З. Схиртладзе Ист.: Муравьёв А. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1; Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Краткое описание мон-рей Грузии: Пустынь прп. отца нашего Давида Гареджели//Груз. духовный вестник. 1869. 8. С. 36-50 (на груз. яз.); Гавриил Мцире. Жития гареджийских преподобных/Сост.: З. Схиртладзе. Тб., 2002 (на груз. яз.); Исторические документы Гареджи, XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе и др. Тб., 2008. Т. 1; 2011. Т. 2 (на груз. яз.). Лит.: Чубинашвили Г. Пещерные мон-ри Давид-Гареджи: Очерк по истории искусства Грузии/Акварели и рис.: Е. Лансере. Тб., 1948; Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тб., 1957. Т. 1; Кавтария М. Давидгареджийская лит. школа. Тб., 1965 (на груз. яз.); Ломинадзе Б. Из истории отношений груз. феод. сеньорий. Тб., 1966. Т. 1 (на груз. яз.); Чубинашвили Н. Хандиси: Проблема рельефа на примере одной группы груз. стел посл. четв. V, VI и 1-й пол. VII в. Тб., 1972; Иоселиани П. Житие Георгия Тринадцатого. Тб., 1978 (на груз. яз.); Бердзенишвили М. Материалы к истории груз. общественности 1-й пол. XVIII-XIX вв. Тб., 1980. Т. 1 (на груз. яз.); Схиртладзе З. Царский ктиторский портрет в главном храме гареджийского мон-ря Натлисмцемели//Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тб., 1983. 11. С. 96-110 (на груз. яз.); он же. Опять о ктиторском изображении Натлисмцемели//Там же. 1987. 3. С. 108-113 (на груз. яз.); idem. Les portraits de l " église principale du monastere Natlismtsemeli à Garedja//Зограф. Београд, 1993. Т. 23. P. 5-14; он же. Фреска монаха в гареджийском мон-ре Натлисмцемели//Груз. Патриархия. Тб., 1999. Вып. 1. С. 33-39 (на груз. яз.); он же. Неизвестный очерк о Гареджийском Многогорье//Тбилисская духовная академия и семинария: Газ. Тб., 2000. 6(18) (на груз. яз.); он же. Деятельность ктитора мон-ря Натлисмцемели на Гареджийском Многогорье мамасахлиси Иоанна//Монашеская жизнь в пустыни: Гареджа и Христ. Восток. Тб., 2001. С. 133-166 (на груз. яз.); Вольская А. Росписи пещерных мон-рей Давид-Гареджи//Гареджи: Тр. Кахетинской археол. экспедиции. Тб., 1988. Вып. 8. С. 130-155 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Александру Ошевенскому, глас 4 Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси/и Тому невозвратным желанием последовал еси,/вся же красная и сладкая мира сего возненавидев,/яко небопарный орел, на Небеса возлете/и тамо со Ангелы ликуеши и со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/моли и нам спастися, чадом твоим,//якоже обещася, Александре преподобне, отче наш. Перевод: Христа, истинного Бога, всей душой ты возлюбил и последовал за Ним с неуклонной волей, все соблазны и сладости мира этого возненавидев, как парящий в небе орел взлетел на Небеса и там с Ангелами воспеваешь и со всеми святыми предстоишь Святой Троице, моли и нам спастись, детям твоим, как обещал, Александр преподобный, отче наш. Александру Свирскому , глас 4 Аудио: От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/темже и ангельстии чини, зряще тя, удивишася,/како, с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/победил еси полки страстей воздержанием/и явился еси равноангелен на земли,/ Александре , преподобне,/моли Христа Бога,//да спасет души наша. Перевод: С самой