490 Может быть, имеется в виду Михаил Александрович Новоселов, о котором Владыка упоминает в письме Н. А. Верховцевой от 28 октября 1923 года (с. 107), называя его «старцем». 491 Священномученик Серафим (Звездинский , 1883–1937), епископ Дмитровский, был «непоминающим», однако не запрещал своим духовным чадам причащаться в подчиненных митрополиту Сергию храмах. См. о нем: «Все вы в сердце моем». Жизнеописание и духовное наследие священномученика Серафима, епископа Дмитровского. М., 2001. 493 Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Козельск, 1995, с. 192–193 (письмо 147). Курсив владыки Германа. 494 Иеромонахи Оптиной пустыни Макарий (Чельцов), бывший благочинный, и Феодот, бывший старший рухольный, находились в лагере для ссыльных, устроенном в Троицком Гледенском монастыре, который располагался недалеко от города, на другом берегу реки Сухоны. Там же была и монахиня Амвросия (Оберучева), одна из первых женщин-врачей в России, описавшая подробно условия жизни в этом лагере, где свирепствовали тиф и дизентерия. – Монахиня Амвросия (Оберучева). Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий. [Б. м., б. г.], с. 354,358, 365 и сл. 498 То есть отец Михаил. После возвращения из ссылки отец Михаил служил некоторое время как внештатный священник вместе с отцом Сергием Мечёвым в храме святителя Николая в Кленниках. В 1929 году отец Сергий вместе с двумя другими священниками маросейского храма (отцом Константином Ровинскими и иеромонахом Саввой) был арестован и сослан на три года в Северный край (Архангельск, затем город Кадников Вологодской области). 500 Настоятель храма святителя Николая в Кленниках (на улице Маросейка в Москве) протоиерей Сергий Мечёв по ряду вопросов церковной жизни придерживался взглядов, противоположных позиции митрополита Сергия, а главное, не мог признать каноничности главенства последнего и не возносил за богослужением его имени. Отъезд отца Сергия из Москвы в ссылку пришелся на день памяти преподобного Феодора Студита , в чем он увидел удостоверение преподобным правильности своего пути (Надежда. Вып. 16. Базель-Москва, 1993, с. 152). После закрытия маросейского храма ядро его общины не посещало «сергианские» церкви, и лишь под влиянием обращения к непоминающим владыки Афанасия (Сахарова) после избрания патриарха Алексия (Симанского) молитвенное единение с первоиерархом было восстановлено. См. также ниже письмо отца Михаила Шика отцу Сергию Мансурову по вопросу церковного разделения (Приложение, с. 346).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

98 Арсения (Добронравова Анна Гавриловна; 1879–1939), преподобномученица. В Шуйском Воскресенско-Феодоровском монастыре приняла монашеский постриг. С 1915 г. игумения. В 1929 г. монастырь закрыли. В апреле 1932 г. игумения Арсения была арестована, сослана в Казахстан. В 1935 г. приехала во Владимир. В 1938 г. вновь арестована. В тюрьме тяжело заболела и сконча­лась 23 января 1939 г. в больнице ивановской тюрьмы. Причислена к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. 101 Имеется в виду Ольга Александровна Остолопова (1870–1970) – духовная дочь о. Алексия и о. Сергия Мечёвых . В 1929 г. была арестована вместе с о. Сергием Мечёвым. По приговору лишена была права проживания в крупных городах с прикреплением к определенному месту жительства сроком на 3 года. Поселилась в г. Владимире. В последние годы жизни была духовно близка с епископом Афанасием (Сахаровым) , помогала ему в переписке его рукописей. 102 Имеется в виду монахиня Рафаила (Фомина Анастасия Михайловна; 1883–?). Была келейни­цей монахини Серафимо-Дивеевского Троицкого монастыря Анатолии (Зои Викторовны Ива­новой-Якубович). После закрытия монастыря проживала вместе с монахиней Анатолией. Во время проживания в Ковровском р-не Владимирской обл. входила в общину Саровского старца иеромонаха Исаакия (Новикова), затем иеромонаха Серафима (Якубовича). В 1933 г. Арестована вместе с Н. Бединой и монахиней Анатолией. Сослана на 2 года в Казахстан. По возвращении с 1935 г. жила с монахиней Анатолией в Муроме. 107 «Тебе Бога хвалим» (Те Deum laudamus), древний церковный гимн, авторство которого припи­сывается св. Амвросию Медиоланскому . На текст писали хоровые произведения многие крупные композиторы. У Д. С. Бортнянского имеется 14 сочинений на этот текст в жанре духовного кон­церта. Самым известным является 1. 110 Рождественский Павел Евграфович (1867–1957), священник. Служил во Владимире. В 1923 г. арестован, приговорен к 3 годам ссылки. 113 Мирское имя монахини Маргариты Александра. Именины ее (по мирскому имени) и Алексан­дры Бобковой в день св. царицы Александры, 6 мая (н. ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

