16. Аврааму же сказано было обетование и семени его (не сказано: семенам, как бы о многих, но как об одном) «и семени твоему», которое есть Христос 665 . 17. Так я говорю, что завета, предутвержденного Богом во Христе, закон пришедший спустя четыреста тридцать лет, отменить не мог, чтобы упразднить обетование; 18. ибо, если наследие от закона, оно уже не от обетования; Авраама же ущедрил Бог через обетование. 19. Итак, что же закон? Он предустановлен был против заблуждений, доколе не пришло то семя, которому дано обетование и устроен вестниками Божьими под рукою посредника 666 . 20. Посредник же при одном не бывает, а Бог один. 21. Итак, закон противен обетованиям Божиим? Да не будет. Если бы был дан закон, могущий животворить, тогда бы действительно праведность была от закона. 22. Но Писание заключило всех под грехом, дабы через веру в Иисуса Христа дано было обетование верующим. 23. Прежде, чем прийти вере, мы были заключены и стрегомы законом, для будущего откровения веры. 24. Так закон был нам дядькою 667 во Христе, да от веры оправдимся. 25. Пришедшей же вере мы уже не под дядькою 668 . 26. Но через веру все вы сыны Божии во Христе Иисусе 669 ; 27. Ибо все вы, сколькие во Христа крестились, во Христа облеклись. 28. Тут нет уже иудея, ни эллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины, ни женщины; ибо все во Христе Иисусе, вы все – один 670 . 29. Если же вы Христовы, то и семя Авраама, и по обетованию наследники. Глава IV 1. Еще скажу: во все время, покуда действует наследник, он ничем не разнится от раба, будучи господин всего; 2. но он под опекунами и домоправителями до отцовского предназначения. 3. Так и мы, покуда детствовали, были порабощены стихиям мира; 4. Когда же пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, рожденного от жены, бывшего под законом 671 , 5. да искупит подзаконных, да получим усыновление. 6. А поскольку вы сыны, послал Бог Духа Сына Своего в сердца наши, вопиющего: Авва! (отче) 672 . 7. Итак, ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

16 . Итак, говорю: ходите духом и не станете воли плоти совершать. 17 . Ибо плоть волит против духа, и дух против плоти: они противятся друг другу, так что вы не то делаете, чего хотите. 18 . Если же вы водимы духом, то вы не под законом. 19 . Известны дела плоти; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, разврат, 20 . идолослужение, порчи, вражда, свары, ревности, гнев, происки, розни, расколы, 21 . зависти, убийства, пьянства, пирования, о которых предсказываю вам, как и прежде говорил, что делающие такие дела царства Божия не наследуют. 22 . Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, благодушие, верность, 23 . кротость, воздержание; против таковых нет закона. 24 . А те, которые суть Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 . Если мы живём духом, то станем и следовать духу. 26 . Не будем тщеславными, друг друга раздражателями, друг другу завистниками! Глава VI 1 . Братья, если и впадёт человек в какое прегрешение, вы, духовные, направляйте такового в духе кротости, и наблюдай за собою, как бы и сам ты не искусился. 2 . Друг друга тягости носите и так исполняйте закон Христов. 3 . Если же кто думает быть чем-нибудь, будучи ничем, он сам себя обманывает. 4 . Каждый испытывай своё собственное дело, и тогда ему будет чем похвалиться перед собою только, а всё-таки не перед другим: 5 . ибо всякий понесёт своё собственное бремя. 6 . Учащийся слову, да даёт учащему общение во всех благах своих. 7 . Не обманывайтесь: над Богом не посмеёшься. Что человек сеет, то он и пожнёт. 8 . Так, сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; сеющий же в духа от духа пожнёт жизнь вечную. 9 . Не скорбим тоже, творя благая; в своё время пожнём, только бы не ослабли. 10 . Итак, пока нам время есть, станемте делать добро всем, а особенно домочадцам веры. 11 . Видите, как много написал я вам своей рукой! 12 . Все те, которые хотят благовидности по плоти, принуждают вас обрезываться, только чтобы им не быть гонимыми за крест Христов. 13 . Ибо и сами обрезанные не исполняют закона, но хотят, чтобы вы обрезывались для того, чтобы вашей плотью похвалиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

