В деле этой постройки принял самое горячее участие местный Ярославичский помещик действительный статский советник Николай Маркович Колмаков. Он выхлопотал эти завещанные Шлихтою 1000 рублей у графа Горайского и на эти деньги был закуплен лес. Сам г-н Колмаков на свои средства устроил иконостас, написанный в г. Киеве, и своим личным влиянием и денежными пожертвованиями двигал дело построения нового храма. Прихожане – местные крестьяне – натурой, в качестве рабочей силы, и денежными пожертвованиями принимали участие в построении своего нового храма. Заготовление строительного материала и самая закладка новой церкви в октябре 1880 г. происходили при приходском священнике о. Филимоне Иван. Скальском, который, между прочим, был инициатором этого дела: он пастырским словом внушил прихожанам благую мысль – построить новую церковь, расположил их к этому и указал путь к осуществлению этой мысли, он же, при помощи сельских властей, руководил самым сбором пожертвований, а также заготовкой материала... Дружными усилиями строителей церковь была закончена постройкою уже при преемнике о. Ф. Скальского – нынешнем священнике о. Венедикте Речинском. Эта новая церковь поставлена рядом с старою, обветшавшею церковью, в которой молился Император Александр Благословенный. Об этом событии напоминает в новой церкви святая икона Богоматери, осыпанная драгоценными каменьями и стоящая в изящном киоте у левой стены от входа. Под этою иконою читаем, что в старой церкви «Император Александр I 1818 года апреля 21 дня во время проезда своего в г. Староконстантинов, получив в с. Ярославичах всерадостное известие о рождении в Москве 17 апреля 1818 года у Великого Князя Николая Павловича сына Александра, впоследствии Царя-Освободителя, слушал Литургию; в память сего события прихожане с. Ярославич и воздвигли сей храм, а Император Александр III, сын Царя Александра II, благословил оный св. иконою казанской Божией Матери». Икона эта была прислана при следующем письме г-на Обер Прокурора Святейшего Синода действительного тайного советника Константина Петровича Победоносцева на имя главного строители храма H.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В 1926 г. Луцко-Житомирская епархия, несмотря на сопротивление Луцкого еп. Игнатия Дубовского, была разделена на Луцко-Кременецкую и Житомирско-Киевскую, в связи с тем что после окончания советско-польской войны 1920 г. зап. часть бывш. Волынской губ. оказалась в составе Польши, а вост. часть Волынской губ. и Киевская губ. остались в составе Украинской ССР. Каноник житомирского кафедрального капитула и настоятель киевского Александровского костела Теофил Скальский, выполнявший с 1926 г. обязанности апостольского администратора Житомирско-Киевской епархии, был приговорен в 1928 г. к 10 годам заключения, в 1932 г. освобожден и передан властям Польши в обмен на арестованных польск. коммунистов. В 1929-1935 гг. должность апостольского администратора Житомирской епархии занимал прелат Станислав Яхневич, осужденный в мае 1936 г. вместе с 16 римско-католич. и 2 греко-католическими церковными деятелями в рамках сфабрикованного НКВД «Дела о фашистской контрреволюционной организации римско-католического и униатского духовенства на Правобережье Украины». После этого Житомирско-Киевская епархия фактически прекратила существование. В период немецко-фашистской оккупации римско-католические костелы Киева вновь открылись. После войны почти все они были упразднены, действующей до 1958 г. оставалась небольшая Крестовоздвиженская часовня в предместье Святошино. В 1958 г. она была закрыта, но католич. Крестовоздвиженская община добилась в 1964 г. предоставления ей молитвенного дома в киевском предместье Петропавловская Борщаговка. С 1989 г. при этом храме размещается Киевский деканат во главе со свящ. Яном Крапаном, который добился возобновления богослужений в Александровском (1991) и Николаевском (1992) костелах. В 1991 г. при Крестовоздвиженском костеле был основан Киевский мон-рь кармелиток, переведенный в 1994 г. в с. Софиевская Борщаговка Киево-Святошинского р-на. Указом папы Иоанна Павла II от 16 янв. 1991 г. был возобновлен Житомирский диоцез. 