Письмо ваше с письмом Александры Алексеевны я получил, и их читал. Даруй Боже Александре Алексеевне благое свое намерение совершить! Начало оного, как она в своем письме упоминает, прияла от Вашего Преподобия, однако прийти в сознание своих недостатков и переменить жизнь, есть действие Божие, по слову Его святому: Без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). Но как начать жизнь духовную, просит вашего же наставления, яко свою учительницу. С вашей стороны должно отвечать: чтоб она училась от Самого Господа, по слову Его святому: Научитеся, изволил Он пречистыми Своими устами сказать: от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Вот первая наука, a потом: в терпении вашем стяжите души ваши ( Лк.21:19 ). Приготовляться надобно к кротости, смирению и терпению: всего будет много противного сему. Что же касается до молитвы, то всякая молитва благоприятна Господу; святые отцы поучались, чтоб не расхищен был ум, в оной молитве: Господи Иисусе Христе Сине Божий, помилуй мя грешного, ходя, сидя и делая что. A иные 12 псалмов читали во дни и в нощи, которые и положены в Молитвенниках; иные Псалтирь, a в обителях – церковная служба и общее Правило. И так, что хочет на первый случай избрать – в ее воле, или что ваше преподобие назначите ей. A я с своей стороны советовал бы читать со вниманием утренние и вечерние молитвы: в них все изображено и к признанию своих недостатков и ко умилостивлению Господа. A св. праотец Давид имел во уме своем Господа, говоря так: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся; сего ради возвеселися сердце мое и возрадовася язык мой, еще же и плоть моя вселится на уповании; и хотя сего стяжать трудно, чтоб всегда иметь в разуме Господа, однако не невозможно, как Св. Отцы стяжали оное и поучали других, о чем многие их поучения мы имеем; a паче Преподобного Макария Египетского . И так, пусть приступает ко Господу, без сомнения: Он зовет всех ко спасению, обещания ради будущих благ; и кто обратится от греховной жизни, на небеси радость бывает о едином грешнике, кающемся паче, нежели о 99 праведных, иже не требуют покаяния ( Лк.15:7 ). Дивна дела Твоя, Господи, дивен во святых Своих, дивен и в грешных; Он праведных любит, a грешников милует, и о обращающемся на небеси радуются Ангелы Божии, a кольми паче святые, угодившие Господу. И когда она имеет способ решиться с мирскою жизнью, да поможет ей Господь; только на первый случай должна осторожно поступать, чтоб не навести какого искушения, когда сказано: «что мудрование плотское вражда на Бога», кольми паче на рабов Его, или на рабынь; спасет ее Господь за благотворение к вашей обители, a во обители живущие, хотя по поклону положат за благотворящую, то 120 поклонов относиться будут в пренебесный и мысленный жертвенник. И так, желая Вашему Преподобию и ученице вашей тех благ, их же Бог уготова любящим Его, пребуду

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие Господь Бог устроил ко спасению пути, и всякий избирал себе по своему усердию; спасались в пустынях, горах и в пропастях земных, в странничестве, в юродстве, в затворах, и стоянием на столпах: но сии пути, весьма жестоки и прискорбны; монастырская же жизнь устроена по воле Божией, по слову Спасителя нашего: иде же два или три собрани во имя Мое, ту есмь посреди их; кольми же паче в большем собрании? Еще монастырская жизнь святою церковью почитается и земным небом, где беспрестанно славословится Бог , как от Ангел на небеси; но как в большом собрании случаются между собою на малое время и смущения, потому что собираются из разных мест, разного воспитания, разных нравов, и не зная как друг друга успокоить, и друг друга тягости понести, и чрез то оскорбляются; но ежели кто имеет здравый разум, может сам успокоиться, и других успокоить, прощением и любовью. В обителях с церковью по уставу положено иметь и приготовлять простую пишу, для того, чтоб удобно было снискать, и чтоб не утрачивать время на излишнее попечение; также, чтоб и одежда была простая, a к сему самая удобная, черного цвету; как для смирения, так