3. ревнуя хранить единство духа в союзе мира: 4. Едино тело и един дух, так как вы и званы в единой надежде вашего призвания. 5. Един Господь едина вера, едино крещение; 6. Един Бог и Отец всех, Который надо всеми и во всех и внутри всех вас 695 . 7. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8. Потому и сказано: «Возшед на высоту, пленил Он плен и дал дары людям» 696 . 9. А что же это «взошел», как не то, что Он и нисходил прежде в низшие места земли; 10. низшедший есть Самый Тот, Который и взошел превыше всех небес, да исполнит все. 11. И Он же дал тех апостолами, тех пророками, тех благовестниками, а тех пастырями и учителями, 12. для согласного действия святых в деле служения, в домостройстве тела Христова; 13. доколе все достигнем до единства веры и познания Сына Божия, до мужа зрелого, до меры роста полноты Христовой. 14. Да не будем уже младенцами, волнуемыми и кругоносимыми всяким ветром учения, в брожении людском 697 , в коварстве лукавого обмана; 15. но правдивые в любви, да возрастим все в Того, Кто есть глава, во Христа, 16. от Которого все тело, согласуясь и слаживаясь во всякой пребывающей связи, деятельностью силы соразмерной с каждым членом, производит рост тела, самосозидаемого в любви. 17. Итак, свидетельствуяся о Господе, говорю вам впредь не ходить, как ходят прочие языки, в суете ума своего, 18. омраченные в разуме, устраненные от жизни Божией чрез невежество, сущее в них, чрез окаменение сердец их: 19. ибо, обесчувствев, они предались бесстыдству на каждую поденщину всякой скверны. 20. Вы же не так узнали Христа. 21. Если только вы Его слышали и от Него научилися, согласно с тем, что есть истина в Иисусе: 22. отложить вам прежний обычай с ветхим человеком, гибнущим в похотях прелести, 23. обновиться в духе ума вашего 24. и облечься в человека нового, сотворенного по Богу в праведности и святости истины. 25. Посему, отложивши ложь, говорите истину, каждый ближнему своему; ибо мы члены друг друга. 26. Гневайтесь, но не до греха: солнце да не зайдет в гневе вашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

488. Таковы были: Алексей, человек Божий (17 марта), святой Иоанн Кущник (15 января), преподобный Виталий Монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36. 489. Мф. 7. 26. 490. Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. — Лествица. Слово 27, гл. 33. 491. Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях. 492. Заимствовано из поведаний преподобного Кассиана Римлянина. 493. Лествица. Заглавие 25 го Слова. 494. Пс. 50. 19. 495. Добротолюбие. Ч. 1. 496. Духовная теплота достояние весьма преуспевших иноков, подвизающихся в безмолвии, для которых написана и вся книга святого Григория Синаита, а отнюдь не достояние новоначальных. Новоначальные должны довольствоваться тем, если будут молиться со вниманием и умилением. О теплоте смотри в «Слове о Иисусовой молитве». Аскетические опыты, том 2. 497. Мф. 14. 27. 498. Преподобный Нил Сорский. Предисловие к «Преданию». 499. Начало 3-го Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Издание Оптиной Пустыни 1852 года. 500. Ин. 8. 32; 14. 6. 501. Пс. 141. 8. 502. Пс. 142. 3. 503. Рим. 8. 6. 504. 1 Тим. 6. 20. 505. 1 Кор. 15. 50. 506. Ин. 11. 25. 507. Начало 3-го Слова. 508. Быт. 3. 13. 509. Ин. 8. 44. 510.  Змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3. 13). 511. Цитата из преподобного Симеона Нового Богослова, в Слове Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2. — Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 2. 512.  Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4. 7). 513. Ин. 8. 32. 514. В подлиннике сказано: «Аще кто мечтает высокая со мнением доспети». Здесь употреблено объяснительное выражение, чтобы отчетливее показать значение слова мнение. 515.  Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся (Откр. 3. 18–19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

