• Спрашивала я как-то о музыке и танцах старца: «Можно ли играть на рояле и танцевать?» Батюшка сказал мне так: «Играть на рояле благословляю тебя только классические вещи, например Бетховена, Шопена и других. Есть и легкие вещички, некоторые хорошие, но вообще легкая музыка служит только страстям человеческим, там, знаешь, и аккорды-то все страстные...» «Ну а танцы, – продолжал батюшка, – это совсем дело бесовское, унижающее достоинство человека. Знаешь, я как-то, когда был еще в миру, смотрел раз из своего окна и увидел напротив в окне бал. Так мне со стороны смешно даже смотреть было – кривляются люди, прыгают, ну точь-точь как блохи». • «Батюшка, – сказала я как-то старцу на исповеди, – я очень жестокая, не умею жалеть несчастных и больных людей». На это старец ответил мне: «Надо быть милостивой, детынька, блажени милостивии: яко тии помиловани будут. Главное же, милуй души согрешающих ближних, потому что больных и страждущих душой надо больше жалеть, чем больных и страждущих телом. Милуй и не причиняй страданий даже животным, потому что и о них в Писании сказано: Блажен, иже и скоты милует. • О подвигах духовных и работе над собой батюшка говорил так: «Не вдавайся очень в подвиги и желания через меру, выше твоих сил, – можешь легко погибнуть. Иди средним путем. Средний путь – царский. Нет цены умеренному деланию. Когда на молитве ты вдруг заплачешь, если вспомнишь, что кто-то тебя обидел или на тебя гневался, – эти слезы не в пользу душе. Вообще нужно подавлять слезы, чтобы не превозноситься, что «вот я какая – уже молюсь со слезами!». Если будешь думать о своих грехах и читать покаянные молитвы – это спасительно. Вообще же знай, что враг всегда настороже, всегда за тобой следит, смотрит на выражение твоего лица, твоих глаз и старается уловить твою слабую сторону, слабую струнку, гордость ли, тщеславие ли, уныние. • Святые отцы учат, что на хульные помыслы совсем не следует обращать внимания – сами тогда отскочат. Нужно только сказать врагу: «Это не моя мысль, а твоя, навеянная». Если он возразит – нет, твоя, то ответь ему: «Мой духовник мне приказал так говорить» – и тотчас враг отбежит от тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

преподобный Алексий Зосимовский (Соловьёв) (29.01.1846–2.10.1928) Гимнография Нравственно-аскетические труды преподобный Алексий Зосимовский (Соловьёв) Иеросхимонах, старец Смоленской Зосимовой пустыни. Известен своей ролью в избрании Всероссийского патриарха в 1917 году. В миру Фёдор Алексеевич Соловьёв, родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье протоиерея Алексея Петровича Соловьёва, настоятеля храма во имя преподобного Симеона Столпника, что за Яузой. Личность отца и его образ жизни были основой нравственного и духовного становления великого старца. Мальчика при крещении нарекли в честь великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля). Крёстным отцом был его дядя, протоиерей М.Д. Глаголев, а крёстной матерью — бабушка Анна Андреевна. Начальной грамоте он учился у своего будущего тестя, диакона соседнего храма отца Павла Смирнова. Когда малыша везли на санках к учителю, ему давали с собой бутылочку с чаем и конфетку. Чай Федя выпивал сам, а конфетку всегда отдавал Аннушке, маленькой дочке отца Павла, на которой потом, по воле Божией, и женился. С малых лет мальчик отличался серьёзностью, не шалил, уклонялся от весёлого общества и шумных развлечений, был очень привязан к отцу, заботился о нём. Дети в спорах часто обращались к нему, чтобы он их рассудил. Фёдор любил музыку и, научившись играть на рояле, исполнял церковные песнопения и пел в хоре. Самыми любимыми песнопениями у него были ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль» и он всегда плакал от умиления, слушая их. В 1866 году Фёдор Соловьёв завершил семинарское образование по первому разряду, вторым в списке выпускников. После Семинарии Фёдор не пошёл в Духовную Академию, потому что не чувствовал в себе особого призвания к