Среди старцев, о которых упоминает отец Рафаил в своей книге, был, например, насельник Драндского монастыря отец Константин (Кварая), архимандрит. Он был очень верующим человеком с детства и рос при монастыре. Его знали во всем Советском Союзе, многие приезжали к нему. Он был наставником монастыря в Теклати. Были и преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Георгий (Мхеидзе) , подвизавшиеся в монастыре Бетания. Один из них, отец Иоанн, сначала был насельником грузинского братства, которое подвизалось на Афоне. В 1920 году, когда с Афона изгнали и русских, и грузинских монахов, как подданных Российской империи, не имеющих греческого гражданства, он вернулся в Грузию и поселился в монастыре Бетания вместе со своим духовным братом отцом Георгием. Долгие годы этот монастырь был чуть ли не единственной монашеской общиной на территории Грузии. И хотя монастырь считался недействующим, а живущие в нем преподобные отцы Иоанн и Георгий числились «смотрителями ценного памятника архитектуры», монашеская традиция в нем сохранялась. Рассказывает отец Рафаил и о преподобном Алексии (Шушания), который был духовным чадом иеромонаха Варлаама (Эристави), подвизавшегося на Афоне в скиту святого Иоанна Богослова. О нем сохранились отзывы насельников русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. Они говорили о нем как о человеке, который имел глубокую духовность, духовную мудрость и нес подвиги. Но не только его, но и всю братию этой келлии русские монахи характеризовали только с положительной стороны. Есть даже замечание одного из отцов русского монастыря о том, что грузины являются одними из лучших монахов на Святой Горе Афон. Преподобный Алексий (Шушания) Митрополит Шио (Муджири) недавно издал книгу о преподобном Алексии (Шушания) . В ней рассказывается о тех, кто был наставниками преподобного, каковы были корни его духовности и святости. Книга очень интересная, в ней собраны такие материалы, которые раньше не были известны. Одним из преемников этих старцев является наш Святейший Патриарх Илия II.

http://pravoslavie.ru/72396.html

107. Быков В. В. Послесловие к воспоминаниям об отце Арсении//Отец Арсений. 5-е изд., доп. М.: ИСТГУ, 2001. С. 730–739. –Упоминаются о. Сергий Мечёв и маросейская община. 108. Житие священномученика Василия Московского. М.: ИСТБИ, 2001 С. 730–739. – О встрече отцов Василия Надеждина и Сергия Мечёва в Бутырской тюрьме. 109. Самарины. Мансуровы: Воспоминания родных. М.: Православный Свято-Тихоновский институт, 2001.228 с.: ил. – Неоднократные упоминания о. Алексия и о. Сергия Мечёвых . 110. Серафимово благословение/сост. еп. Сергий (Соколов) . М.: Про-Пресс, 2002. С. 117–119. – Восп. Н. Е. Пестова о духовном окормлении у сщмч. Сергия и о некоторых братьях общины – Н. Иоффе, К. Апушкине). 111. Голубцов С., протодиак. Введенское (Немецкое) кладбище. Православно-церковный некрополь: Краткий иллюстрированный справочник-путеводитель по захоронениям духовных и церковных лиц. М., 2003. С. 10. – О захоронении семьи Мечёвых. 112. Иеромонах Павел (Троицкий) : Жизнеописание/сост. прот. Владимир Воробьев. М. : ПСТБИ, 2003. С. 31. – Упоминается знакомство о. Павла с о. Сергием Мечёвым в конце 1930-х гг. 113. Чудовский хор: История в лицах. По страницам воспоминаний//Россия Православная. 2004. 3. С. 117–124. – В рассказе о хоре Чудова монастыря в Кремле – портрет и упоминание об Алексее Ивановиче Мечёве, а также о св. прав. Алексии. 114. Быков В. В. «Настоящая вера от гонений только умножалась»//Нескучный сад. 2004. 4(11). С. 80–85. – Последнее интервью старейшего маросейского прихожанина об общине, о. Алексии и о. Сергии Мечёвых . 115. Дурылин С. Н. В своем углу. М.: Молодая гвардия, 2006. 878 с. – Неоднократные упоминания о. Алексия и о. Сергия Мечёвых . 116. Смирнова Т. В. «...Под покров Преподобного»: Очерки о некоторых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920-е гг. С. Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2008. 312 с.: ил. – Неоднократные упоминания о. Сергия Мечёва . 117. Путь тихого праведника: Жизнь и творчество Леонида Васильевича Сидорова. М.: Даниловский благовестник, 2010. 256 с. – Рассказ о поездке Л. В. Сидорова к о. Алексию Мечёву .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

