Митрополит Макарий. Алтарная роспись в Покровском храме скита Троице-Сергиевой Лавры в с. Сабурово Выступившая сотрудница Российской Государственной Библиотеки Т. А. Исаченко подчеркнула важность того, что данная конференция организована не научным учреждением, а администрацией. Приветствовали открытие конференции также и другие ее участники. Характерной особенностью нашего времени является установление памятников выдающимся деятелем прошлого. Прозвучала эта мысль и в Можайске — поставить памятник святителю Макарию. В заключение торжественной части выступил мужской камерный хор под управлением А. Гринденко. Поскольку направленность хора музыкально-археологическая, то в его исполнении прозвучали древние музыкальные композиции церковных песнопений XVI–XVII веков. Несомненно, это навевало атмосферу времени святителя Макария. Участники конференции На конференции присутствовали и участвовали: духовенство, ученые гуманитарии, преподаватели, аспиранты, музейные работники. Разнообразен был и спектр представленных докладов: иконография Митрополита Московского Петра, святитель Московский Алексий, святитель Иоанн Новгородский, Патриарх Никон и русская иерархия XVII века, Новгородский митрополит Иов, епископ Рязанский Филофей. Рассматривались и более узкие аспекты деятельности других иерархов Русской Церкви: Библия Пискатора из библиотеки Вологодского архиепископа Симона, Октоихи времени Святейших Патриархов Иосифа и Никона, Крутицкое подворье — резиденция Сарийских и Подонских архиереев. Образ государя нашел отражение в докладах о царских венчаниях, об образе князя в Поучении Владимира Мономаха и др. Традиционной была проблематика, связанная с Можайском: “Возможные направления заселения окрестностей Можайска в XII веке” (краевед Н. И. Власьев). Нашли отражение тема монастырей и храмов (Спасо-Иаковлевский в Ростове, Троицкий храм в Можайске и др.), а также литературоведческие и археологические темы. Можайские чтения имеют особую ритмичность: 12 января память святителя Макария, а через полгода — его научное прославление в докладах исследователей на Чтениях, ему посвященных. Знаменательно и то, что святитель Макарий почитается как покровитель книжного делания и по сложившейся традиции на каждой последующей конференции докладчик получает по прочтении доклада опубликованные материалы предшествующей.

http://pravmir.ru/makarevskie-chteniya-v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Петрович Пьянков (1850(1856), Пермская губ.- 17.12. 1918, Пермь), сщмч. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи псаломщика. В 1875 г., по окончании Пермской ДС, поступил в Казанскую ДА. В 1876 г. ушел из академии, назначен преподавателем в Дубровское нагорное уч-ще. 24 апр. 1877 г. рукоположен во иерея. Служил в церкви с. Григорьевского Оханского у. Пермской губ. В том же году переведен в церковь с. Шерьинского того же уезда, затем - в храм с. Большесосновского (ныне Б. Соснова). В 1881 г. назначен помощником миссионера по Оханскому у. В 1884 г. был назначен помощником настоятеля Свято-Троицкой ц. при Кушвинском заводе Верхотурского у. Пермской губ. и законоучителем в Кушвинский детский приют. В 1887 г. был переведен в больничную ц. во имя Александра Невского в Перми. Одновременно был законоучителем в Пермском реальном уч-ще. В том же году стал членом губ. училищного совета. В 1888 г. на епархиальном съезде избран членом комитета по устройству епархиального жен. ДУ. С 1891 г. был членом епархиального училищного совета. В 1893 г. назначен исполняющим должность председателя совета Пермского епархиального жен. уч-ща. В 1894 г. назначен благочинным городских церквей Перми. В том же году на съезде духовенства избран членом правления духовного училища. Состоял наблюдателем церковноприходских школ Верхотурского у., а также зав. псаломщической школой в Екатеринбурге. С 6 мая 1900 г. протоиерей. В 1909 г. был назначен председателем комитета по постройке пермского каменного храма в честь Рождества Христова. С 1910 г. служил вместе со сщмч. Иоанном Плотниковым в Сретенской ц. при Пышминском заводе. В 1911-1913 гг. состоял председателем епархиальных съездов духовенства и церковных старост. В последние годы служения был настоятелем пермской Воскресенской ц. Награжден орденами св. Владимира 4-й степени, св. Анны 2-й и 3-й степени. 17 дек. 1918 г. вместе со сщмч. Николаем Яхонтовым (по др. данным, со сщмч. Алексием Сабуровым ) схвачен красноармейцами. Был привязан к тюремной кровати и неск. раз погружен в ледяную воду, затем утоплен в р. Каме. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469181.html

