Можно списать политический антураж свидетельства Косткевича на следственную обстановку, в которой он это свидетельство давал. Что же касается фактической стороны его показаний, то здесь он практически безупречен. Сами григориане также вынуждены были признать факт оказанной митрополиту Сергию поддержки со стороны епископата (московского и украинского), но пытались представить ее в превратном свете. «Сам м[итрополит] Сергий, – писал епископ Борис, – признал явно незаконным свое мероприятие; так он, чтобы узаконить его, спустя приблизительно месяц или полтора после этого, собирает подписи для оправдания своих действий среди епископов. Из 40 епископов, пребывавших в Москве, такие подписи в разное время дали 15 архиереев, почти все бывшие живоцерковники и один бывший самосвят [...]; нашлись еще 9 украинских» 899 . В действительности, число поддержавших (письменно) митрополита Сергия епископов было больше, чем указывал негодующий епископ Борис. Среди них были и раскаявшиеся обновленцы (таковые тогда встречались практически везде и в самом ВВЦС тоже, достаточно указать на архиепископа Константина (Булычева)), но отнюдь не большинство, а про самосвята бывший Можайский просто придумал, чтобы попугать доверчивого читателя. «Впрочем, было бы несправедливо винить м[итрополита] Сергия одного в его поступках, – «оправдывал» в свою очередь Заместителя архиепископ Григорий. – Как мы видим, у него имеются сообщники, которые его поддерживают, а м. б. и руководят, так как он хотя человек и не очень старый, но значительно одряхлевший. Сначала им руководил епископ Старицкий – Петр Зверев , выросший, воспитавшийся и кровно связанный с сферами органически противными сложившимся условиям нашей жизни, а затем, когда этот деятель успокоился на кафедре Воронежского архиепископа, ему на смену выступили другие, менее крупные, но не менее ретивые сотрудники вроде епископа Прилуцкого Василия Зеленцова – инициатора всяких запрещений на Украине и в Москве» 900 . После отъезда из Москвы епископа Петра (Зверева) в Воронеж, в отсутствии епископа Серафима (Звездинского) , старшим из назначенных митрополитом Петром членов Совета столичных викариев остался епископ Алексий (Готовцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Глазовское Котельническое Уржумское Яранское Павел (Борисовский), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Флавиан (Сорокин), еп. Авраамий (Дернов), еп. (ссылк.) Нектарий (Трезвинский), еп. (закл.) Донская и НОВОЧЕРКАССКАЯ Викариатства: Аксайское Каменское Усть-Медведицкое Димитрий (Добросердов), архиеп. Захария (Лобов), еп. (ссылк.) Вдовствующая Иов (Рогожин), еп. (закл.) ЕНИСЕЙСКАЯ и Красноярская Викариатство: Минусинское Амфилохий (Скворцев), еп. (закл.) Димитрий (Вологодский), еп. ИЖЕВСКАЯ и Воткинская Викариатство: Малмыжское Виктор (Островидов), еп. Георгий (Анисимов), еп. ИРКУТСКАЯ и Верхоленская Викариатства: Киренское Нижнеудинское Гурий (Степанов), архиеп. (ссылк.) Ираклий (Попов), еп. Вдовствующая КАЗАНСКАЯ и Свияжская Викариатства: Мамадышское Спасское Чебоксарское Чистопольское Кирилл (Смирнов), митр. (ссылк.) Андроник (Богословский), еп. Варсонофий (Лузин), еп. (ссылк.?) Афанасий (Малинин), еп. Иоасаф (Удалов), еп. (ссылк.) КАЛУЖСКАЯ и Боровская Викариатства: Малоярославецкое Масальское Феофан (Туляков), еп. (ссылк.) Иоасаф (Шишковский-Дрылев­ский), еп. (ссылк.) Герман (Вейнберг), еп. КОСТРОМСКАЯ и Галичская Викариатство: Кинешемское Севастиан (Вести), архиеп. Вдовствующая Краснодарская и Кубанская Викариатство: Майкопское Иннокентий (Летяев), еп. (ссылк.) Варлаам (Лазаренко), еп. (закл.) КРУТИЦКАЯ Петр (Полянский), митр. (закл.) КУРСКАЯ и Обоянская Викариатства: Белгородское Дмитровское Новооскольское Рыльское Иувеналий (Масловский), еп. (закл.) Никон (Пурлевский), еп. (ссылк.) Иоасаф (Жевахов), еп. (закл.) Серафим (Игнатенко), еп. (неопред.) Алексий (Готовцев), еп. ЛЕНИНГРАДСКАЯ и Гдовская Викариатства: Выборгское Детскосельское Гдовское Колпинское Копорское Кронштадтское Ладожское Лужское Нарвское Петергофское Шлиссельбургское и Лодейнопольское Ямбургское (Кенги­сепп­ское) Иосиф (Петровых), митр. (удалён из еп., ссылк.) Вдовствующая Вдовствующая Димитрий (Любимов), еп. Серафим (Протопопов), еп. Сергий (Дружинин), еп. Венедикт (Плотников), еп. (ссылк.) Иннокентий (Тихонов), еп. (закл.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