17 . вселиться Христу, чрез веру, в сердца ваши; 18 . да, вкоренясь и утвердясь в любви, возможете постигнуть со всеми святыми, что ширина и длина, и глубь, и высь, 19 . уразуметь превосходящую всякое разумение любовь Христа; да полнитесь во всю полноту Божию! 20 . Ему же, Кто во всем силен сотворить безмерно более того, о чем просим и думаем, силой, действующей в нас, 21 . Ему слава в Церкви о Христе Иисусе во все времена века вечного! Аминь. Глава IV 1 . Итак прошу вас я, узник во Христе, ходить достойно того звания, в которое вы званы, 2 . со всяким смиренномыслием и кротостью, с долготерпением, снисходя друг другу по любви, 3 . ревнуя хранить единство духа в союзе мира: 4 . Едино тело и един дух, так как вы и званы в единой надежде вашего призвания. 5 . Един Господь, едина вера, едино крещение; 6 . Един Бог и Отец всех, Который надо всеми и во всех и внутри всех вас. 7 . Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8 . Потому и сказано: «возшед на высоту, пленил Он плен и дал дары людям». 9 . А что же это «взошёл», как не то, что Он и нисходил прежде в низшие места земли; 10 . низшедший есть Самый Тот, Который и взошёл превыше всех небес, да исполнит всё. 11 . И Он же дал тех апостолами, тех пророками, тех благовестниками, а тех пастырями и учителями, 12 . для согласного действия святых в деле служения, в домостройстве тела Христова; 13 . доколе все достигнем до единства веры и познания Сына Божия, до мужа зрелого, до меры роста полноты Христовой. 14 . Да не будем уже младенцами, волнуемыми и кругоносимыми всяким ветром учения, в брожении людском 204 , в коварстве лукавого обмана; 15 . но правдивые в любви, да возрастим все в Того, Кто есть глава во Христа, 16 . от Которого всё тело, согласуясь и слаживаясь во всякой пребывающей связи, деятельностью силы соразмерной с каждым членом, производит рост тела, самосозидаемого в любви. 17 . Итак, свидетельствуясь о Господе, говорю вам впредь не ходить, как ходят прочие языки в суете ума своего, 18 . омрачённые в разуме, устранённые от жизни Божией чрез невежество, сущее в них, чрез окаменение сердец их:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

17. Если же, стремяся оправдаться во Христе, и сами мы оказались грешниками, не есть ли тогда Христос служитель ко греху? – да не будет. 18. Ибо, если что я разрушил, то самое вновь строю; я самого себя показываю преступником. 19. Чрез закон умер я для закона, да живу для Бога. 20. Я Христу сораспялся, живу же не я уже, но живет во мне Христос; а что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21. Я не отвергаю благодати Божией; ибо если праведность от закона, значит Христос даром умер. Глава III 1. О безумные галаты, кто очаровал вас не слушаться истины?– вас, пред чьими глазами Иисус Христос изображен был, как бы перед вами самими распятый? 2. Одно это хотел бы я узнать от вас: от дел ли закона получили вы Духа, или от слушания веры? 658 3. Ужели вы так безумны? Начав Духом, ныне кончаете плотию! 4. Ужели так много испытали вы понапрасну? Да еще понапрасну ли только? 5. Что же? От дел ли закона, или от слушания веры Тот, Кто расточает вам Духа 659 и творит в вас силы? 6. Как Авраам поверил Богу, вменилось ему в праведность 660 , 7. также знайте: те, кто от веры, они-то и суть сыны Авраама. 8. Ибо Писание, провидя, что Бог оправдает языки от веры, предблаговестило Аврааму: «что благословятся в тебе все языки» 661 . 9. Посему те, кто от веры, благословляются с верным Авраамом. 10. А которые от дел закона, те под клятвою; ибо писано: проклят всякий, кто не пребывает во всех предписаниях книг закона, исполняя оные 662 . 11. Что от дел закона не оправдывается никто перед Богом, ясно потому, что и праведник от веры жив будет 663 . 12. Но закон не от веры; а человек, что делает, в том и живет 664 . 13. Христос искупил нас из-под клятвы закона, став за нас клятвою, ибо писано: «Проклят всяк, повешенный на дереве». 14. Да будет на все народы благословение Авраамово во Христе Иисусе, да приимут обетование Духа через веру. 15. Братья! говорю по-человечески: даже и человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к оному.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

