Московский Зачатьевский монастырь в этом году отметил 25 лет своего возрождения. А 22 сентября здесь тоже праздничный день – память особо чтимых в обители святых праведных Иоакима и Анны: именно радость зачатия ими Пресвятой Девы Марии по чудесной благодати, данной этому месту разрешать узы безчадия, и послужила наименованию обители. Зачатьевскии монастырь Москвы      В Зачатьевском монастыре Москвы испокон веков православные супруги молятся святым Иоакиму и Анне о даровании деток. По благоволению Матери Божией, по молитвам перед святынями обители – иконами «Радость святых праведных Иоакима и Анны о Пресвятой Богородице», образами Божией Матери «Милостивая» и «Помощница в родах», пред пояском, освященным на Поясе Пресвятой Богородицы, – супруги обретают даже долгожданных, так же, как некогда Пресвятая Дева Мария у богоотец, детей. Святитель Алексий и его преподобные сёстры Иулиания и Евпраксия      Зачатьевский, по первому названию Алексеевский, монастырь был основан более шести с половиной веков назад святителем Алексием Московским, благословившим своих родных сестер Ульяну и Иулию подвизаться в иноческом чине, а те в свою очередь, будучи уже в монашестве нареченными Иулианией и Евпраксией, по любви к брату посвятили обитель его небесному покровителю – Алексию, человеку Божию, который известен тем, что, желая подвизаться о Господе, порвал все родственные связи. А вот святитель Алексий и ныне уже тоже прославленные в лике преподобных сестры Иулиания и Евпраксия от плотского родства не отрекались, а просто освятили его, всецело посвятив свои жизни Богу. Возможно, так уже была установлена некая таинственная связь с теми, кто вместе со сродниками Богу угождать стремятся, – и в первую очередь со святым семейством Иоакима и Анны, посвятившими плод своих многих слез и молитв Пресвятую Деву Марию – Господу. Икона преподобных Иулиании и Евпраксии      Святитель Алексии у гроба преподобных сестер Иулиании и Евпраксии      После пожара 1514 года великий князь Василий Иоаннович, чей брак с Соломонией Сабуровой был бездетным, отстроил Алексиевский монастырь вновь. Его иждивением был возведен здесь – на месте первого деревянного храма – каменный собор с престолами в честь Зачатия святой праведной Анны, Преображения Господня, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия (ему был посвящен и первый деревянный храм обители). Господь даровал великому князю наследника во втором браке, впоследствии ставшего первым русским царем – Иоанном Грозным. Он, в свою очередь, после великого пожара 1547 года, испепелившего деревянную Москву, выделил монастырю новые земли – ближе к Кремлю. Так образовался «Алексиевский новый, за Черторыем» монастырь, а старый разрушенный, в котором осталась часть насельниц, и стал именоваться по памяти о дарованной этому месту благодати – «Зачатейским».