В свою очередь и сам митрополит Симон давал монастырям жалованные грамоты: 15 января 1496 г. он дал жалованную грамоту Спасо-Евфимьеву монастырю о приписном храме во имя святителя Василия Кесарийского 88 ; 18 июля 1496 г. Покровскому на Богоне в Переяславском уезде 89 , годом ранее он подтвердил грамоту, данную ранее митрополитом Зосимою Сновидскому монастырю во Владимирском уезде 90 . Давал он жалованные грамоты отдельным лицам 91 . Г.Н. Фомин, называемый в митрополичьих актах, происходил из рода святителя Алексия († 1378; пам. 12 февр.), потомки которого служили Всероссийским митрополитам 92 . Из рода же Сахарусовых, представители которого служили митрополиту, происходил преподобный Арсений Комельский († 1550; пам. 24 авг.) 93 . Глава Церкви традиционно принимал активное участие в жизни великокняжеской семьи. Венчание Димитрия внука было сколько семейным, столько и политическим деянием. В 1497 г. Иоанн III менял свои земли с владениями своих племянников, князей Волоколамских, о чем они просили митрополита Симона 94 . В 1500 г. Великий князь «дал дчерь свою Феодосию за князя Василия Даниловича Холмского, и венчал их митрополит Симон в церкви Пречистыа» 95 . Перед своей кончиной Великий князь Иоанн III «по благословению отца нашего Симона, митрополита всеа Русии», написал духовную грамоту 96 . 4 сентября 1505 г. Василий III вступил в брак с Соломоний Сабуровой, а венчал их «Пресвященный Симон митрополит всеа Русии в соборной великой церкви Успениа Пресвятыа Богородици в преименитом и славном граде Москве» 97 . Важным начинанием Великого князя Uoahha III было начало 21 мая 1505 г. строительства нового Архангельского собора в Кремле и церкви Иоанна Лествичника , «иже под колоколы», построенных ранее Иоанном Калитой в XIV веке и уже обветшавших к тому времени. В недостроенном Архангельском соборе был погребен его здатель – государь всея Руси Иоанн III. В 1507 г. митрополит Симон «со всем освященным Собором» совершили перепогребение Московских государей в новопостроенном Архангельском соборе 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЖИ (Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), архитектурный комплекс, сооружения к-рого относятся к XVIII-XIX вв. Расположен на одноименном острове на Онежском оз. в Медвежьегорском р-не Республики Карелии; бывш. адм. центр обширной крестьянской округи. Как адм. единица в новгородской Обонежской пятине (Кижский, Кижинский, Спасо-Кижский, Спасский погост) о-в Кижи известен с кон. XV в.; в Писцовой книге Обонежской пятины письма кн. Ю. К. Сверчкова-Сабурова не сохранилось упоминание об острове, но под названием Кижский погост он обозначен в Писцовой книге 1563 г. письма Андрея Лихачёва (Писцовые книги. 1930. С. 124; Гущина, Гущин. 1978. С. 347; Чернякова, Черняков. 1988. С. 61). В кон. XVI в. к адм. центру было приписано 14 деревень. Рядом с церквами в честь Преображения Господня и Покрова Пресв. Богородицы располагалось 3 двора причта. К нач. XX в. К. включали 9 поселений, в т. ч. дер. Погост, где проживали местные священники и церковные служители; к кон. XX - нач. XXI в. сохранились лишь 2 деревни (Ямка и Васильево), к-рые являются частью музейной экспозиции ( Воробьева. 2007). В 1920 г. К. как памятник старины были взяты под охрану гос-ва; в 1937 г. прекратились службы в храмах. Благодаря послевоенным ремонтным и исследовательским работам в К., проводившимся под руководством московских архитекторов, прежде всего А. В. Ополовникова, памятники были восстановлены в первозданном виде. В 1960 г. было принято решение об организации в К. музея-заповедника. В 1990 г. К. включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 2003 г. указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II в К. основано Патриаршее подворье ( Гущина. Преображение. 2004. С. 12). «Вид Кижинского погоста с западной стороны от пролива Онега озера». Гравюра Р. И. Зотова. 1785 г. «Вид Кижинского погоста с западной стороны от пролива Онега озера». Гравюра Р. И. Зотова. 1785 г.