А потом большую школу дала моя теща – Елена Владимировна Апушкина, духовное чадо сначала отца Алексия Мечёва 11 , затем его сына – отца Сергия Мечёва 12 . – Она была свидетелем церковной жизни двадцатых – тридцатых годов прошлого столетия... – Да! Конечно... Она мне очень много объясняла, рассказывала об отце Сергии, о том, какая духовная школа была в том храме на Маросейке. Это, конечно, очень большую, неоценимую пользу мне принесло, особенно для понимания значимости богослужения. На самом деле наше православное богослужение настолько глубоко, настолько оно красиво... Только в полноте его мало кто знает. Там такая красота раскрывается! – А почему, как вы думаете, происходит так, что мы часто не чувствуем красоту богослужения? – Мир открывается тому, кто по миру ездит. Так и с богослужением. Понимаете, нужно этим жить, а не приходить в церковь от случая к случаю. Я общался с владыкой Стефаном (Никитиным) 13 , который тоже ходил на Маросейку к отцу Алексию и отцу Сергию Мечёвым . Им был дан завет: никогда никуда не ходить под праздники, под воскресенья, ни у себя ничего не устраивать – никаких праздников, мероприятий. Потому что шли в церковь . Ведь в Церкви во всем определенный смысл. Например, предпразднство, к празднику готовятся. А затем праздник проходит, но начинается попразднство. И человек еще продолжает как бы жить этим праздником. То есть праздник расширяется. Чем больше праздник, тем предпразднство и попразднство длиннее. Устав очень премудро составлен и поучительно. Ну, я уж не говорю о церковном пении. От некоторых песнопений просто душа замирает! Вот от великопостных – особенно. А светилен праздника Успения: «Апостоли от конец совокупльшеся зде в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое. И ты, Сыне и Боже мой, приими дух мой». (Поет.) Я помню, как служил эту службу отец Сергий Орлов 14 , который был настоятелем нашего храма в Акулове почти тридцать лет. Хор тихо поет светилен, тишина кругом, а я смотрю – у отца Сергия слезки по щекам текут. Очень умиротворяющие песнопения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вся Москва наша и вся наша Россия церковная знала святителя Тихона как необыкновенно доброго, милостивого, щедролюбивого святителя. Наш святитель Тихон, Патриарх Российский, был милосерд, незлобив, кроток, любвеобилен, носил имя великого Задонского чудотворца Тихона. В течение восьми лет управления им Церковью Русской какие были страшные гонения на него! Это и частые вызовы на Лубянку; это и появление обновленцев в лице Введенского, Красницкого, Антонина, которые при помощи тех властей занимали лучшие храмы в Москве, и даже нашего святителя Тихона хотели лишить не только Патриаршества, но и монашества. В день служения Святейшего Тихона было посвящение на Шадринскую кафедру епископа Стефана — впоследствии мученика, он был сослан и погиб в лагере . Святитель Тихон ему сказал: “Счастлив ты, что посвящен в этой святой обители”». Святой праведный Алексий (Мечёв). Чудо на погребении В круг духовного общения Вани Сарычева входили и чада известных подвижников, московских пастырей. Вот какую историю узнал он от них о пророчестве батюшки протоиерея Алексия Мечёва . «Но вот было чудо с отцом Алексием Мечёвым , похоронен он ныне на Лазаревском кладбище, которое опять же хотят ликвидировать… Так, вот перед своею смертью отец Алексий говорит родным: “При моем погребении будут петь Пасху!” Подумали все тогда, что батюшка заговариваться стал. И вот когда останки упокоенного великого старца Алексия Мечёва стали переносить для захоронения на Немецкое кладбище, в это же самое время Святейший Патриарх был освобожден из тюрьмы. При выходе к Тихону обратились встречавшие его: “Вам надо, Ваше Святейшество, встретить на последнем пути останки отца Алексия”. Он вроде бы сначала задумался, поразмышлял и принял решение. В самом деле, тысячи человек следовали за телом отца Алексия. И в это время к ним неожиданно подъезжает Святейший Тихон. Народ увидел его и двинулся к Святейшему. Владыку Тихона на радостях подхватили на руки и начали качать. И кто-то запел Пасху, которую подхватила толпа. Как не приуныть после такого изменникам Церкви, духовным предателям? А вот таким поступком русский народ пошел на защиту христианства, на прославление главного тогда спасителя Церкви Святейшего Патриарха Тихона». Кончина Патриарха Тихона

