Цель сборника, как это ясно из его содержания, состоит в том, чтобы дать в нем противникам взимания платы за поставления паноплию или всеоружие для борьбы против обычая и против его защитников. К сожалению, мы не можем сообщить о сборнике ближайших сведений, потому что он известен нам только по весьма краткому описанию 26 . В правление митр. Феогноста, в 1348 г., как сообщают наши летописи, Русские наши богословы были вызываемы на международный диспут с богословами латинскими. Соседняя с нами Швеция, бывшая чрезвычайно преданною католичеству, вследствие возбуждений, деланных из Рима, решалась на такие попытки, как покорение нас Русских латинству силою оружия. Мы говорили выше, что поход Шведов на Новгород 1240 г., в котором они потерпели страшное поражение от Александра Ярославича Невского, был ни чем иным, как крестовым их походом на нас, предпринятым с сейчас указанною целью. Через столетие с четвертью после этого поражения Шведы надумали предпринять новый крестовый поход против России. Но на сей раз, как рассказывают наши летописи, прежде чем обращаться к оружию, они вызывали наших богословов на диспут с их богословами. В Новгородской летописи под 1348 г. читаем: «Магнушь, король Свенской земли, прислал к Новогородцем, рек: пошлете на съезд свой философ, (а) аз послю свой философ, дажь поговорят (чтобы поговорили) про веру; а аз то хощу слышеть, коя будет вера лучши; а иже (если) ваша будеть вера лучши, ино аз иду в вашу веру, или паки аще наша вера лучши, и вы поидете в нашу веру, и будем вси за един чело век, или не пойдете (а если не пойдете) в единачьство, и аз хощу ити на вас со всею моею силою». Швеция имела в XIV веке некоторое образование, должна была иметь ученых до некоторой степени богословов, и нет сомнения, что король Шведский был совершенно уверен в победе своего философа над философом Русским. В Новгороде наоборот должны были очень хорошо сознавать, что нашим богословам вовсе не выйти победителями из предлагавшейся ученой битвы. Получив от короля вызов, Новгородские власти, с тогдашним владыкою Василием во главе, устроили общенародное совещание и после совещания отвечали Магнусу: «аще хощеши уведати, коя вера лучши,– наша ли или ваша, пошли в Царьград к патриарху, зане мы прияли от Грец правоверную веру, а с тобою ся не спираем про веру».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

