В конце XVII века в России было только два значительных района металлургической промышленности – Тульский и Олонецкий, причем, последний, более новый и более быстро росший, находился среди наиболее зараженной " расколом» части России и как раз рядом со знаменитым центром старой веры, Выговской старообрядческой общиной. В 1666 г., то есть как раз в год большого Московского Собора, приведшего к окончательному разрыву между " государственным православием» и старой верой, в Олонецком крае неким купцом Семеном Гавриловым был основан первый для этого района металлургический завод 2141 . В 1700 г. число заводов, производивших железо в Олонецком крае, уже выросло до четырех и, кроме того, там был построен первый медноплавильный завод. К 1719 г. эти заводы были оборудованы восемью большими и технологически очень совершенными домнами, а для подготовки специалистов там же были открыты особые школы-мастерские, в которых училось 300 учеников металлургов из местных уроженцев. В те годы значительное большинство населения Олонецкого края и рабочих Олонецких и Петровских заводов были старообрядцы, в том числе, конечно, и поселенцы Выговской пустыни. Любимец Петра, в будущем князь А. Меншиков в 1704 г. легализировал положение Выговской старообрядческой пустыни именно для того, чтобы»быть ведомым выгорецким пустынножителям к Повенецким железным заводам в рудоискании и подъеме« 2142 . В указе 1714 г., подтвердившем право выговцев жить своей отдельной легализированной общиной, опять отмечается, что легализация старообрядцев Выговской общины была допущена, так как они»ведомы к Олонецким железным заводам» 2143 . Но обитатели Выга не были единственными старообрядцами как на Петровских заводах – теперь Петрозаводск, – находившихся всего лишь в 70 верстах от Выга, так и на Повенецких, которые были совсем рядом с Выговскими землями. Население этой области с самого начала раскола сразу же отошло от церкви, и Прионежье стало центром самого крайнего беспоповского крыла старообрядчества. Именно здесь, вокруг Онежского озера, в XVII веке происходили самые значительные случаи самосжиганий. В одном определении Св. Синода от 1724 г. отмечалось, что в одном»Олонецком уезде, по росписям священническим, раскольников явилося в приходех их многое число " 2144 . В соседних областях старообрядцев было тоже не меньше. А когда Выг легализировал свое положение и для старообрядцев представилась возможность здесь мирно жить и молиться по-старому, при этом не только не подвергаясь преследованиям, но еще и получая работу на заводах, то сюда потянулось множество сторонников старой веры из других частей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Алеша заскулил: — Хочу на ручки! — Потерпи немножко, Алеша, — сказала тетя Наташа, — я не могу тебя взять, у меня руки заняты. Вот когда Николенька заснет… Алеша затих. Прошло с полчаса. Тетя Наташа тихо баюкала Николеньку. Вдруг Алеша неудержимо заплакал: — Не могу больше терпеть! — Что ты, — всполошилась тетя Наташа, — на горшочек? — Нет, на ручки, не могу больше терпеть. Совсем не могу. Тетя Наташа попробовала положить Николеньку, но он закричал и она опять его взяла. Она хотела предложить сказку, но все сказки вдруг вылетели из головы. — Какой ты глупый, Алеша, — рассудительным голосом сказала Таня. — Ведь Николенька меньше тебя, а тоже болен, как ты. И ведь тетя Наташа ему мама, а нашей мамы ведь здесь нет. Алеша ничего не отвечал, только всхлипывал жалобно. — Ну, уж иди ко мне, малыш, — снисходительно сказала Таня. — Иди, я тебя подержу. Алеша вздохнул, покоряясь печальной необходимости, и неловко полез через решетку кровати. Голые его ноги мелькнули в воздухе, потом он долго возился, устраиваясь поудобнее на маленьких Таниных коленях. Наконец он затих. Стемнело. Ангел сна неслышно распростер свои крылья. Дети пришли с гулянья и заглянули в комнату. Там было тихо. Алеша спал, свесив с Таниных колен красное, в пятнах, лицо. И Таня спала, уронив голову на Алешино плечо. Спал Николенька у мамы на руках. Спала и мама…   Приложение. Из семейного архива От редакции. Публикуемый нами рассказ взят из семейного архива Ольги Сергеевны Харченко, происходящей из священнической семьи, почти все члены которой претерпевали гонения в 20-е годы. Автором рассказа может быть либо священник Арсений Георгиевич Петровский, дядя владелицы архива, служивший в с. Загородье Максатихинского района Тверской области в 1917–1928 гг. и арестованный в 1931 г. за неуплату непосильных налогов, либо священник Михаил Троицкий, свойственник Петровских, служивший в с. Борисовское Бежецкого района Тверской области и сосланный в Томск, либо, наконец, Александр Сергеевич Петровский (1921–1978), племянник отца Арсения и брат Ольги Сергеевны, литератор и киносценарист.

http://pravmir.ru/natalya-shahovskaya-sh...

