Иоанн (†1824 г.), юродствовавший. Ржевский протоиерей о. Матфей (†1857 г.). Старица Евпраксия († 1828 г.), игумения Староладожского Успенского монастыря, великая молитвенница, повелевавшая зверьми… Игуменья Феофания (Готовцева. (†1866 г.), основательница Новодевичьего монастыря в С.-Петербурге. Схимонах Амфилохий (1740–1865 г.г.), восстановитель Реконской пустыни под Тихвином, носивший тяжкие вериги, питавшийся гнилыми корками хлеба, древесной корой, мхом и кореньями. Пелагея Ивановна († 1884 г.), юродивая Дивеевская, благословенная на подвиг преподобным Серафимом. Паша, юродивая Саровская, с которой беседовали государь и государыня и которая прорекла о приближении японской войны и рождении наследника цесаревича Алексея Николаевича. Старец Варнава (†1906 г.) Гефсиманский, построивший женский Выксенский монастырь Нижегородской губернии. Алексий Зосимовский , недавно скончавшийся. Алексий Голосеевский (под Киевом), отроком исцеленный митрополитом Киевским Филаретом, за проскомидией чудесно извещенный Свыше о мученической смерти императора Александра II, предсказавший грядущую революцию и гонение на православие перед своей кончиной в январе 1917 года… Отец Иоанн Кронштадтский (†1908 г.)… Вся жизнь последнего была полна самоотверженной и непрерывной благотворительности и христианской, пастырской помощи несчастным, душевно и телесно страждущим. Он был великим праведником, всероссийским молитвенником, истинным евангельским врачем. Простой народ и исключительные личности из других кругов шли к этим подвижникам, искали у них врачеваний, совершали паломничества в монастыри и в святые места. Французский писатель Лоти писал, что он только тогда понял, что представляет собой истинная вера, когда увидел русских паломников, молившихся в Иерусалиме. Народу нужны были духовные пастыри. «Воля и решимость ослабли у людей, а сомнения поэтому одолевают, – объяснял однажды старец Варнава. – Если человек по своему складу верующий, то в случаях подобных сомнений он естественно призывает себе в молитве Божественную помощь и поддержку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Борис [Рукин], епископ Можайский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Николай [Покровский], архиепископ Псковский. Иоанн [Братолюбов], епископ Боткинский. Петр [Гасилов], епископ Осинский. Иннокентий [Летяев], епископ Ставропольский. Александр [Раевский], епископ Керченский. Виссарион [Зорнин], епископ Симбирский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переславский. Алексий [Готовцев], епископ Серпуховской. Иринарх [Синеоков], епископ Тюменский. Григорий [Козырев], епископ Вольский. Серафим [Звездинский], епископ Дмитровский. Арсений [Соколовский], епископ Прикаспийский. Феодор [Маковецкий], епископ Мосальский. Алексий [Буй], епископ Петропавловский. Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняясь велению нашего Святейшего Патриарха и согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви, Я, смиренный Петр, митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Доводя о сем до сведения Архипастырей, пастырей и верных чад Православной Русской Церкви, прошу всех вознести ко Господу молитвы, чтобы Он упокоил со святыми Святейшего нашего Отца, а мне даровал силы и мудрость достойно проходить возложенное на меня служение. Божие благословение да будет со всеми нами. 30 марта (12 апреля) 1925 г. Москва. Донской монастырь. Патриарший Местоблюститель Петр, митрополит Крутицкий». (Подписи двух последних Архипастырей поставлены под актом значительно позже, так как в день погребения Святейшего Патриарха Тихона они не находились в Москве) 14 . Так, в Донском монастыре, с митрополитом Петром происходит то же самое явление, которое имело место и при избрании Святейшего Патриарха Тихона на Соборе 1917−1918 гг.; как там, так и здесь, из трех намеченных кандидатов всеобщее утверждение получает лицо, по человеческим