И в потенциал церковный он верил, и знал, как его раскрыть, как сбросить оковы духа, которые сковывали Церковь в тяжелые богоборческие времена. И это ему удалось. В этом его величие, в этом его доступность, в этом его подвиг. Я думаю, именно в этом и заключено завещание Святейшего. Ну а что касается планов… Планы нам дает сама жизнь, и не изобретал он какие-то планы, а верил, молился и созидал. Он открыл множество храмов и монастырей, но не потому, что намечал какую-то программу – по годам, кварталам и месяцам. Церковь – это живой организм, богочеловеческий организм, и Господь управляет Церковью, а мы только орудие Промысла Божия. И он это понимал очень хорошо. И в этом было его величие, его пророческое служение, в этом он был на шаг вперед всех наших политических лидеров. Он прозревал будущее страны, видел, что нужно для страны, что нужно для Церкви, и не ошибался… Если мы спросим себя, над какими проблемами размышлял Святейший Патриарх в последнее время, то на этот вопрос у нас нет ответа, хотя предположить, естественно, можно, потому что он был человек открытый, а все его помыслы обращались к Церкви, к заботам о ее состоянии, ее будущем. Он искал хороших кандидатов в епископы, достойных соработников, мечтал, чтобы они разделяли его заботы. Он никогда сразу не отпускал ставленника в архиерейском чине от себя сразу после его рукоположения. Он держал его около себя некоторое время, столько, сколько необходимо, чтобы человек почувствовал его понимание времени, его молитвенный настрой, чтобы этот настрой он перенес в свою епархию. И это был самый дорогой подарок от Святейшего Патриарха. Не сомневаюсь, что задачи, которые будет ставить жизнь перед новым Предстоятелем, будут иные, но не менее трудные, чем те, которые стояли перед Святейшим Патриархом Алексием. Легкого пути для Церкви Христос никогда не обещал. И каждая эпоха в жизни Церкви по-своему сложна и трудна. Поэтому я хотел бы пожелать новому Предстоятелю иметь ту веру, которую имел Святейший Патриарх Алексий, то печалование, которое он имел о своей пастве. Любить так же правду, как любил ее покойный Патриарх Алексий. И я думаю, что ничего там изобретать не надо – мы не светская организация, мы не нуждаемся в каких-то структурных изменениях, у нас все идет согласно нашим традициям. И нужно продолжать тот дух и ту жизнь, которую задал нам Святейший Патриарх Алексий. Конечно, это будет новая жизнь, это будут новые направления в жизни, но Евангелие дает нам неизменные ориентиры, и это наша платформа. Вся жизнь святейшего патриарха – образец жертвенного служения своей Церкви и своему народу.

