28-го июля 1863 года. Село Шиморское Меленков. Уезда. III. Извлечение из Слова, сказанного при поступлении на новый приход 4 «Не скрою бр., – радуясь иду к вам, и – благодарю Господа, что Он милосердый так скоро призрел на недостойное служение мое пастырское в стране раскола и извел меня из дебрей и пресловутых лесов Муромских, где я доселе семь лет, и при самых скорбных и неблагоприятных обстоятельствах, подвизался в борьбе с расколом, – извел «на свет» и поставил, волею Архипастыря нашего, в стража граду вашему. Радостно благодарю и преподобных отец наших Серия Радонежского и Романа Киржачского – Чудотворцев, что они не возгнушались моим недостоинством и соблагоизволили принять меня в число славословителей их св. подвигов – на месте их собственных подвигов... Но – радуйся ли – вы приемлете меня?.... С любовию ли? Соглашаюсь: любовь – дело условное, ее заслужить надо, если судить по человечески. Но в том дело, возл., что иное дело – любовь земная, иное – христианская, небесная, о которой собственно и речь у нас и которой я прошу от вас. Эта любовь небесная не знает никаких условий. Она по выражению Апостола, вся любить, всему веру емлет, всего надеется, все переносит. ( 1Кор.13 гл.): так как всегда и во всем видит первее всего славу и волю Божию: воля же Божия – любить нам в каждом человеке не качества его только те или другие, но главным образом самого человека, наше с ним братство о Господе и – в нас пастырях особо – наше к вам посланничество от Господа, наш сан, наше звание... Слова нет, опять, не мешало бы нам при этом, и «по человеку», быть от вас любимыми. Но возможная ли это вещь? Не думаю – что бы это было возможно – для желающих стоять на высоте пастырского служения, – для тех, кто хочет быть истинным настоящим пастырем для своих пасомых. Почему так? Потому, что большинство прихожан чего обыкновенно и главным образом желает от священника? – Послабления в их привычках, угодничества, скорой службы, а – случается – и светского, изысканного, ловкого обращения. Между тем священник должен быть всюду и за всегда и во всем провозвестником на словах и на деле того, елика суть истинна, елика честна, доброхвальна и пр. Скажите, как же тут священнику угодить на всех и каждого? И Спаситель что говорить? – Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо ( Лк.6:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

2,5—11. В этом тексте есть такие слова: " Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных, и преисподних " . Зачем я прошу православных вспомнить и запомнить эти слова апостола? Да ведь если бы мы помнили эти слова – то у " Свидетелей Иеговы " не оставалось бы никаких шансов для проповеди своего учения в православной стране. Как они могли бы утверждать, будто Библия не учит о том, что Христос был Богом, если бы православные в ответ напоминали им этот текст? Ведь в нем ясно сказано, что Христос не считал воровством считать Себя равным Богу! Если бы Он был лишь Ангелом (пусть даже Архангелом), такое мнение Его о Себе Самом было бы чудовищным кощунством. В том же тексте ясно говорится о том, что именем Иисуса, а не Иеговы должно быть преклонено всякое колено (впрочем, имя Иеговы входит как составная часть в имя Иисуса, которое по еврейски означает " Иегова спасает " )… Но даже этот, самый читаемый в Богослужении, библейский текст православные прихожане не помнят и не понимают. И потому даже важнейшую свою святыню – веру в то, что спасать нас пришел Сам Бог, а не Ангел, не могут защитить… Народ, который не помнит фундаментальных текстов Писания, не может их пересказать и защитить – христианское ли благочестие он будет хранить? Прав был Алексей Хомяков, когда, оспаривая католическое понимание «кафоличности» как общераспространенности, заметил – «в вашем смысле кафоличны доселе только невежество и порок, действительно свойственные всем племенам и странам» . А поскольку богословски—догматические вопросы в народе малоизвестны, то возможные перемены в этой области тем более могут оставаться незамеченными. На этот свой тезис я однажды встретил возражение: " Но как тогда быть с тем, что православные греки все—таки отвергли Флорентийскую унию (то есть явили чисто ту догматического мышления), в то время как епископат ее подписал? Или этот пример – исключение? " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

