Откуда видно, что мощи св. Угодников могут источать чудеса? Это видно из Слова Божия. В четвертой книге Царств повествуется, как кости пророка Елисея воскресили умершего: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13, 20–21 ). Прославляли ли люди мощи св. Угодников? Прославляли. Премудрый Сирах в своей книге выражал желание «да процветут кости» тех пророков, «которые утешали Иакова» ( Сир. 49, 12 ). Святой псалмопевец Давид говорит, что Сам Господь «хранит все кости» праведных, «и ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33, 20 –21 ). Можно ли созидать для св. мощей гробницы, когда Сам Христос сказал: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников» ( Мф. 23, 29 )? Можно. Господь осуждал книжников и фарисеев не за то, что они строили гробницы пророкам, а за лицемерие, ибо они говорили: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков» (ст. 30). На самом же деле книжники и фарисеи были еще нечестивее своих отцов, ибо готовились пролить кровь Святейшего Сына Божия. Можно ли доказать, что Господь осуждает их за сие намерение только, а не за самое украшение гробниц пророческих? Можно. Это усматривается из предыдущих укоризн книжникам. Господь укоряет их за то, что они обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного, и когда это случится, делают его сыном геенны, вдвое худшим чем они. Само собой, понятно, что осуждается не проповедь истинной веры, а небрежение к обращенному в нее. Затем Господь укоряет их, что они дают десятину с мяты, аниса, и тмина, а оставили важнейшее в законе – суд, и милость, и веру. И здесь осуждается не первое, а только второе, как и сказано далее: «сие надлежит делать и того не оставлять» ( Мф. 23, 15–24 ). Кому подобны сектанты, поносящие мощи св. Угодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Особенно же надобно упомянуть о том, что Христос восстал из мертвых. Я не говорю об Илии, о сыне вдовицы, им воскрешенном, не говорю об Елисее, который воскрешал два раза: один раз при жизни своей, другой -после смерти. Он, будучи в живых, совершил чудо воскресения своей душой. Впрочем, чтобы не только были почитаемы души праведных, а верили бы, что и тела праведных имеют таковую силу, то мертвый, упавший в гроб Елисеев, коснувшись мертвого тела пророка, ожил. Мертвое тело пророка совершило дело вместо души. Тогда как оно было мертво и лежало во гробе, даровало жизнь мертвому; и даровавши жизнь, само по-прежнему осталось мертвым. Для чего? Для того, чтобы не приписано было дело это одной душе, когда бы воскрес Елисей, а чтобы показать, что и тогда, как не находится в теле душа, заключается в теле святых людей некоторая чудодейственная сила, так как в продолжение многих лет обитала в оном праведная душа, которой оно было покорно. И мы не должны, подобно детям, не верить сему, как не бывшему. Ибо если платки и полотенца, вне тела находящиеся, касаясь больных, восставляли недужных, то не удобнее ли само тело пророка могло воскресить мертвого? 17 . Можно было много говорить об этом, повествуя о чудесах каждого случившегося происшествия, но по причине утомления, которое происходит от продолжительного поста, бывшего в пятницу, и от бдения, скажем о том мимоходом, не много бросая семян, чтобы вы, по примеру доброй земли, приняв семя, принесли обильный плод. Припомним также, что и апостолы воскрешали мертвых: Петр в Иопии воскресил Тавифу, Павел – Евтиха в Троаде, и все прочие апостолы, хотя и не все написано, что каждый из них совершил чудесного. Приведите себе на память все то, что в Первом послании к Коринфянам пишет Павел против говорящих: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? ( 1Кор.15:35 ). Он говорит: ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес ( 1Кор.15:16 ). И неверующих назвал безумными: приведите на память и все там находящееся учение о воскресении мертвых, и то, что написал он к Солунянам: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды ( 1Сол.4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

