Все же визит архиепископа Алексия принес некоторые плоды: два иерарха Североамериканской митрополии, епископ Бруклинский Макарий (Ильинский) и архиепископ Аляскинский Алексий (Пантелеев) согласились перейти в ведение Московского Патриархата. 479 Кроме них в состав Московского экзархата к тому времени входили еще епископ Феодор (Текучёв), рукоположенный во епископа Аргентинского в конце 1943 г., но проживавший в США, а также архиепископ Адам (Филипповский), перешедший в Московскую Патриархию еще в 1930-е гг. Тогда же этот иерарх был лишен сана, однако в конце войны был восстановлен. В подчинении этого архипастыря находились карпато-русские приходы. Вскоре число архиереев Московской Патриархии пополнилось и за счет епископа Антония (Васильева), в 1947 г. рукоположенного на Сан-Францисскую кафедру. 480 Что касается Североамериканской митрополии, то отношения между ней и московской церковной властью к концу 1945 г. оставались неопределенными. Присоединение к Московскому Патриархату клириков в Югославии Все сказанное выше показывает, что присоединение зарубежных архиереев повсюду шло достаточно мирно. Чин покаяния либо не проводился, либо осуществлялся тайно. Исключением стала только община в Югославии. Покидая эту страну, Архиерейский Синод РПЦЗ издал указ на имя оставшегося в стране духовенства. Согласно документу, старейшему из клириков, протоиерею Иоанну Сокалю, вменялось в обязанность управлять русскими приходами в Югославии на правах благочинного и возглавлять Епископский совет. В случае прекращения почтовых связей с Синодом русскому духовенству в Сербии предписывалось обращаться к местной церковной власти. 481 Фактически паства РПЦЗ в Югославии (11 церковных общин, 2 монастыря, 20 священнослужителей, 15 монахов, 32 монахинь и около 3000 мирян) 482 оказалась предоставлена сама себе. Такое положение не устраивало ни Сербскую Церковь , ни русских священников, оставшихся без определенного канонического статуса. Уже 12 сентября церковный суд Белградско-Карловацкой архиепископии обратился к протоиерею Иоанну Сокалю с просьбой определить свой статус, что подразумевало подчинение Сербской Патриархии. 483 А потому на общем собрании Епископского и церковно-приходского совета 18 сентября было решено обратиться к Архиерейскому Синоду Сербской Церкви с просьбой о принятии русских приходов. 484

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Член Комитета Совета Федерации по делам СНГ, представитель в СФ от администрации Курганской области Олег Пантелеев: «Патриарх Алексий занимал позицию невмешательства в дела государства, и патриарх Кирилл ведет себя так же. Когда некоторые служители Бога начинают диктовать, в чем нам ходить, это является ничем иным как резким вмешательством в жизнь общества. А, как известно, резкое вмешательство в жизнь общества влечет за собой сопротивление этого общества, которое в конечном итоге может вылиться в революцию. Но революции ни в мозгах, ни в государстве нам не нужны». Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту, член фракции КПРФ Сергей Гаврилов: «Сегодня Церковь играет исключительно положительную роль в вопросах укрепления семьи, патриотизма, культуры, соблюдения традиций. А призыв Прохорова сродни второму изданию культа воинствующего атеизма, который ранее привел к удушению морально-нравственных ценностей и распространению в начале 90-х годов в России иностранных сект». Член Комитета Госдумы по собственности, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР Максим Рохмистров: «Церковь, как общественная организация, является неотъемлемой частью общества. С этой точки зрения государство не может игнорировать мнение Церкви. Общественные организации формируют общественное мнение и государство должно оказывать поддержку тем из них, работа которых не идет вразрез с государственной политикой». REGIONS.RU обратились также с вопросом, почему в наши дни так часто обвиняют Церковь во «вмешательстве в мирские дела», к священнослужителям. Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах: «Людям, которых интересует только прибыль и личная выгода, Церковь, конечно мешает. Поэтому они и отрицают благотворную роль Церкви в жизни общества, крича, что она «влезает в мирские дела». Такие люди не понимают, что подлинной культуры нет без религии. Но подлинная культура им и не нужна, также как и нравственность, и духовность. Я думаю, что к подобным обвинениям надо относиться спокойно. Хорошо, что они звучат достаточно громко. Пусть общество знает, что на самом деле представляют из себя наши олигархи, подобные г-ну Прохорову.

http://pravmir.ru/cerkov-i-gosudarstvo-m...