2. Вы, конечно, слышали о строительстве любви Божией, данной мне для вас: 3. как в откровении сказана мне тайна (о чем я прежде вкратце писал, 4. из чего вы, прочитав, можете усмотреть мое познание в тайне Христа), 5. которая в прежних поколениях не сказалась сынам человеческим, как ныне открылась она святым посланникам Его и пророкам Духом Святым, 6. чтобы и язычникам быть сонаследниками и сотелесниками и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе, чрез благовестие, 7. которому я сделался служителем по дару благодати Бога, данной мне действием силы Его. 8. Мне, ничтожнейшему из всех святых, дана благодать сия: благовестить в язычниках неисследное богатство Христа, 9. и всем уяснить, что такое общение тайны, от века скрывавшейся в Боге, все сотворшем чрез Иисуса Христа 691 , 10. да откроется ныне начальствам и властям пренебесным чрез Церковь вся многообразная премудрость Бога, 11. по определению предвечному, которое совершил Он во Христе Иисусе Господе нашем, 12. в Коем получили мы смелость и безбоязненный доступ через веру в Него. 13. Итак, прошу вас не унывать от скорбей моих о вас 692 , которые суть слава ваша. 14. Посему склоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, 15. от Кого все на небесах и на земле в одно отечество именуется, 693 16. да даст вам по богатству славы Своей окрепнуть силою чрез Духа Его во внутреннего человека, 17. вселиться Христу, чрез веру, в сердца ваши; 18. да, вкоренясь и утвердясь в любви, возможете постигнуть со всеми святыми, что ширина и длина, и глубь, и высь; 19. уразуметь превосходящую всякое разумение любовь Христа; да полнитесь во всю полноту Божию! 20. Ему же, Кто во всем силен сотворить безмерно более того, о чем просим и думаем, силою действующею в нас, 21. Ему слава в Церкви о Христе Иисусе 694 во все времена века вечного! Аминь. Глава IV 1. Итак, прошу вас я, узник во Христе, ходить достойно того звания, в которое вы званы, 2. со всяким смиренномыслием и кротостью, с долготерпением, снисходя друг другу по любви,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

2 . Преподобный Иоанн Дамаскин . Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Источник знания. Изд. Индрик, 2002. 3 . Святитель Василий Великий . Письма. М.: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. 4 . Преподобный Анастасий Синаит . Избранные творения. М.: Изд. Паломник; Сибирская благозвонница, 2003. 5 . Святитель Кирилл Александрийский . Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице. СПб.: Изд. Олега Абышко; Краснодар: Изд. Текст, 2014. 6 . Августин Аврелий . О Троице. Краснодар: Изд. Глагол, 2004. О сущности и энергиях Божьих I Возводя нас духовно к истокам зарождения общества и указывая на главный мотив человеческой жизни, Священное Писание повествует о цели создания людей: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян. 17:26–27 ). Раскрывая историю развития отношений человека и Бога, Библия предоставляет множество неопровержимых свидетельств, удостоверяющих в возможности лицезрения Творца: «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» ( Быт. 32:30 ); «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх. 33:11 ); «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» ( Иов 42:5 ). Но с другой стороны, слово Божие как будто утверждает и обратное. Так, в сцене диалога Господа с Моисеем читаем: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:20 ). В других же местах сообщается: Бог «обитает в неприступном свете» и Его «никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ); «Бога никто никогда не видел» ( 1Ин. 4:12 ). Опираясь на факт этого кажущегося «противоречия» как на убедительное доказательство ложности Писания, атеисты нередко используют его в идеологической пропагандистской борьбе. А между тем, здесь нет противоречия. Дело в том, что Бог является видимым и вместе невидимым не в одном и том же отношении, а в двух. II

