Я думаю, профессор Данилевский не хуже профессора Ужанкова знает о том, что перед тем, как князь Александр послал передовой отряд Домаша Твердиславича во владенья Ливонского Ордена, рыцари-крестоносцы захватили вероломно, не объявляя войну, Изборск. Затем предатели из «немецкой партии» с боярином Твердилой открыли им ворота Пскова. Немецкие отряды грабили новгородские обозы уже у Луги и Тесова, разоряли новгородские владения, угоняя скот, убивая людей. Немецкий летописец хвастливо писал «вопль и плач стоял в русских пределах». Ливонцы построили на новгородской земле свой замок - Копорье, стремясь отрезать Новгород от выхода к Балтике. Так, что это был не пограничный конфликт между соседями, а методичный натиск на Русь. Данилевский не может не знать, что прежде чем разгромить врага на берегу пограничного Чудского озера, разделявшего владения Ордена и русские земли, святому князю Александру пришлось брать штурмом Копорье, затем освобождать русские города Изборск и Псков. Кстати, должен Данилевский помнить, что и Дерпт - это бывший русский Юрьев, основанный Ярославом Мудрым и захваченный крестоносцами. Заявляя, что Русь почти без борьбы склонилась под власть Золотой Орды, помнят ли млечинские эксперты о том, как и почему отец Невского, Ярослав Всеволодович, которому пришлось хоронить мертвых и отстраивать разоренные и сожженные города, вынужден был признать власть хана? Князю Ярославу было ясно, что у разоренных и обескровленных русских княжеств не было сил в то время сопротивляться многочисленным полчищам монголо-татар. Но, несмотря на то, что Ярослав Всеволодович признал власть хана Золотой Орды, он был отравлен в Каракоруме. Как писал папский легат Плано Карпини, также находившийся в то время в Каракоруме, князя Ярослава отравили «чтобы монголы могли окончательно овладеть землей русских». Неужели им неизвестно, что татаро-монголы, чтобы окончательно покорить Русь и подавить саму мысль о сопротивлении, совершали и после Батыя опустошительные нашествия на русские земли? Счет лет в то страшное время велся «от Неврюевой рати», «от Тудуновой рати»... Александр Ярославич побывав с отцом в Каракоруме, в далекой Монголии, на берегах Онона и Керулена, хорошо представлял силу империи, созданной Чингизханом. Огромной державы, которая простиралась от Желтого моря и Тихого океана на Востоке до Тигра и Ефрата на Западе и включала в себя десятки племен и народов.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-i...

В дальнейшем с призывами к организации проповеди крестового похода против монголов выступали: в 1253 году папа Иннокентий IV и в 1259 году папа Александр IV 89 . Благоверный князь Александр Ярославич в перспективе такой пропаганды мог еще дважды – в 1253 и 1259 годах – столкнуться с силами крестоносцев. К участию в крестовом походе монголов, с другой стороны, могла быть привлечена часть русских князей. По-видимому, это предполагалось в отношении участников антимонгольского восстания – Андрея и Ярослава Ярославичей. Но восстание было к моменту началу реальной пропаганды крестового похода уже подавлено. В качестве потенциальных участников крестового похода рассматривались также коронованный Иннокентием IV королем Даниил Галицкий и литовский князь Миндовг. Папа Александр IV выступил с призывом проповеди крестового похода против монголов после вторжения тех в Польшу в 1259 году под предводительством темника Бурундая. В ходе монгольского похода были взяты Сандомир и Краков, разграблено несколько монастырей. Большие жертвы среди польского населения являлись дополнительным катализатором проповеди крестового похода против монголов. На сторону крестоносцев мог потенциально перейти Даниил Галицкий, но он был принужден Бурундаем действовать в связке с монголами 90 . Эсхатологический миф о Тартарии Средневековое мировосприятие являлось мировосприятием эсхатологическим. Происходящие текущие события в мире воспринимались через призму апокалиптики. Любое явление и любой прецедент должны были подтверждать апокалипсические пророчества. Тем более это относилось к событиям реально значимых масштабов. Эсхатологическая призма не могла не быть применена и к монгольским завоеваниям. Одним из проявлений такого эсхатологизма явилось выдвижение концепта Тартарии. Тартария фонетически соотносилась с татарами и нашла в дальнейшем преломление в этнониме «монголо-татары». Само понятие «Тартария» связывалось с Тартаром – подземным царством, местом средоточия инфернальных сил. Эти силы должны были быть извергнуты из Ада и проявиться в мире в последние дни перед кончиной Мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решительные действия князя Александра спасли большое число русских людей от рабства и заложили основы для дальнейшего прирастания территорий Руси землями Крайнего Севера, формирования новых границ нашей страны. Положительная роль «ига» Еще до монголо-татарского вторжения на Русь на Крайнем Севере сложилась практика сбора дани с лопарей, главным звеном которой помимо биармийцев был народ корела (кирьялы). Будучи еще языческим, этот народ тем не менее стал чрезвычайно активным помощником Новгородской Руси в ее продвижении на Крайний Север. Потребности Руси в дани, собираемой с северных народов в виде меха, «мягкой рухляди», до определенного момента вполне удовлетворялись на обширных лесных территориях Заво­лочья, Перми и волости Тре. Однако с 1237 года ситуация стала меняться радикальным образом. Монгольская империя, простиравшаяся от Пекина до Волги, жестоко подчинила себе русские княжества и заявила о своих потребностях в северных мехах. Таким образом, именно в середине XIII века стало очевидным, что прежняя политика ­Новгородского государства в отношении Крайнего Севера больше не отвечает ситуации, возникшей на Руси вследствие монголо-татарского нашествия 1237–1241 годов. Можно с уверенностью утверждать, что именно жесткие условия политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов Золотой Орды подвигли российские власти на решительные действия по освоению и, более того, присоединению территории Крайнего Севера к русским землям.  Договор с Норвегией и раздел земель Будучи дипломатом и имея давние добрые связи с норвежскими конунгами, князь Александр Ярославич вовсе не желал еще одного района военного противостояния на Севере Руси. Достаточно было немецких и литовских притязаний и шведских амбиций на Балтийских берегах. Потому одновременно с покорением Биармийских земель Александр предпринимает дипломатические шаги в отношении Королевства Норвегия. «Той зимой, когда конунг Хакон сидел в Трандхейме, прибыли с востока из Гардарики (Киевская Русь. — Авт.) послы конунга Александра (Невского. — Авт.) из Хольмгарда (Новгорода. — Авт.). Жаловались они на то, что нападают друг на друга сборщики дани на севере в Финнмаркене и что они постоянно ведут войну с грабежами и убийствами»8.

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksandr_...

Митрополит Варсонофий прочитал лекцию в Политехническом университете марта 2021 В пространстве " Точка кипения - Политех " владыка посетил СКБ " Силовые машины - Политех " и центр патриотического воспитания молодежи. В СКБ студенты под руководством кураторов решают производственные задачи. В центре патриотического воспитания расположены экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне. Студенты занимаются реконструкцией боевой техники времен войны. Гостю подарили модель танка Т-34 с надписью " Александр Невский " . В одном из залов находится инсталляция пулеметной точки в карельских лесах. Студенческими поисковыми отрядами подняты останки более 400 бойцов, владыке показали находки поисковиков - солдатские медальоны и нательный крест. Архипастырь спросил у студентов, как они думают, могут ли современные люди защищать Родину, как их предки. Один из студентов сказал, что воевали не только кадровые военные и призывники, но и ополченцы - обычные люди, которые отправились защищать Родину. И современные люди тоже будут защищать Родину, если возникнет необходимость. " Мы - наследники Великой Победы. Это общая победа, и хорошо, что память о ней здесь сохраняется " , - отметил правящий архиерей. Затем он отправился в научно-исследовательский корпус " Технополис Политех " , где в одном из лекционных залов выступил перед студентами с лекцией о святом Александре Невском. " Александр Невский был профессиональным воином, выигравшим все сражения, в которых участвовал, но не сделавшим войну целью и смыслом своей жизни, - сказал, в частности, митрополит Варсонофий. - Она имела для него лишь вынужденный характер как средство к сохранению жизни народа. Сражения, которые выиграл великий полководец, - Ледовое побоище, а еще раньше Невская битва, - имели оборонительный характер. Русскому человеку была глубоко чужда идея вести войну с целью расширения своего жизненного пространства. Не каждый воин мог вернуться к мирной жизни. Из истории крестовых походов, которые происходили примерно в то же время, известно, что рыцари после возвращения из завоевательных походов не могли привыкнуть к мирной жизни, их тянуло на войну. Оставаясь воином, Александр Ярославич успешно занимался обустройством мирной жизни. При нем начинают