Смоленско-Зосимова мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Смоленская Зосимова пустынь — мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви, расположенный в Александровском районе Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки. Первоначально основана в конце XVII века; до 1919 года была приписана к Троице-Сергиевой лавре; возобновлена в нынешнем виде в 1992 году. Содержание История [ править править код ] Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование. Братия пустыни перед закрытием обители Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана. В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор, Храм Смоленской иконы Божией Матери чуть позднее - еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского. Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Божией Матери. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей вмч. Георгия Победоносца. Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к 2 святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. Зосимова пустынь притягивала многие тысячи богомольцев. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский , Зосимовский старец Алексий принявший здесь постриг в 1898 г. Старчествовать он начал с 1906 г., а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного Собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона - нового Патриарха Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленско-Зоси...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Алексий Зосимовский, прп. - житие Преподобный Алексий, иеросхимонах Зосимовой Пустыни (в миру Фёдор Алексеевич Соловьёв) родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье протоиерея Алексея Петровича Соловьёва, настоятеля храма во имя преподобного Симеона Столпника, что за Яузой. Личность отца и его образ жизни были основой нравственного и духовного становления великого старца. Мальчика при крещении нарекли в честь великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля). Крёстным отцом был его дядя, протоиерей М.Д. Глаголев, а крёстной матерью — бабушка Анна Андреевна. Начальной грамоте он учился у своего будущего тестя, диакона соседнего храма отца Павла Смирнова. Когда малыша везли на санках к учителю, ему давали с собой бутылочку с чаем и конфетку. Чай Федя выпивал сам, а конфетку всегда отдавал Аннушке, маленькой дочке отца Павла, на которой потом, по воле Божией, и женился. С малых лет мальчик отличался серьёзностью, не шалил, уклонялся от весёлого общества и шумных развлечений, был очень привязан к отцу, заботился о нём. Дети в спорах часто обращались к нему, чтобы он их рассудил. Фёдор любил музыку и, научившись играть на рояле, исполнял церковные песнопения и пел в хоре. Самыми любимыми песнопениями у него были ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль» и он всегда плакал от умиления, слушая их. В 1866 году Фёдор Соловьёв завершил семинарское образование по первому разряду, вторым в списке выпускников. После Семинарии Фёдор не пошёл в Духовную Академию, потому что не чувствовал в себе особого призвания к богословской науке. Он хотел служить Господу в скромном звании приходского диакона в кругу «домашней церкви». В 1867 году друзья детства Фёдор Алексеевич и Анна Павловна (дочь друга их семьи — священника храма во имя святого Климента на Варварке) повенчались. После рукоположения в диакона митрополит Московский Филарет (Дроздов, память 19 ноября) назначил отца Феодора в храм Святителя Николая в Толмачах, которому он покровительствовал.

http://pravicon.com/info-1715

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Алексий Зосимовский, прп. Описания иконы Алексий Зосимовский, прп. - житие Преподобный Алексий, иеросхимонах Зосимовой Пустыни (в миру Фёдор Алексеевич Соловьёв) родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье протоиерея Алексея Петровича Соловьёва, настоятеля храма во имя преподобного Симеона Столпника, что за Яузой. Личность отца и его образ жизни были основой нравственного и духовного становления великого старца. Мальчика при крещении нарекли в честь великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля). Крёстным отцом был его дядя, протоиерей М.Д. Глаголев, а крёстной матерью — бабушка Анна Андреевна. Начальной грамоте он учился у своего будущего тестя, диакона соседнего храма отца Павла Смирнова. Когда малыша везли на санках к учителю, ему давали с собой бутылочку с чаем и конфетку. Чай Федя выпивал сам, а конфетку всегда отдавал Аннушке, маленькой дочке отца Павла, на которой потом, по воле Божией, и женился. С малых лет мальчик отличался серьёзностью, не шалил, уклонялся от весёлого общества и шумных развлечений, был очень привязан к отцу, з[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 2000.] Собор святых, прославленных в 2000 лето (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2000 год. Храм Христа Спасителя. Москова. Файл 3689.jpg:   Размер: 756x1876, 1.42 MPix, 285 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (171) , (4) . Описание: [Москва. 2000.] Свт. Афанасий Ковровский, прп. Алексий Зосимовский, прав. Петр Великодворский (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2000 год. Файл 3690.jpg:   Размер: 478x1200, 0.57 MPix, 57 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (186) , (2) . Описание: [Москва. Ок. 2002.] Прпп. Алексий и Герман (фрагмент). Икона. Москва. Около 2002 г. Икона находится у раки мощей прпп. Алексия и Германа. Файл 3691.jpg:   Размер: 929x1200, 1.11 MPix, 183 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (173) , (5) .