Жительница башкирского села спаслась после нападения медведицы с медвежатами 13 октября, 2023. Новостная служба Животное набросилось на женщину около местного клуба 13 октября. ПРАВМИР. Утром в башкирском селе Петровское около местного сельского клуба на местную жительницу напала медведица. Женщина сумела выжить. Животное выскочило из-за кустов, с ней было двое медвежат. После нападения зверя женщину увезли в больницу, у нее сломана рука и поцарапана спина. По словам одних очевидцев, животное повалило женщину на землю и потащило по асфальту. После медведица испугалась криков людей вокруг и бросила жертву. По другим данным, зверь ударил жительницу по голове и спине. «В селе Петровское впервые такое, что медведь появился. Дети шли в школу и это просто счастливое обстоятельство, что больше никто не пострадал. Медведица напала только на женщину», — сказал изданию «Подъем» глава глава поселения Александр Летунов. Дикое животное, которое представляло большую опасность, охотинспекторы застрелили. А медвежат, по данным Министерства природопользования и экологии республики, передадут на передержку в Местную общественную организацию «Ишимбайское районно-городское общество охотников и рыболовов». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 апреля, 2024 27 марта, 2024 26 марта, 2024 26 марта, 2024 23 марта, 2024 22 марта, 2024 19 марта, 2024 16 марта, 2024 16 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/zhitelnicza-bashkirsko...

S. 364, 373, 399. Diumann. Dp. cit. S. 389, 397, 424. Cp. Kittel. Op. cit. S. 382, 391, 418. Marti. Op. cit. S. 289, 297, 322. Sellin. Op. cit. S. 150–1. Knabenbauer. Op. cit. S. 215. Konig. Op. cit. S. 959. аддей. Op. cit Стр. 230, прим. 2. Delitzsch. Op. cit. S. 444, 457, 494. 26 См. вышепривед. цитаты из Naegelsbach’a, Knobml’я, Dillmann’a Kittel’a, Marti, Konig’a, Knabenbauer’a. Sellin разумеет подъ «новым» не завоевание Вавилона, чудесное возвращение Израиля на родину, а чудесное воссоздание царства Божия, с одной стороны, чрез Кира, с другой, чрез Раба Ягве (Op. cit 966). В противоположность всем экзегетам иером. Фаддей утверждает, что «пророк и самые начальные действия Кира рас­сматривает, как будущее ( гл. 41:22,23), следовательно, как «новое». Это видно, напр., из 41:22, где идет речь о предсказании бу­дущего (22 ст.), следовательно, нового, и однако, в пример подобных предсказаний представляется не будущее избавление, а самое явление Кира «Я воздвиг его (Кира) от севера, и он придет; от восхода солнца бу­дет призывать имя мое и попирать владык, как грязь; кто возвестил об этом от начала, чтобы нам знать и задолго пред тем» (25:26). Ор. cit. Стр. 231, пр. 1. Но в 22 ст. идет речь не только о предсказании бу­дущего – , но и о сообщении, объявлении прежних пред­сказаний. Примером таких предсказаний является пророчество о призвании Кира: оно дано не языческими богами, а Иеговою (26:27). Если пророчество о призвании Кира – пророчество ранее возвещенное, то самое призвание, вы­ступление – совершившийся факт: «Я воздвиг его () от севера в качестве Impf. с wawconsent, обозначает действие, сле­дующее за действием, обозначенным формою прошед. совер. Времени «Я воздвиг его», «и он идет». 