«Передать благословение святых» Книги С. И. Фуделя давно нашли путь к читателю. В некоторых библиотеках и домашних собраниях хранятся размноженные на печатной машинке экземпляры его работ, еще в 1970-е годы передававшиеся из рук в руки среди верующих. Машинописные копии тайно распространялись, например, через библиотеку Николая Евграфовича Пестова, члена «маросейской» общины, состоявшей из духовных чад святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых. Сейчас, спустя почти двадцать лет после появления первого академического издания работ Фуделя 3 , его произведения стали доступны читателю в России и за рубежом. Они переведены на итальянский, английский, японский, немецкий, сербский языки. Жизнь и творчество Фуделя представляют несомненный интерес для современного читателя. С одной стороны, через отца, протоиерея Иосифа Фуделя, будущий писатель с детства был приобщен к жизни Православной Церкви. Он был связан с  Оптиной и Смоленской Зосимовой пустынями, хорошо знал московскую церковную среду. Особое место в ней занимали Братство святителей Московских и Кружок ищущих христианского просвещения, сложившийся вокруг Михаила Александровича Новоселова и Александра Дмитриевича Самарина, друзей протоиерея Иосифа Фуделя. В кружке объединились представители консервативной православной традиции, искавшие подлинного церковного общения и целостной жизни по вере. С другой стороны, Фудель был причастен миру русской культуры: он слушал выступления Н. А. Бердяева и Андрея Белого на заседаниях Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, знал Вячеслава Иванова, священника Павла Флоренского и прото­иерея Сергия Булгакова, которого запомнил как борца против «будущих живоцерковников», против «неверия в Церковь» 4 . Сохранение богатства русской духовной жизни и его передачу следующим поколениям Фудель считал своей главной задачей. Нащупывая свой жизненный и церковный путь, Фудель познакомился со святым праведным Алексием Мечёвым и маросейской «покаяльно-богослужебной семьей». Будущий писатель присутствовал на открытии Поместного Собора 1917–1918 годов, для подготовки которого немало трудились и наставники Фуделя. Затем его судьба соединилась с жизнью подпольной, гонимой Церкви. Он пережил неоднократные аресты, заключение и три ссылки (в 1922–1925, 1933–1936 и 1946–1951 годах), недолгое время был в лагере на лесозаготовках и в «смертном бараке». В тюрьмах и ссылках он находился вместе со многими видными церковными деятелями, исповедниками веры. Среди них были священномученики Кирилл (Смирнов) и Фаддей (Успенский), преподобномученик Неофит (Осипов) и святитель Афанасий (Сахаров), связь с которым Фудель сохранил до конца жизни.

http://e-vestnik.ru/analytics/my_verigi_...

Обладая даром слова, отец Константин был ярким проповедником. Его приглашали в разные храмы Москвы. Сохранились записи его бесед, неоднократно переиздававшиеся под названием «Беседы старого священника». В ночь с 28 на 29 октября 1929 года отец Константин подвергся аресту вместе с отцом Сергием Мечёвым . Поскольку 67-летний священник был инвалидом, его приговорили к ссылке во Владимир, которая продлилась в общей сложности 12 лет. После смерти жены в конце 1930-х годов он переехал в Тарусу, где и скончался 23 августа (5 сентября) 1942 года. Именно эту дату называли старые маросейцы. По другим сведениям, скончался отец Константин в 1943 году; место кончины и погребения неизвестны. Иерей Лазарь (Семенович) Судаков (?–1923) Будучи мирянином, имел намерение стать монахом Ниловой пустыни, но отец Алексий Мечёв благословил его принять священный сан и служить вместе с ним. Кроткий и тихий, проявлявший безропотное послушание и очень близкий по духу настоятелю, отец Лазарь прослужил в храме всего два года. Страдая тяжелым пороком сердца, он в своем усердии и любви к богослужению, не соизмеряя с ними своих физических возможностей и не внимая указаниям врачей, в праздник Рождества Христова 1922/23 года, собравшись ранним утром к литургии, упал замертво. Похоронен на кладбище «Введенские горы» (участок 14). Надпись на его надгробной плите гласит: «Клирик храма Свт. Николая в Клённиках на Маросейке. Любимый сослужитель св. прав. Алексия, старца Московского». Священномученик иерей Петр Петриков (1903–1937) Родился в Можайске в семье железнодорожного служащего. Окончил реальное училище и в 1921 году был принят на медицинский факультет 2-го МГУ. В двадцатилетием возрасте отец Петр, по его собственному признанию, пережил «процесс религиозного перерождения»; следствием этого стало принятие им целибатом священства в 1925 году. Вначале (1925–1923) он служил в Ипатьевской церкви бывшего Антиохийского подворья, а затем (1928–1930) совершал ранние литургии в церкви Святителя Николая в Подкопаевском переулке. Дочь священника Сергия Сидорова писала в своих воспоминаниях: «С фотографии отца Петра смотрит прекрасное русское лицо, полное духовного горения, но спокойного и ясного, как неколебимое пламя свечи». Мягкий в обращении, он тем не менее обладал сильным, волевым характером.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

