«Однодворцы – сословие, социальный слой, возникший при расширении юго-восточных границ Русского государства и состоявший из военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и несших охрану пограничья» 149 В тех случаях, когда в данной местности вожаки или другие члены сектантских общин поручены миссионеру для духовнаго увещевания, согласно 186 ст. улож. и 5§ постановлений Епископов юго-западнаго края, миссионеры имеют законное основание и право просить содействия власти. Но здесь необходимо только сделать соответственныя указания сельским должностным лицам, чтобы они обращались с отпавшими в духе евангельских внушений, а не полицейских. Ред. [Сноска приведена в первоисточнике. – прим. С.А.М.] 150 « Вопросно-ответная форма изложения – это способ построения текста, при котором информация излагается в форме риторических вопросов и ответов на эти вопросы» 151 При этом следует штундистам выяснять, что домогательства их о публичной молитве пред православными воспрещает сам закон, относя таковые деяния к оказательству раскола, тем более что штунде и вообще воспрещены общинныя богомоления. Ред. [Сноска приведена в первоисточнике; до принятия Указа от 17.04.1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», приводимые предложения Съезда являлись абсолютно легитимными в рамках действующего законодательства – прим. С.А.М.] 154 О Гангрском поместном соборе (ок. 340–376 г.) можно прочитать в с его Правилами – ознакомится в 156 В оригинале текст слитный, здесь, для лучшего восприятия, дается разнесение пунктов по абзацам. 158 При том, что у вел. кн. Елисаветы Федоровны духовниками были о. Алексий Зосимовский (Соловьев , †1928), прп (см., в частности: http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimovskij/, дата обращения: 04.11.2021), о. Гавриил (Зырянов , †1915), прп (см., в частности: http://pravoslavie.ru/86529.html, дата обращения: 04.11.2021), о. Митрофан (в монашестве – Сергий) Серебрянский (†1948), прписповедник (см., в частности: http://drevo-info.ru/articles/20249.html, дата обращения: 04.11.2021), вопрос о духовничестве о. Серафима, по-видимому, остается открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Господь умножал Свои благодатные силы на могиле подвижника. Чудеса по молитвам старца Зосимы все более и более укрепляли веру в его святость, люди сохраняли благоговейную память о нем самом, и о пустыни. В середине XIX века на месте бывшей часовни стоял большой липовый крест с врезанным в середину малым литым медным крестом. Однако со временем народа приходило все меньше и о пустыньке постепенно стали забывать. Преподобный Серафим, ссылаясь все на того же старца Симеона Ермолаева, сообщает, что, примерно, в середине XIX века происходили случаи явлений Зосимы пильщикам леса. Там же пастухи видели огонь. Праведный старец Симеон раскопал то место и нашел могилу, выложенную камнем. Увидал и даже коснулся нетленного гроба. Дивное благоухание разлилось вокруг, и старец со своим помощником решили снять крышку, как вдруг ударил сильный гром, сделалось темно от тучи… Когда закончили пилку дров, то неизвестно от чего вся пустошь загорелась. Испуганный Симеон взял крест и обошел с ним пожарище, огонь сразу погас. Вера в целительную силу была так велика, что местные крестьянки приносили своих недужных деток на могилку старца. Случаи исцелений продолжаются и в наши дни. В 2001 году жительница Сергиева Посада Данилова Надежда Тимофеевна, посетив Зосимову пустынь, собрала на раке преподобного капельки масла и смазала болячку, которую врачи безуспешно пробовали удалить в течение пяти лет – кожа вскоре очистилась. 21 мая 2006 года Лазарева А. В. из поселка Бужаниново привезла потерявшего зрение сына на колодец прп. Зосимы. После того, как глаза промыли, юноша сразу начал различать цвета, пошел процесс восстановления и, спустя некоторое время, зрение полностью восстановилось. Прославлен старец Зосима был уже в конце двадцатого века. 26 июля 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении епископов Владимирского и Суздальского Евлогия, Истринского Арсения, наместника Троице-Сергиевой Лавры Феогноста и других совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец самоукорение будет произноситься от всей души при обильном ощущении плача, умалит перед ними и закроет от