юности, умудренный Богом, устремлением духовным ты поселился в пустыни, пожелав с усердием следовать только по стопам Христа, потому и ангельские чины, видя тебя, удивились, как ты во плоти боролся с коварством невидимых (бесов), победил полчища страстей воздержанием и явился на земле подобным ангелам, Александр преподобный, моли Христа Бога, да спасет наши души. Алексию, человеку Божию, глас 4 Возвысився на добродетель и ум очистив,/к желанному и крайнему достигл еси,/безстрастием же украсив житие твое/и пощение изрядное восприим совестию чистою,/в молитвах, яко безплотен, пребывая,/возсиял еси, яко солнце, в мире,//преблаженне Алекси е. Перевод: Возвысившись в добродетели и очистив ум, ты достиг Желанного и Высочайшего (Христа), украсив же бесстрастием свою жизнь и с чистой совестью приняв на себя подвиг особого поста, в молитвах пребывая как бесплотный ангел, ты воссиял как солнце в мире, преблаженный Алексий.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Хелашвили Иване) [груз. ] (1772, с. Вакири, Кахети - 1837, С.-Петербург), иером., груз. церковный писатель и общественный деятель. Род. в крестьянской семье. Дата рождения И. нек-рое время считалась спорной: 1773/74 или 1775 г. ( Махатадзе. 1959. С. 14; Мегреладзе. 1971. С. 269). Исследования последних лет позволили установить, что И. род. в 1772 г. (Эпистолярный архив. 2000. С. 5). Представители семьи И. были близки к груз. царскому дому Багратиони. Так, дед И., Датуа Хелашвили, в 1747 г. сопровождал царя Картли Теймураза II в Иран ко двору Надир-шаха. Царь Картли-Кахети Ираклий II в 1777 г. «за преданность» пожаловал отцу И., Гиорги, дворянский титул с правом наследования (Свидетельство//НЦРГ. S 388. Л. 3-4). Гиорги погиб во время одного из набегов лезгин, вслед за ним скончалась и мать И.; воспитание сироты взяла на себя царская семья. В возрасте 6 лет Иване был определен к настоятелю (имя неизв.) ц. во имя Иоанна Предтечи в с. Вакири. Мальчик проявил способности к учению и освоил азы богословских наук; в 1793 г. царь Ираклий II поручил его воспитание духовнику тбилисского храма Метехи прот. Иессею Микадзе. После разорения Тбилиси в 1795 г. войсками иран. шаха Аги Мохаммед-хана Иване переехал в Телави, где продолжил учебу под рук. свящ. Иоанна Калатозишвили ( Барнабишвили. 1911. 347). После кончины царя Ираклия II (1798) Иване покровительствовал царь Картли-Кахети Георгий XII, назначивший наставником юноши ректора Телавской ДС Давида Алекси-Месхишвили (Давида Ректора). Вскоре после кончины царя Георгия XII (1800) Иване принял постриг с именем Иона и в 1801 г. поступил в монастырь Кватахеви . И. поддерживал отношения с представителями царской семьи и в 1805 г. в свите царевича Парнаоза (сына царя Ираклия II) покинул Грузию. Некоторое время И. жил в Воронеже и в Москве, в 1806 г. переехал в С.-Петербург, где сотрудничал с груз. царевичами. Особую помощь ему оказал писатель и просветитель царевич Давид Багратиони (сын царя Георгия XII), по ходатайству к-рого И. в 1809 г. за казенный счет был зачислен в класс философии и богословия СПбДА. За занятиями И. следил и наставлял его митр. С.-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) (Там же). После успешного окончания академии в 1812 г. И. был рукоположен во диакона (5 окт.), затем во иерея (10 окт.).

