Великий князь, узнавши, что Москва за ним, двинулся к Волоку на Шемяку и Можайского, которые, видя, что из Твери идет великий князь, из Литвы - Василий Ярославич с татарами, Москва взята и люди бегут от них толпами, побежали к Галичу, оттуда в Чухлому, где взяли с собою мать великого князя, Софью Витовтовну, и отправились в Каргополь. Василий, отпустивши жену в Москву, пошел за ними, взял Углич, который сдался только тогда, когда тверской князь прислал пушки осаждающим; в Угличе соединился с великим князем Василий Ярославич, и все вместе пошли к Ярославлю, где соединились с татарскими царевичами. Из Ярославля Василий послал сказать Шемяке: " Брат князь Дмитрий Юрьевич! Какая тебе честь или хвала держать в плену мою мать, а свою тетку? Неужели ты этим хочешь мне отмстить? я уже на своем столе, на великом княжении! " Отпустивши с этим посла к Шемяке, великий князь отправился в Москву, куда приехал 17 февраля 1447 года; а Шемяка, выслушавши посла Василиева, стал думать с своими боярами. " Братья, - говорил он им, - что мне томить тетку и госпожу свою, великую княгиню? Сам я бегаю, люди надобны самому, они уже и так истомлены, а тут еще надобно ее стеречь, лучше отпустим ее " . Порешивши на этом, он отпустил Софью из Каргополя с боярином своим, Михаилом Федоровичем Сабуровым, и детьми боярскими. Великий князь, услыхав, что мать отпущена, поехал к ней навстречу в Троицкий монастырь, а оттуда с нею же вместе в Переяславль; боярин Шемякин, Сабуров со всеми своими товарищами добил челом великому князю, чтоб принял их к себе в службу. После этого Шемяка с Можайским решились просить мира и обратились к посредничеству князей, остававшихся верными Василию, - Михаила Андреевича верейского и Василия Ярославича серпуховского, заключили с ними перемирие и в перемирном договоре обещались бить челом своему господину, брату старшему, великому князю Василию Васильевичу, чтоб принял их в любовь и мир, пожаловал их прежними их отчинами, за что обязывались возвратить всю казну, захваченную ими у великого князя, его матери, жены, жениной матери и бояр: кроме того, Шемяка отступался от пожалования великого князя - Углича, Ржевы и Бежецкой волости, а Можайский отступался от Козельска, Алексина и Лисина, обещались отдать все взятые в казне великокняжеской договорные грамоты, ярлыки и дефтери. Любопытно высказанное в этом договоре недоверие: Шемяка и Можайский просят, чтобы великий князь не вызывал их в Москву до тех пор, пока не будет там митрополита, который один мог дать им ручательство в безопасности. На основании этих статей заключен был мир между Шемякою, Иваном можайским и великим князем. Но мы видели, что и Василий дал Шемяке в Угличе такие же проклятые грамоты.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Василий III два десятилетия счастливо прожил в браке с красавицей из древнего боярского рода Соломонией Сабуровой. Супруги жили в ладу, но детей у них не было. Трудно судить, кто в этом виноват. Жена видела несчастье мужа и знала об угрозе смуты, нависшей над Россией из-за отсутствия у великого князя прямого наследника. Она сама великодушно предложила Василию III постричь ее в монахини, а потом найти вторую жену и родить наследника - ради мира на Руси. На развод и второй брак дал благословение митрополит Даниил, глава Русской церкви. После пострижения в монахини бывшая государыня долгие годы прожила в Покровской суздальской обители. Там она скончалась в 1542 году. Она оставила добрую память как человек глубокой веры. Известно, что она сама выкопала колодец для нужд обители. Монастырская традиция сообщает о многочисленных чудесах, совершавшихся у гроба Софии. Особое почитание ее началось еще в XVI столетии, а в середине XVII века состоялось ее прославление в лике святых. Со времен петровских преобразований и на протяжении синодального периода ее почитание оказалось под запретом. Но оно возобновилось в 90-х года XX века. 27 марта 2007 года Патриарх Алексий II повелел внести имя преподобной Софии Суздальской в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Таким образом, эта старинная святая обретала общерусское почитание. Но московская служилая знать сочинила сплетню о том, что эту несчастную женщину обратили во инокини насильственно, что ее даже отхлестали бичом за сопротивление. Ведь новый брак великого князя и рождение долгожданного наследника лишили ее большой политической игры, а с нею и надежд на получение большей власти в Московском государстве... 21 января 1526 года великий князь женился на молоденькой дочери князя Василия Львовича Глинского - Елене. Угождая ей, государь сбрил бороду, чем крепко озадачил подданных. Поступок на Руси небывалый! Борода считалась мужской красой, признаком достоинства, приверженности устоям. Но уж слишком жаждал великий князь наследников и, должно быть, хотелось не юному правителю понравиться девушке, которая была его моложе едва ли не на тридцать лет... Правда, и новой жене не скоро удалось разорвать петлю «бесчадия». Лишь в 1530 году Елена Глинская подарила Василию Ивановичу сына Ивана, а в 1532-м - второго, Юрия. Первенец Василия III - будущий государь Иван Грозный.

