РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Мученики, исповедники и подвижники Русской Православной Церкви XX столетия Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Иеромонах Дамаскин (Орловский) Книга 2. Тверь, " Булат " , 2001 год - 528 страниц. Тираж 5 000 экз. СОДЕРЖАНИЕ Слово к читателю Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II........................................   3 Вместо предисловия.........................   5 ФЕВРАЛЬ 08.02 (21.02) Мученики-братья иеродиакон Евфимий и послушник Алексей.......................... 19 20.02 (05.03) Блаженный Виктор, Мария Круглова, Анна Корыгина, священники Дмитрий Горский и Иоанн Крылов............................... 21 АПРЕЛЬ 05.04 (18.05) Блаженная старица Марфа Лаврентьевна....... 30 27.04 (10.05) Мученики шуйские. Протоиерей Павел Светозаров, священник Иоанн Рождественский и миряне Петр Языков, Николай Малков, Анастасия, Авксентий Калашников, Сергей Мефодиев................................... 37 20.05 (02.06) Мученики московские. Священники Василий Соколов, Христофор Надеждин, Алексей Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров.................................. 54 07.06 (20.06) Священномученик Андроник, архиепископ Пермский....................... 82 Мученики, исповедники и подвижники благочестия пермские: священники Константин Широкинский, Иоанн Пьянков, Алексей Сабуров, Николай Яхонтов, Алексей Стабников, Петр Вяткин, диакон Василий Кашин, Иоанн Пьянков, Алексей Сабуров, Николай Яхонтов, Алексей Стабников, Петр Вяткии, диакон Василий Кашин, священники Николай Бельтюнов, Александр Савелов, Александр Посохин, Василий Комакин, Иоанн Швецов, Сергий Колчин, псаломщики Анатолий Попов и Александр Зуев, священникиВладимир Белозеров, Павел Соколов, Александр Калашников, псаломщик Василий Петухов, мирянин Петр Мелехов, священник Михаил Жидяев, диакон Александр Ипатов, священники Александр Шкляев,

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Приходское духовенство АЛЕКСИЙ Иванович Никольский (1877 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 23 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Александрович Порфирьев (1855 - 1918), прот., сщмч. (пам. 24 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Сабуров († 1918), прот., сщмч. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Иосифович Сенкевич (1875 - 1937), диак., сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Сибирский (1870 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Александрович Сперанский (1881 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Глебович Успенский (1879 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Дмитриевич Шаров (1882 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 4 февр. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Алексеевич Мечёв (1859 - 1923), прот., московский старец, св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых) АЛФЕЙ Анатольевич Корбанский (1871 (по другим данным 1873) – 1937), сщмч. (пам. 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ Ковалёв (1871 – 1921), сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АНДРЕЙ Георгиевич Беднов (1885 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АНДРЕЙ Владимирович Шершнев (1869 – 1937), сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/121858_3.html

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897) – русский живописец, передвижник. Садовников – староста храма в Баковке. Салова Екатерина Михайловна (род. в 1893) – монахиня Алексеевского монастыря. Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – философ-славянофил, публицист. Самойлова Анна Андреевна (род. 1898) – монахиня. Сефери – профессор пения. Серафим (Чичагов † 1937) – митрополит, священномученик. Серафим (Звездинский † 1937) – с 1919 епископ Дмитровский; священному-ченик. Серафим (Самойлович † 1937) – священномученик, архиепископ Угличский. Сергий (Голубев) – настоятель Преображенского собора в Санкт-Петербуре. Сергий Радонежский (†1392) – преподобный. Сергий (Ляпидевский ; 1820–1898) – митрополит Московский с 1890 по 1898. Сергий (Старгородский †1944) – митрополит, Патриарх Московский и всея Руси. Сергий Алексеевич Крестьянинов (1875–10.12.1937) – священник с. Сабурово Московской области. Симеон Ермолаев – старец, жизнеописатель преподобного Зосимы. Симеон Новый Богослов (†1021) – автор трудов по сокровенному деланию во Христе, выдающийся поэт. Симеон Солунский (†1429) – архиепископ, блаженный. Симон Кананит – апостол. Скачков Алексей Васильевич – житель села Горки, под Волоколамском. Скачков Герасим – отец зосимовского архимандрита Исидора. Скачкова Мария – мать зосимовского архимандрита Исидора. Скачков Петр Васильевич – житель села Горк, по, Волоколамском. Скачкова Александра Кузьминична – жена П.В. Скачкова. Смирнов Николай Иванович (1875 – 14.03.1938) – священник села Сватково. Смирнова Анна Федоровна – теща прп. Алексия зосимовского . Сологуб Мария Федоровна (урожденная Самарина; 1821–1888) – графиня, учредительница философского кружка. Соловьев Михаил Федорович (1868–1919) – сын прп. Алексия Зосимовского . Соловьев Алексей Петрович (1804–1882) – протоиерей, отец прп. Алексия Зосимовского . Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – русский философ, поэт. Соловьева Анна Андреевна – бабушка прп. Алексия Зосимовского по отцу. Соловьева Анна Григорьевна – монахиня. Соловьева (Мотова) Ольга Петровна (1876–1960) – жена Михаила Федоровича Соловьева.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

