С. Лихачёвым в качестве вероятного первоисточника рус. летописания, не представляется убедительной. Если в более позднее время проложные редакции житий являются, как правило, вторичными, то в ранний период литературная история ряда житий (свт. Леонтия , еп. Ростовского, прп. Варлаама Хутынского и др.) начинается с проложных текстов. Актуальным для истории Ж. л. XIII-XIV вв. является вопрос о соотношении летописных и нелетописных редакций житийных текстов. Внесение Жития блгв. кн. Довмонта в Прологи сразу после его смерти заставляет скорректировать т. зр. В. И. Охотниковой, которая полагает, что этот проложный текст является обработкой Жития Довмонта (называемого ею Повестью), близкого к редакции Псковской I летописи ( Охотникова. 2007. Т. 1. С. 407). Сопоставление ранних редакций Жития Довмонта с их источниками и между собой показывает, что составитель летописной версии имел перед собой Пролог, откуда взял в качестве источников не только Житие Довмонта, но и фрагмент Жития кн. Владимира, добавив к ним фрагменты Жития Александра Невского. Кроме Жития Довмонта еще 3 агиографических памятника, связанные с почитанием князей, получили широкое распространение как в составе летописей, так и во внелетописной традиции: Жития кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора, Житие Александра Невского и Житие Михаила Ярославича Тверского. Обращение к княжеским житиям в данном случае наиболее правомерно, поскольку князья - главные действующие лица на страницах летописей. История текста Житий Михаила Черниговского и Довмонта началась с Пролога, а Жития Михаила Ярославича Тверского - с Пространной нелетописной редакции, как это было установлено В. А. Кучкиным (см.: Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском: Ист.-текстол. исследование. М., 1974), попытки оспорить эту т. зр. оказались крайне неубедительными. Ранняя история текста Жития Александра Невского окончательно не прояснена, однако существование посвященного ему долетописного агиографического памятника представляется достаточно обоснованным. Хотя наиболее ранний список Жития Александра Невского дошел в составе Лаврентьевской летописи, создание первоначального текста Жития исследователи связывают с кругом книжников, близких к митр. Кириллу , возможно с мон-рем Рождества Пресв. Богородицы во Владимире (см.: Охотникова В. И. Повесть о Житии Александра Невского//СККДР. Вып. 1. С. 354-363).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович, прозванный Донским за победу на поле Куликовом, осенью 1380 года перенёс мощи Александра Невского в особую гробницу внутри того же владимирского Богородице-Рождественского монастыря. Когда мощи открывали, обрели их нетленными. Вскоре митрополит Киприан совершил над ними богослужение. С тех пор (1381 год) установилось местное почитание святого Александра на Владимирской земле. Дмитрий Донской приходится Александру Невскому праправнуком… B kohцe XV столетия храм, где хранились мощи, пострадал от пожара, однако сами они уцелели. Долгое время почитание Александра Ярославича имело полуцерковный-полугражданский вид. С точки зрения Церкви, до середины XVI столетия его можно считать лишь местночтимым святым. Лишь 26 февраля 1547 года, при митрополите Макарии, на церковном соборе в Москве произошло официальное общероссийское прославление Александра Невского в лике святых. Тогда же был установлен особый день поминовения — 23 ноября (6 декабря по новому стилю), по дню погребения Александра Ярославича во Владимире. Канон святому составил владимирский инок Михаил. Службу св. Александру напечатали осенью 1610 года (в составе церковной книги «Минея» за ноябрь). Икона «Святой благоверный великий князь Александр Невский» В 1630 году, при первом царе из династии Романовых Михаиле Фёдоровиче и патриархе Филарете, в Москве, над Тайницкими воротами Кремля, появился храм во имя святого благоверного князя Александра. Двенадцатью годами спустя, при том же государе, увидело свет первое печатное издание Жития св. Александра Невского (как часть церковной книги «Пролог»). А в 1697 году мощи были перенесены в новую раку из позолоченного серебра, поставленную у южных дверей соборного храма во владимирском Богородице-Рождественском монастыре. Средства на нее были патриархом Московским и всея Руси Адрианом, государем Петром Алексеевичем и несколькими десятками щедрых жертвователей. Церковь сохранила известия о многочисленных чудесах, совершавшихся у святых мощей Александра Ярославича на протяжении столетий. Последнее занесенное в Житие чудо относится к 1706 году.