богословской науке. Он хотел служить Господу в скромном звании приходского диакона в кругу «домашней церкви». В 1867 году друзья детства Фёдор Алексеевич и Анна Павловна (дочь друга их семьи — священника храма во имя святого Климента на Варварке) повенчались. После рукоположения в диакона митрополит Московский Филарет (Дроздов, память 19 ноября) назначил отца Феодора в храм Святителя Николая в Толмачах, которому он покровительствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Преподобный Алексий Зосимовский      Книга посвящена преподобному Алексию Зосимовскому (Соловьеву; 1846–1928), старцу-иеросхимонаху, затворнику Зосимовой пустыни, который на Всероссийском Поместном Соборе в ноябре 1917 года вытянул жребий избрания митрополита Тихона (Белавина) Патриархом Московским и всея России. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. В книге собраны фрагменты жития старца, его наставления, советы. Преподобный Алексий Зосимовский (в миру Федор Алексеевич Соловьев) родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье священника. С самого раннего возраста отрок прислуживал в алтаре своему отцу. В 1866 году Федор Соловьев окончил семинарию, в 1867 году женился. Молодой выпускник семинарии был рукоположен в диаконы, и митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил отца Феодора служить в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. В 1868 году у отца Федора родился сын Михаил. Заметное влияние на судьбу и духовное возрастание отца Феодора оказал настоятель Толмачевской церкви протоиерей Василий Нечаев (будущий епископ Виссарион). Прихожане уважали его за благоговейное служение, доброе и чуткое сердце. Отец Василий занимался еще и литературным трудом — был редактором и основным автором известного тогда журнала «Душеполезное чтение», который издавался при Толмачевском храме. В 1873 году молодой диакон Феодор овдовел, и отец настоятель загрузил его работой в редакции. В отце Феодоре проснулся интерес к литературной деятельности, и он начал писать статьи в журнал, некоторые из этих статей были изданы отдельными брошюрами. Кроме богослужений в храме, отец Феодор участвовал вместе с отцом Алексием Мечевым, тогда еще диаконом, в народных чтениях. В мае 1895 года отец Феодор Соловьев после двадцативосьмилетнего служения покинул Николо-Толмачевский приход, а в июне он был рукоположен в священника и определен в штат Кремлевского Успенского собора. Уже через два года отец Феодор был единогласно избран духовником соборного причта, а еще через год, незадолго до ухода в монастырь, стал протоиереем.

http://pravoslavie.ru/91756.html

Алексей Беглов и первые посетители выставки Так с начала 20-х по 40-е годы XX века действующих монастырей в Советском Союзе не остается: они либо закрываются, либо становятся приходскими церквями (хотя было несколько волн закрытия и приходских церквей). А к концу 30-х число действующих церквей на территории Советского Союза сокращается с десятков тысяч до нескольких сотен. В 1923 году была ликвидирована Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь (находится во Владимирской области), до революции - известный центр старчества. После закрытия насельники пустыни разошлись в разные места: иеросхимонах Алексий (Соловьев) перебрался в Сергиев Посад, а несколько других духовников переехали в Москву, в Высоко-Петровский монастырь. А что было с Петровским монастырем в эти годы? Монастырь к этому времени уже не существовал, а действовал как приходской храм, в котором осталось всего 2-3 человека от старой братии. С 1921 года им руководит постриженник Зосимовой пустыни, епископ Варфоломей (Ремов), он и дает приют бывшим насельникам Зосимовой пустыни. По церковной Москве сразу прошел слух о появлении зосимовских старцев. В Высоко-Петровский потянулись люди и составили крупный приход: около тысячи постоянных прихожан. Архимандрит Зосима (Нилов). Вторая половина 1930-х гг. Духовники высоко-петровских общин архимандриты Зосима (Нилов) и