http://pravoslavie.ru/134098.html

8 июня в Болгарии началась работа совместной конференции Свято-Софийских и Глинских чтений 10 июня 2005 г. 18:35 Свято-Софийские чтения впервые проходят совместно с Глинскими чтениями. О духовном форуме рассказывают его организаторы и участники. Татьяна Борисовна Сабурова (Исполнительный директор общества «Наследники Александра Невского»): Сегодня в Софии начались Свято-Софийские чтения. Они имеют свою историю. Впервые они состоялись в 1999 году, продолжились в 2000 году. Теперь у них состоялось второе рождение, открылось второе дыхание. Будем надеяться, что с этого года они станут ежегодными. На этот раз они впервые проходят совместно с Глинскими чтениями, по совместной инициативе Болгарского подворья, которое находится в Москве, и общества «Наследники Александра Невского» — по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Одним из главных организаторов со стороны Болгарии является директор Синодального издательства Болгарской Православной Церкви Георгий Тодоров, который может рассказать об официальных лицах, которые присутствовали на открытии форума. Георгий Тодоров: На открытии нашей конференции присутствовали такие официальные лица, как вице-президент Болгарской Республики генерал Ангел Марин, Силинский митрополит Иоанникий, который читал основной пленарной доклад. Был викарий Святейшего Патриарха Болгарского епископ Литовский Николай, были представители министерств, был депутат Народного собрания (Парламента) Болгарии, был ректор богословского факультета Софийского университета доцент Иниот Райчев. Было много журналистов, в том числе и телевидение, представителей общественности и, конечно, очень много православных людей, которые интересуются основной темой конференции, а именно «Православное духовное просвещение и современное общество». Елена Олеговна Крылова (директор Глинских чтений, доктор экономических наук): В России исторически сложилось так, что Церковь и государство совместно вели народ к духовному просвещению. И даже на Софийских чтениях в Болгарии это нашло свое отражение в приветствии Святейшего Патриарха Алексия II. В своем послании Святейший подчеркнул, что «православные разных стран, тем более тех, которые объединены общей историей, – а русский народ неоднократно помогал болгарам в течение всей истории, – должны объединять свои усилия в деле борьбы с тем потоком греха и пороков, которые сейчас обрушиваются на чистоту нравственной жизни всего человечества».

http://patriarchia.ru/db/text/24414.html

- Он еще, будучи волынским епископом, создал программу фасадных росписей в Почаевской Лавре, на новом Троицком соборе. - Там, на западном главном фасаде преподобные отцы, южном - благоверные князья, а северном - святители. В этом виден весь Храповицкий. Там в каждой группе преподобный отец или князь, относящийся к древности еще до прославления Христианской Руси, стоит. Вот стоит Василий Великий, но с ним и Алексий, митрополит Московский. И Феодосий Черниговский, или не помню уже кто. - Вот такие три волхва при рождении Спасителя, да? Замечательное, гармоничное сознание. - Та же программа. И он писал, тем не менее, о трагедии революции, что мы бы не стали завоевывать, присоединять к себе земли Константинополя, подарили бы братьям нашим грекам, выдвинулись дальше и освободили Иерусалим. Вот такое мышление. - Влавдимир Леонидович! В 17-м веке, как мы говорили, были противостояния не всегда соборного сознания. И пока грекофилы со староверами ссорились, в итоге в конце 17-го - начале 18-го века, кто восторжествовал? Дух третьей партии. - Дух латинства. Сторонники Никона по-своему, были правы, в том, что нужна модернизация, как ответ на вызов Западу. Но какими средствами это все велось... - У нас Сергей Михайлович Соловьев отметил три партии. -. Действительно, можно отметить партию старомосковскую. Строго никонианскую, традиционалистскую. Западники - это была партия, окружавшая правительницу Софию Алексеевну. Партия князя Василия Васильевича Голицына. Модернизаторы, не западники, и очень умеренные западники. Но, увы, произошел государственный переворот 1689 года, спровоцированный Нарышкиными, окружением вдовствующей царицы Натальи Кирилловны. Дело-то не в возможном приведении Петра к власти, а в лишении власти старшего царя Ивана. Они даже так и назывались первый царь, второй царь. Старший царь, младший царь. - Как и в случае с Соломонией Сабуровой, мы видим, что какие-то брачные отношения потом влекут за собой последствия, тяжкие для всей цивилизации. - Да. Повезло высококультурному и достойному царю Алексею Михайловичу. Взял и женился, и пошло - поехало. Все началось с этого второго нарышкинского брака. Имею в виду, Петр начался.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

