Во время бедствий татарского ига, русские митрополиты были истинными пастырями стада Христова. Митроп. Кирилл 2 (1243–1280) почти все время своего святительства провел в странствованиях по земле русской, устраивая всюду церкви. После него митрополия перенесена была в г. Владимир, а в 1326 г. – в Москву. Митроп. св. Петр (1308–1326) усердно поддерживал согласие между князьями, выхлопотал у татарского хана важные права русскому духовенству и предрек будущую славу Москвы и всей России. (Память его празднуется 24 августа, 5 окт. и 21 декабря). Митроп. св. Алексий (1354–1378) исцелил молитвой жену хана Чанибека, через это был в почете у хана и несколько раз спасал Россию от нашествия татар. Управляя часто боярской думой, он много помог великому князю Московскому усилить свою власть. При св. Алексии (праздн. 12 февр., 20 мая и 5 окт.) русская митрополия разделилась; по требованию князей литовских, на юге и западе образовалась особая митрополия, независимая от московского святителя. Впоследствии обе митрополии два раза соединялись, но не на долго. При митроп. Исидоре, римский папа и греческий император составили собор для воссоединения Церквей западной и восточной, туда поехал и Исидор. На соборе он ревностнее всех действовал в пользу папы; возвратившись в Москву, объявил о соединении церквей и на литургии провозгласил имя папы. За это он был предан суду, обвинен в предательстве веры и заточен в Чудов монастырь, но из заточения бежал в Рим, После Исидора великий князь Василий Темный велел собору русских епископов самим поставить в митрополиты Иону. С той поры русские митрополиты таким образом и поставлялись, ибо Византия была покорена турками. Св. Иона (праздн. 81 марта, 27 мая, 15 июня и 5 окт.) был примером пастырских добродетелей, при жизни прославился даром предвидения и исцелений и предрек освобождение России от ига неверных. Распространение веры Татарское иго не могло воспрепятствовать распространению Православной веры. Между самими татарами ново-обращаемые были не редки, особенно при митроп. Алексии, а при митроп. Киприяне были уже христианские храмы в некоторых татарских поселениях. На западе, в Литве, Православная вера была принята одним из сильных литовских князей, Воишелгом, в половине 13 столетия. С того же времени начали обращать чудь и корелов, населявших страны около Ладожского и Онежского озер, а 100 лет позже Православие проникло в Пермский край, около Сибири Монашество

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

В прозорливости и даре молитвы его не сомневаюсь, тому подтверждений много. Знаменательно, что похоронили Владыку рядом с двумя его сподвижниками, схиархимандритом Сергием (Просвирниным)- архимандритом Иннокентием и схиархимандритом Гурием (Мищенко), прошедшим школу в Глинской пустыни. Вечная память архиепископу Алексию! Людмила 11 января 2014, 23:13 Прочитав о Владыке Алексии на душе стало светло, тепло и радостно. Никогда не слышала о нем, а кажется, что знала его всегда.Огромное спасибо Виктору за его воспоминания о Владыке Алексии. Упокой, Господи, Владыку Алексия в Своих Небесных селениях! Марина 11 января 2014, 15:24 ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ! Владыка АЛЕКСИЙ был ПРОЗОРЛИВЫМ! Милостью Божией довелось это понять. Сегодня сорок дней, а я только что узнала.. Екатерина 11 января 2014, 02:12 Какие замечательные люди, какие светлые лица! Упокой, Господи, Владыку Алексия в селениях праведных! Павел 11 января 2014, 00:09 Царство небесное владыке Алексию! Упокой Господи его душу! Марина 10 января 2014, 16:36 Мы должны молиться за всех. Но почему то, не всегда есть желание молиться за упокой отшедших. Когда я узнала о смерти Вл.Алексия, сразу начала молиться и подавать записки на проскомидию. Никогда не знала о его существовании при жизни, но читая воспоминания людей знавших его, прониклась чувством любви. Как быстро летит время! Уже 40 дней! Как раз завтра суббота, надо будет помолиться особенно сердечно! Царство Небесное! 10 января 2014, 11:33 Царство Небесное! При жизни не была знакома с Владыкой лично, но, по смерти, его святыми молитвами совершенно неожиданно получаю ответы на самые тонкие и глубинные вопросы духовной жизни, какие и задать не решилась бы, и облегчение души! Из вот этих публикаций воспоминаний духовных детей, сотрудников на Ниве Христовой и просто сотрудников, побывав на могилке. Видимо, это и есть Архиерейское служение пастве, уже в вечности ... И всегда от соприкосновения на душе Пасха Христова, весна с дождиком слез. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/67430.html