http://pravicon.com/icon-1122

Сейчас «из мира» сюда заходят, в основном, постоянные прихожане храма Святой Екатерины. Туристы обитель пока не облюбовали, несмотря на близость к столице. Возможно, дело в строгости монастырского устава. Или в том, что в XX веке монастырь, превращенный в секретную тюрьму (ее называли «дачей пыток», или Сухановкой), негласно вычеркнули из длинного списка подмосковных памятников архитектуры. А для тех, кто знал о «даче пыток», Екатерининская пустынь до сих пор остается местом, визит в которое не сулит приятных эмоций даже через полвека после упразднения тюрьмы. Продолжается обновление источника на территории Сухановской усадьбы. Была укреплена дорожка, ведущая вниз к роднику, сделаны бетонные ступени и площадка. Предстоит ещё многое сделать: новые перила, лавочки, подставку для емкостей, над кольцом необходимо сделать крышу. При монастыре работает воскресная школа, в которой обучаются как дети, так и взрослые. Читать подробно историю обители на сайте: История Храмы [ править править код ] Великомученицы Екатерины (он считается главным), Первоверховных Апостолов Петра и Павла, Святого Тихона Святыни [ править править код ] Мощи святых Ковчег с частицей мощей св. вмц. Екатерины • Вмц. Екатерина • Свт. Афанасий Цареградский • Свт. Мелетий Харьковский • Сщмч. Владимир Киевский • Ап. Андрей Первозванный • Прпп. мчч. Давидо-Гареджийские • Мчч. Гурий, Самон и Авив • Вмц. Евфимия Всехвальная • Мч. Антигон • Прп. Петр Великодворский • Прп. Шио Мгвимский • Прп. Ферапонт Можайский • Прп. Алексий Зосимовский • Свт. Тихон, патриарх Московский • Сщмч. Константин Богородский • Свт. Игнатий Брянчанинов • Прп. Серафим Саровский • Блгв. кн. Роман Углечский • Блгв. кнн. Василий и Константин Ярославские • Прп. Максим Грек • Прп. Антоний Радонежский • Прп. Зосима Владимирский • Прп. Герман Зосимовский Мощи Оптинских старцев • Прп. Нектарий • Прп. Исаакий I • Прп. Антоний • Прп. Иосиф • Прп. Моисей • Прп. Амвросий • Прп. Лев • Прп. Макарий • Прп. Анатолий (ст.) • Прп. Варсонофий • Прп. Илларион

http://azbyka.ru/palomnik/Екатерининская...

Отец Зосима объяснил, что они ушли в монастырь, чтобы быть ближе к Богу. Геннадий спросил, как старец относится к старообрядцам, ведь они наши, русские люди, верующие в Бога. На что отец Зосима ответил, что даже он сам находил ошибки у переписчиков книг, что необходимо было их устранить, но не насилием, надо было людям объяснить. Мы спросили его, есть ли у него самого сомнения и неразрешенные вопросы, или он достиг того состояния, когда все понятно. — Я верю в Бога — спокойно ответил старец. Без Бога ничего не происходит. — У правителей и царей русского государства была цель построить могущественную державу, объединить страну — продолжал Геннадий. — А у нас цель, одна, — ответил отец Зосима, — подготовить душу к Царствию Небесному. Мы поблагодарили его и попросили разрешения написать о нашей беседе. Он благословил. На следующий день он разрешил нам причаститься. Перед службой он заботливо поставил нас рядом с собой у распятия, и всю службу направлял нас, подсказывал, когда читать молитвы, а перед причастием повернулся к нам и сказал: «Мы все недостойны причастия, но оно дано нам, что бы мы боролись с грехами». В день равноапостольной княгини Ольги мы были единственными причастниками — мирянами и, когда читалось Евангелие, у нас было такое ощущение, что Господь именно нам говорит: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7,47). Праздник Зосимовских святых. 26 июля. Мы купили книгу «Зосимовский патерик», иеросхимонах Зосима подписал эту книгу со словами «Благословение Свято – Смоленской Зосимовой пустыни да будет с Вами». Когда мы читали ее друг другу, казалось, будто сами святые и подвижники Свято – Смоленской Зосимовой пустыни преподавали нам заветы любви и учили нас. Зосимовский святые: Преподобный схимонах Зосима. Прп, схиеромонах Алексий ( Соловьев). Прп. иеромонах Макарий (Моржов), Прп. схиархимандрит Игнатий (Лебедев), Прп. Герасим (Мочалов), Прп. Игумен Владимир (Терентьев). Прп. схиеромонах Алексий (Соловьев), — именно ему было предназначено вытянуть из ларца записку с именем святителя Московского Тихона, будущего патриарха. Избрание патриарха должно было решиться жребием. Старец Алексий трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку.