з) На Доренке: Село Алексино (дер.), Вознесенского девичьего монастыря, что у Фроловских ворот. и) На р. Холмянке: Сельцо Холм (село). На Клязьме: Сельцо Жигалово. к) На речке Бане: Сельцо Чернево (село), Семена Васильевича Волынского. Село Ангелово, Чудова монастыря. Сельцо Горки (сельцо). Сельцо Марьина Гора (дер). л) На суходолах и ручьях: Пуст. Надовражное (село). Пуст. Кнево (деревня). Сельцо Кутузово (сельцо). Село Никольское (сельцо), за Насоном Дмитриевым. м) На Горстовке: Село Покровское, Чудова монастыря. Сельцо Новое Борисовка, Ивана Андреевича Брехова. Пашково, Каменка тожь, Дмитрия Годунова. н) На р. Всходне: Сельцо Петровское, а Пестушино тожь, Кирилова монастыря. Дер. Ильинка, Бориса Черкасского. Дер. Юркина, а Манакова тожь, (дер). о) На суходолах и ручьях: Сельцо Подольное. Дер. Козмодемьяново (село), за Сабуровым. Сельцо Голубое (село). Дер. Шатеева (дер.) за Ив. Благово. п) На Холохоленке: Пуст. Степаново (дер.). Село Куртасово (дер.), Ивана Пушкина. р) На р. Каменке: Сельцо Небогатое (дер.), Дьяка Михайла Данилова. с) На р. Химке: Село Никольское. Дер. Опраксино. Дер. Оносино (село). Село Козмодемьянское (село). На суходолах и ручьях: Дер., что было село Троицкое Дедевшино (село). Сельцо Назарьево. Село Нахабино (село), Троицы Сергиева монастыря. Село Козино (село), Новодевичьего монастыря. Село Соборово (село), Новинского монастыря. Дер. Юрлова, Спасо-Ярославского монастыря. Из этого обзора поселов Сурожского и Горстова станов видно: 1) что Лучинское село, бывшее в начале столетия волостью, в конце оного опять вошло в состав Сурожского стана; 2) что большая часть поселов этого стана находилась в то время (в начале XVII столетия) на правом берегу реки Истры, так что если бы не было нескольких поселов на левом берегу этой реки и по речкам Песочне, Доренке и Каменке, принадлежавших к Сурожскому стану, то реку Истру можно бы считать естественною границею двух станов; 3) Горстовской стан к юго-востоку простирался далее нынешних границ совпадающего с ним стана Звенигородского Уезда, заключая в себе северо-западную часть нынешнего Московского Уезда. Горстовский стан Поправочной Книге 7097 (1589) года А) Поместные земли

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Николаевич Яхонтов (ок. 1874 - 17.12.1918, г. Пермь), сщмч. (пам. 4 дек., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Окончил духовную семинарию, был рукоположен во иерея. С 1896 г. служил священником в одной из церквей г. Ковно (ныне Каунас, Литва). В 1902 г. переведен настоятелем храма во имя свт. Николая Чудотворца в дер. Козьяны Городокского у. Витебской губ. Построил там церковноприходскую школу, организовал приходское общество трезвости. В 1903 г. перешел на службу в военное ведомство. Был священником 48-го драгунского Украинского полка, расквартированного в г. Серпец (ныне Серпц, Польша) Плоцкой губ. В 1907 г. переведен священником в 227-й пехотный резервный Балашовский полк в Саратов. С 1910 г. священник 194-го пехотного Троицко-Сергиевского полка, дислоцировавшегося в Перми. Сотрудничал с «Пермскими губернскими ведомостями» и православно-патриотическим ж. «Голос долга». В период первой мировой войны с 1914 г. вместе с полком находился на фронте, отличился во время боевых действий. В 1916 г. был назначен благочинным 49-й пехотной дивизии. Неск. его статей были опубликованы в ж. «Вестник военного и морского духовенства». Награждался набедренником (1903), скуфьей (1905), камилавкой (1911), золотым наперсным крестом на георгиевской ленте (1915), орденом св. Владимира 4-й степени (1915), орденом св. Анны 2-й степени (1915). В 1916 г. по состоянию здоровья переведен из действующей армии в Пермь на должность настоятеля полкового храма во имя прп. Сергия Радонежского, ставшего после установления в 1918 г. советской власти приходским. В том же году возведен в сан протоиерея. 17 дек. 1918 г., накануне взятия Перми войсками адмирала А. В. Колчака, вместе с настоятелями других пермских храмов протоиереями священномучениками Иоанном Пьянковым и Алексием Сабуровым был схвачен красноармейцами и после пыток и издевательств утоплен в р. Каме.

