Настоятелем этого храма был отец Сергий Борделиус (иеромонах Феодор, скончался в тюрьме 7 апреля 1930 (?) г.). Сейчас стало известно, что папа официально даже не числился клириком этого храма. В воспоминаниях некоторых его духовных чад отмечается, что папа был настоятелем. Видимо, это связано с тем, что он был очень энергичным. С отцом Сергием у них сложились хорошие отношения, и он бывал у нас в гостях. В этом храме я впервые была на Пасхальной заутрене. Помню, как выносили красивые бархатные темно-красные пелены, чтобы нести иконы крестным ходом, а я подумала, что это готовят мне покрывала, чтобы уложить до заутрени спать. В этом же храме состоялась и моя первая исповедь у отца Сергия. Эту церковь я помню лучше, чем Соломенную Сторожку, так как мы жили еще или в Москве, или под Москвой, и меня туда возили. Я помню, как я стояла на литургии в летнем приделе князя Владимира и «служила», то есть повторяла все возгласы священника, и мне одна женщина сделала замечание, и с тех пор я этого не делала. Отец Сергий с женой потеряли двоих детей от какой-то инфекционной болезни и приняли монашество. Он стал православным монахом, а она – католической монахиней, но жить они продолжали вместе. В эти годы папа стал близок с епископом, впоследствии митрополитом, Мануилом (Лемешевским ; †1968), который часто служил в храме Святого князя Владимира, с отцом Сергием Мечёвым (расстрелян в 1941 г., канонизирован в 2000 г. в сонме новомучеников Российских), а также с Сергеем Алексеевичем Никитиным (впоследствии епископ Калужский и Боровский Стефан; †1963). С квартиры на квартиру Зимой 1925/26 года жить в Манихино нам с «мамой» одним стало очень страшно. Рядом стояли только два дома, разделенные садом, а вокруг было очень много налетов и грабежей. Как-то пришли соседи с милиционером и сказали, что ночью на одну из дач ожидается нападение и что у нас будет дежурить милиционер. Ничего не было, но утром «мама» собрала нас, и мы поехали к тете Наташе Амбарцумовой в Данилов монастырь, где в бывшем братском корпусе напротив Троицкого собора у нее была комната, разделенная перегородкой. Монахов выселили, и корпус был занят рабочими. Так как тетя Наташа была учительницей глухонемых в ликбезе 26 , то ей там дали комнату. (Теперь этот дом надстроен, и в нем помещается Отдел внешних церковных связей Московской Патриархии.) В большом Троицком соборе еще служили, и в левом приделе стояли мощи преподобного князя Даниила, как сейчас помню, под бордовым бархатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