48. Содержание книги Авдия Обличив непримиримую вражду и низкое предательство Идумеев против народа Иудейского, им родственного, пророк возвещает, что от Господа определено Идумее совершенное низвращение и опустошение, а царству Иудейскому – возвращение прежнего благосостояния, так что его жители получат возможность отмстить Идумеям. Порядок изложения следующий. Указав предмет своих видений – Идумею, пророк говорит, что от Господа послано известие народам: вставайте и выступим против него войной! Т. е. особенным действием Промысла возбуждено между народами намерение начать войну против Идумеи (1:1–2 1127 ). По устроению Божию, Идумеяне оставались независимыми, хотя были народ незначительный, даже ничтожный (в сравнении с Египтянами и Вавилонянами). Оттого возгордились до самообольщения неприступностью своих жилищ на утесах и в скалах и говорили в сердце своем: кто меня свержет на землю, т. е. кто будет в состоянии взойти на мои неприступные скалы, чтоб взять меня оттуда и увести в плен (1:3)? Но хотя бы ты вознесся как орел, даже если бы свил гнездо между звездами, то и оттуда низрину тебя, говорит Господь (1:4 1128 ). Ибо если бы случайный набег сделан был на тебя, то хищники унесли бы то, что попало на глаза или под руки, подобно тому, как в садах после воров остается уцелевшее (1:5 1129 ). Но ты разорена и обобрана совершенно из конца в конец…… это мужи завета твоего, это мужи живущие в мире с тобой, т. е. союзники твои Вавилоняне обыскали и забрали все сокровища по всей стране (1:6–7). При этом у Идумеев, обыкновенно отличавшихся хитростью и военной предусмотрителностью, недостанет смысла предпринять что-нибудь для своей защиты; даже воины Фемана – этого источника мудрости ( Иов. 4:1 ) сделаются трусами, так, что не останется жителей на горе Исавовой за обиду или несправедливости против брата Иакова, т. е. за то, что Идумеи были участниками в разорении Иерусалима, радовались опустошению Иудеи; или рубили, или хватали спасавшихся и выдавали неприятелю (1:8–14 1130 ). Вот теперь поступят также и с ними, – и злодеяния их обрушатся на их головы (1:15–16 1131 ). А в разоренном теперь Иерусалиме будут спасшиеся и в последствии времени отомстят Идумеям; истребят их, как огонь истребляет солому, и займут земли, бывшия во владении у Идумеев, Филистимлян и Израильтян. И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава: и будет царство Господа (1:17–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

48 . У кого ум всегда с Богом, у того и желание перерастает в божественную страсть, а ярость вся целиком превращается в божественную любовь 393 . Ибо благодаря долговременному сопричастию с Божественным озарением, он весь становится световидным и, тесно связав с собой страстную часть свою, превращает ее, как сказано, в нескончаемую божественную страсть и непрестанную любовь, целиком обратившись от земных [вещей] к Божественному 394 . 49 . Не завидующий, не впадающий в гнев и не помнящий зла обидчику не всегда является и любящим его. Но он может, еще не любя его, не воздавать злом за зло по заповеди, хотя воздавать постоянным добром за зло ему трудно. Ибо от всей души делать добро ненавидящим нас есть признак только совершенной духовной любви. 50 . Не любящий кого-нибудь не обязательно ненавидит его; и наоборот, не ненавидящий не обязательно является любящим. Но он может быть нейтральным в отношении к нему, то есть не любить, однако и не ненавидеть. Ведь только пять способов, указанных в девятой главе этой сотницы, могут производить в душе любовное расположение: один – достохвальный, другой – нейтральный, а остальные – достойные порицания. 51 . Когда видишь, что ум твой с удовольствием занимается материальными вещами и охотно обращается к мыслям о них, то знай, что ты 395 любишь их больше, чем Бога. Ибо, где сокровищ ваше, – говорит Господь, – там будет и сердце ваше ( Мф. 6:21 ). 52 . Ум, сочетающийся с Богом и пребывающий в Нем через молитву и любовь, становится мудрым, благим, сильным, человеколюбивым, милосердным и долготерпеливым. И просто сказать: он носит в себе почти все Божественные свойства. А удаляясь от Бога и отдаваясь материальным вещам, он становится любострастным, скотоподобным и звероподобным, воюя с людьми из-за этих вещей 396 . 53 . «Миром» Писание называет материальные вещи, а мирские [люди] суть те, чей ум занят ими 397 . Пристыжая их, [Писание] говорит: Не любите мира, ни того, что в мире... Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего) ( 1Ин. 2:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