  Мы келейно помолимся о всех, кто просит! Но считаем своим долгом напомнить, что наиболее действенной молитвой, по словам прп. Паисия Святогорца, является сорокоуст, сорок литургий. Сорокоуст на Афоне можно заказать вот в этом месте.   +   Просьба: не вставляте сюда свои помянники. Списки имен здесь публиковаться не будут.   + Комментарии Всего комментариев: 20079 2016/03/29, 00:19:03 Братья во Христе помолитесь о р.б. Людмиле и р.б. Сергии, который не может обрести душевное равновесие после тяжелой операции, отчаивается создать семью и пребывает в унынии. Враг рода человеческого отвращает его от Бога. а Богу все возможно. Уповаем на милосердие Божие. Аминь. 2016/03/28, 20:55:40 Здравствуйте дорогие Отцы и Братия Святой Горы Афон! Искренне прошу Вас помолиться о моей дочери рабе Божей Валерии, чтоб она избавилась от всех болезней ! 2016/03/28, 20:32:54 Дорогие отцы и братия, помолитесь об укреплении и вразумлении р.Б. Нины и душевнобол. Андрея Спаси Господи Татиана 2016/03/28, 20:31:28 Благословите отцы и братия, поддержите меня, пожалуйста, Вашими молитвами. Начинаю сдаваться, лениться читать молитвы, не поститься. Сил никаких нет заставлять себя, ну и конечно же выскакивают разные болячки. Прошу Вас помолиться о даровании душевных и телесных сил, а также крепкого здоровья. Спаси и храни Вас Господь Татиана 2016/03/28, 14:28:30 Дорогие отцы! Прошу Ваших молитв о рабе Божьем Иоанне, живущему в блуде. Помолитесь о нем, чтоб Господь его вразумил.Спаси Вас Господи. Екатерина 2016/03/28, 13:02:05 Дорогие батюшки святой горы Афон! Пожалуйста, помолитесь за исцеления от пьянства моего сына р.Б. Валентина. Спаси вас Господь. р.Б. Ольга 2016/03/28, 09:04:38 Дорогие Отцы и Братья Святой Горы Афон! Прошу Ваших молитв о р.Б. Елене и моей семье Алексии отрока Алексии и младенца Пелагии помолитесь за нас пожалуйста о наше здравии и благополучии. Прошу у Господа прощенияи сама желаю простить всех своих врагов видимых и невидимых да бы снять камень со своей души. Спаси Господи. Елена