и для не маркости. В прежние времена в монастыри вступали царицы и царевны, a в мужские – цари и царевичи, как в других государствах, так и в нашем Российском, и не боялись, и нельзя, чтоб не несли они прискорбия, a чрез то спасались. Бог зовет всех ко спасению, обещания ради будущих благ. Приидите, глаголет: ко Мне вси труждающиися и обременении и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим. Ежели y Вашего Превосходительства к мирской жизни склонности нет, приступите ко Господу, поработайте Ему в сей кратковременной жизни; Бог больших подвигов не требует, a только кротости и смирения, и чистоты душевной и телесной. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят; для Бога немного потрудиться в здешней жизни; но воздаяния много, чего ум человеческий постигнуть не может. Бог истинен и нет не правды в Нем, что обещал – исполнит, но избави Боже лишиться сего, за слабость и неверие наше! Честна пред Господем смерть преподобных Его, в память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится; напротив того: да исчезнут грешницы от земли и беззаконницы, якоже не быти им.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Славный зимний путь расстилался пред ними белою блестящею скатертью; лошади весело мчались; снег только поскрипывал под полозьями легких саней; полный месяц обливал своим чудным светом великолепную картину русской зимы. Александра Сергеевна; сидя с своею горничною, только поглядывала то на право, то на лево, любуясь, как пристяжные с развевавшимися гривами стлались по снегу, только вздымая облака снежной пыли. На козлах сидели кучер и лакей, родной брат горничной. Подъехав к реке, узнали, что перед ними благополучно проехало несколько возов с сеном. Это еще более ободрило их и они смело пустились в путь. Кучер только потрагивал быстроногую тройку; лошади летели так, что дух занимался. Вот и берег не далеко; но обоз не дотянулся еще до берега. Желая угодить своей госпоже, кучер, чтобы не останавливаться ради обоза, хотел объехать его – да и не много оставалось до берега. Вдруг раздался треск и сани с лошадьми очутились подо льдом; только одна пристяжная не совсем провалилась, зацепившись мордою за лед, кучер и лакей успели соскочить на лед. Не помня себя от ужаса, лакей сунул руки в воду и закричал: «Руку! вашу руку!». Рука показалась; верный слуга вытащил из воды – не барыню, a свою сестру. Он так и вскрикнул от ужаса и поспешно бросив ее в сторону, сам же сунулся опять в воду, крича как сумасшедший: «Руку! руку! матушка барыня!». Александра Сергеевна, закутанная в шубу и муфту, застегнутая меховым одеялом, с трудом могла вытащить одну руку: над водой едва показались два пальца. Что было сил, слуга дернул за кисть руки и вытащил Александру Сергеевну. В тот же миг лед подломился и последняя лошадь, с трудом удерживаемая кучером, скрылась под водою: только на другой день все было вытащено из воды. «Живы ли вы, матушка-барыня?» закричали преданные слуги и услышав любимый голос, зарыдали, как малые дети. Не помня себя от радости, они целовали ее руки и ноги, бросались на колени и громко благодарили Бога за сохранение драгоценной жизни, так что ей же пришлось успокаивать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При выезде моем из Петербурга, я долго глядел на возникающую вашу Обитель, и хотя не достойно, но три краты благословил ее во имя Афонской нашей горы и просил Царицу Небесную, чтоб Она сама была, ограждением, защитою и Божественным покровом Вашей Обители. – Если мои скромные и грешные молитвы услышит Владычица, то знамением того будет то, что Она сама приидет к Вам с нашей Афонской Горы своею честною иконою, которую, если Ей угодно я постараюсь выслать, как залог Ея Небесных благословений и мира вашей Святой Обители. В надежде этой поручая себя вашим св. молитвам, имею честь быть навсегда Нижайшим Послушником Святогорец Иеромонах Серафим. 8 Октября 1850 г. Москва. 