священника Евгения Яковлева (1856–1937) священника Иоанна Быстрова (1888–1938) священника Иоанна Лазарева (1876–1937) священника Иоанна Никольского (1868–1937) священника Иоанна Ромашкина (1891–1937) священника Иоанна Флерова (†1918) священника Михаила Адамонтова (1892–1937) священника Михаила Воскресенского (1883–1918) священника Николая Восторгова (1875–1930) священника Николая Троицкого (1885–1937) священника Николая Хвощева (1883–1937) священника Павла Борисоглебского (1874–1937) священника Павлина Старополева (1865–1937) священника Петра Лебединского (1881–1937) священника Петра Сахаровского (1876–1937) священника Порфирия Колосовского (1867–1937) священника Стефана Немкова (†1918) диакона Вениамина Владимирского (1892–1937) диакона Иоанна Мошкова (1885–1937) монахини Анны (Ежовой; 1885–1937) Александра Блохина (1879–1937) Алексия Нейдгардта (†1918) Анисии Маслановой (1878–1937) Василия Ежова (1867–1937) Дарьи Сиушинской (†1919) Дарьи Тимолиной (†1919) Евдокии Шиковой (†1919) Елисаветы Самовской (1860–1937) Елисаветы Сидоровой (1875–1937) Иакова Гортинского (1899–1937) Марии (†1919) Николая Филиппова (1875–1937) Петра Лонскова (1881–1937) Стефана Митюшкина (1874–1937) от Омской епархии: Николая Цикуры (†1918) от Оренбургской епархии: протоиерея Макария Квиткина (1882–1931) от Орловской епархии: протоиерея Георгия Коссова (1855–1928) священника Иоанна Панкова (†1918) Николая Панкова (†1918) Петра Панкова (†1918) от Пензенской епархии: епископа Пензенского Феодора (Смирнова; 1891–1937) священника Гавриила Архангельского (1890–1937) священника Василия Смирнова (1889–1937) от Пермской епархии: протоиерея Александра Преображенского (†1918) протоиерея Александра Шкляева (†1918) протоиерея Алексея Будрина (†1918) протоиерея Алексия Сабурова (†1918) протоиерея Алексия Стабникова (†1918) протоиерея Иоанна Пьянкова (1850–1918) протоиерея Иоанна Швецова (†1918) протоиерея Михаила Киселева (1856–1918) протоиерея Николая Бельтюкова (†1918) протоиерея Николая Конюхова (†1919)