435 По свидетельству Г. Л. Солоповой, здесь объединены сведения, относящиеся к разному времени. Все указанные лица жили у Антонины Владимировны, но не одновременно. 437 Леонид Степанович, брат епископа Германа, в 1930 году был арестован (за рассказанный в тесном кругу политический анекдот) и затем выслан на три года за пределы Московской области, в город Карабаново. 439 Игумен Израиль, осужденный в 1931 году на десять лет ссылки (ЦА ФСБ, д. П-60406), находился в Казахстане и по слухам, дошедшим до Верховцевых, должен был быть освобожден как инвалид. Но надежды на это не осуществились. В конце 1937 года игумен Израиль был арестован в Семипалатинске и через несколько дней расстрелян (29 декабря). 441 Имеются в виду московские блаженные Максим (конец XIV-XV век, память 11 ноября) и Василий (XVI век, память 2 августа). 444 Игумен Израиль. (Примеч. Н. А. Верховцевой.) Сохранилось теплое письмо игумена Израиля Наталье Александровне, подписанное «твой тятя». 445 Ср. у аввы Дорофея «Поучение шестое, о том, чтобы не судить ближнего»: «Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами... круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог. Радиусы же... есть пути жизни человеческой. И так, насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу, и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу» (Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения. Калуга, 1895, с. 95; репр. М., 1991). 447 Согласно словарю митрополита Мануила (Лемешевского) , епископ Алексий (Готовцев, 1891–1936) в 1932–1936 годах жил в Москве и состоял на гражданской службе, скончался от ползучей экземы и был похоронен как мирянин. Без специальной проверки нельзя поручиться за точность этих данных. 453 См.: Приношение современному монашеству. – Собрание сочинений. Т. 5. СПб., 1886 (репр. М., 1993), с. 84. 454 «Колесничный авва» – прикованный к инвалидной коляске архимандрит Симеон (Холмогоров), живший в Свято-Даниловом монастыре, которого архиепископ Феодор очень почитал. Расстрелян в 1937 году в Ивановской тюрьме вместе с архиепископом Феодором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый из Крутицких митрополитов, кафедра которых (храм Успения на Крутицах, Москва) возобновлена после 132-летнего перерыва в 1919 г. (см. Крутицкая). Вторая дата – дата кончины. 2808 Митрополит Крутицкий; практически управлял по 12.1925, номинально – по 29.08(11.09)1936 (дата преставления). 2810 Назначенный в Воронеж бывший Старицкий архиепископ Петр (Зверев) очень недолгое время – около 2 месяцев – временно управлял Московской епархией, в самый смутный период ее существования, когда высшей церковной власти в лице Патриаршего Местоблюстителя в Москве уже не было, а новоявленные раскольники – григорианцы – прилагали все усилия к захвату ее в свои руки. Временное управление епархией было поручено архиепископу Петру (Звереву) , по- видимому, во второй половине декабря 1925 г., одновременно с переводом его из Старицы в Воронеж, состоявшемся по указу Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) , проживавшего тогда в Нижнем Новгороде. Обосновавшиеся в покоях почившего Патриарха в Донском монастыре руководители григорианского раскола, основываясь на спровоцированной ими известной резолюции