Скачать epub pdf ГЛАВА VIII. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии I (Симанском) (1944– 1970) В день блаженной кончины Патриарха Сергия было вскрыто его завещательное распоряжение, составленное 12 октября 1941 г., в котором он назначал Местоблюстителем патриаршего престола митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). В этот же день, 15 мая 1944 г., Священный Синод на основании того, что Поместный Собор 1917– 1918 гг. возложил на Святейшего Патриарха обязанность в чрезвычайных обстоятельствах назначать себе преемника для временного исполнения обязанностей патриаршего Местоблюстителя, принял к исполнению завещание почившего Патриарха. 28 мая митрополит Алексий обратился к архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Православной Церкви с первым первосвятительским посланием, извещая о том, что принял на себя исполнение обязанностей предстоятеля Церкви, и обещал следовать по пути, начертанному Патриархом Сергием, призывая к тому и свою паству. Местоблюститель патриаршего престола воздал долг любви и благодарности своему почившему предшественнику за мудрое первосвятительское служение. На долю Патриарха Сергия «выпало много труда и скорбей в борьбе с церковными нестроениями, с церковным разделением, с ожесточенными нападками на него лично. Однако всегда, неизменно с кротостью, но твердо защищая церковную истину, отражал он удары на Церковь , не «своих си ища», а взыскуя одной правды. К нему можно применить выражение одного церковного песнопения в честь святителя Николая: «Свидетельствоваше светлость лица его душевное незлобие; извествоваше кротость слово молчаливое. И была вся «жизнь его и успение со святыми " " 443 . Война еще продолжалась, и предстоятель Русской Православной Церкви призвал верующий народ усилить молитвы о победе русского оружия. Свой призыв он повторил в послании в канун третьей годовщины начала войны. Церковь будет «молиться, да падет пред силой нашего воинства «тысяща и тьма» сопротивных и да сокрушится неправда, дерзнувшая посягнуть на свободу и честь нашей Родины. Пусть наших доблестных и победоносных вождей и воинов, освобождающих нашу Русскую землю, осеняет в их победном шествии на запад, на полное разрушение лукавых козней врага, на разгром фашизма эта молитва и это благословение Церкви» 444 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

При пении ирмосов великого канона «Помощник и Покровитель» была снята крышка с гроба, и перед охваченными трепетом и благоговением священнослужителями предстали нетленные останки владыки: сохранились брови, ресницы, волосы, усы, борода; рот приоткрыт, руки слегка приподняты, пальцы частично согнуты, создавая впечатление, что владыка проповедует с движением руки; все мышцы, сухожилия, ногти сохранились; тело легкое, высохшее, застывшее. При пении канона святителя Андрея Критского приступили к помазанию всего тела елеем. Затем совершено было помазание святых мощей миром от иконы Божией Матери Иверской мироточивой при пении тропаря «От святыя иконы Твоея, о Владычица Богородице…». После этого началось облачение в новые одежды, вплоть до архиерейского облачения белоснежного цвета с серебряными галунами и крестами. Отслужена была заключительная заупокойная лития. «Вечная память» разнеслась по всей вселенной. А потом с воодушевлением запели: «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, Иоанне, премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим». Тропарь святителю Иоанну, глас 5 Попечение твое о пастве в странствии ея,/се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых:/тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне!/Весь от Бога освящен священнодействием пречистых таин,/ими же сам присно укрепляем,/поспешал еси ко страждущим,/целителю отраднейший.//Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущих тя. 2 июля 2008 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 1660 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Ольга 2 июля 2023, 16:20 Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас грешных, р.Б.Ольги,р.Б.Максиме, р.Б. Алексии. Святителю отче Николае, прошу тебя материнской молитвой. Помолись, пожалуйста, чтобы р.Б. Алексии ПИК выдал ключи от квартиры. Святителю Отче Иоанне, не оставляй, пожалуйста нас в своих молитвах. С низким поклоном р.Б.Ольга Тамара 2 июля 2023, 12:22