2 Высокопреподобнейшая Матушка Варсонофия! Христос посреди нас! Согласно вашему желанию, был я y Постниковых, и видел там вас, т. е. ваш портрет. Семейство Постниковых мне очень понравилось; особенно я любовался болезненным Старцем, который не только был моим утешением, но и поучительным образцом Христианского терпения. Если Богу угодно, на днях я надеюсь опять y них быть. Как-то вы живете? Думаю, что в одинаковом страдальческом положении. Прекрасно, если это попустится до самой вашей последней минуты, потому что подобное положение остается залогом не вашего только спасения и райских утешений, но и целой Обители. Конечно, легко учить терпению, но терпеть-то каково? спросите вы. Очень понимаю, потому-то и желаю, чтобы каждый ваш жизненный шаг был облит и потом и страдальческими слезами, a то без этого – не будет нам и небесных венцов. Утешайтесь примером страдающей вашей матушки Феофании, и утешайте ее взаимно, вашим собственным терпением. Вы знаете, что без труда ничего не достается: потрудимся пока время, и пока есть силы, и верен Бог, что рано ли, поздно ли, и здесь на земли, предвкусим сладостный покой блаженной вечности, еже да будет всем нам о Христе Иисусе. В Москве я пробуду до половины Ноября, потому что начал печатать одну статью, которую и надобно сбыть, по напечатанию, с рук. Бог даст, мы вышлем вам и эту книжку, для вас с Матушкою, и для Обители. Прощайте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ежели будет недостаток в добродетелях, взыскуемых от нас заповедями, обратимся взыскивать ежечасно смирение, которое верно доведет нас с святою помощью Господнею до спасения, как и говорит пророк: Смиримся и спасемся». Вот и еще отрывок из письма, оставшийся в числе бумаг, сохраняемых и часто читанных ею в назидание себя и сестер: «Не взирайте на слезы плачущих, когда Господь вас руководствует Сам. Он не смотрит на слезы сирот и детей, когда берет мать от них: Он тогда Сам бывает для них отцом и матерью, a самой матери уготовляет блаженство. Авраам, послушный Богу, не скучал о доме и о родстве своем, когда Господь посылал его в чужую землю. Так и вы будьте послушными Господу своему, когда Он вызывает вас от обители вашей и от сестер ваших во обитель иную. Будьте верными и послушными к Нему до смерти, как и клялись до смерти своей быть в послушании. Истинный послушник не вопрошает о том: куда и зачем его посылают, но только говорит: «Благослови». Так и вы, живши столько времени в послушании, не говорите в себе: куда и зачем я иду? но только произносите: «Господи благослови! Господи подкрепи! Господи спаси и Господи помилуй!» И с Господом Иисусом Христом, бывшем в послушании к Отцу Своему до смерти, с помощью Его, шествуйте на предлежащий вам подвиг. И так – Господь да благословит и да управит путь ваш, и сестра Варсонофия да будет на плечах ваших, как тот больной, которого нес на плечах своих один пустынный старец и не чувствовал тягости – это был Христос – и скрылся!» Такими утешениями убеждали ее великие старцы покориться воле Божией. Но трудно исчислить все неприятности и скорби, которыми ознаменовалось первое пребывание матери Феофании в С.-Петербурге. Переехали они на Васильевский остров: дом большой, четырех этажный: в доме ничего и никого нет, кроме игуменьи, матери Варсонофии и двух монахинь: все слабого здоровья; пришлось жить в таких лишениях, что поверить трудно: «не на что было дров купить, чтобы горячее сварить, в мелочной лавочке брали в долг». Не было ни кухарки, ни прачки. Одна добрая женщина из мирян, видя такое беспомощное положение, сама вызвалась помогать им своими услугами. Матушка Феофания очень ценила эту помощь и часто говорила: «Никогда не забуду, что в богатом Петербурге, первая монастырю оказала помощь и благодеяние, бедная женщина своими личными трудами».