Местоблюстителя о передаче им своих полномочий Коллегии из трех архипастырей, предприняли неудачную попытку к захвату высшей церковной власти, указом от 18.2(3.3)1926 устранили от управления Московской епархией архиепископа Петра (Зверева) и назначили на его место Московского викария, епископа Можайского Бориса (Рукина). Архиепископ Петр (Зверев) отбыл в Воронеж, доложив Заместителю о создавшейся обстановке. В противовес григорианцу Борису (Рукину), на основе той же резолюции Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) для управления Московской епархией создается Совет Викариев. 2811 По завещательному распоряжению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) от 23.11(6.12).1925 временное управление Московской епархией поручается Совету Викариев, под председательством Преосвященного Дмитровского Серафима (Звездинского) . В его состав формально входили: епископ Серпуховской Алексий (Готовцев), епископ Клинский Гавриил (Красновский) и епископ Бронницкий Иоанн (Василевский). Практически состав Совета был иным: Председательствующий Серафим (Звездинский) отсутствовал, а в работе Совета, кроме перечисленных, периодически принимал участие еще Преосвященный Сергиевский Амвросий (Смирнов). Резиденция Совета находилась в подвале храма Николы в Кошелях, что у Яузских ворот (не сохранился).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сначала был построен и освящен придел свт. Николая (1837 г.), устроенный после упразднения старинного Никольского храма, стоявшего рядом с собором и бывшего к нему приписным. В 1839 г. начали строить Димитриевский придел вместо старого и тесного, строительство окончено в 1841 г. В начале XX в. еще сохранялись памятники-каплички на месте престолов разобранных Никольского храма и Димитриевского придела. Новые приделы были построены в традициях позднего классицизма, они имеют строгие и величественные формы, которые, однако, не подавляют собой более древнее здание собора. В результате реконструкции XIX в. облик древнейшего Серпуховского храма был сильно изменен – удалено пятиглавие, с севера и юга к четверику пристроены портики, стесаны архитектурные украшения XVII столетия, изменен облик колокольни, вокруг собора устроена ограда. До закрытия в начале 1930-х гг. в интерьере храма сохранялись старинные иконы, из которых особо древними были образа Св. Троицы и Богоматери Смоленской, находившиеся в местном ряду главного резного и позолоченного иконостаса, в одном из приделов хранилась икона-складень с серебряными створками. В ризнице собора находились старинные напрестольные кресты и Евангелия, шкатулка с древними драгоценными привесками к иконам, жалованные грамоты московских царей соборному причту, комплекты архиерейского облачения, в трапезной же храма висели иконы, некогда находившиеся на воротах серпуховского кремля. В начале XIX столетия интерьер собора был украшен стенописью, которая возобновлялась в1872 г. В разное время к собору были приписаны храмы Вознесения Господня (1747 г.) и св. блгв. кн. Александра Невского. В советское время Троицкий собор был закрыт. Когда в июне 1924 г. Святейший Патриарх Тихон посетил Серпухов, он останавливался именно на Соборной горе, так как здесь находились дома священнослужителей. Дом-пятистенок выстроен в 1914 г. и назывался Архиерейским. В левой части дома жил настоятель храма - Алексей Петрович Синайский с семьей. Правую в разные годы занимали Серпуховские Епископы: Арсений (Жадановский), Сергий (Гришин), Алексий (Готовцев), Мануил (Лемешевский). В этом доме на три дня останавливался Патриарх Тихон во время посещения Серпухова в 1924 г. Митрополит Петр (Полянский), приезжавший с Патриархом Тихоном, останавливался в доме протоиерея Владимира Смирнова, напротив. В конце 1970-х гг. архиерейский дом был снесен при строительстве мемориала.

