Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й Протоиерей Владимир Воробьев: При Святейшем Патриархе Алексии Церковь заговорила полным голосом для друку 26 2009 р. 18:16 Интервью с ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым . — Какова роль Патриарха в Православной Церкви? Ведь были времена, когда Патриархов не было? — Церковь — это живой организм, и как всякий организм, она проходит через исторические периоды в своем развитии: есть период младенческий, детский, юношеский, есть период зрелости. В первые века христианства, когда Церковь только выходила из своей иерусалимской колыбели, не было еще такой развитой церковной структуры, как сейчас. Первые Поместные Церкви, по существу, были епархиями в нашем понимании или просто общинами: община города Эфеса, община Антиохии, община Коринфа и так далее. Все эти общины имели своих епископов. Откровение Иоанна Богослова содержит обращение к семи малоазийским церквам, там написано: «Ангелу Фиатирской церкви напиши... Ангелу Эфесской церкви напиши…» (Откр. 2:18; 2:1). «Ангел церкви» здесь — епископ, глава городской христианской общины. Епископ совершал одну на весь город литургию, и все христиане города причащались тогда в одном евхаристическом собрании. Но когда закончился период гонений, и к христианству стали приобщаться огромные массы народа, целые государства — тогда и возникла церковная структура, которая в определенной степени копирует государственную структуру. Это копирование отражалось во многом, например, в одеждах епископов и священников: архиерейское или священническое облачение содержит в себе элементы царского облачения, скажем, митра — это корона. Появляются каноны, по которым епископы разных епархий призываются к субординации, к тому, чтобы иметь первого между собой и без согласия этого первого ничего не делать.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208802...

Состоялся юбилейный концерт хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии 16 декабря 2021 г. 11:17 10 декабря 2021 года в Синем зале Санкт-Петербургского епархиального управления состоялся концерт, посвященный 50-летию основания хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии . На мероприятии присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Хор духовенства исполнил песнопение «О, преславнаго чудесе», которое участники хора считают своим гимном. «Хор создавался в 1970-е годы, это было непростое время для Церкви: всеми церковными делали ведали уполномоченные, которые запрещали все, что только могли, — напомнил градоначальник. — Создание хора, исполняющего духовные песнопения, в те годы казалось немыслимым. Но нашей митрополии повезло: главой ее тогда был владыка Никодим , он сумел добиться, чтобы хор был создан. Хор пел не только за богослужениями, он выступал на сцене Кировского, ныне Мариинского театра, на других концертных площадках. После кончины владыки хор перестал существовать, а возродился только при владыке Алексии, будущем Патриархе Алексии II . В 1988 году, когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси, хор принял участие в юбилейных мероприятиях. Сейчас хор духовенства известен не только в нашей стране, но и в мировом музыкальном сообществе. Важная часть его деятельности — он проводит благотворительные концерты, помогает детям с тяжелыми заболеваниями». Губернатор поздравил художественного руководителя и регента хора Юрия Герасимова с днем рождения, ему было спето многолетие. Хору духовенства и лично Юрию Герасимову вручены благодарственные грамоты губернатора. Митрополит Варсонофий обратился к участникам хора с приветствием: «Участники хора совмещают священническое служение с концертной деятельностью, — сказал архипастырь. — Сколько существует Православная Церковь, столько существует в ней пение. После трагических событий ХХ века в нашей стране традиция практически сошла на нет, после войны пришлось возрождать церковное пение хотя бы в больших городах.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

— Господи! — кричала она. — Господи! что же это такое! Лицо ее было залито слезами. — Негодяи — бормотал Петя. — Негодяи — У него сжимались кулаки, и чувство глубочайшего бессилия лишь острее раздирало его сердце. Солнце садилось, когда усталые от бурной скорби, тихие и грустные они отправились за реку. Лизавета молча гладила Петину руку, и он слабо пожимал ее в ответ. Они шли к тому кургану, который любил Степан, откуда открывался далекий вид. Они подошли к нему и сели. Какой–то торжественный, как бы похоронный марш звучал в их душах. — Степан, — сказал Петя, — знал, куда идет, и всю жизнь шел к одному. Может быть, и хорошо, что он закончил свою жизнь так. Он любил народ, Россию. И за них, в конце концов умер. Лизавета вздохнула. — Да, конечно. По ржам скользили последние солнечные лучи. Внизу блестел пруд, за ним деревня, церковь. Огромная цапля спускалась вниз, собираясь сесть в мокром месте. На лугу стояли копны, веяло летним, медовым духом. — Умер Алеша, умер Степан, — сказал Петя, прислонившись к плечу Лизаветы. — Милый друг, мы остались с тобой вдвоем. Видишь, как беспредельна, сурова и печальна жизнь. Нам надо идти в ней туда, к тому пределу, который переступим в свое время и мы. Лизавета вздыхала, глаза ее были влажны. — Слушай, — шепнула она ему на ухо: — закажем завтра панихиду по рабе Божием Стефане и Алексии, — прибавила она. — Закажем, — ответил Петя. — Непременно. О рабах Божиих Стефане и Алексии. Они возвращались домой в сумерках. Петя поддерживал Лизавету, она крепко опиралась на его руку. В роще, через которую они проходили, смутно белели березы. Зажигались звезды, появилась голубая Вега, давно любимая звезда. Пете казалось, что в этом летнем сумраке он ведет свою подругу в далекий, неизвестный путь, за горами и долами которого скрылись уж друзья их светлой юности, скроются они сами, как скрывается все в подлунном мире. В горле его стояли слезы. Он внимательно следил, как бы Лизавета не оступилась. Примечания Низменный, пошлый Извините (фр.) Мне было предначертано

