Затем естественным образом божественная деятельность Духа, конечно, вскипающая или, так сказать, живущая в сердце, и, следовательно, премирно оживляющая, несказанно привлекает к себе ум, собирая его, удерживает его от всякого парения и дает возможность с тишиною, с большим душевным наслаждением, утешением, а сверх того и с божественною любовию наиболее удобно видеть божественное и обращаться вокруг него, представлять себе Бога необычным и подобающим образом и одинаково радоваться о Нем с большими непреодолимыми влечениями [к Нему] и соответственным восторгом. Нуждается ум также в мудрости, как я сказал, потому что “мудрость, как говорит Писание, просветит лицо человека” ( Еккл. 8:1 ), просветит для легкого перехода от чувства к мышлению, для восхождения от постигаемого чувствами к умопостижимым и божественным зрелищам, и для того, чтобы в умственном откровении узреть невыразимое; просветить для того, чтобы увидеть в ясном созерцании и единовидно представить себе пресущественного Бога. Воистину “блажен человек, его же аще накажеши Господи, и от закона Твоего научиши его” ( Пс. 93:12 ), потому что такой бывает действительно мудр, посредством вразумления приходя к вере и наставлениями Духа поучаясь неизреченным тайнам Божиим. Действительно, великое дело есть человек мудрый, ходящий посредством веры в единении и сверхъестественном общении с Духом. И, в самом деле, есть три предмета, как говорится, непреодолимые: Бог, Ангел и муж любомудрый: [этот последний ] странным образом тот же Ангел на земле, во всяком случае созерцатель видимой твари, искренний таинник несозданных божественных путей или даже даров Божиих, если кто захочет так выразиться, ангелоподражательно уловляющий некоторым образом общим взглядом познание самого Бога, невидимого никаким образом. Таковым бывает, в общих чертах, мудрый верою во Святом Духе и таким образом он бывает блаженным. Впрочем, для меня было бы несомненно достаточно сказать то, что рассказывает в Евангелии [св.] Лука, именно о Господе Иисусе, чтобы быть свободным от заботы излагать значение и похвалы мудрости и благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

По словам директора фестиваля, Александра Васильевича Михайличенко, «Девизом фестиваля до прошлого года был девиз «Доброе кино возвращается». На сегодняшний день, учитывая, что на фестиваль заявлено более 400 картин, организаторы решили изменить девиз на «Доброе кино». Руководитель проекта «Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» Наталья Юрьевна Красавина рассказала о программе кинофестиваля, который в этом году проходит под эгидой Года добровольца (волонтера) в России, Перекрестного Года культуры Японии и России, Года балета в России, Десятилетия Детства в Российской Федерации (2018–2027 гг.), а также приурочен к трагической дате 100-летия расстрела Царской семьи и 75-летию разгрома фашистских войск в Сталинградской и Курской битвах. В одну из программ фестиваля включена документальная картина Сергея Мирошниченко и Ангелины Голиковой Дно. На пресс-конференции Сергей Мирошниченко рассказал о создании фильма, в котором поднята волнующая его проблема предательства, раскрытая на примере Февральской революции.      Куратор программы полного метра, киновед и кинокритик Ирина Павлова поделилась впечатлениями о процессе отбора: «Работалось трудно, отобрали «дистиллированное». Но этого хватило на конкурс, детский конкурс, внеконкурсные программы. Спасибо фестивалю. Я в прошлом году была членом жюри, в этом году с удовольствием согласилась стать отборщиком. И правда этот фестиваль отличается от всех «лица общим выражением» и оно – доброе». В завершении пресс-конференции выступили представители съемочных групп фильмов конкурсной программы фестиваля. Фильмом открытия фестиваля объявлена картина «Со дна вершины». Ее продюсер Тамара Гурамовна Цоцория рассказала о нелегком пути картины, создававшейся более 5 лет. «Со дна вершины» – история, основанная на реальных событиях российских паралимпицев. Одним из прототипов фильма стал спортсмен-паралимпиец, многократный чемпион мира Алексей Обыденнов. По его словам: «Скепсис был огромный, сложно показать все это за 1,5 часа. На протяжении показа я ожидал «провала», но по окончании я не мог найти слов. Я не ожидал такого эффекта. В мире очень мало подобных фильмов, тема сложна своей глубиной. Отразить ее глубоко, духовно и красиво – сложная задача, с которой режиссеры и продюсеры полностью справились».

