Александр Архангельский: Революции в 2017 году не будет Примирение со своей историей – это не просто равнодушие 1 марта, 2017 Примирение со своей историей – это не просто равнодушие Сейчас революционной ситуации нет. Но если мы посмотрим на русскую историю, то поймем, что в России никогда не бывает ярко выраженной революционной ситуации, пока не случается революция. Нет и нет ситуации, и вдруг – раз, не завезли хлеб, и в 3 дня исчезает империя! В 1991 году был Советский Союз, 3 дня – и нет Советского Союза. Осмысления 1917 года – не будет – На прошлой неделе в передаче «Тем временем» обсуждали 100-летие революции. Кто-то пророчит ее повторение, кто-то просто молчит, не зная, как на эту тему говорить. Каким будет осмысление событий 1917 года? – Нет, такого осмысления у нас не будет. Да, есть форматы, в которых уже сегодня идет обсуждение 1917 года и делается это довольно хорошо: проект «1917» или курс «Революция 1917 года», который появился в образовательном проекте «Арзамас», его подготовил историк Борис Колоницкий, и много чего еще. Но осмысления – в том плане, как это было в послевоенной Германии – его не будет. Не будет, потому что мы давно живем в мире тактическом, и тактика такова, что такие крупные юбилеи, как 1917 год, каждый раз используются для того, чтобы рентгеновски подсветить фрагмент сегодняшней политики. Не более того. Пять лет назад было 95-летие революции. Как это отмечалось официально? Официально было предупреждение об опасности любой революции – февральская она или октябрьская, потому что Майдан маячил на горизонте. Про сам Майдан разговор отдельный, но это и тогда была натужная ассоциация, никакого революционного настроя в России и пять лет назад не было. Что было? С моей точки зрения, был последний в нашей истории лоялистский протест, я сейчас не обсуждаю, хорошо это или плохо, просто это было так. Революция – это когда люди хотят смести существующий строй, либо миропорядок. Революции бывают глобальные, как русская в 1917 году, когда смели все, а восстановили в худшем виде то, что было: самодержавие – в форме политбюро, крепостное право – в форме колхозов, то есть восстановили даже вроде бы то, что уже преодолели в эпоху империи!

http://pravmir.ru/aleksandr-arhangelskiy...

Протоиерей Алексий Уминский: «Правмир» в моем представлении – по-настоящему честная, живая, открытая и искренняя площадка для обсуждения самых актуальных вопросов. Что еще хочется сказать о «Правмире»? Это профессионализм, который за это десятилетие совершенно четко определился. Это тот ресурс, который работает на уровне самых крутых журналистских ресурсов, наполняющих информационное пространство. С точки зрения церковной, он является по-настоящему единственно свободным ресурсом. В каком смысле свободным? Неподотчетным, без оглядки на начальство, без испуганно-командного голоса. Это совершенно то, что Церкви всегда было необходимо, и такой ресурс в нашей Церкви появился. Я всегда рад с ним сотрудничать. Я думаю, не только я один, а очень многие. Александр Архангельский: С любовью можно говорить вещи и довольно страшные Писатель и телеведущий Александр Архангельский: Всякая книжка отца Алексия – всегда радость. В мире, где радости не так много, всякая дополнительная радость – уже хорошо. Его тексты действительно не написанные – но они продуманные. Всякое его высказывание рифмуется с предшествующим и с последующим, как положено в нормальных, правильно структурированных мозгах. Любая реплика – не просто реакция на заданный вопрос, а продолжение мысли, начатой не вчера, и мысли, которая не завтра будет додумана. Это процесс, мы внутрь этого процесса погружаемся. Это такая, если хотите, купель, во льду прорубленная. Вокруг лед, а тут – ныряйте, всякий раз вы попадаете в ту же самую живую воду. Отца Алексия кто-то иногда называет церковным либералом. Нет ничего более глупого, чем определять его по какому-то партийно-идеологическому признаку. Там нет ни либерализма, ни антилиберализма, ни консерватизма. Вернее, и консерватизм, и либерализм есть в той мере, в какой христианство выше любых идеологических рамок, в какой оно – о самом главном. Там, где нужно быть консерватором, для того чтобы прийти к истине – нужно быть консерватором. Где нужно быть либералом, для того чтобы прийти к истине – нужно быть либералом. Это удивительное свойство самого отца Алексия и его книг.

http://pravmir.ru/ne-boytes-oshibatsya-1...

