Старое городское кладбище. 25 июля 1994 года, по благословению преосвященного Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, было совершено перенесение останков старца Алексия в возродившуюся Зосимову пустынь. 26 июля в Зосимову пустынь прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме Александровскому, пустынножителю, Владимирскому чудотворцу и панихиду по иеросхимонаху Алексию. Затем гроб с останками старца был перенесен с крестным ходом в Смоленский собор Зосимовой пустыни и поставлен в пределе во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Старец Алексий Зосимовский был причислен к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, в своем обращении сказал: «Господь одарил старца Алексия многими дарами, среди которых выделяются дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости. Именно через его руки совершился промысел Божий о святителе Московском Тихоне, жребий, с именем которого на выборах Патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя. Многих вел он к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывал к покаянию, к поиску ”единого на потребу”». 18 День памяти преподобного Алексия 19 сентября/2 октября. Преподобный отче Алексие моли Бога о нас! Тропарь преподобному Алексию, затворнику Зосимовскому, всея Руси чудотворцу, Глас 5. Яко звезда путеводная/утешитель российский/явился еси в годину лютых испытаний,/затворниче предивный,/огнем бо веры распаляем,/божественныя любве достигл еси,/восприяв от благодати Духа Святого/стадо православное./просиявший духом пребожественным,/избирая/Патриарха Российскаго,/святителя великого,/преподобне отче Алексие,/моли Пресвятую Троицу/за землю русскую и спасение душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сохранился рассказ игумена Владимира о кончине и погребении старца Алексия. «Отец Алексий еще за год до своей кончины, когда почувствовал ухудшение здоровья, стал ежедневно причащаться святых тайн, боясь умереть без святого причастия. Когда, смотря по обстоятельствам, случалось мне не прийти к нему в какой-нибудь день, батюшка беспокоился: «Отец Владимир, ты меня совсем забыл». Но это бывало очень редко. За полгода до своей смерти отец Алексий все просил меня молиться: «Отец Владимир, молитесь, чтобы Господь скорее послал мне смерть, ты видишь, что я всем надоел». А я ему отвечаю: «Будем молиться, когда будете нам в тягость, а теперь еще нет». Незадолго до смерти отец Алексий сказал, держа меня за руку: «Отец Владимир, ты бросишь меня или нет?» – «Нет, – ответил я, – не брошу, пока время мне позволяет». Он попросил: «Ну, поцелуй меня». Я поцеловал своего старца. За два дня до кончины, когда батюшка совсем уже ослабел, приехал к нему епископ Смоленский. Отец Алексий открыл глаза и говорит: «Вы кто будете, епископ или священник?» Он ответил: «Я – епископ. Отец Алексий закрыл глаза и уже больше ничего не говорил. 19 сентября 1928 года (это был вторник) в 8 часов утра старец, по обыкновению, причастился святых тайн. Несмотря на сильную слабость, он сам читал молитву перед святым причастием «Верую, Господи, и исповедую...» Читал ее так тихо, что едва можно было разобрать слова, и часто останавливался. После причастия отец Макарий поил старца теплотой, а я держал свечу. Отец Алексий с радостной улыбкой смотрел нам в глаза: то мне, то отцу Макарию, как будто прощаясь с нами. После этого спросил: «Отец Владимир, ты совсем от нас уходишь?» Я ответил; «Нет». После этого отец Алексий совсем ослабел и тяжело дышал. Дали ему молока. Он выпил одну ложечку. После этого ему стало легче, и он тихо скончался. Было 4 часа 20 минут пополудни. При одевании почившего старца и положении его во гроб (гроб у отца Алексия, по схимническому обычаю, был приготовлен давно и стоял в соседней комнате прислоненным к стене) присутствовали три ученика старца: я, отец Макарий и отец Никодим. Отец Никодим показывал нам, как надо по уставу одевать монаха, для погребения. Я одевал, а отец Макарий помогал мне, плакал и все целовал отца Алексия. После положения во гроб мы отслужили панихиду, вынесли гроб в большую комнату и стали читать Евангелие. Начал читать я, прочитал четыре главы, и меня сменил отец Никодим. Мы не хотели хоронить отца Алексия торжественно, да и сам он при жизни своей этого не желал,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

