Алексий (Пантелеев Александр Аполлонович) (1874–1948), архиепископ, Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. С 1906 года состоял в клире Алеутской и Северо-Американской епархии. Проживал и подвизался в США. В 1909 году переведен на Аляску в город Уналяска, где получил приход. В 1912 году переведен в Питтсбург (штат Пенсильвания). Окормлял также приходы в штатах Коннектикут и Нью-Джерси. В 1916 году возведен в сан протоиерея. Преподавал русский язык в Русском женском колледже в Бруклине и был профессором догматики и морального богословия в Свято-Платоновской семинарии в городе Теналфи. В 1917 году снова получил назначение на Аляску, где служил в Михайловском соборе в Ситхе. Овдовел в 1921 году, в 1925 году принял монашество и был возведен в сан архимандрита. В феврале 1927 года хиротонисан во епископа Сан-Францисского, викария Северо-Американской епархии. В 1931 году переведен на Чикагскую, а в ноябре 1932 года – на Питтсбургскую кафедру. С конца ноября 1934 года – епископ Алеутский и Аляскинский. В 1941 году он ушел на покой. В 1942 году назначен помощником ректора Свято-Тихоновской духовной семинарии, а затем ее ректором. В 1940-х гг. – секретарь Совета епископов и заместитель председателя Митрополичьего совета Северо-Американской митрополии. В январе 1946 г. принят в состав духовенства Московского Патриархата. В этом же году вернулся из США на Родину, и в 1947 году назначен Омским и Тарским архиепископом, затем титуловался Омским и Тюменским. Алексий (Сергеев Виктор Михайлович) (1899–1968), архиепископ. В 1919 г. окончил архитектурное отделение Московского училища иконописи. В 1923 г. поступил послушником в Смоленско-Зосимову пустынь, которую вскоре закрыли, и большинство братии перешло в Высоко-Петровский монастырь. Иеромонах (1927). Архимандрит (1932). Епископ Каширский (1935–1936), Серпуховской (1936–1937), Вологодский (1937), Егорьевский (1937), Ивановский (1937–1938). В 1938 г. отошел от митрополита Сергия (Страгородского) . В 1939 г. запрещен в священнослужении и предан суду архиереев. С декабря 1940 года, после принесения покаяния, прощен и назначен епископом Тульским. Епископ Тульский и Одоевский (1940–1941), Кишиневский (1941–1942), Уфимский (1942), Рязанский (1942–1943). Участник Архиерейского Собора 1943 года. Временно управляющий Тульской и Калужской епархиями (1943–1944). Архиепископ Ярославский (1944–1947), Курский и Белгородский (1947–1948), Челябинский и Златоустовский (1948–1950), Калининский и Кашинский (1950–1951), Великолуакий, временно управляющий епархией (1951–1954). В 1954 г. уволен на покой, однако в 1957 г. вновь назначается архиепископом Алмаатинским. В феврале 1958 г. уволен на покой. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом стремление некоторых иерархов и священников к подлинному, а не мнимому объединению с Церковью в Отечестве рассматривалось митрополитом Феофилом как отступничество. Как уже говорилось выше, после визита в США архиепископа Алексия (Сергеева) к Московскому Патриархату присоединились два американских иерарха – архиепископ Алексий (Пантелеев) и епископ Макарий (Ильинский). Оба иерарха, по-видимому, искренне считали, что Североамериканская митрополия планирует подчиниться московской церковной власти. Узнав о позиции архиепископа Алексия и епископа Макария, руководство митрополии направило им соответствующий запрос. Архиепископ Алексий ответил, что никаких назначений от московской церковной власти не имеет, а относительно своего канонического статуса может сказать, что считает необходимым подчинение Патриарху Алексию. 641 Епископ Макарий ответил более определенно: «После долгого размышления я решился подойти под омофор Московского Патриарха. Не думаю, что это преступление – вступить на строго каноническую почву, на которую большинство русских людей в Америке желают стать». 