Никита (Курочкин) после трехлетней ссылки в 1930-33 годах уже не могли служить в Москве и были направлены в сельский приход пд Волоколамском. Очевидно, именно это уберегло их от ареста в 1935 году с другими петровскими отцами - и они приняли под свое руководство духовных детей арестованных зосимовских старцев. А каким образом часть этих прихожан приняла монашество? Вокруг зосимовских духовников стали образовываться отдельные духовные семьи, и постепенно в процессе общения с народом духовники увидели, что некоторые молодые девушки и юноши склонны к углубленной духовной жизни, к монашеству. Но старцы рекомендовали монашеский путь далеко не всем: многих они, наоборот, поддерживали на семейном пути, благословляли вступать в брак. Тем не менее тайные общины Высоко-Петровского монастыря стали самыми крупными монашескими общинами из тех, которые нам сейчас известны. Численность их тайных постриженников составляла от 170 до 200 человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

«Зосимова пустынь держится такими подвижниками, как отец Герман, отец Алексий, Отец Дионисий. Можно поручиться, что после их смерти распадется и Зосимова пустынь. Она держится пока их духом, который уже теперь, при их жизни, стараются всячески, изподтишка, а иногда и явно, искоренять как устарелый, смешной. Да и самих старцев высмеивают в глаза и за глаза, называя их отжившими» 46 – писал 1 апреля 1922 года старец Симон в письме священнику Николо-Толмачевского храма отцу Илье Четверухину. О душевной щедрости отца Дионисия можно судить из короткой строчки письма от 10 мая 1924 года. «.вся провизия оставлена была мне отцом Дионисием и ею продовольствовались мы все», 47 – сообщал тому же отцу Илие оставшийся вблизи Зосимовских стен старец Симон. Да, все Зосимовский духовник оставил ближним, а сам налегке отправился... в никуда. Во всяком случае, еще не раскрыты пути-дороги и адреса, по которым скитался шестидесятитрехлетний иеромонах Дионисий, бывший зосимовский духовник и один из самых почитаемых современниками старцев обители. Упокой, Господи, душу раба Твоего иеромонаха Дионисия. Иеромонах Галактион Георгий Прокофьевич Сергеев родился в 1874 году. Происходил из семьи крестьян-середняков деревни Хлебниково Коммунистического района Московской области (по административному делению на момент ареста). Известно, что у него было два брата: Григорий и Петр. Закончил три класса местной сельской школы. Семья жила небогато. Имели деревянный дом с надворной постройкой, лошадь, корову, надел земли. С раннего возраста Георгий вместе с родителями работал в поле. Женат не был. 8 марта 1898 года поступил в Зосимову пустынь. Служение начал живописцем. 10 сентября 1904 года зачислен в указную братию. Нес послушания маляра, стекольщика. 6 марта 1909 года принял постриг. 1 января 1912 года рукоположен во иеродиакона. В обители пробыл двадцать пять лет до последнего дня ее существования. После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году отец Галактион скитался по различным церквям Московской области, зарабатывал себе на хлеб, работая то сторожем, то истопником. С 1930 года он на протяжении восьми лет служит (уже в сане иеромонаха) в селе Верзилово Михневского района Московской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Алексий (1846–1928) Преподобный Алексий (в миру Федор Алексеевич Соловьев) после окончания курса Московской Духовной семинарии стал диаконом в церкви Николы в Толмачах, что за Москвой-рекой. Овдовев через два года, он задумал оставить мир и идти в монастырь, но близкие убедили прежде воспитать сына. После молитвы и раздумья отец Алексий согласился и в течение двадцати пяти лет жил в Москве. Последнее место службы его было в Кремле, в Большом Успенском соборе, куда он попал за выдающийся голос (бас). Как только сын окончил учебу, отец Алексий оставил Москву. 