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

В одной версте от Татаринцево была деревня Сабурово. В 1770 году там строится деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. В 1805 году эту церковь сделали приписной к Крестовоздвиженскому храму. Во второй половине XIX века ее из-за ветхости разобрали. В период с 1828 по 1837 гг. с северной стороны храма строится колокольня. По утверждению очевидцев, колокольня по высоте была равна церкви, трехъярусная, с квадратным основанием, круглыми окнами и одной маковкой. Наверх вела деревянная лестница с переходами. Место звона было горожено коваными решетками. В 1887 году на ней было 6 колоколов. Под 1845 годом при храме упоминается каменная часовня. В 1852 году стараниями настоятеля иерея Алексия Львова к Крестовоздвиженскому храму была пристроена теплая трапезная c двумя придельными алтарями: правый—в честь святителя Николая Чудотворца, левый—в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. С 1887 года в Крестовоздвиженском храме был положен причт: священник и псаломщик.Революция 1917 года храм не затронула, службы продолжались. Известно, что в начале 1920-х годов в храме совершалось изъятие церковных ценностей. Последняя служба в Крестовоздвиженском храме была отслужена о. Антипой на праздник Сретения Господня 15 февраля 1938 года. На следующий день он был арестован. 17 марта 1938 года иеромонах Антипа (Кириллов) был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной могиле. 26 декабря 2002 года на заседании Священного Синода он был причислен к лику Новомучеников Российских. После о. Антипы был арестован Федор Михайлович Марков, сын священноисповедника Михаила (Маркова) (умер в ссылке в нач. 1930-х гг.), живший в Татаринцево и помогавший о. Антипе на клиросе. 1 июля 1938 года он также был расстрелян на Бутово. После ареста о. Антипы Крестовоздвиженский храм был закрыт, в нем было сделано овощехранилище, но внутреннее убранство сильно не ломалось. В 1939 году была сломана колокольня. Первая служба после закрытия состоялась 19 декабря 1945 года. Настоятелем тогда стал о. Виктор. Заслуга открытия Крестовоздвиженской церкви принадлежит Надежде Терентьевне Дюжовой, которая еще в 1926 году была членом церковного совета храма. Она прятала от поругания многие иконы и другие святыни, а потом собирала подписи для открытия церкви. Она же сделалась первой старостой после открытия и была ей до начала 70-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=01156

Путь в Орду тогда занимал около месяца. Святитель прибыл в середине сентября. Он зажёг чудесную свечу с молитвой, окропил больную святой водой - и Тайдула прозрела! В благодарность хан Джанибек снизил для русских размер дани, а Тайдула подарила святителю кремлёвскую территорию, принадлежавшую хану, где находился Посольский двор Орды - именно там собирали дань с Руси. Ханский двор перевели в Замоскворечье, на Болвановку. На месте бывшего ханского посольства святитель Алексий и основал обитель. Историки считают, что исцеление Тайдулы совершилось именно в день праздника Чуда архистратига Михаила. Поэтому ему и был посвящён новоустроенный московский монастырь. Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года, - один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружён в 1404 году). Когда митрополит Алексий умер, он был погребён в основанном им Чудовом монастыре, в храме Чуда архистратига Михаила, а в 1686 году его святые мощи перенесли в специально построенную обительскую церковь во имя Святителя Алексия. Рядом с гробницей святителя стоял его жезл и хранилось облачение, подаренное ему ханшей Тайдулой, - то самое, которое она увидела во сне и в котором чудотворец был в момент её прозрения. Великий князь Василий III истово молился у гробниц святителя Алексия в Чудовом монастыре и святителя Петра в Успенском соборе о даровании ему долгожданного наследника: ведь за двадцатилетнее супружество с первой женой, Соломонией Сабуровой, у него не было потомства. И, когда от второго брака с Еленой Глинской у московского государя родился первенец - будущий Иоанн Грозный, великий князь «радостной душою обеты исполнял». Он заказал две раки для мощей: святителю Петру золотую, а святителю Алексию - серебряную, но готовы они были лишь спустя два года после его смерти, в 1535 году. В 1504 году во время великого строительства в Кремле заново перестроили соборный храм Чудова монастыря. В престольный праздник 1504 года он был торжественно освящён.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Визит Патриарха Алексия II Визит Святейшего Патриарха Алексия II в Православную классическую гимназию " Радонеж " 2 сентября 2002 года С началом нового учебного года поздравил 2 сентября 2002 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй учащихся московской Православной классической гимназии " Радонеж " , а вместе с ними и всех тех, кто в этот день пришел в школьные классы и студенческие аудитории. Открытая по благословению Его Святейшества в 1990 году обществом " Радонеж " , гимназия явилась первым в России негосударственным православным средним учебным заведением. Обычная школьная программа здесь дополнена курсом " Основы духовной культуры " , курсами литургики и церковно-славянского языка, изучением древних языков - латыни и древнегреческого, а также предметов исторического цикла. Общий уровень образования позволяет выпускникам продолжить учебу в ведущих вузах страны. Многие из них поступают в православные учебные заведения - Свято-Тихоновский богословский институт и университет имени Иоанна Богослова. В настоящее время в гимназии учатся около 300 детей. Из ее филиалов в Сабурово и Крылатском развились самостоятельные православные школы. Гимназия сделала восемь полных выпусков, почти все ее выпускники поступили в высшие учебные заведения Москвы (как технические, так и гуманитарные), в семинарии и православные ВУЗы. Предстоятель Русской Православной Церкви освятил Поклонный крест на территории гимназии и сердечно поздравил учащих и учащихся с Днем Знаний. Святейший Патриарх посетил классы гимназии и благословил детей на учебу. Патриарх Алексий отметил значение опыта этой православной гимназии на пути возвращения современному образованию лучших традиций Русской школы, в которой высокий уровень знаний сочетался с воспитанием детей на основах христианского образа жизни и морали. Предстоятель РПЦ подверг резкой критике появившуюся на днях в газете " Известия " " тенденциозно составленную подборку материалов, направленных против введения в светских школах предмета " Основы православной культуры " , который носит просветительский характер " .