32 Ibid. P. 216. Подобное понимание разделяется «Толкованием на книгу св. пр. Исаии, изданным при Петроградской Дух. Академии: «время исхождения предсказаний из уст Божиих есть вместе с тем время но­вого творения». Стр. 763, а равно и иером. Фаддеем: «пророчество о Кире – о событиях новых и сокровенных – только ныне чрез пророка стало известным («сотворено»); вместе с пророчеством самые события, предсказываемые как бы уже наступили». Op. cit. Стр. 204–5; 230, пр. 2. 34 Bohl. als Terminus der Weltschbpfung im alttestamentlichen Sprachgebrauch. Beitrage zur [Wissenschaft vom alten Testament herausge- geben von Rudolf Kittel. Heft. 13. S. 43 f.f. 1913 35 Правильный перевод еврейской фразы дается текстом LXX: «λλ κουσ σοι ποησα τ καιν π το νν», но не русским синодальным: «а ныне Я возвещаю тебе новое». 38 Kleinert. Ueber die Echtheit sammlicher in dem Buche Iesaja enthaltenen Weissagungen. Erster Theil. 8. 307. Читать далее Источник: Петровский А.В. Прежнее и новое 2 части кн. пр. Исаии//Христианское чтение. 1917. С. 342-361. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Но вернемся к усадьбам. Несмотря на революционный разгром и разор, многие имения долгие годы и десятилетия еще сохраняли свой архитектурный облик, да и предметы мебели, быта – что-то, что представляло ценность, как память о минувшей эпохе. Но все это не береглось государством и растаскивалось потихоньку крестьянами. Петровское. Дворец до постановки на государственную охрану. Фото МАА (до 1924 года) Вот об этом, собственно, и пишет с горечью Владимир Солоухин: о повальном и даже «народном» равнодушии к разрушению памятников и объектов национальной культуры. О том, как простые и беззлобные, в общем-то, люди в неосознанно-жестокой своей практичности растаскивают и разрушают всё, что не имеет, с их точки зрения, утилитарной ценности в масштабах страны, зато может сгодиться в личном хозяйстве. Петровское, 2011 г. Конечно, такое отношение к имуществу старых дворянских усадеб инициировано было советской властью, неустанно твердившей, что всё, что связано со «старорежимной историей», ничтожно и не имеет значения. Но и это еще не всё. Такое «привитое», если можно так сказать, отношение сочеталось со стародавней нашей традицией растаскивать и разбазаривать всё, что «плохо лежит». И это, думается, свойство не только советского времени, но и «дурная привычка», уходящая корнями в столетия. Часть того, что нам, несомненно, надо в себе изживать. Болдино в наши дни Особенно ярко процесс этого «добродушного» разграбления изображает в своих в записках Мария Андреевна Бекетова, которая, по слову В. Солоухина, «довольно реалистично» осмысливает гибель имения Шахматово: «…В 1917-м году, – пишет она, – мы с Александрой Андреевной (мамой А. Блока – Д.Ш. ) последний раз приезжали в Шахматово. После этого туда уже ездить было нельзя, а вскоре дом был разграблен и сожжен соседними крестьянами, – не со зла, а просто потому, что, взявшись беречь брошенную нами усадьбу, они понемногу разворовали всё в доме, а потом захотели скрыть следы воровства». Отсутствие надзора и власти для массы простых людей – это соблазн, справиться с которым они не в состоянии