http://sobory.ru/article/?object=00380

30 нояб. 1923 г. архиеп. Петр был назначен настоятелем московского в честь Богоявления монастыря (Там же. Д. 273. Л. 26). Против повышения статуса владыки Петра выступили Московские викарии Феодор (Поздеевский) , Борис (Рукин) и др. Неоднократно в конфликты с архиеп. Петром вступал и председатель Московского епархиального совета прот. Василий Виноградов, в нач. 1925 г. митр. Петр пытался сместить его с должности. 24 янв. 1924 г. патриарх Тихон подписал указ, которым архиеп. Никандр увольнялся на покой «из-за болезненного состояния», архиепископом Крутицким и управляющим Московской епархией назначался Петр (Там же. Д. 272. Л. 103-104). 22 марта 1924 г. патриарх наградил архиеп. Петра «в ознаменование прекращения Президиумом ВЦИК его следственного дела и за полезную службу Церкви Божией» саном митрополита (Там же. Д. 268. Л. 34). 12 апр. 1925 г., в день похорон патриарха Тихона, Крутицкий митр. Петр был объявлен присутствовавшими на похоронах архиереями патриаршим местоблюстителем с сохранением за ним звания управляющего Московской епархией. В дек. 1925 г. митр. Петр был арестован, после его высылки из Москвы, последовавшей 5 нояб. 1926 г., К. к. не замещалась до 1944 г. В февр. 1926 г. Можайский еп. Борис (Рукин) заявил о своем вступлении в управление церквами Москвы и Московской епархии, ссылаясь на определение Поместного Собора от 8 дек. 1917 г., по которому патриаршим наместником являлся Коломенско-Можайский архиерей, а не Крутицкий. В 1926 г. Московской епархией управлял Серпуховской еп. Алексий (Готовцев) , его сменил в мае 1927 г. Звенигородский еп. Филипп (Гумилевский) . В 1934 г. в управление Московской епархией вступил митр. Сергий (Страгородский) , получивший титул «митрополит Московский и Коломенский». В 20-40-х гг. XX в. действовала обновленческая Крутицкая кафедра, занимавший ее «архиерей» являлся главой обновленческого Московского ЕУ. 18 июня 1922 г. «Крутицким архиепископом» стал Леонид (Скобеев), 6 июля того же года он был переведен в Пензу. На его место назначили «архиепископа» Антонина (Грановского) .

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Вышеизложенное благоволите сообщить пребывающим в Москве архипастырям с просьбой выразить письменно на сем же своё решение каждому собственноручной подписью. За Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. 11 (24) мая 1926 г. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Резолюция временно управляющего Московской епархией епископа Серпуховского Алексия [Готовцева] на письме Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] от 11(24) мая 1926 г. Прошу епископа Серафима [Силичева] Рыбинского собрать мнения по данному вопросу Архиереев, пребывающих в г. Москве. Алексий, епископ Серпуховской. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы. Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] по вопросу о местоблюстительстве последнего «В письме Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий между прочим пишет: «что местоблюстительство... будет тогда свободным, когда митрополит Пётр [Полянский] сам откажется от него или будет лишён его церковным судом; тогда уже кандидатами будут митрополит Кирилл [Смирнов], а вторым он, митрополит Агафангел, без этого никто не вправе присваивать себе эту должность». «Завещание Святейшего, – пишет митрополит Сергий, – хотя оно уже и использовано для своей цели (Местоблюстителя мы имеем), и теперь не утратило для нас своей нравственной, а пожалуй, и канонически обязательной силы. И если почему-либо митрополит Пётр оставит должность Местоблюстителя, наши взоры, естественно, обратятся к кандидатам, указанным в завещании, т. е. к