«Передать благословение святых» Книги С.И. Фуделя давно нашли путь к читателю. В некоторых библиотеках и домашних собраниях хранятся размноженные на печатной машинке экземпляры его работ, еще в 1970-е годы передававшиеся из рук в руки среди верующих. Машинописные копии тайно распространялись, например, через библиотеку Николая Евграфовича Пестова, члена «маросейской» общины, состоявшей из духовных чад святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых. Сейчас, спустя почти двадцать лет после появления первого академического издания работ Фуделя 3 , его произведения стали доступны читателю в России и за рубежом. Они переведены на итальянский, английский, японский, немецкий, сербский языки. Жизнь и творчество Фуделя представляют несомненный интерес для современного читателя. С одной стороны, через отца, протоиерея Иосифа Фуделя, будущий писатель с детства был приобщен к жизни Православной Церкви. Он был связан с Оптиной и Смоленской Зосимовой пустынями, хорошо знал московскую церковную среду. Особое место в ней занимали Братство святителей Московских и Кружок ищущих христианского просвещения, сложившийся вокруг Михаила Александровича Новоселова и Александра Дмитриевича Самарина, друзей протоиерея Иосифа Фуделя. В кружке объединились представители консервативной православной традиции, искавшие подлинного церковного общения и целостной жизни по вере. С другой стороны, Фудель был причастен миру русской культуры: он слушал выступления Н.А. Бердяева и Андрея Белого на заседаниях Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, знал Вячеслава Иванова, священника Павла Флоренского и прото­иерея Сергия Булгакова, которого запомнил как борца против «будущих живоцерковников», против «неверия в Церковь» 4 . Сохранение богатства русской духовной жизни и его передачу следующим поколениям Фудель считал своей главной задачей. Нащупывая свой жизненный и церковный путь, Фудель познакомился со святым праведным Алексием Мечёвым и маросейской «покаяльно-богослужебной семьей». Будущий писатель присутствовал на открытии Поместного Собора 1917-1918 годов, для подготовки которого немало трудились и наставники Фуделя. Затем его судьба соединилась с жизнью подпольной, гонимой Церкви. Он пережил неоднократные аресты, заключение и три ссылки (в 1922-1925, 1933-1936 и 1946-1951 годах), недолгое время был в лагере на лесозаготовках и в «смертном бараке». В тюрьмах и ссылках он находился вместе со многими видными церковными деятелями, исповедниками веры. Среди них были священномученики Кирилл (Смирнов) и Фаддей (Успенский), преподобномученик Неофит (Осипов) и святитель Афанасий (Сахаров), связь с которым Фудель сохранил до конца жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/6094987.ht...

Внутри оштукатурена, снаружи оштукатурена и выкрашена желтой краской, покрыта листовым железом. Глава на настоящей обита английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью, на приделах главы обиты железом и кресты железом. Колокольня каменная покрыта железом, шпиль обит английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью " . После нашествия неприятеля освящена 17 февраля 1813 г., а придел Алексия митрополита 18 февраля 1813 г. В Алексино служил о. Стефан Васильевский, отец Михаила Васильевского, одного из старейших священников Московской епархии, настоятеля Покровской церкви, благочинного 3-го округа Рузского уезда. О. Михаил умер 16 января 1909 г., через десять дней после своего 80-летия. Заупокойные службы совершал сын покойного, священник Аркадий Михайлович Васильевский, настоятель церкви с. Наро-Фоминского, в сослужении со священником с. Кожино о. Михаилом Архангельским, настоятелем церкви Святителя Николая в Кленниках (Москва) Алексием Мечёвым, с. Абрамово В. Соколовым, с. Клементьево А. Сахаровым, с. Новое Карцево Д. Васильевским, Можайского собора Д. Лебедевым и другими. О. Михаил поступил к церкви с. Алексино в 1854 г. на место о. Стефана Васильевского, прослужившего здесь 35 лет. В течение 55 лет о. Михаил исполнял свои пастырские обязанности и, положив в молодые годы все силы на заботы о храме, оставил его в таком состоянии, что он не последнее место занял бы и в столице. За ревностное служение и за преподавание Закона Божия в школах почивший получил все награды, доступные для сельского священника. Похоронен у алтаря церкви рядом с отцом. С 1925 года в Покровской церкви служил иерей Константин Некрасов, причисленный на последнем Соборе к лику новомучеников Российских. До своего ареста в 1923 г. отец Константин служил настоятелем Никольского собора г. Можайска, организовал там же Общество трезвости, постоянно вел работу среди крестьян, делая все возможное для исцеления их от пагубной страсти винопития, неустанно открывая людям духовные сокровища Церкви питающие душу " живою водою " ...

