Останки св. угодников Божьих, проникнутые благодатью Св. Духа, и после их смерти сохраняют ее в себе и творят ей великие чудеса для укрепления веры людей во всемогущего Бога: «Илия, говорит Сирах, сокрыт был вихрем, – и Елисей исполнился духом его; ничто не одолело его, и, по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он великие чудеса, и по смерти были дивны дела его» ( Сир. 48:12–15 ). Об одном из таких дивных чудес от мощей пророка Елисея говорится в Писании следующее: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13:21–21 ). Таким образом, Сам Бог через тела и останки Его св. угодников проявляет силу Свою, совершая великие чудеса для прославления Себя и «друзей» Своих ( Ин. 15:14–15 ), для помощи и укрепления в вере христиан. Поэтому, почитая и поклоняясь св. мощам и другим останкам святых, мы чтим Самого Бога, почивающего во святых Своих, и с благоговением преклоняемся перед обитающей в них и через них чудесно действующей благодатью Св. Духа. Нетление св. мощей и совершение через них и через другие останки святых великих чудес и отсутствие их в других мнимых христианских обществах ясно и наглядно показывают, что только православная Церковь есть Церковь истинная, что только в ней пребывает и видимо проявляется благодать Св. Духа. Сектант Объяснения православного 1) Никаких нетленных мощей, говорят сектанты, не может быть: все люди, по приговору Господа, должны после своей смерти обратиться в прах; это всеобщий для людей закон: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.З:19; Екл. 12:7 ). «То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» ( 1Кор. 15:36–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на псмят» ( 2Nem. I, 13–15 ). На этом в Церкви основано молитвенное, обращение к святым. В Священном Писании находим несколько указаний для молитвы к святым. »И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела перед Бога« ( Omkp. VIII, 3, 4 ). 192. Говорит ли Священное Писание о явлениях святых с неба? Когда Иисус Христос на Кресте, «возопив громким голосом, испустил дух», то среди великих знамений, после искупительной смерти Спасителя, было и такое: «и гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Mф. XXVII, 50–53 ). 193. Творят ли чудеса святые после своего преставления? Жития святых излагают такия чудотворения, напр, святых: святителя Николая Мир-Ликийских, великомуч. Георгия, преп. Серафима Саровского . «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребающее бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и встал на ноги свои» ( 4Цap. XIII, 21 ); «. . так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Дeяh. XIX, 12 ). 194. Обещал ли Христос чудодейственную силу святым? " Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которыя творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит« ( Uoah. XIV, 12 ). 195. Может ли быть святость Церкви нарушена грешниками, со стоящими членами Церкви? Как дым над жилищами, поднимающейся из дымоходов, не может изменить воздушное пространство вокруг земли, так грехи людей не отнимают от Церкви ея святости . Согрешающие и кающиеся, и даже закореневшие в грехе, которые отсекаются от тела Церкви, не нарушают святости Церкви. 196. Что значат наименования, прилагаемыя к Церкви: Соборная, или что то же Вселенская, или что то же Кафолическая? Эти наименования указывают, что Церковь предназначена включать в себя на всей земле и во все времена людей всех состояний, верующих истинно во Христа. Призыв Церкви обращен ко всему человечеству повелением Господа апостолам : " идите, научите все народы..» ( Mф. XXVIII, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1) Откуда из св. Писания видно, что останки святых после их смерти сохраняются в земле нетленными? «Процветут, говорит премудрый Сирах, кости праведных от места своего» ( Сир. 49:12 ). Бог «хранит все кости его (праведника), ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33:21 ). Во время смерти на кресте Спасителя «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» ( Мф. 27:52–53 ). 2) Почему тела святых угодников Божиих остаются после их смерти нетленными? Потому, – что еще при жизни святых угодников Божиих на земле не только в их душах, но и в телах, всегда обитал Св. Дух Божий, не оставляющий их Своею благодатию и после их смерти: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имете вы от Бога?» ( 1Кор. 6:19–20 ). 3) Откуда видно, что мощи святых чтились верующими? Из тех мест св. Писания, где говорится, что Евреи вынесли из Египта тело патриарха Иакова и с великим торжеством похоронили его в земле Ханаанской ( Быт. 50:1–13 ), – что Моисей взял с собою, при выходе из Египта, кости патриарха Иосифа ( Исх. 13:19 ), – что благочестивый царь Иосия, осквернив вынутые из могил кости впавших в идолопоклонство Иудеев, в то же время повелел сохранить могилы «человека Божия» и пророка из Самарии ( 4Цар. 23:1–18 ). 