Конец 1920-х начало 1930-х годов характерны ужесточением борьбы правительства СССР власти с религией. Прошли массовые аресты духовенства и верующих, закрытия и разрушения храмов, искусственное усложнение процедуры регистрации приходов. В 1937 году началась кампания массового закрытия храмов. Было арестовано и впоследствии расстреляно подавляющее большинство представителей епископата и клира. С закрытием в 1939 году Никольской церкви в Игнатовке действующих церквей в епархии практически не осталось. К осени 1939 году у Московской Патриархии на весь СССР остались лишь по 2 правящих и викарных епископа соответственно. «С 1937 года по 1942-й на территории Сибири не было ни одного правящего архиерея», поэтому все сибирские епархии «прекратили свое бытие». С 1942/1943 года на неоккупированной территории страны снова стали открываться церкви. В Омске было разрешено открыть два храма: Крестовоздвиженский на улице Тарской (стал соборным храмом) и Никольский в Ленинск-Омске на улице Труда (также стал соборным храмом). В области — ещё 4 прихода. Не позднее 1945 года в пределах Омской области было образовано благочиние, находившееся в ведении архиепископа Новосибирского. В конце 1946 года возродилась самостоятельная Омская епархия. Омский владыка Алексий (Пантелеев) добился того, чтобы 29 мая 1947 года в состав епархии включили и приходы Тюменской области — так образовалась Омско-Тюменская епархия. Населённые пункты [ править править код ] Омск Святыни Омской области [ править править код ] Монастыри Омской области [ править править код ] Все монастыри Омской области Ачаирский Честного и Животворящего Креста Господня женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1907 Статус : действ. Адрес : Омская обл., Омский р-н, пос. Речной, Ачаирский монастырь Основан в 1900-х на земельном участке, пожертвованном казаком Н. Н. Бубенновым, при Михаило-Архангельской церкви, как женская община. Статус монастыря получил в 1907. В 1920-х закрыт. В 1930-1950-х на территории монастыря находился лагерь ГУЛАГ, все постройки были разрушены. Возрожден в 1992, в течении 1990-х при поддержке руководства области выстроен ряд храмов. В настоящее время крупнейший монастырь Омско-Тарской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Омская_область

Согласно ему, Американская митрополия находилась в подчинении Архиерейскому Синоду РПЦЗ в вопросах веры и канонического порядка, сохраняя за собой полную самостоятельность во внутрицерковных делах. Собор также принял важное решение об учреждении в М. о. духовных учебных заведений, к-рые должны были заменить прежнюю епархиальную семинарию в Тенафлае (шт. Нью-Джерси), прекратившую работу из-за недостатка средств в 1923 г. В 1938 г. были открыты Владимирская ДС в Нью-Йорке и пастырское уч-ще (впосл. ДС) в мон-ре Тихона Задонского в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания). Согласно решениям Питтсбургского Собора 1936 г., произошло разделение М. о. на епархии. Фактически в объединенной митрополии сохранялось обособление приходов М. о. и РПЦЗ. Бывш. епархии РПЦЗ продолжали существовать на одной территории с новоучрежденными епархиями митрополии. Архиеп. Тихон сохранил свою кафедру в Сан-Франциско, но титуловался теперь Западноамериканским и Сиэтлским, архиеп. Виктор стал главой Восточноамериканской и Нью-Джерсийской епархии с епархиальным центром в Нью-Йорке. Приходы параллельно существовавшей Нью-Йоркской епархии находились под непосредственным управлением митр. Феофила, сохранившего за собой и управление Сан-Францисской епархией. Правящими епархиальными архиереями стали прежние викарии - епископы Чикагский Леонтий (Туркевич ; впосл. митрополит), Детройтский Арсений (Чаговец), Аляскинский Алексий (Пантелеев ; впосл. архиепископ), Питтсбургский Вениамин (Басалыга ; впосл. архиепископ), Монреальский и Восточноканадский Иероним (Чернов ; впосл. архиепископ), Эдмонтонский и Западноканадский Иоасаф (Скородумов ; впосл. архиепископ). Перешедший в 1935 г. в юрисдикцию Американской митрополии еп. Адам (Филипповский-Филипенко; с 1936 архиепископ) возглавил внетерриториальную Филадельфийскую и Карпаторусскую епархию. В Нью-Йорке была учреждена викарная Бруклинская кафедра, к-рую занял Макарий (Ильинский ; впосл. митрополит). На Бруклинского викария было возложено руководство Владимирской ДС, ставшей главным богословским центром митрополии.

