В жанровом отношении Д. с. и покаянные стихи настолько многообразны, что трудно обозначить границы этого явления. Существует неск. их разновидностей, стилистически близких к эпическим или лирическим фольклорным жанрам - былинам, балладам, историческим и лирическим песням, в т. ч. поздним, а также жестоким романсам. В содержании Д. с. нашли отражение неск. эпох и различных социумов, однако христ. тема в лирике и эпосе Д. с. и покаянных стихов объединяет стилистические особенности этого вида книжной и народной певч. поэзии. Почти всегда можно указать книжный источник стиха, а также тематические заимствования из др. стихов при их слиянии и преобразовании. Тексты Д. с. и покаянных стихов основываются на ветхозаветных (в т. ч. на текстах Псалтири) и евангельских сюжетах, визант. переводной и древнерус. гимнографии (святителей Андрея Критского , Кирилла , еп. Туровского), Минеи и Триоди, Житиях, церковных поучениях и апокрифах, Посланиях апостолов (ап. Павла - «Стих о любви»: «...любы долготерпит, милосердствует…»), песнопениях чина погребения и т. д. Также было отмечено влияние иконографии на содержание Д. с. ( Кирпичников. 1895). В народно-поэтической интерпретации эти сюжеты предстают как монологи-плачи, нравоучительные диалоги, в них вводятся морализующие мотивы. Наиболее распространены сюжеты Д. с. о Егории Храбром, о Страшном Суде, о блудном сыне, о Михаиле Архангеле., о грешной душе, о расставании души с телом, о плаче Адама, об Иосифе Прекрасном, о сне Богородицы, о богатом и о Лазаре, о нищей братии, о святых: Борисе и Глебе, Алексии, человеке Божием, Димитрии Солунском, Феодоре Тироне; чрезвычайно распространен в рукописной традиции XV-XX вв. стих о пустыне (Песнь Иоасафа о пустыне), покаянные, духовные и эпико-лирические стихи о св. Параскеве Пятнице, о св. блгв. Александре Невском, о св. мучениках Михаиле и Феодоре Черниговских, о свт. Алексии, митр. Киевском. Цикл покаянных стихов пополнялся за счет исторических сюжетов (2 стиха о Борисе и Глебе: «Зря корабля напрасно приставаема», «Возописта со слезами»), тем общественного звучания («О злое дело ненависть и неправда», «Придете внидем в царствующии град Москву», «Вторыи Иеросалим явися царство Московское», «Воспомянух житие свое клироское», атрибутируемый иноку Григорию), просительных стихов («Сего ради нищ есмь»), стихов с элементами любовной лирики («Хитроглаголиво слово» из канона Кирилла Туровского), покаянно-лирических стихов с элементами народной песенности в тексте и напеве («Егда родихся, не вем», «Кыи плач изнесеши», «Откуду начну плакати», «Преидох лета моя» и др.).