2) Филарета, архиепископа Черниговского в сочинении: «Русские святые, чтимые всею Россиею или местно». Ноябрь. 3) «Жизнь св. благоверного князя Александра Невского, в Христианск. Чтении за 1852 г. ч. II. Есть отд. издание, сокращ. СПб., 1853. 4) Житие св. благоверного вел. князя Александра Невского в «Житиях святых российской церкви также Иверских и Славянских». Ноябрь, 1856. 5) «Великий князь Александр Ярославич Невский» во «Времени.» IV. Есть оттиск. Ив. Беляева. 6) «Князь Александр Ярославич Невский» Костомарова в сочин. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Вып. I. 7) «Жизнь и деятельность вел. князя Александра Ярославича Невского в связи с событиями на Руси в XIII столетия». Соч. Холодного. Тамбов, 1883. Подробное и обстоят. изложение. 8) «Жизнь св. благоверного великого князя Александра Невского» в описании открытия и освящения Зеленчукской пустыни, впрочем, целиком заимствованное из Христианского Чтения (см. выше). 9) «Александр Невский» в Энциклопедическом лексиконе Устрялова. Т. I. СПб., 1835, с. 465–466. 10) «Александр Невский» в Энциклопедическом словаре, составленном русскими учеными и литераторами. Т. III, 1861. С. 149–152. 11) «Александр Невский» в Энциклопедическом словаре, под ред. проф. И.Е. Андреевского. Т. I, 1890, с. 390–391. 12) «Александр Невский и Дмитрий Донской». В. Кельсиев. Нива. 1872. 3 и 11 (с рисунком). 13) В рассказах из истории русской церкви графа М. Толстого . Кн. 2, гл. I, 1870. 14) В кратких жизнеописаниях русских святых, составленных архимандритом Игнатием. СПб., 1875. 15) «Святый Александр Невский». Нива. 1870. 9. 16) «О святом благоверном и вел. князе Александре Невском». Сост. св. В. Гуляев. Мирск. слово, 1876, 34, 35, 36. 17) «Сказание о подвигах св. благоверного и вел. князя Александра Невского». И.С. Ремезов. СПб., 1874. 18) «Жизнь и подвиги св. благоверного вел. кн. Александра Невского. Изд. В.Г. Шатаева, 1866. 19) «Великий князь Александр Ярославич Невский и великий князь Александр Александрович, наследник цесаревич». Грамотей, 1865, 6, с. 13–14.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Взглянем теперь, что происходило в других княжествах во время этой первой половины борьбы между Москвою и Тверью. В год смерти великого князя Андрея Александровича (1304) вспыхнул мятеж в Костроме: простые люди собрали вече на бояр, и двое из последних были убиты; в следующем году в Нижнем Новгороде черные люди избили бояр князя Андрея Александровича; но в том же году возвратился из Орды князь Михаил Андреевич и перебил всех вечников, которые умертвили бояр. Здесь представляется вопрос: кто был этот князь Михаил Андреевич? До сих пор утверждено было мнение, что все князья суздальские происходят от Андрея Ярославича, брата Александра Невского, в таком порядке: Андрей - Михаил - Василий - Константин - Димитрий и т. д. В самом деле, летопись говорит, что после Андрея Ярославича осталось двое сыновей - Юрий и Михаил. Юрий умер в 1279 году, и вместо него садится в Суздале брат его Михаил; потом летопись упоминает о смерти сына Михаилова Василия в 1309 году; потом встречаем Александра и Константина Васильевичей суздальских, которых легко принять за детей Василья Михайловича. И действительно, в большей части родословных эти князья показаны происходящими от Андрея Ярославича. Но вот под 1364 годом читаем в летописи известие о кончине князя Андрея Константиновича суздальского, и этот князь называется потомком не Андрея Ярославича, но Андрея Александровича, сына Невского, в таком порядке: Андрей - Михаил - Василий - Константин. В известии о кончине брата Андреева, Димитрия Константиновича, повторена та же родословная. Эта последняя родословная объявлена ошибочною; утверждено, что князь Михаил Андреевич был сын Андрея Ярославича, а не Александровича, у которого детей не было, кроме Бориса, умершего при жизни отца. Но на чем же основано такое утверждение? Основываются на том, что по смерти Андрея Александровича бояре, не имея государя, уехали к Михаилу тверскому. Но если б Михаил Андреевич был сын Андрея Александровича, то бояре последнего могли по разным причинам отъехать к Михаилу тверскому, имея за собою право отъезда.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

СПб., 1883. Вып. 7. С. 48). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. св. Александра Невского в Абастумани, Грузия. 1899–1904 гг. Худож. М. В. Нестеров Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. св. Александра Невского в Абастумани, Грузия. 1899–1904 гг. Худож. М. В. Нестеров В произведениях светского искусства 2-й пол. XIX в. наметилась тенденция к поиску исторически точных вариантов интерпретации образа Тверского князя. Тем не менее в целом они продолжали академическую традицию, истолкованную в национально-романтическом духе. На памятнике «Тысячелетие России» в Вел. Новгороде (1862, проект М. О. Микешина, фигура М. Я.- работы скульптора М. А. Чижова) облик М., стоящего на коленях, со скованными руками, напоминает о тяготах татарского ига, тогда как представленные рядом с ним князья Александр Невский и Димитрий Донской олицетворяют собой образы героев событий рус. истории XIII-XIV вв. Выполненная В. П. Верещагиным композиция с изображением М. Я. и кн. Юрия Московского на суде у хана из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей» (СПб., 1896) отличается большей по сравнению с памятником исторической точностью. Условный образ князя в средневек. одеждах включен в композицию «Древо государей Российских» на своде парадных сеней Исторического музея в Москве (1883, выполнена под рук. Ф. Г. Торопова). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. 10-е гг. XX в. (ЦМиАР) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. 10-е гг. XX в. (ЦМиАР) Убиение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Центральная часть иконы-складня. 80-е гг. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Убиение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Центральная часть иконы-складня. 80-е гг. XIX в. (собрание В. М. Федотова) В кон. XIX в. иконография М. Я. в профессиональном церковном искусстве приобретает большую историческую точность и все более следует рекомендациям иконописных подлинников, хотя имеет мало общего с памятниками XVI-XVII вв., в т. ч. с произведениями, отражающими аутентичную тверскую традицию.

http://pravenc.ru/text/Михаилу ...