митрополиту Кириллу и Вашему Высокопреосвященству. Это своё мнение я выражал уже письменно и раньше. Могу сказать, что таково же указание и митрополита Петра...» [в изложении] Иоанн (Снычев], митрополит. Церковные расколы Обращение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к народному комиссару внутренних дел Народному комиссару внутренних дел Нижеподписавшийся с 14 Декабря 1925 г. [н. ст.] исправляет должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола, т. е. временно состоит во главе иерархии Русской Православной Церкви или Московского Патриархата, пределы которого совпадают с территорией Союза ССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1933–1935: Михаил Князевский 22 .11(05.12).1935–08(21).04.1937: Евстафий Сафран, в. у. 27 .12(09.01).1935–23.06 (06.07).1938: Тихон Попов 1938–1941: Виталий Введенский, паки 23 .09(06.10).1941 –21.11(04.12). 1941: Александр Введенский 1 1941–25.04(08.05).1942: Анатолий Филимонов, в. у. 28 .09(11.10). 1942–22.04(05.05).1943: Сергий Ларин, в. у. 23 .03(05.04).1943–08(21).12.1943: Андрей Расторгуев 1943–26.07(08.08).1946: Александр Введенский 1, паки 1946–1946: Филарет Яценко Московская (сцв) 1923–01(14).01.1927: Антонин Грановский Московская и Коломенская (с 1918 г. Московская Патриаршая Область) 25 .11(08.12).1912–20.03(02.04). 1917: Макарий Невский 11 .1912–23.12(05.01).1912: Василий Преображенский 1, в. у. 01(14).06.1914–01(14).09.1914: Трифон Туркестанов , в. у., паки 20 .03(02.04).1917–21.06(04.07).1917: Иоасаф Каллистов, в. у. 23 .06(06.07).1917–21.11(04.12).1917: Тихон Белавин 1918–1920: Иоасаф Каллистов, в. у. 1920–18(31).01.1922: Евсевий Никольский, в. у. 01 .1922–1923: Никандр Феноменов, в. у. 1923–1924: Илларион Троицкий. в. у. 1923–1925: Пётр Полянский , в. у. 1925–1925: Гавриил Красновский, в. у. 27 .11(10.12).1925–18.02(03.03).1926: Пётр Зверев, в. у. 02 .1926–04.1927: в. у. (Совет викариев: Алексий Готовцев. Гавриил Красновский, Иоанн Василевский) 05 .1927–1931: Филипп Гумилевский, в. у. 29 .04(12.05).1932–01.1936: Питирим Крылов, в. у. 14(27).04.1934–30.08(12.09).1943: Сергий Страгородский 1941–1942: Сергий Гришин. в. у. 02 .1942–09.1943: Николай Ярушевич , в. у. 02(15).05.1944–19.09(02.10).1960: Николай Ярушевич , в. y., паки Московский и всея России Патриархат 21 .11(04.12).1917–25.03(07.04). 1925: Тихон Белавин " 30 .04(13–05).1922–12(25).06.1923: Агафангел Преображенский, в. у. 30 .03(12.04).1925–29.08(11.09)1936: Пётр Полянский , в. у. 01(14).12.1925–25.11(08.12).1926: Сергий Страгородский , в. у. 25 .11(08.12).1926–16(29).12.1926: Иосиф Петровых , в. у. 16(29).12.1926–30.03(12.04). 1927: Серафим Самойлович, в. у. 30 .03(12.04).1927–30.08(12.09).1943: Сергий Страгородский , в. y., паки

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ряд епархий, возглавляемых своими архипастырями, стали отходить от митроп. Сергия и его Синода. Первыми отложились петроградцы – епископ Димитрий Гдовский и епископ Сергий Марвский со своей паствой, написав 16 декабря специальное мотивированное послание митроп. Сергию. 22 декабря отложилась Глазовская епархия, возглавляемая епископом Виктором. 30 декабря отложились серпуховского духовенство и миряне во главе с еп. Алексием (Готовцевым). 9 января 1928 года отложился управляющий Воронежской епархией епископ Козловский Алексий со своей паствой. 12 января отошел со своей паствой епископ Никольский Иерофей. Послания с мотивами своего отхода написали: митроп. Агафангел, архиеп. Угличский Серафим, митроп. Петроградский Иосиф, архиеп. бывш. Пермский Варлаам (Ряшенцев) , епископ Ростовский Евгений (Кобранов). В разное время прервали общение с митрополитом Сергием: митроп. Казанский Кирилл, архиеп. Пахомий, епископы: Дамаскин, Василий, Иларион (викарий Смоленский), Максим (Серпуховской), Аверкий, Нектарий (Трезвинский) и другие, написав митрополиту Сергию мотивированные послания. 