http://pravoslavie.ru/99692.html

В написании различают «мip» (социум, общность людей, иногда – тварная вселенная в целом), «мир» (покой, лад, согласие, гармония) и «мνро» ( миро — благовонный состав для священного помазания). «Mip» – это житейское море, по которому плывет корабль спасения – Церковь . А «мир» – это мир Христов, Царство Божие. Господь о Самом Себе сказал: « Я не от мipa сего » ( Ин.8:23 ), а своих учеников предупредил « Если мip вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мipa, то мip любил бы свое; а как вы не от мipa, но Я избрал вас от мipa, потому ненавидит вас мip » ( Ин.15:18-19 ). Поэтому то, что клеймит мip, является добродетелью пред Богом, « ибо мудрость мipa сего есть безумие пред Богом » ( 1Кор.3:19 ). « В мipe будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мip » ( Ин.16:33 ). Всё, что совершается в видимом мире, имеет в себе некую духовную сущность: прп. Амвросий говорил, что всё нужно оценивать взглядом оттуда, а святитель Николай Сербский – что весь видимый мир является символом невидимого. Цитаты о мире «Все знают рассказ про евангельского юношу (см.: Мф.19:16-22 ). Подходит он ко Христу и спрашивает, как ему наследовать жизнь вечную? Господь отвечает: делай то-то и то-то. “Все это я исполнил”, — говорит юноша. — “А если хочешь быть совершенным, — возражает Христос, — продай свое имение и раздай все нищим”. Эта заповедь Христа имеет глубокое значение. Имение, которое необходимо раздать, — это все то, что получили мы от мipa. Его нужно взять от сердца, раздать, чтобы там не было ничего мipckoro, а был один лишь Христос. Убедительно прошу вас хранить свое сердце, пусть оно все принадлежит Господу, не допускайте туда никого, кроме духовного отца, да разве еще друга о Господе». прп. Варсонофий Оптинский «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы». прп. Алексий Зосимовский «Мир в Новом Завете, как и в Ветхом, рассматривается как дар Божией любви. Он тождествен эсхатологическому спасению. Вневременность мира, возвещенного пророками, особенно явно видна в Евангелии от Иоанна. В истории продолжает царствовать скорбь, но во Христе верующие имеют мир ( Ин.14:27, 16:33 ). Мир в Новом Завете есть нормальное благодатное состояние человеческой души, освобожденной от рабства греху. Именно об этом говорят пожелания «благодати и мира» в начале посланий святого апостола Павла. Этот мир – дар Святого Духа ( Рим.15:13 ;  Гал.5:22 ). Состояние примиренности с Богом есть нормальное состояние твари, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира ( 1Кор.14:33 ). Психологически это состояние выражается во внутреннем порядке души, когда радость и мир в вере ( Рим.15:13 ) становятся почти синонимами».