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

За свою священническую жизнь о. Алексий создал удивительную духовную общину в миру, действительно возродившую, как он и хотел, дух древней апостольской Церкви. О. Алексий и его община, впоследствии возглавленная его сыном о. Сергием Мечёвым, привлекли и объединили многих замечательных людей — священников и мирян. Эта община одна из немногих выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христианской жизни, которой научал о. Алексий. В 2000 году от Рождества Христова центральным событием юбилейных торжеств стали освящение воссозданного Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя и проходивший в нем Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Одним из основных деяний Собора явилось причисление к лику святых многих подвижников веры и благочестия, прославивших Господа своей праведной жизнью, а также мученическим и исповедническим подвигом. В числе канонизированных на этом Соборе были праведный старец Алексий, пресвитер Московский, и его сын священномученик Сергий. По прославлении в лике святых праведного Алексия Мечёва было принято решение об обретении его честных мощей. Специально созданной Патриаршей Комиссией во главе с Преосвященнейшйм епископом Орехово-Зуевским Алексием 16 июня 2001 года мощи старца Алексия были обретены на московском кладбище «Введенские горы», в месте его погребения, и доставлены в Новоспасский монастырь для подготовки их ко всенародному поклонению. С особой торжественностью, с преднесением икон храма и хоругвей многих церквей, при перезвоне колоколов и молитвенном пении честные мощи новопрославленного угодника Божия были 29 сентября 2001 года Крестным ходом перенесены из Новоспасского монастыря в храм святителя Николая в Кленниках, где старец Алексий 30 лет трудился настоятелем. На следующий день, 30 сентября, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил здесь праздничную Божественную литургию. Теперь к мощам праведного Алексия, старца Московского, как и в дни его жизни, с утра до вечера притекает людская река.

http://pravicon.com/info-3828

Родился в семье священника села Тропарево (ныне – район Москвы) Василия Смирнова. В 1898 году окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия. Был рукоположен во священники. До закрытия в 1929 году московской церкви Иоанна Предтечи на Малой Лубянке – ее настоятель, протоиерей. По месту этого служения маросейцы именовали его «отец Сергий Лубянский». Был духовником отца Сергия Мечёва и его матушки Евфросинии Николаевны. В 1929 году после ареста отца Сергия Мечёва стал настоятелем храма Святителя Николая в Клённиках. К этому времени он уже очень плохо видел, заботы о храме взяли на себя отец Борис Холчев и староста Сергей Алексеевич Никитин. Вмести с ними он и был арестован в 1931 году. Ирина Сергеевна Мечёва записала такой рассказ владыки Стефана о пребывании их в Бутырской тюрьме. Отец Сергий вернулся в камеру с допроса крайне возмущенным: «Заставляли подписывать протокол, а сами слово „Бог” написали с маленькой буквы!» Протоиерей Сергий Смирнов был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей, срок отбывал в Вишлаге. О даль нейшей его судьбе пока известно только то, что из заключения он вернулся. Скончался 29 апреля 1945 года, похоронен на Введенском (Немецком) кладбище. Иеромонах Савва (Борисов; 1865–1937) В миру – Сергей Евстратович Борисов. Родился в крестьянской семье в деревне Толстиково Тверской губернии. Занимался хлебопашеством. Был женат, имел семерых детей. После смерти жены решил стать монахом. Прошел курс послушнической школы и в 1906 году принял постриг с именем Савва в Москве на подворье Саввино-Сторожевского монастыря. Здесь же в 1910-х годах был рукоположен во иеромонахи. Арестован в 1919 году по делу «О вскрытии мощей преп [сдобного] Саввы Сторожевского», приговорен к 10 годам тюрьмы. По амнистии срок ему сократили, а затем по ходатайству Красного Креста и вовсе досрочно освободили. Так как монастырь был уже закрыт, в 1921 году старец Алексий Мечёв принял иеромонаха Савву в своей церкви на Маросейке. Здесь отец Савва прослужил до 1929 года, когда был арестован вместе со священником Сергием Мечёвым . После ссылки поселился в Малоярославце. Вновь арестован 11 ноября 1937 года и через два дня расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Иеромонах Савва (Чиркин; 1881–?)