4 марта 1991 г. в епископа Житомирского был рукоположен Ян Пурвинский. Указом папы от 25 нояб. 1998 г. диоцезу вернули его историческое название: Киевско-Житомирский. Епископом-ординарием остался Пурвинский. В 2002 г. часть территории диоцеза отошла вновь образованной Харьковско-Запорожской епархии. С 15 июня 2011 г. Киево-Житомирскую епархию возглавляет архиеп. Петр Мальчук. В 2013 г. насчитывалось в Киеве 8 римско-католич. общин (в т. ч. 3 мон-ря), 21 община в Киевской обл. (в т. ч. 4 мон-ря). Крупнейшими монашескими объединениями в Киевско-Житомирском диоцезе являются Киевский мон-рь капуцинов с приходом в честь Марии Матери Церкви, Киевский мон-рь доминиканцев Пресв. Девы с часовней св. Гиацинта, Киевский мон-рь паллотинов с приходом во имя Христа Царя Вселенной, Киевский мон-рь кармелитов босых с Крестовоздвиженским приходом, Бориспольский мон-рь францисканцев, Обуховский мон-рь миссионеров облатов, Бердичевский мон-рь кармелитов босых, мон-рь кармелиток в с. Софиевская Борщаговка Киево-Святошинского р-на.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕРМАН (ВЕЙНБЕРГ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Герман (Вейнберг). Фотография нач. 1930-х гг. Проходил по групповому " делу к/р организации церковников, г.Алма-Ата, 1933г. " . Владыку Германа, архимандрита Феогена, инокиню Параскеву и монахиню Евфросинию допрашивали в ГПУ полгода. Свидания с ними не разрешали, но в определенные часы сестры-монахини носили им передачи. Очередь в ГПУ была огромная. Люди приходили до рассвета и целый день до вечера толпа народа томилась, ожидая своей очереди на прием передачи Обвинительное заключение было вынесено через полгода, в июне 1933г.: " ...Ликвидирована к/р организация церковников, охватывающая своей деятельностью ряд общин сергиевского течения, существующих в Алма-Ате, Сарканде... Талгаре... Идейными вдохновителями и руководителями организации были: епископ сергиевской ориентации Вейнберг Герман Адамович, Скальский Александр Филимонович, протоиерей Козырев Василий Львович, он же архимандрит... Задачи ликвидированной организации в основном, сводились к следующему: 25 июня 1933 г. постановлением Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ в Казахстане еп. Герман был осужден как «вдохновитель и руководитель контрреволюционной организации церковников» на 8 лет ИТЛ. Отбывал срок в Карлаге , в пос. Долинка Карагандинской обл. Работал на скотном дворе, с 1934 г.- картотетчиком и курьером. В его деле есть следующая характеристика: " Убежденный служитель культа. Не исключена возможность религиозной пропаганды среди верующих. Требует специального наблюдения. Слаб здоровьем: порок сердца, истощение, склероз сосудов. Отношение к труду механическое. Рассеян. Норму не выполняет " . В 1937 г. признан инвалидом, не годным к физическому труду. 7 июня 1938 г. вместе со свящ. Михаилом Лярго и фельдшером Иваном Драгомирецким отделением Карагандинского обл. суда при Карлаге НКВД дополнительно осужден к 10 годам лишения свободы за высказывания, «дискредитирующие советское строительство и оскорбляющие вождей партии». Скончался 24 мая 1942 года от сердечного приступа в стационаре командировки (удаленного отделения) «Акмолинское» Карлага . Похоронен на кладбище командировки, на могиле его поставлен столб с надписью " Б-16 " , местонахождение кладбища неизвестно. Литература Использованные материалы   Цит. по pstbi.ru со ссылкой на Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С.104-109,115-116 Редакция текста от: 01.10.2012 02:04:56 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/22065.html