нас недостатки и согрешения ближних, примирит со всяким человеком и обстоятельствами и соберет рассеянные по всему миру помыслы в делание покаяния, воодушевит и вооружит непреодолимою силою терпения». Не будем обманывать себя, что мы, хотя бы с внешней стороны, уже начали деятельное покаяние. В чем свидетельство нашего покаяния? Ведь недостаточно же того, чтобы рассеянно, но по привычке почитывать с утренним правилом 50-й покаянный псалом и время от времени говорить на исповеди священнику те грехи, которые случайно сохранились в нашей памяти? Дело не в отдельно проявившихся грехах. Дело в источниках их происхождения. Чтобы привести горницу в чистоту и порядок, недостаточно переловить случайно набежавших тараканов. Если не будут разорены их гнезда, то никогда не перестанут появляться новые и новые тараканы. Итак, надо устранить причину появления тараканов, обнаружить и разорить гнезда, т. е. обнаружить и искоренить наши страсти: гордость, маловерие, эгоизм, жестокость и другие пороки души. Вот чего мы должны искать в Таинстве покаяния сверх прощения сказанных духовнику грехов. По причине нашей духовной слепоты и атрофии нашего внутреннего ока подвиг покаяния — трудное дело для души. Поэтому увидеть грехи свои и принести за них сердечное покаяние — это великое дело. Об этом так пишет прп. Исаак Сириянин: «Восчувствовавший грехи свои лучше того, что молитвою своею воскрешает мертвых... и кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося видеть ангелов». А о. Иоанн С. добавляет к этому: «Видеть грехи свои в их множестве и во всей их гнусности — действительно есть дар Божий».Поэтому дело покаяния надо начинать с усиленной горячей молитвы о том, чтобы Господь благодатью Своею открыл нам наши грехи и таящиеся в нас страсти и пристрастия. Как говорил о. Алексий Зосимовский: «Надо особенно бояться той грязи в душе, до которой трудно докопаться, той грязи, которая гнездится в таких тайниках нашего сердца, где никакая человеческая помощь не сможет заставить ее обнаружиться во всей ее закоснелости, где может помочь лишь десница Божия».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Глава 3 ВЕРОТЕРПИМОСТЬ Старец о. Алексий Зосимовский говорит так о способности к вере: «Нельзя никого судить за то, что он не может верить в Бога, так как и это бывает зачастую промыслительно. Христос может сделать чудо мгновенно. Он может в один миг сделать из гонителя ревнителя». Вот один из примеров терпимости в этом отношении, который показал прп. Макарий Великий. Он шел по дороге со своим учеником. Последний шел много впереди преподобного. Повстречав языческого жреца, несшего бревно, ученик оскорбил его. Жрец избил ученика. После этого жрец встретил преподобного Макария. Последний сердечно обратился к нему со словами: «Привет тебе, трудолюбец». Подобное отношение великого христианина, известного жрецу, произвело на последнего такое впечатление, что он пал перед старцем и стал затем христианином. Веротерпимость и любовь к истинным христианам из инославных вероисповеданий не должна, однако, закрывать глаза наши на заблуждения в неправославных конфессиях. Так, высоко оценивая величие и святость ряда святых из Католической церкви, архиепископ Лука указывает на большие отступления от истины Христовой учений иноверцев. В одной из своих проповедей архиеп. Лука говорит: «Древнейшую догматическую правду, установленную святыми апостолами и семью Вселенскими Соборами, и все Таинства должны мы свято чтить. А этого не видим мы не только в Евангельской Церкви и во множестве лютеранских сект, но и в Римско-католической церкви, установившей новые, совершенно неприемлемые для нас догматы о главенстве папы даже над Вселенским Собором и о непогрешимости его». А о том, как далеко в сторону рационализма зашло современное лютеранство, так говорит крупный лютеранский богослов Делич: «Две основные школы современного протестантизма — положительная и философско-критическая — стоят друг против друга, как два противоположных полюса. В своем понимании сущности религии и богословия они расходятся диаметрально, и разделяющая их пропасть с каждым годом становится все шире и глубже, так что никакое посредство между ними невозможно...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