http://azbyka.ru/fiction/dalnij-kraj-zaj...

Здорова ли ты, мать моя? – Крепись духом; воздаяние приближается, а оно ведь вечное. Как радостно будет почить в селениях вечных и возлюбленных! – Храни тебя Бог долго, да во всяком благополучии. Прощай. Твой слуга и молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 5 Декабря 1905 г. Игумении Алексии (Пляшкевич). 5 января 1906. Кронштадт Кронштадт 5 Янв 1906. Достопочтенная Матушка Игумения Алексия с сестрами о Христе! Приветствую вас с новым летом благости Господней. Письмо твое, Матушка, получил. Благодарю за всякие поздравления 452 . Дай Бог вам самим радоваться о Боге и подвизаться в молитвах. Посылаю вам двести руб . Протоиерей Иоанн Сергиев Игумении Алексии (Пляшкевич). 10 января 1906. Кронштадт Достопочтенная матушка Игумения Алексия с сестрами во Христе! Поздравляю вас всех совокупно с новым годом и с новыми (да будет это) милостями Божиими. Благодарю за поздравление меня с юбилеем 453 и с праздником Рождества Христова и с новолетием. Да утешит вас Господь и Матерь Божия духовно и чувственно при настоящих печальных, неслыханных в прежние времена, событиях, которые произвел у нас в России еврейский кагал 454 . Присылаю вам двести рублей. Протоиерей Иоанн Сергиев 10 Янв 1906. Игумении Таисии (Солоповой). 18 января 1906. Кронштадт Дорогая боголюбезная Матушка Таисия! Благодать и мир тебе от Господа нашего Иисуса Христа 455 и всем боголюбивым сестрам твоей обители. Благодарю за письма и телеграммы, за ризы, за все дары твоего усердия по случаю моего юбилея 456 ; да воздаст тебе Господь за все усердие. Особенно благодарю тебя за твои материнские, родственные письма, преисполненные Христовой любви возлюбленного ученика Христова. Благодарю за святую икону его, наперсника Христова 457 . Приветствую с новопостриженными в мантию се221 страми Ферапонтовской обители, послужившими как бы первым видимым началом ее восстановления и утверждения обители 458 . Да пребудет она благополучна до скончания века, в благочестии и довольстве. Посылаю 300 руб. на Ферапонтовскую обитель; прошу меня не обижать отказами или оговорками, что мне и самому нужно на мои обители: Ивановскую, Суре кую и Воронцовскую 459 . Мне Господь посылает на долю каждого, и моим обителям помогаю по нескольку десятков тысяч, а другим – понемножку; а ведь обители?то пред Господом все равны. Благословение шлю вам именем Господним. «Поддержи, Господи, старицу Таисию, много поработавшую Тебе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В то время как раз свободным оказалось место казначея в Чудовом монастыре Москвы, основанном святителем Алексием, митрополитом Московским. На эту должность и был назначен иеромонах Арсений. Перед своим прибытием на новое место служения он принял участие в Саровских торжествах, приуроченных к прославлению преподобного Серафима Саровского . Свои яркие и восторженные впечатления от посещения торжеств отец Арсений подробно описал в автобиографии. Тогда же он познакомился и с блаженной Пашей Саровской, с которой поддерживал дружеские отношения в течение долгих лет. Известно, что в один из своих приездов он просил благословения у старицы на основание женского монастыря, на что старица ответила: «Моешь горох, и довольно с тебя, а заваришь кашу – трудно будет». Эти слова отец Арсений понял так, что время для осуществления задуманных планов еще не пришло. Должность казначея в Чудовом монастыре отец Арсений занимал недолго – меньше полугода. Затем он был назначен наместником той же обители, поскольку предыдущий наместник, отец Иннокентий, был поставлен на Аляскинскую кафедру в Америке. 24 марта 1904 года иеромонах Арсений был возведен в сан архимандрита. Первые действия, которые предпринял в управлении обителью новый наместник, были направлены на укрепление дисциплины: он добился того, чтобы вся братия безукоснительно посещала все богослужения (за этим велся учет); запретил вход на территорию монастыря женщинам; распитие вина и табакокурение воспрещалось строжайшим образом. Заботился также отец Арсений и о духовном просвещении поступающих в монастырь. С этой целью им была открыта послушническая школа, без прохождения курса которой в обитель никого не принимали. Чудов монастырь в 1910-е годы стал одним из центров духовного просвещения Следует отметить, что в период своего наместничества архимандрит Арсений очень много трудился на просветительской и миссионерской ниве, что сделало Чудов монастырь одним из центров духовного просвещения. С 1912 по 1916 год здесь издавался журнал «Голос Церкви». При обители также работал отдел Камчатского миссионерского братства, не менее активное сотрудничество велось с братством Святителей Московских. Сам отец Арсений (Жадановский) стал известен в ту пору как духовный писатель благодаря публикации своего «Духовного дневника», позже печатались его воспоминания и очерки о праведном Иоанне Кронштадтском , старцах Алексии Мечёве и Алексии Зосимовском  и многих других подвижниках благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