642 Руководство Североамериканской митрополии считало иначе. «Его шаг, – писал архиепископ Леонтий (Туркевич) о епископе Макарии, – является одним из сильнейших огорчений на моем жизненном пути». 643 Митрополит Феофил и вовсе назвал поступок епископа Макария «подлым коварством» и предписал своему духовенству не сослужить с ним. 644 4 февраля 1946 г. митрополит Феофил предал епископа Макария за его «богопротивный» поступок суду Архиерейского Собора. Епископу Макарию запрещалось совершать богослужение в Североамериканской митрополии. 645 Действия митрополита Феофила лишний раз подтверждают, что стремления к подчинению Патриарху Алексию у Североамериканской митрополии не было изначально. А следовательно, переговоры митрополии с Москвой были обречены на провал. Митрополит Феофил делал все возможное, чтобы не допустить подчинения Патриарху Алексию. «М[итрополит] Феофил, – отмечал анонимный аналитик Московской Патриархии, – не только не сочувствует принятым постановлениям Собора, но принимает все меры к неприведению его в исполнение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Вера, скажите, с какой целью вы брали мой адрес у Александры Иосифовны? Она ужасно смутилась, покраснела, замахала руками. – Алексей Иванович, не спрашивайте меня, даю вам слово, я ни в чем не виновата!.. Я не стал расспрашивать. Пожалел ее. А кроме того, не такое было место и не такой час. Но позже я задумался. Ничего, конечно, удивительного нет в том, что домработницу такого крупного деятеля, как Маршак, тягали в разные места и задавали ей там разные вопросы. И обо мне могли спрашивать. Но при чем тут митрополит Крутицкий и Коломенский? И вот именно в ту минуту, когда я об этом подумал, в голове у меня заработала кибернетическая машина, и пришел ответ. Митрополит Вениамин расспрашивал тогда у Самуила Яковлевича о многом и о многих – в том числе и о Пантелееве. Упомянул, что ищет меня, хочет видеть. Конечно, все это не прошло мимо зоркого ока органов. Но ведь там могли и напутать. Очень даже просто путали. Примеров я мог бы привести множество. А в этом случае – что же удивительного? Митрополитов на свете не так много. В Москве, например, всего один: Крутицкий и Коломенский. Вот и осталась в моем «досье» или «деле» пометка, что такой-то близко знаком с Николаем, митрополитом Крутицким и Коломенским. Весной 1964 года, в пору самого жестокого хрущевского гонения на Церковь и на верующих, решили этому «делу» дать ход, выяснить меру моей причастности к церковным делам и степень приближенности к высоким церковным сферам. Всё продумали, нашли подходящий типаж, сочинили довольно остроумную, с их точки зрения, «легенду»… Не учли одного: что имеют дело не с полным дураком, во-первых, а во-вторых, что человек этот не только «инженер человеческих душ», но и «мастер слова». На одном только слове, на одном ударении в этом слове, и засыпалась эта загримированная под московскую просвирню эмгэбэшница. Интересно было бы узнать, что она сделала с содержимым своего ридикюльчика! Выбросить ведь не могла, не имела права. Ведь ей следовало это содержимое представить туда. Но вряд ли и там, прокрутив магнитофонную ленту, поняли, почему я вдруг осерчал, расшумелся, даже попросил ее о выходе, когда услышал, что она говорит не «Алексий», а «Алексий».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В мае 1946 г. в Мюнхене Русская Зарубежная Церковь созвала Архиерейский Собор, сыгравший большое значение для объединения русской церковной эмиграции. В послевоенные годы Московская Патриархия пыталась решить вопрос с присоединением эмигрантского духовенства в Северной Америке, однако поставленные условия были трудновыполнимыми. От Североамериканской митрополии потребовали прекращения антисоветских выступлений и избрания на пост главы митрополии ставленника Москвы. Также Московская Патриархия требовала контроля над архиерейскими хиротониями и разрыва с Зарубежной Церковью. Со своей стороны, глава Североамериканской митрополии митрополит Феофил (Пашковский) настаивал на