В середине апреля Исаак II укрылся в одном из фракийских монастырей, но по распоряжению воцарившегося Алексея III был ослеплен, отправлен в Константинополь и заточен в башню. 18 июля 1203 г. Исаак Ангел вернулся на трон (см. «Алексей IV”). Больной и сломленный духовно, он уже не правил, а все время проводил с гадателями и астрологами, страсть к которым превратилась у царя в манию. Те же беззастенчиво обманывали несчастного слепца, обещая ему скорое прозрение и власть над всем миром. Свергнутый Алексеем V, Исаак II не вынес своего вторичного падения и  умер в конце января 1204 г. Современники и потомки удивлялись не столько тому, как такой кровожадный, ленивый и неспособный человек десять лет владел престолом, сколько тому, что среди императоров династии Ангелов Исаак II оказался не самым худшим. Алексей III Ангел (ок. 1153 – после 1211, имп. в 1195 – 1203) Едва весть о низложении Исаака II Ангела достигла столицы, вельможи поспешили заочно выказать свою приверженность новому василевсу и отправились на поклон к супруге Алексея III Ефросинье. «Все, как рабы, побежали во дворец прямо к царице и прежде, чем увидели нового властителя, или узнали в точности, что сделалось с прежним... согнулись в три погибели перед женой человека, о котором им сказали, что он царь, подложили ей под ноги, как скамеечки, свои головы, бросились ... подобно тявкающим собачонкам, лизать кожу ее башмаков», – негодуя, вспоминал Никита Хониат т. II, с. 143, сл.]. В пору дворцовых переворотов Византия видела многое, но чтобы брат ослепил брата – такого не случалось уже несколько веков. Потому с самого начала правления Алексей III в глазах значительной части общества покрыл себя позором. С течением времени такое мнение лишь укрепилось, так как император оказался человеком слабым, беспринципным и бесстыжим. Клятвопреступления, тайные казни, откровенное вымогательство были для него в порядке вещей. Венцом таких деяний ва-силевса стал пиратский рейд боевой эскадры флота ромеев, которую он послал для грабежа богатого торгового каравана, идущего в Амис. Навархи Ангела переусердствовали и обобрали все встретившиеся им корабли, в том числе и купцов иконийского султана. В результате между сельджуками и империей вспыхнула война. Не отставали от монарха его приближенные. Начальник тюрьмы Лагос по ночам выпускал на свободу наиболее дерзких воров «на промысел», а те, возвращаясь утром, делились с ним добычей. Состоятельных граждан он бросал в темницу и там занимался вымогательством. В конце концов, когда Лагос попытался проделать такую операцию с одним из богатейших ремесленников, горожане восстали и закидали камнями столичного эпарха. Муж одной из сестер императрицы, мегадука Михаил Стрифн по кличке «толстопузый», вкупе с друнгарием флота Стирионе открыто торговал имуществом из арсеналов военно-морского ведомства. В ход шло все – якоря, паруса, канаты, гвозди, весла. К моменту похода крестоносцев на

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во  втором видении , изложенном в последних четырех стихах первой главы, пророк видит четыре рога по числу стран света. Они изображали зложелательность всех окрестных народов, доведшее иудеев до рассеяния (1:18– 19 1290 ). Пророк потом видит, что четыре Ангела древодела или кузнеца (в русском тексте Захарии –  четыре рабочих , «Потом показал мне Господь четырех рабочих») идут сбить эти рога, дабы у возникающего и слабого царства Иудейского не было воинственных соседей, могущих посягнуть на самостоятельность сего царства. Это исполнилось во времена Дария Истаспа, Ксеркса и их преемников, так как их безчисленные армии поглотили всех способных носить оружие во всех подвластных областях. В  третем видении , изложенном во второй главе, пророк видит, что один Ангел с землемерной веревкой в руке, идет отмерить место под постройку Иерусалима; а другой Ангел, вышедший к нему навстречу, получает повеление объявить пророку, что по причине множества