восстанавливаться русские города и сёла, разрушенные после монголо-татарского нашествия, строятся новые храмы и монастыри как центры духовной жизни и образования. Великий князь и сам был просвещенным человеком своего времени, знал иностранные языки. Но не эти качества сделали его святым, а умелое их использование на благо ближних " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Книга I Глава I. Содержащая всеобщее Хронологическое обозрение начала, продолжения и настоящего состояния Иерархии Российской Хотя Христианская вера известна была в России ещё во времена Киевских Князей ОСКОЛЬДА и ДИРА, то есть около половины IX века, как пишут некоторые историки, а потом во времена блаженной ОЛЬГИ, около половины X века: но тогда ещё не было в России своей Иерархии. Уже в конце X века основана она в виде Ексархии, зависящей от Константинопольского Патриаршего престола, и управляема была Митрополитами Всероссийскими. Всероссийские Митрополиты начались в КИЕВЕ в 988 году при Великом Российском Князе BЛAДUMUPE I СВЯТОСЛАВИЧЕ, а потому именовались Митрополитами Киевскими и всея России даже до времён св. ИОНЫ, бывшего при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче. Они жили в Киеве до половины XIII века, а с тех пор при Великом Князе св. АЛЕКСАНДРЕ Ярославиче Невском. Всероссийский Митрополит KUPUЛЛ III, по причине татарских набегов на Киев, перенёс престол Митрополии Всероссийской во ВЛАДИМИР на Клязьму, а оттуда при Великом Князе ИОАННЕ Даниловиче Московском, в начале XIV века, св. Митрополит перенёс оный в МОСКВУ, где, наконец, преемники его даже до начала Патриаршества Всероссийского, т. е. до 1589 года всегда жили. Сперва, как выше сказано, Митрополиты Всероссийские именовались Митрополитами Киевскими и всея России, не только во время пребывания своего в Киеве, но и по переселению своему в половине XIII века во Владимир и в начале XIV века в Москву. Но при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче и при Митрополите Всероссийском св. ИОНЕ, после насильственного разделения Всероссийской Митрополии, Московский Митрополит писался Митрополитом Московским и всея России, а другой Литовский Митрополит именовался Митрополитом Киевским и всея России. Напоследок, когда Московские Митрополиты возведены на Патриаршеское достоинство, то Киевским Митрополитам, по причислению их к Российской Иерархии, уступлено первое по них место, о чём обстоятельнее будет ниже сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Народ с ужасом тогда воскликнул: «О великомучениче Димитрие! Дерзость вражия не только над нами, но и над Святым твоим чудотворным Образом поругается! Но ты избавил еси от плена и свой град Солунь; ты и Великому Князю Александру Ярославичу Невскому на озере Чудском поганых немцев прогнавшему, и сию икону твою с собой носившему споборал еси. Ополчися и за ся и за ны на сопротивныя ныне, и открой нам их козни!» Последняя молитва действительно была вскоре услышана. Ибо в тот же день 20 сентября перебежал в город из литовского войска один бывший полотский русский стрелец, именем Йгнатий, который указал воеводам все места подкопов. Немедленно начали по указанно копать поперечный под стеной ров и 23 сентября встретили один подкоп пониже ворот Покровских и Свинусских; другой уже под Покровской башней; а многие еще за городом, а иные найдены завалившимися сами собой. Гейденштеин говорит, что каменистый грунт земли мешал продолжать оные, а венгерцы прокопали только свой до стены по поверхности земли и прикрыли было оный землей на плетневых решетках. Тогда король, увидев, что и последнее советом его придуманное средство безуспешно, снова обратился к первому и усугубил свои приступы. Каждый день от него посылаемые отряды порывались открыть опять пролом и взойти на стены: однако же всегда с уроном были отражаемы. Для облегчения себе предприятия сего король велел с устроенной на Завеличье батареи почти целый день 24 октября бросать в город бомбы, а с Мирожской колокольни раскаленные ядра, дабы произвести ими пожар от стен, развлечь войска и граждан по улицам. Однако же и сие было безуспешно. Потом он выдумал странное средство разрушать стены псковские, и именно, 28 октября подослал под стену от Покровской башни до водяных Покровских же ворот гайдуков литовских, которые, закрывшись большими щитами, начали ту стену подсекать кирками и ломами. Но против них псковичи также изобрели необыкновенное оружие, кнут с острыми крюками, навязанный на шест, которым, с размаху зацепляя подкопателей за платье, а иногда и за тело, вздергивали их к себе на стену, а стрельцы между тем расстреливали их, висящих; других отгоняли взливанем на них кипящей смолы, бросанием осмоленной и зажженной пакли и кувшинов, наполненных порохом, также стрелянием сквозь стену в проверченные окна, кололи взлезавших, а иных задавливали низвергаемыми большими каменьями, и, наконец, всех отогнали.