http://pravoslavie.ru/4330.html

Тебе и всем сестрам мой поклон и благословение Божие. Да хранит вас Матерь Божия и Св Иоанн Богослов. Ваш попечитель, Протоиерей Иоанн Сергиев. На первой странице письма приписка отца Иоанна: «Присылаю пятьсот рублей». Монахине Флорентин (Егоровой). 6 сентября 1901. Кронштадт 6 Сент 1901. Дорогая о Господе сестра Флорентин! В ответ на твое скорбное письмо присылаю тебе двести рублей, свидетельствуя тебе и маме твоей мое сердечное уважение и сочувствие. Желаю и молю Господа избавиться вам от всех скорбей и болезней и угодить Господу терпением и смирением и совершенною покорностью воле Божией 1082 . Ваш слуга и смиренный молитвенник Прот Иоанн Сергиев. Епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Казанскому). 11 сентября 1901. Кронштадт Почтительнейше прошу Ваше Преосвященство благословить означенного священника 1083 на имеющееся открыться место священника при Сурском подворье в С -П б . Он человек благоговейный, степенный, разумный, юный 1084 . Ваш смиренный послушник Настоятель Кронштадтского собора Протоиерей И Сергиев 11 Сентября 1901 г. Игумении Алексии (Пляшкевич). 12 сентября 1901. Кронштадт 1085 12 Сент 1901. Честная Матушка Игуменья Алексия! Божие благословение да пребывает на тебе и на сестрах обители и на всех делах ваших во славу Божию. Присылаю тебе в пользу обители двести руб . Мой поклон тебе, братии духовной и сестрам. Протоиерей Иоанн Сергиев. Княгине С. Н. Васильчиковой. 23 октября 1901. Кронштадт Ваше Сиятельство высокочтимая княгиня София! Благодарю за честь освящения храма сего земного вместе с высокочтимым Архипастырем 1086 , – но, к сожалению, я приглашен на служение в 25 день этого месяца в Петербург и дал слово, которого изменить не могу. С глубоким почтением к Вашему Сиятельству всегда пребываю Кронштадтского Собора настоятель Протоиерей Иоанн Сергиев 23 Окт 1901 Игумении Алексии (Пляшкевич). 24 октября 1901. Кронштадт Кронштадт. 24 Окт 1901. Достопочтенная Мать Игуменья Алексия! Спасибо тебе за привет и добропожелания в день моего Ангела 1087 . Благодарю Господа, даровавшего мне и еще лето благости Своей 1088 , и за все пройденное мною великое поприще жизни и служения Богу и людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Петра, должны бы служить кроме летописей его жития, которых мы имеем даже и не два, а целых пять. Но эти пять житий сообщают ещё менее сведений об Алексии, чем два о Петре. Они говорят об его происхождении, об его пострижении в монахи и монашеской жизни, об его поставлении в митрополиты; но они ни слова не говорят об его деятельности в сане митрополита ни церковной, ни государственной. Очень может быть, что в этом случае недостаток сведений и не от нежелания сообщать их, а от их неимения. Первый жизнеописатель св. Алексия, епископ пермский Питирим, которого не в состоянии были дополнять от себя последующее жизнеописатели и труд которого они воспроизводят только в новых литературных редакциях, с небольшими дополнениями из источников письменных, составил своё сказание не ранее, как спустя лет около 70 после смерти св. Алексия. А при такой отдалённости времени жизни святителя биограф его мог оказаться в невозможности собрать сведения, несмотря на всё желание сообщить их 288 . Недостаток русских сведений о св. Алексии, почерпаемых из летописей и из житий, в значительной степени восполняется сведениями, какие находим в сохранившихся до настоящего времени актах греческих 289 . Св. Алексий происходил из весьма знатного боярского рода, иначе сказать – был по своему происхождению знатный (вельможный) аристократ. Отец его Феодор Бяконт был черниговский боярин; из опустевшего после нашествия Монголов и совершенно упавшего Чернигова 290 он приехал на службу в Москву к князю Даниилу Александровичу и принят был здесь в число самых первых бояр 291 . Св. Алексий, получивший в крещении имена Симеона-Елевферия, был старший сын Феодора Бяконта и родился у него уже после приезда его в Москву между 1293–1298 годами 292 . Крестным отцом первого сына у новоприехавшего боярина был сын самого князя Даниила Александровича Иван Данилович (известный потом под именем Калиты). Епископ Питирим уверяет, что Симеон-Елевферий получил отличное в тогдашнем смысле и по тогдашнему времени образование; он говорит о нём: «ещё детищем буда (-дучи) изучися всей грамоте и в уности сый всем книгам извыче», т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