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С наказной памяти от городового судьи – пошлин 8 алт. 4 ден. Дело 28 1721 г. Капитан Готовцев бьет челом в Надворном суде, куда взято было дело его с Измаиловым из Переславля, на пристрастие тамошнего судии, чтоб ему дел его не ведать. В Надворном суде по выписке, без справки и объяснения, определено: чтоб не ведал, и ведать его дела в Юстиц-коллегии или судии города Дмитрова. Дело было в Земской канцелярии составлена выписка, руки приложены; члены подписали мнение, но, не решив, представили дело с мнениями в Надворный суд (август 1721 г.) «к лучшему рассмотрению и для решенья», понеже то дело важное. Вязка 782 Дело 1 1721 г. в Надворном суде. По доносу обер-фискала Нестерова, что некто Волков бездетный совершил безденежно закладную на имя своего тестя на свои деревни в противность указу о единонаследии Тотчас был послан нотариус с солдатами и фискалом, сделан обыск в доме Волкова, искали и спрашивали у него денег, полученных по закладной; взяли его больного и привезли в канцелярию для допроса. Началось исследованье. Через несколько дней Волков умер. Новый донос, что он будто составил завещание в пользу жены и пр. Новое исследование. Когда надо было судить в Надворном суде, то оказалось, что указ 1712 г, января 24: «когда род чей вымрет, то последний в роде не должен продавать или отдавать по себе» и пр. – не публикован, и в Крепостную контору не прислан и печати не предан. Надворный суд вошел с представлением в Юстиц-Коллегию. Доношения судов, напр. Надворного, писались не только на имя Сената, по и на Прокурорские дела в Сенат. Кажется, это относилось к медленности. 1722 г. В разрешение прислан указ из Сената, где прописано, что генерал-прокурор и обер-прокурор, слушав… приказали:… подтвердить и пр. Явились противоречащие наследники. В доказательство родства, «в ведовстве родства», против поколенных росписей допрашивались свидетели по евангельской заповеди, еже: ей, ей, в правду. Стало быть, был розыск? Сверх того, некоторые из претендателей в доказательство родства представили «аттестаты» от частных лиц на гербовой бумаге.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Итак, по свидетельству Суворина, Достоевский собирался сделать Алешу политическим преступником, а вместе с тем Алеша уподобляется Христу. Противоречие? Ничуть! Вспомним, что Христос — это, с точки зрения Рима, политический преступник, и казнен Он именно как политический преступник. Над Его головой прибивают табличку «Иисус Назарянин Царь Иудейский», что означает обвинение по политическому мотиву (посягательство на власть правящего императора) и казнь по политическому мотиву. Сторонники «версии цареубийства» делают акцент на убийстве , которые они домыслили, но сам Достоевский делает акцент на казни героя. Алеша должен умереть так же, как Тот умер на кресте. В чем же ошибка упомянутых исследователей? Скорее всего, в неверном представлении о тогдашней квалификации преступлений. Достоевский, судя по записи Суворина, говорит именно о политическом преступлении, но цареубийство-то как раз и не квалифицировалось как политическое преступление. Оно квалифицировалось как преступление уголовное. В Российской империи в период написания и действия романа цареубийством занимался верховный уголовный суд. Актер Владимир Готовцев в роли Алеши в спектакле «Братья Карамазовы» Тут надо сделать историко-юридическое пояснение. С 1867 года (кстати, как раз год действия «Братьев Карамазовых») Россия, как и большинство европейских стран, принимает так называемую «бельгийскую формулу». В двух словах это означает, что политических преступников, скрывшихся в другой стране, не выдают. Однако убийство главы государства или его родственников политическим преступлением не считается, а считается преступлением уголовным. В пояснениях к этому законопроекту говорилось: «Цареубийство во всех отношениях должно считаться равным с посягательством на жизнь частного лица. Жизнь иностранного монарха должна пользоваться покровительством наравне с жизнью всякого иностранца, не более, но и не менее». Достоевский был прекрасно осведомлен о тонкостях российского законодательства (и проблемы реформы которого, относительно церковного суда, нашли прямое отражение в тексте «Братьев Карамазовых»). Поэтому под политическим преступлением, за которое Алеша будет казнен, он никак не мог подразумевать цареубийство (равно как и любое другое убийство).

http://foma.ru/tajna-bratev-karamazovyh-...