14/27 сентября 1927 года митроп. Сергию было написано “Открытое письмо” соловецких узников по поводу его Декларации, в котором, в частности, говорилось: 1) Мы одобряем самый факт обращения Вашего к Правительству с заявлением о лояльности Церкви в отношении к Советской власти, что касается гражданского законодательства и управления... 2) Мы вполне искренно принимаем чисто политическую часть послания... 3) Но мы не можем принять и одобрить Послание в его целом, по следующим соображениям: а) в абзаце “5” мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и Государства. Церковь не может взять на себя пред Государством (какова бы ни была в последнем форма правления) обязательства считать все радости и успехи Государства – своими радостями и успехами, а все неудачи – своими неудачами, ибо всякое Правительство может принимать иногда решения безрассудные, несправедливые и жестокие, которым Церковь вынуждена бывает подчиниться , но не может им радоваться или одобрять. В задачу настоящего Правительства входит искоренение религии, но успехи его в этом направлении Церковь не может признать своими успехами;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недавно я был у старца своего, и он мне сказал: " Я боюсь за спасение своей души " . Подумайте, други мои об этом: старец боится за спасение души. Страшное время наступает; может быть, мы стоим уже при дверях, может быть, уже грядет час суда. Многое из предзнаменований исполняется: страшная, бессмысленная, братоубийственная война, голод, который доводит людей до людоедства, а за ними тяжелые 193 смертные болезни, мор по древним предсказаниям. Откровение Иоанна Богослова говорит о появлении зверя, борющегося с Агнцем Божиим, там говорится о Жене, родившей Сына, которого преследовал страшный зверь, вышедший из бездны. Но Жена скрылась в пустыне. По толкованию св. отцов Жена — Церковь Христова. Они предсказывали, что придет время, когда снова верующим придется уходить в подземелье, скрываться в пустыню. Не наступает ли теперь это время? Будьте крепки духом, будьте внимательны. В последние дни, говорит Писание, восстанут лжепророки, чтобы, если можно, прельстить и избранных. Крепко держитесь золотой цепи — веры православной, установления св. отцов и апостолов. Крест Животворящий да утвердит вас. Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь Твою, юже стяжал еси Честною Твоею Кровию. 194 ПРИМЕЧАНИЯ о деятелях Церкви, упомянутых в житии еп. Серафима (в алфавитном порядке имен) Серпуховский епископ АЛЕКСИЙ (Готовцев) Род. в 1891 г., окончил Киевскую Духовную Академию, хиротонисан в 1921 г. во епископа Звенигородского. С 1923 по 1927 г. был епископом Серпуховским, затем Рыльским. С 1932 г. епархией не управлял. Умер в 1936 г. от болезни. Архимандрит. АРСЕНИЙ (Жадановский) Род. в 1875 г., принял монашество в 1894 г., а в 1903 г. был назначен наместником Чудова монастыря, где проявил себя и администратором и духовным водителем. В июле 1914 г. был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии: С 1923 г.епархией не управлял, а с 1927 г. переехал на жительство в Арзамас, состоял в " скрытой " оппозиции к митр. Сергию: не принимал назначений и не выступал на общественных богослужениях. Неоднократно арестовывался. Год смерти неизвестен: 1942 или 1945—46 г. Оставил воспоминания об о. Алексее Мечове, о. Иоанне Кронштадтском, матушке Фамари и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2438...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010