http://pravenc.ru/text/1684581.html

Свт. Петр, митр. Московский. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий и сыновья Самый распространенный извод в иконографии П., также имеющий неск. вариантов,- его прямоличный ростовой или поясной образ с благословляющей рукой возле груди, в левой руке - Евангелие. В раннее время такие изображения встречались на иконах, где П. был представлен среди избранных святых: ростовой образ святого на иконе «Воскресение Христово (Сошествие во ад), с праздниками и избранными святыми» сер. XVI в. (из собрания А. В. Морозова, ГИМ), поясной образ П. на иконе «Положение ризы Пресв. Богородицы, с деисусом и избранными святыми» 1-й пол. XVI в. (ВГИАХМЗ), на новгородской иконе Божией Матери «Одигитрия, с избранными святыми» ок. 1565 г. (ГРМ). Подобные изображения часто использовались в памятниках шитья: пелены «Смоленская икона Божией Матери, с деисусом и избранными святыми», 1462-1467 гг. (мастерская вел. кнг. Марии Борисовны, предположительно из Благовещенского собора Московского Кремля, ГММК); «Крест Голгофский, с праздниками и святыми» 1499 г. (вклад вел. кнг. Софии Палеолог, СПГИАХМЗ; фигура П. расположена на нижнем поле в одном клейме со свт. Алексием, митр. Московским); «Успение Пресв. Богородицы, с праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XV в. из Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире (ГТГ); плащаница «Положение во Гроб, со святыми», возможно из Успенского собора Московского Кремля (между 1408 и 1431, поля - не ранее сер. XV в., ГИМ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому, с праздниками и святыми» 1525 г. (вклад вел. кн. Василия III и вел. кнг. Соломонии Сабуровой в ТСЛ, СПГИАХМЗ); «Святители Никита Новгородский и Петр Московский» кон. 50-х - 60-х гг. XVI в. (ГИМ); епитрахили «Господь Вседержитель, икона Божией Матери «Знамение», избранные святые» из Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (между 1636 и 1651, Музей икон в Рекклингхаузене, Германия) и «Святители» 2-й пол. XVII в. из ризницы Ярославского архиерейского дома (ЯИАМЗ); судари «Распятие Христово, с избранными святыми» 70-80-х гг. XVII в. мастерской Строгановых в Сольвычегодске (ГММК).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

На шитых покровах на раку П. 1512 г. (мастерская вел. кнг. Соломонии Сабуровой, вклад вел. кн. Василия III, знаменщик круга Дионисия); 1574 г. (мастерская инокини Александры в московском Новодевичьем мон-ре); 1653 г. (мастерская А. И. Строгановой, вклад Д. А. Строганова), 60-х гг. XVII в. (мастерская царицы Марии Ильиничны) (все - в ГММК) - святитель изображен в рост, с благословляющей правой рукой, в левой руке - Евангелие, на кайме, как правило, вышиты тропарь, кондак или стихира из службы П. На покрове кон. XVII - нач. XVIII в., изготовленном в мастерской А. П. Бутурлиной (ГММК), святитель облачен в сильно расширяющийся книзу саккос без крестов, сбоку палица с херувимом. Появление еще одного варианта данного извода и разработка житийной иконографии П. связаны с творчеством Дионисия и художников его мастерской. В среднике иконы П. с 19 клеймами жития (датируется исследователями от 1462 до 1519, парная к иконе свт. Алексия Московского, Успенский собор Московского Кремля, ГММК) святитель изображен в рост, в сине-зеленом орнаментированном саккосе и белом клобуке, его руки разведены в стороны: правая приподнята в двуперстном благословении, в левой - Евангелие на розовом плате. На этой иконе достаточно точно воспроизводится синий саккос П. с золотыми крестами в кругах (1322 с дополнениями XV-XVII вв., ГММК). Вокруг средника в традиц. порядке чтения расположены клейма, иллюстрирующие Житие святого в редакции свт. Киприана (за исключением клейма «Сон Калиты», основанного на текстах Степенной книги и «Сказания от чудес некоего любомудреца Кифы»): сон матери П.; обучение П. грамоте; постриг П.; поставление П. во иерея; занятия П. иконописью; монастырские труды и обретение места для обители на р. Рате; П. получает благословение свт. Максима, митр. всея Руси, и подносит ему икону Богоматери своего письма; беседа П. с кн. Юрием Галицким о поставлении митрополитом; путешествие П. и его соперника игум. Геронтия в К-поль для поставления на митрополию и явление иконы Богоматери игум. Геронтию; П. получает благословение патриарха К-польского Афанасия; поставление П. во митрополита; покаяние еп. Тверского Андрея, клеветавшего на П.; закладка Успенского собора в Москве и гробницы П. у жертвенника; сон вел. кн. Иоанна Калиты; ангел возвещает П. его кончину; П. завещает тысяцкому Протасию завершить постройку Успенского собора; перенесение тела П. в Успенский собор; погребение П.; чудеса у гроба П. Иконография последнего клейма представляет обобщенный образ исцелений, происходивших у гроба П., не связанный с упомянутыми в агиографических источниках.