http://pravenc.ru/text/180672.html

Столь высокие подвиги его и святая жизнь приобрели ему великую благодать от Бога и славу от людей. В одну ночь пономарю той церкви было дивное откровение: представилась ему храмовая икона Богородицы, и от ней услышал он чудный глас,: „введи в церковь мою человека Божия, достойна суща небесного царствия: ибо молитвы его, яко кадило благовонное, восходят, пред лице Божие, и яко венец на главе царстей, сице на нем Дух Святый почивает“. Пономарь стал искать такого человека и, не нашедши, обратился к той же иконе с молитвою, чтобы указала ему человека Божия. И снова слышит глас: „яко седяй нищ у дверей церковныя паперти, той есть человек Божий“. Найдя неведомого странника, он ввел его в храм. Слух о человеке Божем разнесся по Едессу. Народ стал стекаться ко храму, чтобы воздать почтение праведнику. Но праведник, навсегда отказавшийся от всего земного и решившийся совершать духовные подвиги пред лицом одного Сердцеведца-Бога, не желал себе славы земной, и никому неведомо удалился из Едесса. Но куда же опять повел Господь Алексия? Обратимся к Римскому вельможе Евфимиану. Прошло 17-ть лет, проведенных им в скорби и слезах о сыне Алексии. Однажды возвращался он из царского дворца в свои палаты, и в что время пал к ногам его нищий, покрытый лохмотьями. „Рабе Господень, сказал он умоляющим голосом, помилуй мя, нища и бедна. Позволь мне, да в едином угле двора твоего пребуду; Господь благословит лета твоя и даст тебе небесное царство, и аще имаши кого от своих, негде странствующаго, здрава его да возвратит тебе“. При этих словах Евфимиан вспомнил об Алексии, прослезился и милостиво принял к себе незнаемого нищего. Он велел построить хижину пред вратами своими и в ней дал ему приют, чтобы всегда при входе и выходе иметь его в виду своем, не зная того, что в образе дивного странника пришел к нему сын его Алексий. И здесь-то, при доме своих родителей, преподобный Алексий совершал великие подвиги самоотвержения, поста и молитвы, и жил до самой своей кончины, никем не знаемый. По истине Алексий есть Божий человек! Ибо он жил с Богом и в Боге и все дела творил во славу Божию.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Алексей Шиповальников: «Верь Богу – и будешь улыбаться» Сын выдающегося пастыря XX века продолжает вспоминать о своей жизни и жизни своей семьи 15 марта, 2017 Сын выдающегося пастыря XX века продолжает вспоминать о своей жизни и жизни своей семьи Литургии на рассвете, игра в машинки у патриарха, футбол с Иоанном Крестьянкиным, стены Лубянки и Ленин за ширмой, чудо на Аляске и «Калинка» на американский манер – Алексей Шиповальников, сын выдающегося пастыря 20 века Виктора Шиповальникова, продолжает вспоминать о своей жизни и жизни своей семьи. Алексей Шиповальников – человек, который доказывает, что счастье внутри нас и мало зависит от внешних обстоятельств. Талантливый дирижер и композитор, он родился в середине двадцатого века в семье известного священника Русской православной церкви Виктора Шиповальникова. Детство маленького Алеши проходило в годы гонений на церковь, ее пастырей и их семьи. Нищета, голод, насмешки и побои со стороны сверстников, отчисление из университета, аресты, допросы на Лубянке – все это в воспоминаниях Алексея Викторовича становится второстепенным, уступая место рожденным в детстве и пронесенным через всю жизнь духовной радости и глубокой вере,  картинам семейного уюта и по-шмелевски осязаемого быта . Алексей Викторович также делится воспоминаниями о дорогих его сердцу людях, с которыми посчастливилось встретиться на жизненном пути – патриархах Алексии Первом, Пимене и Алексии Втором, отце Иоанне Крестьянкине, Солженицыне, Чуковском и многих других. Я чувствовал силу людей, которые молились после немыслимых испытаний – Ваш отец около двадцати лет служил в Рязани. Насколько я понимаю, это был особый период в жизни вашей семьи. Что больше всего запомнилось из тех лет? – Литургия служилась каждый день. В будние дни она начиналась в пять утра, чтобы люди успели на работу. Мы с отцом выходили из дома в половине пятого, идти нужно было километра два пешком. К семи служба заканчивалась. Что очень важно – к пяти утра огромный храм наполнялся почти полностью. В будние дни дружинники не караулили у дверей храма, поэтому многие приходили именно в будни.

http://pravmir.ru/aleksey-shipovalnikov-...