http://pravoslavie.ru/116919.html

Для участия в работе жюри VII Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» приглашены мастера отечественного и зарубежного кинематографа, киноведы, педагоги, художники: режиссер Вера Сторожева, художественный директор Международного Фестиваля Нового кино в г. Пезаро Джованни Спаньолетти (Италия), директор сербского киноцентра, киновед Миролюб Вучкович (Сербия), режиссер, сценарист Юрий Шиллер, заместитель директора Каннского кинофестиваля Надин Сель (Франция), кинокритик Эльга Лындина, режиссер, художник, педагог Алексей Демин, художник-постановщик, педагог Марина Курчевская, режиссер, аниматор Елена Чернова, режиссер-документалист, сценарист Валерий Тимощенко и народная артистка России Ирина Скобцева. По традиции на кинофестивале работает «Детское жюри» под руководством заслуженного учителя России Ольги Нерсесовой. Проводится социологический опрос зрителей, по итогам которого вручается «Приз зрительских симпатий». В этом году гостей кинофестиваля ожидает разнообразная внеконкурсная программа, состоящая из тематических и ретроспективных показов. Рубрика документального кино «Но помнит мир спасенный» посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и представляет уникальную архивную кинохронику об освобождении стран Европы в 1944–1945 годах («Освобождённая Франция», «Будапешт», «Берлин»). Программа «Образ Веры: Пробуждение, Возвращение, Присутствие» сформирована совместно с Госфильмофондом России, при поддержке Кинофонда Свердловской киностудии, Санкт-Петербургской студии документального кино, студии «Остров» и включает в себя лучшие отечественные и зарубежные документальные фильмы (1945–2005 гг.). Юбилейным событиям этого года посвящены: — Спецпоказ кинофильма «Пять вечеров» по случаю 65-летия известного режиссера и актера Никиты Михалкова; — 4 ноября Творческая встреча с легендой анимационного кино Леонидом Шварцманом: мастеру в этом году исполнилось 90 лет; — 5 ноября Вечер памяти Сергея Бондарчука, посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося режиссера, с участием народной артистки России Ирины Скобцевой. На вечере будет представлен документальный фильм о создании эпохальной киноленты «Война и мир» по роману Льва Толстого. Сама же киноэпопея будет демонстрироваться в рамках тематического показа «Русская классика на экране».

http://pravmir.ru/v-moskve-p/

Исаак Ангел был поддержан крестоносцами, восстановившими его во власти после свержения. В активных контактах с ними находился во время заточения Исаака в темнице его сын и будущий соправитель Алексей III Ангел. Соответственно, и другие представители семьи Исаака, включая дочь Анну, были включены в круг европейских рыцарских связей. Сестра Анны была замужем за Филиппом Швабским – королем Германии и претендентом на императорскую корону в Священной Римской империи. Другая сестра являлась супругой герцога Австрии и Штирии Людовика VI Славного и матерью Фридриха II Воителя – последнего представителя династии Бабенбергов. Пресечение после смерти Фридриха династии позволило Даниилу, имея в виду соответствующие родственные связи, даже включиться в борьбу за австрийское наследство. Очевидно, что именно человек с такой генеалогией, как у Даниила, мог рассматриваться как креатура на позицию короля Руси. Любой другой из русских князей того времени, очевидно, на эту роль бы не подходил. По-видимому, первым идею воссоединения Католической и Православной Церквей высказал Даниилу Галицкому папский посланник Плано Карпини во время путешествия того к монголам в 1245 году. Запад и далее подталкивал князя в этом направлении. Брачные союзы тоже задавали западные политические ориентиры. В 1247 году сын Даниила Лев женился на дочери венгерского короля Белы IV Констанции. Другой его сын Роман в 1252 году женился на Гертруде Австрийской, наследнице Австрийского герцогства, и заявил о своих территориальных притязаниях. Римский папа Иннокентий IV дважды предлагал Даниилу королевский титул – в 1248 и 1253 годах. Коронация состоялась в 1253 году в польском городе Дорогичине. В тот же год Иннокентий IV развернул пропаганду крестового похода против монголов. Формировалась широкая коалиция, определенная роль в которой отводилась, по замыслу папы, Даниилу Галицкому, а также литовскому князю Миндовгу. Однако Даниил проявил к идее объединения Церквей сдержанность, а крестовый поход остался на уровне деклараций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ставка. 23 май. 1916. Письмо Цесаревича Государыне.