В другом случае один послушник Оптинского монастыря спрашивал старца Варсонофия, можно ли ему молиться, чтобы Господь избавил его от военной службы. Старец дал такой ответ: «Нельзя! Это надо всецело предоставить воле Божией, ибо, прежде всего, это законно. И потом, мы не знаем, будет ли для нас полезно это. Молиться об этом равносильно тому, чтобы молиться об избавлении от послушания. Нет, уж лучше предоставим это воле Божией». При личных молитвах нам надо помнить и о словах Господа, что «знает Отец наш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 8). Поэтому не следует усложнять и удлинять молитв подробным перечислением всех наших нужд и прошений. На вопрос ученика «Когда я молюсь о многих предметах, должно ли о каждом из них упоминать в молитве?» прп. Варсонофий дал такой ответ: «Если хочешь молиться о многих предметах, то, поскольку Бог знает, в чем мы имеем нужду, молись так: " Владыко Господи Иисусе Христе, настави меня по воле Твоей " . А когда об искушениях, говори: " Ты знаешь полезное мне, помоги мне в моей немощи и даруй мне, по воле Твоей, избавление от искушений " ». Очевидно, что подобную краткость формулирования мы должны сохранить и при испрошении помощи от Бога для наших близких. Все вышеизложенное не исключает, однако, возможности просить у Бога (или Божией Матери и святых) помощи при бедах, несчастьях, скорбях и действительных нуждах в чем-либо. В этих случаях свои прошения христианину следует присоединить к своим обычным молитвенным правилам. Так, например, старец о. Алексий Зосимовский рекомендовал одной девушке, страдавшей от безработицы, присоединять к своим молитвам еще следующее: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Пресвятая Богородица и св. мученик Трифон, пошлите мне благой и честный труд во славу Божию и на пользу ближних моих». Свои прошения христианин может (да и должен) излагать в самой простой форме. Примером этого может служить молитва старца Гавриила из Елеазаровской пустыни. В то время монастырь, где жил старец, очень нуждался в лесе, который был необходим для монастырских построек. Монастырь стоял в лесу, но у монастыря не было права на порубку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Игум. Ювеналию уважали и высоко ценили такие столпы Православия, как митрополиты Флавиан (Городецкий), Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский); старцы: схиигум. Герман, иеросхимонахи Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие. При их духовной поддержке все препятствия на пути к основанию скита были преодолены. Его закладка состоялась 27 июля 1910 г., а к сентябрю 1912 г. возведение скита было закончено. Близкое участие в работах приняла Великая княгиня Елизавета Федоровна. 23 сентября 1912 г. обитель была освящена митр. Владимиром, будущим новомучеником Российским. Серафимо-Знаменский Скит.С. Битягово. Храм Воскресения Словущего. Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени — в память 33 лет земной жизни Спасителя. В центре стоит храм в честь Знамения Божией Матери и прп. Серафима Саровского с усыпальницей и престолом во имя Равноап. Нины. Храм имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В ограде расположены 12 небольших домиков-келий — по числу 12 апостолов, каждый имеет соответствующее название: Андреевский, Иоанно-Богословский и т.д. В скиту могли жить только 33 сестры — по числу лет земной жизни Господа. 21 сентября 1916 г. по благословению митр. Макария, апостола Алтая, еп. Арсений (Жадановский) совершил пострижение игум. Ювеналии в схиму с наречением имени Фамарь. В 1918-1919 гг. в скиту по благословению св. патр. Тихона матушка Фамарь укрывала еп. Серпуховского Арсения (Жадановского) и архим. Серафима (Звездинского), впоследствии еп. Дмитровского — будущих новомучеников Российских. Серафимо-Знаменский Скит. Келья. 2000 г. Скит действовал 12 лет и был закрыт в 1924 г. Схиигум. Фамарь прожила еще 12 страдальческих лет. В 1936 г. владыка Арсений напутствовал ее перед кончиной, а затем и отпевал. После закрытия в стенах скита разместилась Заборьевская больница, а с 1965 г. — пионерлагерь и база отдыха завода «Криптон». Решение о передаче скита в ведение Церкви принято в конце 1998 г. 27 января 1999 г., в день памяти св. равноап. Нины, в скитском храме состоялась первая Божественная литургия. Здесь началось возрождение монашеской жизни.