полной независимости своей структуры во внутренних делах и соглашался признать патриарха Алексия I лишь духовным главой. Переговоры зашли в тупик, к Московской Патриархии присоединились лишь епископ Бруклинский Макарий (Ильинский) и архиепископ Аляскинский Алексий (Пантелеев). Вопрос о дальнейшем пути Североамериканской митрополии был решен на Всеамериканском Соборе в Кливленде в ноябре 1946 г. Результатом долгих и бурных обсуждений стало решение о выходе Североамериканской митрополии из подчинения Русского Зарубежного Синода и о признании патриарха Алексия «духовным отцом». Собор обратился к Московской Патриархии с просьбой принять Американскую Церковь при условии ее полной независимости. На службах теперь стали поминать восточных патриархов, патриарха Алексия I и митрополита Феофила. Часть североамериканских иерархов и приходов во главе с архиепископами Виталием (Максименко) и Тихоном (Троицким) отказалась разрывать общение с Русской Зарубежной Церковью. Архиепископ Виталий не видел перспективы в американской автокефалии и был уверен, что через два – три поколения Американская Церковь выродится в «протестантство восточного обряда». 4 марта 1947 г. Русская Зарубежная Церковь восстановила свои епархии в Северной Америке. Представителем РПЦЗ в США и Канаде Синод назначил архиепископа Виталия. Таким образом, вновь, как и в 1926–1935 гг., в Америке стали параллельно существовать Североамериканская митрополия и епархии Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По постановлению Президиума горсовета от 16 декабря 1929 г. Знаменский Собор был закрыт. С 1930 по 1944 гг. здание собора использовали как пересыльную тюрьму, а затем МТС. В 1944 г. Знаменский собор был передан в пользование общине верующих. В феврале 1948 г. архиепископом Омско-Тюменской Епархии Алексием (Пантелеевым) главный придел Знаменского собора был вновь освящен. При Архиепископе Тобольском и Тюменском Димитрии в 1990 г. была произведена замена деревянных полов на мраморные. В 2002 г. за счет средств благотворителей и пожертвований прихожан на звоннице установили 12 новых колоколов. В 2003 г. за счет пожертвований прихожан были заменены купола и кресты. По материалам Церковь Знамения Божией Матери каменная, построена в 1786 году. В 1854 году к ней пристроен тюменским купцом Иваном Васильевичем Иконниковым придел во имя св. Иоанна Златоустого, который потом сгорел до основания, и в 1901 году вновь построен екатеринбургским купцом Михаилом Ивановичем Ивановым. Им же устроен и другой придел во имя Божией Матери Скоропослушницы. В церкви три престола: во имя Знамения Божией Матери, во имя Божией Матери Скоропослушницы и во имя св. Иоанна Златоустого. Всего в приходе 78 дворов, прихожан муж. пола 160, жен. пола 166. Причт имеет сенокосной земли 21 дес. Церковный капитал 9623 руб. 98 коп. Причт получает проценты с билета вечного вклада в 7466 руб. Штат: священник, диакон и псаломщик. Дома для причта деревянные, приобретены в 1886 году и составляют собственность церкви. В приходе имеются: женская гимназия, четырехклассное городское училище и коммерческое училище Колокольниковых. Церковная школа помещается в наемном доме. Ближайшая церковь Успенская. Расстояние от Консистории 260 верст. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Тюмень стала первым русским городом, основанным за Уралом. По летописному свидетельству, в июне 1586 года воеводы Василий Иванович Сукин и Иван Никитич Мясной " по государеву царёву и великого князя Феодора Ивановича всея Руси указу приидоша с Руси... и поставиша на реке Туре град Тюмень, иже прежде бысть град Чимги... " Правда, уже спустя четыре года Тюмень перешла в подчинение основанному годом позже её Тобольску и в этом подчинённом статусе оставалась на протяжении столетий, хотя уже к концу XIX века обошла сибирский " стольный " град практически по всем показателям, включая численность населения и уровень промышленного развития.