Большая часть действия фильма «Баллада о солдате» тоже происходит в эшелоне, на железнодорожных путях. Одинаково смонтированы куском — тот же паровоз, те же колеса, вагоны, те же березовые рощицы, проносящиеся мимо. Алешина дорога входит в сердце иным — не только монтажом, ритмом, не движением на экране. «Поэзия самых простых вещей берет над нами власть. Атмосфера «Баллады» в своем роде единственна. На экране, высветленный памятью, предстает солдатский военный мир: серый, махорочный, полный каких-то передвижений и трудной работы, из пропотевших гимнастерок и тяжелых скаток». Григорий Чухрай с Валентином Ежовым — бывшие фронтовики. Поэтому им доподлинно было известно, что на войне дорога — это одно из главных действующих лиц. И спасительница, и мучительница: ведь оно как — в распутицу артиллеристам с пушками, да по грязи? Но для меня осталось тайной, откуда об этом узнал Иван Шмелев, никогда на войне не бывавший. Да так живо описал, будто мы сами вместе с ним в этом эшелоне побывали. Одним словом, признаков сходства между рассказом и фильмом нашлось очень много. Но мне хотелось знать, кто первый это заметил и рассказал любознательным? И я продолжила поиски истоков. В биографиях режиссера Григория Чухрая и сценариста Валентина Ежова ничего не нашла о писателе-эмигранте Шмелеве. Только у вдовы Валентина Ежова Натальи Готовцевой в интервью вдруг прочла, что больше всего муж любил фильм «Баллада о солдате»: «Им с Чухраем хотелось сделать фильм о сокровенном. Тогда солдатских картин не было, только генеральские. […] Решили, что он поедет в отпуск к маме — отличится в бою, и его поощрят. У него трое суток. Но он добрый парень и не может отказать людям. На встречу с матерью остается всего минута». У меня возникли вопросы: «Почему Наталья Готовцева сказала «трое суток», когда в кинофильме на отпуск дали неделю? Что вдруг всплыло в ее памяти? В конце концов, в театральной библиотеке, или вгиковской, или у кого-то из знакомых вполне могло оказаться дореволюционное собрание сочинений Ивана Шмелева, и сценарист прочел том и о Первой мировой войне...»

http://pravoslavie.ru/99352.html

Святые ворота, 1690-е гг. Редкий пример подобного сооружения в составе сельского храмового комплекса кон. 17 в., отличается традиционными для архитектуры этого столетия формами. Кубический четверик прорезан посередине арочным проездом, достигающим примерно половины его высоты. Над четырехскатной кровлей возвышается восьмигранный с узкими диагональными сторонами постамент, который несет глухой цилиндрический барабан с луковичной главкой. Основной объем на углах акцентирован пучками строенных полуколонн. Западный и восточный фасады одинаковы по композиции и декору. Проездную арку окаймляют два валика с лентой поребрика между ними. Такая же лента выложена в цокольной части стен и на уровне пят арок. По периметру четверик завершается многообломным карнизом с двухступенчатыми зубцами, раскрепованным над колоннами. Основные грани постамента под барабаном увенчаны килевидными кокошниками. Пространство проездной арки делится поперечной стеной с широким проемом на две части. Каждая из них перекрыта цилиндрическим сводом. Ограда, 1690-е гг. Ограда представляет собой глухую стенку высотой около трех с половиной метров, некогда имевшую двускатное покрытие. С наружной стороны она расчленена широкими лопатками на равные прясла. В цокольной части стены проходит лента валика, а в верхней – карниз, состоящий из полочки и полувала. С северной стороны от Святых ворот ограду прорезает калитка. Еще три калитки в виде более высокого пилона с арочным проемом расположены в средней части южной, восточной и северной сторон ограды. Усыпальница Готовцевых, кон. 17 в. Уникальное для своего времени мемориальное сооружение кон. 17 в., выдержанное в традициях середины этого столетия. Большую историко-художественную ценность представляют сохранившиеся внутри надгробные плиты 17 – 1-й четв. 18 в. Одноэтажная прямоугольная в плане приземистая постройка под вальмовой кровлей вытянута в направлении север-юг. Углы объема акцентированы огибающими лопатками. На западном фасаде расположен арочный входной проем с перспективным рамочным порталом, имевшим треугольный фронтончик (в настоящее время от него остались только следы срубленных кирпичей). Южнее входа – окно с коробовой перемычкой, заключенное в двойное прямоугольное обрамление с полуциркульным перспективным очельем, имеющим килевидное завершение. Посередине южного фасада размещено такое же окно, но без очелья. Северный и восточный фасады глухие. По всему периметру постройки проходят две ленты поребрика между двумя валиками, выложенные в цокольной и верхней частях стен. Единое помещение усыпальницы перекрыто лотковым сводом. Внутри находилось 12 могил с белокаменными надгробными плитами, часть которых сохранилась. Они украшены орнаментальным декором типа плетенки.