Такое известие чрезвычайно обрадовало бездетного Императора, и он остановился в с. Ярославичах у церкви, в которой только что кончилась утреня, и здесь в этом скромном сельском храме, слушал Божественную литургию и затем благодарственное Господу Богу молебствие о здравии и преуспеянии Высоконоворождённого Младенца, которому свыше было предназначено быть освободителем миллионов крестьян от крепостного права и христиан на Востоке – от ига мусульман. Об этом событии так рассказывал бывшему (1868 г. – 1880 г.) местному священнику о. Филимону Скальскому крестьянин с. Ярославич Иван Гринюк, – старик, отличавшийся трезвою и благочестивою жизнью: «было то воскресенье; утром в часов 8 только что кончилась заутреня, как подскакал к церкви какой-то господин, потребовал Батюшку и объявил ему, что сейчас приедет Император и будет слушать в нашей церкви Литургию. Батюшка был тогда у нас старичок. При этом извести он так испугался, что чуть не упал от страха. Но господин этот ободрил его, долго с ним разговаривал, вероятно, учил, что нужно делать, – и потом Батюшка с крестом вышел на встречу. Я, – заключил свой рассказ старик, – хорошо помню это событие, мне было тогда лет 16 или 17, и когда подъезжал Царский поезд, я звонил на колокольне. А о том, что Царём на пути получена была «бумага», об этом после говорили многие и сам Батюшка». Об этом событии гласит и надпись, сделанная в церкви на стене над правым клиросом масляными красками под изображением государственного герба – парящего чёрного орла: «Его Императорское величество, Император Александр I 21 Апреля 1818 года соизволил посетить церковь сию и слушать в ней Божественную Литургию». Церковь , в которой находится надпись и которую Император осчастливил своим посещением, построена в 1746 году. Эта деревянная, маловместительная церковь с течением времени совершенно обветшала и явилась необходимость наместо её построить новую церковь. Стали собирать пожертвования на эту постройку. Начало таким пожертвованиям положил бывший местный волостной старшина – крестьянин Григорий Васильевич Шлихта, который, умирая, завещал взятые у него заимообразно соседним помещиком графом на Горах-Горань-Горайским 1000 рублей на постройку этой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В ноябре 2002 г. настоятелем Наташинской церкви стал иеромонах Димитрий (Новосельцев). Источник: http://blagolubie.ru/churches/prihod/natashino/ Дачная местность Наташино была создана в нач. ХХ в. и находится на северной окраине города Люберцы. Купец Евгений Александрович Скальский в 1901 г. к северо-востоку от пл. Подосинки (ныне - Ухтомская) Московско-Казанской железной дороги купил землю для перепродажи её дачникам. Название местности он дал по имени своей любимой дочери. Чтобы привлечь покупателей участков, он осушил болота, выкопал три пруда, разбил небольшой парк, а также пожертвовал 1 десятину (около 1,1 га) для постройки Троицкой церкви с необходимыми постройками и школой. Деревянная Троицкая церковь построена в 1912-1913 гг. по проекту арх. М.Ф. Бугровского, является оригинальным образцом эпохи модерна. Квадратный в плане двухсветный четверик увенчан шатром, стоящим на низком световом восьмерике. В шатёр врезаются высокие кровли щипцов, венчающих грани восьмерика по фасадам. Центральная глава и малые на углах образуют пятиглавие. К четверику примыкают с востока - гранённый алтарный прируб, а с запада - небольшая трапезная, двухъярусная шатровая колокольня и притвор. Элементы декора, в том числе резные " кубышки " и наличники окон, сосредоточены на верхней части храма. В нижней части единственным украшением служат " бочки " над крыльцами, опирающиеся на резные столбики. В 1970-х гг. после пожара верх храма и притвор восстановлены. Храм в ХХ веке не закрывался. На территории Троицкой церкви в 1990-х гг. был построен небольшой кирпичный храм-крестильня Новомучеников и исповедников Российских. Деревянный Троицкий храм в Наташино был построен в 1913 году. В советские годы Троицкая церковь оставалась единственной действующей в Люберцах и ближайшей округе. В храме почитается список чудотворной Моденской иконы Божией Матери, оригинал которой находится в Успенском храме бывшего подмосковного села Косино. В день празднования иконы двадцатого июня совершается крестный ход с чтимым образом из Троицкого храма к Наташинским прудам.