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 78. Дорогой ты мой Алексей, нежно целую и благодарю за милое твое письмо. Я лежу на кушетке на балконе, ужасно жарко – Ольга шьёт рубашку, маленькие в лазарете. Татьяна катается верхом. Голова у меня очень глупая, имела доклады почти 2 часа. Утром подавала инструменты во время операции – вырезали аппендицит у массажистки. Вчера провели вечер в лазарете. Анастасия играла с ранеными в маленький крокет на столе – Мария с другими складывала puzzlex – Ольга и Татьяна чистили инструменты после утренней операции, я вышивала, а потом играла в хальму с В и А. Вильчковской, бароном Таубе и Седовым. Видела на улице Голутвина без бороды. Ольга тебя целует и давит, и я тоже, мой Ангел родной! Дядя Павел будет у нас чай пить и вечером будем опять в лазарете – это веселее, когда вас нету. Ну прощай, моя радость. Храни тебя Христос†. Очень грустно провести без вас день рождения. Старая нежно тебя любящая твоя Мама†. Поцелуй Игоря от меня. Сердечно благодарю Жилика за поздравления. Царское Село. май. 24-й день. Письмо Государыни Цесаревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 54. Душка моя Мама. Поздравляю тебя с прошедшим праздником. Вчера Папа и я поехали смотреть моторную артиллерию. Потом поехали на катере. Сегодня проводил Папа на доклад. Был в церкви. Потом пошел смотреть Жилика комнату. Потом зашел к Граббе и Штакельбергу. Хотел идти назад, вдруг Кондзеровский меня зовет смотреть канцелярию дежурного генерала. Жилик очень благодарит О. за письма. Он как только успеет, всем ответит. Да хранит Вас Бог. Крепко Вас обнимаю. Алексей. Я получил перед завтраком ефрейтора. Голый, Граббе уезжают. За тебя граф Фредерикс сказал речь. Ставка, 25 мая 1916. Письмо Цесаревича Государыне.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 78. Молочная моя Мама. Перед завтраком вчера Папа вдруг поздравил ефрейтором и надел мне 1 нашивку. Все начали поздравлять. Дядя Георгий приехал. Сегодня уезжает граф Фредерикс. Вчера я с Папа гулял, вдруг полил страшный дождь. Все были мокрые. Я очень доволен. Да хранит Вас Господь!† Ваш Алексей. Кланяйтесь Вашим.†

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Однако Исаак II Ангел был не сугубым благочестивым молитвенником или хитрым политиком, но и воином, умевшим смотреть в глаза опасности и бравшим в руки оружие, когда его Отечеству угрожали враги. Дела, которые он принял в свои руки, были крайне плачевны. Над головой Византии был занесен меч норманнской угрозы, волновались Балканы, да и сами имперские территории не блистали спокойствием. На острове Кипр по-прежнему находился Исаак Комнин, объявивший себя независимым от Константинополя императором и не желавший идти с Исааком II ни на какие переговоры. Императору пришлось направить на Кипр флот, которым командовали двоюродный племянник царя Алексей Комнин, ослепленный по приказу Андроника I, и старый воин Иоанн Контостефан. Увы, поход оказался катастрофически неудачным: приплыв к Кипру, римляне попали в кольцо кораблей из флота Исаака Комнина и пиратов, нанятых узурпатором для войны. В результате войско потерпело поражение, а Алексей Комнин и Контостефан оказались в плену у пиратов, продавших их норманнам Сицилии 797 . Хотя, естественно, император испытал горечь об утрате Кипра, но в стратегическом смысле остров не играл такой решающей роли, как Балканы, где откровенно хозяйничали норманны. Не очень во- инственный по складу своего характера, император Исаак II попы- тался затеять мирные переговоры, для чего направил сицилийскому полководцу Балдуину послание с соответствующим предложением. Однако надменный норманн ответил откровенной издевкой: де- скать, царь, меч которого отточен на изнеженных телах (имелся в виду Агиохристофорит), никогда не спавший под открытым небом, не носивший панцирей и всю жизнь свою посвятивший мирным занятиям, должен сложить царский венец и отречься от власти, пере- дав ее в руки настоящих мужчин. Но надо знать Византию и византийцев, чтобы понять ту внезапную перемену, которая произошла в сознании людей и самого Римского государства. Весть о том, что на престол взошел государь милостивый, царь от Бога, «Моисей-Освободитель», «Зоровавель», как называли Исаака II соотечественники, буквально в считанные дни преобразила Империю. Тысячи старых солдат и безусых юношей, никогда не державших в руках меча, поспешили в Константинополь, чтобы закрыть своей грудью дорогу норманнам, уже стоявшим в Фессалии и под Амфиополем. Император ласково принимал всех приходящих в столицу, щедро награждая граждан, поднявшихся на защиту отечества, и также отослал денежное жалованье в повышенном размере в армию, чем заметно поднял ее боевой дух. Теперь в лагерь полководца Алексея Враны ежедневно стекалось множество новых и доблестных солдат, о чем, к своему несчастью, вожди норманнов еще не знали 798 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. 