4 .  В первую очередь именно в связи с «малыми согласованиями» потребовалась вышеупомянутая гипотеза прото-Марка. Потому что если предположить, что не было другого Евангелия от Марка, кроме канонического и им два других синоптика пользовались, то как объяснить расхождение, скажем, в притче о злых виноградарях: Мф 21: 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. Лк 20: 14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. 15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Мф 21: 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. Лк 20: 14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. 15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Допустим, евангелисты Матфей и Лука пользовались Мк и согласно, но независимо друг от друга изменили деталь относительно смерти сына, потому что знали, что Господь умер вне стен Иерусалима. Таким образом, первоначальный текст Марка у них изменился, получив дополнительную прообразовательную нагрузку – приточный сын убит вне стен виноградника, как и Иисус Христос был убит вне стен города. Не слишком ли смелое предположение? Или как объяснить, что и Матфей и Лука решили опустить эпизод в Гефсиманском саду с юношей, который бежал (под этим юношей традиционно подразумевают самого евангелиста Марка), оставив в руках преследователей свой плащ? Как объяснить и другие характерные только для Марка эпизоды? Для чего двум евангелистам понадобилось их согласно опускать? Поэтому возникло предположение, что «малые согласования» могут быть «остатком» несохранившейся версии Евангелия от Марка – прото-Марка отличной от Мк, которой пользовались апостолы Матфей и Лука. Таким образом, многие сторонники существования источника речений в действительности вынуждены предполагать большее, чем два, число исходных источников, что лишает модель простоты. Кроме того, гипотеза прото-Марка никак не согласуется с представлением традиции о цельности самого Евангелия от Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

4 . И вы, отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в навыке и учении Господа. 5 . Рабы, слушайтесь господ своих по плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердец ваших, как Христа, 6 . служа не только наглазно, как человекоугодники, но как рабы Христовы, творящие волю Божию от души, 7 . с доброжелательством служа Господу, а не людям; 8 . зная, что каждый, что бы доброго ни сделал, то и получил от Господа, будь он раб, будь он свободен. 9 . И вы, господа, делайте тоже в отношении к ним, отлагая угрозу, зная, что и вам самим есть Господин на небесах, и что нет лицеприятия у Него. 10 . Впрочем, братья мои, укрепляйтесь в Господе и в могуществе силы Его; 11 . облекитесь во всеоружие Божие, чтобы возмочь вам стать противу козней диавольских, 12 . потому что борьба наша не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против миродержцев тьмы века сего, против злобы духов на небесах. 13 . Посему возьмите всеоружие Божие, да возможете противустать в злой день и, все совершив, устоять. 14 . Итак станьте, препоясав бедра ваша истиной и облёкшись бронёй праведности, 15 . и обувши ноги в готовность благовествования мира 206 ; 16 . сверх же всего, взявши щит веры, в коем возможете все стрелы лукавого разожжённые угасить. 17 . И шлем спасения примите и меч духовный, который есть глагол Божий, 18 . всяким молением и прошением молясь во всякое время духом и на сие самое бодрствуя во всякой неутомимости и прошении за всех святых, 19 . и за меня, да дастся мне слово, и отверзу уста мои с дерзновением, сказывая тайну благовестия, 20 . о коем посольствую в узах, да в оном дерзаю, как мне подобает, говорить. 21 . А чтобы и вы знали обо мне, что делаю, то всё вам скажет Тихик, возлюбленный брат и верный служитель в Господе, 22 . которого послал я к вам на то самое, чтобы вы знали об нас, и чтобы он ободрил сердца ваши. 23 . Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. 24 . Благодать со всеми, любящими Господа нашего Иисуса Христа нетленной любовью. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

