Вероятно, в Холмищах Надежда Александровна познакомилась с отцом Сергием Мечёвым , навещавшим старца, а потом принимавшим участие в его отпевании. Так или иначе, она стала близким к отцу Сергию человеком. Достоверно известно о поездке Н. А. Павлови ч к отцу Сергию в ссылку, что стало возможным во многом благодаря тому, что она работала в то время в Красном Кресте. Память об отце Сергии Н. А. Павлови ч сохраняла всю свою жизнь. В марте 1967 года она написала стихотворение, в котором сквозят впечатления о той давней поездке в Северный край: Медленная горестная память Сердца и сознанья моего: Морженга под синими снегами, Северного леса волшебство, И опилки «Сокола», и стружки, Сухоны серебряные сны, Кадникова темные макушки Средь неумолимой белизны, Дом, в котором горько начинал он Лагерный необратимый путь, Ни о чем – великом или малом В тех последних встречах – не забудь! Над его могилою безвестной Нет креста – лишь снег да капли звезд, Но туда дорогою небесной Лег Великий пост . Фортунатов Игорь Константинович (1908–1987) Внук ученого-агронома Алексея Федоровича Фортунатова и внучатый племянник выдающегося языковеда академика Филиппа Федоровича Фортунатова, сын земского врача Константина Алексеевича Фортунатова. Врачом была и мать Вера Михайловна, дочь художника-передвижника Михаила Золотарёва. В 1914 году отца мобилизовали, а в феврале 1915-го он умер от тифа на фронте в Польше. После смерти мужа Вера Михайловна поселилась с детьми в Москве. Они были прихожанами храмов Петра и Павла в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, профессором которой состоял дед Игоря, и Святителя Николая в Соломенной Сторожке, где духовно окормлялись у священномучеников Василия Надеждина и Владимира Амбарцумова. Из записей отца Василия Надеждина: «Молодежь у меня принимает участие в церковных делах. Всего не более 10 человек. Игорь Фортунатов (внук профессора Фортунатова)». В середине 1920-х годов Игорь поступил на агрономическое отделение Тимирязевской сельскохозяйственной академии, которую окончил в 1931 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Отец Александр всегда вообще старался всех защитить строго не судить о людях, хотя я была свидетелем, когда он, рассердившись, мог и резко сказать что-то. Ещё в Кузнецах одна из молодых служек готовила сосуды с водой для молебна. Не знаю из-за чего, но услышала его окрик к одной из них: «Ты не послушница! Ты ослушница! На букву “о”!» – заключил батюшка. И такое воспитание его могло быть, но редко. Мне от него тоже иногда доставалось… «Ну ты хоть не рви так сразу с людьми. Надо оставлять возможность обратиться к человеку», – старался он меня отрезвить, утихомирить, укротить. Отрезвляла меня жизнь, но я, видимо, трудновоспитуемое чадо… В храме Рождества Богородицы в первом ярусе фресок были изображены Вселенские соборы. Он дополнил рассказ о них, нерешительно добавив, что будто бы на первом соборе святитель Николай ударил еретика Ария по щеке… Я удивилась: как это «будто бы» – либо ударил, либо нет. Но батюшка не мог поверить такому поведению. Была у меня в жизни ещё одна удивительная встреча в консерватории на концерте в честь интронизации патриарха Пимена. Я не знала, перед кем стою, глаз не могу отвести – такой силы взгляд. Это был митрополит Антоний Сурожский… Но это другая история. Помню удивительную службу в нашем Николокузнецком храме на Святителя Николая 18 декабря. Проповедь митрополита. Людей было множество – не пошевельнуться. Я стояла близко и боялась, что сейчас меня столкнут к его ногам на кафедру. Проповедь такая, которую ждёшь и потом всё слышишь её… После окончания службы священники вышли через боковые южные двери: на улице падал снег крупными отдельными снежинками, радостно звенели колокола и благословляющий всех лёгкий вдохновенный владыка Антоний. Заказное такси с зелёным огоньком и море людей, чуть не поднявших эту машину и не дающих ей уехать, оставить их. Отец Александр сослужил тогда владыке. Когда батюшку перевели в храм свв. Адриана и Натальи, – он пе­ре­жи­вал это. И то, что там нечего было устраивать, всё было налажено, храм дейст­вую­щий… Но вскоре ему такая возможность созидательная была представлена: Его назначили настоятелем храма св. Николая на Маросейке, что таинственно связывало его с отцом Борисом Холчевым и через него с о. Алексеем Мечёвым.