http://veraifoma.ru/famblog/samye-izvest...

НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ГОРОДА сентября 2006 12 сентября Санкт-Петербург празднует день своего небесного покровителя – великого князя Александра Невского. Именно в этот день в 1724 году Петр I основал в Петербурге монастырь... Крестный ход с мощами св. Александра Невского 12 сентября Санкт-Петербург празднует день своего небесного покровителя - великого князя Александра Невского. Именно в этот день в 1724 году Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника и повелел перевезти туда святые мощи князя. Сегодня православные С.-Петербурга пришли в Лавру на Божественную Литургию, чтобы почтить память св. благоверного князя Александра Невского. По традиции, каждый год после Литургии совершается крестный ход на площадь Александра Невского. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский возглавил торжественный молебен, после которого поздравил всех присутствующих с праздником: " Святой благоверный князь Александр Невский заботился о том, чтобы на Руси был установлен мир, именно он положил начало единения Руси. " Молебен на площади Александра Невского Также с приветственным словом выступила губернатор города В.И. Матвиенко: " Мы чтим сегодня память князя Александра Ярославича - великого полководца и великого гражданина, который так много сделал для объединения Руси. Его образ - это воплощение русской державности, православия и национального достоинства. " Как было заявлено, уже сейчас ведется подготовка к 800-му юбилею Александра Невского, который будет праздноваться в 2019 году. Митрополит Владимир и губернатор города, члены правительства, священнослужители и ветераны Великой Отечественной Войны, в сопровождении почетного караула, возложили цветы к подножию памятника. В завершении праздника по площади торжественным маршем прошли студенты военных училищ во главе с духовым оркестром. Екатерина Самойленко В.И. Матвиенко и митрополит Владимир возложили цветы к памятнику св. Александру Невскому Духовенство и администрация города на площади Александра Невского В.И. Матвиенко с ветеранами Великой Отечественной Войны Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=179...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Великий князь Ярослав III и князья литовские от 1263 до 1272 года Наследником Александра Невского был его младший брат, Ярослав Ярославич Тверской; старший же, Андрей, хоть и возвратился из Швеции, но умер через несколько месяцев после Александра. Новгородцы, думая, что Ярослав Ярославич может лучше защитить их от нападений Татар, чем их маленький князь, Дмитрий Александрович, изгнали из Новгорода этого сына своего прежнего благодетеля — Невского и назвали Новгородским князем Ярослава III. Но они жестоко ошиблись. Ярослав не принадлежал к таким государям, которые любят свой народ. С самого начала своего княжения он лишил Новгородцев многих прав, и когда они, по обыкновению, взбунтовались, Ярослав уверил хана, будто бы они враги его и не хотят платить ему положенной дани. Хан уже снарядил войско наказать непокорный Новгород, но брат великого князя, молодой Василий Ярославич, спас невинных. Он специально поехал в Орду и обнаружил несправедливость Ярослава. Хан остановил войско, но Ярослав объявил войну Новгороду и без его помощи. Едва митрополит Кирилл уговорил князя и народ не ссориться, Новгородцы согласились признать Ярослава своим князем, но только тогда, когда он поклялся соблюдать законы Ярослава Великого и не обижать своих подданных. Княжение и жизнь его были непродолжительны. Вскоре после мира с Новгородцами он ездил в Орду и, возвращаясь оттуда, скончался в дороге, как и его отец. Ничего хорошего нельзя сказать про этого князя: он не отличайся даже храбростью, которая была всегда обычным качеством Русских. Во время войны Новгородцев с Датчанами и Ливонскими рыцарями он сам не водил свое войско в сражение, а всегда посылал или своих сыновей, или других молодых князей. В его княжение Русские в первый раз услышали о Литовских князьях; до этого Литовцы были известны им как дикие разбойники, набегавшие беспорядочными толпами на Русские и Польские области, на Ливонских и Немецких рыцарей. Вдруг среди них стал из вестей князь Миндовг. Погубив многих других Литовских князей, присвоив себе земли и имения убитых, разбогатев грабежами, он начал думать о соединении отдельных частей своего государства в одно целое владение, которое с того времени стало еще опаснее для соседей. Однако Миндовг не успел выполнить все свои намерения, потому что вскоре был убит одним из своих обиженных родственников.