р.Б.Владимир 2012/11/30, 06:45:30 Отче Паисий моли Бога о мне грешной нерадивой гордой глупой грязной неблагодарной....чтобы любить Бога всей душою и всем сердцем марина 2012/11/30, 05:09:41 Святый отче Паисий, моли Бога о нас грешных Елены, Иоанна, Александра! Чтоб сподобил нас Господь благодати смирения, терпения и глубокого покаяния до конца нашей жизни! 2012/11/28, 21:26:54 Свяый отче Паисий! Моли Бога о нас грешных и недостойных рабах Божиих Марине, болящем Алексии, заблудшем Алексии, Фотинии, млад. Софии, млад. Анастасии, Маргарите, Владимире, Евгении, Наталии, Валентины, Наталии. Аминь. р.Б.Марина 2012/11/28, 19:47:57 Святый отец Паиссий! Моли бога о рабе божьей Фотинии,научи мне быть смиреннее. Я очень желаю подняться еще на более высокую ступеньку к Богу и познать непонятное и благодатное.Спаси меня Господи и прости мне мои грехи. Фотиния 2012/10/31, 20:26:44 СВЯТЫЙ ОТЧЕ ПАССИЙ моли БОГА о р.б. софии р.б.алле . СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ ЗА ВСЕ ! р.б.алла 2012/10/31, 20:25:25 СВЯТЫЙ ОТЧЕ ПАССИЙ моли БОГА о р.б. софии р.б.алле . СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ ЗА ВСЕ р.б.алла 2012/10/14, 21:43:36 Батюшка Паисий, помолись обо мне и моей семье! Пусть на все будет воля Божия. Лариса 2012/10/06, 18:10:33 я раб Божий роман благодарен отцу Паисию за его чистые и вразумительные наставления 2012/09/26, 19:15:50 Святый Отче Паисий! Благодарю за труды Твои, ради нашего спасения, за то что жизнь Твоя и святость Твоя послужила великим примером для нас, ищущих и страждущих!Слава Тебе Господи! Елизавета 2012/07/01, 20:52:30 Отче ПАИСИЙ моли БОГА о грешных рабах божиих: сергие, Деонисие, Андрее, Андрее, Михаиле, Михаиле, Владимире, Анне, Алевтине, Евгении, Марине, Людмиле сспастися душам нашим. Сергий 2012/06/27, 16:16:51 Когда читаешь о таких людях, душа раскрывается в молитве. Отче Паисий! Прошу твоих тёплых молитв ко Господу о мне, моих детях и внуках. Валентина 2012/06/13, 11:30:33 Отец Паисий,помолись,пожалуйста,за сына моего Олега.Помоги ему отойти от пьянства и найти другой смысл жизни. 2012/05/21, 19:02:08