В русской литературе есть место идее развития, движения культуры, идеалу 10 марта. ПРАВМИР. Рабочей группой во главе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным разработан проект новой концепции преподавания русского языка и литературы в школах. Итоговый документ станет основой для нескольких линеек учебных пособий и методических материалов. Составители новой программы вместо преподавания по единому учебнику предлагают обучать детей по разным линейкам учебников, написанных с учетом сложившейся действительности, например, постоянного общения детей в интернете. Своим видением этой ситуации с Правмиром поделился Александр Архангельский, писатель, профессор НИУ ВШЭ, автор действующего школьного учебника по литературе для 10 класса. Учебники должны меняться — в том числе по русскому языку и литературе. Но как их менять, по какому принципу? Последние два-три года шла начетническая борьба за то, чтобы по всем гуманитарным дисциплинам было по одному-единственному учебнику, как при родной советской власти. (Для справки: даже при поздней советской власти конкурировали несколько педагогических моделей, а живое творчество педагогов, обобщенное в знаменитом манифесте педагогики сотрудничества 1986 года, обеспечивало разнообразие методик). Ну, как минимум за  то, чтобы списки изучаемой литературы был полностью утверждены сверху, а живая словесность, выбор учителя — не особенно учитывались. Было и другое, альтернативное требование — отменить идею незыблемого ядра классики, полностью уйти в вольное литературное плавание. Концепция русского языка и литературе в школе дает нам шанс на золотую середину, на сохранение ядра — и при этом на развитие вариативности. И уж точно благо — отказ от самой идеи «единого учебника». Учебные линии разные, методическое творчество разнообразно, потому что разные ученики и разнообразные учителя. Мы с моей коллегой, директором православной подмосковной гимназии «Образ» как раз сейчас завершаем многолетнюю работу по разработке учебной линии по литературе для 5-9 класса (издательство «Дрофа»). Наша идея проста — школа для всех, поэтому в ней, особенно в курсе литературы, не должно быть крайностей, ни консерватизму, ни прогрессизму места нет, есть место сквозной идее развития, движения культуры, есть место идеалу, но есть место и трезвому взгляду на жизнь. Собственно, русская литература проложила нам именно такой путь, она не про безупречных героев, а про сложность человека, про неоднозначность мира, про поиск истины. К прописям ее свести не удастся. И слава Богу.

http://pravmir.ru/aleksandr-arhangelskiy...

«Фактор Войно-Ясенецкого»: роль Святителя Луки в восстановлении церковной жизни в Красноярском крае в 1941–1943 гг.» – 10 мин 14. Начальник отделения сосудистой хирургии, заслуженный врач РФ, д.м.н., полковник м/с Малахов Юрий Станиславович; к.м.н., подполковник м/с Аверьянов Дмитрий Анатольевич; к.м.н. Иванов Алексей Викторович (Филиал 3 ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко) «Преимущества эндовенозной лазерной коагуляции при варикозной болезни» – 10 мин 15. Врач-нейрохирург Областной клинической больницы г. Архангельска Снигирев Андрей Леонидович; заведующий хирургическим отделением, к.м.н. Баринов Александр Николаевич (Архангельское региональное отде- ление Общества православных врачей России им. Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Областная клиническая больница г. Архангельска) «Позвоночно-спинномозговая травма в Архангельской области, клинико-статистический анализ» – 10 мин 16. Заведующий патологоанатомическим отделением ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко, д.м.н., полковник м/с запаса Бобин Александр Николаевич; заведующий патологоанатомическим отделением, подполковник м/с запаса Качер Виктор Владимирович; врач-патологоанатом, полковник м/с в отставке Черкашин Николай Иванович (Филиал 3 ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко) «Патологоанатомическая практика хирурга и ученого В.Ф. Войно-Ясенецкого. Мысли Святителя Луки о жизни после смерти» – 10 мин Видеообращение Митрополита Черкасского и Каневского Софрония (Украина) Демонстрация видеофильмов в фойе клуба 8.15 – 9.00 – Научно-документальный фильм «Профессор В.Ф. Войно- Ясенецкий: эвакогоспитали». Из цикла фильмов «На пути к Великой Победе» (реж. А.А. Муравьев, консультант А.Е. Яковлев. Тамбов – Москва. Русский исторический канал «365 дней ТВ». 2012. 26 мин) 12.00 – 12.30 – «Четвертая научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» (авторы: В.М. Мануйлов, В.В. Марчик, М.Я. Козовой, С.С. Шестопалов. Балашихинское телевидение, Филиал 3 ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко. 2013. 30 мин)