http://ruskline.ru/opp/2014/3/29/dostojn...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Празднование двадцатилетия гимназии " Радонеж " 2 сентября 1990 года молебном на начало учебы началась жизнь первой негосударственной школы в России. Освящение гимназии, находившейся тогда на территории школы совершил о. Артемий Владимиров в сослужении диакона Олега Стеняева. 2 сентября 2010 наша гимназия торжественно отметила свой юбилей. Первого сентября был дождь. И третьего сентября был дождь. А второго, в день двадцатилетия гимназии была прекрасная погода – тепло и солнечно, разноцветные шарики улетали в синее, синее небо. Празднование началось с балагодарственного молебна, который служили о. Артемий Владимиров и о. Алексий Дарашевич. На молебне также присутствовали о. Олег Стеняев, директор Православной школы во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова о. Сергий Махонин и выпускник гимназии благочинный Видновского округа о. Михаил Егоров. Далее – награждения, поздравления и добрые слова. С   торжественной речью выступили председатель Братства «Радонеж» Евгений Константинович Никифоров, директор гимназии М.Б. Тишков, заместитель главы Управы района «Ясенево» Сагибова С.В., директор гимназии " Сабурово " Татьяна Ивановна Лещева, о. Михаил Егоров, директор Православной классической гимназии в Ховрино — Игорь Алексеевич Бузин и многие другие. Православное Братство «Радонеж» удостоило серебряными медалями преподобного Сергия Радонежского учителей гимназии: Ненову Л.В., Рогожину Е.Б., Рогожину А.А., Петрову С.В., Себину Е. Н., Чельцова К.Ю. и директора Тишкова М. Б. Все преподаватели гимназии были также награждены благодарственным грамотами Братства «Радонеж». Потом трое гимназистов – Волков Владимир, Путилин Никита и Лефтерова Юлия – читали стихи своего собственного сочинения о гимназии, а гимназический хор и все присутствовавшие спели песню «Прекрасное далеко». Тексты были розданы заранее, поэтому пели все - не только младшая школа, но и родители, учителя и даже священники.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/227...