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

При Ильинской ц. был создан народный хор, в который входило до 40 чел. Спевки хора часто проходили на квартире П. Когда в рамках кампании по изъятию церковных ценностей к Ильинскому храму подъехала подвода с комиссаром и солдатами, П. обратился к верующим с просьбой успокоиться и не препятствовать работе приехавших представителей власти. В голодное время по ходатайству П. прихожанам Ильинской ц. была выделена территория под покос травы. П. и еще неск. человек организовали сельскохозяйственную кооперацию; в течение ряда лет сеяли рожь, выращивали овощи и пережили это трудное время. П. поддерживал близкие отношения с прот. прав. Алексием Мечёвым , который бывал в Верее и участвовал в богослужениях в Ильинской ц. После смерти прот. Алексия в 1923 г. к П. стал приезжать его сын, свящ. сщмч. Сергий Мечёв . 31 июля 1937 г. арестован в Верее по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в тюрьму в Можайске. Обвинение категорически отверг. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 9 окт. 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦГА Москвы. Ф. 459. Оп. 17. Д. 260; Ф. 1371. Оп. 1. Д. 68; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 280; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20692. Лит.: Дамаскин. Кн. 6. С. 213-224; ЖНИР: Моск. Сент.-Окт. С. 86-93. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/2580206.html

Особая духовная связь была у старца Анатолия с отцом Алексием Мечёвым , московским «старцем в миру». «Мы с ним одного духа», – говорил отец Алексий о преподобном Анатолии. Связь отца Алексия со старцем была постоянной, между Москвой и Оптиной существовало не только молитвенное общение (как шутили, «беспроволочный телеграф»), но и преподобный Анатолий всегда посылал москвичей к отцу Алексию. Старца Анатолия некоторые близко стоявшие к Государю хотели использовать, чтобы удалить от царской семьи Распутина, заменив его «настоящим», Оптинским, старцем. Однако преподобный Анатолий не пошел на это – «ибо не было на то произволения Божия». Широко известны пророческие слова старца, сказанные 2 февраля 1917 года: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же, не все погибнут». Когда слушавшие эти слова были поражены и невольно заплакали, старец подошел к монахине Варваре, положил руку на голову и сказал: «Ничего, ничего не бойся только. Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо». Потом, обратясь к своему брату, спросил: «А что после шторма бывает?» Кто-то сказал, что после шторма бывает штиль. «Вот ведь, – сказал батюшка, – так. И будет штиль». Присутствовавшие говорили: – Но уж корабля-то нет, разбит, погиб, погибло все! – Не так, – ответил старец, – явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо. Преподобный Анатолий, как и другие старцы и насельники Оптиной, стал свидетелем исполнения многих пророчеств Оптинских старцев о новых гонениях на христиан. 10/23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была официально закрыта. В 1919 году первый раз был арестован настоятель Оптиной отец Исаакий. Чтобы сохранить монастырь, оптинская братия создала сельскохозяйственную артель во главе с последним настоятелем Оптиной архимандритом Исаакием. Это было сделано по благословению старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благословение прав. Алексием Мечёвым мон. Иулиании на иконописание. Клеймо иконы «Прав. Алексий Мечёв, в житии». 2000 г. Иконописец И. Н. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва) Благословение прав. Алексием Мечёвым мон. Иулиании на иконописание. Клеймо иконы «Прав. Алексий Мечёв, в житии». 2000 г. Иконописец И. Н. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва) В 1970 г. И. тайно приняла монашеский постриг с именем в честь мц. Иулиании Птолемаидской. В 1971 г., ко дню интронизации Патриарха Московского и всея Руси Пимена, она написала копию в размер подлинника с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери (по разрешению икона копировалась в ГТГ). До 1980 г. все реставрационные работы в лавре осуществлялись при непосредственном участии И. В 1965-1967 гг. проводилась реставрация стенной живописи (1883?) в трапезной палате ц. прп. Сергия Радонежского. В 1970-1972 гг. под рук. Кирикова И. выполняла ответственную работу по укреплению икон древнего иконостаса Троицкого собора. В 1973-1974 гг. вместе с учениками она отреставрировала (укрепление, расчистка) иконы главного иконостаса (80-е гг. XVII в.) храма прп. Сергия. В 1969 г. И. организовала реставрационно-иконописную мастерскую в ЦАК МДА. В 1976 г. по благословению Патриарха Пимена в лавре была создана реставрационная мастерская во главе с И. И. была награждена орденами равноап. кн. Владимира 3-й степени (1964) и 2-й степени (1974), прп. Сергия Радонежского (1980). Ее иконы находятся во мн. мон-рях и храмах (напр., в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке в Москве), у частных лиц; они отличаются особым узнаваемым стилем. И. писала плащаницы Спасителя и Божией Матери, иконы на митры и панагии, образы на пасхальные яйца. В 1970 г. игум. Марк (Лозинский) собрал 4 альбома фотографий работ И. (ЦАК МДА, иконописная школа МДА). У нее учились иконописцы и реставраторы схиеп. Алипий (Погребняк), мон. Митрофания (Емельянова), А. Е. и Н. Е. Алдошины, Ватагина, Е. М. и И. М. Волковы, Т. Я. Волкова, Л. С. Говядина, О. В. Маркевич, Е. А. Правдолюбова, Чуракова и др.