30 ноября 1898 года протоиерей Феодор Соловьев был пострижен игуменом Зосимовой пустыни Германом в монашество с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Отец Герман, принимая в Зосимовскую обитель протопресвитера Успенского собора, опасался, что у того могли появиться ростки гордости и самомнения. И он начал смирять отца Алексия. Поэтому первое время отцу Алексию жилось нелегко. Первыми послушаниями его были клиросное пение и совершение богослужений. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Правда, его определили духовником и освободили от тяжелых физических работ. Пришлось терпеть и на клиросе. Регентом хора тогда был иеромонах Нафанаил, бывший артист оперы, окончивший консерваторию и Синодальное училище, хороший музыкант, но нервный и беспокойный человек. Отец Алексий стал петь на клиросе по-соборному. Отец Нафанаил прервал его и резким тоном стал ему выговаривать: «Это не Успенский собор, вы не забывайтесь, здесь реветь нельзя». Сразу же став духовником отца Алексия, отец Герман исповедовал его до конца жизни. Он скоро узнал высокие душевные качества инока, его искреннее смирение и богатый опыт священнослужителя, понял его светлую душу. Настороженность сменилась уважением, а затем и большой любовью. Отец Алексий отвечал ему взаимностью. Увеличилось и число исповедников у отца Алексия: вместо старушек-богомолок, приходивших к нему в первое время, его духовными детьми стали многие молодые монахи. Через несколько лет его духовным сыном стал и сам отец игумен Герман. Клиросное послушание ему отменили и поручили учить молодых монахов Закону Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Арсаки. Смоленско-Зосимова пустынь. Церковь Всех Святых. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Надвратный храм, построен над Святыми вратами монастыря (отсюда и название). С восточной стороны на средства Великой княгини Елизаветы Федоровны пристроен келейный корпус, так называемый " старческий " . В нем с 1916 года до закрытия монастыря (в 1923 году) в маленькой, примыкающей к Алтарю храма келии проживал в затворе преп. Алексий Зосимовский, а также в последние годы жизни в соседней келии поселился настоятель Зосимовой пустыни преп. Герман, который здесь и скончался. В настоящее время, по старым фотографиям, восстановлен иконостас. Означенный храм в псевдорусском стиле находится над северными монастырскими воротами, которые при игумене Германе были главными. Здание увенчано епанчовой кровлей и фланкировано башенками. Храм проектировал архитектор, создававший проекты церковных построек в русском стиле - Александр Афанасьевич Латков. Освящён храм " во имя Всех Святых, как близких к Богу молитвенников о благостоянии обители, ее неусыпных свв. стражей, своим пред Богом ходатайством соблюдающих ее нескверною и неблазненною от всего извне привходящего, и как дающих насельникам ее пример терпения и смирения, которыми проникнуты были все их разнообразные подвиги ради вечного спасения " (сщмч. Серафим). Цитата далее: " Корпус храма и четыре башни по сторонам его оканчиваются пирамидами с окрашенными главками и золочёными крестами. Средняя пирамида храма четырёхгранная, прочие - восьмигранные " . Надвратный Всехсвятский храм был освящён 19 сентября 1899 года архимандритом Павлом (Глебовым). С восточной стороны на средства Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (она была духовной дочерью Алексия) пристроен келейный корус, так называемый " старческий " . В нём с 1916 года до закрытия обители (1923 г.) в маленькой, примыкающей к алтарю храма келии, проживал в затворе преп. Алексий Зосимовский (Соловьёв). Стоит сказать, что в 1917 году Алексий был членом Всероссийского Поместного Собора по избранию Патриарха Московского и всея Руси. Он то и вытянул жребий с именем Тихона - нового Патриарха Русской Православной Церкви. К нему в обитель приезжали Сергей Булгаков, Павел Флоренский, московский митрополит Макарий (Невский) и другие именитые и простые люди. В последние годы жизни, в соседней келии поселился другой святитель, преподобный Герман, который здесь и скончался в 1923 году.