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Фелонь расшита крестами темно-вишневого цвета. Выделяется высоким мастерством покров, созданный в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой,- вклад вел. кн. Василия III в Успенский собор Ростова в 1514 г. ( Вахрина В. И. 2012. Ил. на с. 37). В надгробных покровах Л., созданных в XV-XVI вв., как и на иконах этого периода, на фоне светлого клобука по сторонам лика изображены волнистые пряди волос. На формирование иконографии Л. повлияло особое почитание, к-рым святой пользовался у вел. князей и царей. ростовская кафедра, называемая иногда «кафедрой Леонтия чудотворца» ( Васильев В. П. История канонизации русских святых. М., 1893. С. 70-73), всегда поддерживала Москву, а Ростовские архиепископы не раз были духовниками вел. князей ( Саликова Э. П. Настенные росписи ц. Ризоположения//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования Рус. централизованного гос-ва. С. 147). В художественном убранстве соборов Московского Кремля большое внимание уделялось изображению Ростовских святых, в частности Л. Важная черта его иконографии - белый клобук. Обычай носить белый клобук отмечал царь Иоанн IV: «…прежние Русские первопрестольницы, митрополиты и чюдотворцы Петр и Алексий, и Иван, архиепископ Новгородский, и Леонтий, и Игнатий, Исаия, Ростовские чюдотворцы, носили белые клобуки…» («Летопись о временах Ивана Васильевича Грозного», цит. по: Клевцова. 2003. С. 51). В ризнице Успенского собора в Ростове хранились реликвии святителей: «...три клобука шелковых белых вязаных Леонтия, Исаии, Игнатия ростовских чудотворцев» (Опись ростовского архиерейского дома 1691 г.//ГМЗРК. Арх. Р-1083. Л. 17 об.; в музейной описи Успенского собора 1922 г. клобуки были датированы XVI-XVII вв.; см.: ГМЗРК. Арх. А-930. Л. 8). Образ Л. был в настенных росписях 1-го Успенского собора Московского Кремля (1327) и в росписях 1513-1514 гг. следующего здания собора ( Клевцова. 2003. С. 48). Ростовое изображение Л. в алтаре относится к 1642-1643 гг., когда роспись была возобновлена с сохранением прежних сюжетов.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Милятино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Михаила Малеина , Евдокии Илиопольской Год постройки:Между 1827 и 1832. Год утраты:Не установлен. Адрес: Московская область, Можайский район, село Милятино. Координаты: 55.690273, 35.79347 Проезд:От Можайска на Поречье, проехав Горетово, повернуть направо по указателю. Церковное место находится на левом краю села. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В с. Милятино была взорвана каменная церковь Покрова Божией Матери с приделами Преподобного Михаила Малеина и Преподобномученицы Евдокии, построенная в 1833 г. архитектором Д.Ф. Борисовым на средства коллежского асессора М.И. Сомова. На её месте ещё в 1980-х гг. лежали огромные глыбы кирпича. В Милятино была ещё деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Святителя Алексия и Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, построенная в 1798 г. Павлом Ивановичем Голохвастовым. Село Милятино стоит на р. Искони, церковь Покрова Пресвятой Богородицы была здесь уже в конце XVI в., и разрушена в начале XVII в., вероятно, в нашествие Литвы. В 1626-1627 гг. здесь была пустошь Фёдора Васильева Елчина; по его просьбе в 1644 г., 8 января, дана благословенная грамота на постройку на старом церковном месте новой церкви Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Феодора Стратилата. В 1646 г. село Милятино, в котором были двор помещика и три двора крестьян и бобылей, принадлежало сыну Фёдора Елчина, Амвросию, а в 1653 г. его брату Василию. В 1673 г. церковь Покровская была с приделом Феодора Стратилата, а в 1698 г. освящена отдельная церковь во имя Феодора Стратилата. В 1741 г. в Милятино стояли две ветхих деревянных церкви: одна Покрова Пресвятой Богородицы, другая Феодора Стратилата, и при них деревянная колокольня. Долгое время Милятино было во владении Елчиных, потом Сабуровых. В 1788-1798 гг. оно принадлежало бригадиру Павлу Ивановичу Голохвастову.

