Вслушаемся только в перечень тем, поглощавших их внимание: духовная история отечества; исторический путь вселенского Православия; богословие отцов и учителей Церкви и литургическая жизнь, соответствующая богословию отцов. Да ведь важнее названных тем ничего нет! И, кроме того, в двухсотлетний период от Петра до Ленина богословская мысль в России эти темы творчески не изучала, довольствуясь готовыми учебными пособиями протестантов и католиков. Поэтому к «русским парижанам» первой волны эмиграции, к этим людям, видевшим наяву парижские мостовые, а во сне — белые берёзы на фоне синего неба, нужно относиться и с вниманием, и с уважением. Любить не заставишь, но нельзя ни отмахиваться, ни мимо проходить. Одна историческая деталь В 1922 году, когда, по словам Троцкого, «расстрелять не за что, а терпеть невозможно», советская власть выслала из страны не угодных ей гуманитариев. В их числе находились отец Сергий Булгаков, Карсавин, Лосский, Франк, Бердяев, то есть именно те, кто нас интересует, — будущие «парижские» богословы и философы. Один из них, Николай Бердяев, перед высылкой пошёл проститься с отцом Алексеем Мечёвым, прихожанином храма которого являлся. Бердяев вовсе не был кристальным выразителем православной философии. В своём творчестве он ярок, неожидан, глубок. Но он открыт для критики, далёк от непогрешимости и часто критики достоин. В то же время, отец Алексий свят и ещё при жизни всенародно любим. Отношение московского батюшки, этого «второго Иоанна Кронштадского», к известному и изгоняемому философу может служить неким эталоном отношения ко всему означенному явлению. Так вот, Бердяев вспоминал, что старец встал ему навстречу «весь в белом», «как бы пронизанный лучами света». Тогда как философ смущался в ожидании отъезда и был встревожен, праведный священник сказал ему: «Вы должны ехать. Ваше слово должен услышать Запад». Что ж, остаётся пока добавить только одно. На Западе кто хотел, тот услышал русскую религиозную мысль в изгнании. Эту мысль теперь нужно услышать и пропустить через горнило изучения на родине, на Востоке. Тем более что ради родины эта мысль звучала и одновременной любовью к истине и к родине она приводилась в движение.

http://pravmir.ru/puti-parizhskogo-bogos...

За недолгие три года на свободе владыка успевает сменить несколько мест жительства, бывает и в Москве, где сближается с общиной духовных детей о. Алексия и о. Сергия Мечёвых , оставшихся после ареста о. Сергия и закрытия храма свт. Николая на Маросейке. Вероятно, их знакомство произошло через Сергия Алексеевича Никитина (будущего епископа Стефана), духовного сына о. Сергия Мечёва . Есть сведения, что владыка Афанасий был знаком еще с о. Алексием Мечёвым (вероятно, они могли встречаться на Поместном соборе 1917 г. и позже), а также с некоторыми его духовными детьми, в том числе с Юлией Петровной Глушковой 7 . Семья Глушковых (четверо дочерей Василия Ивановича и Юлии Петровны, Юлия, Елизавета, Ольга и Анна, были духовными чадами о. Сергия Мечёва ) предоставляли свою квартиру (Путейский тупик, д.4, кв. 17; дом церкви свт. Николая в Кобыльском, разобранной в 1930 г.) для совершения тайных богослужений 8 . В этот же период владыка также тайно рукоположил двух братьев маросейской общины, уже упоминавшегося Сергия Никитина и Феодора Семененко, во иереев. Хиротония совершалась секретно, чтобы обезопасить священников от арестов и обеспечить всю маросейскую общину духовным окормлением. Предполагалось еще несколько рукоположений, которые не состоялись из-за третьего ареста владыки в 1936 г. Сохранилось несколько писем Ольги Васильевны Глушковой с сестрами к владыке Афанасию, написанных в 1960–1962 гг. В них она внешним образом вспоминает о времени, когда могли они совершать богослужения открыто и в своем храме, однако между строк читается, что все те же образы светлой радости от совместного предстояния перед Лицом Божьим можно отнести и ко времени тайного служения, которое и объединяет мечёвцев со святителем Афанасием. Сердечно поздравляем Вас с праздником Рождества Христова и желаем доброго здоровья и просим Господа, дабы Он продлил Вашу жизнь для молитв за нас, рассеянных чад Маросейских. Нет благолепных служб уставных у нас, нет праздничных поздравлений и благословений наших отцов, и мы остались, как на реках Вавилонских, хотя и свободны. Просим Вас, помяните, кого Вы помните, чтобы и мы в эти святые дни получили радость, как воспевает св. Церковь 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