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

2, с. 77]. Добавим, что в рассмотренном аспекте мнение преподобного Исаака Сирина не противоречит как опровергаемому им в целом оригенистическому воззрению на всеобщее восстановление, так и взгляду Отцов. Вот, например, что писал о гееннском огне сам Ориген : «… Я думаю, и душа собирает в себе множество злых дел и обилие грехов; в надлежащее же время все это собрание зла воспламеняется для наказания и возгорается для мук. Тогда самый ум, или совесть, Божественною силою будет производить в памяти всё, некоторые знаки или формы чего ум отпечатлел в себе при совершении грехов, – (будет воспроизводить) всё, что сделал гнусного и постыдного или что совершил нечестивого и, таким образом, будет видеть пред своими глазами некоторую историю своих преступлений. Тогда сама совесть будет преследовать и бить себя своими собственными рожнами, и сама сделается своей обвинительницею и свидетельницею» с. 217] (это заключение Ориген обосновывал (в частности) свидетельством святого апостола Павла: «(… ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» ( Рим.2:14–16 ) с. 217]. А вот как понимали гееннский огонь Святые Отцы: блаженный Феофилакт Болгарский : «А червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает как червь и жжет как огонь» c.100]); святитель Илия Минятий : «Представьте себе, братие, мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть, смрадный гроб, безотрадное место плача или ужаснейшую пещь огня неугасимого, и посмотрите там на заключенного, погребенного, горящего в пламени грешника!.. Его непрестанно уязвляет там державная десница Вышняго тремя страшными стрелами и наносит ему три страшные раны: вечное раскаяние без пользы, безмерную муку без отрады, крайнее желание без надежды» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

2. Это мнения, близкие не лично мне, а миллионам православных христиан - наших предков и их главе - Русской Церкви. ВСЯ литература русского средневековья в той или иной степень церковна. Что касается летописей, политических трактатов и других подобных сочинений, то главные из них создавались при непосредственном участии и поддержке Церкви. Какого ещё одобрения Вам надо? Вселенского собора после каждого нового сочинения русской книжности? Константин 2 июня 2013, 18:10 Возражения на некоторые тезисы уранополитов. 1. Алексей: ///до 18 века люди не знали что такое патриотизм и никогда не воевали ни за какое отечество. однако были войны, были победы./// Налицо связывание патриотизма с современным европейским понятием нации (хотя оно всё же возникло не в XVIII в., а ранее). Как же, в этом случае, понимать высокую патриотическую гражданственность греков, проявившуюся во время греко-персидских войн? Чувства римских граждан, считавших, что " dulce et decorum est pro patria mori " (сладостно и прекрасно умереть за Родину)? Наконец, упорство византийцев, продолжавших до XV в. называть себя ромеями? Даже такой еретик, как Лютер, Примеры, отсносящиеся к Руси, мною уже приводились, повторяться не буду. Теперь ещё раз Дмитрии Донском, раз его действия в оечередной раз передёргиваются. Наш славный предок не отделял Православия от земли, вручённой ему Богом. Почитайте его духовную грамоту (и вообще духовные грамоты великих князей). Что их волнует перед смертью? Судьба " отчины своей Москвы " и конкретных её земель, волостей, городов и селений. Духовная Дмитрия Ивановича составлялась в присутствии Сергия. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_2.htm иерей Димитрий 2 июня 2013, 17:56 Толкование свт. Иоанна Златоуста на Мф. 23, 37-39 " Христос обращает речь к городу, желая таким образом вразумить слушателей, и говорит: " Иерусалим, Иерусалим” (ст. 37)! Что значит это сугубое воззвание? Это голос милосердия, сострадания и великой любви. Как будто пред любимою женщиною, которую постоянно любили, но которая презрела любившего ее, и чрез то заслужила наказание, Он оправдывается, когда намерен уже был поразить казнью. То же делает Он и чрез пророков, когда говорит: " Я говорил: " возвратись ко Мне " ; но она не возвратилась”(Иер. 3:7). Сделав такое воззвание к Иерусалиму, Христос исчисляет совершенные им убийства: " Избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, … и вы не захотели!” (ст. 37). Защищая от преступлений против Него, Он говорит, что и всем этим ты не отвратил Меня от себя, и не отклонил великого благоволения Моего к тебе; напротив, Я хотел, и не однажды или два раза, но многократно, привлечь тебя. " Сколько раз, — говорит Он, - хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели”? Этими словами Он хочет показать, что они всегда отдалялись от Него, по причине грехов; сравнением же изъявляет Свою любовь, потому что эта птица горячо любит своих птенцов.