При Алексии II избежало раскола и мировое православие, несмотря на исторически сложные, конкурентные отношения между Москвой и Константинополем. Конфликт в связи с возникновением «параллельной» юрисдикции в Эстонии привел лишь к непродолжительному прекращению молитвенно-канонического общения между двумя патриархатами, которое вскоре было возобновлено. В конце жизни он приложил немало усилий для сохранения московско-константинопольского диалога и одновременно для сохранения позиций РПЦ в Украине . Ради этого пожилой больной патриарх совершил в последние месяцы жизни трудные визиты в Киев и Стамбул. Он был прежде всего человеком церкви - и служил ей до самой кончины, несмотря на нездоровье. В нынешнем месяце должен был состояться визит Святейшего в Вену в рамках другого диалога - православно-католического (в последнее время он активно развивался: только осенью нынешнего года Россию посетили три высокопоставленных иерарха Римско-католической церкви). Алексий II был дипломатичен в отношениях с государством, но при этом отстаивал самостоятельность церкви в принципиальных вопросах. Через полгода после своего избрания патриархом он осудил кровопролитие, устроенное союзными силовиками в Вильнюсе. Мудрую позицию церковь заняла во время августовского путча 1991-го и гражданского конфликта 1993-го - в последнем случае она выполняла миротворческую миссию, и не вина священноначалия в том, что политики оказались неспособны достичь компромисса. Позитивную роль в российской политической и церковной жизни сыграло решение Синода под председательством патриарха не разрешать клирикам быть кандидатами на выборах различных уровней - таким образом, церковь оказалась за пределами межпартийной борьбы. При Алексии II была принята социальная концепция РПЦ, которая предусматривает возможность сопротивления антицерковной политике государства - этот документ продолжает традицию патриарха Тихона и ревизирует «сергианский» сервильный подход, способствовавший временному отделению Зарубежной церкви. Уже в нынешнем году, после военных действий на Южном Кавказе, РПЦ оказалась создавать свои структуры на территории Абхазии и Южной Осетии, продолжая признавать эти республики канонической территорией Грузинской православной церкви (сейчас межцерковные отношения остаются, пожалуй, единственным каналом общения между Россией и Грузией).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Его светозарные образы и есть Святая Русь» Знаменитому фотографу Санкт-Петербургской митрополии Юрию Костыгову исполняется 70 лет 28.03.2015 841 29 марта фотографу Санкт-Петербургской митрополии, члену Союза художников России Юрию Костыгову исполняется 70 лет, из них более пятидесяти он посвятил фотографии. Епархиальным фотографом Юрий Петрович стал еще при митрополите Ленинг радском и Новгородском Алексии, будущем Святейшем Патриархе Алексии II. Юрия Петровича знает весь православный мир: его персональные выставки проходили во многих странах. Часто он выставляется в родном Санкт-Петербурге: в 2014 году его персональные выставки прошли в духовно-просветительском центре «Святодуховский» и в Большом Гостином Дворе. Впрочем, с творчеством Юрия Петровича можно познакомиться и без выставки, открыв сайт Санкт-Петербургской митрополии или журнал «Вода живая». Редакция «Русской народной линии» поздравляет Юрия Петровича с юбилеем и желает Божией помощи в его творчестве, духовного и телесного здравия, многая и благая лета. Также с днем рождения выдающегося фотографа поздравляет в интервью «Русской народной линии» известный петербургский пастырь, директор издательства «Невская лавра», директор Объединенного музея церковной истории Санкт-Петербургской митрополии архимандрит Нектарий (Головкин) : Я знаком с Юрием Петровичем долгое время. Первая встреча с ним состоялась еще при владыке Владимире. Везде, где бы ни совершались Богослужения, и куда бы ни приезжали дорогие гости – Святейшие Патриархи и другие, всегда присутствовал Юрий Петрович, который является профессионалом своего дела. Наш юбиляр – интересный человек, настоящий патриот, с которым мне всегда радостно общаться. Мы с ним пребываем в ключе взаимопонимания, беседуя о событиях в мире, делах в Церкви. Юрий Петрович – грамотный, чуткий, внимательный человек. Я спешу присоединиться к общему поздравлению нашего дорогого юбиляра! Желаю от души многая и благая лета, здравия и творческих успехов.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/28/eg...