За свою не очень долгую священническую жизнь А. создал удивительную духовную общину в миру. Сам А. и его община, впосл. возглавленная его сыном - свящ. Сергием Мечёвым , привлекли и объединили многих замечательных людей - священников и мирян. Одна из немногих, эта община выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христ. жизни, к-рой научал старец. А. обладал благодатными дарами прозорливости и чудотворений, многократно засвидетельствованных современниками. А. прославлен Архиерейским Собором 2000 г. Лит.: Отец Алексей Мечев: Воспоминания [разных лиц]. Письма. Проповеди. П., 1970, 1989р; Храм Николая Чудотворца в Кленниках. М., 1991. (Моск. приходской сб.; Вып. 1); Иулиания, мон. (М. Н. Соколова). Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева. М., 1992, 19992; Московский Батюшка: Восп. об о. Алексее Мечеве/Сост. Г. Дурасов. М., 1994; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 14-31; Добровольский А. Рассказы о старце Алексее Мечеве, о чудесах, им совершенных, и о других чудесах; [Ровинский К., свящ.] Беседы старого священника. М., 1995. С. 196-212; «Пастырь добрый»: Жизнь и труды моск. старца прот. Алексия Мечева/Сост. С. Фомин. М., 1997; Флоренский П., свящ. Рассуждения на случай кончины о. Алексея Мечева//Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 597-620; он же. Отец Алексей Мечев//Там же. С. 621-627. Прот. Владимир Воробьёв Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Цицеров (1884 - -1939), прот., сщмч. (пам. 27 авг., в Соборе Биробиджанских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64634.html

Всё, о чём говорили митрополит Вениамин (Федченков), священник Сергей Дурылин (сослуживший, между прочим, вместе с праведным Алексием Мечёвым), Оптинские старцы, архимандрит Иоанн Крестьянкин, шамординские монахини, профессор Алексей Ильич Осипов, — всё это побуждает нас к бдительности и духовной собранности. Не должно быть места отчаянию, но и расслабленности потакать тоже нельзя. А расслабленность стала сильна! Очень сильна во многих из нас. Поэтому надо помочь и поддержать друг друга. Такую поддержку могут оказать старые православные фильмы, запечатлевшие эпоху церковного возрождения, дарованного за кровь Новомучеников и Исповедников Российских. Старое православное кино назидает молодых благочестием, а свидетелей тех лет церковного возрожденияукрепляет, напоминая им путь, однажды избранный во дни первой любви к Богу, когда Тот коснулся их сердца. Воцерковившимся давно такое кино напоминает о том, как было, а воцерковившимся недавно подаёт пример. Тех, кто постарше, зовёт благодарить Бога за каждый прошедший день, тех же, кто помоложе, побуждает любить и чтить дни отцов. Почти все старые фильмы имели элемент умиротворяющей созерцательности или даже целиком состояли из неё. Это то качество, которого лишены современные фильмы, в которых акцент смещён на передачу информации, визуальные эффекты, качество картинки. Старые фильмы показывали своих героев и места как есть, были искренними, естественно вызывая молчание, а фильмы современные пробуют вызвать реакцию, в лучшем случае эксплуатировать чувства (выдавить фальшивую слезу), заодно нагрузив тонной информации. Тогда фильмы служили назидательным искусством, а теперь стали просто информировать, давать сведения или служитьпоиску инвесторов.К сожалению, искать и обнаруживать старые православные фильмы становится всё труднее из-за растущего потока информации. Здесь хотелось бы поделиться небольшим списком из десяти понравившихся документальных фильмов. Список не является исчерпывающим, и каждый читатель, безусловно, имеет свои любимые фильмы.Почему бы не посмотреть их ещё раз на выходных или в новогодние каникулы?

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/27/po...