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Сергей Павлович и Мария Федоровна (урожденная Самарина) поженились в 1914 году. Венчал их старец Алексий Мечёв . Накануне революции в 1917 году Мансуровы поселились в Сергиевом Посаде. Сюда к Сергею Павловичу как к «учителю» часто приезжал Сергей Алексеевич Мечёв. Их отношения с годами переросли в духовную дружбу. После революции в материальном плане началась новая жизнь – с лишениями, голодом. Меняли вещи на продукты, Мария Федоровна пекла мятные пряники по заказу магазина, куда отвозила их на салазках, – тем и перебивались. В январе 1920 года С. П. Масурова арестовали. Четыре месяца он провел в Бутырской тюрьме, где переболел сыпным тифом. Обвинений не предъявляли, свиданий не давали. Из письма Марии Федоровны Мансуровой: «[В мае 1920 года] я очень сильно и с крепким упованием просила св. Николая Чудотворца, чтобы он помог нам. В конце мая была принята человеком, от которого все зависело, и тут свершилось очень редкое: я получила от него на руки ордер на освобождение С. П. Зима 1920–21 гг. была для нас духовно богата. После разлуки моей с С. П. он был возвращен мне как еще более драгоценный дар». В 1921 году Сергей Павлович получил место заведующего библиотекой Троице-Сергиевой лавры – ценнейшего книгохранилища от времен преподобного Сергия Радонежского. Зимой он часто бывал в Москве, встречаясь с духовно близкими людьми – М. А. Новоселовым, Чулковыми, Вяч. Ивановым, отцом Сергием Мечёвым . Однажды вернулся домой сильно простуженным и надолго слег. Позднее выяснилось, что это была не простуда, а приступ туберкулеза. Приступы стали повторяться довольно часто, но, как писала в своих воспоминаниях Надежда Григорьевна Чулкова, «и в болезни он (С. П. Мансуров. –А. Г.) давал уроки по истории Церкви, читал лекции о подвижничестве св[ятых] отцов. Сын старца о[тца] Алексия [Мечёва] тоже раз в неделю ездил к нему на лекции». «От 1924 до 1926 г [ода] –„бездомье”, скитания», – записала в дневнике М. Ф. Мансурова. В январе 1925 года – снова арест, Бутырская тюрьма – и опять чудесное освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Алексием Мечёвым, который стал её духовным наставником и благословил её на подвиг иконописца. После смерти о. Алексия приход принял его сын о. Сергий Мечёв, впоследствии прославленный как священномученик. Большой любитель и знаток старинной иконы, он даже в тогдашних условиях находил возможность вести реставрационные работы в храме, приглашать для поновления икон квалифицированных мастеров-старообрядцев. Он познакомил Марию Николаевну с Владимиром Комаровским (1883-1937), специалистом по церковной монументальной живописи, и с Василием Кириковым, иконописцем и реставратором, у которого она стала учиться с середины 20-х годов. Светское художественное образование к этому времени у неё уже было; с дипломом художника-графика она получила работу в издательстве - кроме материального обеспечения, это было условием легального существования в СССР. Но делом жизни Марии Николаевны была иконопись. Пройдя школу академического рисунка и живописи, пользуясь уроками и советами знатоков древней иконы, она начала всерьёз учиться у средневековых мастеров. Она сделала множество рисунков и этюдов в цвете с древнерусских икон, фресок, прорисей – самых разных школ и эпох. Она не торопилась схватить лежащую на поверхности «экзотическую» сторону художественного языка иконы, на которую так падок обыватель и шарлатан. Реализм средневековой живописи открывался ей как реализм истинный, а не как некий перевёрнутый с ног на голову, вывороченный наизнанку академизм. Шаг за шагом освобождаясь от всякого намёка на поверхностную декоративность, вычурность, нарочитость, она вживалась в стилистику древнерусской иконы, или, более точно – в стиль московской школы XV – XVI вв. Вкусы заказчиков, требования рынка не оказывали давления на этот сложный и тонкий поиск: ни рынка, ни заказчиков практически не было. Были только две «контролирующие инстанции»: глубокое церковное понимание смысла иконы и предельная, бескомпромиссная честность профессионального художника, не желающего опускаться в своём искусстве до дешевого примитива, но призванного к бесконечному совершенствованию.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=16...

