епископ Арсений (Жадановский) Содержание    Приблизительно в 1905—1908 году один из посетителей Чудова монастыря спросил меня: «Вы знакомы с отцом Алексеем Мечёвым, священником церкви Святителя Николая в Кленниках, на Маросейке?» Помню, я дал отрицательный ответ. «Обратите внимание на этого пастыря, — продолжал собеседник. — Хотя храм, где служит отец Алексей, небольшой и малозаметный, то, что в нем происходит, достойно удивления. Там Вы найдете иерея маленького роста, с благостным лицом, приковывающего к себе многих молитвенным настроением, умением давать полезные советы, не только духовные, но и житейские, а главное, поражающего лаской, отеческой любовью».    Не сразу приобрел отец Алексей известность.    О начале своей деятельности в Кленниках он рассказывал:    В продолжение восьми лет каждый день я служил литургию при пустом храме. Раз один протоиерей сказал мне: «Как ни пройдешь мимо твоего храма, всё у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто. Ничего у тебя не выйдет, понапрасну только звонишь.    Но отец Алексей не смущался указанным обстоятельством, продолжал истово и с духовным подъемом служить и постепенно достиг того, что храм стал переполняться молящимися, о настоятеле его заговорила вся верующая Москва.    Родился отец Алексей как бы по благословению приснопамятного Филарета, митрополита Московского. Об этом сам батюшка передавал так:    Когда наступило время моего рождения, мать почувствовала себя очень плохо и была близка к смерти. В горе отец, Алексей Иванович, управлявший тогда знаменитым Чудовым хором, поехал в Алексеевский монастырь к обедне, которую по случаю местного праздника служил сам Владыка. Полный печали, вошел Алексей Иванович в алтарь и начал усердно молиться. Митрополит заметил своего любимого регента, подозвал к себе, благословил и сказал: «Ты сегодня, я вижу, скорбный. Что с тобой?» — «Жена умирает в родах, Ваше Высокопреосвященство». «Бог милостив, — произнес Святитель, — помолимся вместе, и все обойдется благополучно. У тебя родится мальчик, назови его Алексеем в честь Алексея, человека Божия, ныне празднуемого здесь». Когда после литургии Алексей Иванович вернулся домой, его встретила радостная весть, что появился на свет новый член семьи. Это и был отец Алексей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2742...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Указатель личных имен 1213 Аврелиан, Клавдий Луций Валерий Домиций – римский император (214–275) 19, 65 Агамемнон – герой Троянской войны 85 Агафий Миринейский – византийский историк (VI в.) 42, 44,189 Адамантий – патрикий 53–56 Адриан – римский император (117–138) 199 Адриан IV – папа римский (1154–1159) 263 Азатин (Изз ад-Дин Кай-Кавус I) – Иконийский султан (1211–1219) 307 Аларих – король визиготов (между 365 и 370–410) 58, 59, 60, 62, 109 Александр – брат Ивана Асеня II 304 Александр – противник Ария 22 Александр Фессалоникийский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Александр – византийский полководец 104 Александр Македонский – царь (336–323 до н. э.) 17 Александр – византийский император (912–913) 139 Александр – лангобард, командующий германскими отрядами в византийском войске 264 Александр – севастократор 312 Александр ди Гравина – южноитальянский граф 263 Александр Север – римский император (222–235) 65 Алексей I Комнин – византийский император (1081–1118) 274, 275, 277 Алексей III Ангел – византийский император (1195–1203) 276, 286, 302 Алексей IV Ангел – византийский император (1203) 276 Алексей V Дука Мурчуфл – византийский император (1204) 276 Алексей – брат Исаака II 302 Алексей Аксух – византийский полководец, заговорщик 272, 273 Алексей Гид – византийский полководец 285 Алексей Стратигопул – командующий византийским войском в 1261 г. 314 Альбин, Цецина Деций Ацинаций – префект Рима 62 Амарриг (Амальрих I) – король Иерусалима 298 Аммиан Марцеллин – римский историк (ок. 330–400) 42, 108 Анастасий I – византийский император (491–518) 111,142 Анахарсис – легендарный скиф-философ 208 Ангелы – византийская императорская семья 274 Андрей Боголюбский – суздальский князь (1155–1174) 270 Андрей Первозванный – апостол 15, 16, 134–138 Андроник I Комнин – византийский император (1183–1185) 252, 267, 274–276, 280–282 Андроник II Палеолог – византийский император (1282–1328) 248 Андроник III Палеолог – византийский император (1328–1341) 248