Николай Бердяев Вслушаемся только в перечень тем, поглощавших их внимание: духовная история отечества; исторический путь вселенского Православия; богословие отцов и учителей Церкви и литургическая жизнь, соответствующая богословию отцов. Да ведь важнее названных тем ничего нет! И, кроме того, в двухсотлетний период от Петра до Ленина богословская мысль в России эти темы творчески не изучала, довольствуясь готовыми учебными пособиями протестантов и католиков. Поэтому к «русским парижанам» первой волны эмиграции, к этим людям, видевшим наяву парижские мостовые, а во сне — белые берёзы на фоне синего неба, нужно относиться и с вниманием, и с уважением. Любить не заставишь, но нельзя ни отмахиваться, ни мимо проходить. Одна историческая деталь. В 1922 году, когда, по словам Троцкого, «расстрелять не за что, а терпеть невозможно», советская власть выслала из страны не угодных ей гуманитариев. В их числе находились отец Сергий Булгаков, Карсавин, Лосский, Франк, Бердяев, то есть именно те, кто нас интересует, — будущие «парижские» богословы и философы. Один из них, Николай Бердяев, перед высылкой пошёл проститься с отцом Алексеем Мечёвым, прихожанином храма которого являлся. Бердяев вовсе не был кристальным выразителем православной философии. В своём творчестве он ярок, неожидан, глубок. Но он открыт для критики, далёк от непогрешимости и часто критики достоин. В то же время, отец Алексий свят и ещё при жизни всенародно любим. Отношение московского батюшки, этого «второго Иоанна Кронштадского», к известному и изгоняемому философу может служить неким эталоном отношения ко всему означенному явлению. Так вот, Бердяев вспоминал, что старец встал ему навстречу «весь в белом», «как бы пронизанный лучами света». Тогда как философ смущался в ожидании отъезда и был встревожен, праведный священник сказал ему: «Вы должны ехать. Ваше слово должен услышать Запад». Что ж, остаётся пока добавить только одно. На Западе кто хотел, тот услышал русскую религиозную мысль в изгнании. Эту мысль теперь нужно услышать и пропустить через горнило изучения на родине, на Востоке. Тем более что ради родины эта мысль звучала и одновременной любовью к истине и к родине она приводилась в движение.

http://pravmir.ru/puti-parizhskogo-bogos...

Перед Борисом Васильевичем как одним из первопроходцев в области экспериментальной коррективной психологии открывалась блестящая будущность ученого. Был назначен день защиты кандидатской диссертации, однако старец Нектарий, прежде одобрявший и даже поощрявший научную деятельность своего духовного сына, неожиданно сказал: «А теперь оставь все это и посвящайся во диакона церкви Николы-Клённики». 3 апреля 1927 года Б. В. Холчев подал прошение епископу Серпуховскому Алексию (Готовцеву), управляющему Московской епархией: «Прошу Ваше Преосвященство рукоположить меня во диакона храма Святителя Николая, что в Клённиках, и разрешить проходить диа- конское служение безбрачным. Благословение на принятие духовного сана имею от Оптинского старца отца Нектария; в 1922– 1923 году был под духовным руководством протоиерея отца Алексия Мечёва , а после его смерти, с 1923 года – духовный сын отца Сергия Мечёва ». Борис Васильевич Холчев был рукоположен в сан диакона 21 апреля 1927 года. В мае 1928-го вместе с отцами Сергием Мечёвым и Петром Петриковым принимал участие в отпевании старца Нектария в селе Холмищи. Летом того же года рукоположен во пресвитеры преосвященным Арсением (Жадановским) . Отец Борис Холчев был ближайшим помощником священника Сергия Мечёва в духовном окормлении прихожан и самым большим его духовным другом. Арестовали отца Бориса в 1931 году. Приговор – пять лет заключения, которые он отбывал сначала в Красновишерске, в Пермском крае, где работал на стройке, а затем в Юрге Новосибирской области. «За ударную работу» лагерный срок сократили на год. В 1935 году он вышел на свободу. Сначала поселился в родном Орле, а потом, по совету отца Сергия Мечёва , переехал в Рыбинск. Снял домик в тихом переулке, получил инвалидность (страдал туберкулезом и сильной близорукостью), числился на иждивении Марии Петровны Лавровой (была келейницей отца Бориса до конца своих дней, умерла в иноческом чине в возрасте девяноста семи лет). Таковы были внешние обстоятельства жизни отца Бориса. И никто, кроме самых близких, не знал, что за стенами этого домика совершается непрестанная молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Позирование «по послушанию»      Были в жизни сестер-монахинь Крыловых и скитания в миру, жительство у доброхотов. Предположительно была и ссылка в Сибирь (эту страницу их биографии только предстоит открыть и исследовать). Но до скитаний была огромная радость от духовного общения с отцом Алексием Мечёвым. Помимо того, что Ивановская обитель находилась близко, в двадцати минутах ходьбы от храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках, где служил прозорливый батюшка, он, праведник, будущий святой, являлся к тому же их родственником – троюродным братом по отцовской линии. В 1923 году сестры Крыловы провожали его в последний путь на Лазаревском кладбище, куда прибыл Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Кто-то точно заметил, что Промыслом Божиим быстротекущее время не удалило, а приблизило к нам батюшку Алексия. Эти слова в полной мере можно отнести и к сестрам-монахиням, которые становятся ближе, дороже не только для их родственников, но и для насельниц и прихожан возрожденного Иоанно-Предтеченского монастыря. Важным фактом в судьбе сестер стала поездка осенью 1924 года к зосимовскому старцу Алексию, в 2000 году прославленному в лике преподобных. В 1926 году они были на отпевании митрополита Макария (Невского), тоже причисленного к лику святых в 2000 году.      А позирование одному из лучших живописцев XX века, вероятней всего, ни одна из них не восприняла как что-то значительное. Мать Серафиму, страдавшую туберкулезом костей, поэтому сгорбленную, с крючковатыми руками и выглядевшую старше своих лет Корин изобразил именно так. Член Союза художников России Максим Тычков в статье «Ненаписанный “Реквием”» приводит эпизод, который потрясает: «В 1930 году Корин пишет “Схимницу из Ивановского монастыря”. Придя позировать “по послушанию”, она не заметила обстановки мастерской, не стала вникать в замысел художника, а сразу предалась привыч­ному делу – молитве. Весь сеанс она стояла, не шелохнувшись с медным крестом и зажженной свечой в руках. Когда свеча догорела, предложили сделать перерыв. Жена художника хотела взять у монахини крест, но, вскрикнув, выронила его: от пламени свечи он нестерпимо накалился. На вопрос, как же она держала его все время, схимница просто ответила: “Так ведь я молилась…”».