людей и скота в нем, как город без стен постоянно распространяющийся, Иерусалим заселит окрестности – и что Сам Господь будет стеной огненной, неприступной и освящающей вокруг, и прославится посреди него (2:1–8). Итак, оставшиеся в северной земле (в Персии и Вавилонии), спасайтесь на гору Сион; потому что там начнутся приготовления к войне (поход Дария против Скифов), которая сделается почти беспрерывной; а живущие в Сионе безопасны, ибо касающийся их, как бы касается зеницы ока Всевышнего, т. е. подвергнется немедленному наказанию. Поскольку Господь вселится во Иерусалиме, многие язычники прибегнут к Господу и будут Его народом… Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! (2:6–13 1291 ). В  четвертом видении , изложенном в третьей главе, Захария видит, что первосвященник Иисус, как бы подсудимый, стоит пред Ангелом (Хранителем Иудеи); – и что по правую руку Иисуса стоит сатана ( Пс 108:6 1292 ), который противитися ему, – то есть будет коварствовать и клеветать, вероятно, чтоб воспрепятствовать устройству храма и установлению в нем освящающего Богослужения. Пророк не обяснил, в чем заключалось это противление или коварство диавола; только упомянул о запрещении ему коварствовать против человека, который в самом деле был, как головня, исторженная из огня, т. е. перенес много самых жестоких бедствий и искушений среди язычников и вышел из среды их не без недостатков; это обозначалось бывшими на нем запятнанными одеждами (3:1–3 1293 ). Но Ангел повелел снять с него измаранные одежды, а Иисусу объявил, что снимает с него виновность или устраняет взносимую на него клевету; в знак сего Иисуса облекают в одежды чистые и светлые (3:4–5 1294 ). Это видение заграждало уста хулителей первосвященника, в каковых, конечно, не было недостатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

-- Мы в первый раз видимся, Алексей Федорович, -- проговорила она в упоении; -- я захотела узнать ее, увидать ее, я хотела идти к ней, но она по первому желанию моему пришла сама. Я так и знала, что мы с ней всё решим, всё! Так сердце предчувствовало... Меня упрашивали оставить этот шаг, но я предчувствовала исход и не ошиблась. Грушенька всё разъяснила мне, все свои намерения; она как ангел добрый слетела сюда и принесла покой и радость... -- Не погнушались мной, милая, достойная барышня, -- нараспев протянула Грушенька всё с тою же милою, радостною улыбкой. -- И не смейте говорить мне такие слова, обаятельница, волшебница! Вами-то гнушаться? Вот я нижнюю губку вашу еще раз поцелую. Она у вас точно припухла, так вот чтоб она еще больше припухла, и еще, еще... Посмотрите как она смеется, Алексей Федорович, сердце веселится, глядя на этого ангела... -- Алеша краснел и дрожал незаметною малою дрожью. -- Нежите вы меня, милая барышня, а я может и вовсе не стою ласки вашей. -- Не стоит! Она-то этого не стоит! -- воскликнула опять с тем же жаром Катерина Ивановна, -- знайте, Алексей Федорович, что мы фантастическая головка, что мы своевольное, но гордое-прегордое сердечко! Мы благородны, Алексей Федорович, мы великодушны, знаете ли вы это? Мы были лишь несчастны. Мы слишком скоро готовы были принести всякую жертву недостойному может быть или легкомысленному человеку. Был один, один тоже офицер, мы его полюбили, мы ему всё принесли, давно это было, пять лет назад, а он нас забыл, он женился. Теперь он овдовел, писал, он едет сюда -- и знайте, что мы одного его, одного его только любим до сих пор и любили всю жизнь! Он приедет, и Грушенька опять будет счастлива, а все пять лет эти она была несчастна. Но кто же попрекнет ее, кто может похвалиться ее благосклонностью! Один этот старик безногий, купец, -- но он был скорей нашим отцом, другом нашим, оберегателем. Он застал нас тогда в отчаянии, в муках, оставленную тем, кого мы так любили... да ведь она утопиться тогда хотела, ведь старик этот спас ее, спас ее!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1905...