http://pravenc.ru/text/2565864.html

Если за 1955–1975 годы в среднем сносилось 70 домов, то за 1976–1986 годы – 80. А всего с середины 70-х годов по наше время было уничтожено около 900 домов исторической застройки. В 1972 году бульдозеры сгребают Казанскую церковь (XVII–XIX века) на Октябрьской площади, перестроенную в XIXbeke в память победы России над Турцией, годом раньше сносятся постройки Головинского Казанского монастыря (XIXbek) на Кронштадтском бульваре. В 1977м совершенно бессмысленным образом бульдозерами перемешивается древнее кладбище возле церкви Иоанна Предтечи в Дьякове (возле Коломенского). В этом же году начинается снос церкви Михаила Архангела при университетских клиниках (конец XIXbeka, архитектор А.Ф. Мейснер). И только вмешательство П.Д. Барановского и общественности останавливают варварский акт, но здание успели превратить в руины. В 70-е годы сносится церковь Рождества Богородицы XVIIbeka в с. Богородском-Воронове (ныне ул. Островитянова), до неузнаваемости перестраиваются церковь Алексия (1658 г.) и церковь Николы в Студенцах (XVIII в.). В 1972 году сносится читальня им. И.С. Тургенева у Сретенского бульвара, в которой я провел много дней за изучением книг по русской истории. В 80-е годы сносят Дом Рахманинова, с сознательным уничтожением всего его художественного убранства, усадьбу Остерманов-Толстых, палаты XVIIIbeka на улице Энгельса, палаты XVIIbeka на Кадашевской набережной, Дом Белинского в Рахмановском переулке, флигель церкви Иоанна Воина, Дом Щепкина на улице Ермоловой, дом на улице Мясковского, связанный с именем Чайковского. В 1986 году тихо, практически незамеченным общественностью погибает на улице Достоевского уникальный памятник русского зодчества – комплекс сооружений «Крестьянского молочного союза», построенный И. Бондаренко в 1923–1924 годах в нетипичных для того времени формах русского модерна. Кроме уже перечисленных выше, в середине 80-х годов сносят следующие памятники архитектуры и истории: придел церкви Николы в Сабурове, жилые дома XIXbeka (Денисовский пер., 6; пер. Стопани, 5; Б. Сергиевский, 13), а также дом причта церкви Николы в Звонарях (ул. Жданова, 8).

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/12/...

О прежнем быте напоминают нам не одне только оставшиеся св. иконы, утвари и надгробные камни, но и живущие в преданиях устных и сохранившиеся в хартиях достопамятные события и исключительные личности, с которыми связана летопись этой обители благочестия, имевшая некогда административное назначение в жизни Москвы. В ее стенах заключалось немало таинственного, что наш век приводит в явление. В этом монастыре хоронились не одни усопшие, уединялись не одни умершие миру; но в безмолвных его стенах заключаемы были и опальные, жившие под строгим надзором, таилось и гнездо еретиков, известных под именем Божиих людей. Об них скажем впоследствии. Здесь неволею была пострижена и заключена под начал, разлученная с супругом своим в 1610 году царица Мария Петровна Шуйская 16 . Сюда прислана была из Владимира, постриженная также насильно на Беле-озере, вторая супруга несчастного царевича Иоанна Иоанновича царевна Прасковья Михайловна из роду Соловых. Когда она скончалась в этой обители 1620 года, тело ее перенесено в Вознесенский монастырь и там погребено в усыпальнице Русских великих княгинь и цариц 17 . Вместе с другою супругой царевича, Евдокиею Богдановною Сабуровой, во иночестве Александрою, она жила после смерти его 38 лет, и скончалась в один с нею год. Здесь была пострижена в феврале 1736 года, по своему прошению, бывшая постельница, царевны Наталии Алексиевны Параскевия Никифорова 18 . Сюда, подобно как и в другие монастыри, присылались под видом сумасшедших и секретных, женщины из Сыскного приказа, из Тайной розыскных дел канцелярии, раскольницы из Раскольничьей конторы и замешанные в политических и уголовных делах, в числе их бывали вытерпевшие жестокие истязания в застенках и, как говорилось, «очистившиеся кровию». Их содержали настоятельницы под строгим надзором, в особенных кельях, подвалах и застенках, что давало этой обители благочестия вид таинственный и мрачный. Здесь нашли себе могилы два лжеучителя так называвшихся людей Божиих, лжехристы Иван Тимофеев Суслов и Прокопий Лупкин, которые многих увлекли своим лжеучением о таинственном воскресении и о таинственной смерти; родных своих они жаловали, кого в образ Николая чудотворца, кого в образ Илии пророка и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