   При святителе Алексии началось (1354) важное событие в истории нашей Церкви — разделение Русской митрополии. Еще за полвека, когда митрополит Максим переселился из Киева во Владимир, сильные волынские князья, привыкшие видеть митрополита всегда близ себя, стали желать особого митрополита для южной России. Уже внук Даниила Галицкого Юрий отправлял в Константинополь святителя Петра собственно для посвящения его в митрополита Галицкого, но Патриарх не исполнил желания Юрия и посвятил святителя Петра митрополитом всея Руси. Гораздо сильнее и уже из видов политических начали хлопотать об отделении юго-западной Руси от зависимости Московского митрополита князья литовские. По настоянию Ольгерда митрополитом Литвы и Волыни при святителе Алексии посвящен был в Константинополе Роман. Это посвящение произвело много волнений в Русской Церкви, так что по смерти Романа патриархи решились снова подчинить Литву русскому митрополиту. Но святитель Алексий слишком радел дому Калиты, чтобы короли польские, владевшие Галицией, и великие князья литовские согласились признавать его духовную власть над своими русскими подданными. Король польский Казимир написал в Константинополь, что если ему не пришлют митрополита, то он всех русских у себя обратит в латинство. Патриарх не мог долее противиться и присланного к нему для посвящения епископа Антония возвел в митрополита Галицкого. Вслед за Казимиром и Ольгерд потребовал для Киева особого митрополита. Патриарх уступил и этой просьбе, поставив Киевским митрополитом серба, Киприана, с тем впрочем условием, чтобы ему впоследствии быть митрополитом всея Руси. Великий князь Дмитрий Донской, недовольный назначением помимо его согласия преемника святому Алексию, не принял Киприана, когда умер святитель Алексий. Уже по смерти Донского, Киприану удалось соединить под своей духовной властью север и юг России. Столь же опытный в делах церковных, как и в гражданских, в течение 16 лет своего правления он был в полном смысле митрополитом всея Руси, несмотря на резкое разделение между Москвой и Литвой. Во время своего пребывания в Киеве, снискав себе любовь заднепровских епископов и уважение Ягелла и Витовта, он так умел привлечь к себе последних, что они даже и не старались отделять своих подданных от его духовной власти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

Матушка Матрона! Спаси мою Душу помолись о прошении грехов моих у Престола Господнего! Вступись Матренушка помоги мне, дай направление укажи путь мне, помоги мне встретить подходящего мне по всем параметрам мужчину , помоги благополучно и по любви взаимной выйти замуж, родить ребёнка умного счастливого здорового . Услышь молитву мою помоги Матренушка спаси от сплетен и спаси душу мою от греха отчаяния , помоги милостивая . Благодарю! 2016/09/26, 08:23:43 Святая праведница матушка Матрона! Всем людям ты помощница, помоги и сыну моему р.б. Алексию.сдать завтра экзамен! Не оставь нас помощью и заступничеством своим, моли Господа о рабе Божьем Алексии. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. иоанна 2016/09/25, 08:26:05 Святая праведница матушка Матрона! Всем людям ты помощница, помоги и моему сыну р.б.Алексию сдать экзамен.Пусть учителя к нему будут снисходительны,а он вниметельным и спокойным в этот день. Не оставь нас помощью и заступничеством своим, моли Господа о рабе Божьем Алексии. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. иоанна 2016/09/22, 22:55:59 Святая Матушка Матронушка спасибо тебе за оказанную помощь рабу божиему Александру и всей моей семье.Прошу снова тебя помоги младенцу Еве подай ей пожалуйста развитие ума и речи,помоги ей в освоении как языков так и арифметики,подай ей смелости,помоги в общении с другими людьми,защити её от враг видимых и невидимых,от клеветы.Услыши молитвы матери.Святая Праведная Старице Матроно моли Бога о младенце Еве. 2016/09/22, 20:42:30 Святая Матушка Матрёна, моли Бога рабах Божих: Тамары, Георгия , Сергея , Татинаны, Наталии , Марии, младенца Марка. Матренушка милая помоги сделай так, что бы раб Божий Георгий, очистился от силы дьявольской и перестал употреблять спиртные напитки , помолись за него исправь его жизненный путь и приведи его к покаянию , вымоли у Господа Бога прошения роду нашему, подай женщинам в нашем роду счастье семейное, сделай мужчин рода нашего, достойными мужьями,надели их разумом добрым сердцем трудолюбием посели в сердце их Веру провославную . Матушка отмолить грехи нашего рода вступись убери чёрную пелену с рода нашего, вымоли у Господа прошение за грехи наши и грехи предков наших, сделай так что бы мы очистились и Господь простил нас и излил на род наш Божью Благодать . Господи помилуй нас грешных, Владыко помилуй нас спаси и сохрани . Благадарю тебя Святая Старица Матрёна Московская за молитву твою непрестанную о нас грешных. Аминь ! Аминь! Аминь!