http://pravoslavie.ru/62018.html

«Правмир» сам по себе – это прекрасный медийный просветительский проект, и у людей, которые читают «Правмир», уже особый уровень. Чтобы узнать о «Живом общении», нужно читать это медиа высокого уровня. Конечно, лекторий успешен во многом благодаря его создателю Оксане Ткачевой, потому что это тот самый случай, когда человек одновременно очень умный, глубокий, инициативный и, конечно, невероятно обаятельный. Поэтому для меня «Живое общение» во многом – это Оксана Ткачева, и мне чрезвычайно приятно, когда она меня приглашает. Леонид Клейн, Ксения Кнорре Дмитриева, Михаил Павловец Мы хотим иметь ориентир в меняющемся мире и разговаривать на равных с детьми Литературный критик, публицист и телеведущий Александр Архангельский – Я бы разделил тягу к самообразованию и самообучению. Самообразование сегодня реализуется с помощью онлайн-курсов, возможности получить дипломы, сертификаты, повысить квалификацию и так далее. Совсем другая история – самообучение, когда люди хотят изменить, углубить, улучшить свою картину мира не для того, чтобы потом это использовать в своей профессиональной деятельности и как-то практически применять, а чтобы иметь компас, ориентир в бесконечно меняющемся мире. Александр Архангельский И поэтому сегодня пользуются популярностью лектории, связанные с объяснением новых технологий и научных знаний, и лектории, которые предлагают поговорить о том, что связано с прошлым и вечным, посвященные гуманитарным проблемам, школьной классике, истории, в общем, недоизученному в школе. Но есть и еще одна причина их популярности и нужности – мы хотим разговаривать на равных со своими детьми. Наши дети про школьный курс знают сегодня больше, чем мы – мы слишком давно заканчивали школу, за это время многое изменилось. Мы хотим вернуться в эту точку, и изнутри своего нового взрослого опыта узнать, познать, перепознать то, что мы когда-то изучали, и уже на равных изучать это со своими детьми. Как с помощью лектория Достоевский возвращается в Москву За год работы любимой площадкой «Живого общения» стала Библиотека имени Ф. М. Достоевского на Чистопрудном бульваре. Но не только «Живое общение» и наши слушатели любят это место – библиотека тоже нас любит и дружит с нами. Андрей Лисицкий, заведующий библиотекой, говорит о том, что знакомство с нашим лекторием дало коллективу библиотеки мощный толчок для развития.

http://pravmir.ru/polnyie-auditorii-i-do...

Но если она появилась в России, то, наверно, это было не зря. Значит, такое сословие со всеми его недостатками, со всеми его достоинствами, было промыслительно допущено в историю. Иначе получится, что Господь Бог к истории не имеет никакого отношения; интеллигенция просто вторглась, вставила свою физиономию в церковную прорезь и начала вещать, вместо того, чтоб вещали люди, которым положено по чину и по сану. Совершенно ясно, что в определенный момент возникла лакуна, пауза, которую нельзя было терпеть. Кто-то должен был (достоин — не достоин, может — не может, имеет право — не имеет права), но эту лакуну каким-то образом заполнить. Должно было появиться сословие, у которого нет очагов экономического воздействия на мир, но у которого тем не менее есть повышенное чувство моральной ответственности. Должно было появиться образованное и отвечающее за мораль (не за мистические переживания, не за политические решения, а за соотнесение всего с некоторой моральной нормой) сословие. Мне кажется, что это и есть сословие интеллигенции. Это более скромная задача, нежели проповедование высоких религиозных истин. Но это задача гораздо более духовная, чем добывание избыточных средств на удобное существование. Эта задача есть. И она реальная. Александр Архангельский В таком позиционировании, несомненно, есть соблазн. Когда вы начинаете все сверять с моральным мерилом — вы перестаете отвечать на очень важные жизненные вопросы: «А за счет чего мы должны добиться такого результата, к которому мы призываем друг друга?», «А кто будет это делать?» — надо — и всё! Моральный императив одновременно важен и опасен. Но обойтись без него невозможно! При всех недостатках этой социальной позиции, такая роль есть. Она никуда не делась, хотя, конечно, мы часто слышим, что интеллигенция маргинализовалась, что ее больше нет и что она виновата во всем. Если она маргинализовалась, то почему она виновата во всем? Если ее нет, то кто маргинализовался? И когда мы так ставим вопрос, то понимаем, что явление есть и с ним работать можно.

http://pravmir.ru/video-aleksandr-arxang...

АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): Нет, а вот как же вот эта песня, «Призрачно все в этом мире бушующем». АЛЕКС ДУБАС: «Есть только миг, за него и держись»? АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): Да, да, да. Вот автор этой песни. Прощу прощения, что я немножко волнуюсь, может быть, забыл его имя. Так вот, была первая песня. Поразительная песня. Поразительные слова. Но там было: «Вечный покой сердце вряд ли обрадует», для христианина немножечко странно. Но человек, видно, в исканиях каких-то находился духовных. Дальше его же песня «Все пройдет, и печаль, и радость», — просто переложенный Экклезиаст. А в конце жизни, как я потом выяснил, вот эта песня, о которой я вам только что говорил и которую цитировал. Потом я через друзей-кинематографистов, Никита Михалков его хорошо знал, еще кто-то, — рассказали, что он действительно постепенно, — ну «А нам все равно» там, «зайцы» и прочие все песенки, — все у Гайдая он писал, вместе с Зацепиным. Оказалось, что человек действительно, незнакомый мне совершенно человек, — шел от ступени к ступени, от «Вечный покой сердце вряд ли обрадует» через Экклезиаста к православию, пришел к глубочайшей серьезной вере. Умирал он тяжело, у него был рак, — причащался перед смертью, специально просил, и умер глубоко, глубоко верующим человеком. Сейчас вдова его жива. АЛЕКС ДУБАС: Редактор мне подсказывает в специальное невидимое ухо о том, что конечно же, мы говорим сейчас о Леониде Дербеневе. И конечно, удивительно у нас сегодня складывается программа утренняя. АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Это тоже способ. Имя уходит, остается творчество. АЛЕКС ДУБАС: К нам, к нашему разговору хочет присоединиться слушатель и зритель. Здравствуйте, доброе утро. — Доброе утро. У меня вопрос будет к отцу Тихону. Скажите пожалуйста, а как вас, молодых послушников, принимали те, кто давно уже уверовал? Кто были эти люди и, может быть, чему-то вас они научили? АЛЕКС ДУБАС: Спасибо. АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): Чтобы мне понять еще раз вопрос: как принимали те, кто давно уверовал? Кто были просто верующие люди, с детства, и которые были в монастыре?

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

Александр Архангельский о продлении ареста Pussy Riot: Кощунство не подлежит государственному суду Что касается слов адвокатов Потанькина, то тут все понятно: они немножко перепутали свои роли, они решили, что уже идет Страшный суд, а им кто-то поручил быть адвокатами или обвинителями. Я должен их огорчить: до Страшного Суда придется немного подождать. 20 июля, 2012 Что касается слов адвокатов Потанькина, то тут все понятно: они немножко перепутали свои роли, они решили, что уже идет Страшный суд, а им кто-то поручил быть адвокатами или обвинителями. Я должен их огорчить: до Страшного Суда придется немного подождать. Суд продлил на полгода арест трем участницам Pussy Riot . Михаил Кузнецов, один из адвокатов охранника храма Христа Спасителя Владимира Потанькина, который, среди прочих, признан судом потерпевшими по делу Pussy Riot,  заявил в интервью «Московским Новостям» , что ему «жалко подсудимых», но участницам скандальной панк-группы «лучше понести наказание на земле, чем на небесах». Как относиться к словам адвокатов Потанькина? Правмиру ситуацию комментирует  Александр Архангельский , публицист, телеведущий, писатель. Что касается слов адвокатов, то тут все понятно: они немножко перепутали свои роли, они решили, что уже идет Страшный суд, а им кто-то поручил быть адвокатами или обвинителями. Я должен их огорчить: до Страшного Суда придется немного подождать, и они в этом суде будут участвовать ни на стороне обвинения, ни на стороне защиты, они будут такими же обвиняемыми, как любой из нас. Я прочитал, помимо того, что они это сказали, еще и другие высказывания. Я человек довольно мягкий, но я бы их отнес к тому разряду людей, мимо которых я буду проходить, не замечая их. Есть вещи, выходящие за пределы допустимого. Я не понимаю, каким образом я могу состоять с этими людьми в одной Церкви, и даже принимать участие в одном диалоге. Это за пределами моего понимания. Что касается самого дела, то я повторю то, что говорил уже много раз. Несомненно, то, что сделали девушки – очень нехорошо. С моральной точки зрения это ужасно. И, конечно, для Церкви эта моральная сторона представляет собой серьезную проблему, которую нужно обсуждать обдуманно.

http://pravmir.ru/aleksandr-arxangelskij...