http://sobory.ru/article/?object=00959

О. Леонид Туркевич, овдовев, не сразу принял монашеский постриг, посчитав первоочередным воспитать пятерых детей. Все они получили хорошее образование. В 1933 году принял монашество с именем Леонтий. 10 июля того же года был рукоположен митрополитом Платоном (Рождественским), епископом Феофилом (Пашковским) и епископом Алексием (Пантелеевым) во епископа Чикагского и Миннеапольского. Двое сыновей стали крупными учеными. Антоний Туркевич (1916–2002) – физик, работал с лауреатом Нобелевской премии Энрико Ферми. Он скончался в 2002 году и похоронен в Свято-Тихоновском монастыре, как и его отец. У Антония Туркевича и его жены Ирины двое детей: сын Леонид (названный в честь деда) и Дарья. Дарья Карни – врач-кардилог, супруга православного священника о. Михаила Карни, регент церковного хора и иконописец. Старший сын Иоанн (Джон) Туркевич (1907–1998) стал химиком, работал в Принстонском университете, занимался исследованием в области ядерной энергетики. В 1965 году открыл в Принстоне православную часовню, где и служил священником последние 25 лет жизни. У Иоанна Туркевича две дочери, одна из которых замужем за православным священником о. Даниилом Сквиром. В июле 1998 года внучка митрополита Леонтия Тамара Туркевич Сквир передала Библиотеке Конгресса 50 переплетенных томов дневников и бумаг деда с 1906 по 1964 год. Митрополит Леонтий скончался 14 мая 1965 года в городе Сайосете. Похоронен в Свято-Тихоновском монастыре. В 2015 году в Свято-Тихоновской семинарии Православной Церкви в Америке прошел симпозиум, посвященный служению митрополита Леонтия (Туркевича), в котором приняли участие его потомки. Книга «Туркевич Леонид, протоиерей (митрополит Леонтий). Дневники и записные книжки периода Поместного Собора 1917–1918 гг.», подготовленная священником Евгением Агеевым и историком Александром Мраморновым со вступительным словом архиепископа Вашингтонского, митрополита всей Америки и Канады Тихона – первая публикация дневников. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.02.2024 16:49:31

http://drevo-info.ru/news/29600.html

В апреле 1945 года малый Архиерейский Собор Североамериканской митрополии во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским) отклонил условия Патриарха Алексия (Симанского) по воссоединению с Московской Патриархией и назначил комитет для Созыва Всеамериканского Собора . Патриарх Алексий 22 апреля получил телеграмму от митрополита Вениамина с сообщением о результатах переговоров. Одним из условий объединения, которое выдвинул митрополит Феофил, было назначение американским экзархом вместо митрополита Вениамина архиепископа Алексия (Сергеева). Владыка Вениамин докладывал: «Епископ Алексий [Пантелеев] сообщает, что Собор епископов состоится 25 мая. Всеамериканский Собор отложен до осени. Благоприятно для меня. В приезде архиепископа Алексия сейчас нет необходимости. Надежды на мир возрастают. Благословите нас. Сердечно. Митрополит Вениамин». В ответной телеграмме, от 24 апреля, глава Русской Православной Церкви настаивал на необходимости посылки в Америку архиепископа Алексия [Сергеева] .В очередной телеграмме, поздравляя Патриарха с Пасхой и Победой, митрополит Вениамин сообщал: «Три епископа Сан-Франциско публично отклонили условия патриарха. Леонтий [Туркевич] открыто требует разделения. Собор всех епископов состоится в Чикаго 24-26 мая. Архиепископ Алексий [Сергеев] должен быть к этому времени. Сердечно любя Вениамин Федченков» . 25 мая 1945 года Архиерейский Собор в Чикаго подтвердил апрельское решение малого архиерейского собора и окончательно отклонил условия Москвы. Всеамериканский Собор был отложен до осени. Митрополит Вениамин телеграфирует 4 июня: «Мы будем бороться за воссоединение отдельных приходов. Когда приедет архиепископ Алексий [Сергеев], мы должны созвать наш Всеамериканский собор» . В следующей телеграмме он сообщал: «Мы решили провести многочисленные собрания в течение этого лета по праздничным дням, испрашивая Вашего Указа на состав всего собора из семи-восьми [архиереев] вместе с архиепископом Алексием [Сергеевым]». И в конце добавил: «Я нуждаюсь в отдыхе по будням на все лето» . Видимо, события последних месяцев и постоянные разъезды по стране подорвали силы 65-летнего экзарха. К тому же в трудные периоды своей жизни митрополит Вениамин всегда прибегал к особому молитвенному подвигу, следуя словам апостола: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, ­– и дастся ему» (Иакова 1:5).