Марта 25 заключено между Лифляндцами и Новгородом и Псковом продолжение перемирия на 14 лет с условием свободной и безопасной торговли и проч. Раздоры Псковичей между собою и с своим Князем Иваном Михайловичем и взаимные жалобы Великому Князю, бывшему тогда в Новгороде. За сие Великий Князь прибыв сам во Псков, лишил их всех древних прав и вольностей. Поход Великого Князя на Литовцев под Смоленск три раза. На сей поход был в службу со Псковичей Великому Князю посошный или рекрутский набор, и взято 1000 пищальников со Псковских Помещиков, сверх подвод и припасов. Апреля 23 погорел город Изборск весь. Сильное сражение с Литвою под Оршею, наудачное для Россиан. Торговый договор с Ганзейскими городами заключен в Новгороде на 10 лет. Поход Псковских войск по повелению Великого Князя под Брацлав на Литву под предводительством Псковского Наместника Андрея Васильевича Сабурова. С 20 Сентября тесная осада города Опочки, Воронича и Велья от Польских, Литовских, Чешских, Угорских и Цесарских войск под предводительством Князя Константина Острожского. Но Опоческий Наместник Василий Михайлович Салтыков Крепость оборонил, а присланные от Великого Князя войска октября 18 прогнали неприятелей с великим уроном. Трактат Великого Князя Василия Ивановича с Шведским Королем Христирном о торговле через Новгород и Ивангород. В Великий пост упало на Кремле стены 40 сажень от Троицкого Собора над рыбным торгом до Снетового Костра: но следующим летом заделано все сие новою стеною. Камень возили Священники, а Псковичи носили песок, просевая его решетом. Мастер был Иван Фрязин. Работа казне Великого Князя обошлась в 700 рублей, не считая Поповских трудов. Из осторожности от нашествия Литвы основана каменная стена на прудах в Песках около Гремячей Горы, и тогда ж построена каменная Церковь Св. Алексия за Домантовою стеною. Того ж года, а по другим известиям 1519, построены на старом Торговищи или на нынешней площади четыре Церкви: 1. Св. Петра Митрополита. 2. Св. Луки Евангелиста на Кузнецком ряду. 3. Св. Апостола Фомы. 4. Св. Димитрия Прилуцкаго Вологодского

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Пасхальный детский крестный ход по линии обороны Москвы 6 мая в день великомученика Георгия Победоносца в окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде состоялся Пасхальный детский крестный ход по местам боевой славы. Крестный ход посвящен памяти воинов, погибших на последнем рубеже обороны Москвы на Звенигородском направлении. Организаторы: детское православное движение «Вестники». Участники: Школа «Пересвет», воскресная школа храма Иоанна Воина, православная гимназия «Сабурово» при храме святителя Николая, детский дом Сергиева-Посада Гимназия Иоанна Богослова, школа храм Александра Невского, приют Сергиево-Посадского монастыря, школа-интернат Преподобного Сергия Радонежского и мы – ход четвертые классы гимназии «Радонеж». Маршрут Крестного хода проходил от села Ершово до Скита Саввино-Сторожевского монастыря , расстояние – 10 км. В годы Великой Отечественной войны Ершово оказалось на линии фронта. В самом Ершово и на Скоковом поле происходили ожесточенные кровопролитные бои. Село несколько раз переходило из рук в руки. Немцы, захватив Ершово на очень короткое время, сожгли его (из 106 домов осталось всего 11). 6 января 1942 года, при отступлении из села, фашисты заперли в храме раненых пленных советских солдат и мирных жителей и взорвали церковь. Здесь война унесла жизни более чем 600 человек: среди них бойцы 144-й дивизии, державшей здесь оборону Москвы, и местные жители. Но именно здесь и были остановлены фашистские оккупанты. В Звенигород и дальше на Москву их не пустили. После войны на месте храма был воздвигнут памятник погибшим воинам, село заново отстроено, в 1995 году по благословению Патриарха московского и всея Руси Алексия II началось строительство нового храма на месте взорванного по сохранившимся чертежам. Путь наш начался с молебна в храме св. Александра Невского в городе Звенигороде. После молебна и напутственных слов отца Настоятеля участники Крестного хода сели в автобусы и приехали в село Ершово, где с приветственным словом к нам обратился настоятель Троицкого храма:

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/137...