Се же имена воеводамъ ихъ: 1 маркосъ от Рима, въ град Бьрне, идеже бе жилъ поганый злый Дедрикъ. 62 А 2-й кондофъ Офланъдръ. 63 А 3 дужь слепый от Маркова острова Венедикъ. 64 Сего дужа слпилъ Мануилъ цесарь 65 ; мнози бо философи моляхуться чесареви: аще сего дужа отпустиши съдрава, тъ много зла створить твоему царсгву. Царь же не хотя его убити, повел очи ему слпити стькломь, и быста очи ему яко неврежен, нъ не видяше ничегоже. Сь же дужь много браний замышляше на град, и вси его послушаху, и корабли его велиции бяхуть, с нихъ же градъ възяша. Столнья же фряжьска у Цесаряграда от декабря до априля, доколь городъ възяшь. А мсяця маия въ 9 поставища цесаря своего латина кондо Фларенда своими пискупы, и власть собе раздлиша: цесареви град, а маркосу судъ, а дужеви десятина. И тако погыбе царство богохранимаго Костянтиняграда и земля Гречьская въ свад цесаревъ, еюже обладають фрязи. 44 Царствующю Ольксе въ Цесариград, въ царств Исаков... самъ цесаремь ста.– Алексей III вступил на престол в 1195 г., свергнув и ослепив своего брата – Исаака Ангела (1185–1195 гг.). 45 И въвденъ бысть въ корабль, и въсаженъ бысть въ бочку...– Никита Хониат рассказывает иначе: Алексей на лодке был доставлен на итальянский корабль; «он остриг себе в кружок волосы, нарядился в латинскую одежду, смешался с толпою и таким образом укрылся от сыщиков». Версия же о бегстве Алексея в бочке с тройным дном, вероятно, легендарна. 46 ...и приде къ нмьчьскуму цесарю Филипови, къ зяти и къ сстр своей.– Алексей, бежавший в 1202 г. из Константинополя, высадился в Сицилии. Он установил связь с папой Иннокентием III, с императором Священной Римской империи Филиппом Швабским, женатым на его сестре Ирине, и непосредственно с самими крестоносцами, которые в это время уже готовились к походу в Палестину. 47 ...такоже посадяче его на пртол, поидете же къ Иерусалиму...– Крестоносцы, восстановив на престоле Исаака Ангела, должны были продолжать путь в Палестину. Алексей Ангел обещал субсидировать поход и отправить с крестоносцами десятитысячное войско.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Батюшка бросает книжку, звонит этой своей знакомой учительнице-сатанистке, пересказывает откровение Алистера Кросули и спрашивает: – Это правда? Она подтверждает: – Да. – А ты, – продолжает допытываться отец Алексей, – можешь? – И я, – отвечает, – могу. – А вот тогда, – напоминает, – когда ты ночевала у меня в квартире, это ты открыла дверь? – Да, – вынуждена была признаться она. И рассказала, что получила тогда от дружков-сатанистов очередное задание по поводу православного священника. Она проникла ночью в его квартиру, наклонилась над ним спящим… И, простояв так продолжительное время, ничего предпринять в итоге не осмелилась. Но, судя по тому, в каком состоянии отец Алексей застал ее утром, видно, что это бездействие далось ей не так просто, будто ночь она провела в борьбе… Удивительное признание Позже, когда отец Алексей и его подопечная учительница-колдунья если не подружились, то, во всяком случае, сблизились, батюшка ей признался, что в тот момент, когда после освящения ее квартиры она насылала на него демонов в виде прозрачных сущностей, которые угрожающе надвигались на него, большего страха он в жизни не испытывал. А она призналась ему в ответ, что в тот момент она испытывала страх не меньший, потому что в это время за спиной отца Алексея она вдруг увидела … две… грозные… фигуры. Это великое счастье, что мы с вами принадлежим к Православию. Потому что с любым человеком они могут сделать все что угодно , а с нами – ничего Вероятно, за его спиной предстали и стали видимы ей два его защитника, два ангела. Ангел-хранитель и еще кто-то. И завершил отец Алексей свою историю пред нами, студентами богословского университета, словами: «Это великое счастье, что мы с вами принадлежим к Православию. Потому что с любым человеком они могут сделать все что угодно , а с нами (имеется в виду с теми, кто еженедельно ходит в православный храм, исповедуется, причащается, ежедневно молится Богу) – ничего. Черная метка Через несколько недель, когда я еще раз съездил к отцу Алексею, чтобы уточнить, правильно ли с его слов я все записал в этом рассказе, он сделал еще несколько важных дополнений.