http://pravoslavie.ru/1875.html

Постройка собора закончилась в 1897 г., а другие церкви – во имя Преподобного Сергия над трапезной и церковь во имя Всех Святых над Святыми воротами, прямо против дороги, ведущей на станцию Арсаки, – были отстроены позднее. У ворот под колокольней, если смотреть на них, как они сфотографированы, с правой стороны помещалась иконная и книжная лавка, где имел послушание торговать схимонах Симон. С правой же стороны колокольни немного видна крыша. Это часть монастырской гостиницы, которая находилась за стеной монастыря; как раз напротив колокольни было двухэтажное здание – низ каменный, а верх деревянный. Противоположные от монастыря окна гостиницы смотрели прямо в большой еловый лес, который всегда поражал меня своей тишиной, когда я приезжала в пустынь и располагалась в номере гостиницы. С левой стороны от собора находились два корпуса: каменный и деревянный, примыкающие друг к другу. В деревянном была келейка игумена Германа, а в каменном помещались братия монастыря. Число их все время было около ста человек. Собор имел три престола, построенных в один ряд. Главный престол был в честь Смоленской иконы Божией Матери, правый – в честь прп. Зосимы Соловецкого, а левый придел в честь Архангела Рафаила. Тут, рядом с правым клиросом, около Смоленской иконы, было надгробие над могилой архимандрита Павла, строителя пустыни. Иконостас был дубовый, резной, очень красивый, иконы нового письма, но написанные прекрасно. На южной стене храма висели иконы, написанные самим отцом игуменом: икона Спасателя и Божией Матери Черниговской. Он был прекрасным художником. Трапезная церковь мне очень нравилась: там было как-то особенно тепло и уютно, рядом с этим храмом находилась комната, вся уставленная образами. Там отец Алексий принимал по ночам исповедников, а днем учиненный чтец читал Псалтирь и поминал при этом имена живых и умерших, записанных в зосимовский синодик. Отец Симон, хотя имел право наравне со всей братией пользоваться двухчасовым послеобеденным отдыхом, им пользовался для чтения Псалтири, «Давидовой газетки», как называл ее старец отец игумен Герман.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К уголку с иконами надо подходить не только при выполнении утреннего и вечернего молитвенного правила, а много раз в день. Здесь надо испрашивать Божие благословение и помощь на каждое вновь начинаемое дело, перед дорогой, т. е. уходом из дома, а также и по приходе домой, при мысленных искушениях и смущениях, при принятии каких-либо решений. Здесь душа христианина должна всегда черпать духовную силу и бодрость. Поскольку внешняя сторона жизни сильно влияет и на наше внутреннее состояние, настраивая нас соответствующим образом, то в квартире христианина должен быть всегда полный порядок, чистота и убранство (без роскоши). Точно так же и в одежде христианина (простой и скромной) не должно проявляться ни малейшей неряшливости. Все должно быть чисто и аккуратно. Всегда чистыми должны быть лицо и руки и в порядке прическа. Христианину нужно всегда следить и за своим внешним поведением и привычками, чтобы все в нем было благопристойным, степенным, выдержанным, аккуратным и тщательным. Ему надо, может быть, оставить некоторые плохие привычки, на которые в миру не обращают внимания. Так, например, не рекомендуется сидеть, положив ногу на ногу. Это было запрещено прп. Арсению египетскими старцами, когда он пришел к ним из царского дворца… Про то же так говорил и старец Алексий Зосимовский: «Это дерзость, смиренный человек так не станет сидеть». Среди старинных обычаев русской православной семьи много таких, которые надо помнить, сохранять и понимать их значение. Например, перед дальней дорогой и перед прощанием в семье полагалось всем сначала сесть, потом помолиться и затем уже прощаться с близкими. Почему тут считали нужным всем сначала посидеть молча? Очевидно для того, чтобы всем сосредоточиться перед молитвой о благополучной дороге. Затем надо не просто перекреститься перед образами, а прочесть из молитвенника те