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Однако все верили, что, если он явится, она умертвит его или даже подвергнет вечному плену» 261 . Отказ Александра Ярославича приехать в ставку по приглашению матери императора был неслыханной дерзостью. Вероятно, он рассчитывал в этом случае на заступничество Бату. Тем не менее по прошествии года визит Александра Ярославича в ставку монгольского императора, по-видимому, все-таки состоялся. К версии отравления Ярослава на курултае скептически относился Н.М. Карамзин . По его мнению, князь находился в полной власти монголов, и его могли при желании казнить и не прибегая к ядам. Г.В. Вернадский, напротив, полагал сведения Плано Карпини достоверными 262 . С одной стороны, устранить князя требовалось вопреки покровительству влиятельного Бату, и отравление было в этом случае более желательным, нежели прямое убийство. С другой стороы, и Дорегене могла вести свою собственную игру, не всегда соотнося ее с политикой сына. В целом же контекст конфликта Гуюк – Бату с возможным исходом в виде первой внутримонгольской войны Чингизидов позволяет оценивать высокую вероятность отравления Ярослава в ставке сторонниками великого хана. Второй визит Александра Невского в Орду состоялся, согласно хронологии В.В. Похлебкина, также через год после очередного курултая, избравшего нового монгольского каана. В 1252 году Александр Ярославович, по-видимому, должен был засвидетельствовать признание власти Мунке. Победа Мунке в борьбе за власть в Монгольской империи явилась апогеем торжества политики Бату. На курултае, провозгласившем нового каана, сам Бату получил статус «ака», как старший среди всех Чингизидов. Сразу после победы было проведено следствие, завершившееся масштабным погромом среди монгольской знати противников Мунке. Будучи связан поддержкой Бату, Александр Невский получил в Орде ожидаемую поддержку. Одним из практических итогов визита в Орду явилось для Александра получение ярлыка на Владимирское княжение. По-видимому, в повестке обсуждения оказался и вопрос об инициированном с Запада антиордынском восстании князей 1252 года. Последующие два визита Александра Невского в Орду – 1256 и 1257 годов – состоялись также в правление Мунке. Вероятно, визит 1256 года был связан со смертью Бату и вступлением во власть в улусе Джучи его сына Сартака. В 1257 году имелись сходные обстоятельства – смерть Сартака. Предположительно тот был отравлен его дядей Берке. Новым правителем улуса стал младший брат Сартака Улагчи. И тот, и другой являлись христианами, что безусловно облегчало дипломатическую миссию Александра 263 . Во время визита в Орду 1257 года Александр взял с собой младшего брата Андрея Ярославича, лидера антиордынского восстания 1252 года, и добился его прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В докладе «Российская историческая наука XIX – начала ХХ века об Александре Невском. Значение «истинных» славянофилов для современного русского самосознания» доктор исторических наук, профессор исторического факультета Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина, Александр Каплин отметил, что в середине XIX века образ Александра Невского в русской историографии был представлен недостаточно полно. Наиболее известные историки – Татищев, Костомаров, Соловьев и Ключевский – склонны были либо негативно оценивать правление Александра Невского, либо они считали его роль в истории Руси незначительной. В частности, многие из них осуждали политику Великого Князя в отношении Золотой Орды. Кроме того, не может не удивлять тот факт, отметил А.