Закрыть itemscope itemtype="" > О медицине, литературе и о себе Беседа с нейрохирургом, заслуженным врачом России Г. А. Марголиным 07.09.2015 714 Время на чтение 5 минут В Архангельске издана книга воспоминаний нейрохирурга, профессора кафедры неврологии и нейрохирургии СГМУ, заслуженного врача России Георгия Александровича Марголина «Чайки рождаются морем». Об истории создания повести, страницах биографии с автором книги беседуют его ученик, архангельский врач и писатель Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов. Военное детство, вузовская юность Александр Тутов: - Сначала хотелось бы рассказать читателям нашей беседы, как вы попали в Архангельскую область. В повести это написано, но, чтобы взять в руки книгу, читатель должен иметь представление, о чем она. Георгий Марголин: - Война меня застала на Украине , в Донецке (в то время этот город назывался Сталино, а еще раньше - Макеевка). Мне тогда было шесть лет, отец и мать работали в госпитале. И за две недели до занятия города немцами пришел приказ - срочно эвакуировать госпиталь. Нас погрузили в эшелон и повезли на восток. Так мы приехали в Анжеро-Судженск, там расположились, а через год, в 1943-м, вновь приказ: разбить госпиталь примерно пополам, и одну половину отправить в Архангельск. Отец с этой половиной госпиталя уехал в Архангельск, а мать со мной и моей младшей сестрой остались. А.Т.: - Говорят, что Архангельск был на втором месте по смертности от голода после Ленинг рада? Г.М.: - Архангельск спасали от смертельного голода только ненцы. Время от времени они гнали сюда оленей, везли тюленьи туши и здесь продавали их по дешевке. Анатолий Беднов: - Недаром в Архангельске стоит памятник тюленю. Г.М.: - Также забивали оленей - и это спасало. Архангельск постоянно бомбили. Разрушили большинство складов. Казалось бы, много продуктов из Америки проходили через Архангельск. Но ни одной банки консервов горожанам не доставалось. Все шло на фронт. А.Б.: - А как семья воссоединилась? Г.М.: - Отец написал в центр письмо, вместе с просьбой, чтобы семью отпустили в Архангельск. Мать сделала тоже, и тогда ей разрешили уехать.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/08/...

Архимандрит Тихон (Шевкунов) и Александр Архангельский о пути к вере в 70-е [+ ВИДЕО] Каждое явление в духовной жизни человека имеет свои причины. Зачастую они хранятся глубоко в подсознании. Что происходило в сознании советской интеллигенции в семидесятых, восьмидесятых годах двадцатого века? Какими путями они приходили к вере? 21 октября, 2011 Каждое явление в духовной жизни человека имеет свои причины. Зачастую они хранятся глубоко в подсознании. Что происходило в сознании советской интеллигенции в семидесятых, восьмидесятых годах двадцатого века? Какими путями они приходили к вере? На телеканале «Культура» в программе  «Наблюдатель» архимандрит Тихон (Шевкунов) и Александр Архангельский говорили о пути к вере в 70-е  — 80-е годы. АЛЕКС ДУБАС: Доброе утро. Телеканал «Культура» начинает свое вещание. Программа «Наблюдатель» и я, Алекс Дубас. Недавно в свет вышла вот эта книга, «Несвятые святые» архимандрита Тихона, в миру Георгия Шевкунова. А на нашем канале в эти дни идет премьера фильма Александра Архангельского «Жара». АЛЕКС ДУБАС: Еще раз доброе утро. Вы смотрите программу «Наблюдатель», с вами Алекс Дубас. Каждое явление в духовной жизни человека имеет свои причины. Зачастую они хранятся глубоко в подсознании. Что происходило в сознании советской интеллигенции в семидесятых, восьмидесятых годах двадцатого века? Какими путями они приходили к вере? – об этом мы сегодня и поговорим. У нас в гостях наместник Сретенского мужского монастыря архимандрит Тихон, доброе утро. АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): Здравствуйте. АЛЕКС ДУБАС: И публицист, телеведущий, мой коллега, писатель Александр Архангельский. К вам, Александр, и первый вопрос. В понедельник в программе «Тема» вы собрали замечательных людей и задали им вопрос: а был ли разворот в семидесятых? Они подробно отвечали. А что вы сами думаете по этому поводу? Я все ждал, когда вы выскажетесь. АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Во-первых, я не имею права высказываться в своей программе, я должен слушать, работаю ушами. АЛЕКС ДУБАС: Вот повод.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию на месте разрушенного Свято-Троицкого кафедрального собора Архангельска 23 августа 2009 г. 13:25 В воскресенье 23 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на площади перед зданием Архангельского драматического театра имени М.В. Ломоносова — на месте, где находился Свято-Троицкий кафедральный собор Архангельска, разрушенный в годы гонений. Для совершения Литургии на площади установили престол под сенью, рядом с которым была помещена чтимая икона Успения  Пресвятой Богородицы, доставленная из возрожденного Успенского храма Архангельска. Его Святейшеству сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , архиепископ Костромской и Галичский Александр , архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан , архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , духовенство Архангельской и других епархий Русской Православной Церкви. На богослужении присутствовали вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Н. Чилингаров, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, губернатор Ненецкого АО И.Г. Федоров, мэр Архангельска В.Н. Павленко, представители органов государственной власти и общественных организаций региона. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «С великой радостью я приветствую всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, на этом воскресном праздничном богослужении, на том самом месте, где стоял величественный кафедральный собор. Сегодня нет собора, но мы молимся на этом месте. Эта молитва глубоко символична — этой молитвой мы как бы сопрягаем времена. Мы утверждаем преемственную связь не только поколений, но преемственную связь тех идеалов, которыми была сильна наша страна и наш народ».