http://pravenc.ru/text/578328.html

Апрель 2018-го. Дождь льет как из ведра весь день: холодный, обжигающий, неостановимый. Разумеется, ближе к ночи он перейдет в никому не нужный в апреле снег. Вечер воскресенья. После шумного многолюдного юбилея «Новой газеты», поскальзываясь на этом дурацком апрельском снегу, пробираемся дворами в «Конюшню», мастерскую Роста: все замечательные дни в Москве, так или иначе, всегда в финале приводят именно в мастерскую Роста! Толкаемся у входа, о чем-то споря, развешиваем мокрые куртки и пальто, топаем по полу ботинками. В мастерской тепло и светло. Как будто за окном не апрельская промозглость, а другое, неопределяемое и прекрасное время года. Так ощущение изнутри меняет представление о том, что снаружи. Думаю, это похоже на отношения ростовской мастерской с реальностью: давнишней ли сумеречно-брежневской, нынешней ли стабильно-путинской, ей не позволено просачиваться сквозь эти оконные рамы, не разрешено стучать в эту дверь. Вошел внутрь — закрыл дверь. Сиди себе, пей самогон на сушеных белых грибах или на вишневых почках и будь приличным человеком. Мастерская погружена в запах жареной редьки с морковкой и картошкой, которыми мы будем закусывать. Настоятель храма Святой Троицы в Хохлах отец Алексий Уминский примеряет цилиндр и сигару, все хохочут. Его сын Иван наигрывает что-то на гитаре, а Нюта Федермессер, пританцовывая в такт, сообщает мужу по телефону, что не могла не пойти с нами и вернется домой не скоро. Во главе стола сидит великий Ладо, Владимир Владимирович Алекси-Месхишвили, детский хирург-кардиолог с мировым именем. Он красивый, как на портретах Роста, которые украшали заметки о нем в «Новой», только живой человек: разговаривает, шутит. Мы бродим по мастерской, задрав вверх головы: записка от Сахарова, автограф Ахмадулиной, покрывало, «которое Белла постеснялась держать дома», толстенный рукописный дневник на столе, заполнен примерно наполовину. Вытягиваю шею: всё взаправду, последняя дата — вчерашняя. Между портретом Высоцкого и великим снимком олимпийца 1992 года, прыгающего в высоту на фоне Саграда Фамилия, — огромное яйцо динозавра, раскрашенное на манер пасхального. «Действительно, а почему нельзя-то?» — спрашивает Нюта. «Можно, конечно, можно! Это же яйцо», — отвечает отец Алексий Уминский.

http://pravmir.ru/bolnitsa-glava-iz-knig...

Святитель Иннокентий явился последователем этой традиции и делом показал верность своему призванию. – А расскажите, пожалуйста, о святом Иакове (Нецветове). – Святой Иаков (Нецветов) родился от русского отца и матери-алеутки на острове святого Георгия (острова Прибылова на Аляске) и был двуязычным. Все первые тексты, переведенные на атканский диалект с 1850 года – это его труды. Его монументальный словарь сохранился в рукописи в архивах Аляскинской Православной Церкви. Он не стал заново переводить тексты святителя Иннокентия на алеутский атканский диалект, а старался унифицировать диалекты, через введение сносок для слов, отличных в восточном диалекте. Тем не менее, его главный триумф в алеутской литературной традиции – это наставничество отцов Лаврентия Саламатова и Иннокентия Шаяшникова, издавших впоследствии несколько томов алеутских текстов. Отец Лаврентий Саламатов перевел на атканский святое Евангелие и Катехизис в 1860 году, а отец Иннокентий завершил перевод всех четырех Евангелий и Деяний святых апостолов, рукописи Молитвослова и Катехизиса на восточно-алеутский. Его работа была напечатана в последний раз в 1903 году и служила православным алеутам в течение 100 лет, пока не появились электронные версии на сайте www.asna.ca/alaska . Ученики святителя хорошо усвоили его уроки и их труды питали целые поколения православных алеутов. Но на этом история святого Иакова не закончилась. После череды несчастий – смерть жены, пожар в его доме – он почувствовал призвание к монашеству. Так десница Божия привела его к служению во внутренней части Аляски с 1844 года, где он изучил новые языки и проповедовал на них в районе Кускоквим. Основываясь на работе святого Иакова, отец Захарий Бельков составил два молитвослова, которые были изданы Аляскинской епархией в 1896 году. Эти два текста оставались единственными публикациями наследия святого Иакова до 1974 года, когда новый сборник на языке юпик был издан и дополнен в 2002-м отцами Мартином Николай, Михаилом Олексой и Филиппом Алекси.