До 1904 года Воскресенская церковь не имела прихода. Причт содержался на проценты с капитала, составленного из денег, собранных в виде пожертвований и помещенных в ценные бумаги. Указом Св. Синода от 28 июня 1904 года Воскресенская церковь была обращена в приходскую. В сентябре 1918 года в правом приделе церкви по желанию приходского совета был сооружен престол, освященный в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " . В 1918 году советские органы конфисковали принадлежавшие храму деньги. Был сокращен штат священнослужителей из-за отсутствия средств на их содержание. На основании Инструкции Наркомпроса по учету, хранению и передаче религиозного имущества, имеющего историческое, художественное или археологическое значение, часть имущества Воскресенской церкви была передана Пермскому государственному музею. В декабре 1918 года красноармейцами после пыток и издевательств были утоплены в р. Каме священники храма Иоанн Пьянков и Алексий Сабуров, ныне причисленные к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. После закрытия кафедрального Преображенского собора Воскресенская церковь стала главным храмом Пермской епархии. Указом Св.Синода от 5 июня 1931 года церковь получила статус кафедрального собора. В мае 1935 года Президиум Свердловского облисполкома принял решение о закрытии в храма. Сохранились архивные документы, свидетельствующие о существовании проекта перестройки каменного церковного здания под архив. Жалоба верующих в Москву на действия местных властей осталась без внимания. Президиум ВЦИК на заседании 20 февраля 1936 года утвердил постановление о закрытии церкви. В соответствии с общим планом города Перми здание Воскресенской церкви подлежало сносу. В конце 1930-х годов храм был разрушен. http://drevo-info.ru/articles/13671353.html Место на пересечении улиц 25 Октября и Луначарского, где до 1938 г. находилась Воскресенская церковь, является значимым для истории застройки города Перми: на рубеже XVIII-XIX веков по планам губернского города Перми 1802, 1808 и 1824 гг. (до пожара 1842 года) здесь располагалась площадь Сенного рынка (или Сенная площадь). После закладки 30 августа 1863 г. на площади церкви во имя Воскресения Христова, возведенная в честь освобождения крестьян от крепостной зависимости по реформе 1861 г.; освящение ее состоялось 1 октября 1869 г. – бывшая Сенная площадь была переименована в Воскресенскую площадь. В 1936 г. Воскресенская церковь была закрыта, в 1938 г. существовал проект приспособления здания церкви для размещения Пермского архива (проект не был осуществлен). В 1938 г. в соответствии с общим планом реконструкции центра города Перми здание Воскресенской церкви было снесено. Образовавшаяся при этом площадь получила наименование площадь им. Кирова (в настоящее время площадь на карте города не обозначена и является пересечением транспортных магистральных улиц 25 Октября и ул. Луначарского).