http://pravenc.ru/text/2563398.html

Однако сразу же после присоединения в разные уголки Аляски стали проникать разнообразные протестантские и римо-католические миссии. Первым католическим миссионером был mgr. Gloud из ордена Oblats de Marie Immaculee. Из протестантов большую деятельность развил Sheldom Jackson (1834–1909). Для стойкости в новых условиях по предложению митрополита Иннокентия Аляска и Алеутские острова были сделаны самостоятельной епархией во главе с епископом Иоанном 438 В 1872 г. русский епископ, чтобы лучше окормлять русские общины, которые стали образовываться переселенцами в Калифорнии, перенес свою кафедру в Сан-Франциско. В целом, после продажи Аляски интерес Русской Церкви к ней уменьшился. В конце XIX в. очень мало священников проживало в этой стране и все они были в преклонном возрасте 439 . В первые годы XX в., в которые Американскую Православную Архиепископию возглавлял архиепископ Тихон (1898–1907), впоследствии митрополит и Патриарх Московский, в стране снова произошли изменения. В 1900 г. епископию Алеутских островов и Аляски переименовали в епископию Алеутских островов и Северной Америки. В 1903 г. кафедра была перенесена в Нью-Йорк 440 . В том же году для 10 250 православных, разбросанных по бескрайней северной земле, был снова рукоположен викарий Аляски с кафедрой в Ситке. В ведении Ситкинского викариатства было 45 школ с 800 учениками. В 1917 г. в ней числилось 18 храмов, 72 часовни и 1 сиротский приют 441 . Все алеутское население было православным. 2) Постепенная изоляция Большевистская революция 1917 г. прервала сияние Православия в «Стране полунощного солнца». В 1934 г. миссия была образована снова. Были учреждены два викариатства – в Ситке и на Уналашке – и одна миссионерская станция в удаленном северном районе под руководством архимандрита Григория (Прозорова), с центром в Икогмуте близ реки Юкон. В 1938 г. Православная Церковь Аляски насчитывала 8 тысяч христиан, распределенных по 16 общинам, которыми руководили несколько русских миссионеров, 3 эскимоса и 3 метиса во главе с епископом Алексием (Пантелеевым) 442 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Не знаю, когда и кому пришла в голову эта, не такая уж в общем сверхгениальная мысль — прибрать церковь к рукам. Пожалуй, уже не Сталину, а одному из его преемников, скорее всего Хрущеву. Почему-то мне кажется, что отношение Сталина к церкви и к религии — во всяком случае в последние годы его жизни — носило характер более глубокий и более, я бы сказал, личный. В начале пятидесятых годов не один раз приходилось слышать-разговоры о том, что хозяин уединился на своей подмосковной даче и не принимает никого, кроме патриарха Алексия. И ведь недаром поднимали в те годы на щит и на все лады, во всех жанрах воспевали Ивана Грозного, этого богомольнейшего из деспотов. Впрочем, не о том сейчас речь. Вот один из многих примеров нарушения конституции, когда государство вмешивается во внутренние дела отделенной от него церкви — и в личную жизнь граждан тоже, когда оно самым прямым образом нарушает свободу совести. Всякий, кто бывает в церкви, видел где-нибудь в притворе или у свечного ящика объявление о том, что при совершении обряда крещения оба родителя и восприемники обязаны представить паспорта. Спрашивается: кому и зачем требуются в этом случае паспорта? Церкви? Но ведь церковь, как известно, учреждение не государственное, никакими юридическими правами не обладает, да и зачем ей, скажите, знать паспортные данные о крестном отце приобщаемого к церкви младенца?! Всякому ясно, что это не церковниками затеяно. Тем, я полагаю, и в голову не пришло бы присвоить себе милицейские функции. Да ведь если следовать статье конституции, их, этих церковников, к уголовной ответственности привлечь следует: отделены от государства, а вздумали присваивать себе права государственного органа!.. Но — нет, никто их к ответственности не привлекает. И привлечь не может. Не ими потому что эти объявления выдуманы. Расклеены они, эти афиши, по церквам, киркам, костелам и молитвенным домам — по приказанию тех же непрошеных опекунов-атеистов. И делается это, конечно, с одной-единственной целью — запугать молодых родителей, чтобы, увидев грозные слова, задумались, почесали в затылке: стоит ли? Ведь если паспорт, то выпишут и адрес, и место работы. А там, глядишь, и в местком потянут, а то и в партком…