Каплин, что военных историков почти совсем не интересовал полководческий опыт Александра Невского. Адекватней оценивали правление князя, по мнению профессора Каплина, церковные историки, в частности, Михаил Хитров, написавший фундаментальную работу «Святой благоверный князь Александр Ярославич Невский», в которой дана объективная оценка деятельности князя. И если церковная историческая наука традиционно придавала большое значение изучению правления Александра Невского, то светская историческая наука предпочитала игнорировать эту тему. Затем с докладом «Опыт сотрудничества государства, Церкви и армии под стягом Александра Невского в Пскове» выступил настоятель храма Александра Невского в Пскове протоиерей Олег Тэор, который рассказал о патриотической и просветительской деятельности, которую ведет его приход. Руководитель цикла «Культура и искусство» Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса Виктория Гусакова, выступившая с докладом «Религиозно-культурологические традиции в духовно-нравственном воспитании. Образы святого Александра Невского как воспитательный идеал», рассказала о результатах реализации программы «Земное и небесное воинство». По ее словам, реализация программы показала, что примером для подражания для кадетов является не Дмитрий Донской и Александр Невский, а «Шрек» и футболист Андрей Аршавин. Среди героев, которым они хотели бы подражать, не оказалось ни одного святого человека. В ходе анонимного опроса выяснилось, что для большинства кадетов Родина – это их дом, местность, в которой они родились, Отечество - это страна, которую надо защищать и за которую они вынуждены воевать, а Россия – это просто территория. Более того, Отечество многими из них воспринимается как некий анахронизм, устаревшее понятие, потерявшее актуальность. «Будет не просто добиться того, чтобы Александр Невский стал примером для подражания подрастающего поколения. Это тяжелая и трудная работа», - заключила Виктория Гусакова.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/5/ale...

Наконец, в-четвёртых, важно ведь не только количество городов, охваченных огнем массового выступления, и не только территория, по которой они разбросаны. Есть кое-что не менее, а, быть может, и более важное. Полыхнули два столичных города, наиболее важных для судьбы и власти Александра Ярославича. Прежде всего, Владимир — номинальная столица Северо-Восточной Руси, город христианских святынь, город-старейшина в отношении Ростова, Суздаля, Ярославля и других крупных центров всего региона. Владимир всем виден. Владимир де-юре центр державы Александра Невского. Кроме того, восстание распространилось на родной князю Переславль-Залесский. И мало того, что родной, ещё и город-резиденцию его родового удела. Если сам великий князь не способен удержать контроль в столичном городе всей страны и в столичном городе собственного удела, то где он вообще удерживает контроль? А помня характер Александра Ярославича, его жёсткую политику в отношении Новгорода, трудно усомниться в том, что вожжи правления он держал в руках твёрдо. Следовательно, не «упустил», а все-таки «направил»… Скорее всего, «спонтанное» восстание всё же совершалось именно по его воле. Тогда становится понятным, почему лидеры антиордынской вспышки не претерпели никакого урона: они были слугами и друзьями великого князя, живыми инструментами его замысла. Да и трудно с высоты современного исторического опыта всерьёз рассуждать о какой-то спонтанщине в истории широких народных движений. Для того, чтобы всколыхнуть огромную массу людей, нужны деньги, политическая воля и целенаправленная пропаганда. Иначе набатный колокол даже в тех городах, где есть вече, не зазвонит… Чего добились восставшие? Русь не перестала быть вассалом Орды. Русь не перестала платить дань. Князья русские по-прежнему должны были ездить ко всякому новому хану, чтобы тот ярлыком утвердил их власть на княжении. Но земли Александра Ярославича оказались избавлены от самой тяжёлой формы зависимости — когда ордынская дань взимается свирепыми откупщиками, а не самими князьями. Кроме того, удалось отразить попытку умаления Православной церкви со стороны ордынских магометан. Как выразился митрополит Калужский и Боровский Климент, «путь Александра Невского это путь сохранения веры».

http://veraifoma.ru/famblog/velikoe-knja...