http://isihazm.ru/?id=1853&c_pid=16

Определением Священного Синода от 29 июля 1986 г. митрополит Алексий был назначен на Ленинградскую и Новгородскую кафедру с оставлением за ним управления и Таллинской епархией. Уже первый день пребывания на новой кафедре ознаменовался молитвой у часовни блаженной Ксении Петербургской, которая была в полуразрушенном состоянии. А через год митрополит Алексий, предвосхищая официальное прославление блаженной Ксении, совершил освящение часовни. От нового митрополита зависело, удастся ли в этом городе, где советский режим был особенно враждебен Церкви, устроить нормальную церковную жизнь в период начавшихся в стране перемен. «В первые месяцы,– вспоминает Патриарх Алексий II,– я остро ощущал, что никто не признает Церкви, никто не замечает ее. И главное, что мне удалось сделать за четыре года,– это добиться того, что с Церковью стали считаться: положение в корне изменилось» 699 . Митрополит Алексий добился возвращения Церкви части бывшего Иоанновского монастыря, в котором поселились сестры Пюхтицкого монастыря под руководством игуменьи Варвары и монахини Георгии. Они приступили к восстановлению монастырских храмов и обители. Имя Патриарха Алексия занимает прочное место и в церковной науке. Еще до возведения на первосвятительский престол им было опубликовано 150 работ на богословские и церковно-исторические темы. Советом Московской Духовной Академии он был удостоен степени доктора богословия за диссертацию «Очерки по истории Православия в Эстонии», он является также доктором богословия (honoris causa) Богословской академии в Дебрецене, богословского факультета имени Яна Коменского в Праге и ряда других богословских учебных заведений, почетным профессором многих университетов, почетным членом Санкт-Петербургской и Московской Духовных Академий, Критской Православной Академии, с 1992 г.– действительным членом Академии образования Российской Федерации. В канун Поместного Собора будущий Патриарх был избран народным депутатом Союза от Фонда милосердия и здоровья, членом президиума которого он состоял. Он стал также членом Комитета по международным премиям мира. О своем внутреннем состоянии в канун Поместного Собора Святейший Патриарх писал, что у него не было чувства, что он мояйт вернуться с Собора Патриархом: «Я ехал в Москву на Собор, имея перед глазами большие задачи, открывшиеся, наконец, для архипастырской и вообще церковной деятельности в Петербурге. Никакой, говоря светским языком, «предвыборной кампании» я не вел. Только после архиерейского Собора... где я получил больше всех голосов архиереев, я подумал: есть опасность, что чаша сия меня может и не миновать. Я говорю «опасность», потому что, будучи двадцать два года управляющим делами Московской Патриархии при Святейших Патриархах Алексии I и Пимене, я прекрасно знал, насколько тяжел крест Патриаршего служения. Но я положился на волю Божию: если будет воля Господня на мое патриаршество, то, видимо, Он даст и силы» 700 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Верить таким фальшивым монахам никак нельзя: они смущают народ своими бессмысленными сказками и отвращают его от Св Церкви, в которой положено Богом все нужное для нашего спасения. Все эти списки нужно немедленно сжечь. Протоиерей Иоанн Сергиев. 12-го Марта 1898 г. Игумении Таисии (Солоповой). 