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=175

26 марта было четверг, к пятнице 27-го оно, конечно, не дошло до Зосимовой. Стало быть, оно дошло до старца уже в следующую пятницу, 3 апреля, но, видимо, старец не успел с ним познакомиться в тот день и вскрыл письмо только в понедельник 6-го. Это подтверждается и тем, что отец Сергий Кожухов видел в синодике старца записанным 6 апреля болящего младенца Сергия и его родителей Михаила и Надежды. Как раз с получением отцом Алексием известия о болезни Сережи и, стало быть, с началом его молитвы и совпадает выздоровление Сережи. 24 . М. Н. Дурново рассказывает, что когда он жил в Переяславле, то дважды пытался перевести к себе семью, жившую по месту его прежней службы, в Рыбинске. Не имея возможности по материальным обстоятельствам исполнить свое желание, он крайне переживал это тяжелое время. На площади, где он жил, была часовенка Никольского монастыря. Монашка, бывшая при часовне, как-то заговорила с зашедшим туда Михаилом Николаевичем и рассказала ему об отце Алексии, его прозорливости, мудрых ответах, о его святой жизни. Дурново неудержимо повлекло к старцу в надежде найти в нем опору и утешение в своем тяжелом положении. Он приехал в Зосимову пустынь в Вербную субботу вечером. Думая о старце, он никак не мог представить себе, как он будет говорить с ним: “Он ли тот человек, который может понять, утешить, подать совет? Как говорить о том, что переживается теперь, если отец Алексий не знает ни меня, ни условий моей жизни, ни обстоятельств службы? С чего начать?» “Я вошел к отцу Алексию в воскресенье за литургией, – рассказывает Михаил Николаевич в письме ко мне от 3 февраля 1917 г. – Старец сам задал вопрос: «Чем вы занимаетесь?» – «Я учитель гимназии». – «По какому предмету?» – «По математике». – «Кончили Московский университет? Так вы не Дурново ли будете?» Не помню, тотчас ли после этого вопроса или несколько спустя, но вскоре спазмы сдавили горло, я едва мог говорить: слишком сильно почувствовалось, что в отце Алексии я нашел то, чего недоставало мне. Чувствовалось, что он может облегчить мою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Лидия Емельянова Старец Самуил. Да благословит Господь читающего и слушающих эту благодать... В Избранное ( 67  голосов:  4.0 из  5) Отзыв о книге «Старец Самуил. Да благословит Господь читающего и слушающих эту благодать...» Самуиловщина На днях батюшка из соседнего прихода дал мне на рецензию книгу, которой очень увлекаются некоторые прихожане, и которая вызвала у него большие сомнения. И сомнения оказались обоснованны. Книга (это первая часть из двух, вторая часть издана в 2010 г.) называется: «Старец Самуил. Да благословит Господь читающего и слушающих эту благодать…». Автор-составитель — слишком хорошо знакомая нам Лидия Емельянова, автор антицерковных, раскольничьих книг и распространитель культа о мальчике Славике Чебаркульском (см. мою статью «Ангельская пыль») и «старце» Алексии Пензенском (см. мою статью «Старческая тень» ). Книга издана в 2008м году в Санкт-Петербурге всё тем же «Просветительским и благотворительным центром «Благовещение»», который выпускал душевредные книги о Славике и «старце» Алексии. Бестселлеры матушки Лидии (а она — жена священника Геннадия Емельянова из храма прав. Иова Петербурга, который всячески поддерживает все её «труды») получили официальное «признание» и попали в десятку книг, запрещённых Издательским Советом Патриархии к распространению в церковных магазинах. Уже по «авторитету» Лидии Емельяновой становится понятным, что ждать добра от её новой книги не приходится. Первое, но самое удивительное, что видишь, открывая книгу — это «благословение» на форзаце митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва), скончавшегося… в 1995м году. Как такое возможно? Очень легко: у матушки Лидии возможно абсолютно всё, если происходит «по вере». Так, она рассказывает в предисловии, что в начале 90х гг. общалась с Владыкой Иоанном, и он якобы её благословил на будущее написать важную книгу о «великом Старце», а спустя 10 лет она «в тонком сне увидела Владыку Иоанна, его келью и вновь услышала весь разговор наш с Владыкой и поняла, как прозрела — по чьему благословению и предстательству выходит в жизнь эта книга» (с.7).

http://azbyka.ru/fiction/starec-samuil-d...