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 1. Царь Алексей Михайлович как устроитель церковных дел после удаления Никона Царь Алексей Михайлович как убежденный грекофил и инициатор грекофильской реформаторской деятельности Никона. Он предоставил Никону полную свободу действий в проведении церковной реформы, активно, во время патриаршества Никона, не вмешиваясь в это дело. По удалении Никона Алексей Михайлович делается фактическим управителем русской церкви. Меры, предпринятые Алексеем Михайловичем для умиротворения русской церкви и признания ею реформы Никона. Собор русских иерархов 1666 года, открытый 29 апреля, как совершенно отличный от собора того же 1666 года, открытого 29 ноября в присутствии восточных патриархов. Деятельность собора русских иерархов 1666 года и его особое отношение к старообрядчеству. Царь Алексей Михайлович, воспитавшийся в грекофильских воззрениях, был искренним, убежденным грекофилом. Вместе со своим уважаемым духовником, – благовещенским протопопом Стефаном Вонифатьевичем, он пришел к мысли о необходимости полного единения во всем русской церкви с тогдашнею греческою и уже ранее патриаршества Никона, как мы знаем 1 , предпринял ряд мер для осуществления этой мысли, которой он остался верен до конца своей жизни. Сам Никон, как реформатор – грекофил был, в значительной степени, созданием царя Алексея Михайловича и, сделавшись благодаря ему патриархом, должен был осуществлять в свое патриаршество мысль государя о полном единении русской церкви с тогдашнею греческою, причем царь оказывал ему в этом деле постоянную, необходимую поддержку. Без энергичной и постоянной поддержки государя одному Никону, только своею патриаршею властью, провести свои церковные грекофильские реформы было бы решительно невозможно. Сделав Никона патриархом , уверившись в его полной готовности провести все необходимые церковные реформы в духе полного единения русской церкви с тогдашнею греческою, сделав Никона своим исключительным доверенным лицом – «собиным другом», Алексей Михайлович предоставил ему полную свободу проводить нужные церковные реформы и не считал себя в праве вмешиваться в это дело, почему оно и ведено было исключительно Никоном, ведено им так, как он – Никон находил это лучшим и более достигающим предположенной цели. Конечно во всех важных случаях Никон обо всем докладывал государю, советовался с ним и всегда действовал с его согласия и одобрения. Но несомненно также и то, что мнения и воззрения именно Никона по тому или другому церковному вопросу всегда имели решающее значение и в тех случаях, когда в чем-либо и не были согласны с мнением Алексея Михайловича, который уступал своему более компетентному и сведущему, предполагалось, другу, благодаря чему в церковной сфере Никон, во все время своего патриаршества, был самостоятельным и независимым деятелем. Именно на такое отношение царя к церковно-реформаторской деятельности Никона имеются прямые положительные указания современников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Диалог под часами. Алексей Петрович Арцыбушев и протоиерей Димитрий Смирнов 4 марта, 2013. Протоиерей Димитрий Смирнов Вот держишь эту голову и не знаешь, чем помочь. Нечем помочь. И я вспомнил маму, она работала на открытой форме туберкулёза в память моего отца, и она говорила, что туберкулёзники умирают очень тяжело, и что когда они умирают, она всегда крестит умирающего. И если начнёшь крестить умирающего, то он быстро отойдет. Часть 2. Хождение по мукам… В постоянной рубрике  Мультимедийного блога протоиерея Димитрия Смирнова  «Диалог под часами» с автором беседует художник Алексей Петрович Арцыбушев: о советских репрессиях за веру и канонизации новомучеников. Алексей Петрович: Знаете, я того века человек. XIX век. Через меня прошла и ленинская и сталинская, и все тюрьмы, все расстрелы, все ссылки, они через меня прошли, и потаённая церковь через меня прошла, и сергианство, это всё – жизнь. О. Димитрий: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Мы сейчас имеем возможность продолжить беседу с дорогим всем нам Алексеем Петровичем Арцыбушевым, мы опять в его доме и в той же самой компании. Здравствуйте, Алексей Петрович. Алексей Петрович: Ещё раз здравствуйте, батюшка. О. Димитрий: Мы прервались на том, как Вы имели общение с о. Дамаскиным (Орловским), который к Вам приезжал. Алексей Петрович: Дело в том, что я очень давно знал, что комиссия по канонизации работает по следственным материалам КГБ. Там следователь может говорить что угодно, подписи они подделывают как угодно, и верить этому нельзя. Эти документы ни о чём не свидетельствуют, потому что человек находится в невменяемом состоянии, его доводят до невменяемого состояния всеми силами. О. Димитрий: Лучше говорить всё-таки не КГБ, а НКВД. Алексей Петрович: Это всё одно для меня, и ОГПУ, я прошёл через всё, как будем говорить? НКВД? О. Димитрий: Просто, во-первых, так исторически точнее, а во-вторых, уже советское, брежневское КГБ, хотя это и продолжение, но всё-таки там были уже другие и люди тоже, и задачи немножко другие.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-ale...