http://pravenc.ru/text/Иулиания ...

107. Быков В. В. Послесловие к воспоминаниям об отце Арсении//Отец Арсений. 5-е изд., доп. М.: ИСТГУ, 2001. С. 730–739. –Упоминаются о. Сергий Мечёв и маросейская община. 108. Житие священномученика Василия Московского. М.: ИСТБИ, 2001 С. 730–739. – О встрече отцов Василия Надеждина и Сергия Мечёва в Бутырской тюрьме. 109. Самарины. Мансуровы: Воспоминания родных. М.: Православный Свято-Тихоновский институт, 2001.228 с.: ил. – Неоднократные упоминания о. Алексия и о. Сергия Мечёвых . 110. Серафимово благословение/сост. еп. Сергий (Соколов) . М.: Про-Пресс, 2002. С. 117–119. – Восп. Н. Е. Пестова о духовном окормлении у сщмч. Сергия и о некоторых братьях общины – Н. Иоффе, К. Апушкине). 111. Голубцов С., протодиак. Введенское (Немецкое) кладбище. Православно-церковный некрополь: Краткий иллюстрированный справочник-путеводитель по захоронениям духовных и церковных лиц. М., 2003. С. 10. – О захоронении семьи Мечёвых. 112. Иеромонах Павел (Троицкий) : Жизнеописание/сост. прот. Владимир Воробьев. М. : ПСТБИ, 2003. С. 31. – Упоминается знакомство о. Павла с о. Сергием Мечёвым в конце 1930-х гг. 113. Чудовский хор: История в лицах. По страницам воспоминаний//Россия Православная. 2004. 3. С. 117–124. – В рассказе о хоре Чудова монастыря в Кремле – портрет и упоминание об Алексее Ивановиче Мечёве, а также о св. прав. Алексии. 114. Быков В. В. «Настоящая вера от гонений только умножалась»//Нескучный сад. 2004. 4(11). С. 80–85. – Последнее интервью старейшего маросейского прихожанина об общине, о. Алексии и о. Сергии Мечёвых . 115. Дурылин С. Н. В своем углу. М.: Молодая гвардия, 2006. 878 с. – Неоднократные упоминания о. Алексия и о. Сергия Мечёвых . 116. Смирнова Т. В. «...Под покров Преподобного»: Очерки о некоторых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920-е гг. С. Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2008. 312 с.: ил. – Неоднократные упоминания о. Сергия Мечёва . 117. Путь тихого праведника: Жизнь и творчество Леонида Васильевича Сидорова. М.: Даниловский благовестник, 2010. 256 с. – Рассказ о поездке Л. В. Сидорова к о. Алексию Мечёву .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