4) Откуда видно, что Господь творил великие чудеса чрез мощи святых угодников Божиих? Из следующих мест св. Писания: «Илия сокрыт был вихрем, – и Елисей исполнился духом его; ничто не одолело его; и, по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти были дивны дела его» ( Сир. 48:12–15 ). «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13:20–21 ). 5) Откуда видно из св. Писания, что чрез одежды не только Христа, но и святых угодников Божиих, творились великие чудеса, и что даже тень падающая от ап. Петра, исцеляла больных, мимо которых он проходил?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Видите, если печать праведности (т.е. обрезание) Авраам получил, будучи в возрасте через веру, то причем здесь младенцы с этим же знаком на плоти? Тогда оппонент ретируется и может сказать, что это обряд. Хорошо, если это обряд, тогда тем более он необязателен, т.к. если и имеет какое-то участие в спасении, то лишь самое минимальное, а может быть и совсем не имеет. Тогда возникает вопрос: зачем перекрещивать заново, т.е. повторять мало значимое в деле спасения? Еще важным и обязательным участником при крещении младенцев в Православии является институт восприемников, т.е. крестных родителей, которые несут ответственность перед Богом за воспитание чада. О святых мощах и кресте Евангельские христиане-баптисты отрицают значение святых мощей угодников Божиих в деле укрепления веры и благочестия. Но давайте обратим внимание на следующее: и милоть пророка Илии, оставленная им Елисею при вознесении на небо, разделила прикосновением своим воды Иордана, чтобы Елисею можно было пройти через него ( 4Цар. 2:14 ); и Моисей посредством жезла разделил воды Чермного моря и низверг из скалы воду; и платки и полотенца святого апостола Павла, возлагающиеся на недужных и одержимых бесами, в его отсутствие исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов ( Деян. 19:12 ). «Когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги ( 4Цар. 13:21 ). «И вот женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошедши сзади, прикоснулась к краю одежды Его» ( Мф. 9:20 ). Конечно, женщина исцелилась прежде всего по вере ( Мк. 5:28 ), но лилась она через хитон, то есть через земное, тленное вещественное начало. «И куда ни приходил Он, селения ли, в города ли... просили Его, чтобы прикоснулся хотя бы к краю одежды Его; и которые прикаслись к Нему, исцелялись» ( Мф. 14:36 ; Мк. 6:56 ). «Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях, кроватях, дабы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян. 5:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Свидетельства Св. Писания о св. мощах Господь хранит останки св. и творит чудеса через них «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33:20,21 ). «Гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27:52). «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при паденш своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13:21 ). Останки святых почитали: «И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? и сказали ему жители города: это могила человека Божия... и сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» ( 4Цар. 23:17,18 ). «Иаков поставил над гробом ее (Рахили) памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» ( Быт. 35:20 ;сн. Мф. 23:29). Свидетельства древнехристианских отцов и учителей Церкви о почитании мощей св. угодников Евсевия, еп. Кесарийского: «смирнские христиане в своем послании писали: сотник, видя враждебную настойчивость иудеев, положил тело (св. Поликарпа) в огонь, как они обыкновенно это делают, и сжег. А мы потом собрали его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, – и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с веселием и радостью, – и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения (т. е. в жизнь вечную) в научение и утверждение будущих подвижников» 85 . Св. Ефрема Сирина : «по смерти мученики действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Св. Духа. Поскольку мученики мужественно, с великим терпением исповедали Христа пред человеками, то и Он провозгласил их пред Отцом и ангелами Своими и обетовал им блага ( 1Кор. 2:9 ) 86 ... Они (христиане) поют псалмы, и, радуясь, славословят Бога, увенчавшего главы вашего мужества, в великой радости окружают святые останки вашего страдальчества, желая принять благословенье и взять с собою врачевства для души и тела» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Сохранение останков святых в нетлении и совершение при посредстве их чудес служит для Церкви православной основанием и побуждением к чествованию мощей святых угодников и вместе с тем уверением, что такое чествование есть дело богоугодное. Это чествование выражается в установлении праздников в дни обретения и перенесения святых мощей, в благоговейном хранении их, в поставлении их в святых храмах, в сооружении гробниц, в возжигании пред ними свечей и лампад, каждении фимиамом, лобзании и поклонении. Свидетельства Писания о святых мощах Господь хранит останки святых и творит чудеса через них: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» ( Пс.33:20–21 ). «Гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» ( Мф.27:52 ). «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил и встал на ноги свои» ( 4Цар.13:21 ). Останки святых почитали «И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? и сказали ему жители города: это могила человека Божия... И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» ( 4Цар.23:17–18 ). «Иаков поставил над гробом ее (Рахили) памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» ( Быт.35:20 ; ср. Мф.23:29 ). Свидетельства древних отцов Церкви Евсевия, епископа Кесарийского : «смирнские христиане в своем послании писали: сотник, видя враждебную настойчивость иудеев, положил тело (святого Поликарпа) в огонь, как они обыкновенно это делают, и сжег. Α мы потом собрали его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с весельем и радостью, – и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения (т.е. в жизнь вечную) в научение и утверждение будущих подвижников». 399 Святого Ефрема Сирина : «по смерти мученики действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа. Поскольку мученики мужественно, с великим терпением исповедали Христа пред человеками, то и Он провозгласил их пред Отцом и ангелами Своими и обетовал им блага ( 1Кор.2:9 400 ). 401 Они (христиане) поют псалмы, и, радуясь, славословят Бога, увенчавшего главы вашего мужества, в великой радости окружают святые останки вашего страдальчества, желая принять благословение и взять с собою врачевства для души и тела». 402

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В данном случае чудо, имевшее совершиться, не было залогом благоволения Господня к Иораму; оно совершилось не для того, чтобы отвратить от Иорама несчастие; оно было явлено для великой цели прославления святейшего имени Иеговы между язычниками 943 , оно было явлено и как пророчество о том, что всем народам земли будет открыта в свое время тайна великого милосердия Божия ко всем людям. Иорам несомненно немедленно же передает представшему пред ним Сирийскому военачальнику о том, что в Самарии есть пророк, который приглашает его приехать к нему. Нееман едет к Елисею: «и прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей и остановился у входа в дом Елисеев» (ст. 9) 944 . Прежде даже, чем Нееман послал спросить, может ли он видеть пророка, прежде чем он успел обдумать, как ему поступить, – Елисей высылает к нему слугу своего сказать: «пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя и будешь чист» (ст. 10). Уже этим самым Елисей дает знать Нееману, что он все знает, прежде чем он видел Неемана и прежде чем этот последний объяснил ему причину своего посещения. Но сирийский сановник считает себя обиженным: «И разгневался Нееман, и пошел» (ст. 11). Он разгневался во-первых потому, что пророк сам не вышел к нему и даже не допустил его к себе; во-вторых – как он сам говорит (id. ib.) – он ожидал, что Елисей «выйдет, станет и призовет имя Господа (Иеговы), Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу». Из последних слов видно, что проказа у Неемана появилась только что на одном месте тела его; но он знал, – как знали все на востоке, – что раз появившись, она неизлечима. Что же касается причин, почему Елисей не действовал так, как ожидал того военачальник царя Сирии, – то они очевидны. Мы видели выше, что Елисей высылает слугу своего сказать Нееману, как он может излечиться, ранее, чем Нееман успел увидеть пророка. Нееман приезжает к пророку с пышностью, на колеснице, намереваясь несомненно подкрепить свою просьбу об исцелении приказанием царя Израильского по просьбе, или требованию царя Сирийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Елисей выслал к нему сказать: «поди, и окунись семь раз в Иордане, тогда очистишься». Выслушав это, Нееман крайне рассердился и сказал: «я думал, что пророк выйдет ко мне, призовет имя Иеговы, Бога своего, и коснется своею рукою до больных частей тела моего, и таким образом очистит проказу. Реки сирийские разве хуже рек израильских, что он посылает меня измыться в Иордане!» В гневе он хотел уже удалиться из земли Израильской. Но слуги сказали ему: «отец наш! если бы пророк предписал что-либо трудное, неужели бы ты не сделал? Тем более, не следует ли ему повиноваться, когда он говорит тебе только: умойся и будешь здоров». Нееман послушался их совета, отправился к Иордану и окунулся в нем семь раз. Как только она, это сделал, проказа его исчезла. Тогда он возвратился к пророку и сказал: «теперь поистине вижу, что во всей вселенной нет другого Бога, кроме Бога Израилева. Прошу тебя, прими от меня дары сии». И он предложил пророку большие суммы привезенного им золота, серебра и множество богатых одежд. Но Елисей не принял от него даров и отпустил его с благословением. Слуга Елисеев Гиезий, увидев богатство Неемана, решился чем-нибудь воспользоваться от него. И как только Нееман удалился из дома Елисеева, он догнал его и сказать: « к господину моему пришли сейчас двое бедных пророческих учеников и он