17. с 14-го стиха) в законе о царе и при том в такой форме, которая заставляет относить этот закон к эпохе Моисея. Появление закона о царе при Моисее, задолго до введения царской власти, не заключает в себе ничего удивительного: идея царя была гораздо ближе к народному сознанию при Моисее, когда народ составлял одно целое, чем во времена Судей, когда колена вели замкнутую, разобщённую жизнь и преследовали почти исключительно свои племенные интересы. Свидетельство о своём происхождении от Моисея закон о царе даёт в следующих словах: из среды братьев твоих поставь над собою царя: не можешь поставить над собою (царём) иноземца, который не брат тебе. Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народ в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: „не возвращайтесь более путём сим“. Появление подобного закона в царстве Иудейском, когда на престоле укрепился царский род Давида и, в силу божественных обетовании, царская власть сде- —73— лалась в роде Давидовом наследственной, было бы немыслимо: насколько известно из последующей истории, никому и никогда в Иудее не приходило в голову обращаться за царём к иноплеменникам; не было подобных поползновений и в царстве Израильском; а потому, с этой стороны, отсутствовали все мотивы к написанию закона в период царей. Далее законодатель требует, чтобы царь не возвращал народа в Египет для умножения себе коней. Переводы в этом месте сильно расходятся: русский перевод: для умножения себе коней; славянский: яко да не умножит себе коней, согласно с греческим: πως μ πληϑν αυτ ππον; Вульгата: nec reducet populum in Aegyptum equitatus numero sublevatus – „да не возвращает народ в Египет при помощи многочисленной конницы“ 3385 . Из этих переводов ближе всего к подлиннику перевод Вульгаты; прочие нужно признать неудовлетворительными. Возвращение народа в Египет для умножения коней представляется действием совершенно непонятным и нецелесообразным. Положим, однако, что возможно было возвращение народа в Египет для приобретения коней.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

182 См. прим. 4. Палладий переходит к характеристике особых даров, обращаясь к примерам личного подвижничества. Эту тему он развивает в последующем рассуждении. 183 Намек на 1Кор. 9:24–25 : «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного». 184 Это не цитата, а пересказ текста Священного Писания. (См.: Евр. 5:4–5 : «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником». 189 Носить Ковчег Завета было позволено только лишь представителям колена Левиина. «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить Ковчег Завета Господня, предстоять перед Господом, служить Ему и благословлять именем Его, как это продолжается и до сего дня». См.: Втор. 10:8 . Оза к колену Левиину не принадлежал. 191 Св. Иустин Философ пишет о Симоне-волхве: «...По вознесении Христа на небо демоны выставляли некоторых людей, которые называли себя богами; в они не только не были гонимы вами, но и удостоились почестей. Таков был некто Симон Самарянин из села, называемого Гиттон: он силою демонов, действовавших через его посредство во время Клавдия кесаря, делал волшебные чудеса в царственном городе вашем Риме, и за то признан богом, и, как Бог, почтен у вас статуею. Эта статуя воздвигнута на реке Тибр между двумя мостами, с такой надписью на римском языке: «Симону, богу святому». И почти все самаряне, а некоторые и из других народов признают его за первого бога и поклоняются ему; и какую-то Елену, которая везде с ним в то время ходила, а прежде жила в блудном доме, называют первою происшедшею от него мыслию». (См.: Св. Иустин Философ . Апология I/Раннехристианские отцы церкви: Антология. Брюссель, 1978. С. 296.) 193 Палладий вновь не цитирует, а пересказывает текст Священного Писания. См.: Деян. 8:18–19 : «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