http://pravoslavie.ru/37205.html

Ответственный редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин приводит пример: «Сейчас немало епископов, которые выступают за частое причащение мирян. В 90-х это назвали бы “неообновленчеством”». В то время правые считали, что часто причащать прихожан противоречит традициям русского православия: соединиться с Христом - это награда, и ее нужно заслужить. Либералы возражали: причастие - это любовь Христа, и переборщить с ней нельзя. Нормы внутрицерковной дисциплины стали помягче. Тепеь параллельно и спокойно сосуществуют обе практики. Нельзя сказать, что центристы совсем не тяготеют к какой-либо из сторон. Каким был патриарх, таким получился и центр - правым, а не левым. «Консерватор в здоровом смысле слова», - говорит про него директор Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров. В 2000-е новая церковная сила услышала из Кремля близкую ей риторику. Светская власть - не коммунистическая, зато довольно реакционная - оказалась по душе церковному народу с его традиционалистскими настроениями. «Православие как общественно-политическое явление всегда нуждалось в симфонии, то есть в связке церковь–государство», - говорит насельник Данилового монастыря игумен Петр (Мещеринов). ВРЕМЯ НЕБОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН При Алексии II менялась не только политическая карта церкви, но и ее внутренняя организация. Большая часть церкви живет по феодальным законам: пока вассал лоялен и исправно платит оброк, в его вотчину никто не лезет. По такому принципу работает церковная структура: приход–епархия–патриархия. Эта система сейчас меняется в крупных городах, где много храмов. «Церковь медленно переходит от феодализма к госкапитализму», - формулирует известный московский протоиерей. С конца 90-х возникла новая практика: один настоятель может руководить сразу несколькими полноценными приходами, и в подчинении у него могут находиться больше десятка священников. Канонически и юридически это никак не оформлено, все держится на отношениях священника и епископа. А отношения эти определяются лояльностью и эффективностью. «Происходит маргинализация людей со слишком особливыми воззрениями. Это просто нерентабельно», - объясняет настоятель одного из московских приходов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Действительно, Алексий оказался обладателем беспрецедентной для русского митрополита властью. Вернувшись в 1360 году из Киева, он сделался при малолетнем князе Дмитрии фактическим главой государства. Чем же было вызвано это уникальное соединение светской и духовной власти в одном лице? Прежде всего, государственные функции митрополита Алексия возникли вследствие династического кризиса в московском княжеском доме. Все шесть сыновей великого князя Семена Ивановича умерли. Его брат, великий князь Иван Иванович, после смерти оставил после себя двух малолетних детей – Дмитрия и Ивана, причем старшему - " Дмитрию, родившемуся в 1350 году, исполнилось всего девять лет 394 . Из их племянников по мужской линии князь Владимир Андреевич Серпуховской, который, впрочем, юридически не мог претендовать на великое княжение, находился также в малолетнем возрасте. Кроме того, как уже говорилось, митрополит Алексий был выходцем из бояр, тем самым представлял интересы знати, поддерживающей московских князей. Теперь имеет смысл рассмотреть сам момент возложения на митрополита Алексия государственных обязанностей. Исследуя этот вопрос, Р. Г. Скрынников сравнил соборные определения константинопольских патриархов с духовным завещанием великого князя Ивана Ивановича и не нашел в последнем подтверждения фактов, приводимых византийцами. Сравнивая же завещания великих князей – Семена Ивановича и Ивана Ивановича, исследователь обратил внимание на следующее. Если великий князь Семен Иванович призывает членов своей семьи слушаться Алексия, тогда еще только владимирского епископа, то в завещании великого князя Ивана Ивановича о митрополите Алексии вообще не упоминается. Р. Г. Скрынников объясняет это тем, что в момент смерти великого князя митрополит Алексий находился в Киеве, где был задержан литовцами. В связи с данным анализом Р. Г. Скрынников считает версию о передаче умирающим великим князем Иваном Ивановичем власти митрополиту Алексию мифом 395 . Опираясь на мнение исследователя, можно предположить, что приход митрополита Алексия к управлению государством не был заранее подготовлен, а явился результатом создавшейся конкретной политической ситуации. Сам же механизм принятия властных полномочий митрополитом нам остается неизвестен. Можно лишь догадываться, была ли это инициатива самого митрополита, следствие активности боярства либо же их совместные действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

р.Б.Ирина 2016/09/29, 14:06:26 Батюшка Николай храни от зла р Б Алесея, Ольгу, Георгия, Марину Наталия 2016/09/29, 13:48:24 Святой Николай Чудотворец прошу тебя помоги,мне нечем оплатить кредиты, я знаю что сама виновата, но как мне выйти из этого болота ,прости меня -я совершенно не знаю что мне делать - проценты растут, слез уже нет и уже заработка не хватает ,чтоб проценты оплатить, помоги прошу тебя - я на краю какой-то пропасти ( и еще попалась к мошенникам ) у меня просто нет сил Антонина 2016/09/27, 07:07:04 Святой Николай, помоги рБ Николаю с работой! Прости нас. Благодарю. Наталья 2016/09/26, 21:40:43 Святой угодний Божий, Николай Чудотворец, ты всегда помогаешь и слышишь, ты покровительствуешь обиженным, бедным, страждущим, жаждущим, благодарим тебя за помощь в делах духовных и житейских. Услыши, пожалуйста, мою молитву, просьбу к тебе, моей дочери Марии подходит время уже рожать, шестой ребёнок, возьми под своё покровительство её, помоги благополучно родить здорового младенца. Святой Николай, помоги нам в нашем деле спасения, сыну Алексию, дочери непраздной Марии со чадами, её мужу Вадиму. И ещё, прости, бытовая просьба. У дочери моей Марии и её мужа Вадима случилась одна финансовая неприятность, помоги, пожалуйста!!! Галина 2016/09/25, 08:50:05 Николай Чудотворец!Моли Бога о моем сыне р.б.Алексии!Вразуми его,наставь на путь истинный!Помоги ему сдать экзамен!Благослови его на успех!Аминь! иоанна 2016/09/24, 20:06:56 Спасибо тебе Батюшка Николай Мирликийский Чудотворец за помощь твою мне и моей маме. Прошу тебя Батюшка Николай спаси души наши, помоги нам в наших делах, в получении подтверждения на проживание в России. Прошу тебя Батюшка Николай помоги в исцелении моей мамы. Спасибо тебе и Слава Тебе! Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь. Александр 2016/09/23, 19:00:16 Святителю Николае Чудотворче !Умоли Господа и Бога нашего о прощении и оставлении грехов наших.И помоги р.Б.Татиане встретить хорошего человека, с которым можно создать семью и родить здорового ребенка.