15 марта 1898. Кронштадт Достопочтенная и о Господе возлюбленная Матушка и дщерь моя духовная Таисия! О Господе радуйся со всеми сестрами твоими! Божиею ми л остию я почти поправился; персты мои зажили, и кожа на них выросла почти вновь на среднем и указательном. После тяжелых болячек как-то и все тело обновилось. Но еще есть опухоль на лице, не дозволяющая еще выходить на улицу 606 . Как-то твое дорогое здоровье и твоих подвижниц сестер? Трудитесь, труженицы, в надежде вечного воздаяния от Господа, и не унывайте. Еще елико елико, Грядый приидет и не закоснит 607 – и готовые войдут с Ним на браки. Не скорби, труженица: велико будет твое воздаяние! На Псковскую общину, которою еще прибавил тебе заботы и трудов 608 , посылаю от всего сердца и усердия 500 руб. Благодарю тебя, дивная Таисия, как мать, сестру и друга, за все твое душевное ради Господа ко мне расположение и послушание. Господь между нами – как связующее нас звено служащих славе святого имени Его; Он и воздаст всем нам по делам нашим. Твой духовный отец и сын и брат о Господе, Протоиерей Иоанн Сергиев. 15 Марта 1898 г. Игумении Алексии (Пляшкевич). 20 апреля 1898. Кронштадт 609 Честная Матушка Игумения Алексия! Христос Воскресе! Мой поклон тебе и всем сестрам. Прошу тебя, вытребуй в обитель больных твоих монахинь сборщиц Евдокию Журавлеву и Агриппину Ракову и замени их другими, здоровыми. Надеюсь, что уважишь мою просьбу, ибо они действительно очень больны, особенно одна из них ногами. Я вовек не забуду, доколе жив буду. Протоиерей Иоанн Сергиев 20 Апр 1898 Игумении Алексии (Пляшкевич). 25 апреля 1898. Кронштадт 610 25 Апр 1898. Достопочтенная Матушка Игумения Алексия! Христос воскресе! Вам и всем сестрам привет мой от всей души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Сейчас больше внимания обращено на внутреннее делание» Настоятель Соловецкого подворья о монашестве, Соловках и патриархе Алексии II Ольга Кирьянова Архимандрит Мефодий (Морозов)      Соловки – особое место на физической и духовной карте нашей страны. Но духовное пространство не совпадает с физическим, и потому можно, и не выезжая из Москвы, окунуться в этот особый мир Соловков – на подворье Соловецкой обители, в храме великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Настоятель подворья с момента его возрождения в 1992 году – архимандрит Мефодий (Морозов) . О том, как восстанавливался монастырь, о его отношениях с миром в те годы и сейчас, о патриархе Алексии, о дерзновении и самочинии, о сегодняшнем монашестве и мирянах, не желающих уезжать из святых мест, – наша беседа с отцом Мефодием. – Батюшка, вы уже более двух десятилетий являетесь настоятелем подворья Соловецкого монастыря в Москве. Какое событие из этого времени вам более всего запомнилось? – Так сложилось, что на самих Соловках я прожил недолго. В 1992 году мы с игуменом Иосифом (Братищевым; ныне архимандрит; наместник обители в 1992–2009 гг. – Ред. ) приехали в монастырь, который тогда начал возрождаться. Провели в молитве Великий пост, встретили Пасху , потом Троицу, и уже после Троицы мне пришлось вернуться в Москву, потому что я был назначен настоятелем подворья. С начала лета мы уже занимались тем, что трудились ради предстоящего перенесения в обитель мощей преподобных Соловецких чудотворцев. Потом я периодически наездами бывал в монастыре по несколько дней, чаще всего в праздники. Но всё равно в различные времена года мне там довелось жить. Соловецкий монастырь. Фото: Надежда Терехова/Православие.Ru      Получилось так, что светские власти письмо настоятеля подворья направили для исполнения патриарху! Конечно, самое благодатное для братии время – зима. После обычно напряженного лета, когда от туристов на Соловках яблоку негде упасть, зимой так тихо, спокойно! Особенно когда наступает Великий пост. Сейчас у людей уже гораздо больше возможностей посещать Соловки: и самолеты чаще летают, и катера ходят регулярно, и связь налажена.