Доклад иерея Максима Плякина, секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, «Некоторые проблемы рецепции канонизации святых на современном этапе» был посвящен описанию некоторой части правовых проблем и коллизий, возникших во второй половине XX века в вопросе почитания местночтимых святых. В докладе были рассмотрены случаи прославления святых, совершенные без прямой санкции Предстоятеля Автокефальной Церкви, — прежде всего канонизаций, совершенных в пределах Украинской Православной Церкви , а также канонизаций, совершенных в Русской Православной Церкви Заграницей в период разделения с Церковью в Отечестве; а также современное почитание святых (преимущественно древних, в том числе домонгольского и монгольского времени), о канонизации которых не издавалось отдельного именного постановления высшей церковной власти, но чьи имена при Патриархах Алексии I , Пимене и Алексии II были включены в соборные памяти. Иерей Виктор Ленок, аспирант МДА, в своем докладе «Канонические границы проповеди в интернет-пространстве» предпринял попытку выявления корреляции между значимыми анализируемыми параметрами канала и теми способами ведения православной миссии, которые используются его авторами. Была предпринята попытка выявить темы православной миссии, находящие наибольший отклик у аудитории, а также проанализировать каноническую приемлемость внешней формы их разработки автором канала. Аспирант МДА иеродиакон Георгий (Пименов) рассказал об опыте кодификационной работы Русской Православной Церкви в рамках подготовки Всеправославного Собора. Проректор по лицензированию и аккредитации Казанской православной духовной семинарии священник Никита Кузнецов в докладе «Возможность имплементации отдельных положений Corpus iuris civillis в действующее право Российской Федерации» отметил использование материалов кодификационной работы святого императора Юстиниана Великого в подавляющем числе действующих правовых систем. Этот же процесс наблюдается и в истории отечественного государства и права. Автор привел примеры имплементации в действующие нормы, а также возможность и необходимость рецепции иных норм в российское законодательство.

http://patriarchia.ru/db/text/5869166.ht...