25 августа 1946 года архимандрит Гурий был хиротонисан в епископа Ташкентского и Среднеазиатского и вместе со своими духовными чадами уехал в Ташкент. В Епархиальном управлении жили все вместе: епископ Гурий, иеромонах (вскоре архимандрит) Иоанн (Вендланд) и иподиаконы Игорь Мальцев и Александр Хархаров. В 1949 году по благословению Владыки Гурия Игорь Мальцев поступил в 3 класс Московской Духовной семинарии. После окончания ее приехал в Ташкент, женился, 19 августа 1951 года был рукоположен в сан диакона, а в день Рождества Христова (7 января 1952 года) рукоположен в сан священника. Служил в Успенском кафедральном соборе. В 1953 году отец Игорь вместе с семьей переехал в Саратов, куда был переведен архиепископ Гурий. В Саратове отец Игорь прослужил 14 лет, получил сан протоиерея. В 1967 году переехал с семьей в Ярославскую епархию. До мая 1968 года служил в селе Введенское, затем много лет был настоятелем Федоровского кафедрального собора. Награжден палицей, крестом с украшениями, орденом Преподобного Сергия 3 степени, в 1985 году – митрой, правом служения Божественной Литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни. Три сына отца Игоря являются священнослужителями, а три дочери поют на клиросе. 13.Архимандрит Борис (Борис Васильевич ХОЛЧЕВ) родился 20 июня 1895 года в городе Орле, в семье служащего. В 1913 году окончил 1 Орловскую гимназию с золотой медалью и в 1914 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1916 году впервые посетил Оптину пустынь. С этого времени он стал одним из самых близких и любимых учеников Старца Нектария и ничего не делал без его благословения. Старец одобрил его постоянное посещение храма Святителя Николая в Кленниках, на Маросейке, где служил старец отец Алексей Мечёв . С сыном отца Алексея, отцом Сергием Мечёвым , его связала глубокая духовная дружба, продолжавшаяся долгие годы. В 1920 году он закончил Московский университет и вернулся в Орел, где в то время ректором Педагогического института был знаменитый ученый-востоковед Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Матушка Иулиания в 1930-е годы была руководителем одной из групп Маросейской общины, созданных священномучеником Сергием Мечёвым. Верующие собирались для богослужения и изучения духовной литературы после того, как был закрыт их храм на Маросейке. А когда священномученик был уже в тюрьме, то советовал своей пастве обращаться к матушке Иулиании по духовным вопросам как к духовно опытному человеку. В ее иконописный кружок многих также привлекала личность подвижницы. В кружке царила особенная духовная атмосфера. К монашеству она стремилась давно, но в советское время до войны все монастыри были закрыты. Отец Сергий рекомендовал ей с монашеством подождать. Она тайно приняла постриг около 1970 года. Многие догадывались, что она монахиня, но узнали только, когда она скончалась.  Мастерские и мастера  — Согласны ли вы, что в современной русской иконописи уже сформировались не только различные школы, но и индивидуальные стили? Что вам кажется здесь наиболее интересным?  — Если говорить о современном иконописании в целом, то сегодня нет какого-то единого стилистического направления, как это было в Древней Руси: новгородская или псковская школа. Ведь школа того времени была обусловлена, с одной стороны, своей замкнутостью, а с другой — особенностями региона. Каждая школа по художественным особенностям была достаточно монолитной. А сейчас другое время. И в Архангельске, и в Екатеринбурге хорошие иконописные мастерские работают в ключе византийского письма XIV века, а не архангельской или екатеринбургской иконы, например, XVI–XVII веков. Или минская мастерская Елизаветинского монастыря тоже не ориентирована на белорусскую икону, а скорее на Византию. Или Александр Солдатов пишет и в ключе IX века (Крестильный храм в Троице-Сергиевой лавре), и в ключе XII века. А Братскую трапезную он расписал в ключе XIV–XV веков. Много зависит от художника и от заказчика.  Среди современных иконописцев есть и одиночки, и группы, и мастерские отдельных авторов, которые создают новую интересную икону. В их числе иконы недавно почившего Александра Соколова. Его творчество, в частности, является ориентиром для мастерской «Собор». Или иконописец Александр Лавданский. Интересно, что тот и другой часто за основу берут икону XVI века, а икона получается иконой Лавданского или Соколова, в которой отражаются особенности их настроя или приемов. Поэтому я бы говорил не о школах или стилях, а о мастерах и мастерских. 

http://e-vestnik.ru/culture/ikona_dolzhn...

Начало 1930 года. Переезд уже «своим ходом» в город Кадников (ныне Вологодской области), проживание у церковного старосты Александры Константиновны Шоминой. Здесь отца Сергия по мере возможности навещали родственники и духовные дети. Здесь же им, кроме весточек отдельным лицам, написаны шесть общих писем к членам маросейской общины. К этим письмам нам еще предстоит вернуться, завершая разговор о «покаяльно- богослужебной семье»... Весной 1932 года в Кадников приехала матушка Евфросиния Николаевна отбывать свой «минус 12» (запрет на проживание в основных городах). Отец Сергий очень переживал закрытие храма. Вот строчки из его письма: «Болезнь затяжная Марусеньки (Маросейки) меня изводит. Знаю, знаю, что этого по состоянию ее организма и нужно было ждать. Да вот все никак смириться, видимо, не могу». Осенью он начал служить литургию каждый день. «Ежедневная трапеза (Евхаристия. –А. Г.) дает мне теперь силы. Надеюсь от правильного питания (причащение Святых Христовых Таин. – А. Г.) окрепнуть. Это вместе с тем и единственное, чем могу помочь семье моей». Между тем срок ссылки подходил к концу. Как-то в начале 1933 года, прочитав в газете о текущей политической обстановке в стране, отец Сергий выразил опасение, что скоро снова начнутся аресты. Так и случилось. 7 марта 1933 года пришли с обыском. Забрали все документы (даже об окончании гимназии), облачение (богослужебные сосуды отец Сергий почему-то накануне унес на другую квартиру). Текст постановления о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения – содержание под стражей – поражает своей абсурдностью: «Мечёвым Сергеем Алексеевичем систематически велась антисоветская агитация против проводимых соввластью и компартией мероприятий, в результате которой эти мероприятия при проведении в жизнь в г. Кадникове и его окрестностях срывались». В этот день в городе были задержаны многие священники или те, кто так или иначе был связан с Церковью. В их числе – протоиерей Петр Чельцов, А. К. Шомина, на квартире у которой стоял отец Сергий, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