http://bogoslov.ru/article/2645390

373. Васильев Сергей. В Госудуме говорили о царских останках//Независимая газета. 22.05.1998. 374. Бычков Сергей. Чьи потомки голубее? В Россию высадят десант из 100 Романовых//Московский комсомолец. 22.05.1998. 375. Несвижский Вадим. Последний путь с привилегиями. Гроб с останками последнего императора понесут офицеры в чине полковника; останки камердинера – капитаны...//Сегодня. 22.05.1998. 376. Шайдакова Светлана. Госдума против захоронения Николая II//Комсомольская правда. 23.05.1998. 377. Пантелеев Валерий. Господа журналисты! Вынужден обратиться к вам за защитой//Неделя. 25.05.1998, 19. 378. Михеев Bлaдuмip, Чародеев Геннадий. Госдума осталась в сомнениях. В церемонии прощания при захоронении останков последнего императора и его семьи в соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге 17 июля примут участие, как объявлено, 90 потомков династии Романовых...//Известия. 26.05.1998. 379. Казаков Михаил. Большой забой вице-премьеров//Вечерняя Москва. 26.05.1998. 380. Встреча Святейшего Патриарха Алексия II и Президента Российской Федерации//Московский Церковный Вестник. 27.05.1998, 7 (144). 381. Кирьянова Ольга. Впервые Опубликованы материалы следствия Соколова//Московский Церковный Вестник. 27.05.1998, 7 (144). 382. Молитвенное стояние. 19 мая, в день 130-й годовщины со дня рождения Государя Императора Николая II, у часовни-памятника героям Плевны в Москве прошло молитвенное стояние...//Русский Вестник. 28.05.1998, 18-19. 383. Рогозин Д.О., Никифоров Е.К. О " Екатеринбургских останках "http://Русский Вестник. 28.05.1998, 18-19. 384. Обращение к Патриарху//Русский Вестник. 28.05.1998, 18-19. 385. Министерство иностранных дел Российской Федерации всем посольствам//Русский Вестник. 28.05.1998, 18-19. 386. Селиванов В.В. Государственная тайна//Русский Вестник. 28.05.1998, 18-19. 387. Несвижский Вадим. Норвежскому монарху показали усыпальницу русских царей. Харальд V может приехать на захоронение останков семьи Романовых//Сегодня. 28.05.1998. 388. Перекрестов Петр, протоиерей. Быть на стороне гонимых и страждущих//Русь Православная. 29.05.1998, 5 (11).