Мать, Ольга Сергеевна Голубцова (11/24.07.1867–20.05.1920), была дочерью ректора Московской Духовной Академии протоиерея Сергия Смирнова . В традиционно церковной семье Голубцовых было 12 детей. Четверо из них затем полностью посвятили себя служению Церкви (протоиереи Николай 57 , Серафим 58 , монахиня Сергия и архиепископ Сергий). О. С. Голубцова была глубоко верующей христианкой, преданной воле Божией. Она хорошо знала Священное Писание и многое из него помнила наизусть. Поставив себе задачу самоотверженного служения Богу и ближним ещё в девические годы, О. С. Голубцова старалась исполнять её в своей личной жизни. О. С. Голубцова очень тяжело переживала свое раннее вдовство. Опору она нашла в духовнике Смоленской Зосимовой пустыни иеросхимонахе Алексии (в миру Соловьев Фёдор Алексеевич; † 2 октября 1928), который был родственником Смирновых 59 . По словам отца Алексия, О. С. Голубцова «была самой преданной его дочерью, отличавшейся смирением и кротостью». Все силы она отдавала воспитанию своих детей, а скончалась, заразившись черной оспой, когда ухаживала за больными крестьянскими детьми в Тамбовской губернии. После кончины матери воспитание детей легло на их старшую сестру Наталью (в монашестве Сергия; † 19 августа 1977), которая вверила их духовному руководству иеросхимонаха Алексия. Она часто ездила в Зосимову пустынь и брала с собой детей, приучая их к продолжительным монастырским службам. Благодатная среда, царившая и в окружавших Сергиев Посад монастырях, и скитах – Черниговском-Гефсиманском, Вифанском и Параклите, способствовала укреплению церковного самосознания оставшихся сиротами детей. Об иеросхимонахе Алексии, который оказал на Павла в юности большое влияние, владыка Сергий отзывался как о «выдающемся благодатном старце». «Отец Алексий был замечательным духовником: строгим, но в то же время и ласковым, духовным отцом в полном смысле этого слова... От него всегда выходил я с некоторым чувством благоговения, страха и внутренней радости. Отец Алексий был очень внимателен ко всем подробностям, интересовался всеми кажущимися «мелочами». Происходило это, по-видимому, от его большой внутренней собранности и понимания, что всякая мелочь может таить в себе большее, чем мы думаем». Иеросхимонах Алексий советовал своему духовному сыну «учиться реставрации поглубже, не разбрасываться, чтобы потом быть серьезным специалистом». Сестре Павла, Н. А. Голубцовой , отец Алексий предсказывал, что её брат будет епископом и прибавлял: «Только бы он не возгордился». (О предсказании этом сестра рассказала владыке Сергию лишь в 70-е годы, когда он пребывал на покое.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22) Антиохия Писидийская (в феме Анатолике). В начале XI в. Антиохийскую кафедру занимал Макарий. В царствование французского короля Роберта (f 1031) он передал управление Елевферию, а сам отправился сначала в Палестину, а потом через Германию в Бельгию, где и скончался. 2499 23) Силей. Михаил Силейский, синкелл, подписался под синодальным определением 1054 г. 2500 24) Коринф. На синодальном постановлении 1027 г. стоит имя Сергия, митрополита Коринфского, на постановлении 1028 г. имя Георгия. 2501 Но относительно этого нужно сказать то же, что выше сказано о митрополите Неокесарийском: есть разночтение, по которому и в 1027 г. действующим лицом является Георгий, а не Сергий. С неизвестным по имени митрополитом Коринфа находился в дружеских отношениях Пселл, письменно ходатайствовавший перед ним за какого-то Хрисобалантита. 2502 25) Афины. При патриархе Алексии митрополитом Афинским был Михаил; он участвовал в синодальных заседаниях 1027 и 1028 гг. и, сверх того, в решении (отрицательном) вопроса о браке в пятой степени родства. 2503 При патриархе Алексии упоминается еще Лев, синкелл, митрополит Афинский; к нему послано было синодальное решение о браке в седьмой степени родства. 2504 Этот Лев синкелл оставался на Афинской кафедре и при патриархе Керулларии, – он подписался под синодальным определением 1054 г. 2505 26) Мокисс. В синодальных заседаниях 1027 и 1028 гг. участвовал Феогност, митрополит Мокисса. 2506 В состав этой митрополии входила епископия Парнас, епископ которой (неизвестный по имени) находился в дружественных отношениях к Пселлу и просил у него рекомендации к кесарю Дуке; Пселл, получивший от епископа по этому случаю в подарок коровье масло и другие продукты, исполнил просьбу. 2507 27) Крит (Гортина). На синодальных заседаниях 1027 и 1028 гг. был Стефан, митрополит Критский. 2508 28) Селевкия. 29) Калабрия (или Реджио). 30) Патры. Константин, митрополит Патр, принимал участие в синодальных заседаниях 1027 и 1028 гг. 2509 При патриархе Керулларии митрополичью кафедру в Патрах занимал Лев, состоявший вместе с тем при дворе в должности заведовавшего прошениями ( π τν δεσεων). 2510 К числу епископий митрополии Патр принадлежала Корона (которую нужно отличать от Коронии, епископии Афинской митрополии). Сохранилось одно письмо Пселла по поводу епископа Коронского, свидетельствующее о невыгодах удаления епископов со своих кафедр. Обычай покидать паству и стремиться в Константинополь делать карьеру, против которого вооружался и патриарх Алексий, требовавший, чтобы епископы не приезжали в столицу и вообще не отлучались из епархий без ведома и рекомендательного письма митрополита, 2511 наносил материальный ущерб Церкви. Епископ Коронский (по имени не названный) долгое время был в отлучке. Пользуясь этим, один нотарий подделал грамоту с подписью руки логофета и, основываясь на ней, начал с епископом иск за имения. Пселл разоблачает подлог перед местными властями. 2512

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010