28 июля 1916 года в своей келии игумен Герман принял постриг в великую схиму от руки епископа Арсения (Жадановского) . Игумен Герман был талантливым иконописцем. Он прославился как замечательный организатор и рачительный хозяин: под его руководством был создан дивный монастырь, известный своими подвижниками, строгим уставом и образцовым хозяйством. За двадцать шесть лет игуменства отец Герман научил иноческому пути многих людей. Он был мудрым учителем и наставником монахов. Старец Герман был иноком с юных лет. За многие годы он испытал и хорошо знал все искушения и трудности монашеского жития, поэтому к его духовной помощи прибегали, в основном, монашествующие – епископы, архимандриты и простые монахи. Вот в какой монастырь и к какому игумену приехал протопресвитер Феодор Соловьев. 30 ноября 1898 года он был пострижен игуменом Зосимовой пустыни отцом Германом во иеромонаха с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. День его ангела празднуется 12 февраля. Так совпало, что это был и день их венчания с Аней. Отец Герман, принимая в свою обитель протопресвитера Успенского собора, всеми уважаемого отца Феодора, очень опасался, что у того могли появиться ростки гордости и самомнения. Он начал смирять отца Алексия, поэтому первое время новоначальному монаху жилось нелегко. Первыми послушаниями его были клиросное пение и совершение богослужений. Часто приезжавшие в то время в Зосимову пустынь богомольцы говорили, что когда отец Алексий, исполняя клиросное послушание, пел с хором, его редкий бархатистый бас придавал зосимовскому пению особо торжественное звучание. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Правда, его определили духовником и освободили от тяжелых физических работ. Пришлось терпеть и на клиросе. Регент хора иеромонах Нафанаил был нервным и беспокойным человеком. Отец Алексий стал петь на клиросе по-соборному. Отец Нафанаил прервал его и резким тоном стал ему выговаривать: «Это не Успенский собор, вы не забывайтесь, здесь реветь нельзя». «У меня был хороший голос, – рассказывал отец Алексий об этом случае, – и мне хотелось его показать, но я должен был слушаться своего духовного сына, который был моим наставником в этом деле». Отец Алексий стал смиренно, от всей души просить прощения у отца Нафанаила. Тот долгие годы вспоминал об этом с умилением. Однако размолвки с отцом Нафанаилом повторялись и доставляли отцу Алексию истинное мучение. После одной такой размолвки отец Алексий был настолько неспокоен духом, что ночью пришел будить отца Нафанаила, чтобы просить у него прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Память совершается 1/14 сентября и 17/30 января. Преподобный отче Германе, моли Бога о нас! Тропарь преподобному Герману, схиигумену Зосимовскому, Владимирскому Чудотворцу, Глас 2– ый. Божественныя молитвы ревнителю,/преподобнаго Зосимы образ явивый/устроителю знаменитыя пустыни,/богомыслие и старчество в ней насадивый,/добродетельми щедро украшенный,/постническое и равноангельское житие показавый./Преподобне отче Германе, наставниче и пустынножителю,/поминай нас у престола Вседержителя,/чтущих любовию честную память твою. Кондак преподобному Герману, схиигумену Зосимовскому, Владимирскому Чудотворцу, Глас 6 – ый. В преподобстве и правде пожив,/отче Германе преславне,/многим путь явился еси ко спасению./Та же молитву божественную насадив во иноцех твоих,/стезю твою к Богу праву содела. Величание. Ублажаем тя,/преподобне старче наш Германе,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов,/и собеседниче ангелов. Преподобный иеросхимонах Алексий Один из самых славных и почитаемых старцев ХХ века, преподобный Алексий Зосимовский , родился 17 января 1846 года в Москве в семье настоятеля московского храма во имя преподобного Симеона Столпника за Яузой. При крещении младенца нарекли Феодором, в честь великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля). Отец, потомственный священник, протоирей Алексей Петрович Соловьев (1804–1882), был родом из города Дмитрова. Незаурядные способности, высокие нравственные качества позволили ему закончить местное духовное училище первым по списку и продолжить образование в Вифанской семинарии вблизи Сергиева Посада. После семинарии он сразу поступает в Духовную Академию, в которой получает степень магистра и профессорскую должность. Помимо служения в храме отец Алексий был благочинным, преподавал в 3-й мужской гимназии и в Практической академии (учебное заведение, готовившее детей почетных граждан к коммерческой деятельности). За сорокалетнюю педагогическую деятельность ему было пожаловано потомственное дворянство. В 1835 г. Алексей Петрович женится на Марии Федоровне Протопоповой, дочери священника церкви Пятницкого кладбища, и по ее желанию через два года переезжает в Москву. Мать старца Алексия была женщиной глубоко православной, доброй и милосердной. Помимо семьи она приняла на себя заботу о рано осиротевших брате и сестре. Своих детей у нее было десятеро: две девочки и восемь мальчиков. После ее смерти от холеры в 1854 году остались сиротами старшая дочь Анна (в замужестве Владимирская), восьмилетний Федя и младшая Катя (в замужестве Беневоленская). До некоторой степени мать им заменили бабушка по отцу Анна Андреевна и няня Татьяна, которую старец вспоминал с любовью. Но главная забота о детях легла на плечи отца. Своей лаской и нежностью он добивался от них полнейшей открытости и такого же послушания. Огорчить отца было для детей мукой мученической.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Батюшка давно тяготился мирской суетой и стремился уйти в монастырь, но его удерживал долг перед домочадцами. В 1897 году скончалась теща, получила хорошее место свояченица, сын Михаил кончил Московское Императорское Техническое училище и женился. Путь в монастырь был открыт. 