понятиям наименее «популярное». Однако, как покажет будущее, именно оно явится наиболее стойким и преданным делу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Георгий Задонский († 1836), живший 17 лет в затворе, ранее офицер Лубенского и Казанского полков, говоривший об обидчиках: «Они мне благодетели, милостивым сотворят мне Владыку Господа моего и отверзнут мне врата вечного блаженства по гласу евангельскому: Блажени есте, егда поносят вам... Боже, помилуй их». Иеросхимонах Парфений Киевский († 1855), имевший умилительную детскую любовь к Божией Матери, скорбевший о том, что в жизни не испытал гонений... Блаженная Ксения, над могилой коей – в часовне на Смоленском кладбище в Петрограде – горячо молились русские люди... Наставлявшийся святителем Тихоном Задонским священник города Ельца, о. Иоанн († 1824), юродствовавший. Ржевский протоиерей о. Матфей († 1857). Старица Евпраксия († 1828), игумения Староладожского Успенского монастыря, великая молитвенница, повелевавшая зверьми... Игумения Феофания (Готовцева, † 1866), основательница Новодевичьего монастыря в С.-Петербурге. Схимонах Амфилохий (1740–1865), восстановитель Реконской пустыни под Тихвином, носивший тяжкие вериги, питавшийся гнилыми корками хлеба, древесной корой, мхом и кореньями. Пелагея Ивановна († 1884), юродивая Дивеевская, благословленная на подвиг преподобным Серафимом. Паша, юродивая Саровская, с которой беседовали Государь и Государыня и которая прорекла о приближении японской войны и рождении Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Старец Варнава († 1906) Гефсиманский, построивший женский Выксунский монастырь в Нижегородской губернии. Алексий Зосимовский , недавно скончавшийся. Алексий Голосеевский (под Киевом), отроком исцеленный митрополитом Киевским Филаретом, за проскомидией чудесно извещенный Свыше о мученической смерти Императора Александра II, предсказавший грядущую революцию и гонение на Православие перед своей кончиной в январе 1917 г. Отец Иоанн Кронштадтский († 1908)... Вся жизнь последнего была полна самоотверженной и непрерывной благотворительности и христианской, пастырской помощи несчастным, душевно и телесно страждущим. Он был великим праведником, всероссийским молитвенником, истинным евангельским врачом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Рождество Христово... Утреню отпели, как в вертепе: теленочек в избе, солома, точно Господь здесь родился. Крещенским утром в полном облачении епископ Серафим ходил на реку освящать в проруби воду. Зимой у Владыки возобновились боли в печени и почках. (25) февраля 1926 года, утром в день свт. Алексия, начался сильнейший приступ. Думали, что он умирает, и вызвали из Аносина монастыря мать Антонию. Владыка долго был без памяти, затем стало легче. Положили грелку, прикололи бинты английскими булавками. Сестры вышли и через полуоткрытую дверь прислушивались к дыханию больного. Вдруг он громко спросил: «Кто сейчас прошел по моей комнате в алтарь маленькой церкви за перегородкой? " - «Никто не входил». – «Это святитель Христов Алексий посетил меня, снимите грелку, встану». Оделся – и за перегородку в домашнюю церковь в честь Саввы Звенигородского. К общему удивлению, на престоле в алтаре горела лампада. Владыка надел малый омофор и начал служить молебен святителю Алексию. При последнем возгласе лампада вдруг сама угасла, в ней не было ни капли масла. Великим постом переехали из скита в Аносино. Весной туда к Владыке приезжал второй московский викарий, епископ Серпуховской Алексий (Готовцев), и настойчиво предлагал ему по болезни отстраниться от дел, чтобы принять управление епархией самому. Но епископ Серафим отказался. На Пасху 1926 года епископ Серафим посвятил пешношского иеродиакона Аристарха в иеромонаха. Постом он постриг в рясофор посланницу Таню и других сестер, а в Светлую ночь причащал всех сам. На Светлой седмице – ежедневное торжественное