http://pravoslavie.ru/80253.html

Протоиерей Иоанн Сергиев. 17 Января 1899 г. Кронштадт. Председателю Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви протоиерею Философу Орнатскому. 28 января 1899. Кронштадт Прошу принять от меня в пользу славного Общества религиозно-нравственного просвещения триста рублей 695 . Игумении Алексии (Пляшкевич). 30 января 1899. Кронштадт Достопочтенная Игумения Алексия! Присылаю на нужды вашей обители пятьсот рублей. Прошу о получении уведомить меня. Поклон мой тебе и всем сестрам. – Дай Бог, чтобы жертва пошла на пользу. Ваш слуга и смиренный Богомолец, Протоиерей Иоанн Сергиев 30 Янв 1899. Доложите и Владыке 696 о получении. – П И С . Игумении Алексии (Пляшкевич). 10 февраля 1899. Кронштадт 697 10 Ф 1899 Матушка Игумения Алексия! Прошу тебя принять опять в обитель, тебе вверенную, бывшую послушницу Анну Ильину. Надеюсь, что ты водворишь ее в обители, – а она – окажется достойною твоего высокопреподобия. Протоиерей из Кронштадта Иоанн Сергиев Священнику Александру Якубову. 25 февраля 1899. Кронштадт Шлю вам пятьсот руб. на устройство школьного и причтового дома, а также – сторожки 698 . Примите усердное даяние во славу Божию и св нашей Церкви. Господь воздаст за вас и для вас. Кронштадтского собора настоятель, Протоиерей Иоанн Сергиев. Священнику Николаю Лопатинскому. 25 февраля 1899. Кронштадт Многоуважаемый отец Николай Лопатинский! Честь имею препроводить к вам на нужды Тереспольского прихода или округа тысячу рублей, в которых имеется настоятельная нужда по построению школ 699 . Ваш собрат во Христе, глубоко сочувствующий вашей просветительной деятельности в крае, Протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадт. 25 февр 1899 г. Государственному Контролеру Т. И. Филиппову. 26 февраля 1899. Кронштадт 6 Февр 1899 . Ваше Высокопревосходительство Милостивый Государь и Благодетель! Ваш ко Христу ведомый покорный слуга – прошу вас искреннейше – принять этого молодого человека и благосклонно выслушать его просьбу 700 . Преданный всей душой слуга Ваш, Кронштадтского собора Настоятель, Протоиерей Иоанн Сергиев. Настоятелю Воскресенского практически-миссионерского монастыря игумену Арсению. 1 марта 1899. Кронштадт

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

поиск:   разделы   рассылка Евгений Стрельчик Воспоминания о Патриархе Алексии II Источник:  Вечерняя Когда в уже далеком 1990 году в трапезном зале Троице-Сергиевой лавры проходил Поместный собор РПЦ, нас, дерзнувших написать об этом событии, было до смешного мало. Власть в стране еще принадлежала коммунистам, а партийной прессе не было дела до выборов патриарха. Тогда я вместе с фотокорреспондентом " Вечерки " Александром Натрускиным свободно ходил между рядами архиереев, приставая к ним с наглым вопросом: " За кого будете голосовать " ? А они были в явном смятении – как выбирать патриарха, если до сих пор нет указаний из ЦК КПСС? Огромная ответственность О том, что выборы тогда были честными, говорит еще один комичный факт. В розданной журналистам биографии соискателей на патриарший престол я обнаружил, что мирское имя митрополита АлексияАлексий Михайлович Ридигер – было напечатано с ошибкой. Только спустя много лет я узнал, что ошибка закралась из публикации в церковной газете. Мы с Александром подошли к новоизбранному патриарху с поздравлением. Особой радости тогда я в его глазах не увидел. Патриарх уже думал о той величайшей ответственности, которая свалилась на его плечи в преддверии ожидающих Россию изменений. Саша напросился к Его Святейшеству в гости – они жили в одном доме близ станции метро " Войковская " . Патриарха не смутила такая просьба, и на следующий день " Вечерка " опубликовала уникальные кадры чаепития у Предстоятеля Русской православной церкви в вечер после избрания. А первым столичным храмом, который освятил новый правящий архиерей Москвы, стал храм Преображения Господня в Тушине – и " Вечерка " вновь была единственным изданием, которое напечатало репортаж с этого события. Спустя несколько лет по благословению патриарха " Вечерка " начала печатать вкладку " Московский церковный вестник " – уникальный проект – выпуск массового православного издания. Помню, как я привозил в резиденцию свежий выпуск газеты, патриарх с интересом читал и, как ни странно, особо не ругал, хотя сегодня мне очевидно, что ляпов было много... Его иподиаконы часто рассказывали, как Алексий II, уезжая куда-то, перед отправлением поезда всегда спрашивал их: " А " Вечерку " не забыли купить " ? И те носились по вокзальным киоскам в поисках газеты.

http://religare.ru/2_60331.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010