епископ Арсений (Жадановский) Содержание    Приблизительно в 1905—1908 году один из посетителей Чудова монастыря спросил меня: «Вы знакомы с отцом Алексеем Мечёвым, священником церкви Святителя Николая в Кленниках, на Маросейке?» Помню, я дал отрицательный ответ. «Обратите внимание на этого пастыря, — продолжал собеседник. — Хотя храм, где служит отец Алексей, небольшой и малозаметный, то, что в нем происходит, достойно удивления. Там Вы найдете иерея маленького роста, с благостным лицом, приковывающего к себе многих молитвенным настроением, умением давать полезные советы, не только духовные, но и житейские, а главное, поражающего лаской, отеческой любовью».    Не сразу приобрел отец Алексей известность.    О начале своей деятельности в Кленниках он рассказывал:    В продолжение восьми лет каждый день я служил литургию при пустом храме. Раз один протоиерей сказал мне: «Как ни пройдешь мимо твоего храма, всё у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто. Ничего у тебя не выйдет, понапрасну только звонишь.    Но отец Алексей не смущался указанным обстоятельством, продолжал истово и с духовным подъемом служить и постепенно достиг того, что храм стал переполняться молящимися, о настоятеле его заговорила вся верующая Москва.    Родился отец Алексей как бы по благословению приснопамятного Филарета, митрополита Московского. Об этом сам батюшка передавал так:    Когда наступило время моего рождения, мать почувствовала себя очень плохо и была близка к смерти. В горе отец, Алексей Иванович, управлявший тогда знаменитым Чудовым хором, поехал в Алексеевский монастырь к обедне, которую по случаю местного праздника служил сам Владыка. Полный печали, вошел Алексей Иванович в алтарь и начал усердно молиться. Митрополит заметил своего любимого регента, подозвал к себе, благословил и сказал: «Ты сегодня, я вижу, скорбный. Что с тобой?» — «Жена умирает в родах, Ваше Высокопреосвященство». «Бог милостив, — произнес Святитель, — помолимся вместе, и все обойдется благополучно. У тебя родится мальчик, назови его Алексеем в честь Алексея, человека Божия, ныне празднуемого здесь». Когда после литургии Алексей Иванович вернулся домой, его встретила радостная весть, что появился на свет новый член семьи. Это и был отец Алексей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2742...

501 Имеется в виду священномученик Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (евр. Кифа), законный глава Русской Православной Церкви, содержавшийся с 1931 года до расстрела в 1937 году в свердловской и верхнеуральской тюрьмах, в одиночной камере. 506 Дмитрий Иванович Шаховской (1861–1939) – известный общественный деятель либерального направления, автор ряда работ по истории русской культуры и русских либеральных течений. В оппозиции власти ему виделось семейное предназначение; в 1913 году он писал в автобиографии: «Я – внук декабриста и всегда помнил это». Был одним из основателей Конституционно-демократической партии в России, министром государственного призрения в составе Временного правительства. Несмотря на преклонный возраст, арестован в июле 1938 года и приговорен к расстрелу. См.: Звенья. Исторический альманах. М.– СПб., 1992, с. 174–175. 509 В 1900 году епископ Герман перенес перелом правой ноги, как отмечено тюремным врачом в 1925 году. 512 Иеромонах Савва (в мире Кузьма Дмитриевич Чиркин, 1881– ?) служил вторым священником в храме святителя Николая в Кленниках с 1923 года. Выходец из крестьян, стал послушником Саввино-Сторожевского монастыря в 1904 году, а в 1920–1923 годах подвизался в Гефсиманском скиту. 28 октября 1929 года вместе с настоятелем Никольского храма отцом Сергием Мечёвым был арестован и приговорен к трем годам ссылки. Впоследствии жил в Волоколамске, навещал отца Сергия в Твери и Рыбинске в 1937 и 1940 годах (ЦА ФСБ РФ, д. Р-40103; Архив УФСБ по Ярославской области, 513 д. С-12434). Как вспоминает И. С. Мечёва со слов знавших его прихожан, «по характеру отец Савва был очень кротким, миролюбивым. Помимо седмичной чреды, обычно служил по праздничным дням раннюю литургию. В стихотворении Надежды Павлович, написанном в 1932 году, когда церковь святителя Николая в Кленниках была закрыта („Храм наш заперт, но в страданьи светел он и прост...”), отцу Савве посвящены строки: Для служенъя литургии ранней Уж четвертый год Из далекой Коми робкий странник