Столь высокие подвиги его и святая жизнь приобрели ему великую благодать от Бога и славу от людей. В одну ночь пономарю той церкви было дивное откровение: представилась ему храмовая икона Богородицы, и от ней услышал он чудный глас: «введи в церковь мою человека Божия, достойна суща небесного царствия: ибо молитвы его, яко кадило благовонное, восходят пред лице Божие, и яко венец на главе царстей, сице на нем Дух Святый почивает». Пономарь стал искать такого человека и, не нашедши, обратился к той же иконе с молитвою, чтобы указала ему человека Божия. И снова слышит глас: «яко седяй нищ у дверей церковной паперти, той есть человек Божий». Найдя неведомого странника, он ввел его в храм. Слух о человеке Божием разнесся по Едессу. Народ стал стекаться ко храму, чтобы воздать почтение праведнику. Но праведник, навсегда отказавшийся от всего земного и решившийся совершать духовные подвиги пред лицем одного Сердцеведца-Бога, не желал себе славы земной, и никому неведомо удалился из Едесса. Но куда же опять повел Господь Алексия? Обратимся к Римскому вельможе Евфимиану. Прошло 17-ть лет, проведенных им в скорби и слезах о сыне Алексии. Однажды возращался он из царского дворца в свои палаты, и в это время пал к ногам его нищий, покрытый лохмотьями. «Рабе Господень, сказал он умоляющим голосом, помилуй мя, нища и бедна. Позволь мне, да в едином угле двора твоего пребуду; Господь благословит лета твоя и даст тебе небесное царство, и аще имаши кого от своих, негде странствующего, здрава его да возвратит тебе“. При этих словах Евфимиан вспомнил об Алексии, прослезился и милостиво принял к себе незнаемого нищего. Он велел построить хижину пред вратами своими и в ней дал ему приют, чтобы всегда при входе и выходе иметь его в виду своем, не зная того, что в образе дивного странника пришел к нему сын его Алексий. И здесь-то, при доме своих родителей, преподобный Алексий совершал великие подвиги самоотвержения, поста и молитвы, и жил до самой своей кончины, никем не знаемый. По истине Алексий есть Божий человек! Ибо он жил с Богом и в Боге и все дела творил во славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Еще одна характерная черта почившего архиепископа Виталия. В Почаеве, когда намеревались вручить какую-либо денежную помощь в его руки, он всегда отказывался и всех отсылал к братскому казначею со словами: «У меня деньги в руках не держатся, я умею тратить, а не собирать». Монахи в Почаеве поведали нам, какой он подвижник и молитвенник… А благодаря частым поездкам, он не имел даже постоянной собственной кельи. Помещался возле канцелярии, в маленькой комнатке, где вся обстановка состояла из короткой деревянной скамьи, стула, столика и полки с книгами. На всю жизнь для него оставались памятными слова проф. Олесницкого из Киевской Духовной академии, в чем Владыка с теплым чувством и признавался: «Идите впереди паствы, руководите ею, а не будьте наемниками, не знающими стада и едва за ним поспевающими. Будьте истинными евангельскими пастырями, а не гадаринскими свинопасами». Не знаю почему, но душа моя влеклась к нему. Не видя его, – полюбил владыку Виталия через пространства и постоянно имел его в своей молитвенной памяти. И вот, узнав, что он скончался, прошу Господа, дабы Он, Милостивый, молитвами святого Владыки нашего, представшего ныне пред Ним, помиловал нас. Аминь. О чуде В статье моей «Бесценность Православия» («Пр. Русь», 10) я упомянул о. Алексия Гневушева, воскресившего мальчика. Мало кто знает о нем и о сотворенном по его молитве чуде. Об этом чудесном событии говорит бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода кн. Жевахов в своих «Воспоминаниях». Сам он узнал об этом из Оптиной, где оно и было записано со слов оптинского иеромонаха о. Памвы. В свое время повременная печать не отозвалась на это событие; да и не такого оно порядка, чтобы ему делали рекламу. Поволжье знало; знали, как очевиднейший факт, все жители села Бартсурман; знали об этом и окрестные селения. А что касается о. Алексия Гневушева, то его слава получила уже характер всероссийский. О. Алексий Гневушев был священником села Бартсурман Симбирской губернии Карамышского уезда. Умер он в 1848 году. Над могилой его совершалось столько чудес, что прихожане этого села возбуждали перед Св. Синодом ходатайство о его прославлении и о причислении к лику святых, что и было бы сделано, если бы не революция, опрокинувшая нашу нормальную жизнь. Очевидно, это ходатайство пред Св. Синодом о прославлении о. А. Гневушева и вызвало кн. Жевахова на обстоятельное исследование об о. Алексии и натолкнуло на самый факт воскрешения мальчика. Еще при жизни саровский чудотворец Серафим говорил об о. Алексии: «Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих подвижников. Он, как звезда, горит на христианском небосклоне…» А великий святитель Феофан учит: «Где все Божественное и все – Бог, тут-то и есть наше место, наш чин, наш рай… Бог Сам снисходит к нам… а где Бог, там блаженство», там жизнь, там победа над смертью.