http://pravoslavie.ru/118482.html

Вот так с детства мы приучились к службам. С тёщей, Еленой Владимировной Апушкиной. 1979 г.      А потом большую школу дала моя теща — Елена Владимировна Апушкина, духовное чадо сначала отца Алексия Мечёва , затем его сына — отца Сергия Мечёва . — А почему, как вы думаете, происходит так, что мы часто не чувствуем красоту богослужения? — Мир открывается тому, кто по миру ездит. Так и с богослужением. Понимаете, нужно этим жить, а не приходить в церковь от случая к случаю. Нужно жить богослужением, а не приходить в церковь от случая к случаю Я общался с владыкой Стефаном (Никитиным) , который тоже ходил на Маросейку к отцу Алексию и отцу Сергию Мечёвым. Им был дан завет: никогда никуда не ходить под праздники, под воскресенья, ни у себя ничего не устраивать — никаких праздников, мероприятий. Потому что шли в церковь. Ведь в Церкви во всем определенный смысл. Например, предпразднство, к празднику готовятся. А затем праздник проходит, но начинается попразднство. И человек еще продолжает как бы жить этим праздником. То есть праздник расширяется. Чем больше праздник, тем предпразднство и попразднство длиннее. Устав очень премудро составлен и поучительно. Ну, я уж не говорю о церковном пении. От некоторых песнопений просто душа замирает! Вот от великопостных — особенно. А светилен праздника Успения: «Апостоли от конец совокупльшеся зде в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое. И Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой» ( поет ). Я помню, как служил эту службу отец Сергий Орлов , который был настоятелем нашего храма в Акулове почти тридцать лет. Хор тихо поет светилен, тишина кругом, а я смотрю — у отца Сергия слезки по щекам текут. Очень умиротворяющие песнопения. — И все-таки: родители воспитали вас в вере единственно собственным примером или они что-то рассказывали, чему-то учили? Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: Иван Жук — Папа мой говорил: «Нужно не верить в Бога, а верить Богу». Потому что дело все в том, что верить в Бога, просто верить в то, что Бог есть, недостаточно. Бесы тоже веруют и трепещут. Ведь сказано: «Имейте веру Божию». Не просто имейте веру, а имейте веру Божию.