Тело Александра Ярославича доставили в стольный град Владимир. Здесь его, по словам летописи, «…положиша… в монастыре у святой Богородицы Рожества; и снемшися (Сойдясь. —  Д.В. ) епископы и игумени с митрополитом Кириллом и со всем иерейским чином и с черноризцы и со всеми суждальцы, погребоша его честно месяца того ж в 23». Фото: Богородице-Рождественский монастырь, г. Владимир (источник: tourister.ru) Митрополит Кирилл сказал о кончине великого защитника Руси: «Зашло солнце земли Русской!» Житийная повесть про Александра Ярославича рассказывает о посмертном чуде, совершённом через него Господом Богом: «Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его (Александра Ярославича. —  Д.В. ) в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника своего». А загадка смерти… что ж, она пока остаётся не разгаданной до конца, но она блекнет перед чудом великой жизни Александра Ярославича. Дмитрий Михайлович Володихин Цикл статей Дмитрия Михайловича Володихина, посвящённых Александру Невскому: Переславль-Залесский, родина Александра Невского Победа над шведами на реке Неве 1240 года Ледовое побоище 1242 года Новгород Великий и русские князья Великий князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского Разгром литвинов под Торопцом в 1245 году Великое княжение Владимирское при Александре Невском Александр Невский и хан Берке: загадка смерти великого князя Батый — бич Божий для Руси Самые известные храмы, связанные с именем святого Александра Невского Подпишитесь на рассылку свежих выпусков. Хотите поддержать создание новых выпусков проекта «Вера и Фома»? Вопросы Веры и Фомы — свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ФС 77 - 84524 от 16.01.2023. Учредитель: АНО Информационный центр радиовещания, искусства и культуры «Вера, надежда, любовь». Главный редактор: Кузьменков И.А.

http://veraifoma.ru/famblog/aleksandr-ne...