http://isihazm.ru/?id=490&c_pid=33

В мае 1881 года Александр Николаевич принял монашеский постриг с именем Алексия (в честь св. прав. Алексия человека Божия), затем был рукоположен в сан иеродьякона и иеромонаха. В конце 1870-х годов он занимался изучением китайского языка и собственно Китая, в основном по трудам великого синолога архимандрита Иакинфа (Бичурина). В 1881 году о.Алексий поехал в Пекин в составе Русской духовной миссии. Там он принял участие в переводе православных церковных книг на китайский язык, в сооружении православного храма в Пекине, в собрании китайских книг и рукописей. О.Алексий имел блестящие способности к изучению языков. Он знал основные европейские языки, из них очень хорошо английский. В Пекине он продолжал заниматься изучением китайского языка и его диалектов, а также монгольского. В Китае о.Алексий заболел и вынужден был просить об освобождении от участия в миссии. В начале 1887 года он выехал из Пекина, имея назначение в Киево-Печерскую лавру, откуда был направлен митрополитом Киевским и Галицким Платоном на подворье Киево-Печерской лавры в Петербурге, находящееся на Васильевском острове. В 1889–1891 годах в Петербурге вышло несколько его научных трудов, за которые он получил от Синода наперсный крест. Императрица Мария Феодоровна удостоила его приема и беседы в Гатчинском дворце. В 1895 году о.Алексий вновь едет в Пекин, но через два года возвращается в Россию. Теперь для жительства его направили в Оптину Пустынь, где его тепло принял настоятель архимандрит Досифей (Силаев). В Оптиной о.Алексий, кроме чередного священнослужения, получил послушание иконописца. Двадцать два года провел он в полюбившейся ему обители, пережив двух настоятелей – архимандритов Досифея и Ксенофонта, и сам скончался при третьем – архимандрите Исаакии, уже последнем перед закрытием монастыря. В начале 1920-х Оптинский музей бережно хранил его письменные и художественные труды, но после закрытия все бесследно пропало. Ни одной иконы, ни одного рисунка не сохранилось. Но в архивы попали его рукописи (часть их в 1923 году увез в Москву академик Конрад, – большей частью то, что касалось Китая), а в библиотеки – книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