http://pravoslavie.ru/144425.html

По резолюции пр. Амвросия Протасова, Близновский назначен был к исключению из академии и определению на причетническое место. Но после оставлен в академии «во уважение чистосердечнаго его в помянутом поступке раскаяния и того, что он в консистории письменно обязался впредь вести жизнь соответственную священнослужителю». Это заключение сообщено было и в уголовную палату, где заведено было дело, касающееся до Близновского. Ученик Александр Петровский за неоднократные побеги из академии назначен был к исключению, с зачислением в штат служителей. Пр. Амвросий на докладе об этом написал: «развратный ученик не достоин и причетнического места, а в служителях академии он не только может быть полезен оной, но и исправит свою нравственность». После сего, однако же, Петровский снова был принят в академию, после были как дал обязательство, на сколько достанет сил, ревности заниматься об образовании себя, прилагать труды к трудам и усилия к усилиям. Пр. Амвросий Протасов сам уговаривал исключенных за строптивость учеников возвратиться в академию и убеждал предварительно чистосердечно раскаиваться и испрашивать прощение у ректора. Представим для примера извлечете из дела о возвращении в академию исключенного за худой нрав и дерзкое поведение студента философии Алексея Мегунтова. В январе 1816 г. помощник инспектора иеромонах Аполлоний, пришедши для осмотра в трапезу, увидел беспорядок, а именно, студенты, не дождавшись других учеников, вышел из трапезы. Посему он приказал бывшему тогда дежурному студенту философии Мегунтову записать о сем беспорядке в репортиции. На другой день помощник инспектора, усмотрев что дежурный не исполнил его приказания, прописал о сем его ослушании в оной репортиции. Противу сего поступка ректор академии отметил своею рукою: «студенту за ослушание стоять в трапезе на коленях обед». На другой день прописано в сей же репортиции, что студент не исполнил наказания. Ректор усугубил оное, предписав Мегунтову стоят на коленях обед и ужин. На третий день узнано, что он и после сего подтверждения не исполнил наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > В.Иванов-Таганский «Неубитый театр. Записки о Театре на Таганке» Новый роман-исследование 21.01.2023 994 Время на чтение 41 минут В издательстве «Серебряные нити» вышел в свет художественно-документальный роман писателя, драматурга, актёра и режиссёра, заслуженного артиста России, первого вице-президента Петровской академии наук и искусств, председателя её Московского регионального отделения, академика ПАНИ Виктора Александровича Иванова-Таганского. Роман многостраничный в двух частях, называется « Неубитый театр. Записки о Театре на Таганке ». Издан в Москве в начале нового 2023 года предварительным тиражом в 300 экземпляров. В нём исследована полувековая история знаменитого театра на фоне социально-политической истории современной России, которая дана в художественном восприятии и оценках героев этого глубокого и трагичного по своей сути повествования. 16 декабря 2022 г., как раз в день рождения автора состоялась презентация его книги в Центральном Доме литераторов. в Ассоциации союзов писателей и издателей России, где руководитель этой ассоциации журналист, общественный деятель, главный редактор журнала «Юность» и депутат Государственной Думы Сергей Александрович Шаргунов в своём выступлении высоко оценил этот роман. Но самое интересное содержалось в интервью самого писателя. Ссылка на видеорепортаж об этом событии дана здесь . Редакция РНЛ предлагает читателям развёрнутую рецензию на роман В.А.Иванова-Таганского, которую написал его коллега по Петровской академии наук и искусств, руководитель её Тверского регионального отделения, наш автор — философ и литератор Владимир Глебович Осипов. Интеллектуальное воссоздание театра Литературно-философские заметки после знакомства с рукописью нового романа В.А.Иванова-Таганского «НЕУБИТЫЙ ТЕАТР» 1. Замысел книги и его воплощение Роман читается легко, но понимается с трудом. Парадокс объясняется тем, что лёгкость восприятия текста, заданная писательским мастерством, сопряжена с трудностью осмысления глубин его содержания.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/21/...

Архив Пн В Доме русского зарубежья в Москве представили книгу «Русские православные храмы в Китае» 30 мая 2022 г. 16:44 27 мая 2022 года в Доме русского зарубежья в Москве при участии представителей Отдела внешних церковных связей и Китайского Патриаршего подворья состоялась презентация книги «Русские православные храмы в Китае», авторами которой являются первый заместитель Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, заслуженный работник культуры Российской Федерации доктор исторических наук А.В. Окороков и М.А. Окорокова. Издание представляет собой энциклопедический справочник по русским православным храмам (включая старообрядческие), возведенным в XVII-XXI веках в Китае. В книге рассмотрены краткая история и архитектурные особенности 188 православных храмов, 11 монастырей и семи старообрядческих храмов в более чем 120 населенных пунктах Китая. В издании собраны уникальные архивные фотографии, схемы, проектные чертежи, а также современные виды сохранившихся церковных зданий. С приветствием к собравшимся обратились директор Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына В.А. Москвин, старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий , посол по особым поручениям Министерства иностранных дел России А.Н. Евсиков и консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский, автор предисловия к данному изданию. В своем выступлении Д.И. Петровский отметил, что православное присутствие в Китае насчитывает более 300 лет. Трудами православных священников Россия узнавала о своем великом соседе, о его богатой культуре, духовных традициях и народных обычаях. В своем пастырском делании, первоначально обращенном на наших соотечественников, русские миссионеры знакомили и жителей Китая с Православием — верой, хранящей в неповрежденном виде заповеди Спасителя мира. Деятельность Российской духовной миссии в Китае способствовала и культурному взаимообогащению — не только Россия узнавала о Китае, но и Китай узнавал больше о нашей стране. В Поднебесной появлялись построенные по преимуществу в традициях русской архитектуры православные храмы. Рост числа таких памятников русской духовной культуры в Китае в ХХ веке связан с трагическими страницами в жизни России. Китай предоставил приют сотням тысяч наших соотечественников, покинувшим Отечество в годы политических нестроений 1920-30-х годов. Чувствуя себя принятыми в Китае, который к тому времени уже знал о Православии, наши эмигранты украсили различные уголки Поднебесной православными храмами, о которых и рассказывается в представляемой книге.

http://patriarchia.ru/db/text/5932006.ht...