http://pravoslavie.ru/41547.html

В лто 971 . Во град Ярославли, при князи Александр Феодоровиче Ярославьскомъ, 633 у Святаго Спаса в монастыри 634 во общин явися чюдотворець, князь велики Феодоръ Ростиславичь Смоленский, и з дтми, со княземъ Костянтиномъ и з Давидомъ, 635 почало от ихъ гроба прощати множество людей 636 безчислено. Сии бо чюдотворци явишася не на добро всм княземъ ярославскимъ: 637 простилися со всми своими отчинами на вкъ, подавали ихъ великому князю Ивану Васильевичю, а князь велики противъ ихъ отчины подавалъ имъ волости и села; а изъ старины печаловался о них князю великому старому Алекси Полуектович, 638 дьяк великого князя, чтобы отчина та не за ними была. А посл того в том же град Ярославли явися новый чюдотворець, Иоанъ Огафоновичь, сущей созиратай 639 Ярославьской земли: у кого село добро, инъ отнялъ, а у кого деревня добра, инъ отнялъ да отписалъ на великого князя ю, а кто будеть сам добръ, боаринъ или сынъ боярьской, инъ его самого записал; а иныхъ его чюдесъ множество не мощно исписати ни счести, понеже бо во плоти суще цьяшосъ. 640 В лто 972 . Мсяца генуаря 28 князь велики рязаньский женися на Москв, 641 у великого князя Ивана Васильевичя, поятъ у него сестру, княжну Анну. Тоа же зимы, мсяца марта, поставили на Москв Иосифа Грека архиепископом в Кесарию Филиппову 642 . В лто 973 . Феодосий митрополит остави митрополию 643 сентебря 13. То же осени, мсяца ноабря 11 поставли на Москв в митрополиты владыку суздальскаго Филипа. 644 В лто 975 . Месяца апрля 22 преставися великаа княгини Марьа тферянка, 645 въ 3 час нощи. Того же лта Трифонъ остави архиепископью ростовьскую. 646 Того же лта церковь каменую святое Вознесение обновлено внутри града . В лто 76. Князь великий Иван Васильевич посылал под Казань царевича Каисыма, 647 да с ним князя Ивана Юрьевича, да князя Ивана Васильевича Стригу, 648 и дворъ князя великого. И сташя у Волги втаи. И татарове была на них были вышли из судовъ, а наши хотели их заскочити от брега, и нкто юноша, именем Айдаръ, постелник великого князя, наполнився духа ратна, и не отпустя их нимало от судна, и кликну на них, они же устрашившеся, и вмташашась в суды, и побгоша на Волгу; в той день сдяся спасение велико татаром здоровиемъ Айдаровым Григорьева сына Карповича. Тое же осени Филипп митрополит Възнесение свящалъ въ город каменое. Тогды же и рать была на черемису. Тое же осени поставили архимандрита Спасовьского Васияна Рыла 649 въ архиепископью на Ростовъ, декабря 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же касается до самых приемов, которыми достигались эти результаты, имеющиеся у нас описания недостаточно подробны, чтобы дать нам возможность определить их. О точном положении Марсилье редко упоминается; отношение неудач к удачам почти никогда не отмечается, а равно и характер неудач. О столе, если и говорится, то лишь как о «ломберном столе»; следовательно, надо думать, – лишь с узкою полосою полированного дерева. Мы узнаем, что в одном случае карты были очень глянцевиты 192 ; но не знаем, было ли это общим правилом, или же Алекси мог иным путем видеть карты по отражению в полированной поверхности. Тем не менее, из описаний опытов многими наблюдателями в самом Zoism " е и периодической литературе того времени мы можем почерпнуть некоторые указания на вероятный modus operandi. Завязыванье глаз, во всяком случае, не могло быть признано удовлетворительным. По словам автора статьи в Morning Chronicle приятель завязал ему глаза таким же образом, и ему удалось читать отчетливо. Кроме того, было замечено некоторыми, что лицо у Алекси искривлялось, как во время, так и после процедуры завязывания; что он часто касался завязок или двигал ими; что он держал под странными углами предметы, на которые должен был смотреть, и менял их положение, как бы стараясь лучше их видеть. Например, конверты и закрытые