После смерти в 1954 году своей супруги Т. И. Куприяновой женился вторично – на В. Я. Василевской (она училась вместе с Т. И. Куприяновой в университете). Следует заметить, что факт заключения второго брака, не позволившего иерею Борису продолжать священническое служение, ясно указывает на объективную обоснованность тревог и сомнений, владевших отцом Сергием Мечёвым в Кадникове, когда ему пришлось принимать решение, давать ли благословение на брак Б. А. Васильева и Т. И. Куприяновой (явная неоднозначность отношения отца Сергия к данному союзу четко прослеживается в публикуемой в этой книге переписке Б. А. Васильева и Т. И. Куприяновой со своим духовным отцом.) Будучи на пенсии, Б. А. Васильев написал книгу «Духовный путь Пушкина» (М., 1994), получившую высокие отзывы специалистов. Перед смертью завещал отпевать себя как чтеца, что и было исполнено в храме Илии Пророка в Обыденском переулке. Протоиерей Феодор Семененко (1902–1975) Родился в семье рабочего. Окончил Одесскую гимназию и два курса Московского университета. Экономист-плановик по труду. В молодые годы Федор Никанорович Семененко был иподиаконом у епископа Богородского (единоверческого) Платона (Руднева), викария Московской епархии. С 1919 по 1935 год работал по специальности в различных учреждениях Москвы. В начале 1920-х годов служил алтарником в московском Николо-Подкопаевском храме, окормлял ея у старца Алексия Мечёва в Николо-Клённиках. После закрытия Николо-Подкопаевского храма перешел на Маросейку. В августе 1932 года отец Сергий Мечёв благословил брак Федора Никаноровича Семененко и маросейской прихожанки Александры Александровны Цуриковой. Венчание состоялось в единоверческой церкви на Самокатной улице в Москве. 24 марта 1935 года по благословению отца Сергия и представлению епископа Платона (Руднева) тайно рукоположен во иереи епископом Афанасием (Сахаровым) . По свидетельству В. В. Быкова, первое время после рукоположения совершал литургии у него на квартире в Козихинском переулке или у себя дома. Супруга отца Феодора Александра Александровна происходила из семьи предводителя дворянства Тульской губернии. После революции Цуриковы переехали в Москву, поселились на Бакунинской улице, крайне бедствовали. Брат Александры Александровны, Николай, воевал в Белой армии, оказался в Праге, где состоял в монархической партии. В связи с этим в 1930-х годах на Цуриковых обрушились аресты. В результате семья Семененко в 1936 году была выслана в Рыбинск. Здесь отец Феодор работал начальником планового отдела, а Александра Александровна – начальником отдела снабжения на комбикормовом заводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

С 1945 по 1950 год проживал в городе Мариуполе, с 1950-го – в Коломне, где работал бухгалтером. Написал монографию «Богослужение в жизни Православной Церкви» (не опубликована). Протоиерей Валерий Поведский (1901–1973) Родился в семье священника села Збоево Ржевского уезда Тверской губернии. Учился в местной начальной школе, а затем в гимназии, после революции преобразованной в школу 2-й ступени. В 1919 году окончил экстерном Егорьевский электромеханический техникум, в 1920-м поступил в Московское высшее техническое училище («Бауманское»), откуда был отчислен с 4-го курса за выступление в защиту Церкви на антирелигиозном диспуте. Валерий Владимирович не боялся никакой работы, трудился электромонтером и грузчиком в студенческой артели, копировщиком- чертежником на московском заводе «Красная Пресня», конструктором на машиностроительном заводе 3 (Пресненский механический) и некоторых других предприятиях. В храм Святителя Николая в Клённиках пришел в 1920 году. Обладая красивым тенором, пел на правом клиросе (его младший брат Борис – на левом). Все свободное время отдавал чтению духовной литературы, особенно близок ему был авва Дорофей . По свидетельству В. В. Быкова, Валерий Поведский организовал на Маросейке кружки по черчению, столярному, слесарному и переплетному делу. Благодаря ему многие маросейские сестры получили профессию чертежниц и потом смогли найти работу в конструкторских бюро и на заводах. В 1924 году Валерий Владимирович был арестован как член «нелегальной контрреволюционной организации Христианский студенческий союз». Приговор – полтора месяца заключения в Бутырской тюрьме. В 1930 году в ссылке в Вологодской области отец Сергий Ме- чёв обручил В. В. Поведского и певчую правого клироса Николо- Клённиковского храма Надежду Георгиевну Зубкову. В 1933 году семья оказалась в Орле. По некоторым сведениям, переехали туда Поведские не добровольно, а были высланы. Живя в Орле, Валерий Поведский поддерживает тесную связь со своим духовником – отцом Сергием Мечёвым .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010