17. Не было Петра с Ананиею и Сапфирой, продавшими свое имущество, но с ними присутствовал он духом и говорит: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому» ( Деян. 5:3 ) Обвинителя не было, не было и свидетелей! Откуда же Петр узнал сделанное? «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею, не в твоей ли власти находилось? Длячего ты положил это в сердце твоем?» (4). Некнижный Петр по благодати Духа узнал, чего не знали и еллинские мудрецы. Подобное этому усмотришь и в Елисеев. Даром уврачевал он проказу Нееманову, а Гиезий взял награду. Награду за чужие заслуги присвоил себе. Гиезий берет деньги и кладет их в темном месте. Но «тма не помрачится» ( Пс. 138:12 ) от святых. Елиссей вопрошает его по возвращении. И как Петр спрашивал: «скажи мне, за столько ли вы продали землю?» ( Деян. 5 , 8), так и он допытывается: «откуду Гиезие?» ( 4Цар. 5:25 ). Допытывается не потому, что не знал, откуда тот пришел, но потому, что скорбел об этом «откуду». Из тьмы ты пришел, во тьму и пойдешь. Продал ты исцеление прокаженного и наследуешь проказу. Я исполнил повеление Сказавшего мне: «даром получили, даром отдавайте» ( Мф. 10:8 ), а ты продал благодать. Возьми же себе, что подало случай к этой продаже. Но что еще говорит ему Елиссей? «Разве сердце мое не содействовало тебе (4 Цар. 5, 26)» Здесь заключен был я телом, но Дух, данный мне от Бога, видел и отдаленное; Он ясно показал мне сделанное и в другом месте. Видишь, как Дух Святый не только отъемлет неведение, но и влагает ведение. Видишь, как просвещает Он души. 18. Исаия жил почти за тысячу лет и видел Сион подобным куще. Город еще стоял, украшался торжищами, облечен был славою, но пророк говорит о нем: «Сион распахан будет, как поле» (Mux. 3:12), чем предрек исполнившееся ныне при нас. И затем точность пророчества; сказано: «и осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш на огороде» ( Ис. 1:8 ). И ныне все место занято грядами овощей. Видишь, как Дух Святый просвещает святых. Поэтому, по причине подобного именования, не увлекайся к чему-либо иному, но соблюдай точность.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Прошел я молчанием Илию и воскрешенного им сына вдовицы, также Елисея, двукратно воскресившего и при жизни и по своей кончине. Во время жизни свершил он чудо воскрешения душою своею. Но, чтобы чествуемы были не души только праведников, несомненным же соделалось, что и в телах у праведников вложена сила – мертвец, повергнутый на гроб Елисеев, коснувшись мертвого пророческого тела, стал жив: и мертвое тело пророка совершило дело приличное душе. Умершее и лежащее сообщило жизнь умершему и, сообщив жизнь, само по-прежнему осталось мертвым. Для чего же? Для того, чтобы чудо, если бы воскрес Елисей, не было приписано одной душе, и чтобы явно было, что в теле святых, когда и нет в нем души, вложена бывает некая сила, ради той, многие годы обитавшей в нем, праведной души, которой служило оно. И с неверием примем сие, не дадим места глупой мысли, будто этого не было. Ибо если платки и пояса, вне тела бывшие, прикасаясь к телам недужных, восставляли больных, то кольми паче самое тело пророка могло воздвигнуть мертвого? 17. И многое можно было бы сказать об этом, объясняя порознь все чудесное в этих событиях. Но, по причине вашего предшествовавшего утомления, и от продолжительности поста в пяток, и от бдения, да будет пока сказано это вкратце и посеяно в малой мере, чтобы вам, как самой доброй земле, приняв семена, принести плод в большей мере. Припомним же, что и апостолы воскрешали мертвых: Петр в Иоппии – Тавифу; Павел в Троаде – Евтиха, да и все прочие апостолы, хотя и не написаны все чудеса, какие совершены каждым из них. Приведите себе на память все сказанное в Первом послании к коринфянам, что Павел написал именно в ответ говорившим: «как воскреснут мертвые и в каком теле придут» ( 1Кор. 15:35 )? А также и это: «Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» (16); и то еще, что неверующих назвал он безумными (36), наконец, и все в этом месте изложенное учение о воскресении мертвых, и что написал он к солунянам: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» ( 1Сол. 4:13 ), и все за тем последующее, особенно же это: «и мертвые во Христе воскреснут прежде» (16).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

« Вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо » ( Се мужа два стаста во одежди беле и говорят им: сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его ) (Деян. 1:10, 11). Когда надлежало быть призванным рабу, то за ним посылалась колесница; когда же — Сыну, то — царский престол, и не просто престол, но самый Отческий престол. Послушай, что велегласно говорит об Отце Исаия: « Вот, Господь восседит на облаке легком » ( се Господь седит на облице легце ) (Ис. 19:1). Поэтому Он ниспослал облако и Сыну. Илия, восходя, оставил свою милоть Елисею; Иисус же, возносясь, излил на Своих учеников благодатные дарования, производящие не одного пророка, но бесчисленных Елисеев, лучше же сказать — гораздо более великих, чем Елисей, и более, чем он, блистательных. Обдумывая все это, возлюбленные, отплатим с своей стороны нашему Господу своей прекрасной жизнью, чтобы, как Он прославил нас Своими благодатными дарованиями, так и мы своими добродетельными поступками и прекрасной жизнью сделали бы Бога милостивым. Итак, прославим нашего Господа и с презрением отнесемся к заманчивому великолепию настоящих вещей; этого рода наставление — самое наилучшее; оно может и неверных руководствовать к истине, так как они не столько обращают внимания на наши слова, сколько на наши дела. Поэтому и Христос говорил: «блажен, кто сотворит и научит » (Матф. 5:19), говорил, разъясняя, что учение делами более совершенно, чем наставление словами, и что оно в большей степени, чем последнее, в состоянии привести на истинный путь людей невежественных. Постараемся же угодить Богу и тщательно устроить свою жизнь, чтобы получить себе благодать Духа и, при помощи силы Его, с большей легкостью упражняться в делах добродетели, потому что где благодать увидит душу трезвую, там она изливается обильно. Поэтому, прошу, настроим себя должным образом, чтобы, укрепляемые силой Духа, мы беспечально провели настоящую жизнь, получили будущие блага и удостоились небесного царства, что да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, искупившего нас честной кровью живоносного ребра Своего и освободившего нас от заблуждения и от рабства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И милоть пророка Илии, оставленная им Елисею при вознесении на небо, разделила прикосновением своим воды Иордана, чтобы Елисею можно было пройти через него (4 Цар. 2:14). И Моисей посредством жезла разделил воды Чермного моря и низверг из скалы воду. И платки и полотенца святого Апостола Павла, возлагающиеся на недужных и одержимых бесами, в отсутствие его исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов (Деян. 19:12). " Когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои " (4 Цар. 13:21). " И вот женщина двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошедши сзади, прикоснулась к краю одежды Его " (Мф. 9:20). Конечно, женщина исцелилась прежде всего по вере (Мк. 5:28), но исцелилась она через хитон, то есть через вещественное начало. " И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли... просили Его, чтобы прикоснуться хотя бы к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись " (Мф. 14:36. Мк. 6:56). " Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них " (Деян. 5:15). В слове о святой мученице Иулите рассказывается, что когда ее мощи были принесены на одно безводное место, тотчас же вышел из земли источник сладкой воды, так что вся обитель того места назвала святую Иулиту кормилицей. Когда из Иерусалима в Царьград переносили мощи первомученика и архидиакона Стефана, то над мощами его в воздухе слышен был глас ангелов, певших славословие Богу, и исходило великое благоухание от раки. Слышны были также бесовские голоса, взывавшие издали: " Горе нам! Стефан идет бить нас! " Ночью же являлся свет над мощами святого (Четьи Минеи, август 2). При гробе св. Петра, митрополита Московского, сама собою возжигалась свеча на виду у всех молившихся. При обретении мощей Феодосия Печерского в полночь видна была заря над пещерою и множество горящих свечей (Четьи Минеи, февраль 12. Печерский патерик).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

«Вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( «Се мужа два стаста... во одежди беле и говорят им: ...сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его») ( Деян. 1:10–11 ). Когда надлежало быть призванным рабу, то за ним посылалась колесница; когда же – Сыну, то – царский престол, и не просто престол, но самый Отческий престол. Послушай, что велегласно говорит об Отце Исайя: «Вот, Господь восседит на облаке легком» ( «се Господь седит на облаце легце») ( Ис. 19:1 ). Поэтому Он ниспослал облако и Сыну. Илия, восходя, оставил свою милоть Елисею; Иисус же, возносясь, излил на Своих учеников благодатные дарования, производящие не одного пророка, но бесчисленных Елисеев, лучше же сказать – гораздо более великих, чем Елисей, и более, чем он, блистательных. Обдумывая все это, возлюбленные, отплатим с своей стороны нашему Господу своей прекрасной жизнью, чтобы, как Он прославил нас Своими благодатными дарованиями, так и мы своими добродетельными поступками и прекрасной жизнью сделали бы Бога милостивым. Итак, прославим нашего Господа и с презрением отнесемся к заманчивому великолепию настоящих вещей; этого рода наставление – самое наилучшее; оно может и неверных руководствовать к истине, так как они не столько обращают внимания на наши слова, сколько на наши дела. Поэтому и Христос говорил: «блажен, «кто сотворит и научит» ( Матф. 5:19 ), говорил, разъясняя, что учение делами более совершенно, чем наставление словами, и что оно в большей степени, чем последнее, в состоянии привести на истинный путь людей невежественных. Постараемся же угодить Богу и тщательно устроить свою жизнь, чтобы получить себе благодать Духа и, при помощи силы Его, с большей легкостью упражняться в делах добродетели, потому что где благодать увидит душу трезвую, там она изливается обильно. Поэтому, прошу, настроим себя должным образом, чтобы, укрепляемые силой Духа, мы беспечально провели настоящую жизнь, получили будущие блага и удостоились небесного царства, что да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, искупившего нас честной кровью живоносного ребра Своего и освободившего нас от заблуждения и от рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В свящ. Писании есть прямые указания на то, что следует почитать мощи святых. В кн. Исход разсказывается, что Моисей, при исходе евреев из Египта, «взял с собой кости (мощи по славянскому чтению) Иосифа (13:19), погребенные в Египте». Во Второзаконии о погребении Моисея рассказывается так: «и умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по Слову Господню, и погребен, и никто не знает места погребения его сего дне» (34:5–6). Спрашивается, – кто же совершил погребение Моисея? Очевидно, ангелы Божии. Когда умер св. пророк Елисей и похоронили его, то полчища моавитян пришли в то место в следующем году. Случилось так, что в это время погребали одного человека; увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он, при падении своем, коснулся костей Елисея, ожил и встал на ноги ( 4Цар.13:21 ). Из этих свидетельств ясно, что тела умерших праведников бывают угодны Богу и Он прославляет их нетлением и совершением знамений и чудес Своего всемогущества. Посему то пророк Давид восклицал: «хранит Господь все кости праведного; ни одна из них не сокрушится» ( Пс.33:21 ). И кто из русских православных людей не знает много множества святых Божиих, прославленных на святой Руси нетлением их мощей, чудотворениями и исцелениями от них, подобно тому, как от прикосновения к костям пр. Елисея воскрес мертвый. Пещеры киевские, обители московские и новгородские, каждая местность Русской земли имеет своих угодников Божиих, заступников пред Богом. Их чтут православные люди, в честь их дают имена своим детям, им посвящают храмы, их образа имеют в домах своих. Много святых у Бога; каждый по своему служил и угодил Богу, и каждый по своему служит людям примером для подражания. Но в лице всех их прославляется Единый Бог , дивный во святых Своих, – Единый Бог, творяй чудеса, одни и те же благость, премудрость и всемогущество Божии. Давшие «пашковские вопросы» обиделись на то, что эти вопросы кто-то назвал наивными, а между тем нельзя не назвать 5-го вопроса, – странным. Где велено «мощи резать и по частям делить их суставы?» – Нигде.