http://sobory.ru/article/?object=43353

Архимандритъ еофанъ являлся старцемъ и для многихъ лицъ. Онъ велъ со многими переписку. Кром того, онъ духовно руководилъ монахинями Горицкаго женскаго монастыря. Вышедшая оттуда его духовная дочь мать (Готовцева) была основательницею С.П.Б. Новодвичьяго монастыря. Въ 1829 г. арх. еофанъ вышелъ на покой и предался всецло молитв и къ смерти. 1832 г. былъ послднимъ въ его жизни. Когда келейникъ его монахъ 30 лтъ ему врно говорилъ, что ему необходимъ отдыхъ: — «А вотъ скоро отдохну», отвчалъ ему старецъ. Съ молитвой на устахъ тихо и мирно предалъ онъ духъ Зго декабря 1832 (Е. Поселянинъ. «Русск. подвижники». СПБ., 1910 г., стр. 136–145). архимандрита еофана § 118. Намъ тщеславиться и гордиться нечмъ: что имемъ, то все а только одна наша собственность: грхи. А что на первый случай, вступя въ духовную жизнь, ни въ чемъ не успваете, примръ намъ сперва только покажется, потомъ произростаетъ листъ, цвтъ и плодъ. То же и въ духовной жизни. Не ужасайтесь, что не успваете. Должно прилагать только ко и просить Господа Бога: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Богъ мой». § 171. Духовная жизнь должна быть проста, чистосердечна, кротка, благопокорлива и паче смиренна. § 187. Ежели пожелаешь смириться, проси Господа: Господи, даждь ми Потомъ себя укори, себя уничижи, тогда удостоишься и милости столь велико, что можетъ благодать въ душу привлещи. § 192. Не надобно думать: любятъ ли насъ, или не любятъ. А лучше думать, что недостойна быть любимою, самаже люби всхъ: потому что намъ не сказано быть любимыми, но велно всхъ любить. Даже не надобно и замчать, кто сердится или кто какъ посмотрлъ. Не нужно даже проникать въ ихъ § 218. Иные уходятъ въ затворы, носили тяжелыя вериги, но этого не взыщется отъ насъ, а надобно смиряться, терпть, имть вотъ чего требуется. Скорбное слово претерпишь — вотъ и вериги твои. § 251. Не мысли, «что некому вразумлять насъ». — Да разв не Это гласъ А Апостолъ? Это духъ По нихъ должны наставлять себя. § 383. Небесную мысль съ нуждою можно, а дурная сама приходить, и отогнать ее можно только молитвою. § 393. Мы бгаемъ скорбей, а святые–то скорбли о томъ, что нтъ скорбей: можно ли, говорили, спастись безъ нихъ? § 400. Праведницы просвтятся, яко солнце, въ Отца небеснаго: какое за малое § 408. Если Господь на одну минуту оставить насъ, куда мы годимся? § 441. О. Клеопа говаривалъ: мысль одну надобно имть, что я только одинъ на земл да Богъ, — никого больше не воображать. Не съ кмъ ссориться, когда одинъ я на земли. Были которые это и исполняли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010