http://ruskline.ru/analitika/2020/01/14/...

7 марта 1933 г. арестован в Кадникове по обвинению в том, что «являлся участником антисоветской группы из числа ссыльных и проводил среди населения контрреволюционную агитацию», а также оказывал материальную помощь ссыльному духовенству. Проходил по групповому делу вместе с прот. сщмч. Сергием Мечёвым. Виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Северному краю от 1 июля 1933 г. приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал наказание в ИТК в пос. Коноша Северного края. П. был освобожден в апр. 1936 г., служил в Казанской ц. в с. Нарма Курловского р-на Ивановской обл. (ныне Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл.). В 1941 г. храм был закрыт. 28 апр. 1941 г. арестован в Нарме по обвинению в неуплате гос. налога и приговорен к году ИТЛ. Наказание отбывал в Угличском ИТЛ. В мае 1942 г. был освобожден и вернулся в Нарму, где с 15 мая того же года служил в Казанской ц. 16 апр. 1943 г. назначен священником Христорождественской ц. в с. Заколпье Курловского р-на. Прихожане любили П.: на праздничных службах в храме всегда было множество народа, священник старался каждому уделить внимание. В 1943-1946 гг. на его иждивении жили 2 прихожанки, ушедшие из колхоза. 18 июня 1949 г. арестован в Заколпье по обвинению в «участии в антисоветской группе», а также в «хранении и распространении контрреволюционной и монархической литературы». На допросах П. виновным себя не признал. Во время следствия содержался во владимирской тюрьме. Постановлением особого совещания при МГБ СССР от 13 февр. 1950 г. приговорен к 10 годам ИТЛ. Наказание отбывал в Интинском ИТЛ Коми АССР. Затем перемещен в 10-е отд-ние Минерального лагеря, в пункт, расположенный в пос. Абезь (ныне городского округа Инта, Республика Коми). 28 нояб. 1955 г. П., как престарелый инвалид 2-й группы, был досрочно освобожден под опеку родственников и под надзор органов МВД. Поселился в Заколпье под опекой супруги матушки Марии. 13 дек. 1955 г., согласно собственному прошению, получил назначение к ц. во имя вмц. Параскевы (Пятницы) в с. Великодворье (Пятница) Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл. 28 марта 1956 г. П. был освобожден из-под надзора органов МВД. В 1957 г. он подал заявление с просьбой о снятии судимости, но получил отказ. В том же году уполномоченный по делам РПЦ предложил Владимирскому и Суздальскому еп. Онисиму (Фестинатову) перевести П. в церковь в с. Устье Собинского р-на, но прихожане Пятницкой ц. отправили множество обращений в защиту П. и добились для него разрешения продолжить служение на прежнем месте.