В Санкт-Петербурге проходит выставка золотного церковного шитья Санкт-Петербург, 17 января 2007 г. С 15 по 30 января 2007 года в выставочном зале правительства Ленинградской области «Смольный» пройдет выставка золотного церковного шитья, сообщает Официальный Сайт Московского Патриархата История золотного шитья начинается на Руси с Х века - упоминания об этом встречаются в летописях, житийной литературе и других письменных источникахю Так, в XI столетии в Киеве в Янчином монастыре существовала школа шитья и тканья. Жена киевского князя Рюрика Ростиславовича (умерла в 1215 году) Анна «сама прилежала трудам и рукоделиям, швением златом и серебром». С XV века ведущее место занимают царицыны мастерские, во главе которых стояли великие княгини София Палеолог и Соломония Сабурова, царицы Анастасия Романова и Ирина Годунова. Со временем традиции золотого шитья менялись. Был и тяжелый период, когда это искусство было практически забыто. Древнерусское церковное шитье начало активно возрождаться с конца 80-х годов ХХ века как традиционное служение женщин в церкви. В 90-х годах в нашей стране открываются мастерские древнерусского церковного шитья, мастерицы которых, изучая древние памятники, искусствоведческую литературу, восстанавливая технику исполнения, вдохнули новую жизнь в высокое искусство золотного шитья. В 1990 году появилась первая в Санкт-Петербурге мастерская. Молодые женщины по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II поехали учиться церковной вышивке в Пюхтицкий женский монастырь. В выставочном зале «Смольный» будут представлены работы мастерской «Покров» при храме Воскресения Христова, что у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, мастерской храма святых Апостолов Петра и Павла в поселке Селижарово Тверской области. 17 января 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/20333.html

В уральском городе Карабаш заложен храм святителя Иоанна Златоуста 7 июля 2006 г. 13:04 5 июля в городе Карабаш Челябинской области состоялась церемония закладки православного храма во имя святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. По благословению митрополита Челябинского и Златоустовского Иова освящение закладного камня совершил настоятель Никольского храма в Кыштыме иеромонах Алексий в сослужении священников из различных городов Челябинской области. По информации ИА «УралБизнесКонсалтинг», строительство храма планируется завершить до конца 2007 года. На торжественной церемонии присутствовали жители Карабаша, мэр города Мусса Дзугаев, а также директор ЗАО «Карабашмедь» Николай Азаров и вице-президент «Русской медной компании» (РМК), руководитель ее благотворительного фонда Дмитрий Сабуров. Строительство храма во имя святителя Иоанна Златоуста ведется на средства благотворительного фонда РМК в рамках программы по поддержке православных святынь на территории Челябинской области. Так с середины 2005 года оказывается помощь в реконструкции храма святителя Николая Чудотворца в Кыштыме. Восстановительные работы близятся к завершению, и уже в сентябре нынешнего года в Никольском храме начнутся богослужения, сообщает пресс-служба ЗАО «Русская медная компания». Служба коммуникации ОВЦС МП /Патриархия.ru   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/124442.htm...

Федеральная трасса М3 " Украина " . Часовня Спаса Всемилостивого. Часовня. Не действует.   Освящена в честь: Спаса Всемилостивого Год постройки:2017. Адрес: Калужская область, Дзержинский район, Федеральная трасса М3 " Украина " Координаты: 54.566414, 36.048925 Проезд:Находится на трассе М3, возле памятника, посвященному " Стоянию на Угре " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня в честь Всемилостивого Спаса. Год постройки 2017-й. Часовня возведена рядом с уже имеющимся памятником Великому Стоянию на Угре вблизи трассы М-3 " Украина " в дань важному историческому событию. Выложена из кирпича. Высота вместе с маковкой составляет более 15 метров. Чин освящения часовни 21 декабря 2017 года провели протоиерей Николай Алиев - благочинный Дзержинского района в сослужении протоиерея Алексия Пелевина - руководителя епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, протоиерея Вячеслава Сабурова и протодиакона Сергия Комарова - руководителя пресс-службы Калужской епархии. Идея возведения часовни принадлежит калужскому губернатору Анатолию Артамонову. Финансирование строительства осуществила Дорожно-строительная компания «Автобан», которая провела реконструкцию федеральной трассы М-3 «Украина» на территории Калужской области. Построило ее Калужское епархиальное реставрационно-производственное объединение. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=44027