144 ...бысть преемник престола... Василий Ярославич...– Василий Ярославич был великим князем с 1272 по 1276 г. 145 ...по нем владеша... Димитрий, Андрей и Даниил. – Димитрий Александрович (1250?–1294) стал великим князем Владимирским в 1276 г., в 1281 г. ярлык на великое княжение получил его младший брат Андрей, борьба за великое княжение между Андреем и Димитрием продолжалась вплоть до смерти последнего. После смерти Димитрия Андрей был великим князем Владимирским до своей смерти в 1304 г., ему наследовал Михаил Ярославич Тверской. Младший сын Александра Невского Даниил (1261–1303) великим князем Владимирским не был, а княжил в Москве. 146 ...подобаше сему благоверному князю Михаилу Ярославичу... взыти на великое княжение. – Михаил Ярославич имел преимущественные права на владимирский великокняжеский стол, так как был внуком Ярослава Всеволодича (см. выше), а претендовавший на это же княжение Юрий Данилович Московский (см. далее) лишь его правнуком. 147 ...присутствующу при том и святейшему Петру, митрополиту всея России, 1304 года от Христа... – Петр не мог присутствовать при этом, так как был хиротонисан в митрополиты в 1308 г. Однако это не ошибка автора Жития, а сознательная замена имени митрополита Максима (ум. 6 декабря 1305 г.), которого называют все предшествующие редакции Жития, на более известное и авторитетное имя. 148 ...великаго князя Даниила Александовича старейший сын, емуже имя Георгий... – Юрий Данилович (ум. в 1325 г.) – двоюродный племянник Михаила Ярославича, князь Московский, с 1315 г. великий князь Владимирский. 150 ...срете его святейший Петр митрополит... – Предшествующие редакции Жития и в этом случае называют митрополита Максима (см. выше). 154 ...благословение прием от святителя Божия Петра митрополита... – Петр еще не был митрополитом и не мог благословить князя Михаила (см. выше). 164 Кто есмь аз... у сих бо подобает мамоною неправды куковати небо. – Эти размышления Михаила Ярославича имеют в своем основании библейские противопоставления бедности и богатства, коими полна, например, Книга притчей Соломоновых (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Списки великих князей и митрополитов Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 1. Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича, прозванием Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого, правнук Владимира Мономаха , 1238–1246. 2.  Святослав Всеволодович (польско-юрьевский), брат предыдущего, 1247–1248. 3.  Михаил Ярославин хараборит, сын Ярослава Всеволодовича, 1248 (сомнительный). 4. Андрей Ярославин (суздальский), брат предыдущего, 1249–1252. 5. Александр Ярославин Невский (новгородский), брат предыдущего, 1252–1263. 6. Ярослав Ярославин (тверской), брат предыдущего, 1263– 1271. 1. Миндовг, 1238–1263. 2. Воишелк, сын Миндовга, 1263–1268. 3. Шварн, сын Даниила Романовича галицкого, муж дочери Миндовговой, 1268–1270. 1. Кирилл III, 1242–1249– 1281. Великие князья галицкие: Даниил Романович, сын Романа Мстиславича Волынского, (1205–) 1229 –1264; 2. Лев Данилович, сын предыдущего, 1264–1301; 3. Юрий Львович, сын предыдущего 1301–1315; 4. Андрей Юрьевич, сын предыдущего, 1315–1324; 5. Юрий Андреевич, сын предыдущего; 1324–1337; 6. Болеслав Тройденович, княжич мазовецкий, мать которого была дочь Юрья Львовича или Андрея Юрьевича, 1337–1340, смертью которого в последнем году прекратилось существование княжества галицкого. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 7. Василий Ярославич (костромской), брат предыдущего, 1272– 1276. 8. Дмитрий Александрович (переяславский), сын Александра Я–ча Невского, 1276–1282. 9. Андрей Александрович (городецкий). брат предыдущего, 1282–1284. 10. Дмитрий Александрович во второй раз, 1284–1293. 11 Андрей Александрович. во второй раз, 1293–1304. 12. Михаил Ярославич (тверской), 1304–1319. 13. Юрий Данилович (московский), сын Данила Александровича, внук Невского, 1319–1322. 14. Дмитрий Михайлович (тверской), 1322–1326. 15. Александр Михайлович (тверской), брат предыдущего, 1326–1327. 16. Иван Данилович Калита, 1328–1340. 17. Симеон Иванович Гордый, 1340–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вел. кн. Димитрий Александрович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294, близ Волока Ламского), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами), 2-й сын вел. кн. Владимирского св. Александра Ярославича Невского , брат св. кн. Даниила Александровича , отец св. кнг. Марии Димитриевны (в иночестве Марфы), 2-й супруги кн. св. Довмонта (Тимофея) . Д. А. впервые упоминается в Новгородской I летописи под 1259 г., когда отец посадил его наместником в Новгороде вместо старшего сына Василия, отказавшегося выполнить приказ вел. князя и принять в городе ордынских численников. В 1262 г. вместе с дядей кн. Ярославом (Афанасием) Ярославичем Д. командовал объединенными войсками Новгорода, Пскова и княжеств Сев.-Вост. Руси в походе на Дерпт (совр. Тарту, Эстония), предпринятом по приказу вел. кн. Александра Невского и завершившемся победой русских войск. Зимой 1263/64 г., после смерти Александра Невского, новгородцы сместили Д. А. с княжения, «зане князь зело мал бяше» (НПЛ. С. 84). Д. А. вокняжился в Переяславле Залесском. Поход князей Димитрия Александровича и Ярослава Ярославича на Дерпт. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 29 об.) Поход князей Димитрия Александровича и Ярослава Ярославича на Дерпт. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 29 об.) В 1268 г. Д. А. по просьбе новгородцев оказал им помощь в войне с Ливонским орденом. 18 февр. он разгромил рыцарское войско у замка Раквере (Раковор). В ливонской «Рифмованной хронике» говорится, что «король Дмитрий был героем: с пятью тысячами русских избранных воинов предпринял он наступление, когда другие войска его отступили» ( Матузова В. И. , Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь, кон. XII - 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002. С. 249). В псковской «Повести о Довмонте» (2-я четв. XIV в.) Д. А. прославляется как защитник правосл. Руси: «И бысть сеча велика с погаными немцы на поле чисте, помощию Святые Софеи, Премудрости Божии, и Святые Троицы немецкие полки побиша... И славна бысть вся земля... страхом грозы хрбрьства князя Дмитрея и зятя его князя Довмонта» ( Охотникова. С. 190). Однако общая неудача военной кампании 1268 г. привела к тому, что Д. А. вынужден был оставить Новгород.