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/hi...

Хотя отдельные священники находились в воинских частях до марта 1918 года, все же рано или поздно всем им пришлось перейти на приходское и на архиерейское служение и пострадать в новом качестве. Так, в период красного террора в 1918 году был расстрелян как заложник настоятель военного Адмиралтейского собора в Санкт-Петербурге священномученик протоиерей Алексий Ставровский. В том же году было убито еще несколько бывших военных пастырей. Это герой русско-японской войны священномученик протоиерей Сергий Флоринский, а также священномученики протоиерей Алексий Сабуров, иерей Николай Пробатов и иерей Стефан Хитров. Преподобномученик Иоасаф (Шахов) Немало новомучеников из бывших военных пастырей пострадало и в годы сталинских репрессий. В 1929 году, например, в Соловецком лагере умер священномученик архиепископ Воронежский Петр (Зверев). В 1937 году погибли священномученики – епископ Тульский Онисим (Пылаев), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Екатеринбургский Аркадий (Ершов), епископ Екатеринославский Макарий (Кармазин), протоиерей Василий Ягодин, а также преподобномученик, бывший афонский насельник игумен Гавриил (Владимиров). В 1938 году сонм новомучеников – военных пастырей пополнился еще рядом имен. В этом году богоборцами были убиты священномученики – епископ Белгородский Антоний (Панкеев), иерей Александр Саульский, иерей Илия Бенеманский, иерей Павел Иванов, преподобномученик иеромонах Иоасаф (Шахов). Некоторые бывшие военные пастыри хотя и избежали казни, тем не менее претерпели страдания. К таким исповедникам Православия относится, например, святитель Иона (Покровский), епископ Ханькоусский – ученик оптинских старцев и преподобного Гавриила Седмиозерского. В июне 1917 года будущий архиерей был назначен проповедником во 2-ю армию. После октябрьского переворота иеромонах Иона выехал в Казань, а оттуда в Пермь. Здесь в 1918 году будущий иерарх был арестован безбожниками, жестоко избит и отправлен в Тюмень, где был освобожден войсками 1-й Сибирской стрелковой дивизии. После освобождения иеромонах Иона продолжил служение военного священника, теперь уже в Белой армии. В 1920 году игумен Иона эмигрировал, в 1922 году был рукоположен во епископа. Умерший в 1925 году, епископ Иона был причислен к лику святых Русской Православной Церковью за границей в 1996 году .