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Взяв город, проучим жителей – в пример другим! До сих пор мы поступали слишком милостиво, оттого другим не задано надлежащего страха. Первый, кто взойдет на стену, будет превознесен почестями, получит лучших лошадей и знатнейшего пленника, исключая князя. Ему не будет пощады! Мы повесим его на самом высоком дереве!..» На следующее утро начался приступ. Русские отчаянно боролись. Среди общей схватки брат епископа Иоганн фон Аппельдерн с огнем в руке первый начал взбираться на вал, за ним бросались другие, стремясь взойти на стены раньше товарищей. Началась ужасная резня. Пощады никому не было. Русские были все перебиты. Немцы окружили город со всех сторон и таким образом преградили путь к бегству. Из всех мужчин оставили в живых только одного. Его посадили на лошадь и отправили известить новгородцев о судьбе Юрьева 130 . Новгородскому летописцу пришлось записать грустное событие: «Того же лета убиша князя Вячка немцы в Гюргеве и город взяша»... Новгородцы и псковичи жестоко ошибались, если полагали, что могут ужиться в мире с немцами. Они не могли, конечно, ясно сознавать, что их вражда с опасными соседями – одно из проявлений великой вековой борьбы, которая не с ними началась, не с ними и кончится, но они должны были бы хорошо помнить, что православных русских немцы считали такими же язычниками, как и ливонцев. Можно было предвидеть, что после покорения Ливонии немцы устремятся далее на Восток. Так действительно и случилось. Папа неотложно требовал дальнейшего распространения его власти над русскими. Дерптский епископ Герман первый начал составлять ополчение 132 . Собралось множество рыцарей. Без объявления войны немцы бросились на Изборск и взяли его приступом. «Из русских никто не был оставлен в покое. Убивали или забирали в плен всех, кто только осмеливался защищаться. Вопль и стоны раздавались по всей земле!» – говорит с торжеством современный немецкий летописец. В самую годовщину Невской победы псковичи поспешили было выступить против неприятелей, но потерпели поражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Сложностью, но и благом для прот. М. Хитрова как автора оказалось то, что о Невском сохранилось очень мало отзывов соотечественников (кстати, все они восторженны до крайности и проникнуты сердечным умилением вкупе с искренней любовью). В летописях же, за исключением фрагментов новгородских, великий князь упоминается отнюдь не как главный герой, а порой и вовсе как персонаж проходной, типично получающий наиболее лестную характеристику и признание полезности для Отечества своих благородных деяний. Так, например, Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» выражает признание Александру весьма скупыми фразами: «Один Новгород остался цел и невредим, благословляя милость Небесную и счастие своего юного князя, Александра Ярославича, одаренного необыкновенным разумом, мужеством, красотою величественною и крепкими мышцами Самсона. Народ смотрел на него с любовию и почтением; приятный голос сего князя гремел как труба на вечах. Во дни общих бедствий России возникла слава Александрова. Достигнув лет юноши, он женился на дочери полоцкого князя, Брячислава, и, празднуя свадьбу, готовился к делам ратным; велел укрепить берега Шелони, чтобы защитить Новогородскую область от внезапных нападений Чуди, и старался окружить себя витязями храбрыми, предвидя, что мир в сии времена общих разбоев не мог быть продолжителен». Прот. М.И. Хитров, согласуясь с традицией историографии – использовать не менее четырех разных источников, приводя мнение каждого, для наиболее полного выявления исторической реальности, по крохам собирает и предоставляет сведения о своем герое. Это и фрагменты записок современников и очевидцев, и чудом сохранившиеся листы из много веков вручную переписываемых иноками летописей, и документы из государственных архивов, и рисунки, фрески, археологические артефакты, даже частные письма. Жизнь героя построена по принципу симфонии: она разворачивается среди оркестровой полифонии уклада русской жизни тех времен. Щедро приводит автор и тексты народных песен, как в традиционном звучании, так и в талантливой обработке классических русских писателей, подробно останавливается на описаниях обрядов и древних традиций, не ускользают от его пристального внимания даже такие, казалось бы, второстепенные декорации исторической обстановки, как народные суеверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Стремясь расширить свое влияние, правители О. во 2-й пол. XIII - нач. XIV в. осуществили ряд масштабных военных походов: на Литовское великое княжество (ВКЛ; 1257/58, 1275, 1277 и др.), Польшу (зима 1259-1260, кон. 1287, 1289 и др.), страны Балканского п-ова (1271, 1277 и др.), Византию (1265, 1270), гос-во Хулагуидов и др. Период наивысшего расцвета О. относится к нач.