http://pravenc.ru/text/2580288.html

Балашов Борис (род. 23.04.1947), протоиерей, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», город Клин Московской области, благочинный церквей Клинского округа. Рукоположен во священника митрополитом Иоанном (Вендландом) . Борис (Вик Борис Иванович, 1906–1965), митрополит. Епископская хиротония состоялась в 1944 году. В качестве правящего архиерея сменил несколько епархий. С 26 сентября 1950 года – епископ Берлинский и Германский. С 1951 года архиепископ и временно исполняющий обязанности Экзарха Московской Патриархии в Западной Европе. В 1954 году в течение нескольких месяцев временно управлял Ярославской и Ростовской епархией. С 11 ноября 1954 года – архиепископ Алеутский и Северо-Американский, Экзарх Северной и Южной Америки. С 1958 года в Алеутской и СевероАмериканской епархии. В 1959 году возведен в сан митрополита. С 16 июня 1962 года освобожден от должности Экзарха Северной и Южной Америки. На его место назначается архиепископ Иоанн (Вендланд) . В 1963 году митрополит Борис перенес инфаркт и через два года скончался. Борис (Холчев Борис Васильевич, 20.06.1895–11.11.1971), архимандрит. В 1916 году впервые приехал в Оптину пустынь, став одним из самых близких и любимых учеников старца Нектария. Посещал московский храм святителя Николая в Кленниках, на Маросейке. Теснейшим образом был связан с отцом Алексеем Мечёвым и его сыном отцом Сергием. После окончания историко-филологического факультета Московского университета работал в Орле. Подготовил кандидатскую диссертацию по проблемам экспериментальной психологии, однако по благословению оптинского старца Нектария от защиты отказался и был посвящен вначале в диакона церкви Николая в Кленниках, а затем рукоположен во пресвитера. В 1931 году арестован и осужден на пять лет лагерей. В течение десяти лет, по существу, находился в затворе в городе Рыбинске, где тайно служил Литургию, принимал на исповедь близких и верных духовных детей. В 1948 году Владыка Гурий вывел его на открытое служение, пригласив в Ташкентскую епархию. Назначил его настоятелем храма во имя преподобного Сергия в Фергане. В 1955 году епископ Ташкентский Ермоген (Голубев) постриг отца Бориса в монахи. Вскоре после пострига возведен в сан архимандрита и в 1957 году назначен духовником епархии. Им он был до самой кончины. Вечером 10 ноября 1971 года сказал своим близким: «Человек воспринимает мир через пять чувств. Некоторые люди наделены шестым чувством – интуицией, но есть еще и обладающие седьмым. Они воспринимают самые тонкие и сокровенные чувства и мысли людей. Этим свойством обладают старцы, видящие душу человеческую». Благословив всех, он ушел к себе и утром 11 ноября тихо и мирно отошел ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Молюсь за Вас, за брата, за Таню и за всех, о которых Вы просили молиться. Не смущайтесь тем, что произошло с Вами в день ангела. Всё правильно. Только смирения ещё немножко, и всё будет хорошо. Пред лицем Господним каждый день становлюсь в своём чине... Юноши и девы, старцы с юношами да восхвалят имя Господне ( Пс. 148:12–13 ). У не вступивших в Таинство брака и не может быть иного наименования, как дева. Только (как и вообще люди) есть прегрешившие и не прегрешившие в житии своём телесном. Поэтому даже и народ именует девами вообще незамужних, то есть не вступивших в Таинство брака. Последние уже не девы, ибо венчаются «в плоть едину». Хотя бы они и сохранили в браке своё девство, но они уже едино с мужем, и поэтому не девы перед Господом, ибо им преподана благодать на жизнь новую в едином (новом) теле и единей (новой) душе. Принимайте в смирении то, что Вам, родная моя, добрая Надежда Васильевна, надлежит. Христос с Вами. Очень смущаюсь, но всё-таки обращаюсь к Вам. Не найдёте ли Вы возможным проконсультировать у брата один случай. Очень спорный. Нужно ли делать предлагаемую профессору операцию или нет? Прошу об этом, потому что действительно необходимо выяснить. Если найдёте возможным, окажите содействие в этом. 668 Печатается по: Архив храма Святителя Николая в Пленниках. Машинопис­ная рукопись. Булгакова Елизавета Александровна (1909–1995). Прихожанка маросейского храма. В 1941 г. была арестована вместе с отцом Сергием Мечёвым . 