http://sobory.ru/article/?object=43139

По этому поводу речь коснулась вообще об учреждении Синода и о нравственном характере Петра I-ro 353 . – Затем перешли к назначению на Московскую митрополию преосвящ. Макария, в котором Т. И-ч постарался разрушить предубеждение против его викария, епископа Можайского Алексия (Лаврова), на которого он естественно мог питать неудовольствие по поводу проекта духовно-судебной реформы. Вспомянули о бывшем Обер-Прокуроре Св. Синода, граф А. П. Толстом, при котором Т. И-ч служил в должности чиновника особых поручений. О преемнике графа Д. А. Толстого по званию Мин. народн. просв. Сабуров Т. И-ч сообщил, что он это назначение получил по причине близкого знакомства его жены с известною княжною Д. ю Т. И-ч с любовью и сердечною признательностью вспоминал о бывшем некогда Попечителе Московского учебного округа, Граф Серг. Гр. Строганове 354 , который, при посещении Тверской гимназии, где Т. И-ч учился обратил на него особенное внимание, и который вообще лучших учеников замечал, записывая для памяти их фамилии, и потом следил за их судьбою. Об известном Ржевском протоиерее Матфее Константиновском 355 отзывался, как о гениальном проповеднике и необыкновенном аскете. 5-го ч. получил я письмо из г. Павловска (С.-Петербургской губ.) от адютанта В. Кн. Константина Николаевича, полковника Павла Егоровича Кеппена сопровождавшего в минувшем июле месяце В. Княгиню Александру Иосифовну и Ее августейших детей в Тверь От 2 ч. он писал мне: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивеший Архипастырь! По поручению Государыни Великой Княгини Александры Иосифовны имею честь препроводить Вам фотографии Ее Высочества и Ее Величества Королевы Ольги Константиновны с собственноручными подписями. Другой экземпляр таких же фотографии Ее Высочеству угодно было назначить Матери Игумении, настоятельнице женского монастыря, который посетили августейшие гости Твери; усердно прошу Ваше Высокопреосвященство препроводить эти фотографии по принадлежности. Возлагая на меня приятную обязанность доставить Вам фотографии, Государыня Великая Княгиня вместе с тем поручить мне изволила передать Вам, что сохранить теплое воспоминание о посещении вместе с Вами Тверской святыни и просит Вас вспоминать Ее Высочество в молитвах Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Постепенно формировался некрополь обители. Еще в челобитной настоятеля Евфимия упоминается существование на Взвозной горе старого монастырского погоста. Впервые о захоронениях на территории О. У. м. писал архим. Арсений, в 1774 г. упомянувший могилы благотворителей: жен помещиков Жилина и Опочинина, а также канцеляриста Житкова, купца Я. Акулова, сыновей прот. Алексия и свящ. Симеона (Орловский краевед. музей. 8986. Л. 1-4). Позже у алтаря Успенского храма был похоронен герой Бородинской битвы генерал-лейтенант барон Ф. К. Корф (1773-1823). Памятник на его могиле выполнил скульптор И. П. Мартос (1754-1835). На Успенском кладбище были погребены обер-шенк двора Его Имп. Величества гр. Г. И. Чернышёв (1762-1831), тайная советница кнг. Т. С. Урусова ( 1830), а также благотворительница обители С. И. Сабурова (1816-1864), адресат неск. стихотворений М. Ю. Лермонтова . Здесь же похоронена семья (мать, жена и двое детей) орловского губ. А. В. Кочубея (1790-1878). По его инициативе над могилами родственников была построена и 13 нояб. 1845 г. освящена небольшая ц. Св. Троицы (предположительно архит. Н. Т. Ефимов). Храм, возведенный в готическом стиле в виде однонефной базилики, венчали 2 главки с крестами и 4 шпиля по углам. В склепе под церковной криптой находятся останки членов семьи Кочубея (РГИА. Ф. 797. Оп. 12. Д. 30201). Вокруг О. У. м. формировалась Монастырская слобода, названия улиц и переулков этого района включают слово «монастырский» (улицы Верхнемонастырская, Среднемонастырская, Нижнемонастырская, Садово-Монастырская, Монастырская набережная), а просторечное название Монастырка, закрепившееся за районом, употреблялось в XIX и XX вв. Нач. XIX в.- 1918 г. 22 дек. 1819 г. О. У. м. был упразднен, а его штат в 1820 г. переведен во мценский во имя святых апостолов Петра и Павла монастырь (РГИА. Ф. 397. Оп. 2. Д. 7773. Л. 7). Последний настоятель архим. Владимир, являвшийся одновременно ректором Орловской ДС в Севске, в янв. 1820 г. возглавил мценскую обитель. Все строения О. У. м. были преобразованы в архиерейский дом - новую резиденцию Орловских и Севских епископов. При переводе часть братии осталась проживать при архиерейском доме; в нем служили духовник, эконом, священник, иеродиакон, 2 псаломщика, пономарь и звонарь.

http://pravenc.ru/text/2581559.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010