молитвы, которые положено читать перед дорогой. Может быть, что-либо из вышесказанного может казаться мелочами и недостойным внимания? А некоторые думают даже, что пренебрежение внешностью говорит о внимании христианина к внутреннему. Но не так думают старцы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Так же думал и святитель Амвросий Медиоланский. В книге о Таинствах он пишет: «Если многократно изливается Кровь, которая изливается во оставление грехов наших, то надо ее всегда принимать, чтобы отпускались мои грехи; и если я всегда грешу, то всегда потребно для меня и врачевство... Принимай всякий день то, что может исцелить тебя. Так живи, чтобы всегда быть тебе достойным этого (т. е. Причащения) принятия». Также считали необходимым частое причащение Святых Таин Тертуллиан, св. Кирилл Иерусалимский, блаженный Августин, Максим Исповедник. Современный нам епископ Феофан Затворник также благословлял одного из духовных детей каждый день причащаться из запасных Святых Даров. В жизнеописании прп. Макария Великого имеются слова его одной женщине, жестоко пострадавшей от наговора чародея: «Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не причащалась Святых Таин». Пастырь о. Иоанн С. указывал на забытое апостольское правило — отлучать от Церкви тех, кто три недели не был у Святого Причастия. Прп. Серафим Саровский заповедывал дивеевским сестрам: «Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин. Благодать, даруемая приобщением, так велика, что, как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатию Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется». Разумеется, очень хорошо причащаться и в дни своих именин и рождения, а супругам — в день их бракосочетания. О. Алексий Зосимовский рекомендовал своим духовным детям принимать Причастие также и в памятные дни по умершим их близким — в дни их кончины и именин: это соединяет с покойниками души живущих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

91 Иеросхим. Алексий (Соловьев; 1846–1928) – затворник Смоленской Зосимовой пустыни (Владимирской губ.) – старец, вынувший жребий на выборах Патриарха в 1917 г. Окормлял многих известных людей своего времени, в том числе – великую княгиню Елисавету Феодоровну. Прославлен в лике святых, память прп. Алексия Зосимовского 19 сентября/2 октября, мощи покоятся в Зосимовой пустыни, что недалеко от ст. Арсаки по Александровской дороге. 92 Сщмч. Герман (Ряшенцев; 1884–1937), епископ – брат архиепископа Пермского Варлаама. В 1906 г. окончил Казанскую Духовную академию, поддерживал тесные отношения с вл. Феодором (Поздеевским) и вл. Гурием (Степановым) . С 1919 г – епископ Вязниковский. С 1921 г. – в лагерях и ссылках (в 1929–1931 гг. – в Кемском и Соловецком лагерях). Расстрелян в тюрьме г. Сыктывкара. 93 Сипягин Дмитрий Сергеевич (1853–1902) – министр внутренних дел России (с 1900 г.). Убит террористом. 95 Прп. Аристоклий был одним из тех старцев, которым Господь открывал судьбы России. См. о нем кн.: «Житие преподобного Аристоклия афонского, старца московского». (М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве, 2004.) 96 В 1921 г. подворье было закрыто, все ценности конфискованы, иконостас уничтожен. Помещение отдано под студенческое общежитие. Опасаясь за судьбу честных останков святого старца, монахи тайно перенесли гроб с его телом на Даниловское кладбище, где и перезахоронили. Все произошло в 1923 г. Спустя годы рядом с могилой отца Аристоклия была похоронена Евдокия Адриановна. Таким образом, предсказание старца сбылось. – П. П. 98 К музыке у батюшки было отношение благоговейное и строгое, как к божественному дару. Помню, как в трудные минуты, когда требовалась его особая молитвенная помощь, он садился за инструмент и вместо произнесения молитв играл их – играл так, что присутствующие плакали. Но поверхностную, вульгарную музыку (например, оперетту) не терпел, считая это кощунством, и просил, чтобы в доме – даже по радио – такая музыка не звучала. – П. П.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010