Другую группу, иерусалимскую, составляют список Мессинский и MS 476. По отношению к текстам других литургий, напр. византийских, автор не делает и подобной попытки, хотя и возможность, и плодотворность ее в деле изучения литургий византийского обряда доказана сочинением нашего отечественного ученого, проф. Н.Ф. Красносельцева : «Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской Библиотеки». Несмотря, однако, на указанные недостатки, сочинение Брайтэма можно назвать хорошей настольной книгой для занимающегося историей литургий.   А. Петровский . Вновь найденный пурпуровый список свв. евангелий Как известно (см. «Церк. Вестн.» 1896 г. 39, столб. 1273–1274), вновь найденный пурпуровый список свв. Евангелий приобретен на средства Государя Императора и пожертвован Им в С-Петербургскую Публичную Библиотеку, но более точных и обстоятельных сведений о нем до сих пор не имелось. Только в вышедшем недавно первом томе (Одесса. 1896) «Известий Русского Археологического Института в Константинополе» нашлась статья, посвященные детальному описанию его, преимущественно с внешней стороны (стрн. 138–172), при чем приложены и две графические таблицы. В виду важности этой находки и особого интереса, приводим здесь важнейшие данные. Слухи об этой рукописи носились давненько, и уже в 1883 г. ее видел проф. римской «коллегии для пропаганды веры» Димитриади, напечатавший об ней заметку в греческом константинопольском журнале «Церковная Истина» за 1886 г. (стрн. 412). До молодого «Русского Археологического Института» известия дошли через русского археолога Я.И. Смирнова, сообщившего, что крестьяне деревни Сармисахлы, близ Кесарии, желают продать этот манускрипт. Но оказалось, что американские и английские ученые уже успели набить цену до 1000 лир, какими Институт не располагал. Посему он обратился к содействию российского посла А.И. Нелидова, и он – чрез посредство В.К. Константина Константиновича – исходатайствовал у Государя Императора потребную сумму. Тогда рукопись была привезена в Константинополь русским консулом в Конье А.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

– Церемония завершилась на очень теплой и человечной ноте, – продолжала Великая княгиня. – Алики опустилась на колени перед Ники. Никогда не забуду, как бережно он надел корону на ее голову, как нежно поцеловал свою юную Царицу и помог ей подняться. Затем все мы стали подходить к ним, и мне пришлось покинуть свой укромный уголок. Я встала сразу за герцогом и герцогиней Коннаутскими, которые представляли королеву Викторию. Я сделала реверанс, подняла голову и увидела голубые глаза Ники, которые с такой любовью смотрели на меня, что у меня от радости зашлось сердце. До сих пор помню, с каким пылом я клялась быть верной своей Родине и Государю. Вот они выходят из Успенского собора, идут через Красную площадь к древней Грановитой палате, где Цари Московские некогда совещались со своими боярами и принимали чужеземных гостей. Там, на помосте, под парчовым балдахином, был накрыт стол для парадного обеда. По старинной традиции Царь и Царица обедали отдельно от гостей. За ними наблюдал цвет русского дворянства. Во время обеда один за другим поднимались со своих мест послы иностранных государств, провозглашая здравие Императорской четы. – Мне кажется, что я должна была вернуться в Петровский дворец сразу после коронации, но я этого не сделала. Мне удалось вместе с гостями из владетельных домов попасть на галерею Грановитой палаты. Мне было так жаль Алики и Ники. На них все еще были короны и пурпурные мантии, отороченные горностаем. Должно быть, они были измучены. Они показались мне такими одинокими – словно две птицы в золоченой клетке. При виде яств на золотых блюдах, к которым Царская чета почти не прикасалась, Ольга поняла, до чего же она голодна. – Я была на ногах уже несколько часов. Было далеко за полдень, и я почувствовала голодные спазмы в желудке. Я смотрела на все эти вкусные вещи, которые приносили к столу, а затем уносили, и мне захотелось сбежать вниз по лестнице, отыскать кухню и наесться вдоволь! В конце концов, за ней прибыла карета, и девочку повезли в Петровский дворец, где ее ждали Нана и обед. На улицах Москвы было столько народу, что подчас экипаж двигался не быстрее черепахи. Залпы орудийного салюта, звон колоколов, радостные возгласы, пение, крики толп – казалось, весь мир обезумел от радости. Да и сама юная Великая княжна, хотя и совсем обессилела, была настолько возбуждена, что почти не прикоснулась к еде.

http://azbyka.ru/fiction/memuary-velikoj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010