http://sobory.ru/article/?object=06901

После серии опытов и нескольких вариантов капсулы в 1999 году было принято окончательное решение, и 15 декабря директор Третьяковской галереи издал приказ 958, предписывающий поместить святыню в киот. С января 2000 года главная святыня России хранится в Никольском храме. А сделано это было во многом благодаря трудам директора галереи Валентина Алексеевича Родионова. Он смог наладить с Церковью самые добрые взаимоотношения, позволяющие сегодня тысячам посетителей галереи видеть и воздавать должное великим святыням, а верующим людям молиться перед ними. — Имея более чем 300-летную историю, уникальные православные святыни, прихожане также возносят молитвы обо всех, кто служил в стенах храма, кто его поддерживал. — Прихожанином нашего храма был Павел Михайлович Третьяков. Он купил рядом дом, в котором и основал знаменитую Третьяковскую галерею. Каждое утро начиналось у Павла Михайловича с молитвы, и, приходя в храм, он приводил туда своих сотрудников. Чайковский, Зелотти, братья Рубинштейны — все они являлись прихожанами нашего храма. Не говоря уже о художниках, которые окружали Третьякова и молились с ним. Поэтому храм наш был средоточием не только светской, но и духовной культуры. Здесь 28 лет в сане дьякона служил старец Алексий Зосимовский. Он был рукоположен в пресвитеры Успенского собора в Кремле, потом принял монашество в Зосимовой пустыни, схиму и ушел в затвор. На Соборе 1918 года старец Алексий вытянул жребий с именем будущего Патриарха Тихона . У Николаевского храма в Толмачах четыре святых покровителя: святитель митрополит Филарет (Дроздов), он освящал наш храм, восстановленный после войны 1812 года, священномученик отец Илья Четверухин — последний настоятель, наш прихожанин мученик Николай Рейн, пострадавший за Христа и расстрелянный в 1935 году, и преподобный Алексий Зосимовский. — А еще одна отличительная черта Никольского храма — его уникальный хор. — Имея музыкальное образование, я особенно внимательно относился к этой составляющей богослужения. Хор собирался на протяжении десяти лет, сначала им управляла моя матушка Светлана. Постепенно появлялись новые люди, и в 1994 году Министерством культуры было принято решение поставить хор на госбюджет и сделать его государственным хором при Третьяковской галерее. Руководит им Алексей Пузаков.

http://patriarchia.ru/db/text/2660985.ht...

Сергей Четверухин Москва, 1994–1996 гг. Преподобный Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни Жизнь наша должна быть подобна колеснице, у которой переднее правое колесо есть смирение, левое – самоукорение, а на задней оси – терпение и предание себя воле Божией. Из наставлений преподобного Алексия Зосимовского Часть I. Жизненный путь старца Алексия Годы детства и учения Старец Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье протоиерея Алексия Соловьева ,  служившего в церкви во имя преподобного Симеона Столпника, что за Яузой. Личность отца, его жизненные устои послужили основой нравственного и духовного становления будущего старца. Алексей Петрович Соловьев (1804–1882) был родом из Дмитрова, из семьи потомственного священнослужителя. Он поступил в местное духовное училище, где в те годы царили грубость и жестокое отношение к ученикам. В отличие от большинства учащихся, Алеша Соловьев жил и питался дома, поэтому его положение было лучше, чем у других. Он обладал незаурядными способностями и окончил училище первым учеником. Для продолжения образования его направили в Вифанскую семинарию. Здесь условия для учебы были превосходными. Расположенные в лесу, вблизи Сергиева Посада, просторные здания, удачно подобранный состав преподавателей и постоянное общение со студентами Духовной академии, основанной в 1814 году в стенах Троице-Сергиевой Лавры, способствовали углубленному изучению предметов. Близость же святынь Лавры и регулярное участие в