http://azbyka.ru/mir

1009. Гарькавый И. В. Страница жизни Церкви//АиО. 1995. 1(4). С. 114–125. Воспоминания об о. Глебе Каледе . 1010. Воробьев В., прот. Протоиерей Глеб Каледа – первый ректор Катехизаторских курсов: Памяти прот. Глеба Каледы//БСб. 1997. 1. С. 301–306. Мень А. В., прот. – см. также ИУ. 1011. Бессмертный-Анзимиров А. Приход о. Александра Меня в Новой Деревне//Страницы. 1996. 1. С. 63–77. 1012. Еремин А. Отношение о. Александра Меня к теме «Христианство и творчество»//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 116–119. 1013. Головкова Л. А. Следственное дело отца Владимира НАРСКОГО Серпуховской уезд Московской губернии]//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 351–355. 1014. Миллер Т. А. Восхищение Царства: К 90-летию прот. В. Н. Серебренникова/Т. М.//АиО. 1997. 2(13). С. 167–177. 1015. Шудрик И. А. Жизнь, духовное наследие и мученическая смерть профессора, прот. Николая Стеллецкого: (К 80-летию его трагической гибели)//BiP. 2000. 1. С. 71–78. 1016. Миллер Т. А. Свет во тьме//АиО. 1996. 4(11). С. 91–97. Воспоминания: о прот. Александре ТОЛГСКОМ (f 1962), служившем в московском храме прор. Илии в Обыденском переулке (Остоженка), и о прот. Иоанне Потапове (1897–1972), служившем в Богоявленском соборе и храме свт. Николая в Хамовниках. 1017. Шик Е. М. Воспоминания об отце//АиО. 1997. 1(12). С. 175–188. О свящ. Михаиле Владимировиче Шике, расстрелянном 27 сент. 1937 г. 1018. Шаховская-Шик Н. Д. Рассказы о детях/Публ., предисл.: Е. М. Шик//АиО. 1997. 3(14). С. 366–387. Шпиллер В. Д., прот. – см. также ИУ. 1019. Мейендорф И. , протопр. Слово об о. Всеволоде [Шпиллере]//Вестник ПСТБИ. М., 1992. Вып. 1. С. 17–19. Монашество 1020. Снопов Н. А. «От рода сего»//АиО. 1999. 4(22). С. 207–213. Жизнеописание схимонахини АГНИИ (Стародубцевой А. В.) 1884–1976, Караганда. Алексий Зосимовский (Соловьев) , прп. – см. ИУ. Варвара (Яковлева), ин., прмц.; Елисавета Феодоровна, великая кн., прмц. – см. 1247. Георгий (Тертышников), архим. – см. ИУ. 1021. Ермогена (Заломова В. С.), мон. О своей жизни: Из дневников/Публ., примеч.: М. К. Большакова//АиО. 1998. 1(15). С. 137–168.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господь умножал Свои благодатные силы на могиле подвижника. Чудеса по молитвам старца Зосимы все более и более укрепляли веру в его святость, люди сохраняли благоговейную память о нем самом, и о пустыни. В середине XIX века на месте бывшей часовни стоял большой липовый крест с врезанным в середину малым литым медным крестом. Однако со временем народа приходило все меньше и о пустыньке постепенно стали забывать. Преподобный Серафим, ссылаясь все на того же старца Симеона Ермолаева, сообщает, что, примерно, в середине XIX века происходили случаи явлений Зосимы пильщикам леса. Там же пастухи видели огонь. Праведный старец Симеон раскопал то место и нашел могилу, выложенную камнем. Увидал и даже коснулся нетленного гроба. Дивное благоухание разлилось вокруг, и старец со своим помощником решили снять крышку, как вдруг ударил сильный гром, сделалось темно от тучи… Когда закончили пилку дров, то неизвестно от чего вся пустошь загорелась. Испуганный Симеон взял крест и обошел с ним пожарище, огонь сразу погас. Вера в целительную силу была так велика, что местные крестьянки приносили своих недужных деток на могилку старца. Случаи исцелений продолжаются и в наши дни. В 2001 году жительница Сергиева Посада Данилова Надежда Тимофеевна, посетив Зосимову пустынь, собрала на раке преподобного капельки масла и смазала болячку, которую врачи безуспешно пробовали удалить в течение пяти лет – кожа вскоре очистилась. 21 мая 2006 года Лазарева А. В. из поселка Бужаниново привезла потерявшего зрение сына на колодец прп. Зосимы. После того, как глаза промыли, юноша сразу начал различать цвета, пошел процесс восстановления и, спустя некоторое время, зрение полностью восстановилось. Прославлен старец Зосима был уже в конце двадцатого века. 26 июля 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении епископов Владимирского и Суздальского Евлогия, Истринского Арсения, наместника Троице-Сергиевой Лавры Феогноста и других совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но он не захотел отказывать в духовном просвещении и утешении приходящим. И хотя он совершенно не мог передвигаться и принимать участия в какой-либо деятельности, он был обвинен в том, что будто бы «выдавал себя за святого», что было причиной того, что к нему приходили «служители культа и вся контрреволюционная банда, устраивая совещания по вопросу подготовки к вооруженному восстанию и свержению советской власти». В том же была обвинена блаженная Матрона Анемнясевская, что будто бы, выдавая себя «за блаженную и прозорливую, организовала у себя на квартире в деревне Анемнясево массовый прием верующих — своих почитателей, которых обрабатывала в антисоветском духе». Блаженная схимонахиня Александра (Червякова), расстрелянная в 1937 году, отвечая на вопросы приходящих, использовала куклы. Обвинена она была опять же в том, что «в контрреволюционных целях выдавала себя за блаженную, проводила массовый прием верующих». Спорным остается юродство епископа Варнавы (Беляева, ум. в 1963 году). Хотя его на юродство благословил прп. Алексий Зосимовский, для епископа Варнавы принятие юродства было формой разрешения и его личной, хотя и имевшей церковный характер, проблемы. Он был викарием Нижегородской епархии, правящий архиерей которой, архиепископ Евдоким (Мещерский), перешел в обновленчество и принуждал к тому же своих викариев. Будучи поставленным в необходимость послушания правящему архиерею и в то же время не желая присоединяться к обновленцам и не решаясь ответить архиепископу Евдокиму отказом, владыка Варнава принял юродство и таким образом вышел за штат. Его случай был очень индивидуальным случаем выхода из конкретного создавшегося положения. Но не случись того, что глава обновленцев стал главой именно Нижегородской епархии, он, может быть, никогда и не стал бы юродствовать. Блаженный Максим (Румянцев Максим Иванович). Блаженный и Христа ради юродивый мученик Максим Иванович (Румянцев) родился в середине XIX века в крестьянской семье в деревне Вандышки Костромской губернии.