http://pravoslavie.ru/61767.html

31. А мы, братия, чада не рабы, но свободной. Глава V 1. Посему стойте в той свободе, в которую освободил вас Христос, и не возлагайте на себя снова ига рабства. 2. Смотрите; я, Павел, говорю вам, что если вы обрезываетесь, Христос вам не пользует ни на что. 3. Свидетельствую же опять всякому человеку обрезывающему, что он должен весь закон исполнять. 4. Христа отчуждаетесь все, оправдывающие себя законом; от благодати отпадаете вы. 5. А мы духом чаем надежды оправдания от веры; 6. ибо во Христе Иисусе ни обрезание, ни необрезание не могут ничего, но вера, движимая любовью. 7. Вы хорошо бежали; кто остановил вас, чтобы вам уже не слушаться истины? 8. Эта задержка не от того, кто призывает вас. 9. Малая закваска квасит весь раствор. 10. Я уверен в вас о Господе, что и вы не иначе будете мыслить; смущающий же вас примет осуждение, кто бы он ни был. 11. Я же, братия, если еще проповедую обрезание, за что же я еще гоним? Ведь этим упразднился бы соблазн креста. 12 .Как желательно, чтобы отсечены были смущающие вас! 679 13. Вы в свободу призваны, братия; только свобода не в потворство плоти, но чтобы вы из любви служили друг другу. 14. Ибо вся полнота закона в одном слове: «возлюбишь ближнего своего, как самого себя» 680 . 15. Ежели же вы друг друга грызете и съедаете, смотрите, как бы вам не истребиться друг другом. 16. Итак, говорю: ходите духом и не станете воли плоти совершать; 17. Ибо плоть волит против духа, и дух против плоти: они противятся друг другу, так что вы не то делаете, чего хотите. 18. Если же вы водимы духом, то вы не под законом. 19. Известны дела плоти; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, разврат, 20. идолослужение, порчи, вражда, свары, ревности, гнев, происки, розни, расколы, 21. зависти, убийства, пьянства, пирования, о которых предсказываю вам, как и прежде говорил, что делающие такие дела Царства Божия не наследуют. 22. Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, добродушие, верность, 23. кротость, воздержание; против таковых нет закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