http://azbyka.ru/prosteckoe-bogoslovie

7) Маленькая голова быка, глаза с присоединенными черточками (л. 366–369) – Брике, 14954 (1430–1438 гг.). В описании Н. П. Лихачева знак не упомянут. 8) Голова быка с челкой и мачтой между рогами, оканчивающейся пятилепестковым цветком (л. 372–379, 391­392). Такой же знак приведен в альбоме Лихачева под 2443 из недатированной рукописи, у Брике сходный знак под 14402 (1455 г.). В описании Н. П. Лихачева знак определен неправильно. 9) Фляга пилигрима (л. 380–387) – два варианта, причем оба приведены в альбоме Лихачева под 983,984 из рукописи 1444 г. (в описании Н. П. Лихачева приводятся и другие варианты, но все они уже отличаются от знаков рукописи 1444 г.). 10) Колесница (л. 388–389, 394–395)-типа Брике, 3528 (1429– 1461 гг.). В описании Н. П. Лихачева знак не упомянут. Датировку Рогожского сборника определяют филиграни 1, 2, 3, 6 и 9, остальные сорта более ранней бумаги использованы в остатках (для дополнений и вставок). Таким образом, подтверждается правильность соображений Н. П. Лихачева: рукопись устойчиво датируется 40-ми годами XV в. Ниже публикуется текст Краткой редакции Жития митрополита Алексия по списку РГБ, ф. 247, 253 (л. 324–326 об. – по карандашной нумерации в правом верхнем углу листов). В лето 6885 … Тое же зимы, промежи говениа, месяца февраля в 12, на память святаго отца Мелентиа, епископа Мелетиискаго, преставися пресвященныи Алексии митрополит всея Руси въ старости честнеи и глубоце, быв в митрополитех лет 23, и положен бысть на Москве в церкви святаго архаггела Михаила, честнаго его чюда, иже сам созда общии монастырь. О Алексеи митрополите 114 . Сии убо преподобныи отець нашь Алексии митрополит беаше родом болярин, славных и нарочитых бояр от страны Русскыя, от области Московьскыя, благородну и благоверну родителю сыну, от отца нарицаемаго Феодора и матери именем Марии. Родижеся в княжение великое Тферьское Михаилово Ярославича, при митрополите Максиме, до убиения Акинфова, старее сы князя великаго Семена 17 лет. Крести же его еще младенца суща князь Иван Даниловичь, еще сы не в великом княжении. Бе же преже в святом крещении наречено бысть имя ему Симеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Вы говорили, что стали епископом из уважения к Патриарху. Расскажите, в чем это выражалось? – Когда мне сперва предлагали принять архиерейский сан, я думал, как бы выкрутиться. Но Патриарх Алексий сразу это одобрил, дал свое благословение, его указ пришел на другой же день. И я почувствовал, что поводов не подчиниться у меня нет. – Насколько важным для Церкви было то, что сделал Патриарх Алексий II? – Если бы не Патриарх Алексий и Митрополит Лавр, весьма вероятно, что раскол между Зарубежной Церковью и Русской Церковью продолжался бы, как и прежде. Процесс примирения пошел в правильное время и при правильных людях. Процесс примирения пошел в правильное время и при правильных людях – Насколько легко вам, американцу, было понимать русского Патриарха? Я имею в виду в первую очередь не язык, поскольку русским вы владеете в совершенстве, но духовно. – Я бы не стал отделять это от моего опыта, связанного с Россией в целом. В свое время, проучившись все лето в Мюнхене и впервые приехав в Россию, я понял: пускай культура и «образ мышления» американцев отличается от немцев, французов, итальянцев или греков, мы с русскими похожи в своей национальной культуре. И когда меня пригласили на обед, кажется, к внуку Льва Толстого, я помню, как чувствовал, что, хотя мы и говорили с ним и его семьей по-русски, мне казалось, что это просто обычные американцы. То же самое я могу сказать и о Его Святейшестве Патриархе Алексии II. – Как вы сейчас вспоминаете Патриарха, спустя 15 лет после его кончины? Конечно, с чувством глубокого уважения и почтения. Царствие Небесное, Святейший владыко! Рейтинг: 10 Голосов: 326 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Владимир 6 декабря 2023, 14:05 Хорошее интервью Владыки Иеронима, которому 21 декабря исполнится 77 лет. А 10 декабря, в праздник Курско-Коренной Иконы Божией Матери " Знамение " исполнится 15 лет со дня его архиерейской хиротонии. А 23 декабря исполнится ровно 60 лет, как молодой Иоанн Шо вступил в православную русскую церковную ограду через Таинство миропомапазния.К этим событиям я написал небольшую поздравительную статью о Владыке Иерониме. Думаю, что православные сайты, в том числе, Православие.ру ее опубликуют. Интересную информацию рассказал Владыка Иероним и патриархе Алексии -2. Поздравляю Владыку Иеронима (Шо) с наступающими знаковыми датами в его жизни.