http://pravenc.ru/text/178187.html

Освобождение Пскова от немцев, чуди и др. захватчиков войсками блгв. кн. Александра Ярославича Невского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 932) Освобождение Пскова от немцев, чуди и др. захватчиков войсками блгв. кн. Александра Ярославича Невского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 932) Четкого разделения функций между должностными лицами не было, скорее существовало довольно приблизительное распределение сфер преимущественной компетенции. Все важнейшие решения принимались архиепископом, посадником и тысяцким совместно, а если какие-либо вопросы представляли интерес для всех новгородцев, то обсуждались и утверждались на вече. Тогда же, по-видимому, важные полномочия получило «иванское» купечество (объединение купцов вокруг ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках на Торговой стороне) во главе с «иванским старостой» (со 2-й пол. XIII в. было уже 2 чел. в этой должности). «Иванские» купцы осуществляли контроль над эталонными весами - «мерилами» и участвовали в торговом суде. В пользу храма св. Иоанна на Опоках поступала и часть пошлин из некоторых новгородских «пригородов». В более позднее время купеческие старосты также играли существенную роль в политической и экономической жизни Новгорода. В частности, они участвовали в переговорах с зарубежными партнерами, затрагивавших интересы новгородских купцов. В XII - нач. XIII в. существовало еще одно купеческое объединение - «заморских» купцов, торговавших с западнослав. Поморьем и Скандинавией. Его патронатным храмом была ц. св. Параскевы на Торгу. Позднее, однако, сведения о «заморских» купцах не встречаются. Возможно, как предполагает Б. Н. Флоря, «заморское» купечество слилось с «иванским», но очень вероятно, что тут сыграли свою роль и монополизация Ганзой торговли на Балтике, и соответственно утрата новгородскими купцами своих позиций в экономических контактах с этими регионами ( Флоря. 1999; Он же. 2015). Противостояние войск блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского и ливонских рыцарей у Чудского оз. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 936 об.)

http://pravenc.ru/text/Новгородской ...

«Житие» свидетельствует, что тот ждал приезда Александра Невского и упрекал его, что он единственный из князей не желает покориться власти золотоордынского правителя. Вероятно, Бату действительно предпочитал видеть на великом Владимирском княжении Александра Невского. Но он оказался не готов в той ситуации брать на себя ответственность. Братья Ярославичи перенаправляются им по монгольской иерархической лестнице в Каракорум к Гуюку. Именно на уровне великого хана должен был быть решен вопрос о политическом старшинстве русских князей. Гуюк, между тем, имел непростые отношения с Бату и не хотел усиления влияния золотоордынского правителя 254 . Соответственно, выбор был сделан не в пользу батыевой креатуры Александра, а его младшего брата Андрея. Александру доставался в управление разгромленный и заброшенный Киев, где тот за все время нахождения в статусе киевского князя так и не побывал. Реально Киев управлялся находившимися в городе баскаками. После смерти Гуюка и в результате развернувшейся на несколько лет междоусобной борьбы в Монгольской империи новым великим ханом стал Мунке. Своей победой он в значительной мере был обязан поддержке со стороны Бату. Теперь золотоордынский правитель мог ожидать поддержки решений в Каракоруме по кандидатуре великого князя Владимирского. И решение ожидаемо принимается в пользу Александра Невского 255 . Однако произошедшая властная пересменка спровоцировала политический кризис. И, по-видимому, антимонгольское выступление Андрея Ярославича и Неврюева рать находились в прямой связи с произошедшей ротацией. Пять визитов Александра Невского в Орду Вопрос о том, когда состоялась первая поездка Александра Ярославича в Орду, является предметом дискуссии. Существует точка зрения, что она состоялась еще зимой 1241/42 годов и заняла около трех месяцев 256 . При принятии этой версии получалось, что альянс Александра Невского с монголами сложился еще до Ледового побоища. В действительности зимой 1241/42 годов еще продолжался монгольский западный поход, и князь не мог встретиться с Бату по той простой причине, что тот в это время вел боевые действия в Венгрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010