http://pravoslavie.ru/146672.html

Причина постоянных мятежей заключалась даже не в военных неурядицах или тяжелом налоговом положении граждан – в этом отношении Исаак II Ангел ничем не отличался в худшую сторону от своих предшественников. Хотя в Византии так и не появился закон о престолонаследии, в общественном сознании уже давно созрело убеждение, что именно естественный способ передачи власти от императора к его преемнику является свидетельством Божественного избрания нового василевса. Византийское правосознание признавало, конечно, и иные вариации – в частности, когда имело место безвластие и на престол всходили достойные, хотя и случайные претенденты. Власть, полученная вследствие убийства пусть и тирана, но венчанного царя, не может быть праведной – таково сложилось общее убеждение. Иногда насильственная смена правящей династии допускалась, как, например, в случаях с Василием I Македонянином и его предшественником Михаилом III. Но для этого на престол должны были взойти такие же титаны. Исаак II Ангел этими качествами не обладал, а потому его статус был далеко не безусловен для политической элиты Римской империи 902 . Догадывался об истинных причинах систематических мятежей и заговоров сам император – Бог весть. Но бушующие пожары мятежей он начал тушить керосином. Некогда пообещав ввести мораторий на смертную казнь, ныне он уподобился Андронику I Комнину, ослепляя и сажая людей в тюрьмы по одному доносу или даже простому подозрению. Вследствие частых арестов наиболее активных и самостоятельно мыслящих аристократов, в которых Исаак II видел потенциальных заговорщиков, наступил кризис верховной власти. То один, то второй близкий помощник царя исчезал с поля зрения, оболганный кем-либо. Сын Феодоры Комниной Алексей Комнин был против его воли пострижен в монахи. На очереди оказался сын дуки Фессалоники Андроника Комнина, действительно попытавшийся свергнуть василевса. Он пришел в один из праздников в храм Святой Софии и потребовал, чтобы константинопольцы объявили его Римским императором. Его участь была печальна 903 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Характеристика императоров из дома Ангелов А.А.Васильев. История Византийской империи Династия Ангелов, возведенная на престол революцией 1185 года на смену Комнинов, происходила от современника Алексея Комнина, Константина Ангела, из малоазиатского города Филадельфии, человека незнатного происхождения, женатого на дочери императора Алексея и приходившегося дедом Исааку II Ангелу, первому императору из этого дома, следовательно, по женской линии родственного Комнинам. Одной из целей покойного Андроника было создание национального правительства. Эта задача ему не удалась, и к концу царствования он стал поворачиваться к Западу. Однако после его смерти необходимость национального правительства была настолько сильно ощутимой, что итальянский историк, исследователь царствования Исаака II Ангела, Ф. Коньяссо, писал: «Революция 12 сентября 1185 г. была в основном национальной и аристократической по своим планам. Так что все классы, кроме византийской аристократии, не получили выгод и преимуществ от этой революции.» Исаак II (1185-1195), представлявший собой, по словам Гельцера, «воплощенную злую совесть, севшую на подгнивший трон цезарей,» не обладал никакими государственными талантами. Чрезмерная роскошь двора и безграничная расточительность, связанные с непомерными и произвольными поборами и хищениями, слабость воли и отсутствие какого-либо определенного плана в управлении государством в соединении с внешними осложнениями, особенно на Балканском полуострове, где создалась новая опасная для империи сила в виде Второго Болгарского царства, и в Малой Азии, где продолжалось успешное продвижение турок, не остановленное безрезультатным третьим Крестовым походом, — все это создало