http://patriarchia.ru/db/text/725543.htm...

поиск:   разделы   рассылка Ольга Богданова " Жара " Александра Архангельского: незабываемое время Источник:  Татьянин день Фильм Александра Архангельского " Жара " , посвященный духовным поискам советской интеллигенции и неофициальной религиозной жизни 1960-х-1980-х годов, вызвал немало толков и обсуждений. На какую аудиторию он был рассчитан? Почему так мало говорится об истории политической борьбы в эти годы? Какие ассоциации и мнения он вызывает у тех, кто был современником описываемых событий? Сегодня в " Татьянином дне " – комментарии епископа Каскеленского Геннадия, филолога Андрея Десницкого и шеф-редактора фильма " Жара " Ксении Лученко. Епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев): Фильм " Жара " очень понравился. Хотел бы поблагодарить Александра Архангельского за прекрасную работу. Фильм познавательный. Много кинопленок впервые показаны широкому зрителю. Много новых интересных фактов – чего стоит только собачка в углу полотен художника Фаворского! Поразило своей темной обреченностью выступление отступника Осипова с атеистической трибуны, а глубокие гениальные глаза Ахматовой после просмотра третьей серии снились всю ночь. К сожалению, не обошлось без ошибок: митрополит Никодим никогда не был ректором Ленинградской духовной Академии, а Псково-Печерский монастырь – лаврой. Но главное достоинство фильма в том, что он правдив. Убежден, что все, кто жили в те проклятые, но плодоносные времена, воскликнули: да, да, именно так все и было! Мое настоящее обращение тоже произошло в середине 80-х. И я очень хорошо помню, как морозной зимой приходил с группой молодых христиан в деревянный домик на окраине Троице-Лыково на собрания, которые соединяли в себе элементы научного семинара и первого класса церковно-приходской школы. А потом с великой осторожностью мы расходились по одному к разным автобусным остановкам: ведь для нагрянувшей милиции присутствие в доме нескольких несовершеннолетних при наличии на столе открытой Библии давало повод к задержанию взрослого. И сущая правда, что солидные ученые родители говорили своим отпрыскам: уж лучше бы ты пил и развратничал, чем – религия! И сущая правда, что молодой православный доперестроечного времени тесно, плечом к плечу, стоял на линии фронта супротив безбожия вместе с католиком, баптистом, пятидесятником, иудеем.