богослужение. В Аносин монастырь приезжали к Владыке дмитровцы: духовенство и духовные чада. Отец Павел из Влахернского монастыря привез образ «Беленького Спасителя». Приезжали и сестры этой обители. В двадцатых годах монастырь тоже переименовали в артель, все они жили в тревоге. «Владыка, – говорили сестры, – со дня на день надо ждать, что нас всех выселят». – «Нет, – отвечал он, – пока матушка схимонахиня среди вас и молится, монастырь не закроют». Но через два года, во вторник 13 июня 1928 года, схимонахиня Серафима скончалась. На отпевание съехалось множество монахов и священников из Москвы, Дмитрова, Сергиева Посада, окрестных сел и деревень. А после отпевания в монастыре вспыхнул пожар. Разбушевавшееся пламя долго не могли погасить; зазвонил набатный колокол. Такое грозное знамение поразило всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Не заявляя о разрыве молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием, его имя отказались возносить за богослужением епископы Колпинский Серафим (Протопопов), епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), священномученик, канонизованный ныне, тогда – наместник Александро-Невской лавры, и проживашие в Ленинграде архиепископ Гавриил (Воеводин) и епископ Стефан (Бех). И 30 декабря 1927 года последовало постановление митрополита Сергия о запрещении в священнослужении епископов Дмитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина). Сразу же после этого митрополит Николай (Ярушевич) запретил в священнослужении протоиереев Василия Верюжского , который служил в Спасе-на-крови, и Федора Андреева, который служил в Сергиевском храме на углу Литейного и Сергиевской улицы. То есть было проделано все то, что в резолюции рекомендовал сделать Тучков. И опять мы возвращаемся к вопросу: а имел ли право митрополит Сергий запрещать епископов в священнослужении? Конечно же, нет. Но в свое время он запретил григориан, и большинство епископата это одобрило. И вот теперь он проделал то же самое в отношении других епископов. И здесь уже безусловного одобрения не было. Более того, против митрополита Сергия стали теперь выступать епископы в других епархиях. 27 декабря епископ Глазовский, будущий священномученик, Виктор (Островидов) заявил, что он разрывает каноническое общение с митрополитом Сергием. И сразу же, буквально через день, последовало запрещение и его в священнослужении митрополитом Сергием. Затем последовала целая серия разрывов отношений с Сергием епископов: епископ Козловский Алексий (Буй) в начале 1928 года, епископ Серпуховской Алексий (Готовцев). И опять-таки на них обрушились прещения со стороны митрополита Сергия. Прещения, которые были совершенно неканоничны. Причем обратим внимание: ни митрополит Иосиф, ни епископ Дмитрий (Любимов), они же митрополита Сергия не запрещают в священнослужении. Они просто отказываются признавать его главой русской церковной иерархии. А он их запрещает в священнослужении. На каком основании? Ведь они в равных канонических статусах пребывают, как правящие каноничные архиереи или как викарные архиереи, которых, опять-таки, не в праве даже правящие архиереи запретить в священнослужении, а только Синод. Вы чувствуете, как меняется уже мироощущение самого митрополита Сергия? Если ты выступаешь против него, ты выступаешь против Церкви. Потому что Церковь – это я. Но важно было теперь то, что теперь позицию митрополита Иосифа и его сторонников в Ленинграде стали поддерживать епископы в разных частях страны, в разных епархиях. Причем они не просто разрывали канонические отношения с митрополитом Сергием, они пытались свою позицию обосновать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следователь, разумеется, поинтересовался, у кого из архиереев успел побывать епископ Павлин. Всех он не назвал, но упомянул многих. «Первым подписал документ епископ Корнилий Свердловский, согласившийся и на Кирилла, вторым – я». Третьего архиерея, подписавшего первоначальное обращение к Заместителю, – епископа Афанасия (Молчановского) – епископ Павлин следствию не назвал. «В Москве еще подписался к документу (так – свящ. А. М.) епископ Алексей Готовцев; был я в Курске у митрополита Назария, у Полтавского архиепископа Григория, в Ленинграде подписалось 4 епископа: Димитрий, Гавриил и еше двое епископов, имена которых я позабыл» 1033 . Как видно, вопреки Косткевичу, епископ Павлин объезжал не только Украину и Юг, но и Северную столицу посетил, причем весьма результативно. Согласно памятной записке протоиерея Михаила Чельцова , в Ленинграде осенью 1926 г. находились следующие православные архиереи: архиепископ Гавриил (Воеводин), назначенный митрополитом Иосифом (Петровых) управлять епархией в его отсутствие, епископы Алексий (Симанский), управлявший соседней Новгородской епархией, Николай (Ярушевич) , Григорий (Лебедев), Сергий (Дружинин), Димитрий (Любимов) и Серафим (Протопопов), вернувшийся тогда из Соловецкого лагеря. Отношения между петроградскими архиереями складывались не самые доверительные: Преосвященные Алексий и Николай составляли одну партию, подозреваемую в склонности к примирению с обновленцами, Григорий и Димитрий – другую, к которой постепенно становились все ближе епископы Сергий и Серафим 1034 . Последний, как следует из дальнейшего упоминания епископа Павлина про Соловки, был одним из двух, имена которых он «позабыл». Вторым «позабытым», вероятнее всего, был либо епископ Григорий, либо епископ Сергий (не исключено, что, в действительности, подписались оба). Информация про посещение епископом Павлином Ленинграда, судя по подчеркиваниям в протоколе, весьма заинтересовала следствие, поскольку дальше шло указание на важную деталь, связанную с соловецким епископатом и его отношением к выборам Патриарха. «В числе последних двух – один вернулся из Соловков и сообщил, что соловецкие епископы (заключенные в Соловках) также беседовали по этому вопросу и вынесли решение также в пользу патриархата и Кирилла. Об этом было упомянуто в документе» 1035 . В том, что епископы на Соловках обсуждали те же самые вопросы, что и православные архиереи на свободе, нет ничего удивительного, особенно если учесть, что где-то на рубеже лета-осени 1926 г. на архипелаг был перемещен епископ Василий (Зеленцов), бывший до того момента активнейшим деятелем негласного епископского Собора. Среди соловецких архиереев были тогда такие авторитетные иерархи, как архиепископы Иларион (Троицкий) , Прокопий (Титов), Евгений (Зернов), Гурий (Степанов) . Разумеется, таким поборникам патриаршества, как архиепископ Иларион, идея о необходимости скорейшего избрания нового Патриарха была чрезвычайно близка.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Пензенское викариатство. Упразднена в 1930 г. 05(18)03.1923 31.07(13.08)1930 Петр Соколов, паки Серпуховская Основана в 1904 г. Именование – по г. Серпухов (Московская область). Московское викариатство. Титулярное. Упразднена в 1937 г. Возобновлена 06(19)07.1976. Упразднена 07(20)07.1990. Возобновлена в 1991 г. Упразднена в 1997 г. 08.11.1904 25.04.1906 Никон Рождественский 29.06.1906 14.05.1914 Анастасий Грибановский 08.06.1914 16(29)09.1923 04.1923 (?) 10(23)04.1927 Алексий Готовцев 10(23)04.1927 21.03(03.04)1928 Сергий Гришин 12(25)04.1928 18(31)01.1930 21.03(03.04)1930 09(22)11.1933 Иоасаф Шешковский-Дрылевский 09(22)11.1933 06(19)09.1934 Иннокентий Клодецкий 23.07(05.08)1937 Алексий II Сергеев 06(19)07.1976 03(16)07.1982 03(16)07.1982 25.07(07.08)1982 26.07(08.08)1982 07(20)07.1990 12(25)03.1991 04(17)02.1997 06(19)07.2006 Серпуховская, обн. Основана в 1931 г. Именование – по г. Серпухов (Московская область). Московское викариатство. Упразднена 1932 г. (?) 