http://azbyka.ru/fiction/ya-veruyu/

Вот что может сделать одно неправильное ударение в одном-единственном слове! Да, люди безрелигиозные, неверующие, не бывающие в церкви, никогда не слыхавшие, а только видевшие имя патриарха напечатанным в каком-нибудь газетном сообщении («Среди присутствующих находился Патриарх Московский и Всея Руси Алексий»), эти люди, даже интеллигентные, чаще всего говорят «Ал е ксий». Помню, как уже в семидесятые годы, целый месяц отравляли мне жизнь дикторы радиостанции «Свобода», читавшие письмо двух молодых московских священников к патриарху Алекс и ю. Все эти радиочтецы — и мужчины и женщины — произносили «Ал е ксий», с ударением на втором слоге, не ведая о том, как больно слышать их православным верующим, как оскорбляет наш слух это дурацкое ударение. Тот, кто бывает в церкви, слушает и мысленно повторяет великую ектению, не может не знать правильного звучания имени покойного патриарха. Люди, подославшие ко мне соглядатая, неплохо продумали внешний облик этой особы. Похожие на нее тетеньки нередко стояли в те годы за свечными ящиками московских церквей, работали в церковных «двадцатках». Эта женщина, конечно, бывала в храмах, знала церковную иерархию, послужные списки некоторых, нужных ей для «работы» священнослужителей. Но, бывая на богослужении, она никогда не вслушивалась в слова песнопений, в возгласы священника или дьякона. Ей не до этого было. Стоя где-нибудь сбоку от свечного ящика, у входных дверей, она внимательно следила за теми, кто появляется в храме, кто, входя, крестится и кланяется — особенно за молодыми и интеллигентными… Но почему ее вдруг направили ко мне? И при чем тут митрополит Крутицкий и Коломенский? Ведь я его и в самом деле никогда не видел. Долго мне ломать голову не пришлось. Позвонила Александра Иосифовна Любарская, сказала: — Простите, я виновата перед вами. Изменила память. Забыла, что несколько дней назад ваш адрес у меня действительно спрашивали. — Кто? — Вера. — Какая Вера? — Бывшая домработница Маршака. Существует особый склад ума. Он бывает у следователей, у врачей-диагностов и, вероятно, у писателей. Где-то в глубинах мозга, как в недрах кибернетической машины, что-то вдруг срабатывает, молниеносно сталкиваются десятки, если не тысячи ассоциаций, и — приходит решение, разгадка. Я увидел мысленно Веру, дом на Чкаловской в Москве, двор этого дома, идущего через этот двор человека в черном одеянии, в белом клобуке с белой же мантией…

http://azbyka.ru/fiction/ya-veruyu/

Нет у нас, православных русских, такого мощного защитника, как папский Ватикан. Восстановленное и сразу же повергнутое и спустя двадцать лет снова поднятое из праха и четыре десятилетия с тех пор влачащее жалкое, унизительное существование, патриаршество наше ни малейшей (видимой, во всяком случае) борьбы за права церкви и верующих не ведет и вести не может, — нет у него для этого ни сил, ни опыта, ни сколько-нибудь надежных традиций. В июне в Польшу должен прибыть папа Иоанн Nabeл II. Еще полгода назад он был не Иоанном Павлом, а Войтылой, епископом краковским. В мае Польша (и прежде всего Краков) отмечают тысячелетие Св. Станислава. Иоанн Павел собирался присутствовать на этих торжествах. Его попросили приехать в июне. И вот на прошлой неделе по поручению папы в Варшаву прибыл архиепископ Косорелли. Прежде всего он посетил кардинала Стефана Вышинского, а затем четыре дня вел переговоры с Яблоньским и Ярошевичем. Перед отлетом монсиньор Косорелли заявил журналистам, что его переговоры с польскими властями «носили дружественный характер» и у него есть основания надеяться, что посещение Его Святейшеством Польши « не нарушит гармонии » — или что-то в этом роде. Во всяком случае, слово «гармония» было произнесено. Сказано это было, скорее, в сторону властей: дескать, не бойтесь, никаких серьезных эксцессов церковь не допустит. Говорил это Косорелли как власть имущий. И имущий по праву . Ау тех, с кем он вел переговоры, этих прав меньше. Они это чувствуют. Всезнающие западные журналисты уже объявили читающей и слушающей публике, что главный вопрос, который будет стоять на предстоящих переговорах ватиканского монарха с властями коммунистической Польши, это вопрос о праве строительства в Польше новых церквей, то есть костелов. До сих пор власти всячески этому препятствовали. Нам, советским верующим, даже слышать об этом удивительно, то есть о возможности — не строительства, где там, а хотя бы переговоров об этом. Да, правда, и у нас были времена некоторого потепления, когда церковь имела возможность поднять голову и если не требовать, то хотя бы просить и выговаривать. Я уже вспоминал о первых годах войны, о том, как наступление немцев на всех фронтах привело к отступлению Сталина на фронте его борьбы с религией. И святейший Сергий, и святейший Алексий были энергичными деятелями, они много сделали для русской церкви. Были открыты духовные школы, восстанавливались храмы, зазвучал долго молчавший благовест. Но я не знаю случая, чтобы при Советской власти где-нибудь на нашей земле был — не восстановлен, а выстроен новый православный или какой-нибудь другой храм.