http://pravoslavie.ru/157647.html

– Да, есть целый пласт книг, которые хоть и издаются без грифа «Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви», но все равно каким-то образом просачиваются в отдельные церковные лавки. Это, впрочем, неудивительно: не все эти лавки принадлежат какому-то храму или епархии, некоторые существуют сами по себе как частные магазины, и их владельцем может быть, по сути, кто угодно. Кроме того, есть отделы религиозной литературы в светских книжных магазинах, и повлиять на ассортимент там вообще никак невозможно. Порою по неосмотрительности некоторых настоятелей, а также сотрудников прихода такие книги могут проникать и в храм. Ярчайшим примером такого рода литературы является целая серия книг о так называемом старце схиигумене Алексии из Пензенской епархии. Этот человек, совершенно очевидно, не мог быть ни священником, ни даже монашествующим по одной простой причине: он родился с тяжелой инвалидностью, не ходил, внятно не говорил. Человек с такими физическими недостатками элементарно не сможет обойти вокруг престола во время хиротонии, не говоря уж о том, что церковные правила не допускают рукоположения недееспособного человека, который не может священнодействовать. Я вспоминаю пример из истории Псково-Печерского монастыря, когда там в отношении одного из братий, который потерял на войне кисть или какую-то часть кисти, было получено специальное решение Синода о его рукоположении в диаконский сан. Но, естественно, священником он уже быть не мог. А в книгах о «старце Алексии» мы читаем о якобы имевшем место рукоположении тяжелого инвалида. Очевидно, что эта история с хиротонией была просто выдумана, это был проект какой-то группы людей, которые обрядили «старца» в схиму и возили по всей стране. На встречах с народом он сидел в кресле-каталке, пытался издавать какие-то звуки, похожие на слова, а «переводчик» от его лица пророчествовал, давал какие-то повеления. Так вот, зная, что и в Саратовской области есть его почитатели, я специально ознакомился с одной из книг о нем, всего их вышло пять. У меня было ощущение, что я читаю написанное людьми душевнобольными. Но пять книг издано, и тиражи этих пяти книг разобрали!

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010