524 Этот жест был характерен для участников языческих пиров, о чем свидетельствуют надгробные памятники (например, в Пальмире). Умерший изображен полулежащим на парадном ложе и держащим в левой руке кубок, покоящийся на кончике пальцев. Ладонь его повернута кверху. (См.: Dialogue. T. 1. Р. 233, n. 5.) 525 Домостроителем апостол Павел в послании к Титу называет епископа: «Ибо епископ должен бытъ непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец...» ( Тит. 1:7 ). 526 Для обоснования действий Златоуста Палладий обращается к отрывку из Деяний Апостолов ( Деян. 6:2–4 ), который свободно пересказывает. Ср.: «Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». 528 Слово «святые» (γιοι) в давном контексте означает «члены народа Божиего», то есть члепы Церкви. В этом значении слово употребляется у апостола Павла: «Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахайе» ( 2Кор. 1:1 ). Об обязанностях христиан оказывать гостеприимство «святым», то есть своим собратьям во Христе, неоднократно говорится в Священном Писании. См.: Рим. 12:13 : «В нуждах святых принимайте участие, ревнуйте о странноприимстве»; 2Кор. 9:12 : «Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу»; 1Тим. 5:10 : «..известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым». 531 Палладий указывает на то, что совершающему дела странноприимства нужнο обладать добродетелью рассудительности (φρνησις, σωφροσνη). Св. Иоанн Златоуст был против неразумной благотворительности, за что упрекал диакониссу Олимпиаду. (См.: прим. 308.) 533 Подобные сапоги носили на Востоке, в особенности в Персии. В подлиннике – σαρβαρα, В книге пророка Даниила это слово употреблено для описания одеяния трех отроков, брошенных по приказу Навуходоносора в раскаленную печь ( Дан. 3:21 ). (См.: Diaiogue. Т. 1. Р. 239, n. 5.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

55 . Если любовь не делает ближнему зла ( Рим. 13:10 ), то завидующий брату, огорчающийся из-за доброй славы его, злыми насмешками пачкающий уважение к нему или злонравно творящий наветы на него разве не отчуждает себя от любви, предавая вечному осуждению? 56 . Если любовь есть исполнение закона ( Рим. 13:10 ), то злопамятствующий на брата, строящий козни ему, проклинающий его и радующийся падению его разве не является преступником, достойным вечного наказания? 57 . Если кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон ( Иак. 4:11 ), а закон Христов есть любовь, то разве не отпадает от любви Христовой клеветник и не становится ли он виновником собственного вечного наказания? 58 . Не предавай слух свой языку клеветника и не предоставляй язык свой слуху злоречивого, с удовольствием говоря или слушая [клеветы] на ближнего, дабы не отпасть тебе от Божественной любви и не оказаться чуждым вечной жизни. 59 . Не внемли хулам на отца твоего 329 и не поощряй бесчестящего его, дабы не прогневался Господь на дела твои и не истребил тебя от земли живых. 60 . Затвори уста клевещущему в уши твои, чтобы не согрешить тебе с ним двойным грехом: себя приучая к этой пагубной страсти и ему не препятствуя поносить ближнего. 61 . Господь наставляет: Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас ( Мф. 5:44 ). Почему повелел Он это? – Для того, чтобы освободить тебя от ненависти, скорби, злопамятства и удостоить великого стяжания – совершенной любви: ею не может обладать тот, кто не любит равно всех людей, подражая Богу, равно любящего всех и хотящего, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ) 330 . 62 . Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два ( Мф. 5:3941 ). Для чего эти [заповеди]? – Для того, чтобы тебя сохранить негневливым, невозмутимым и беспечальным, а [враждующего с тобой] воспитать твоим долготерпением; и вас обоих [Господь], будучи благим, [таким образом] подводит под иго любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