http://religare.ru/2_47504.html

А если и допускают его, – то стараются выбирать «нужных людей». – Мы, ведь, умеем, – говорил мне один протоиерей, – провести на Собор, кого хочем. Это есть грех против Церкви, ­– или против, Духа Божия, живущего и в мирянах. Это уклон в католицизм с его «учащей и правящей» «Церковью» Конечно, опасности могут быть и тут (в демагогии); но они угрожают меньше, чем «пресвитерианизм» духовенства (как, напр[имер], в обновленчестве) и самоволие архиереев без народа» . В так называемом «онародовлении» церковной жизни митрополит Вениамин видел одну из самых главных задач своей деятельности в Америке. Не доверяя американской иерархии и духовенству, он всячески приветствовал активное участие мирян и в приходах, и в благочиннических советах, и в Епархиальном Совете, и в Епархиальных собраниях, считая, что такова идея Христовой Церкви и таковы дух и буква приходского устава 1917–1918 годов . В декабре 1944 года митрополит Вениамин был приглашен в Советский Союз для участия в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который должен был избрать нового Патриарха. Через экзарха на Собор были приглашены также представители Североамериканской митрополии. Сам владыка Вениамин вспоминал, что мысль пригласить на Собор представителей со стороны Североамериканской митрополии у него возникла по следующим причинам: «Я верил, что делегаты увидят тут свою ошибку и примирятся. И действительно, приглашение их на Собор вызвало чрезвычайное движение и в духовенстве, и среди мирян» . Делегация представителей митрополита Феофила (Пашковского) в лице епископа Алексия (Пантелеева) и протоиерея Иосифа Дзвончика прибыла в Москву 10 февраля, когда работа Поместного Собора была уже завершена. Они представили Синоду «Доклад Русской Православной Церкви в Америке Всероссийскому Церковному Собору 1945 года» и «Наказ делегатам Русской Православной Церкви в Америке посылаемым на Всероссийский Церковный собор 1945 года». В этих документах установление отношений с Московской Патриархией предполагалось только при условии предоставления Североамериканской митрополии полной автономии.

http://bogoslov.ru/article/2624722

От митрополита Феофила (Пашковского) требовалось декларирование отказа от политических выступлений против СССР (слово «лояльность» «как неприемлемое и неверно толкуемое представителями противоположной стороны» было отвергнуто). И в случае принятия этих условий, до созыва Всеамериканского собора снималось запрещение, наложенное на Американскую Церковь 4 января 1935 года . До выполнения этих требований Патриарх Алексий (Симанский) от совместного служения с делегатами уклонился. Таким образом, проведя три встречи с новоизбранным Патриархом, американская делегация 17 февраля 1945 года отправилась в обратный путь, увозя с собой условия Патриархии о воссоединении . Во время своего пребывания в Москве митрополит Вениамин много ходил по городу и ездил на трамвае . «В тот приезд Вениамин и в самом деле много где побывал, – вспоминает в своей автобиографической повести «Верую!» советский писатель Леонид Пантелеев. – В том числе был и на Чкаловской у Маршака. Самуил Яковлевич рассказывал о нем с восторгом; образованный, умница, с юмором... Рассказал мне Самуил Яковлевич и о том, что когда он провожал митрополита, во двор изо всех подъездов сбегались женщины, подходили к владыке и просили благословения Митрополит Вениамин расспрашивал тогда у Самуила Яковлевича о многом и о многих » . В одну из таких поездок по Москве митрополит обратился к рядом сидящей с ним женщине и в разговоре с ней упомянул о своей любви к русскому народу. На что собеседница ему ответила: «А если бы не любил, то Вас бы сюда и не пустили» . Поразили и запали в душу владыке слова одного протоиерея, который сказал ему тогда же в Москве: «Да, нам дают права. Все больше и больше. Но теперь уже не в этом дело, – а в нас самих: чем, духовенство, ответим на это и правительству и народу?» Ответ в сердце митрополита созрел давно. В письме к митрополиту Сергию (Тихомирову) по дороге из Москвы он писал: «…если бы вы знали, какое счастье служить православной церкви и вообще всему русскому народу в Отечестве! Конечно, мы и за границей знали, что такое русский народ, о котором мы тоскуем вне Родины.

http://bogoslov.ru/article/2624722

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010