http://sobory.ru/article/?object=24357

Историческая неточность. Священномученик Андроник (в миру Владимир Александрович Никольский; 1870–1918) – архиепископ Пермский и Кунгурский; духовный писатель; почётный председатель Новгородского и Пермского отделов «Союза Русского народа». Был зверски убит большевиками. Палачи отвезли его в лес по Сибирскому тракту в ночь на 7 июня 1918 года и заставили вырыть себе могилу, грозя закопать его живым. Закончив работу, Владыка помолился, поклонился на четыре стороны и лёг в своё последнее пристанище. Его начали закапывать заживо, затем несколькими выстрелами чекисты закончили свою «работу адову». Перед этим они сняли с Владыки архиерейский наперсный серебряный крест, на цепи от которого затем водили собаку. Владыка Андроник причислен к лику святых Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Репрессии против Церкви в Прикамье в 1918–1919 годах носили беспрецедентный характер; духовенства и мирян пострадало здесь больше, чем в какой-либо другой губернии России в этот период. Н.П. Агафонов сообщает, что в Пермской епархии физически было уничтожено не менее 140 лиц духовного звания. По данным Пермского епархиального совета в период красного террора на территории Пермской губернии к маю 1919 года погибли 111 служителей Церкви. Только в декабре 1918 года мученическую кончину приняли более 20 служителей Церкви. В Каме в ночь на 17 декабря были утоплены три пермских протоиерея: Алексий Сабуров, Иоанн Пьянков и Николай Яхонтов. 17 декабря вместе с десятью прихожанами своей церкви был расстрелян диакон с. Сылвино-Троицкого Пермского уезда Василий Кашин. 23 декабря в Перми был расстрелян вместе с сыном, бывшим офицером, священник Преображенской церкви Чердыни Евграф Плетнёв. В ночь на 24 декабря мученическую кончину принял временно управляющий Пермской епархией епископ Соликамский Феофан (Ильменский), с ним вместе убиты три священника и пять мирян. 29 декабря Оханская ЧК расстреляла семь граждан города и священника собора Владимира Алексеева, который после казни был сброшен в Каму. 30 декабря были изрублены саблей протоиерей церкви села Култаева Пермского уезда Николай Бельтюков и священник той же церкви Александр Савелов [http://www.pravperm.ru/2022/10/03].

http://azbyka.ru/fiction/tak-eto-bylo-kn...

Отошел ко Господу насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Илиан (Племенюк) 11 мая 2020 г. 18:02 11 мая 2020 года, на 77-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Илиан (Племенюк). Архимандрит Илиан (в миру Николай Николаевич Племенюк) родился 10 мая 1944 года в г. Вяземский в Хабаровском крае. Крещен в возрасте шести лет. В 1972 году поступил трудником в Троице-Сергиеву лавру. Через два года успешно сдал вступительные экзамены в Московскую духовную семинарию . На втором курсе МДС наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) в Троицком соборе обители пострижен в монашество с наречением имени Илиан в честь мученика Илиана из числа 40 мучеников Севастийских. 8 августа 1976 года в Покровском храме Московской духовной академии архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан иеродиакона. 5 мая 1978 года, в пятницу Светлой седмицы, владыка Владимир хиротонисал иеродиакона Илиана во иеромонаха. В 1987 году Святейший Патриарх Пимен возвел батюшку в сан игумена. Первые послушания отца Илиана в лавре проходили в иконной лавке, за свечным ящиком и в Троицком соборе. В дни, когда было положено начало восстановлению Покровского скита лавры в с. Сабурово, игумена Илиана благословили нести послушание в новообразованном скиту. В 2004 году Святейший Патриарх Алексий II во внимание к трудам на благо святой обители наградил игумена Илиана Патриаршей грамотой. Батюшка старался неукоснительно исполнять все послушания, которые ему поручались. Долгое время основным послушанием отца Илиана было поминовение синодиков и записок на выемке святых просфор. Каждый день батюшка приходил в придел великомученицы Ирины и поминал у Престола Божия имена живых и усопших. 24 апреля 2014 года, в четверг Светлой седмицы, Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Илиана в сан архимандрита. В том же году во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 700-летием со дня рождения преподобного Сергия указом Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Илиан был награжден Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского». По материалам сайта Троице-Сергиевой лавры Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010