10(25)03.1931 Сестрорецкая Основана в 1924 г. Именование – по г. Сестрорецк (Ленинградская область). Ленинградское викариатство. Упразднена в 1933 г. 10(23)06.1924 09(22)03.1933 Сигнахская Основана в 335 г. в Бодби (близ г. Сигнах, Картли, Грузия). Присоединена и упразднена в 1811 г. (присоединена к Алавердской епархии). Возобновлена в 1814 г. 28 .12.1818 присоединена Телавская, в 1828 г. – Ниноцминдская епархии. Упразднена в 1837 г. (присоединена к Карталинской епархии). Именовалась: Бодбийская и Кизикская; с 30.08.1814 – Сигнахская и Кизикская; Бодбийско-Сигнахская. 30.06.1811 14.07.1811 Иоанн Бодбели, кн. Макаев 30.08.1814 28.12.1818/14.09.1837 Симбирская Основана 10.02.1832 (выделена из Казанской епархии; местопребывание – в г. Симбирск, с 1924 г. – Ульяновск). В 1959–1989 гг. управлялась Куйбышевскими архиереями. Возобновлена 30.08(12.09) 1989. Именовалась: Симбирская и Сызранская; с 1924 г. – Ульяновская и Мелекесская; в 1943 г. – Ульяновская и Сызранская; с 05.1944 – Ульяновская и Мелекесская; с 2001 – Симбирская и Мелекесская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В К.-Б. м. существовали особые богослужебные традиции. Среди киевлян известность приобрели пассии, служившиеся в первые 4 пятницы Великого поста, и обряд перенесения вербы, совершавшийся в Лазареву субботу. Во время пассий в монастырских храмах произносили проповеди профессора КДА. В XVIII в., во время перенесения вербы, шествие направлялось из Георгиевского храма в Софийский собор, а оттуда в К.-Б. м. В XIX в. ежегодно вечером в Лазареву субботу в Петропавловской семинарской ц. (КДС располагалась в зданиях бывшего Петропавловского монастыря с 1831/32 по 1901, а с 1901 здесь располагалось Киево-Подольское ДУ) собирались воспитанники и наставники всех духовных школ Киева. После освящения вербы крестный ход с пением «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» направлялся в К.-Б м., где совершалось праздничное всенощное бдение. Два раза в год (6 янв. и 1 авг.) крестный ход направлялся для водоосвящения из К.-Б. м. на Днепр. В эти дни вместе с крестным ходом из обители выносилась Киево-Братская икона Божией Матери . С 1853 г. (после эпидемии холеры) был учрежден ежегодный крестный ход из К.-Б. м. на Житный рынок Киева (в день Всех святых). В 1920 г., после окончательного установления в Киеве советской власти и переоформления КДА в Киевскую правосл. богословскую академию (далее КПБА), которая не имела возможности располагаться в академических корпусах, должность настоятеля К.-Б. м. и ректора КПБА были разделены. С 1920 г. настоятелем К.-Б. м. в сане архимандрита служил Алексий (Готовцев) , к-рый 8 мая 1921 г. был хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Киевской епархии. В 1922 г. настоятелем был игум. Антоний (Лобов), переведенный в 1923 г. в Киево-Печерскую лавру. В 1923 г. власти произвели первую масштабную реквизицию ценностей обители. В частности, был изъят монастырский архив, содержащий документы за 1746-1923 гг. 16 июня 1926 г. правительство УССР признало комплекс К.-Б. м. памятником архитектуры республиканского значения. В 1926-1928 гг. в документах упоминается Братская ремесленно-хозяйственная община, в состав которой входили и 7 монахов К.-Б. м., формально упраздненного властями. В целом община объединяла 315 прихожан Подольского р-на Киева (ГА г. Киева. Ф. 5. Оп. 2. Д. 958). Последними клириками К.-Б. м., упоминаемыми в кон. 20-х гг. XX в., были иером. Иаков (Демиденко) и монастырский свящ. (иером.?) Иоанн Черкасский, репрессированные в нач. 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