1185 г. против императора поднял мятеж Алексей Врана. В это же время началось восстание в Болгарии, к-рое вскоре вывело из-под власти империи почти все внутренние районы Балканского п-ова. Неоднократные попытки имп. Исаака и его полководцев подавить болгар оказались безуспешными. В этих условиях положение новой династии оказалось весьма шатким. Борьба за власть началась внутри дома Ангелов. В 1195 г. Исаака II сверг и ослепил его брат Алексей III Ангел Комнин , к-рый оказался еще менее успешным правителем (1195-1203). Сын Исаака Алексей бежал на Запад и обратился за помощью к итал. и герм. дворам, дав европейцам повод для прямого вмешательства в дела Византии. В 1201-1202 гг. был организован 4-й крестовый поход с участием фландрских, североитал., франц. рыцарей и венецианцев, тайно направленный против Византии. Летом 1203 г. крестоносцы появились под стенами К-поля и возвели на престол Алексея IV Ангела и его отца Исаака II, требуя взамен уплаты колоссальной суммы. 12 апр. 1204 г. рыцари ворвались в город и разграбили его. И. Н. Попов, Э. П. Г. Поздневизантийский период (XIII - сер. XV в.) I. Период децентрализации империи (1204-1261). В марте 1204 г. участники 4-го крестового похода условились между собой о разделе Византии, заключив оформленный позднее пакт Partitio Romaniae. Венецианцы оговорили себе четверть и еще полчетверти завоеванной территории, включая и кварталы К-поля. После захвата К-поля 12 апр. предводители крестоносцев приступили к выбору императора. Им не стал вождь похода - решительный и энергичный маркиз Бонифаций Монферратский . Его усиления не хотели ни венецианцы, ни значительная часть франц. рыцарства. Корона досталась 9 мая 1204 г. графу Фландрии и Эно Балдуину I . Хотя формально новый государь считал себя визант. василевсом, придерживался обычаев визант. двора и присваивал греч. титулы, на руинах Византии возникло новое гос-во - Латинская империя , управляемая западноевроп. сеньорами и венецианцами. Западноевроп. система вассалитета была наложена на визант.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Но, с одной стороны, были еще в живых два императора, законно коронованные и бежавшие из Цареграда во время осады его латинянамп (Алексей III и Алексей V Мурцуфл); с другой, в разных областях империи появились другие искатели царской власти, которые также могли опираться на просхождение от императорского рода: таков был Михаил Ангел-Комнин, основатель деспотства эпирского 690 . Но самыми могущественными соперниками никейского деспота должны были оказаться внуки императора Андроника Комнина, Алексей и Давид, основавшие в то время транезунтскую империю и привлекшие на свою сторопу многих знатных византийцев 691 . Алсксей V Мурцуфл скоро попался в плен к латинянам и был сброшен в Цареграде с Феодосиевой башни. Алексий III вошел в сношения со врагами отечества и потерял всякое доверие византийского народа. Таким образом, Федор Ласкарис мог распространить свои притязания и не ограничиваться более титулом деспота. И действительно, по его приглашению прибыли в Никею греческие епископы, избрали нового патриарха в лице Михаила Авториана, который и возложил на Ласкариса корону византийских императоров 692 . Империя его, ограничивавшаяся сначала вифинским округом, сделалась, однако, местом прибежища для всех греков, недовольных латинским господством, а пребывание в Никее, вселенского патриарха возвысило Ласкариса в глазах современников на степень законного преемника византийских императоров а главного борца за свободу и независимость всей империи. Таким образом, прикрыть личную выгоду и честолюбие великими народными и религиозными задачами, вселить в умах убеждение, что только от него Византия может ожидать отрады, мести за нанесенные ей обиды, возвращения столицы императоров и т. п.-сделалось основным мотивом походов, договоров и всей политики никейского императора. Приведенный выше памятник является истолкователем этой идеи. Есть возможпость до некоторой степени обозначить обстоятельства, на которые намекает он, и определить время его происхождения. В двух местах Ласкарис упоминает о том, что он сделал для византийского народа: «да будут известны всем те труды, бессонные ночи, передвижения с места на место, злобные наветы, скитанья по соседним народам, помощь испрошенная от них, тяжкие усилия при еллиспонтских Пигах» 693 ; и далее: «там я должен был уклоняться от юношей, сделавших опасным Евксинский понт, боясь распустить даже самое знамя 694 ; здесь-бороться с союзником западных народов, выступать и против иных врагов, разгоняя их отряды; Бог даровал царству моему помазание:.. я владею теперь всеми городами по морскому берегу»... Если прверим эти показания действительными фактическими данными историков, тогда можно будет определить с приблизительной точностью время происхождения памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