Скачать epub pdf Содержание А. Баринова. Герой земли Русской Предисловие Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава Х Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Глава XVIII Глава XIX Глава ХХ Глава XXI Приложение I. Святой Александр Невский в православном богослужении Приложение II. Святой Александр Невский в русской поэзии народной и художественной Приложение III. Святой Александр Невский в рассказах современников-очевидцев О посещении Александра ливонским магистром Андреем Вельвеном. Нападение шведов О Пелгусии-ижорянине. Невская победа О шести храбрых мужах Ледовое побоище Путешествие к Батыю Пленение Неврюево Посольство от папы Последний подвиг святого Александра Кончина святого Александра Приложение IV. Святой Александр Невский в суждениях и отзывах русских историков Приложение V. Хронологическая таблица Источники, пособия I. Рукописные жития II. Полное собрание русских летописей III. Новейшие жизнеописания святого Александра Невского IV. По истории России V. По истории русской церкви VI. По военной истории     Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким теплым чувством, как Александра, много потрудившегося для Русской земли. Его бесценный вклад в строительство Российского государства, подвиги и исторические победы стяжали ему неувядаемую благодарность потомков и бессмертную славу. Хитров Михаил Иванович (1851–1899) – известный русский протоиерей и историк, автор жизнеописаний православных святых, популярных очерков и повестей из церковной истории, проповедей и поучений. Наиболее значимым из его произведений является фундаментальный труд «Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский», содержащий подробное жизнеописание невского героя. А. Баринова. Герой земли Русской Имя святого благоверного князя Александра Ярославича Невского известно всем русским людям. О его героическом пути повествуют жития, исторические труды и романы, живописные полотна и фильмы, в 2012 году он был признан олицетворением России. Предлагаемая вниманию читателей книга стала достойным вкладом в венок благодарной памяти герою земли Русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

В день памяти святого Александра Невского в Городецкой епархии состоялся традиционный крестный ход 8 декабря 2021 г. 12:13 6 декабря 2021 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, епископ Городецкий и Ветлужский Августин совершил Божественную литургию в Городецком Феодоровском мужском монастыре. Его Преосвященству сослужили секретарь Городецкой епархии иерей Илия Тюрин, клирики епархии и братия обители. По завершении Литургии состоялся крестный ход по городу. Участие в молитвенном шествии, которое возглавил епископ Августин, приняли руководитель местного самоуправления А.Ю. Мудров и другие официальные лица. 27 ноября 1263 года князь Александр Ярославич, возвращаясь из Орды, останавливается в Городце, где правит его брат Андрей Ярославич. Будучи тяжело больным, он принимает монашеский постриг и умирает схимонахом Алексием в числе братии Феодоровского монастыря. Девять дней тело князя везли во Владимир, место его княжения, и похоронили 6 декабря. Крестный ход 6 декабря стал для Городца традиционным. Он проходит от восстановленного 12 лет назад Феодоровского монастыря, где принял схиму и скончался святой Александр Невский, до памятника великому князю на набережной Волги. По материалам пресс-службы Городецкой епархии Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Москва. Церковь Александра Невского при училище им. Принца Ольденбургского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Здание училища имени принца П.Г. Ольденбургского было сооружено на средства Дамского попечительства о бедных в Москве в 1879 г. В него принимались воспитанники семи-десяти лет для подготовки в средние учебные заведения и кадетские корпуса. Училищную церковь во имя благоверного князя Александра Невского освятили 7 октября 1882 г. Вскоре после 1917 г. церковь ликвидировали и перестроили, и сейчас здание занимает Военная академия химической защиты имени маршала С.К. Тимошенко. Комментарии и обсуждение Церковь располагалась в верхнем этаже левой части здания. Аттик на фото к настоящему времени снесен. Храм уничтожен по инициативе МГТУ им. Баумана 2 марта 2021 года, в год 800-летнего юбилея князя Александра Ярославича Невского, указ о праздновании которого подписан президентом России Владимиром Путиным. Объект утрачен 2 марта 2021 г. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=25424

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010