5) Обличает лукавство всего народа перед всеведущим Богом. Под предлогом неурожаев иудеи удерживали у Господа десятину и начатки; а в то же время говорили на обличение: что мы говорим против Тебя, т. е. чем обкрадываем мы Тебя?! Лето кончилось, а вносите вся плоды в сокровища ваши, говорит пророк; за то и несете тяжесть проклятия. Попробуйте – отдайте всю десятину в храм, тогда увидите, что благословение прольется на вас до преизбытка, – и все пожирающее (например, саранча) будет прогнано от вас, так что все соседние народы будут считать вас блаженными (3:6–12 1368 ). 6) Обличает тех, которые, обращая внимание, с одной стороны, на богатство и благоденствие соседних народов, с другой – на нищету и угнетение иудеев, говорили, что нет никакой пользы от благочестия. Тщетно служение Богу…, и ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония» (3:13–15). Но боящиеся Господа в то же время говорят, что у Господа пишется все в книгу памяти перед лицом Его. Этих последних, как почтительных детей, Господь сохранит в день мздовоздаяния; тогда на деле откроется различие между служащим Господу и не служащим Ему (3:16–18 1369 ), а именно: в наступающий день пламенного суда беззаконники и иноплеменники сгорят как солома, так что не останется от них ни корня, ни ветвей; а боящимся Господа воссияет солнце правды и исцеление в лучах Его (4:1–3). Помните закон Моисея, раба Моего, говорит Господь чадам ветхой Церкви в заключение, – и Я дам вам предостережение; пошлю руководителя для приготовления к помянутому дню грядущего суда: вот Я пошлю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дня Господня великого и просвещенного, который обратит сердце отца к сыну, и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил землю проклятием (4:4–5). Таким образом речь Малахии направлена против тех мнений, которые составились в народе от продолжительного рабства язычникам, потерявшим доверие к своим отечественным учреждениям и обетованиям, особенно к обетованию о Мессии, составляющему основание всех других обетований. Поэтому пророк с особой определенностью говорит, что явится сначала Предтеча, а потом Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

—622— её и разделите между собой. Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не приидет царствие Божие. И, взяв хлеб и благословив (ελογσας), преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И, взяв чашу и благодарив (εχαριστσας), подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сия есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов” ( Лк.22:7–20 ; Мк.14:12–18,22–24 ; Мф.26:17–21,23,26–88 ). В приведённом рассказе не только изображена обстановка совершения Христом ветхозаветной пасхальной вечери, не только ясно поименованы оба вида новозаветного таинства, но содержится указание и на внешний приём их освящения. Словами: и благословив, и благодарив, означается молитвенный акт, предшествовавший преломлению хлеба и раздаянию чаши. К сожалению, евангелисты умолчали о том, как именно благословил, какую благодарственную молитву произнёс Спаситель над хлебом и вином; из их повествования можно видеть только, что Иисус Христос совершил новозаветную пасху или таинство евхаристии после ветхозаветного пасхального обряда и в связи с ним. Поэтому обряды и молитвы ветхозаветной пасхи составили как бы вступление к евхаристии и, весьма вероятно, послужили образцом, по которому выработался канон евхаристии. По закону, хозяин дома или старший член семьи, отправлявший пасху (то есть раздроблявший пасхального агнца, раздававший его присутствовавшим за вечерню и рассказывавший историю установления последней), произносил при этом целый ряд псалмов, от 113-го по 118-й, и это составляло так называемый галлел, или молитву хвалы и благодарения. Во время первой и второй чаши прочитывались первые два псалма, представляющие величие и силу Иеговы, которые выразились в избавлении евреев от рабства. Пред 2-й чашей отец семейства в ответ на вопрос сына, почему эта ночь отличается от всех ночей, объяснял по Исх.12:26 цель и значение вечери, вспоминал избавление евреев от рабства в Египте 3328 . При употре- —623— блении третьей чаши произносились остальные псалмы от 115-го до 118-го, в которых высказывается благодарность Иегове за помощь и спасение в несчастии, и содержится, благодарственная песнь Мессии за избавление Его от смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010