http://pravmir.ru/vo-vremena-gonenij-yur...

Об этих радостных минутах детства Голубцовы будут напоминать друг другу впоследствии, ища утешения среди испытаний, которые, с началом Первой мировой войны и последующих событий, опрокинут навзничь не только страну, но и их личные судьбы. Начало этим скорбям положила в 1911 году ранняя смерть отца. Он скончался внезапно, от инфаркта, который явился следствием постоянного жизненного «горения», перенапряжения сил. Его любимая жена осталась с восемью несовершеннолетними детьми на руках. Младшему, Серафиму, не исполнилось еще и трех лет. Прп. Алексий Зосимовский (Соловьев) Ольга Сергеевна переживала свое раннее вдовство очень тяжело. Необходимо было не только обеспечить материальное существование домашних, но и удержать души взрослеющих детей от разлада и сокрушительных метаний, которыми все более наполнялся тогда окружающий мир. Но как?.. Понимая, что дерзкие «новые веяния» нередко притягательны для молодых, мать ведет себя осторожно и кротко, стараясь во что бы то ни стало сохранить душевную открытость, всегда существовавшую между членами этой семьи. «Милая Марусечка,— обращается она в одном из писем к старшей дочери,— мне было очень прискорбно слышать от Вани, что вы с ним ходили в театр. Это в Великий-то Пост, посвященный страданиям Христа, Которого вы оба любите. Как же одно с другим вяжется? Любите и оскорбляете? Дай Бог, чтобы это было как бы недомыслие, о котором вы бы пожалели в душе и не пожелали бы уже его повторения...» Этот период — лихолетья, бедности и тревоги — становится для Ольги Сергеевны временем особенно напряженной духовной жизни. Опору для себя и своих осиротевших чад она находит в Зосимовой пустыни, где живет в монашестве старец Алексий, ее троюродный брат. Поездки туда, со всеми детьми, были хлопотны, но стоили затраченных сил и средств. «Отец Алексий был замечательным духовником: строгим, но в то же время и ласковым, духовным отцом в полном смысле этого слова...— писал, уже один из младших сыновей Голубцовых, Павел (в будущем — архиепископ Сергий).— От него выходил я с некоторым чувством благоговения, страха и внутренней радости». Находясь в стесненных, скудных обстоятельствах, располагавших скорее к физическому выживанию, чем к религиозному подвигу, мать смогла выполнить одну из важнейших своих задач: дать детям духовный авторитет, прибегая к помощи которого они могли осмыслить для себя вопросы веры.

http://pravoslavie.ru/37848.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010