http://sobory.ru/article/?object=06202

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 30 июня (13 июля) Преподобномученик Феоген (Козырев) Преподобномученик Феоген родился 27 января 1862 года в городе Санкт-Петербурге в семье служащего конюшенного ведомства при царском дворце Льва Козырева и в крещении был наречен Василием. Лев Козырев служил при конюшнях дворцового ведомства при Императоре Николае I; Василий, окончив на казенный счет Александровскую гимназию, с 1877 года также стал служить при конюшнях дворцового ведомства. После большевистского переворота в 1917 году конюшенное ведомство было передано автобазе, и до выхода на пенсию в 1924 году Василий Львович служил здесь кладовщиком, а затем переехал в город Мещовск Калужской области и поселился при одном из монастырей; в том же году он был пострижен в монашество с именем Феоген. В 1926 году епископ Мосальский, викарий Калужской епархии Герман (Вейнберг) рукоположил его во иеромонаха и возвел во игумена и благословил быть своим духовником. Отец Феоген жил сначала в Мещовске, затем в Мосальске; в 1928 году он переехал вместе с епископом Германом в Бугуруслан, куда владыка был назначен викарием, а в 1930 году с получением епископом Германом самостоятельной кафедры переехал вместе с ним в Алма-Ату. Здесь он стал служить вместе с владыкой в Никольском соборе. Весной 1932 года епископ Герман возвел игумена Феогена в сан архимандрита; при возведении присутствовали святители-исповедники архиепископ Прокопий (Титов) и епископ Амвросий (Полянский) . Епископ Герман и архимандрит Феоген жили при соборе, где кроме них жили монахини, присматривавшие за храмом. В начале декабря 1932 года мать начальника местного ОГПУ, придя к монахиням, сказала: «Мой сын послал меня предупредить, что в ночь на 10 декабря всех ваших священников арестуют. Никому поначалу не велел говорить, а только из-за того, что жалко ему меня, зная, что я церковь люблю, сказал: “Пойди и скажи сестрам”» . Всенощная 9 декабря 1932 года под праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение» была отслужена особенно торжественно. Епископу Герману сослужили архимандрит Феоген, протоиереи Александр Скальский, Стефан Пономарев и Филипп Григорьев . После всенощной монахини, епископ Герман и архимандрит Феоген ушли в свои кельи, а священники разошлись по домам в городе. Около одиннадцати часов ночи к Никольскому собору подошли сотрудники ОГПУ и сразу же прошли в комнату епископа и архимандрита и арестовали их. Тем временем в церковный двор ввели арестованных священников Александра Скальского и Стефана Пономарева, а затем всех повели в тюрьму ОГПУ, куда уже был приведен священник Филипп Григорьев.

http://fond.ru/kalendar/533/feogen/

В своем слове архиерей, в частности, отметил: «По многолетней традиции эта главная научно-практическая и просветительская конференция Митрополичьего округа проходит как региональный этап Международных Рождественских чтений. В нынешнем году наша конференция посвящена 15-летию установления всецерковного празднования в честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Новомученики и исповедники — опора дня сегодняшнего, ибо мы верим и знаем, что они, сохранившие верность Господу Богу, живы все доныне (Втор. 4:4). В историю Православия золотыми буквами вписаны имена священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского, священномученика Пимена, епископа Верненского, преподобноисповедника Севастиана Карагандинского. В уходящем году мы молитвенно отметили 30-летие прославления в лике святых верненских подвижников — иеромонахов Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова), 90-летие мученического подвига Николо-Кучугурских пресвитеров — Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева, 100-летие святительского служения первого архипастыря земли Кустанайской, исповедника веры — епископа Тимона (Русанова). Сонм новомучеников и исповедников велик и разнообразен. Он объединяет людей разных возрастов и профессий, разного сословного происхождения и жизненного пути. Одни были казнены в одночасье, других долго пытали, третьи — годы, иногда десятки лет скитались по тюрьмам и лагерям, умирали от голода и непосильной работы, но везде мы видим горячую веру, несгибаемую волю, глубокую убежденность в Евангельской Истине и готовность идти за нее до конца». Митрополит Александр напомнил участникам мероприятия: «К настоящему моменту поименно прославлено почти две тысячи подвижников — иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян, причем необходимо понимать, что это лишь малая часть из тех, кто претерпел муки за Христа от безбожной власти. На сегодняшний день число пострадавших за веру в годы послереволюционных гонений, включенных в базу данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , составляет более 36 000 имен. В этом году при поддержке сотрудников этого вуза завершилась масштабная работа по созданию электронной базы данных всех репрессированных клириков и мирян Русской Православной Церкви, чьи судьбы связаны с Казахстаном и Средней Азией. Он получил наименование " Туркестанская Голгофа " . В рамках проекта члены комиссий по канонизации святых всех епархий Казахстанского и Среднеазиатского Митрополичьих округов и независимые исследователи из 5 стран составляли биографические анкеты и публиковали наиболее полные и достоверные данные о репрессированных православных верующих Казахстана и Средней Азии. В ходе работы были исправлены неточности и дополнены новыми сведениями жития новомучеников и исповедников».