http://isihazm.ru/?id=278&c_pid=2

3 Иконостас. Сборник статей под ред.А.М. Лидова, М.: Прогресс-традиция, 2000. С.468-469; Ульянов О. Г. Была ли литургическая реформа при митрополите Алексии в Русской Православной Церкви//Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. XVII Чтения памяти В. Т. Пашуто и IV А. А. Зимина. М., 2005. С. 268–271. 4 Ульянов О. Г.О месте иконы Живоначальной Троицы в праздничном ряду русского иконостаса», «Архангел Михаил - хранитель Святой Троицы 5 О.Г. Ульянов «Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане»//Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной конференции СПбГУ. СПб., 2005. С. 88-100. 6 Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной научной конференции 5 – 6 декабря 2005 года/Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя)//. Отв. ред. Т.В. Чумакова. СПб., Издательство «Лемма». 2005. С. – 88–100. 7 Цит по кн: Троица Андрея Рублева. Антология.М.: Искусство,1989. –С.87, из кн:Михайловский Б.В. Пуришев Б. И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со 2-ой половины XIV века до начала XVIII века. — М.: Искусство, 1941. — 280 с. 8Лихачев Д.С. Культура Руси эпохи образования Русского национального государства. ОГИЗ. 1946. – С. 15, 33. 9 Сергий, архиеп. Богословские идеи в творчестве Андрея Рублева//Богословские труды. 1981. 22. –С. 5. «Житие Сергия» Епифания Премудрого. — Памятники древней письменности и искусства, вып. 58, СПб.: Императорское Общество Любителей Древней Письменности, 1885, С. – 17. Иконостас. Сборник статей под ред.А.М. Лидова, М.: Прогресс-традиция, 2000. —С.468-469; Ульянов О. Г. Была ли литургическая реформа при митрополите Алексии в Русской Православной Церкви//Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. XVII Чтения памяти В. Т. Пашуто и IV А. А. Зимина. М., 2005. — С. 268–271. Цит по кн: Троица Андрея Рублева. Антология.М.: Искусство,1989. –С.87, из кн:Михайловский Б.В. Пуришев Б. И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со 2-ой половины XIV века до начала XVIII века. — М.: Искусство, 1941. — 280 с.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/06/...