http://religare.ru/2_89803.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ: ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА БОЛЕЕ АКТИВНО ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ОБЩЕСТВО 8 мин., 01.01.2008 Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ родился в 1964 году в Москве, закончил филологический факультет Московского педагогического института имени Ленина, преподавал за границей. Вернувшись в Россию, работал в газете " Известия " , где прошел весь путь от корреспондента до заместителя главного редактора. Вел программы " Против течения " (1992-1993, " РТР " ), " Хронограф " (2002, " Россия " ). Ведет на канале " Культура " программу " Тем временем " . Но главным занятием для него остается литература. Скоро выходит его книга " Базовые ценности: искусство по применению " . Сейчас Александр Архангельский пишет книгу о Пушкине для серии " Жизнь замечательных людей " . Заходить в тупик полезно У телевидения есть свои границы: оно не может, не умеет рассказывать про Бога. Оно может говорить про людей. И через их веру как-то поведать о Боге. Телевидение – это посредник между разными группами общества, например, теми, которые “создают” культуру и теми, которые эту культуру “потребляют”. Точно так же есть узкие сообщества людей, которые “пропагандируют” богословские идеи, и более широкие сообщества людей, которые, благодаря телевещанию, могли бы к этим идеям приобщиться. Но люди, уже живущие жизнью Церкви, в принципе, не очень-то в телевидении, даже церковном, нуждаются: они общаются со священником, читают специальные книги. А вот нецерковному человеку разговор о тех реалиях, с которыми он ежедневно не соприкасается, – необходим. Но будет ли он слушать о них специально? Канал “Спас” – эксперимент. Посмотрим, удастся ли он. В обществе есть верующие и неверующие, и телевидение может выстраивать между ними линию диалога. Но в этом случае оно будет не церковным, а общественным. Нужно, чтобы телевидение стремилось делать все для того, чтобы люди понимали друг друга, чтобы неверующие знали, какими проблемами живет Церковь, а церковные – какие радости и страдания разделяют их неверующие сограждане, чтобы не было взаимного презрения и отторжения.

http://foma.ru/aleksandr-arxangelskij-cz...

Архангелово чудо в Архангельской области Почему речушка Халуй в буквальном смысле течет-течет и проваливается под землю 19 сентября, 2015 Почему речушка Халуй в буквальном смысле течет-течет и проваливается под землю Повернуть воды вспять, проложить путь через море, иссушить реку – такими чудесами насыщено Писание и Предание. Как мы воспринимаем эти повествования сегодня? Своим ощущением чуда от увиденного собственными глазами поделился епископ Иона (Черепанов). Чудо, о котором пойдет речь, очень похоже на совершенное много веков назад Архангелом Михаилом в Хонех. Память о том, как Архистратиг сохранил храм, направив водный поток в землю, Церковь бережет – и празднует 19 сентября. То, что спустя почти тысячу лет случилось с речушкой Хáлуй в Архангельской области, помнит мало кто – лишь местные да краеведы. И уж точно это не воспринимается как повод для радости: по преданию, так жители одноименной деревни были наказаны за негостеприимство, проявленное по отношению к преподобному Александру Ошевенскому. Как и почему речка в буквальном смысле проваливается под землю, видел, знает и рассказал епископ Обуховский Иона, отец и мать которого родом из Архангельской области. Чудо Архистратига Михаила в Хонех – событие всем нам известное: соединив плотиной две горные речки, язычники хотели направить поток на православный храм и снести его с лица земли. Но по молитвам преподобного Архипа вода была низведена явившимся Архангелом Михаилом в расщелину в скале. И до сих пор река в этом месте уходит под землю. Было это в IV веке в Малой Азии. Задумывались ли вы, насколько возможны подобные чудеса? Ведь бывает, когда читаем о проявлениях сверхъестественной силы Божьей, какая-то нотка сомнения закрадывается в сердце. В то же время многие великие события затем повторялись в истории. Как некогда праотцу Аврааму явилась Пресвятая Троица в виде трех ангелов, так спустя много столетий Троица также явилась преподобному Александру Свирскому. И в случае с чудом в Хонех можно найти аналоги. Совсем недавно мне довелось узнать об одном таком.

http://pravmir.ru/arhangelovo-chudo-v-ar...

Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Село Архангельское Каменского района Тульской области. Строителями первой церкви (деревянной) были Дмитрий Боев, Андрей Шибаев и Мишка Савельев. Это стало известно из допроса (и челобитной помете приказа Розыскных дел) свояка Матюшки Боева, который служил стряпчим у князя Василия Васильевича Голицына. Стряпчий – это дворцовый слуга, придворный чин, следующий ниже за стольником. Всего в селе в разное время было построено четыре храма. В 1895 г. население прихода простиралось до 712 мужского пола и 755 женского пола. Это вместе с ближайшими деревнями.  В это же время (1895 г.) в приходе  было два храма: 1) холодный каменный в честь Успения Божьей Матери и 2) каменный, теплый во имя Святителя  и Чудотворца Николая, считающийся приписным к первому (новому) храму. От первоначального и второго храма не осталось и следов, но прихожане до настоящего времени день 8 ноября чтут, как свой храмовый праздник. Во второй половине 1700-х гг. первый храм пришел в негодность и в 1771 г. был построен второй деревянный Успенский храм, на средства помещицы Анастасии Петровны Свечиной (жена бригадира Иван Ивановича Свечина). И позднее перед постройкой четвертого храма был продан в с. Ивановское, на Плаве Чернского уезда. А третий храм в селе Архангельское был построен на средства сына Анастасии Петровны и Иван Ивановича Свечиных, Петра Ивановича Свечина. Третий храм первоначально был устроен во имя Пресвятой Троицы, однопрестольным, каменным в небольшом размере в 1787 г. В таком виде он был до 1877 г., когда местный помещик дворянин Николай Дмитриевич Селезнев на свои средства  сделал теплым и возобновил его уже как во имя Святителя и Чудотворца Николая. И, наконец четвертый храм (строительство 1844-1853 гг.) другой местный помещик дворянин Николай Александрович Шишков, вместо второго (по счету) деревянного храма, проданного в Черский уезд, устроил каменный однопрестольный, но без трапезы и колокольни, храм Успении Божьей Матери. А в 1865 г. наследник храмостроителя Андрей Николаевич Шишков на свои средства устроил трапезную и колокольню, чуть позже храм внутри незначительно поновлен, потом и снаружи.

http://sobory.ru/article/?object=18664

поиск:   разделы   рассылка Филипп Щипков Александр Архангельский: Религия находится в гетто Александр Николаевич Архангельский. Родился в 1962 году. В 1984 году окончил факультет русского языка и литературы МГПИ. Кандидат филологических наук. 1985 – сотрудник Гостелерадио СССР. В 1986-1992 работал в журналах " Дружба народов " и " Вопросы философии " . С 1992 по 1993 – автор и ведущий программы " Против течения "  (РТР). С 1993 по 1994 – автор программы " Писатели у микрофона " (радио " Свобода " ). С 1998 года – обозреватель, с 2001 года – заместитель главного редактора газеты " Известия " . Автор и ведущий телепрограммы " Тем временем " на ТК  " Культура " . Вам интересна религия как самостоятельный феномен или ее политическая составляющая? На политических полосах " Известий " периодически публикуются материалы, которые посвящены взаимодействию политики и религии. О религии в собственном смысле слова мы можем писать, только когда она вызывает резонанс в обществе. В обществе верующих и неверующих. Когда в этом году умер митрополит Сурожский Антоний (Блум), мы об этом написали, потому что, независимо от личных религиозных воззрений наших читателей, фигура митрополита Антония является посреднической между миром Церкви и миром внецерковным (к нему в большинстве своем относятся читатели " Известий " ). А когда год назад умер во всех отношениях достойный митрополит Нижегородский Николай (Кутепов), мы об этом не писали – не в силу нашего равнодушия, а потому, что это событие специально не касается нашего читателя. О религии " Известия " пишут часто. Почему нет специальной религиозной полосы? Когда я руководил отделом " Общество " , я пробовал такую полосу делать, но, во-первых, у меня не было ощущения, что она кому-нибудь, кроме меня, нужна. Во-вторых, газета – это только зеркало. Мы живем в мире, где на большинство населения религия воздействует в политической и общественной сферах, а не в собственно религиозной. Понятно, что девять из десяти русских скажут, что они православные, но при этом только 5 % ходят в церковь, исповедуются, причащаются, т.е. живут церковной жизнью. Если Церковь (не через СМИ, а сама по себе) вернет влияние на умы (а не только на ситуации, ведь политика – это набор ситуаций), то, несомненно, это приведет к немедленным переменам в редакционной политике многих изданий.