Протоиерей Алексей Уминский: Память наших святых или остается глубоко в храмах, или приобретает державно-государственный характер 14 марта, 2017 Протоиерей Алексей Уминский в эфире радиостанции «Эхо Москвы» А.Гусаров 15 часов и 5 минут в Москве. Здравствуйте! Действительно, программа «Персонально ваш». Ольга Журавлева и Алексей Гусаров. У нас в студии – Алексей Уминский, священнослужитель, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах. Алексей Анатольевич, здравствуйте!   А.Уминский Здравствуйте!   А.Гусаров Ну, что у нас святой Патрик? Теперь и наш святой тоже. Официально будут праздновать, правда, не 17 марта, а 30-го.   А.Уминский Ну, почему? Это 17 марта по старому стилю.   О.Журавлева То есть это просто в традиции.   А.Уминский В традиции Русской православной пользоваться старым церковным календарем и поэтому в этот день 30 марта – это день наших с вами, Алексей, именин Алексея, человека Божия – и в этот же день будет праздноваться впервые в России память преподобного Патрика Ирландского, замечательного святого.   А.Гусаров Я удивился, потому что еще лет пять назад проводился здесь на Арбате 17 марта парад.   А.Уминский Неоднократно проводился.   А.Гусаров Много раз. В нем участвовали, в том числе, ирландские чиновники. Было много молодежи. А потом власти Москвы это дело запретили. Стали относиться сначала неодобрительно, сначала не разрешали, а потом, последние годы он не проводится. И вот, когда РПЦ признает Патрика, может быть, будут и шествия разрешать?   А.Уминский Это было бы неплохо, конечно. Как раз эта традиция ирландская празднования своих святых, и не только ирландская, вообще, традиция Западной Европы, когда покровитель отечества, покровитель города открывает какой-то традиционный праздник. Это же всегда бывает…, патрон города, скажем, празднуется всеми людьми – людьми церковными, людьми нецерковными, людьми верующими, неверующими. Потому что для них это пласт культуры, которых хранится из поколения в поколение, который связан с детством, со школой с подарками, с какими-то замечательными историями, с прекрасными праздниками.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksey-umi...

Скачать epub pdf Постриг Алексей Лукаш – один из последних Глинских старцев. Будущий архимандрит родился 12 февраля 1889 года в бедной многодетной крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу, работал волостным кучером. Эта работа дала возможность Алексею обрести первые навыки молитвенного делания. В пути, когда он ехал по разным поручениям начальства, Алексей любил погружаться в молитву, в тот мир, «где непрестанно славится Имя Божие». Однажды на пути он повстречал странника, который побывал во многих святых местах. Его рассказы пробудили в Алексее внутреннее стремление к монашескому служению, которое у него постепенно зрело уже давно, с самых юных лет. Взяв благословение у матери и втайне от отца, который был бы однозначно против такого выбора сына, в 1906 году, семнадцати лет отроду, Алексей уходит в монастырь Глинской пустыни. Первая мировая Из всех послушников обители Алексей отличался особым прилежанием к послушанию и трудолюбию. На это сразу обратили внимание опытные Глинские подвижники. Но духовный путь монашеского восхождения прервала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Глинская обитель отправляет на фронт семьдесят пять послушников, среди которых оказался и Алексей. В первом же бою взвод, где он служил, попал в окружение и большинство солдат были взяты в плен и перевезены в Австрию. Пленных почти не кормили и давали очень тяжелую работу. Они строили дороги, копали глубокие канавы под канализации. Многие пленные тогда умерли от истощения. В плену Алексей пробыл три с половиной года. Первый арест По окончании войны ему удалось вернуться в родную обитель, но революционное лихолетье дошло и до стен Глинской пустыни. В 1922 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, а в помещениях обители был размещен детский городок имени Ленина. К тому времени Алексей уже был пострижен в монашество с именем Андроник. После закрытия монастыря, он трудится чернорабочим на мельнице, а в 1925 году становится помощником епископа Курского Павлина, будущего новомученика, который рукополагает его в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. В 1929 году следует первый арест и заключение в Сиблаг, где отец Андроник будет находиться до 1935 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