http://pravoslavie.ru/44668.html

Списки священнослужителей, пострадавших в годы войны, публиковались в «Вестнике военного и морского духовенства». Согласно этим спискам, в Первую мировую войну, начиная с 1914 года по октябрь 1917 года, было убито 25 священников, от ран и болезней умерло 54 священника, несмертельные раны получили 80 священнослужителей. Через немецко-австрийский плен прошло 76 военных священников. На самом деле пострадавших было больше — во-первых, не все ранения фиксировались, во-вторых, немало священников умерло от ран по возвращении домой. Свою верность Христу многие военные пастыри засвидетельствовали после катастрофы 1917 года. Хранимые Богом на поле сражения, они были приговорены к смертной казни новой властью. Вот имена некоторых из них: протоиерей Михаил Чафранов (служил в Севастополе), расстрелян в декабре 1917 года; главный священник Юго-Западного фронта протоиерей Василий Грифцов, убит в 1918 году; священномученик Алексий Ставровский, расстрелян в 1918 году как заложник в ответ на убийство руководителя Петроградской ЧК М.Урицкого. Это также военные пастыри — священномученики Сергий Флоринский, Алексий Сабуров, Николай Пробатов, Стефан Хитров. Чудом избежали расстрела глава военного руководства протопресвитер Георгий Шавельский и главный священник Черноморского флота протоиерей Роман Медведь. Однако большая часть бывших военных священников погибла уже в годы сталинского правления. В 1929 году в Соловецком лагере умер священномученик архиепископ Воро-нежский Петр (Зверев). Массовые расстрелы духовенства, как известно, прошли в 1937–1938 годах. В эти годы было расстреляно немало архиереев и священников, ранее служивших в действующей армии. Среди них — священномученики епископ Белгородский Антоний (Панкеев), епископ Тульский Онисим (Пылаев), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Екатеринбургский Аркадий (Ершов), епископ Екатеринославский Макарий (Кармазин), протоиерей Василий Ягодин, а также преподобномученики игумен Гавриил (Владимиров), иеромонах Иосиф (Шахов) и другие. В 1937 году вскоре по возвращении из лагеря умер священноисповедник протоиерей Роман Медведь. Здоровье пастыря было настолько подорвано, что сотрудники НКВД, пришедшие в очередной раз арестовать его, в последний момент передумали.

http://e-vestnik.ru/analytics/voennoe_du...

В храм вело три двери (с запада, юга и севера), к которым прилегали крыльца со ступенями. Впоследствии южную дверь заложили и превратили в окно. Первоначальный иконостас в храме был ниже и уже нынешнего. Крыша храма была покрыта деревянным тёсом с одной главкой. Колокольня была построена отдельно с северной стороны, время постройки неизвестно — вероятно, середина 18 века. Высота колокольни была примерно равна храму; она была трехъярусная, все ярусы были квадратными в плане. Крыша колокольни была полукруглая с небольшой маковкой; стены—кирпичные, без штукатурки. После указа Екатерины II о генеральном межевании 1765 г. при храме стало 33 десятины земли: 30 пахотной и 3 луговой; земля располагалась к северу и северо-западу от храма и называлась поповка. Там же располагались дома причетников. В 1781 г. Татаринцево отошло к Бронницкому уезду Московской губернии. В 1788 г. иждивением помещика Николая Артемьевича Ладыженского в Крестовоздвиженской церкви был выстроен сохранившийся до нашего времени иконостас в стиле классицизма. В 1799 г. приход с. Татаринцево был переведен в Московскую епархию. В 1805 г. к Крестовоздвиженскому храму с. Татаринцево была приписана Казанская церковь с. Сабурово, разобранная во 2-й половине 19 века. В период с 1841 по 1845 год при церкви строится каменная часовня, находившаяся на юго-запад от главного входа. К 1843 г. крыша храма была покрыта железом. В 1849 г. святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, благословил пристроить к церкви отапливаемую трапезную, которая была создана на средства настоятеля священника Алексия Львова и 21 сентября 1852 г. освящена. Трапезная состояла из двух придельных алтарей: правый — в часть Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца; левый — в честь Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, Чудотворца. Трапезная отапливалась двумя печами. Тогда же в храме весь пол был заново выложен подольским мрамором. В 1850-х гг. впервые при Крестовоздвиженской церкви упоминается церковный староста.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010