198 О Силуане: Фетисов Н., свящ. Диодор Таррсский. Опыт церковно – исторического исследования его жизни и деятельности. Киев, 1915. С. 47 – 59. 199 Socrates. Historia Ecclesiastica/PG 67, 332 – 336; 452 – 456; Sozomen. Historia Ecclesiastica/PG 67, 1189. 200 Socrates. Historia Ecclesiastica/PG 67, 484 – 496; Sozomen. Historia Ecclesiastica/PG 67, 1317 – 1327. 203 Фетисов H., свящ. Указ. соч. С. 63 – 68; Сагарда А.И . – Сидоров А.И. Указ. соч. С. 187 – 192. 205 Во всех подробностях биография Диодора Тарсского изложена в указанном выше исследовании Н. Фетисова «Диодор Тарсский». См. также: Bardenhewer О. Geschichte der altkirchlichen Literatur. S. 304 – 305. 206 Арианами было сожжено около 60 книг Диодора Тарсского. См.: Фетисов Н., свящ. Указ. соч. С. 286. 211 Об особенностях экзегетического метода Диодора Тарсского см.: Фетисов Н., свящ. Указ. соч. С. 312 – 319. 213 Например, авторы книги «Введение в толкование Библии» утверждают, что вместо аллегории представители антиохийской школы придерживались историко – грамматического подхода к Писанию, видя в нём лишь один буквальный смысл, переданный грамматически и лексически. См.: Klein W W., Blomberg C.L., Hubbard Jr. Introduction to Biblical Interpretatin. Dallas-London-Vancouver-Melbourn, 1993. P. 35. 215 Kelly J.N.D. Early Christian Doctrins. London, 1993. P. 76 (далее – Kelly J.N.D. Early Christian Doctrins). 216 Проблема «духовной экзегезы» в антиохийской школе и история её изучения подробно освещены в статье: Nassif В. The «Spiritual Exegesis» of Scripture: The School of Antioch Revisited//Anglican Theological Review. Vol. 75 (1993). P 437 – 470 (далее – Nassif В. The »Spiritual Exegesis» of Scripture). 217 Среди экзегетических творений Феодора Мопсуестийского есть примеры подобного подхода к интерпретации пророчеств. Один из них – его толкование на Зах.9:9 – 10. Пророк говорит: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. Феодор полемизирует с теми, кто считает, будто это пророчество как бы делится между Христом и Зоровавелем: одна его часть относится к Зоровавелю, а другая – к Христу. На самом деле это единое пророчество, относящееся одновременно к двум историческим эпохам. Поскольку библейский автор использовал гиперболический язык, это пророчество относительно Зоровавеля не вполне ясно, но его смысл становится очевиден, когда оно используется применительно к Христу. (Commentarius in Zachariae/PG 66, 556 C – D) .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

19 . ибо, обесчуствев, они предались бесстыдству на каждую подёнщину всякой скверны. 20 . Вы же не так узнали Христа. 21 . Если только вы Его слышали и от Него научилися, согласно с тем, что есть истина в Иисусе: 22 . отложить вам прежний обычай с ветхим человеком, гибнущим в похотях прелести, 23 . обновиться в духе ума вашего 24 . и облечься в человека нового, сотворённого по Богу в праведности и святости истины. 25 . Посему, отложивши ложь, говорите истину, каждый ближнему своему; ибо мы члены друг друга. 26 . Гневайтесь, но не до греха: солнце да не зайдёт в гневе вашем. 27 . И не давайте места диаволу. 28 . Кравший впредь не крадь, а лучше трудись, делая добро руками, чтобы было что подать имеющему нужду. 29 . Никакое гнилое слово не выходи из уст ваших, а только такое, которое благо для назидания к пользе, да даст благодать слушателям. 30 . И не печальте Духа Святого Божьего, которым запечатлены вы в день искупления. 31 . Всякая горечь досады, вспыльчивость и гнев, брань и злоречие, да изгонятся от вас вместе со всякой злобой. 32 . Но будьте друг ко другу услужливы, благоутробны и отдавайтесь сердцем друг другу, как и Бог отдался вам во Христе. Глава V 1 . Итак, будьте подражателями Богу, как чада возлюбленные. 2 . И ходите в любви, как и Христос возлюбил вас и за вас предал Себя в приношение и жертву Богу, в курение благоуханное. 3 . Блуд же и всякая нечистота, и жадность да не именуются даже между вами (как прилично святым), 4 . ни срамословие, ни пустословие, ни смехотворство, всё непристойное, но лучше благодарение. 5 . Сие же знайте, что никакой блудник, или нечистый, или жадный, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа и Бога. 6 . Никто вас да не обманет суетными словами, ибо за оные приходит гнев Божий на сынов ослушания. 7 . И не будете отнюдь соучастниками их. 8 . Вы были некогда тьма, ныне же вы свет о Господе: ходите как чада света! 9 . (Ибо плод духа – всякая доброта и праведность, и истина). 10 . Допытывайтесь, что приятно Господу,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