669 Валериан Вадимович Величко – врач, большой знаток искусства и особенно иконописи, духовной литературы; человек редких душевных качеств. Крестный отец младшей дочери отца Сергия Анны. Жил в большой квартире в переулке около Центрального рынка с братом Сергеем, сестрами Марией, Зоей и Ната­лией и чужими детьми, влившимися в семью и очень ей преданными. 670 Голубинский Сергей Евсигнеевич (1834–1912), академик, историк Русской Церкви и церковной архитектуры. 674 Печатается по: Архив храма Святителя Николая в Клённиках. Рукописные оригиналы. Воскресенская Лидия Александровна (1885–1982), урожденная Бари. У Алек­сандра Вениаминовича Бари (1847–1913), инженера, мецената, предприни­мателя и общественного деятеля, было девять детей. Лидия Александровна была хорошо образована, знала языки, окончила искусствоведческую группу в Московском университете. Была библиографом в библиотеке Института мировой литературы имени А. М. Горького (там же трудилась и младшая дочь отца Сергия Мечёва Анна Сергеевна), затем в фундаментальной библиотеке АН СССР: делала библиографические обзоры, составляла аннотации книг, из­данных на иностранных языках. Общалась со многими писателями. Для Бо­риса Пастернака в период написания им романа «Доктор Живаго» доставала необходимую для работы литературу. Прихожанка храма Святителя Николая в Клённиках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В 1914–1918 годах служил в армии в чине унтер-офицера инженерных войск. В 1918 году принял православие. Вскоре женился на княжне Наталье Дмитриевне Шаховской – известной детской писательнице. Семья поселилась в Сергиевом Посаде, где Михаил Владимирович принимал участие в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а также преподавал историю в Сергиево-Посадском педагогическом техникуме. В1925 году митрополитом Петром (Полянским) рукоположен во диаконы; в том же году арестован и сослан в Туркестан. В ссылке в 1927 году рукоположен во священники. Был близок к отцу Сергию Мечёву . После возвращения в Москву с 1928 по 1930 год служил в храме Святителя Николая на Маросейке, где его очень тепло приняли прихожане, а с 1930 по 1931 год – в Никольской церкви у Соломенной Сторожки. Преследуемый властями, вынужден был уехать из Москвы. Поселился в Малоярославце, совершал богослужения в устроенной им домовой церкви. На жизнь (в семье родилось пятеро детей) зарабатывал переводами и литературным трудом. В 1937 году был арестован и 27 сентября расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Священномученик Василий Надеждин (1895–1930) Родился в Москве в благочестивой семье служащего Дворцового управления. Предки его ревностно служили на церковных приходах Тамбовщины. В 1910 году окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1920-м – Московскую духовную академию. 7 июня 1921 года рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном во иерея к церкви Святителя Николая у Соломенной Сторожки в Петровско- Разумовском, приход которой составляла преимущественно научная интеллигенция, сотрудники Петровской (ныне – Тимирязевской) сельскохозяйственной академии. Как пастырь отец Василий имел особое попечение о молодежи, вступавшей в жизнь в богоборческое время. Был дружен со священником Владимиром Амбарцумовым, С. А. Никитиным (будущим епископом Стефаном). 28 октября 1929 года арестован. В Бутырской тюрьме встретился и имел продолжительную беседу с отцом Сергием Мечёвым , с которым был духовно близок. Приговорен к трем годам лагерей. В ноябре 1929 года отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, но из-за прекращения навигации оставлен до весны в Кеми. 19 февраля 1930 года скончался в лагерной больнице от сыпного тифа и последовавшей гангрены. Прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Протоиерей Сергий Смирнов (1873–1945)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Принимал посетителей, приезжавших к нему со всех концов страны. Светлые воспоминания о нем сохранили многие его духовные чада – и священники и миряне. Иных он крестил, иных утешил, иных заставил задуматься о своей душе. За несколько лет до кончины протоиерей Владимир пережил еще одну