Алексей Баталов: Я благодарю Бога… Если спросить сегодня о благочестии, окажется, что никто толком не знает, что это такое 15 июня, 2017 Если спросить сегодня о благочестии, окажется, что никто толком не знает, что это такое Сегодня скончался выдающийся советский и российский актер Алексей Баталов. Это интервью, где он рассказал о своей вере в Бога, было записано несколько лет назад. Давайте перечтем его и помолимся об упокоении души Алексея Владимировича. Небольшой крымский поселок Ореанда на южном побережье чудесного полуострова Крым. Кто мог предположить, что здесь, в храме Покрова Пресвятой Богородицы, который скрыт от глаз туристов густыми ветвями крымской туи и виден лишь с моря или вершины горы Ай-Никола, во время воскресного богослужения мы встретимся с замечательным человеком и известным актером — Алексеем Владимировичем Баталовым. После окончания службы я попросила Алексея Владимировича дать интервью газете Свято-Введенского женского монастыря «Слово утешения». — Алексей Владимирович, я вам принесла номер нашей газеты, чтобы вы могли посмотреть ее, а то вдруг она вам не понравится? — Ничего, давайте поговорим, про что мы? — Про веру, потому что газета у нас православная, мы стараемся вложить в сердца читателей слово Божие. Мы с вами, Алексей Владимирович, сегодня встретились в храме, отстояли вместе службу. Когда такие известные и любимые народом люди как вы, ходят в храм, то многие задумываются: почему Алексей Баталов, человек, которого я уважаю, ходит в храм, а я —  нет? И мне тоже хочется узнать, почему вы ходите в храм? Стало быть и вам нужно быть в храме, нужна молитва? Правильно я говорю? — Правильно, абсолютно правильно. — Почему? — А потому, что у меня в жизни было очень много людей, за которых я бы день и ночь молился, которые погибли в годы репрессий самым страшным образом: в ссылках, в тюрьмах. Замечательные, потрясающие люди, которые ничего, кроме добра никому не делали… Бабушка моя спасала людей. Дедушка погиб во Владимирской тюрьме. Я всем лучшим, что во мне есть обязан им: что я знаю и умею, что представляю из себя.

http://pravmir.ru/alexei-batalov-ya-blag...

Алексей Варламов: Литература как противоядие РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94238.html 04 мая 2012 Валентина Курицына Алексей Варламов: Литература как противоядие Источник:  http://www.taday.ru/text/1603664.html Татьянин день Алексей Варламов – писатель, преподаватель МГУ, член Палаты попечителей Патриаршей литературной Премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, накануне оглашения шорт-листа Патриаршей премии Алексей Николаевич дал " Татьяниному дню " интервью. – Алексей Николаевич, какова, по-вашему, роль художественной литературы сегодня? – В наше обезличенное время литература сохраняет или восстанавливает личностное, духовное начало. Литература служит или точнее призвана служить противоядием, антидотом по отношению той информационной отравы, которую обрушивает на нас СМИ, обслуживающие идеологию потребления. Литература учит думать, даже в тех случаях, когда мы не всегда согласны с автором, она заставляет сопереживать, сочувствовать и соучаствовать, она так устроена, что не манипулирует человеком, а вступает с ним в равноправный диалог. – Насколько связаны Православие и русская литература? – Русская литература и Православная Церковь, несмотря на драматизм взаимных отношений, в глубине всегда были союзниками. Перефразируя Тертуллиана, можно сказать, что русская литература по натуре христианка. Она сохраняла этот христианский свет и в советское время. В то время, когда Церковь по объективным причинам была лишена возможности проповедовать, во многом роль хранителя национального духовного достояния взяла на себя литература. Именно ей мы обязаны тем, что сохранились как народ, не потеряли своего лица, не порвали окончательно связь времен. Чтение литературы, как классической, так и современной, " книжный голод " , дефицит хороших книг в магазинах, очереди за подписными изданиями – все это было свидетельством духовной жажды. – Вы сказали, что русская литература сохранила наше духовное достояние, но сегодня мы регулярно слышим, что молодые люди читают мало, есть ли выход из этой ситуации? Как Вы ее оцениваете?