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В миру – Кузьма Дмитриевич Чиркин. Родился в поселке Бутурли- новка Воронежской губернии в крестьянской семье. Окончил двухклассное училище. До 1904 года работал в чайной. О нем маросей- цы сохранили воспоминания как о человеке кротком и смиренном, весьма тихого нрава. Монашеский постриг принял в Саввино- Сторожевском монастыре в 1904 году. В 1918–1920 годах находился в тыловом ополчении при центральном военно-продвещевом складе (дневальный на конюшнях). В 1920 году был принят в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры. Рукоположен во иеромонахи. С 1923 года служил в церкви Святителя Николая в Клённиках и других московских храмах по приглашению. Вероятно, был знаком с иеромонахом Саввой (Борисовым), по ходатайству которого и оказался на Маросейке – в большие праздники и воскресные дни служил здесь ранние обедни. Духовный сын отца Сергия Мечёва , замещал его, когда тот уезжал. Фактически являлся вторым священником в храме. В 1928 году принимал участие в отпевании преподобного Нектария Оптинского . 29 октября 1929 года арестован вместе со священниками Сергием Мечёвым и Константином Ровинским, а также О. А. Остолоповой, В. Ф. Евдокимовым и другими «мечёвцами». Приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Вернувшись, проживал где- то вблизи границы Московской области. Две маросейские прихожанки навещали его, заботились о нем и принимали участие в его погребении. К сожалению, год смерти не записан. Известно только, что скончался он в день памяти преподобного Феодосия Тотемского –10 февраля. Иеромонах Александр (Ильин; 1880–1942) Отец Александра Михайловича Ильина, по некоторым сведениям, владел булочной в московской Старой Немецкой слободе, на Разгуляе. В семье было девять детей, и после смерти матери в 1899 году заботы о шестерых младших братьях и сестрах легли на плечи Александра. По его словам, он получил «городское образование», с 1898 по 1917 год работал конторщиком, а с 1917 по 1929-й – бухгалтером на Северной (Московско-Ярославской) железной дороге. В 1929 году по благословению Святейшего Патриарха Тихона рукоположен во иеромонахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

«Все мы были очень разными, но все мы были молодыми, искренними, пламенно и романтически принимали революцию — не жили, а летели, отдаваясь ее вихрю. Споря о частностях, все мы сходились на том, что начинается новая мировая эра, которая несет преображение всему— и государственности, и общественной жизни, и семье, и искусству, и литературе», — так вспоминала свою юность Надежда Павлович. Понятно, с таким настроением в революцию дома не усидишь. Так Надя Павлович оказалась секретарем московского Пролеткульта. Что такое Пролеткульт? Это рожденная революцией «массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности» при Наркомате просвещения — Наркомпросе. А там, в Наркомпросе, — жена Ленина Надежда Крупская, знакомство с которой вскоре очень пригодится ее юной тезке, когда та будет вызволять из тюрьмы своего «дедушку», оптинского старца Нектария. Возможно, где-то в коридорах Наркомпроса доводилось Наде Павлович сталкиваться и с будущим священномучеником, а тогда еще даже не священником Сергеем Алексеевичем Мечёвым, в судьбе которого ей тоже предстоит сыграть свою роль. «Его страданьем я теперь живу» К 1920 году она уже член президиума Всероссийского союза поэтов, в этом качестве отправляется в Петроград организовывать в городе его отделение и там знакомится с Блоком. Его в те годы бесконечно выбирали и назначали во всевозможные новые советские комитеты и комиссии. Вот и Надежда Павлович предложила ему возглавить создаваемую ею организацию. Потом оказалось, что они — соседи: ее поселили в большой опустевшей квартире в полуподвальном этаже огромного старого дома. И Блок, живший неподалеку, часто заходил к ней, садился на широкий подоконник, а иногда со смехом влезал в комнату через окно. Она тоже бывала у него в гостях, знала его близких, подружилась с его мамой. Конечно, в окололитературной тусовке тут же поползли слухи, что у них роман. Так это или нет, но, когда он заболел, Надя Павлович постоянно была на связи с его женой. «В последние дни он часто повторял: “Прости меня, Боже!” — рассказывала потом Любовь Дмитриевна.

http://foma.ru/u-jetoj-zhenshhiny-na-ruk...