пакеты он клал себе на живот или на верхушку головы. Далее, игра в карты, как кажется, была единственною, почти неизменно-успешною, формою опыта. Но даже и при ней бывало много неудач; в других же случаях число неудачных опытов, как кажется, превосходило число успешных. Далее, Алекси, по-видимому, выбирал те места, которые должен был читать, из большого числа предложенных ему книг. Он не мог читать содержания запечатанных конвертов, когда эти конверты находились в руках скептика: печать должна была быть взломана и содержание показано симпатизирующему Алекси зрителю. Марсиллье находился в комнате во все время представления; а некоторые из многочисленных присутствующих, не будучи на самом деле сообщниками, были дружески расположены к Алекси и болтливы 193 . Из всех опытов чтение слов через несколько страниц в книге всего более наводило на мысль о фокусничестве. В виде общего правила, к этому опыту, как кажется, приступали лишь после того как Алекси уже прочел несколько слов на открытой странице, держа книгу в руке, причем, текст прикрывался куском бумаги или платком, им самим положенным. Затем Алекси отделял известное количество страниц, от 10 до 150, держа их перед собою вертикально, и предлагал прочесть несколько слов в какой-либо отдельной части страницы, на несколько страниц дальше. Ни в одном из виденных мною описаний не говорится, выбиралось ли это место самим Алекси или публикою; но не подлежит сомнению, что он не мог даже с приблизительною точностью указать число страниц вперед. В одном случае требуемые слова нашлись – сперва на 80, потом – на 150 страниц дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/spi...

Если бы этим и ограничивалось все, что показывал Алекси, мы имели бы, быть может, право дивиться простоте тех многочисленных, упоминаемых в Zoist " е очевидцев-адвокатов, врачей, членов парламента и других – которые свидетельствовали в пользу его опытов. Но нас останавливают два соображения. Во-первых, существуют указания, что транс Алекси был неподдельный – хотя доказать это даже в то время было бы трудно, а теперь, с достоверностью, конечно, невозможно 194 . Если же транс был подлинный, то позволительно предположить, что, хотя обнаруживаемое Алекси знание и было, по-видимому, приобретено чрез посредство чувств известных, – сам он не был повинен в обмане. Во-вторых, на каждом сеансе, на ряду с подобным проявлением фокусничества, сознательного или бессознательного, встречались примеры «странствующего ясновидения» и чтения мыслей, предполагавшие, в случае их поддельности, обман более рискованного и сложного характера. Конечно, обман – первое объяснение в подобного рода случае. Алекси был профессиональный ясновидящий; он получал иногда до 5 гиней за сеанс; и нет серьезной невероятности в предположении, что почтенный г. Марсилье был его сообщником. И быть может, что самым вероятным, хотя и не несомненно правильным объяснением опытов карточной игры является намеренный обман. Поэтому, в том случае, когда Алекси правильно описал медаль, заключенную в ларчик, покрытый бумагою и запечатанный – у нас является подозрение, что ему удалось незаметно открыть ларчик, или что принесшая ларчик дама неосторожно сообщила о его содержимом лицам, стоявшим около нее. Или вот еще инцидент, рассказ о котором составлен на основании заметок, сделанных тогдашним лордом Адером (отцом теперешнего графа Денревена) о сеансе с Алекси, имевшем место 2-го июля 1844 года в доме г. Дюпюи, в Вельбек Стрите. Сходное с ним, но более полное и драматическое описание того же инцидента сообщает достопочтенный Г. Сэндби в письме в Medical Times, помеченном 8-ым июля: «Полковник Льюеллин, который, насколько мне известно, был скорее скептиком, предъявил сафьянный футляр, несколько похожий на футляр для хирургических инструментов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/spi...