http://religare.ru/2_94238_1_21.html

Амвросий (Ключарев Алексей Иосифович), архп.Харьковский и Ахтырский Родился в 1820 году в семье протоиерея гор. Александрова Владимирской губернии. Первоначальное образование получил в Вифанской духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1844 году со степенью кандидата богословия. Время академического образования Алексея Ключарева было той порой в жизни Московской Духовной Академии, когда в особенности процветал в ней знаменитый профессор философии протоиерей Ф.А.Голубинский. По великим путям Промысла Божия Алексей Ключарев, а позднее о.Алексей, находился под ближайшим руководством таких святителей, какими были Филарет и Иннокентий Московские. В своих воспоминаниях о митрополите Филарете он подробно объясняет, в каких отношениях стоял он к этому великому святителю с самого начала своего священнического служения; как мудрый и милостивый Филарет и миловал его и «сторожил над ним», и как отечески воспитывал его к предстоящему высокому служению, которое было принято его питомцем уже по кончине великого святителя при его преемнике. В отношении влияния на него святителя Иннокентия о.Алексей говорил, что «святитель силой своего духа и веры овладел моей душой и в одиннадцатый час моей жизни увлек меня на предстоящее делание в вертограде Христовом». В следующем, 1845 году, Алексей Ключарев получил степень магистра богословия. По окончании академического курса был назначен профессором философских наук в Вифанскую семинарию, где преподавал логику, психологию и латынь. 17 ноября 1848 года был рукоположен во священника к церкви Московского Рождественского девичьего монастыря, а в марте следующего года переведен в церковь Казанской Божией Матери у Калужских ворот. Благодаря своему всестороннему образованию, стройному истинно философскому направлению ума, молодой священник занял сразу выдающееся положение среди московского духовенства. «В лучших дворянских и купеческих домах тогдашней Москвы он пользовался редким уважением, как даровитый и глубокомысленный проповедник, как опытный духовник, законоучитель, советник, духовный наставник». Богослужение он совершал с истинной церковной сановитостью, ни одного из воскресных и праздничных дней не оставлял без проповеди и его церковь скоро стала сборным пунктом всех любителей церковного благолепия и красноречия. С самого начала его проповеди нашли себе место на страницах «Московских Ведомостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отошел ко Господу старец в миру Алексей Иванович Егоров Нужна помощь в организации похорон православного подвижника Редакция РНЛ   18:08 09.08.2016 2430 8 августа вечером в больнице города Боровичи Новгородской области на 91 году жизни отошел ко Господу Алексей Иванович Егоров. Неделю назад он был госпитализирован из своей родной деревушки Боровенка с инсультом сначала в больницу города Окуловка, а потом был переведен в больницу города Боровичи. Алексей Иванович человек удивительной судьбы, незаметный для мира подвижник православного благочестия. Он жил тяжелой жизнью своего народа и своей страны, скромно и внешне незаметно. Участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. По свидетельству знавших его людей, Алексей Иванович, живя в миру, вел жизнь настоящего подвижника веры. Его знали известные всей России старцы архимандрит Иоанн (Крестьянкин), навещавший его в его родном селе Боровенка, и протоиерей Николай Гурьянов. Его даже называют сомолитвенником этих великих русских светильников веры. Алексей Иванович родился в селе Петрушино Скопинского района Рязанской области и доводился троюродным братом известной старице схимонахине Феодосии (Косоротихиной), известной в народе как матушка Феодосия из Скопина. Многие духовные чада матушки именно через нее узнали об этом удивительном человеке. Почивший обладал уникальным даром, редчайшим в наше суетное время, - он наизусть знал Священное Писание. Он всегда мог запросто подкрепить свое объяснение духовных вопросов цитатами из Писания. Он был простым мирянином, но нам известно, что некоторые миряне и даже священники считали его своим духовным отцом, ездили к нему в Боровенку за духовными советами, за разъяснением духовных и житейских неурядиц. Отпевание Алексея Ивановича состоится в четверг 11 августа в храме деревни Боровенка, что под Окуловкой. Отпевать будут на четвертый день, что связано с расписанием богослужений епископа Боровичского и Пестовского Ефрема, который захотел лично возглавить отпевание раба Божия Алексия.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/08/09/ot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010