В списке к ЕГЭ-2024 есть и литература народов России (Г. Айги, Д. Кугультинов, К. Кулиев), и зарубежная литература (от Диккенса до Умберто Эко), в итоге перед нами полная каша. Хотя формально зарубежная литература в свое время входила в программу по литературе, но учителя ее часто игнорировали, чтобы успеть пройти русскую. Что касается блока «Литература народов России», то вряд ли там будут задания на знание конкретных текстов, школьник должен в целом представлять себе творчество — а дальше длинный список. Но в этом плане меня давно удивляло, что на выбор предлагают читать «Белую гвардию» или «Мастера и Маргариту» Булгакова. Какой здесь может быть выбор? В ЕГЭ попадется либо то, либо другое, без варианта. И тем не менее ни разу ни один родитель школьника не подал в суд на подобный кодификатор.  Это все следствие вопиющего непрофессионализма. Я бы действительно шел по пути сокращения и выдавал на ЕГЭ несколько текстов, которые нужно хорошо знать и понимать. А в рамках общего образования хочешь — читай Айги (в кодификаторе он назван «Г. Айг а »), хочешь — Кулиева, оба очень разные, но очень достойные авторы, на мой взгляд. «Зачем грызть кирпичи?» Александр Архангельский, филолог, писатель, публицист: Александр Архангельский — Как устроено управление образованием, в данном случае литературной его частью? Существует Институт стратегии развития образования РАО, он отвечает за содержание . Есть Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), он отвечает за контроль того, что изучают в течение года и всего школьного курса.  Если бы Институт стратегии развития образования заявил, что мы вообще больше не будем изучать Пушкина, тогда был бы предмет для разговора, но пока такого предмета нет. Каким-то образом на сайте ФИПИ из нового кодификатора исчезла часть материала по литературе. Речь по-прежнему идет не про изучение, а про контроль. Как будто бы не так важно контролировать изучение Пушкина, Лермонтова и так далее. Что произошло конкретно, не берусь сказать. Допускаю все, от бардака — просто забыли вставить страницу — до размышлений о том, зачем повторять одно и то же, если мы и так в 9-м классе проговариваем эту часть программы.

http://pravmir.ru/pushkina-i-lermontova-...

Тема: Неизвестные автографы архиепископа Холмогорского Афанасия в фондах РГБИ Военно-Медицинской академии. Братчикова Елена Кимовна, кандидат исторических наук, сотрудник издательства " Парад " (г. Москва). Тема: Выдающийся памятник русского искусства Сийское Евангелие XVII века. Медведева Людмила Павловна, редактор богослужебного отдела Издательского Совета Московской Патриархии (г. Москва). Тема: Службы святым Русского Севера и Минейный свод. Кольцова Татьяна Михайловна, кандидат искусствоведения, заместитель директора по науке МО " Культура Русского Севера " (г. Архангельск). Тема: Редкие иконы в храмах города Архангельска. Шаляпин Сергей Олегович, кандидат исторических наук, доцент юридического факультета ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: Ссыльные архиереи на Русском Севере как просветители. Попова Людмила Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: К истории Пертоминского монастыря в XVII-XX веках. Бронникова Евгения Петровна, старший научный сотрудник Архангельского областногокраеведческого музея (г. Архангельск). Тема: Фотографии в северных монастырях. Смирнова Марина Александровна, преподаватель кафедры культурологии и религиоведения ПГУ им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Тема: Приписные монастыри Антониево-Сийского монастыря. Окладников Николай Анатольевич, краевед (г. Архангельск). Тема: Владения Антониево-Сийского монастыря на Мезени и зимнем берегу Белого Моря во второй половине XVI века – начала XVIII века. Монахиня Евфимия (Пащенко), краевед, автор книг по церковной истории Архангельского края (г. Архангельск). Тема: Просветительская деятельность женских монастырей Архангельской епархии в XIX-haчaлe ХХ вв. Несанелене Валентина Николаевна, археолог, секретарь церковно-археологического кабинета Антониево-Сийского монастыря (г. Архангельск). Тема: Об археологических раскопках В Антониево-Сийском монастыре. Ахмеров Олег Михайлович, заместитель начальника отдела по работе с общественными и религиозными организациями администрации г. Костромы.

http://pravoslavie.ru/15004.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010