строгих и истовых монастырских службах укрепляли и развивали религиозное чувство молодого человека. Церковь во имя преподобного Симеона Столпника, что за Яузой. Начиная с 1838 г. и до своей кончины в 1882 г. здесь служил, был настоятелем протоиерей Алексий Соловьев , отец будущего Зосимовского старца. Современное фото Окончив семинарию первым учеником, Алексей сразу же поступил в Духовную академию, где ему за отличные успехи дали повышенную именную стипендию митрополита Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) , и он получил двойную фамилию – Соловьев-Михайлов. Алексей Петрович успешно завершил учебу, ему была присвоена степень магистра богословия. Этот академический выпуск, очень сильный по составу, называли примерным. Среди однокурсников Алексея Соловьева было много выдающихся людей и по интеллекту, и по положению в обществе, и по нравственным качествам. В их числе были будущие митрополит Киевский и Галицкий Филофей (в миру – Тимофей Григорьевич Успенский), архиепископ Пермский Антоний (Смолин), архиепископ Могилевский Евсевий (Орлинский) , известный ученый-богослов А. В. Горский, впоследствии ректор Московской Духовной академии, и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Отец Герман, принимая в свою обитель протопресвитера Успенского собора, всеми уважаемого отца Феодора, очень опасался, что у того могли появиться ростки гордости и самомнения. И он начал смирять отца Алексия. Первыми послушаниями его были клиросное пение и совершение богослужений. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Правда, его определили духовником и освободили от тяжёлых физических работ. Регентом хора тогда был иеромонах Нафанаил, бывший артист оперы, окончивший консерваторию и Синодальное училище, хороший музыкант, но нервный и беспокойный человек. Отец Алексий стал петь на клирос по-соборному. Отец Нафанаил прервал его и резким тоном стал выговаривать: «Это не Успенский собор, вы не забывайтесь, здесь реветь нельзя». «У меня был хороший голос, — рассказывал отец Алексий об этом случае, — и мне хотелось его показать, но я должен был слушаться своего духовного сына, который был моим наставником в этом деле». Отец Алексий стал смиренно, от всей души просить прощения у отца Нафанаила. Тот долгие годы вспоминал это смирение с умилением. Размолвки с отцом Нафанаилом повторялись и доставляли отцу Алексию истинное мучение. После одной такой размолвки отец Алексий был настолько неспокоен духом, что ночью пришёл будить отца Нафанаила, чтобы просить у него прощения. Даже став духовником отца Алексия, отец Герман исповедовал его до конца жизни. Он скоро узнал высокие душевные качества инока, его искреннее смирение и богатый опыт священнослужителя, понял его светлую душу. Настороженность сменилась уважением, а затем и большой любовью. Отец Алексий отвечал ему взаимностью. Увеличивалось и число исповедников у отца Алексия, его духовными детьми стали многие молодые монахи. Через несколько лет его духовным сыном стал и сам отец игумен Герман. Клиросное послушание ему отменили и поручили учить молодых монахов Закону Божию. В 1906 году, Великим постом, постоянно осаждаемый исповедниками, он стал изнемогать, здоровье его пошатнулось, и он тяжко захворал воспалением лёгких. Положение было настолько серьёзно, что доктор Мамонов, лечивший его, открыто говорил, что отец Алексий может умереть. То помещение, где он жил, было сырым и холодным, и его перенесли в игуменские покои. Когда его переносили, ударили в колокол к Богослужению... Вся братия плакала. В Великий Четверг отца Алексия соборовали. После соборования, когда иноки подходили по очереди прощаться батюшкой, он тихо сказал одному: «Молись, я надеюсь на Бога, ради ваших святых молитв Господь дарует мне здоровье». После этого отец Алексий стал поправляться.

http://pravicon.com/info-1715

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010