Александр Б 29 марта 2020, 08:45 Теплые слова. Любовь здесь есть. Сердце говорит так. Тамара 29 марта 2020, 00:32 Царствие Небесное владыке Алексию. Владыка моли Богу о нас грешных у престола Божиего.. Елена 28 марта 2020, 19:20 Спаси Господи! Большая радость, что память о владыке Алексии живет в народной памяти. Не будем же забывать его духовного отца схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Царствие Небесное им! Галина И. 28 марта 2020, 10:08 Спасибо за интервью! Не будем унывать, дорогие братья и сестры! Да не тяготеет над нами плен негативного мышления от прошлых эпидемий, болезней и несчастий, страх перед реальностью, которая все " серьезнее " . Избави нас Бог от фанатичной иудейской религиозности, с одной стороны, и с другой - от беспечности и неосмотрительности! Идет война - физическая, духовная, но поле сражения- наше сердце, наш разум! Не предадим себя на поругание безумному! Бог с нами, Он не даст нам быть искушаемыми сверх сил (1Кор 10,13) и освободит пленников (Лк 4:18-19). Вспомним молитву Азарии (Авденаго) в раскаленной огнем печи (Дан 3:25-45) и Благодарственную молитву освобожденных из этой печи отроков(Дан 3:52-89)! Олегъ 28 марта 2020, 00:20 Замечательные, душеспасительные слова архиепископа Алексия, Царствие Небесное ему, не знаю какие ещё подобрать эпитеты. Спасибо Ольге Орловой! р.Б.Ольга Орлова 27 марта 2020, 15:55 Александр! А Вы могли бы отозваться? Написать мне: r.b.olga.orlova [@] gmail.com/Записали бы Ваши воспоминания. Мы с Вами, может, и виделись. Любовь 27 марта 2020, 14:47 Какая проповедь Владики!! Во все века!! Павел К. 27 марта 2020, 14:28 Славный был у нас в Костроме Владыка ! Спокойный , независимый и честный. Александр М. 27 марта 2020, 14:14 Спаси Вас Господи, дорогая Ольга Орлова за такой прекрасный информационный материал о дорогом для всех нас Владыке Алексии! Ду упокоит его Господь в месте Светле! Моё счастье, что я во времена его правления на Костромской земле, был с ним рядышком, работал дежурным в здании епархии и на проходной епархии, и даже был у него на Исповеди.

http://pravoslavie.ru/129700.html

Порой старец Нектарий говорил, казалось, невероятные вещи, но они непременно сбывались, иногда не сразу – через годы. Монахиням Алексии и Ксении, тогда еще молодым паломницам, Старец предсказал, что у них будет много деток: «Вот уедете в Святую Землю и у вас будет много деток». Девушки пришли в ужас, они собирались посвятить свою жизнь Богу, а не создавать семью. И только в 1933 году пророчество отца Нектария стало сбываться. К этому времени они были уже на Святой Земле и к ним привели девочку восьми лет (впоследствии мать Иоанна), вскоре и ее двоюродную сестру. Митрополит Анастасий сказал матери Алексии, чтобы она взяла на воспитание и арабских детей. Та не хотела, так как все время писала иконы, но не посмела ослушаться Владыку. Тут-то и вспомнила монахиня Алексия пророчество Старца. Позже матушки переехали в Чили, организовали детский приют имени святого Иоанна Кронштадтского и школу. Однажды Татьяна Галицкая пришла к Старцу, а он стал вытирать ей глаза платком. Вскоре она поняла пророчество Батюшки. Так старец Нектарий предсказал ей беды, которые обрушились на ее семью: тяжелое ранение старшего сына, болезнь младшего – брюшной тиф, трагическая потеря мужа – он попал под поезд, голод, эвакуация... О прозорливости Старца вспоминал и профессор Иван Михайлович Андреев, который в 1927 году переписывался с отцом Нектарием через одного монаха, жившего в Козельске. Старец предсказал профессору, что ему предстоят очень тяжелые испытания и страдания, но что все кончится благополучно. Так и случилось. И другой случай прозорливости Старца произошел также в 20-е годы, когда жил он в ссылке в селе Холмищи. Молодому московскому врачу Сергею Алексеевичу Никитину (впоследствии епископ Стефан) предлагали заняться научно-исследовательской работой, но ему была по душе и практическая работа лечащего врача. Сделать выбор самостоятельно он не мог. И тут вспомнил, что один из его друзей, Борис Васильевич Холчев (впоследствии архимандрит Борис), рассказывал ему остарце Нектарии. Окончив гимназию, юноша спрашивал Старца, каким путемему идти дальше. Отец Нектарий настаивал, чтобы он получил высшее образование. Когда же Борис Васильевич собирался защищать диссертацию, старец Нектарий посоветовал ему оставить научную работу и рукополагаться в сан диакона. Тот последовал совету Старца и стал диаконом, а вскоре и священником. Сергей Алексеевич расспросил его подробнее о старце Нектарии и отправился к нему за советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010