атмосферу недовольства и возмущения в стране. По временам вспыхивали восстания в пользу того или другого претендента на престол. Однако, наверное, основной причиной общего недовольства была «усталость от бесконечного продолжения двух бедствий, отмеченных еще Андроником — ненасытности фискальной администрации и высокомерия знати.» Наконец, в 1195 г. против Исаака был составлен заговор его братом Алексеем, который, с помощью некоторой части знати и войска, низложил императора. Исаак был ослеплен и брошен в тюрьму, а его брат Алексей стал императором. Он известен как Алексей III Ангел (1195-1203), или Ангел Комнин, прозываемый иногда Бамбакорабд (Βαμβακο-ρβδης).

http://sedmitza.ru/lib/text/434316/

9 июля западная эскадра появилась у стен византийской столицы. 17 июля начался штурм, и  к утру следующего дня охваченный пожаром город сдался. 1 августа Алексей IV Ангел был коронован соправителем слепого отца, возвращенного на престол рыцарями. За короткий срок двадцатилетний василевс снискал всеобщее презрение. Греки всегда (и небезосновательно) считали католиков варварами, а он, лживый и трусливый, заискивал перед латинянами, пьянствовать в компании которых считал наилучшим развлечением. Найдя казну практически пустой, он для уплаты долга «еретикам» обложил экстраординарным налогом всех, в том числе и православный клир. Воины-крестоносцы безраздельно хозяйничали в окрестностях столицы, по настоянию императора патриарх Иоанн Каматир вынужден был пойти на ряд уступок папе. Все это до предела возмущало умы столичных жителей, не забывавших об исключительности Империи ромеев (во всяком случае, пока дело не дошло до отстаивания этого положения с оружием в руках). 22 августа пизанцы, обнаглев до крайности, средь бела дня принялись за грабеж мусульманского квартала столицы. Правительственным дружинам удалось прекратить разбой, и в ответ католики подожгли мечеть. Сильный ветер понес огонь в центр города. За два дня выгорело огромное пространство, пламя бушевало у стен ипподрома и Большого дворца. Огонь пожрал лучшие торгово-ремесленные кварталы, погибли сотни людей и неисчислимые ценности. Константинопольской торговле, и без того не блестящей, был нанесен удар, от которого она так и не смогла уже оправиться. Итальянские конкуренты греков торжествовали, глядя на пепелище. Осенью, выплатив рыцарям не более половины требующейся по договору суммы, Алексей IV Ангел принялся хитрить и увиливать, видя, что заплатить остального не в состоянии. Назрел конфликт, а когда греки прямо объявили крестоносцам, что денег они в ближайшее время от императоров не дождутся, отношения обострились до предела. Рыцари были недовольны и отвратительным содержанием своего войска. Между латинянами и ромеями начались вооруженные стычки, греки даже пытались сжечь флот крестоносцев, пустив на него брандеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялось открытие XVII Международного благотворительного фестиваля «Лучезарный ангел» 2 ноября 2020 г. 16:55 1 ноября 2020 года в кинотеатре «Поклонка» Музея Победы в Москве состоялась торжественная церемония открытия XVII Международного благотворительного фестиваля «Лучезарный ангел». Сопредседатель оргкомитета кинофестиваля, руководитель Управления по работе с общественными объединениями и организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ  протоиерей Димитрий Рощин огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Генеральный директор Фонда социально-культурных инициатив Дмитрий Соловьев зачитал приветственное послание председателя оргкомитета фестиваля, президента Фонда социально-культурных инициатив Светланы Медведевой: «Искренне рада приветствовать участников, организаторов и гостей на открытии фестиваля, который вновь собрал талантливых режиссеров, сценаристов и актеров со всех стран мира. Наш кинофорум