840 Церковь Св. Екатерины Мученицы Сию церковь у Царицы на сенях строил в 1627 году Палатный мастер Джан Талер; она освящена была в следующем году, Ноября 1, в присутствии Царя и Царицы. В 1687 году Цари Иоанн и Петр с Царевною Софиею повелели сделать в нее новый иконостас. 841 По описи 1737 года, в этой верховой церкви «Царские двери были гладкие позолоченные, в средине городы, на дверях шесть клейм с образами. В трапезе иконостас деревянный о двух столбах витых на тумбах, над столбами по гзымзу с дорожниками флемованными, на гзымзах по штучке резной, в средине вверху его выгнуто дугою с дорожниками флемованными». В пожар 1737 года, Мая 30, сгорел этот иконостас, оцененный тогда во 150 р. Вскоре после того, церковь сия была возобновлена, а при Императрицах Елисавете Петровне и Екатерине II обогащена св. утварью и облачениями. От хищения врагов в 1812 году случайно сохранился драгоценный венец на храмовый образ Св. Екатерины, украшенный бриллиантами, как полагают, приношение Императрицы Екатерины II. Теперь сия церковь , по воле Государя Императора, возобновляется. Как домовая церковь , она с XVII века была Царским богомольем и местом крещения детей Царя Алексия Михайловича: Царевен Марии и Феодосии, Царевича Симеона. 842 В храмовый праздник здесь служивал Патриарх со властями в присутствии Царя, Царицы и детей Царя Алексия Михайловича Царевен Марии и Феодосии и Царевича Симеона. 843 Но изо всех Царей усерднее посещал сию церковь Алексии Михайлович, которому 1660 года Св. Великомученица Екатерина в сонном видении возвестила о рождении дочери Екатерины. На месте видения в Серпуховском уезде он устроил Екатерининскую пустынь. 844 Юный Петр с матерью своей часто ходил к божественной службе в сию церковь ; к ней примыкало через сени большое отделение дворца, где они помещались. Из упраздненных верховых церквей, упоминаемых в летописях и грамотах, были на дворце следующие: Стретенский собор на сенях Он соединялся с набережным Верхом переходами и выходил почти против церкви Спаса на Бору; был каменный одноглавый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В связи с учреждением Содружества независимых государств и упразднением СССР Священный Синод Русской Церкви принял в конце 1991 г. заявление, в котором предостерегал государственных и политических деятелей об опасности разделения, взаимного отчуждения, создания искусственных барьеров между народами, связанными общей исторической судьбой, но главное, что выражено в заявлении,– это забота о сохранении духовного единства народов на всей канонической территории Московского Патриархата и после распада СССР. «Наша Церковь исторически связана с Киевской Русью, давшей жизнь белорусскому, русскому и украинскому народам, и потому историческая общность и братство славянских народов, крещенных в единой купели, не должно разрушиться. При государственной самостоятельности мы должны остаться духовно едиными, черпая в этом единстве силу для обновления жизни» 721 . В 1991 г. продолжалось начатое ранее возвращение Русской Церкви ее святынь, храмов и монастырей, причем возвращались не только рядовые приходские церкви и разрушенные монастыри, но и древние храмы, которые составляют величайшее достояние Православной Церкви, в том числе и Софийский собор в Новгороде. В конце 1990 г. в одном из служебных помещений музея истории религии и атеизма, оккупировавшего Казанский собор Петербурга, были обнаружены святые мощи преподобного Серафима Саровского , которого почитает православная Русь как одного из своих самых великих заступников пред Богом. «После получения информации из музея,– рассказывал " Святейший Патриарх Алексий II,– я стал искать другие сведения, в первую очередь – акт о вскрытии мощей. Мощи не полностью нетленны. Митрополит Антоний (Вадковский) делал специальное разъяснение по их поводу в 1903 г. при прославлении. Акт был найден. И, сопоставив два акта – о канонизации в 1903 г. и о вскрытии в 1920 г., я направил в Петербург двух архипастырей, епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые провели тщательное обследование мощей. В акте 1920 г. очень подробно были описаны некоторые детали: поврежденный позвоночник (он был поврежден грабителями, напавшими на преподобного), отсутствие одного ребра и целый ряд других признаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Все политические реакции на Патриарха Кирилла за все прошедшие пять лет, как слева, так и справа, как извне, так и изнутри Церкви объясняются, в конечном счете, одним простым фактом – Патриарх Кирилл начал системное созидание Русской Православной Церкви, затрагивающее все сферы церковной жизни и преобразующее РПЦ в единую, централизованную, эффективно управляемую систему, способную блюсти ортодоксальную традицию во всем ее объеме, и, одновременно, проводить глобальную миссию не только в России, но и далеко за пределами нашего государства. Дело в том, что при Патриархе Алексии II Русская Церковь ещё только переживала период своего массового возрождения, когда миллионы людей только открывали для себя сам факт существования Церкви, а сама Церковь только " осваивалась в пространстве " , " ориентировалась на месте " , фактически отдав всю миссию в руки частных, низовых инициатив и, в этом смысле, в 1990-2000-е годы Церковь, во многом, держалась на личном энтузиазме отдельных клириков и мирян, начиная, собственно, с самого Патриарха Алексия II и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. И хотя этого энтузиазма нашей Церкви не занимать, в долгосрочной перспективе такая система очень уязвима именно потому, что в ней нет никакой системы. Ведь энтузиазм энтузиазму рознь, и сам по себе он никогда не бывает гарантией качества и панацеей от всех возможных пороков, как то – отсутствие элементарных нравственных добродетелей, необходимого образования, христианского трезвомыслия, церковного послушания, наконец, неспособности видеть церковную жизнь в её целом и думать, что все задачи Церкви сводятся к пиару себя любимого. Именно этим отсутствием системы объяснятся известный феномен, который я условно назову " феноменом Охлобыстина " , когда некий человек, не имеющий никакого существенного статуса в Церкви, привлекает к себе всеобщее внимание в качестве миссионера (в кавычках или без), а потом ведет себя в Церкви как штатная кинозвезда в маргинальном театре – " либо я в центре внимания, либо я от вас ухожу " . Причиной такого поведения было именно отсутствие системы – той самой системы, которая бы постоянно контролировала деятельность этой " кинозвезды " и форматировала под свои задачи как целого, которое больше своих частей.