http://patriarchia.ru/db/text/6083599.ht...

Собор святителя Николая Чудотворца (Алматы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор святителя Николая Чудотворца — православный храм Астанайской и Алматинской епархии Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] В 1904 году жители юго-западной части города Верного (Алма-Ата, ныне Алматы), местности, которая в то время называлась Кучугур, приступили к изысканию средств для постройки храма на, так называемой, Зубовской площади. 14 декабря 1908 года новый храм Святителя Николая (Николаевская церковь), созданный по проекту архитектора С. К. Тропаревского, был освящен архиерейским служением. Исполнителем технических проектов и руководителем церковно-строительных работ был архитектор А. П. Зенков. Настоятелем в этот храм был назначен о. Александр Скальский. Вскоре после освящения Никольского храма из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне была доставлена частица святых мощей Великомученика Пантелеимона , которая и по сегодняшний день бережно хранится на Престоле, посвященном этому святому страстотерпцу Христову. Примерно в это же время из Киева была доставлена частица святых мощей Великомученицы Варвары . Ларец с частицей ее святых мощей так же, как и прежде, находится на Престоле, посвященном святой Великомученице. В марте 1954 года в знак благодарности за материальную помощь, оказанную прихожанами Никольского собора для восстановления храма в г. Тобольске, в Никольский собор была подарена тобольчанами икона Святителя Иоанна, митрополита Тобольского , с частицей его святых мощей. В 1993 году Высокопреосвященнейший Архиепископ Алматинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов) даровал храму дивную икону Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских , с частицей его святых мощей. У этих многоценных святынь еженедельно за вечерними богослужениями при стечении многих богомольцев духовенство собора совершает акафистное пение. В канун знаменательного юбилея 2000-летия Рождества Христова Свято-Никольскому собору прихожанкой храма была принесена в дар частица Камня Пещеры Рождества Христова в Вифлееме . По благословению Высокопреосвященного Архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия Камень Пещеры Рождества, размещенный в специально сооруженном кресте, отныне будет находиться в одной из древнейших икон храма - в аналойном образе Святителя Николая, который был сооружен в 1911 году по случаю 25-летнего служения в сане иерея священника А. Скальского. А к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы этого юбилейного года в храме появился новый, изумительной работы, ковчежец, в который помещены частицы мощей более чем 20 святых. Эти частицы находятся в храме очень давно. Привезены они были вместе с мощами вмч. Пантелеимона, и среди них много мощей святых Киево-Печерской Лавры: прп. Антония, прмч. Анастасия, прп. Силуана и др., а также мощи свт. Григория, прп. Онуфрия Великого, прп. Нила Столобенского, блгв. княгини Анны, вмц. Марины, вмц. Параскевы и др.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святител...