великую скорбь – смерть единственного сына Сергея, названного в честь первого духовника – отца Сергия Мечёва . Иерей Роман Ольдекоп (1902–1971) Родился в Санкт-Петербурге в семье служащего, потомственного дворянина. Затем семья переехала в Москву, где после окончания гимназии Общества при реформаторской церкви в 1917 году Роман поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Увлекался философией. По свидетельству историка литературы и филолога А. В. Чичерина, его однокурсники, ставшие близкими друзьями, в том числе и Роман Владимирович Ольдекоп, «шутя, но не без серьезных оснований называли себя последними русскими философами». Был духовным сыном отца Сергия Мечёва , алтарником храма Святителя Николая в Клённиках, пел и читал на клиросе. Старейший прихожанин маросейского храма В. В. Быков вспоминал, что до 1928 года Роман Ольдекоп на слух записывал проповеди отца Сергия, затем несколько прихожан соборно их редактировали. Так получился большой том проповедей, напечатанный в пяти экземплярах, один из которых был подарен отцу Сергию. На жизнь Р. В. Ольдекоп зарабатывал частными уроками, литературным трудом. В 1930 году некоторое время работал в «Химпроекте», откуда «был вычищен как участник в церковном служении». В 1931-м арестован вместе с отцами Сергием Смирновым , Борисом Холчевым , С. А. Никитиным (будущим епископом Стефаном) и другими маросейскими прихожанами. Получил пять лет лагерей, которые отбывал в Пермском крае, в Вишерском лагере. После освобождения в 1935 году поддерживал тесную связь с отцом Сергием Мечёвым . В 1938 году был тайно рукоположен во иерея епископом Мануилом (Лемешевским) . На открытое служение не выходил. В 1941–1945 годах воевал в рядах Советской армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В 1926 году В. Ф. Евдокимов вновь побывал у старца Нектария, который благословил его окормляться у отца Сергия Мечёва . Так он стал прихожанином храма Святителя Николая в Клённиках, работал здесь сторожем. В 1929 году был арестован вместе с отцом Сергием Мечёвым и другими маросейцами. Приговорен к трем годам лагерей. Срок отбывал на Соловках и в Лодейном Поле. В1932 году вернулся в Москву на Маросейку, но в 1933-м был вновь арестован. В столыпинском вагоне заключенных доставили в Сызрань, продержали там неделю, а потом отправили в Ташкент на пересыльный пункт. Отсюда Василий Федорович попал на этап, который отправляли на строительство канала Москва–Волга. В 1935 году был освобожден из Дмитровлага и на три года сослан в Ковров. В 1938-м оказался во Владимире, где познакомился с епископом Афанасием (Сахаровым) , участвовал в тайной евхаристической жизни небольшой общины, образовавшейся вокруг Владыки. Затем оказался в Калинине, где до 1940 года нелегально жил возле священника Сергия Мечёва , заботясь о своем духовном отце. Работать устроился бухгалтером. Перед началом Финской кампании попал в больницу, а когда выписался, мобилизация уже закончилась. «Это тебя Господь сохранил за то, что ты мне помогаешь», – сказал отец Сергий. С осени 1940 года жил в селе Орудьево Дмитровского района Московской области. В августе 1941 года В. Ф. Евдокимов обвенчался с маросейской прихожанкой Татьяной Алексеевной Давыдовой, происходившей из дворянского сословия, которая была особенно близка к отцу Сергию – часто ездила к нему в ссылку, передавала письма и продукты, помогала по хозяйству. Вскоре В. Ф. Евдокимова призвали в армию. Ему присвоили звание техника-интенданта и определили на Калининский фронт в инженерно-строительный батальон. Демобилизован он был летом 1942 года. С этого времени семья Евдокимовых проживала в Москве, но в 1948 году Василию Федоровичу предложили покинуть столицу как человеку, побывавшему в лагерях. До 1953 года он жил во Владимире, работал бухгалтером, а затем по приглашению отца Бориса Холчев а, знавшего его по Маросейке, переехал в Ташкент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В камере, которая находилась напротив меня, болел человек. Я слышала, как входили туда конвоир, врач, донесся, помню, запах лекарства, которое употребляется при уколах. Дверь не запирали. Потом я услышала слова «покрой его простыней», и дверь заперли. Я поняла, что