3382 Что же касается скинии, то она во времена Судей была приурочена к определённому месту: по 1-й книге Царств, Елкана, отец Самуила, ходил... из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом ( 1Цар.1:3 ). В то время, когда Анна мать Самуила, совершала свою молитву пред Богом, Илий священник сидел... на седалище у входа в храм Господень ( 1Цар.1:9 ). Следовательно, скиния стояла в Силоме; переносили с места на место в это время один ковчег: так после поражения Филистимлянами, старейшины Израилевы говорят ( 1Цар.4:3–4 ): возьмём себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдёт среди нас и спасет нас от руки врагов наших. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах. То же было и ранее Илия: сыны Дана вскоре после того, как заняли доставшийся им по жребию удел, отняли у некоего Михи истукан и имели у себя этот истукан., во всё то время, когда дом Божий находился в Силоме ( Суд.18:31 ). Из сказанного видно, что мысль о скинии, которую можно было бы разбирать и переносить по частям, не могла появиться и получить подробнейшую обработку во всех мелочах ни после Давида, в эпоху первого и второго храма, ни во времена Судей, и должна быть отнесена ко времени Моисея. Многие обрядовые постановления, особенно в книге Ле- —71— вит, прямо указывают на существование лагеря, стана („махане“), в котором или возле которого имело место их исполнение. В главе 4-й книги Левит ( Лев.4:11–12 ) священнику делается такое предписание относительно тельца, приносимого в жертву за грех: кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его, всего тельца пусть вынесет вне стана на чистое место, где высыпается пепел, и сожжёт его огнём на дровах (то же в ст. 21-м). Согласно 6-й гл. ст. 11, священник должен вынести пепел, остающийся от жертвы всесожжения, также вне стана на чистое место. По закону, прокажённый должен жить отдельно, вне стана жилище его ( Лев.13:46 ); для очищения священник выходит вон из стана и совершает обряды очищения; очищаемый же, после должного омовения и острижения волос, входит в стан и пребывает семь дней вне шатра своего (огел – палатка, шатёр, – Лев.14:3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(37:7–10). А так как после снятии осады выход из Иерусалима сделался свободным, то Иеремия вместе с другими решил уйти оттуда на родину в удел Вениаминова колена. Но в самых воротах был схвачен, бит и как изменник заключен в мрачный ров или подземную темницу, где содержались государственные преступники (37:11–16 538 ). Отсюда после возвращении Вавилонян и возобновлении осады призывал его Седекия тайно и спрашивал: нет ли слова от Господа? Пророк отвечал ему: есть; ты будешь предан в руки царя Вавилонского (37:17). При этом напомнив о лживости пророков, обнадеживавших безопасностью, пророк просил царя не посылать его в прежнюю подземную темницу, в которой предстоит ему неизбежная смерть. Поэтому царь повелел переместить Иеремию в храмину темничную или во двор стражи под надзор и отпускать ему по хлебцу на день (37:18–21 539 ). Зато здесь Иеремия получил возможность говорить с народом и возвещал сему последнему, что остающийся в городе умрет или от голода, или от меча, или от моровой язвы, а добровольно предающийся Вавилонянам останется жив; ибо Иерусалим непременно будет взят Навуходоносором. Начальники народа, будучи недовольны такими предсказаниями Иеремии, выпросили у Седекии приказание и бросили пророка в безводный колодезь… и погрузился Иеремия в тину и грязь (38:1–6). Эта беззаконная и безчеловечная казнь поразила ужасом даже Ефиоплянина, евнуха, по имени Авдемелеха… и он, испросив дозволение у царя, с помощью тридцати человек извлек Иеремию из колодца и по прежнему поместил в темничном дворе (38:7–13 540 ). Презревший же отеческие предания Седекия растерялся среди обложивших бедствий, снова тайно призвал Иеремию и спрашивал у него наставления – как лучше поступить?! Пророк отвечал от имени Божия: «если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем… а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их» (38:14–18). Тогда царь, предварительно с клятвой обещавший полную покорность воле Божией, какую услышит из уст Иеремии, объявил пророку: никто не должен знать этих слов сих, и тогда ты не умрешь (38:19–24), и указал Иеремии способ скрыть правду от начальников народа (38:25–28 541 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

3) Отношения между человеком и окружающим миром. Например, до грехопадения первозданные люди, живя в Раю, чувствовали себя комфортно, не претерпевали изнурений от погодных (климатических) условий и не носили защитных одежд ( Быт.2:25 ). Однако после грехопадения (и изгнания из Рая) они были вынуждены покрывать себя облачениями, для чего Бог, проявив милосердие, своевременно сделал «Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» ( Быт.3:21 ). Это, как представляется, может свидетельствовать и об изменении форм восприятия человеком климатических (погодных) условий, и об изменении самих этих условий. Опять же, если первоначально Адам имел власть над животными, в силу чего собственнолично дал им имена ( Быт.2:20 ), то после они уже стали испытывать по отношению к человеку враждебность. Наконец, живя в Раю, человек имел возможность без изнурительного труда добывать себе разнообразную пищу, а по изгнании из Рая добыча пропитания требовала траты немалых психологических и физических сил: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:17–19 ). 4) Сами люди. Из гармоничных, деградировав, они превратились в дисгармоничных. Если до грехопадения плоть каждого из них подчинялась соединенной с нею душе, душа духу (как высшей принадлежности души), а дух устремлялся к Благому Творцу, то после совершения греха плоть каждого вышла из-под контроля души, душа – духа, а дух каждого стал устремляться к греховным удовольствиям. Опять же, если до грехопадения главные силы их душ – разумная, волевая, чувственная, раздражительная – взаимодействовали целостно, гармонично, то после стали противодействовать одна другой. 2 . В день совершения греха первые люди умерли смертью духовной (духовная смерть – разлучение души с Богом, в отличие от физической – разлучения души с телом). Вместе с тем они сделались смертными и в традиционном светском значении слова. Кроме того они стали тленными, страстными (в данном случае речь идёт о так называемых «естественных» страстях: человек стал подвержен болезням, усталости, голоду, холоду и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010