30 ноября 1898 года пресвитер Успенского собора отец Феодор Соловьев принимает в Зосимовой пустыни монашеский постриг с именем Алексий (в честь Московского святителя Алексия) от руки игумена Германа. Отец Герман, принимая в свою обитель всеми уважаемого отца Феодора, очень опасался, что у него появятся ростки гордости и самомнения, и начал смирять отца Алексия, поэтому первое время тому жилось нелегко. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Приходилось терпеть и на клиросе, где регентом хора был иеромонах Нафанаил, бывший артист оперы, окончивший консерваторию и синодальное училище, хороший музыкант, но сложный и беспокойный человек. Преподобный Алексий Зосимовский Игумен Герман сразу стал духовным отцом иеромонаха Алексия. Он скоро узнал высокие духовные качества инока, его искреннее смирение, понял его светлую душу. По благословению игумена Германа отец Алексий вел уроки по Закону Божию. Когда уроки заканчивались, отец Алексий после ужина читал братии творения святых Отцов и делал это до своего ухода в полузатвор. Кроме того, по праздникам он говорил поучения народу. Его проповеди были простые и понятные, но со временем он прекратил проповедовать, находя, что это может возбудить в нем тщеславие. В то время он жил в северо-восточной холодной угловой башне. В 1906 году Великим постом, постоянно осаждаемый исповедниками, он стал изнемогать, тяжко захворал воспалением легких и мог умереть. Обращаясь к одному из иноков, он тихо сказал: “Молись, я надеюсь на Бога, ради ваших святых молитв Господь дарует мне здоровье”. После этого отец Алексий стал поправляться. Летом 1906 года отец Алексий перебрался в небольшую избушку, расходы по постройке которой взял на себя его сын Михаил.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Иеросхимонах Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родом москвич, из духовного звания. По окончании курса Московской Духовной Семинарии он вступил в супружество и определился диаконом к церкви Николы в Толмачах, что за Москвой-рекой. Овдовев через два года, отец Алексий задумал оставить мир и идти в монастырь, но близкие убедили его не бросать сына, а воспитав его, уже и приводить в исполнение свое намерение. После усиленной молитвы и раздумья отец Алексий согласился и в течение двадцати пяти лет жил в Москве, с нетерпением ожидая окончания образования сына, каковое тот получил в Высшем техническом училище. Последнее место службы старца [в Москве] было в Большом Успенском соборе, куда он попал пресвитером за выдающийся голос (бас). Древняя святыня Кремля имела подготовительное значение к принятию отцом Алексием монашества. Об этом сам старец говорил так: Войдешь, бывало, в собор в три часа ночи для служения утрени, и благоговейный трепет охватит тебя... Всюду тишина. Москва еще спит... В таинственном полумраке храма перед тобой встает вся история России... Чудится покров Божией Матери от Владимирской иконы в годины бедствий, проходят тени святителей Московских – защитников Отечества и столпов Православия... И хотелось мне тогда молиться за Русь и всех верных чад ее, хотелось всего себя посвятить Богу и уже не возвращаться в суетный мир. Как только сын кончил курс, отец Алексий бросил Москву и поспешил определиться в обитель. Его желанием было найти уединенный монастырь, куда бы не проникала житейская молва и где бы иноки действительно спасались в трудах, простоте и молитве. Таким святым уголком считался в то время скит Святого Параклита 1 . Сюда наш старец и направил свои стопы. По дороге он заехал в Свято-Троицкую Лавру, чтобы испросить благословения у тогдашнего наместника архимандрита Павла. Последний, однако, вместо Параклита предложил ему Зосимову пустынь 2 . Приняв сие за указание Божие, отец Алексий и поступил в означенную обитель. Первые годы жизни он проводил здесь как новоначальный: пел в церкви, ходил на трапезу, занимался с братией по Закону Божию, исполнял чреду служения и среди иеромонахов считался некоторое время последним. Иной раз приходилось ему получать даже замечания от невыдержанных иноков, особенно от регента.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