человек умер. В этой камере жили всегда по одному человеку, не жили подолгу. Не помню, раз или, может быть, больше, я слыхала, как уводили оттуда человека. Это было среди ночи, ближе к утру. Отперли камеру, потом понес человек «парашу» в уборную, вернулся, поставил ее, и его увели. Я подумала, что это повели на расстрел. Заключила я вот из чего. Если водили на допрос, то парашу не заставляли выносить перед этим. Если переводили в другую камеру, то это бывало обычно днем и на освобождение тоже. Привели в эту камеру человека накануне или за день. В другое время из этой камеры иногда вдруг слышались рыдания. Тогда туда бежали конвоиры и каким-то образом заглушали. Я решила, что эта камера была смертная – перед расстрелом. Как вывели отца Сергия, я не слышала и предполагаю, что это было ночью, потому что накануне шаги его были, а на следующий день их не стало. Предполагать, что он заболел, не было никаких оснований, потому что конвоир не входил, разнося обед, а подавал в фортку. Значит, он был на ногах, сам подходил и брал пищу. Он исчез, будучи накануне на ногах. При освобождении мне дана была справка, что я освобождена на основании ст. 249–6 Уголовного кодекса. Статья эта значит: или полная невиновность, или смерть основного обвиняемого. Обвинение было: «Активный член контрреволюционной подпольной церковной организации, возглавляемой С. А. Мечёвым, которая ставила своей задачей борьбу с митрополитом Сергием и перевод церкви на нелегальное положение». Признать меня невиновной не могли, когда я скрывала без прописки такого «преступника». Значит, это была смерть (конечно, все равно бы не освободили, а совершилось это чудо по молитве отца Сергия). Объявили мне освобождение 12 ноября. Отец Борис сказал, что объявляют не тотчас же, а проходит дня два после решения, и надо думать, что мое освобождение было подписано 10 ноября. Это день святителя Димитрия Ростовского , а его отец Борис считал покровителем этого края.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В начале 1919 года матушка Евфросиния родила первенца – девочку Марину, которая вскоре умерла. У Евфросинии Николаевны начался послеродовый сепсис. Тяжело больная, она лежала в доме у своей матери. Однажды, придя ее навестить, Сергей Алексеевич сообщил о своем решении принять священство. 30 марта 1919 года, в Лазареву субботу, он был рукоположен во диаконы, а в Великий четверток 4 (17) апреля епископом Феодором (Поздеевским) , настоятелем Данилова монастыря, – во иереи. Первым таинством, совершенным в тот же день иереем Сергием Мечёвым , стало елеосвящение, на котором он заменил отца, сильно утомившегося после пешего (из-за тогдашних неурядиц с транспортом) возвращения вместе с семьей из монастыря в свой Никольский храм на Маросейке. В храм, где отныне служил и его сын – иерей Сергий. Приняв сан, отец Сергий обязан был сообщить об этом по месту работы. Руководству Наркомпроса он доложил: «С вашей точки зрения я совершил очень плохой поступок». – «К Колчаку перешли?» – «Нет, хуже: я стал священником». Оставить его на должности могла только Коллегия дошкольного отдела. Примечательно, что только один голос был против отца Сергия, но этот голос оказался решающим, потому что принадлежал политкомиссару. Отцу Сергию пришлось покинуть Наркомпрос, и он поступил секретарем в Московский медицинский журнал, где проработал совсем недолго: двойная нагрузка плохо сказывалась на и без того слабом здоровье. Трудившийся здесь врач Елистратов, осмотрев отца Сергия, посоветовал ему отдохнуть. Так закончилась деятельность отца Сергия на светском поприще. С 1919 по 1929 год отец Сергий Мечёв прослужил в храме Святителя Николая в Клённиках на Маросейке. Сразу после рукоположения ему, как полагалось, надо было отслужить сорок обеден. Прошло несколько дней, и в связи с началом Гражданской войны его вновь призвали в армию (по слабости здоровья – в нестроевую часть). Случалось ему ночами стоять на посту у Ильинских ворот, напротив своего храма, но несмотря на бессонную ночь новопосвященный иерей героически выполнял свой «сорокоуст»: прямо с поста, переодевшись, шел служить обедню и лишь потом ложился отдыхать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010