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Он обещал просить Бога об этом, а исполнить — дело Божие. Однако если Бог откроет ему способ восхождения, то и даст по его желанию. Пока они говорили, вихрем огненным, похожим на колесницу с конями, взят был Илия на небо. Разлука с учителем, каким был Илия для Елисея, так его огорчила, что Елисей разорвал свою одежду. Последним подарком Илии была упавшая его милоть. Елисей принял ее как знак исполнения обещанного. Ученики получили свидетельство того, что Елисей заменит им прор. Илию. Елисей спешит удостовериться в случившемся и ударяет милотью Илии по водам Иордана. Тот течет как прежде. Чуда не произошло. Почему? Вероятно потому, что Елисей связал в своем сознании силу Божию с предметом, забыв про Источник всех даров. Что это так, мы можем судить по обращению к Богу, с каким Елисей тут же воззвал: «Где Ты, Господи?» Этим он просил Бога явить ему знамение Своей близости. Еврейское слово «апфо», не переведенное греческими и славянскими переводчиками, означает труднопонимаемое состояние обращения к Богу из самых сердечных глубин (некоторые толкуют его как «сокровенный», что общего характера понимания не меняет). Помолившись, Елисей ударяет по водам второй раз и переходит Иордан по дну на другой берег. В навечерие Крещения вспомнить об этом призывает Церковь для того, чтобы увидеть прообраз другого чуда: явление в крещаемом на Иордане Спасителя мира, Который открывает всем новый путь ко спасению — путь веры в Него и исполнения Его заповедей, так как от дел закона не будет оправдана ни одна душа.     6 Четвертая книга Царств (V, 9—14)   И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе.

http://pravoslavie.ru/1572.html

Историю «переодевания» генерала Врангеля в казачью черкеску описал уже в эмиграции в мемуарах полковник Федор Иванович Елисеев – бывший командир Корниловского конного полка, коренной казак, летописец и певец вольной Кубани. По мысли Елисеева, перемена формы одежды была для Врангеля тем ходом, который сегодня бы назвали «имиджевым». Генерал хотел сродниться с войсками, состоявшими в основном из казаков, стать для них своим, заслужить доверие. Подтверждение этому находим и в мемуарах самого Врангеля. Вспоминая о неудачной атаке 18 сентября 1918 года — одной из своих первых атак во главе казачьей дивизии, Петр Николаевич писал: «Части за мною не пошли. Значит, — они не были еще в руках, отсутствовала еще та необходимая духовная спайка между начальником и подчиненными, без которой не может быть успеха». Цитируя эти слова Врангеля Елисеев, сопровождает их комментарием: «Генерала Врангеля полки не знали. К тому же – он был не в казачьей форме одежды, т.е. не в черкеске и папахе, как были одеты казаки. Начальник казачьей дивизии «в фуражке» не импонировал душе казака. Такова тогда была психология казачьей массы». Федор Елисеев Надо отметить, что главнокомандующим красными войсками Северо-Кавказского края был тогда бывший офицер Сорокин – кубанский казак из хорошей и уважаемой семьи. Даже будучи красным, он пользовался авторитетом среди части станичников. Врангелю же свой авторитет еще только предстояло заслужить. В октябре 1918 года в Корниловский конный полк, где служил Елисеев, был назначен командиром его близкий друг, молодой полковник Николай Гаврилович Бабиев – знаменитый джигит и герой Великой войны на Кавказском фронте. Вспоминает Федор Елисеев: «Я любовался нашим новым командиром. Он очень импозантен в седле. На нем легкая «дачковая» черкеска цвета верблюжьей шерсти, черный бешмет, небольшая черная каракулевая папаха. …Он весь так и просится на картину, как образцовый офицер-наездник Кавказских казачьих войск. Все в нем и на нем скромно, изящно и красиво». Николай Бабиев

http://pravmir.ru/zabiyaka-pajper-cherny...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010