1 .  Буквальный смысл: «И взял Давид венец (подчеркнуто мною. – Прот. А.Е.) царя их с головы его, и в нем оказалось весу талант золота, и драгоценные камни были на нем; и был он возложен на голову Давида. И добычи очень много вынес из города» ( 1Пар 20:2 ). Описан конкретный эпизод войны царя Давида с Аммонитянами – взятие трофеев. 2 .    Метафорический смысл: «Совлек с меня славу мою и снял венец (подчеркнуто мною. – Прот. А.Е.) с головы моей» ( Иов 19: 9 ). Отрывок поэтической речи праведного Иова, в которой образно передается тяжесть его лишений. 3 .    Символический смысл: «И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец (подчеркнуто мною. – Прот. А.Е.) из двенадцати звезд» ( Откр 12:1 ). Речь идет о видении будущего века, сопровождающемся таинственной символикой. Искажения авторского значения могут возникнуть тогда, когда буквальные утверждения понимают метафорически, а метафорические утверждения – буквально. Но в определенном смысле все слова – символы 25 . Как в таком случае определить, когда их следует понимать буквально, когда метафорически, а когда символически? 2 .3.4.4.   Духовные факторы в процессе восприятия Влияют ли духовные факторы на способность точно воспринимать истины, содержащиеся в Писании? Одни придерживаются мнения, что если два человека одинаково подготовлены интеллектуально в области герменевтики (изучили языки оригиналов, историю, культуру и т.д.), то они смогут одинаково квалифицированно толковать Писание. Другие считают, что в соответствии с самим Писанием и христианским опытом духовное состояние человека влияет на способность постигать духовную истину. Ярко об этом свидетельствуют беседы Господа с иудеями: наиболее изощренное знание буквы Закона сопровождается яростным неприятием воплощенной Истины – Христа. О Котором Писание говорит: «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Ин 5: 37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

1. И вас, бывших мертвыми по преступлениям и грехам, 2. в коих некогда ходили по жизни мира сего, по власти князя воздушного, духа, ныне возмогающего в сыновьях ослушания, 3. среди коих и мы все некогда пребывали в похотениях плоти нашей, творя волю плоти и помыслов, и были чадами гнева по естеству, как и прочие. 4. Бог же, богатый в милости, по многой милости Своей 688 , которою Он нас возлюбил, 5. и нас, бывших мертвыми по преступлениям, сооживил Христу (по благодати спасены вы) 6. и совоздвиг и сопоставил на небесах во Христе Иисусе, 7. да покажет в веках грядущих безмерное богатство любви Своей, по благости к нам о Христе Иисусе; 8. ибо благодатию спасены вы через веру, и сие не от вас – Божий дар; 9. не от дел, да не хвалится никто, 10. но поистине – мы Его творение, созданные во Христе Иисусе на дела благие, к коим предуготовил нас Бог, да в них ходим. 11. Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, прозывавшиеся необрезанием у так называемого обрезания плотского и рукотворного, 12. что вы в то время были вне Христа, устранены от гражданства Израилева, чужды заветам обетования, не имеющие надежды и безбожны в мире; 13. ныне же во Христе Иисусе вы, некогда бывшие далеко, стали близки через кровь Христову; 14. ибо Он мир наш, Он, сделавший обоих единым и разрушивший ограду средостения, 15. плотию своею упразднивший вражду – закон уставов, – да создаст в Себе из двух одного нового человека, устрояя мир 689 , 16. и да снова примирит обоих Богу в одном теле крестом, убив в нем вражду. 17. И пришедши благовестил Он мир вам всем, дальним и ближним 690 , 18. ибо через Него и те и другие имеем мы доступ в едином Духе к Отцу. 19. Посему вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и домашние Богу, 20. будучи надстроены на основании апостолов и пророков, краеуголье же – Сам Иисус Христос , 21. на коем все здание стройно растет в храм святой о Господе, 22. на коем и вы созидаетесь в обиталище Божье Духом. Глава III 1. Сего ради, я Павел – узник Иисуса Христа за вас язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010