О сложности ситуации того времени в наш век приходится только догадываться. По воспоминаниям очевидицы того времени монахини Сергии (Клименко, 1893–1994), подвизавшейся в последние годы в Пюхтицком женском монастыре, в те дни она спросила о происходившем на ее глазах церковном расколе своего духовника: надо ли подчиняться сергианской церкви. Старец, после долгого и напряжённого молчания – от силы душевного напряжения в его руках порвались чётки – сказал: «Да, нужно, – не следует идти в раскол». 443 Это был правильный и положительный ответ – но чётки оказались порваны... Между тем недовольство линией митрополита Сергия не ограничилось одним Ленинградом. Так, в Октябре 1927 г. выразил недовольство Декларацией от 29 Июля и другими действиями митрополита Сергия и отделился от него, введя самоуправление в Воткинской и частично в Вятской епархии, епископ Глазовский Виктор (Островидов). 444 В Декабре акт об отделении от митрополита Сергия подписали викарии Ленинградской епархии: епископ Гдовский Димитрий (Любимов) и епископ Нарвский Сергий (Дружинин). Ещё ранее в ряде ленинградских приходов имя Заместителя Патриаршего Местоблюстителя перестало поминаться за богослужениями. 445 В некоторых церковных кругах создалось впечатление, что своими действиями, в частности, принятием принципа регистрации Церковных управлений, общин и отдельных священнослужителей в государственных органах, перемещением архиереев и т.д. Митрополит Сергий и Синод при нём нарушили важнейшие определения Собора 1917–18 г.г. и превысили свои полномочия, принимая принципиальные решения по вопросам Церковной жизни без соборного на этот счет соизволения, а потому образуемый ими церковный центр лишился своей каноничности. Тут кое-кто вспомнил о Патриаршем постановлении от 1920 г. о самостоятельном управлении церковных округов и епархий в случае отсутствия канонического церковного центра, что и привело к ряду отделений от митрополита Сергия. В Январе 1928 года отделился управляющий Воронежской епархией епископ Козловский Алексей (Буй) с паствой, затем епископ Серпуховской Алексий (Готовцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем временем в Церкви происходили очень важные события. Митрополит Сергий, в соответствии с достигнутой с Тучковым договоренностью, приступил к обустройству Московской Патриархии. Первым делом был заменен управляющий Московской епархией. В принципе, получив разрешение жить в Москве, митрополит Сергий мог бы вступить в управление столичной епархией сам, но он этого делать не стал или ему не позволили. Управляющим Московской епархией в мае 1927 г. был назначен архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский), бывший викарий Нижегородского митрополита. Произошло это, очевидно, не без участия известного ведомства, секретным сотрудником которого («спец, осведомом») архиепископ Филипп являлся 1132 . Подобного рода условие для выдвижения на ключевые церковные должности становилось более-менее обязательным. Прежний управляющий Московской епархией епископ Алексий (Готовцев) был переведен на Рыльскую кафедру (видимо, власть его кандидатура в качестве столичного викария не устраивала). В церковных и околоцерковных кругах назначение нового управляющего Московской епархией вызвало весьма оживленную (мягко говоря) реакцию. Очень громко возмущался Борис (Рукин), ранее без особого успеха сам пытавшийся вступить в управление московскими приходами. «Лицемерие и полная беспринципность м[итрополита] Сергия особенно ярко и с удивительной циничностью обнаружились в назначении управляющим Московской епархией бывшего епископа Балахнинского Филиппа», – докладывал епископ Борис на съезде сторонников ВВЦС в ноябре 1927 г. Можно было бы не придавать большого значения словам экспрессивного Бориса (Рукина), но далее он указывал на факты, которые не могли оставить без внимания не только григориане. «26-го декабря ст. ст. 1924 г., на второй день праздника Рождества Христова, в 2 часа дня, еще при жизни свят. Патриарха Тихона, епископ Филипп явился в храм Св. Николая, принадлежащий старообрядцам-беглопоповцам, и над ним был совершен полный чиноприем в раскол старообрядчества. [...] Правда, потом он испугался и на другой день после своего предательства служить к раскольникам не пошел» 1133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010