- сер. XIV в. и приходится на правление ханов Узбека (1313-1341) и его сына, Джанибека (1342-1357). После событий «Великой замятни» (многолетней кровавой борьбы за власть, начавшейся в 1357 (ПСРЛ. Т. 25. С. 180)) политическое единство О. стало ослабевать: результатами этого явились выход из состава О. в 1359 г. Хорезма и создание в 60-х гг. XIV в. на землях к западу от р. Дон т. н. Мамаевой О., включившей в свой состав Булгарский и Мордовский улусы в Поволжье, а на юге - земли Сев. Кавказа и Крымский улус. После кратковременного подъема в 80-х гг. XIV в. О. вступила в полосу кризиса, вызванного конфликтом хана Тохтамыша со среднеазиат. правителем Тимуром (сер. 80-х - сер. 90-х гг. XIV в.). Несмотря на усилия беклербека Едигея по восстановлению гос-ва в 1-й четв. XV в., О. вступила в стадию необратимого распада. В XV - нач. XVI в. на ее территории образовались Узбекское, Крымское, Казанское ханства, Большая Орда, Казахское, Тюменское (Сибирское) ханства, Ногайская Орда и Астраханское ханство. Старшей считалась Большая Орда. До 1472 г. ее ханы выдавали ярлыки князьям Сев.-Вост. Руси и получали от них дань. В 1479-1502 гг. ханы Большой Орды вели борьбу за гегемонию с крымским ханом Менгли-Гиреем. После разгрома сыновей хана Ахмата Большая Орда распалась в 1502 г. Положение православных в О. С 1242 г. царевич Батый стал приглашать в О. для выдачи инвеституры рус. князей, и некоторые из них позднее отправлялись для подтверждения своих прав в Монголию (напр., Рязанский блгв. кн. Олег Ингваревич ). Так, в 1243 г. правитель О. подтвердил права Владимирского блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича на старейшинство среди русских князей, утвердив за ним Киев и всю Русскую землю, а в 1248 г. ярлык на эти владения Батый выдал его сыну, св. блгв. вел. кн. Александру Ярославичу Невскому . В 1246 г. в О. в ставку к Батыю приезжал галицко-волынский кн. Даниил Романович .

http://pravenc.ru/text/2581481.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 11 мин., 22.07.2016 Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города  — герои России». Древнее значение Галича для России и современное его положение — небо и земля. На протяжении нескольких столетий Галич являлся одной из столиц Русского Севера. Одно время он конкурировал с Москвой, хотя об этом эпизоде русской истории сейчас редко вспоминают. С самого рождения иноческой Северной Фиваиды Галичская земля стала ее частью... Ныне это тихий райцентр. Но сколь же глубоко ушли его исторические корни в русскую почву! Неизвестно, когда возник Галич. Богатые селения финно-угорского народа меря существовали тут с незапамятной древности. От тех времен остались неславянские названия гор и рек, сказания о языческих идолах, стоявших тут и там, да еще откопанные в разное время из-под земли таинственные предметы, например, медные изображения зверей и металлические подвески, служившие, быть может, для волхвования. B XII веке тут уже правили славянские князья, но город, по старой памяти, еще долго именовали Галичем Мерьским. С XIII столетия Галич — крупная фигура на доске большой политики. Здесь утвердилась собственная княжеская династия, восходящая к Константину Ярославичу, брату Александра Невского. Галицкое княжество было обширным, оно включало в себя множество малых городков и сел. На горе Балчуг стояла древняя крепость, отлично защищенная самой природой. B XV–XVI веках Галич нередко становился объектом для нападения казанских татар. Земля Галичская представляла собой завидную добычу: она богатела солеваренным промыслом, местные озера давали рыбакам невиданный прибыток, а большая торговля, шедшая через столицу княжества, вдоволь обеспечивала местных правителей звонким серебром. Сильный город был в состоянии дать незваным пришельцам отпор. Так, в 1427 году татарское войско четыре недели осаждало его, но взять не смогло. Осенью 1523 года войско казанского хана вновь не сумело покорить город.

http://foma.ru/galich.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010