просит тебя дать для них талант серебра и две одежды (талант же стоил около 2,000 рублей серебром). Нееман тотчас же велел дать ему два таланта и несколько одежд. Спрятав полученные таланты и одежды, Гиезий возвратился к учителю. Елисей спросил его: «откуда ты пришел, Гиезий?» Гиезий отвечал: «я нигде не был». Пророк обличил его во лжи и сказал: «ты взял у Неемана серебро и одежды, возьми же себе и его проказу». И Гиезий побелел от проказы, как снег. § 90. Чудо от костей Елисея Чудеса Елисея не прекратились даже с его смертью. Спустя год после нее, несли за город хоронить одного умершего. Вдруг вдали показалась толпа хищных моавитян. Устрашенные носильщики, заботясь о собственном спасении, бросили труп в первую попавшуюся погребальную пещеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Однажды ученики пророческие жаловались Елисею на тесноту своего помещения и просили у него позволения нарубить лесу и пристроить жилых комнат. Елисей согласился на это. И когда они пошли к Иордану, чтобы на берегах его рубить деревья, кто-то из учеников пригласил и Елисея идти с ними. Он пошел. Случилось, что когда один из учеников рубил дерево у самой воды, топор сорвался с топориша и упал в реку. Ученик вскричал: «ах, господин! и тот был занятой!» Елисей спросил, где упал топор; потом отрубил сучок и бросил на то место: тогда железо всплыло. Царь Сирийский был в войне с Израильтянами. Случалось, что на военном совете положил он послать в то или другое место засаду, но Елисей всякий раз остерегал царя Израильского, чтобы он не подходил к такому-то месту, где засели Сирияне. Таким образом, все попытки царя Сирийского напасть врасплох на Израильтян оставались тщетными. Эти неудачи привели в смущение царя Сирийского; он созвал своих слуг и спросил: «не можете ли вы мне открыть, кто из наших имеет сношения с царем Израильским?» Один из служителей отвечал на это: «никто, государь! а у Израильтян есть Елисей пророк, который пересказывает царю Израильскому даже самые слова, которые говоришь в своей спальной комнате». Царь сказал: «разузнайте, где он, я пошлю взять его». Ему сказали, что он в Дафаиме. Этот городок лежал к северу от Самарии, не в дальнем от нее расстоянии. Царь Сирийский ночью окружил город многочисленным войском. Рано утром служитель Елисеев вышел из дома, и увидал вокруг города неприятельские войска, конницу и колесницы; вбежавши к Елисею, он вскричал: «ах господин! что с нами будет?» Елисей отвечал: «с нами больше, чем с ними». Пророк помолился, и Господь отверз очи служителя Елисеева: он увидал, что вся гора занята конями и колесницами огненными, которые ограждали Елисея. Между тем Сирияне пришли к Елисею. Пророк помолился, чтобы Господь поразил их ослеплением, и сказал им: «вы не по той дороге и не в тот город пришли; подите за мною, и я вас отведу к тому человеку, которого вы ищете». И отвел их в Самарию. Здесь Елисей снова помолился, чтобы Господь возвратил правильное ощущение их зрению: и Сирийские воины увидали, что они находятся среди Самарии, во власти Израильтян. Царь Израильский хотел было истребить весь отряд, но Елисей представил царю, что это не военнопленные; а предложил, напротив, угостить их и отпустить к своему государю. Иорам так и сделал. На этот раз Сирияне оставили в покое Израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

О чудотворениях чрез святые мощи Пс.113:25–26 . «Не мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек». Объяснение. Человек по смерти тела не может славить Бога так, как славит, живя на земле, и телом и душой: 1Кор.6:20 . Но этим не отвергается жизнь души по разлучении от тела, не отвергаются хваления и моления, возносимые к Богу душами умерших святых: Откр.6:10:7:10 ; Вар.3:4 ; Дан.3:5 . На вопрос: как тела умерших праведников могут творить чудеса, ответим: православная Церковь никогда не утверждала, что мощи сами по себе творят чудеса. Она учит, что не мёртвые творят чудеса, а чудодейственная сила Божия, неоскудно пребывающая на останках святых: 4Цар.13:21 ; Сир.48:14:49:12 . Как сосуд, в котором хранится благовонная мазь, заимствует от неё благоухания, так точно и тела праведников, проникнутые благодатной силой Божией, освящаются, претворяются в нетленные, благоухают и получают чудодейственную силу. Основные места Священного Писания в учении о почитании свят. мощей, которые необходимо заучить наизусть Деян.2:27 . Ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. 1Кор.15:47–49 . Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные, и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. 2Тим.1:10 . Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие. Мф. 27:52 . И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли. Сир.48:14 . И по успении его (Елисея), пророчествовало тело его. 4Цар.13:21 . И было, что когда погребали одного человека, то погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. Сир.49:12 . Процветут кости их от места своего. Быт.50:7–9 . Кости патр. Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010