http://azbyka.ru/fiction/ya-veruyu/

Когда верующие предложили комиссии, собиравшейся " конфисковать " ризу с чудотворной иконы Божией Матери " Знамение " , заменить её равноценным количеством серебра и драгоценностей, " комиссия " согласилась, но уже спустя месяц представители комиссии пришли и за самой ризой, поживившись тем самым у " религиозников " в двойном размере. А потом Знаменский собор передали обновленцам - эта практика имела хождение по всей стране. В 1929 году из храма выгнали и обновленцев - городские власти хотели передать здание под клуб физкультурников, но в конце концов пошли по более простому пути, устроив в нём общежитие для курсантов-колхозников. В 1933 году, в результате каких-то странных веяний, собор вернули обновленцам, которые совершали в нём богослужения до самой войны. В сентябре 1941 года обновленцев снова выбросили на улицу, а здание церкви переоборудовали под военные нужды - в основном помещении жили военнослужащие, а в обезображенном южном приделе оборудовали гараж. Наконец, в 1945 году - на волне потепления отношений между властями и Церковью - Знаменский собор вернули верующим, и уже навсегда. Два важных события произошли в 1948 году. В феврале архиепископ Омский и Тюменский Алексий (Пантелеев) освятил главный престол, а в мае Знаменский собор получил статус охраняемого памятника архитектуры. Любопытный факт относится к 1965 году. Тогда секретарь горисполкома и директор местного мехзавода с охотой приняли заказ Знаменского собора, и в течение нескольких дней рабочими была возведена вокруг храма металлическая ограда. Скорость по советским временам - немыслимая. Секретарь и директор чуть не поплатились за свою " политическую близорукость " партбилетами, но ограда осталась стоять на месте. На излёте советской эпохи, в 1980 году, в подготовленной " приглядывающими " органами справке указывалось, что в праздничные дни Знаменский собор посещали до 1000 человек, а в будни - около 50-ти. Актив храма состоял из 34-х человек (включая пятерых священнослужителей). К слову, на всю Тюмень действующими тогда являлись лишь две церкви - Знаменский собор и Всехсвятский (Кладбищенский) храм.

http://sobory.ru/article/?object=00959

По слову апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7).  Государственный архив Российской Федерации (далее – ГА РФ). Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 64. Л. 14-15.  Там же. Л. 21.  Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945–1970 гг. М., 2009–2010. Т. 1. С. 39.  ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 27. Л. 7.   Пантелеев Л . Я верую (Главы из автобиографической книги)//  http://archive.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=835 .  Журнал Московской Патриархии. 1945. 2. С. 36.   Сергий  (Тихомиров Сергей Алексеевич; 1871–1945), митрополит. Окончил Новгородскую духовную семинарию. В 1892 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1896 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. В 1896 г. окончил духовную академию и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1899 г. возведен в сан архимандрита и определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1905 г. удостоен ученой степени магистра богословия и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1905 г. хиротонисан в епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1908 г. – епископ Киотосский и помощник начальника Российской духовной миссии в Японии. С 1912 г. – епископ Токийский и Японский и начальник Российской духовной миссии в Японии. С 1921 г. – архиепископ. Помогал многим русским беженцам. В 1927 г. согласился дать подписку о лояльности советской власти. С 1931 г. – митрополит. С 1940 г. на покое. В 1944 г. принял советское гражданство и выразил желание вернуться на родину. В 1945 г. был арестован японскими властями по подозрению в шпионаже в пользу СССР. Умер вскоре после освобождения.  ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 64. Л. 96.  ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 27. Л. 160-161.  Подробнее см.:  Просветов Р.Ю.  Митрополит Вениамин (Федченков) о христианском отношении к власти//Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий».

http://pravoslavie.ru/82124.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010