http://religare.ru/2_6461.html

«Пусть рэпом изложат «Преступление и наказание». Почему идеальный учебник не поможет полюбить литературу Александр Архангельский – о том, как учебники исключают из федерального перечня, а детям предлагают позавчерашний день 12 марта, 2019 Александр Архангельский – о том, как учебники исключают из федерального перечня, а детям предлагают позавчерашний день Литературовед Александр Архангельский — об истории с исключением его учебника из федерального перечня, о школьной программе по литературе, новых способах чтения классики и учебниках будущего. В феврале Министерство просвещения исключило из федерального перечня несколько школьных учебников: учебник «Экономика» Игоря Липсица обвинили в недостатке патриотизма. Такую же претензию предъявили и авторам учебника математики, который «не воспитывает чувство гордости за свой народ». В опале оказались и чтение с литературой. В частности, в учебнике по литературе для 5-го класса авторства Александра Архангельского и директора подмосковной православной гимназии «Образ» Татьяны Смирновой чиновники не увидели «межрелигиозного диалога» и «толерантности». Позже по предложению депутата от КПРФ Олега Смолина спорные линии решено было отправить на очередную экспертизу. Однако, даже если часть списка вернут, учиться по этим учебникам в следующем году школьники все равно не смогут. Заказ на позавчерашний день — Для вас история с учебниками стала неожиданностью? — Я не первый раз прохожу все эти конкурсы, и всегда очень тяжело. Но то, что приказ 2016 года («Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников» — прим. ред.), мягко говоря, сомнительный, не только моя точка зрения, но и точка зрения Генпрокуратуры, которая сделала заявление о его коррупционном потенциале. Что будет дальше, мы не знаем. Знаем одно: в любом случае заказать на новый учебный год эти учебники школы уже не смогут, физически не успеют, потому что уже сейчас идет распределение региональных бюджетов. Так что выигрыш интересантов очевиден: мы знаем издательства, которые выиграли, мы знаем издательства, которые проиграли.

http://pravmir.ru/pust-repom-izlozhat-pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как уберечь школьников от тлетворного влияния гаджетов Размышления председателя Архангельского отделения Союза отцов России и депутата Госдумы Александра Спиридонова 25.10.2023 652 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора Как сообщалось , вчера состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со студентами Московского педагогического государственного университета. В частности, Предстоятель сказал, что «особую обеспокоенность вызывает привязанность современной молодежи к различным электронным устройствам, которые назвали странным для русского человека словом " гаджет " . Зависимость от смартфонов, планшетов, компьютеров приобретает масштабы, как некоторые считают, национального бедствия. Тем временем ТАСС опубликовал результаты опроса сервиса Superjob, согласно которому «запрет на использование мобильных телефонов на уроках поддерживают 83% родителей школьников. Причем отцы чуть чаще матерей высказывались за эту инициативу: 85% против 81% соответственно». Среди учителей такой запрет поддержали 87% респондентов. При этом запрет в принципе приносить мобильные телефоны в школу поддержали только 30% родителей, отмечается в опросе. Среди учителей таких 60%. О том, как решить проблему зависимости от гаджетов размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» Председатель Архангельского отделения Союза отцов России, депутат Государственной Думы Александр Юрьевич Спиридонов: Как председатель Архангельского отделения Союза отцов России глубоко уверен, что зависимость детей от гаджетов является национальной проблемой. И Святейший Патриарх Кирилл очень правильно её обозначил как национальное бедствие. Я, как отец двух сыновей, знаю, что дети целый день проводят с телефоном в руках. Во-первых, дети играют в различные стрелялки, так называемые «шутеры» (жанр компьютерных игр), где очень много жестокости, крови и оружия. Во-вторых, дети очень много времени проводят в Интернете. Мы понимаем, что вряд ли молодое поколение смотрит там что-то хорошее: они заходят на различные платформы (Ютуб, Тик-ток), социальные сети, смотрят различные видеоролики и клипы. А какая там информация? Различные современные группы, которые явно не несут ничего хорошего. Тот же Моргенштерн, очень популярный среди подростков, не просто отрицательный персонаж, а деструктивно влияющий на сознание детей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/25/ka...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010