Богослужебные песнопения исполнил обиходный хор под управлением О. Соломоновой. Была совершена молитва о восстановлении мира, чтомая во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На Литургии возносились сугубые молитвы о упокоении почивших казахстанских иерархов, приснопамятных строителей и благоукрасителей Никольского храма, вождей и воинов, на поле брани жизнь свою за веру и Отечество положивших, всех, в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ умерших, и всех православных христиан, в земле Казахстанской поживших и благочестно скончавшихся. По окончании Литургии иерей Иоанн Ливинский огласил послание митрополита Астанайского Александра по случаю 90-летия подвига угодников Божиих. Затем было совершено славление Николо-Кучугурским священномученикам. Митрополит Александр поздравил архиереев, настоятеля Никольского собора, священнослужителей и мирян с днем памяти небесных покровителей Алма-Аты и Семиречья и обратился к ним со словом назидания. Далее глава Казахстанского митрополичьего округа в присутствии иерархов, духовенства и верующих совершил освящение памятного креста, посвященного 90-летию подвига священномучеников Николо-Кучугурских. Монумент установлен рядом с Никольским собором. Памятник создан из гранита и представляет собой крест на трапециевидном постаменте. На передней стороне — барельефное изображение распятия Господа Иисуса Христа с предстоящими, внизу запечатлены образы священномучеников Николо-Кучугурских и выгравирована надпись: «Сей крест установлен в память о служении в Никольском соборе Алма-Аты протоиереев: Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева, принявших мученическую смерть за Христа в 1933 году. Святые священномученики Николо-Кучугурские молите Бога о нас!». На обратной стороне креста сделан рельефный текст: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его». Мемориальный крест изготовлен по благословению митрополита Астанайского Александра на средства благотворителей.

http://patriarchia.ru/db/text/5996635.ht...

От составителя: Осенью 1992 года мы с А. С. Нагибиной приехали на горочку, чтобы отыскать место погребения пастырей исповедников. На их братской могиле монахинями была положена каменная надгробная плита с высеченной на ней надписью: Священники Николаевской церкви протоиерей Александр Скальский, протоиерей Стефан Пономарев, протоиерей Филипп Григорьев. С послевоенных лет лагерное кладбище стало постепенно превращаться в один из жилых районов города. И сейчас на склоне горочки уютно расположились частные одноэтажные дома, утопающие в зелени садов, обильно плодоносящих на сухой глинистой почве. При дороге по вертикальному срезу горы чернеют пустые впадины могил, кое-где свисают остатки полуистлевшей материи. Что это? Обивка гроба или то, что осталось от погребальной одежды? У кого первого поднялась рука, чтобы снести кресты и надгробные памятники, извлечь из земли останки погребенных лагерников и на месте разоренных могил заложить фундамент своего дома? В довоенные и послевоенные годы на каждую Радоницу монахини и прихожане Свято-Никольского собора приходили на могилу пастырей, зажигали свечи и негромко, чтобы не беспокоить близ живущих, пели пасхальный канон, возвещая усопшим радость о воскресшем Господе. Облюбовавшие горочку жильцы неоднократно сбрасывали плиту с могилы в овраг, но матушки снова и снова старческими усилиями втаскивали на гору камень и устанавливали его на дорогую им могилу. И вот однажды, в 60е годы, прихожане, придя с пасхальным приветствием на могилу исповедников, не нашли ни плиты, ни могилы. С вершины горы были сброшены все оставшиеся памятники, и трактор сровнял с землей последние холмы, напоминавшие о кладбище лагерных узников. Время брало свое. Монахини одна вслед за другой перешли в иную жизнь, горочка все больше застраивалась особняками. Но имена пастырей исповедников сохранялись в сердцах прихожан Свято-Никольского собора. Сейчас рельеф горочки изменился почти до неузнаваемости. Где-то здесь, в этом районе находилась могила. Но где? Мы обходим близ расположенные дома, беседуем с жителями: «Вы знаете, что здесь погребены священники?». Да и они помнят, что много лет здесь лежала плита с их именами. Жители указывают нам на место в одном из дворов — здесь лежала плита, сюда, мы помним, приходили весной старушки и ставили свечи. Но много лет назад бывший хозяин двора окончательно скинул плиту в овраг, недели через три он внезапно умер, плита давно засыпана мусором, а новые хозяева поставили над могилой гараж.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010