Алексей не погиб потому, что его положение в крепком Трапезунте, далеком от Никеи, было безопаснее; но он не мог подать помощи брату, и ему пришлось смириться перед сельджуками. К XIII в. иконийские султаны, называвшие свою страну Рум, были грозной силой, которая упорно пробивалась к морю и на севере и на юге. Под стенами Амиса, нижнего Самсуна, турки отразили Алексея, и местный динат Гавра подчинился сначала туркам (занимавшим верхний Амис со времен Кылыч-Арслана), потом никейскому императору Ласкарю, но не Комнину (1211); между Трапезунтом и Самсуном было торговое соперничество. В 1214 г. султаном Кейкавусом был взят Синоп почти одновременно с Адалией на юге. Официальная хроника Сельджук-наме говорит при этом не о Давиде, но об Алексее Трапезунтском. Приведем ее известия в некотором сокращении. Султан Изз ад-дин Кейкавус, сын Кейхозрева, находился в Сивасе, когда прибыли гонцы с известием, что тегвер Джанита кир Алекси обманным образом захватил Синоп. Так как этот злонравный неверный всегда был данником султана, было решено сначала опустошить Синопскую область и затем осаждать сильно укрепленный город. Турецкие лазутчики донесли, что кир Алекси ежедневно охотится и пирует в окрестностях Синопа. Был послан отряд, которому удалось схватить Алексея. Когда султан прибыл с главными силами в окрестности Синопа, кир Алекси в кандалах был приведен в его палатку и поцеловал землю смирения и унижения. Султан приказал ему послать в Синоп одного из схваченных с ним греков, чтобы уговорить жителей сдаться. Синопцы отказались, говоря, что у Алексея имеются сыновья, могущие его им заменить. Султан разгневался и приказал пытать Алексея в виду города. Кир Алекси стонал и кричал: «О, потерявшие веру, для кого вы охраняете город?» На следующий день кир Алекси повесили вниз головою, так что он потерял сознание. Тогда жители согласились сдаться, если султан поклянется, что не тронет Алексея, а им позволит удалиться из города с имуществом. Султан поклялся, что будет охранять области Джанитскую, Трапезунтскую и Лазскую, если тегвер Алекси будет платить дань и выставлять войско по требованию султана.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Алекси взял его, приложил себе к животу и сказал: «Этот предмет – твердое вещество, не белое, заключенное во что-то, белее его самого; это – кость, вынутая из большого тела; человеческая кость – Ваша собственная. Ее отделили и разрезали так, что получилась плоская сторона». Алекси открыл футляр, вынул кусок кости, завернутый в посеребренную бумагу, и сказал: «Пуля ударила вот сюда; эта пуля произвела необычайное действие; Вы получили в тот же момент три отдельных раны; кость сломалась на три куска; Вы были ранены рано утром, когда производили атаку на неприятеля». Он описал также одежду солдат, и все эти подробности изложил верно. Это возбудило изумление всех присутствующих, в особенности же бравого полковника. Настоящий рассказ составлен на основании не только моих собственных заметок, но и заявления полковника Льюеллина, сделанного им после сеанса, и письменного описания, врученного мне дамою, сидевшею по близости». Придерживаясь гипотезы, что эти сведения были получены нормальным путем, мы должны предположить, что полковник Льюеллин был словоохотливый старичок, выдавший свою тайну кому-либо из лиц, находившихся в то время в комнате; или что Марсилье или Алекси каким-либо путем заранее ознакомились с его историей и намерением его быть на сеансе. Конечно, ни то, ни другое предположение не может быть отвергнуто, как совершенно невероятное. Перейдем к примерам так называемого «странствующего ясновидения». Когда мы читаем, что однажды Алекси подробно описал лорду Фредерику Фиц-Кларенсу поездку его в Сен-Сир из Парижа, за два дня до сеанса, мы естественно припоминаем – хотя сам лорд Фредерик и думал, что «необычайнее ничто быть не могло» – что лорд, вероятно, был хорошо известною в Париже личностью, а путешествия его делались достоянием молвы. Или, когда мы читаем, как, сидя в Лондоне, ясновидящий, по просьбе доктора Костелло, описал операцию камнедробления, произведенную доктором в Клифтоне за два или три дня до того, мы можем лишь сожалеть, что день приезда доктора Костелло был, по-видимому, предварительно установлен с Марсилье.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/spi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010