В лагере отец Борис встретил оптинского иеродиакона Рафаила (Шейченко), будущего иеромонаха, ныне прославленного в лике преподобноисповедника и покоящегося в Преображенском храме Оптиной пустыни. Вместе с отцом Рафаилом они молились в лагере, вместе встречали Пасху. После лагеря отец Борис получил группу инвалидности и провел почти десять лет в затворе, постоянно пребывая в молитве. В 1948 году был направлен служить в Фергану в храм преподобного Сергия Радонежского. Почти сразу же стал и благочинным Ферганского округа. По свидетельству духовных чад, старец-архимандрит стяжал дары духовного рассуждения и прозорливости. «Всё должно быть проникнуто любовью к людям» «Мало молиться и поститься. Надо любить людей. Надо беречь их, надо в каждом находить образ Божий» Отец Леонтий всю жизнь вспоминал наставления этого замечательного пастыря: «Мало молиться и поститься. Молитва, пост и подвиги – всё должно быть пронизано, проникнуто любовью к людям. Надо любить людей. Надо беречь их, надо в каждом находить образ Божий». Будучи духовным чадом старца Нектария, отец Борис много рассказывал юноше об Оптиной пустыни, где он неоднократно бывал, о святых старцах обители. Он объяснял юному Лене, что каждый человек в жизни несет свой крест, имеет свою Голгофу и у каждого в утешение есть свой Фавор – духовная радость, подобная той, что переживали когда-то апостолы на горе Преображения . При этом отец Борис говорил: «Общение со старцем Нектарием было моим Фавором». Вместе с отцом Сергием Мечёвым отец Борис участвовал в отпевании и погребении преподобного Нектария Оптинского. Вот такого духовного наставника милостивый Господь послал юному Лене. Помощь святителя Николая Леня в 1950 году в Фергане Глубоко верующий юноша, проводивший в храме большую часть своего времени, вызывал негодование властей, которые часто обращались к его матери с угрозами. В 1949 году военком отправил Леню в Сибирь – в Новосибирское пехотное училище, надеясь на то, что там юношу отучат молиться в церкви. Но материнская молитва оказалась сильнее грозного военкома, и уже через месяц Леню, как единственного кормильца престарелой матери, демобилизовали и вернули домой. Приехав в Фергану, он первым делом вместе с мамой пошел в храм благодарить Господа и святителя Николая Чудотворца.

http://pravoslavie.ru/110614.html

Самая необычная участь постигла Никольскую церковь в Соломенной сторожке – она удостоилась своего священномученика. В 1921 году, еще при жизни Шехтеля, ее настоятелем был назначен 26-летний отец Василий Надеждин, рукоположенный во иерея Святейшим Патриархом Тихоном. По семейному преданию, отроком он однажды проводил домой старенького священника, и тот предсказал ему, что он тоже будет священником, благословив мальчика иконой святого Николая Чудотворца. Никольский храм в Соломенной сторожке и оказался единственным местом его подвижнического служения. Храму очень повезло и с приходом, который составили верующие профессора и студенты Петровской академии после того, как в 1927 году закрыли домовый Петропавловский храм. Поскольку преподавание Закона Божия уже было запрещено в школах, профессора-прихожане попросили настоятеля обучать христианству их детей. Священник отозвался с радостью и создал для своих молодых духовных чад церковный хор, обучая не только пению, но и церковной службе, и азам Православия, читал им творения отцов Церкви, беседовал на тему священной истории, много проповедовал, особенно на тему безверия. Происходившие события в России, считал он, свидетельствовали о том, что «большая часть русского народа совершенно не просвещена христианством». И примирение верующих с окружающей нехристианской жизнью возможно только до определенных пределов. Когда же безбожие вторгается в эти пределы, христианин должен быть готов и к грядущему изменению своей жизни, ибо «христианином надо быть не только по имени». Воссозданный Никольский храм в Соломенной сторожке. Архитектор: Федор Шехтель В 1929 году отца Василия арестовали, и в Бутырской тюрьме он встретился с отцом Сергием Мечёвым. В ноябре его приговорили к заточению в Соловецкий лагерь, но поскольку навигация была закрыта, узника оставили до весны в Кеми. Там в тюрьме отец Василий заболел сыпным тифом, а после неудачной инъекции у него началась гангрена. Супруга его, получив разрешение приехать к умирающему, сумела добиться, чтобы его исповедали и причастили. 19 февраля 1930 года отец Василий скончался со словами «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны».

http://pravoslavie.ru/31977.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010