вдохновляет и наполняет сердце добром, милосердием, любовью и нежностью. Самое главное, что он возрождает традицию семейного просмотра. Я выражаю глубокую благодарность всем организаторам фестиваля и партнерам, в лице Министерства культуры Российской Федерации, Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы, Русской Православной Церкви, Музею Победы, членам жюри, отборочной комиссии и Духовно-экспертному совету. Всем участникам желаю творческого вдохновения и зрительского признания». Гостям и участникам церемонии были представлены 82 конкурсных фильма кинофестиваля, которые распределены по следующих номинациям: полнометражное игровое кино, короткометражное игровое кино, документальное кино, анимационное кино. По традиции анимационные фильмы, наряду с профессиональным жюри, будет оценивать детское жюри. Помимо основных призов также предусмотрены специальные награды: за лучший фильм для детей и юношества и за лучший дебютный фильм. По завершении церемонии открытия состоялся показ фильма «Доктор Лиза», посвященный российскому общественному деятелю, филантропу Елизавете Глинке. На сцене фильм представили режиссер Оксана Карас, продюсер Александр Бондарев, оператор Сергей Мачильский и актер Алексей Вертков.

http://patriarchia.ru/db/text/5714259.ht...

2-7 ноября пройдет XIX Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» 18 октября 2022 г. 13:35 2-7 ноября 2022 года под девизом «Доброе кино» в Москве состоится XIX Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел». Организаторы мероприятия — Фонд социально-культурных инициатив, Центр духовно-нравственной культуры «Покров», продюсерская компания «Фест-Фильм» при содействии Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ . Фестиваль проводится при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. Духовный попечитель кинофорума — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Кинофестиваль организован под патронатом председателя Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», президента Фонда социально-культурных инициатив Светланы Медведевой. На кинофестиваль заявлены 403 фильма из 20 стран мира. К участию в кинопоказах экспертами отборочной комиссии допущена 131 кинолента из 17 стран: России, Великобритании, Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Греции, Израиля, Ирана, Италии, Казахстана, Киргизии, Ливана, Румынии, Сербии, Узбекистана, Филиппин, Франции, Швеции. В конкурсную программу кинофестиваля вошли 93 картины, в том числе 27 дебютных работ, в четырех номинациях: полнометражное игровое кино, короткометражное кино, документальное кино, анимация. Фестивальные фильмы имеют статус духовно безопасного кино и способствуют духовно-нравственному обогащению и воспитанию, приобщают к нравственным отечественным и традиционным семейным ценностям. Художественные, документальные и анимационные фильмы позволят каждому члену семьи — и взрослым, и детям, и подросткам — ознакомиться с интересными темами, историческими фактами, по-новому взглянуть на, казалось бы, хорошо известные вещи. Маленьких зрителей ждут волшебные сказки, фантастические приключения и мастер-классы. Фильм открытия кинофестиваля — «Одиннадцать молчаливых мужчин» (Россия, 2021), режиссер Алексей Пиманов, сорежиссер Екатерина Побединская. Художественный фильм повествует об историческом турне московского футбольного клуба «Динамо» по Великобритании в ноябре 1945 года. Английская пресса предрекала им четыре поражения с разгромным счетом, однако футболисты не только не проиграли ни одного матча, но и завоевали сердца английской публики, полностью перевернув ее представление о русском человеке и советской стране. «Динамо» стало символом нового мира, который зарождался на руинах Второй мировой войны.

http://patriarchia.ru/db/text/5968626.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010