Во втором историческом известии, которое ярко характеризует Федора Сабура, содержится выражение, которое стало пословицей - «Бог в кике». Что это значит, сейчас разберемся. В начале 15 века к московским князьям приехал служить представитель литовской династии Гедеминовичей Патрикей Наримунтович. В 1418 году великий князь отдал за его сына Юрия Патрикеевича свою родственницу (по одним источникам сестру, а по другим - дочь) и таким образом, породнившись с Рюриковичами, родоначальник князей Патрикеевых занял очень высокое место при дворе - выше, чем дяди Федора Сабура Константин Шея и Иван Дмитриевич. На свадьбе Юрия Патрикеевича они сидели «ниже», то есть дальше от великого князя. Но когда старший брат Юрия Патрикеевича - Федор захотел также как и молодой муж, сесть поближе к Василию Первому, то Федор Сабур не дал ему этого сделать. Федор Патрикеевич сказал Федору Сабуру: " Посядь брата моего меньшего, князя Юрия Патрикеевича " , то есть после него. Но Федор Сабур ответил ему: " У того Бог в кике, а у тебя Бога в кике нет " , и сел перед ним . Таким образом, здесь дается наглядная иллюстрация евангельского слова Христа: «когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» (Лк., 14, 8-9). Именно отсюда пошло и слово «кичливость» - кичиться, значит излишне гордиться своей «кичкой», то есть в данном контексте женой, удачным браком. Что такое кика (кичка)? На Руси принято, чтобы замужние женщины носили повойник. Да, именно так: «принято», в настоящем времени, так как в старообрядческих и единоверческих семьях это по сию пору реальная традиция. Так вот повойник - это упрощенная форма кики. То есть когда Федор Сабур говорил о том, что у Юрия Патрикеевича «Бог в кике», он имел в виду, что Бог благословил его через брак с представительницей рода Рюриковичей. А брат Юрия был женат на женщине более простого происхождения, поэтому ему указали его место.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/17/...

Во втором историческом известии, которое ярко характеризует Федора Сабура, содержится выражение, ставшее пословицей, – «Бог в кике». Что это значит, сейчас разберемся. В начале XV века к московским князьям приехал служить представитель литовской династии Гедиминовичей Патрикей Наримунтович. В 1418 году великий князь отдал за его сына Юрия Патрикеевича свою родственницу (по одним источникам – сестру, а по другим – дочь), и, таким образом, породнившись с Рюриковичами, родоначальник князей Патрикеевых занял очень высокое место при дворе – выше, чем дяди Федора Сабура Константин Шея и Иван Дмитриевич. На свадьбе Юрия Патрикеевича они сидели «ниже», то есть дальше от великого князя. Но когда старший брат Юрия Патрикеевича Федор захотел так же, как и молодой муж, сесть поближе к Василию I, то Федор Сабур не дал ему этого сделать. Федор Патрикеевич сказал Федору Сабуру: «Посядь брата моего меньшего, князя Юрия Патрикеевича», то есть после него. Но Федор Сабур ответил ему: «У того Бог в кике, а у тебя Бога в кике нет», – и сел перед ним . Здесь, кстати, перед нами наглядная иллюстрация к евангельским словам Христа: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: “уступи ему место”; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» (Лк. 14: 8–9). Именно отсюда пошло и слово «кичливость»: «кичиться» значит «излишне гордиться своей кичкой», то есть в данном контексте – женой, удачным браком. Что такое кика (кичка)? На Руси принято, чтобы замужние женщины носили повойник. Да, именно так: «принято» – в настоящем времени, так как в старообрядческих и единоверческих семьях это по сию пору реальная традиция. Так вот, повойник – это упрощенная форма кики. То есть когда Федор Сабур говорил о том, что у Юрия Патрикеевича «Бог в кике», он имел в виду, что Бог благословил его через брак с представительницей рода Рюриковичей. А брат Юрия был женат на женщине более простого происхождения, поэтому ему указали его место.

http://pravoslavie.ru/58026.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010