http://pravoslavie.ru/67935.html

Священномученик Петр родился в 1891 году в селе Барково Московской губернии в семье священника Василия Пушкинского. После окончания Перервинского духовного училища поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил одним из лучших в 1913 году. Вскоре был рукоположен в священника и назначен настоятелем церкви Илии пророка в городе Верее и законоучителем Верейской женской прогимназии. Когда началась Первая мировая война, в Верее был устроен лазарет, где отец Петр безвозмездно исполнял обязанности священника. После революции, несмотря на эпидемии черной оспы и тифа, продолжал ходить в лазарет, причащал больных и отпевал умерших. В годы Гражданской войны был призван в городское ополчение, но, несмотря на преследования, не отказался от исполнения церковных обязанностей. После вернулся служить в Ильинскую церковь и был возведен в сан протоиерея. В 1920-м году участвовал в диспуте между безбожниками и духовенством вместе с епископом Верейским Иларионом (Троицким). В 20-е годы в городе вспыхнула эпидемия скарлатины. Отец Петр и заведующий больницей Дмитрий Волков организовали борьбу с ней. Собрали деньги и привезли из Москвы необходимые лекарства. В годы гонений и террора отец Петр создал большой церковный хор, объединивший людей самых разных профессий. Спевки устраивались на квартире священника, что вызывало пристальное внимание милиции. Хотя самбатюшка, бедствуя, был вынужден подрабатывать шитьем обуви, цены на требы в церкви он не устанавливал и никогда не отказывал в помощи нуждающимся. Отец Петр поддерживал близкие отношения с протоиереем Алексием Мечёвым и с его сыном Сергием Мечёвым, которые приезжали в Верею на отдых. 31 июля 1937 года Петр Пушкинский был арестован и обвинен в связи с Сергием Мечёвым и участии вместе с ним в конрреволюционной деятельности. Последнее отец Петр категорически отверг, но ему был вынесен смертный приговор. 13 октября 1937 года священник Петр Пушкинский был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Говорят, что… …а на самом деле //Фома. - – октябрь 2012. С.36-37. – (раздел « Вера »). Ответы на существующие суждения:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-114...

2 сент. 1903 г. А. был назначен казначеем Чудова мон-ря в Москве, 26 марта 1904 г.- наместником этой обители, 27 марта сщмч. Владимиром (Богоявленским) , митр. Московским, возведен в сан архимандрита. А. ввел в Чудовом мон-ре ряд мер для укрепления монашеской дисциплины: обязательное присутствие братии на всех богослужениях, посещение насельниками трапезы только в полном монашеском облачении и др.; женщинам был запрещен вход за ограду мон-ря и в кельи. При обители была открыта школа для послушников, в к-рой преподавались церковная история, катехизис, аскетика, в братию зачислялись только окончившие эту школу. 27 окт. 1911 г. при Чудовом мон-ре А. учредил Московский отдел Камчатского миссионерского братства. В 1912-1917 гг. вместе с миссионером И. Г. Айвазовым издавал журналы «Лепта обители святителя Алексия» и «Голос Церкви», в к-рых публиковались проповеди и «Духовные дневники» А., посвященные раскрытию правосл. вероучения, а также актуальным проблемам церковной жизни: деятельности секты иоаннитов , распространению атеизма, младостарчеству, возрождению чина диаконис , имяславию и т. д. Стараниями А., сблизившегося в эти годы со сщмч. архим. Серафимом (Звездинским) , св. прав. прот. Алексием Мечёвым , схиигум. Фамарью (Марджановой) , Чудов мон-рь стал одним из центров духовного просвещения в Москве. 8 июня 1914 г. в Алексиевском соборе Чудова мон-ря А. был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. Ведению А. подлежало наблюдение за преподаванием Закона Божия в средних учебных заведениях Москвы, назначение законоучителей, контроль за постригами в мон-рях Московской епархии. А. являлся также председателем миссионерского братства во имя свт. Петра (см. Петра митрополита братство ), Комитета по устройству внебогослужебных собеседований с народом, религиозно-философского кружка и др. 27 окт.- 3 нояб. 1917 г. Московский Кремль подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны большевиков, среди проч. пострадали здания Чудова мон-ря. При начале обстрела мощи свт. Алексия были перенесены братией в пещерную Ермогеновскую ц., где под грохот разрывающихся снарядов А. молился вместе с митр. Петроградским сщмч. Вениамином (Казанским) , архиеп. Гродненским Михаилом (Ермаковым) , прп. Алексием (Соловьёвым) и иноками обители. После закрытия мон-ря в авг. 1918 г., тяжело заболевший от пережитого потрясения, А. вместе со сщмч. Серафимом (Звездинским) уехал в подмосковный Серафимо-Знаменский скит , где стал духовным наставником схиигум. Фамари и мн. сестер. А. ежедневно совершал Божественную литургию, занимался иконописанием, изучал церковную музыку, медицину. В скитском храме перед игуменским местом находилась написанная им икона «Спас Нерукотворный».

http://pravenc.ru/text/76226.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010