На обороте. ’Επια γ ποστολος τον ομο τον φευουαιου μινος ηαστο.. το ημαιας αι ε.. το χαια μον. 171 г. 234. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты иконописец Апостолко Юрьев. Твоего Государева жалованья на твои Государева ангела и Государя Царевича и великого князя Алексея Михайловича и Государя Царевича и великого князя Алексея Алексеевича и Государя Царевича и великого князя Феодора Алексеевича ради их ангел моей брати иконником же Симону Федорову, Федору Федорову, Степану Григорьеву и всем оружейной полаты мастеровым людям идет корм и питье с дворцов, а мне, холопу твоему, против их на те праздники корму и питья не дают, а работишка моя тебе, великому Государю беспрестанно. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, ради своего Государева ангела и ради своего Государева многолетнего здоровья, вели, Государь, на те праздникы на свои, Государь, ангелы и Государей царевичев свое Государево жалованье корм и питье против моей брати давать. Царь Государь смилуйся, пожалуй. На обороте. 171 г. марта в 18-день послать в приказ большого дворца память иконникам жалованным Степану Резанцу с товарищи, по чему из дворцов и за каковые кому именины и по какому Государеву указу и с которого года. 171 г. 270. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты иконописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, меня, холопа своего, вели, Государь, свое Государево жалованье месячный корм на апрель месяц выдать. Царь Государь смилуйся, пожалуй. На обороте. 171 году дать корм по указу. Επια γ πστολος τον πιλιου μινος λον 171 г. 299. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты живописец Апостолко Юрьев. По твоему Государеву указу твое Государево жалованье иноземцам, мастерам, и моей братии живописцам, и иных что, что в оружейный полаты, муки и крупы, и деньги по десяти рублев им дано, а мне, холопу твоему, муки и крупы даны, а деньги мне не даны. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, и мне свое Государево жалованье деньги против моей братии ниоземцев выдать, а работаю я, холоп твой, тебе великому Государю беспрестанно. Царь Государь смилуйся, пожалуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Уже то самое, что Данонте описал такое время, в какое он совсем не жил, мало обещает хорошего читателю его хронографии. И читатель, как кажется, не ошибается, если не станет ждать чего-нибудь путного от недостаточно образованного Кесария, взявшего на себя задачу говорить о том, чего он настоящим образом не знал. Во всяком случае, церковный историк совершенно напрасно потратил время, читая и перечитывая хронографию Дапонте. Исторический материал гражданского свойства у Кесария на первом плане, а о церковных делах он говорит мало, даже почти ничего. Он отмечает смены одного константинопольского патриаршества другим, кое-что говорит о неурядицах впатриархии, указывает обстоятельства, при которых турки повесили патриарха Парфения (Хиосского), обстоятельства лишний, а, потому, излишний раз доказывающие, что в Турции всякие нелепости возможны ( σελ. 6). В Хронографии встречаются рассказы о том, как двое турок, впрочем, в разное время, обратились к христианству. Но эти рассказы производят странное впечатление: один рассказ баснословен ( σελ.26), а другой совсем не понятен – видите ли? – некий Мустафа-эффенди, пожелав сделаться христианином, обратился к патриарху Каллинику, которого он любил и, наконец, ушел (вдруг! почему?) в Галату к капуцинам, принял латинство и сделался францисканцем. ( σελ.42–3). Удивительно! Образованность свою Дапонте обнаруживает в том, что делает несообразные сравнения, напр. великого драгомана Александра Маврокордато именует «вторым Кикероном» ( σελ. 16). Чтение хронографии Дапонте очень затруднительно, вследствие множества слов турецких. И, однако же, каков сюрприз – в 1890 году эта самая хронография вновь издана румынским ученым, каким-то Erbiceanu, издана в оригинале с румынским переводом – в национальных интересах 46 . Обяснение этото странного явления, кажется, нужно искать в том, что в хронографии много говорится о Молдаво-Валахии. Христофор Ангел, Рико и Эльснер Христофор Ангел, родом из Пелопонниса, не желая переносить турецкого деспотизма, бежал в Англию, где в начале 17 века учился, а потом и жил в Кембридже и Оксфорде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010