«Около отца Германа собрались монашествующие, как простосердечные дети около любимого отца. Не скроются эти подвижники и боголюбивые труженики от взора народа, ищущего правды духовной, их скоро найдут скорбящие, недужные, страждущие, и просветится обитель блаженного схимонаха Зосимы! Тогда мир устремится искать себе отрады, облегчения, утешения в эту самую пустынь, которую злоба мира хотела уничтожить до основания. Не увидит здесь мир ли довольства, ни покоя, а будет свидетелем бедности, недостатков, трудов и древнего монастырского порядка, длинных служб по церковному уставу. Стройное, старинное пение, так называемое столповое, произведет совершенно иное впечатление, чем обычное светское пение в городах. Увидит мир, как совершается ежедневно к вечеру монашеское правило по Саровскому уставу со многочисленными поклонами, с умною молитвою, со слезными прошениями и воздыханиями за благотворителей, попечителей, жертвователей обители, а также и за обидящих, осуждающих по неведению. Братия живет по примеру святых отцов под руководством своих старцев, открывая им ежедневно свои помышления. Живущие здесь монахи – истинные труженики: летом работают на огородах, косят сено, чистят лес. Это занятие для свободного времени, для отдыха. Не прекращается работа в мастерских, келиях...». 12 Прошел один год настоятельства отца Германа, и 24 октября 1898 года, в Зосимову пустынь поступил бывший протопресвитер Большого Успенского собора Московского Кремля отец Феодор Соловьев, а 30 ноября того же года он принял постриг от руки отца Германа и был наречен Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Так начал свой иноческий путь знаменитый старец Алексий Зосимовский – ученик и сотаинник схиигумена Германа, великий молитвенник и знаток человеческих душ. 3 июня 1902 года отец Герман был возведен в сан игумена. При нем Зосимова обитель обрела свой величественный вид: три храма, братские корпуса, часовни, склады и хозяйственные постройки были обнесены высокой кирпичной стеной, над которой парила высокая, трехъярусная колокольня с установленными в 1912 году курантами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Достаточно вспомнить лишь тот факт, что под его управлением (а во многом и благодаря его личным трудам и подвигам) небольшой, совсем недавно возрожденный из небытия монастырь, находившийся на границе Московской и Владимирской губерний, – Зосимова Смоленская пустынь – превратился в духовный оазис, унаследовавший лучшие традиции старчества и духовничества, заложенные в прославленной Оптиной пустыни и приумноженные в скитах Троице–Сергиевой Лавры. Личности двух новых подвижников – старцев Германа и Алексия – привлекали в Зосимову тысячи богомольцев со всей России. Со своими горестями и недоумениями шли туда архиереи, монахи и священники, ученые богословы и юные семинаристы, приезжали «поговеть» великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами основанной ею Марфо–Мариинской обители, особы императорской фамилии и высшие сановники государства. Представители всех сословий необъятной России: чиновники, офицеры, учащаяся молодежь, рабочие, крестьяне и торговцы – потянулись к этому духовному маяку, пылавшему в сгущающейся предгрозовой тьме. И потом, когда буря над Россией разразилась, когда первые сполохи осветили своим страшным светом темное небо, сколько людей обрело здесь утешение и надежду, сколько душ устояло благодаря Зосимовой пустыни в вере и правде церковной! Велико значение Зосимовой и в церковной жизни Москвы, да, пожалуй, и всей России начала 20–х годов текущего (ХХ. – Ред.) столетия. Ее иноки, а прежде всего Герман и Алексий, твердо стояли за Святое Православие в борьбе с обновленчеством и другими расколами, поддерживали законную церковную власть. В годы гонений, уже после закрытия обители, ученики и духовные дети зосимовских старцев явили примеры жертвенного служения Спасителю и Его Церкви, вплоть до исповедничества и мученичества. Ксчастью, об одном из зосимовских старцев, отце Алексии, сохранилось достаточно много сведений, уже опубликованных и известных православному читателю. А вот о схиигумене Германе, его наставнике, духовно устроившем знаменитый монастырь, сведений очень мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Своим основанием в конце XVII века обитель обязана схимонаху Зосиме. После смерти схимника в середине XVIII века обитель прекратила свое существование и два столетия действительно пустовала. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867 г. пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана. В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена. В 1897 г. над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма - Всех Святых и Сергия Радонежского. Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, Митрополита московского, келейная икона св. Димитрия Ростовского. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей св. Георгия Победоносца. Также святыней монастыря был крест с частицей древа Креста Господня, привезенный с Афона в начале XVI века. В храме Смоленской Божией Матери находилась усыпальница основателя пустыни преподобного Зосимы. При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916 году ушел в " полный затвор " . Нарушил он его в 1917 году - не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона - нового патриарха Русской Православной Церкви. Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к двум святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919 года Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала " ликвидационная комиссия " и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть.

http://sobory.ru/article/?object=00206

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010