http://religare.ru/2_103574.html

Великие инквизиторы " Традиция лжи " , взращенная Сергием, расцвела в следующем большевистском Патриархе Алексии (Симанском), которого в церковном народе уже прямо называли агентом НКВД (подобные слухи распространяла сама тайная полиция, сея в церковной среде смуту и недоверие) и о котором Иван Ильин отзывался как о " патриархе всея Руси в роли сознательного политического провокатора на службе у антихриста " . О том же напоминают и авторы воззвания ныне возрожденного Союза русского народа: " Иван Ильин в 1947 году в своей статье " Церковь в СССР " предупреждал, что МП создана большевиками с целью способствовать духовно-политическому разложению белой эмиграции и РПЦЗ " . Впрочем, и само русское зарубежье, столь принципиальное в осуждении большевистской Церкви, совсем иное отношение являло к классово близким себе тиранам. Хорошо известно, что карловчане (РПЦЗ) поддерживали Гитлера с первых его шагов и пользовались его неизменным покровительством. " Ибо не один только германский народ поминает Вас горячей любовью и преданностью перед Престолом Всевышнего: лучшие люди всех народов... видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду " (митрополит Анастасий Грибановский, предстоятель РПЦЗ). И пока с одного конца Евразии взвивались громогласные славословия " великому другу всех верующих " с призывами " объединиться во имя Христа... за попранные Гитлером идеалы христианства " , с другого ее конца раздавались панегирики " христолюбивому Вождю германского народа " , развернувшему " новый крестовый поход " против " антихристовой силы богоборцев, засевших в Московском Кремле " . Трагический фарс разворачивался во всей своей мощи. " Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; ... " Спасение всех " , о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение... Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевистских бойцов... Аминь! " – встречал нападение Германии на Советский Союз первоиерарх Православной Церкви в Германии архиепископ Серафим (особенно умиляет этот " последний и решительный " , шагнувший в речь иерарха, кажется, прямиком из " Интернационала " ).

http://religare.ru/2_58953.html

Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову [ 6 ]. Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии [ 7 ] в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия [ 8 ].   Тропарь, глас 4: Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое. В лето 1087, при царе греческом Алексии Комнине [ 2 ] и при патриархе Константинопольском Николае Грамматике [ 3 ], во время княжения на Руси Всеволода Ярославича [ 4 ] в Киеве и сына его Владимира Всеволодовича Мономаха в Чернигове [ 5 ], в греческую область вторглись измаильтяне [ 6 ], как с той так и с другой стороны моря. Они прошли по всем городам и селам, от Корсуня [ 7 ] до Антиохии и до Иерусалима; при этом они иссекали мужчин, женщин же и детей брали в плен и сжигали дома и имущества. Церкви и монастыри опустели, и города перешли во власть неверных. Тогда были опустошены и Миры ликийские, в которых почивало тело святителя Николая, тело драгое и всечестное, творившее дивные и преславные чудеса. Преподобный сей муж мог бы защитить град свой и Церковь от опустошения, но, по повелению Божию, не воспротивился, говоря: «Господи, угодное пред очами Твоими сотворю». Но Господь наш Иисус Христос не мог допустить, чтобы мощи святителя почивали в опустошенном месте и никем не славились, по сказанному в Писании: да торжествуют святые во славе (Пс.149:5); и еще: слава будет всем святым Его (Пс.149:9). В граде Бари, принадлежавшем тогда норманнам [ 8 ], жил некий пресвитер, христолюбивый и праведный. Ему явился во сне святой Николай и сказал: «Иди и скажи гражданам и всему собору церковному, чтобы они пошли в град Миры, взяли меня оттуда и положили здесь, ибо я не могу пребывать там, в опустошенном месте. Такова воля Господа». Сказав сие, святитель стал невидим. Пробудившись утром, пресвитер поведал всем бывшее видение. Они возрадовались и говорили: «Ныне возвеличил Господь милость Свою на людях Своих и на граде нашем, ибо сподобил нас приять угодника Своего, святого Николая». Тотчас они избрали из своей среды мужей благоговейных и богобоязненных и отправили их в трех кораблях за мощами святителя. Представляясь идущими для торговли, те мужи нагрузили свои корабли пшеницею и отправились в путь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010