91. Акафист священномученику Сергию, пресвитеру Московскому. М.: Изд. храма Свт. Николая в Клённиках, 2007. 32 с. 92. Дурылин С. Н. Икина книжка, Зоина и Алешина. М.: Изд. храма Свт. Николая в Клённиках, 2008.16 с.: ил. – Рукописная книжка, написанная для детей Мечёвых, с фотографиями семьи. 93. Сергий (Мечёв), сщмч. «Вы – мой путь ко Христу»: Проповеди, письма к общине, воспоминания/сост. А. Ф. Грушина. М.: ПСТГУ, 2009. 340 с.: ил. (Слово исповедников XX века). – Духовные беседы с прихожанами (1922–1929); Слово на парастасе по отцу Алексию Мечёву , Письма к общине (1929–1933); Воспоминания об отце Сергии (Мечёве). 94. Священномученик протоиерей Сергей Мечев//Марченко В. Новомученики и исповедники Даниловские, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. М.: Издательский дом «Русский паломник», 2011. С. 513. – На с. 103 указано, что сщмч. Сергий Мечёв входит в собор Ростово-Ярославских святых. 95. Сергий (Мечёв), сщмч. Покаяние есть дело всей жизни//Упоминания св. прав. Алексия и сщмч. Сергия (Мечёвых) 96. Бердяев Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. 3-е изд. Париж: YMCA- Press, 1989. С. 216, 236–237. – О встрече с о. Алексием. 97. Тропани Н. В. Воспоминания о храме на Солянке//Московский комсомолец. 1990.14 сентября. 98. Дроздов С. ЦК ВЛКСМ думает о душе//Комсомольская правда. 1990.10 октября. 99. Червяков А. Д. Старинный московский приход//Московский художник. 1990. 2 ноября. 100. Червяков А. Д. У Николы в Клённиках//Литературная Россия. 1990.14 декабря. С. 22. 101. Червяков А. Д. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С. 52–54. 102. Дурылен С. Н., свящ. В те дни//Московский журнал. 1991. 8. С. 20–27. 103. Бычков С. С. Мечёвская община//Московский комсомолец. 1991. 27 ноября. 104. Миша Астров : Воспоминания Елены Апушкиной//Московский журнал. 1992. 3. С. 34–37. 105. Чичерин А. О. «последних русских философах» и о трудах одного из них//Московский журнал. 1992. 2. С. 28–36. 106. «Женская Оптина»: Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря/сост. С. и Т. Фомины. М.: Паломник, 1997. С. 522: Рассказ о благословении мон. Магдалины (Фоминой) о. Алексием Мечёвым . С. 724: Воспоминания духовной дочери о. Сергия Мечёва Е. С. Волнухиной о поездке в Аносин монастырь по благословению духовного отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Д. Н. Прянишникова. Сам Сергей Саввич Драгунов стал профессором, заведовал кафедрой химии в Московском торфяном институте. Драгуновы поддерживали постоянную связь с отцом Сергием Мечёвым и в те годы, когда он был в ссылках. На квартире сестры Сергея Саввича Надежды Саввичны и ее мужа академика Николая Андреевича Шмелева во время своих тайных посещений Москвы протоиерей Сергий служил литургии. (Здесь уместно сказать, что Н. А. Шмелев принимал деятельное участие в судьбе дочерей отца Сергия: в руководимом им Институте туберкулеза Ирина Сергеевна работала много лет, защитила кандидатскую диссертацию; некоторое время здесь трудилась лаборантом Елизавета Сергеевна. Да и вообще в стенах Института находили себе место многие верующие люди, которым трудно было где-либо устроиться. Есть сведения, что Н. А. Шмелев был духовным сыном еще старца Алексия Мечёва . Так, в воспоминаниях М. А. Крашенинниковой, опубликованных к книге «Московский старец протоиерей Николай Голубцов» (М., 2008. С. 70) читаем: «Директором Института (туберкулеза. –А. Г.) был Николай Андреевич Шмелев, в прошлом духовный сын отца Алексия Мечёва ; пел там в хоре, когда был молодой».) Пестов Николай Евграфович (1892–1982) Родился в Нижнем Новгороде в семье мещанина (мать – из купеческого сословия). После окончания Нижегородского реального училища (1911) поступил на химический факультет Московского технического училища (с 1928 года – МВТУ). Имел только отличные баллы по всем предметам, но в связи с началом Первой мировой войны в 1914 году прервал учебу в ИМТУ и поступил в Алексеевское военное училище, которое находилось неподалеку, в Лефортове. С августа 1915 по октябрь 1917 года находился в действующей армии. В 1917 году ему присвоили звание поручика. За боевые заслуги был награжден орденами Святого Станислава 3-й степени и Святой Анны 3-й степени. После Октябрьской революции Н. Е. Пестов вернулся в Нижний Новгород, где в августе 1918 года подвергся аресту как бывший офицер. 16 августа четыреста заключенных выстроили в ряд и приказали каждому десятому выйти из строя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010